Актуальность поэмы мертвые души сегодня сочинение
Обновлено: 04.07.2024
ПОЭМА "МЕРТВЫЕ ДУШИ" – ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Задачи:
Провести теоретический обзор по данной проблеме.
Проанализировать галерею помещиков и сопоставить их пороки с грехами.
Распределить помещиков по кругам ада (по Данте)
4. Отобразить зеркальность помещичьей Руси и нашей действительности.
1.2 Религиозные образы поэмы.
Что касается дома, то это отдельная история. Мы знаем, что только дома мы чувствуем себя в безопасности, это наша крепость, здесь наши близкие и родные люди. Именно поэтому должны сохранять дом в чистоте, в порядке. Описывая дома помещиков, становится понятно, что ни один из домов не соответствует понятию – Очаг. Эти дома неуютные, некомфортные, они не способны оградить от бед и угроз окружающего мира. Наверное, дописав остальные части поэмы, Гоголь бы смог показать нам и преображение домов помещиков. В финале, думаю, это не были бы пустые, заброшенные, захламившиеся усадьбы, очень темные, холодные и бездушные. Ведь основа всего произведения заключается в перерождении и преображении всего, что связано с душой. А это и сами люди, и их дома, и города.
Глава II Анализ произведения «Мертвые души
2.1 Описание портретов помещьичей галереи.
Далее следует единственный представитель женского пола помещик - Коробочка. Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит в её поместье следы умелого хозяйствования. Эта хозяйственность обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Вид ее затрёпанный и малопривлекательный.
Помещик Ноздрев - любитель всякого рода собраний, балов и ярмарок. Не случайно Чичиков встретился с ним в трактире. Постоянная подвижность и неугомонность - его характерные особенности. Богатый запас своей энергии этот помещик целиком растрачивает в кутежах, бесчисленных скандалах и драках. Ноздрев - хвастун и враль. Рассказывая о своих похождениях в обществе, он обязательно что-нибудь соврет. Его друзья это карты и выпивка.
И самым последним из галереи помещиков является Плюшкин. Самый противоречивый герой произведения. Стоит отметить, что это единственный герой, у которого есть биография. В былые времена он имел семью, часто принимал гостей. Считался бережливым хозяином, у которого всего было вдоволь. Потом жена умерла. Вскоре старшая дочь убежала с офицером, а сын вместо службы поступил в полк. Плюшкин обоих детей лишил своего благословения и денег и с каждым дней становился все скупее. В конечном итоге он сосредоточился на одном своем богатстве, а после смерти младшей дочери все былые в нем чувства окончательно уступили место жадности и подозрительности. Чичиков даже путает Плюшкина с ключницей из-за того, что тот совершенно плохо одет и ходит в лохмотьях. Его амбары забиты хлебом, но при этом он морит голодом крестьян.
Таким образом, в каждом помещике чувствуется внутренняя мертвенность, бесчувственность, их души как будто прикрыты толстым слоем грязи. Нет внутреннего развития, суть всей их жизни - призрачное существование и прозябание. А, поскольку, город составляют живущие в нем люди, то и на городе лежит печать мертвой бесчувственной жизни. Даже описание писателя говорит нам об этом: пустынные, неосвященные, широкие улицы, бесцветные, однообразные дома, заборы, чахлый сад с тощими деревьями…
2.2 Распределение страстей помещиков по кругам ада.
На протяжении нескольких лет я был учеником воскресной школы, поэтому многие знания основ православия для меня не только теоретические. Неоднократно в школе мы беседовали со священниками на разные темы и задавали волнующие нас вопросы, в том числе касающиеся души, вечной жизни и греховности. Особый интерес представляет жизнь в Раю и Аду. Потому мне захотелось попробовать распределить грехи и пороки помещиков согласно кругам ада.
Рассматривая концепцию произведения, приводятся доказательства, что помещики идут друг за другом, как очередность кругов ада, в возрастании. Хочется выяснить правоту этого утверждения, в качестве проверки возьмем божественную комедию по Данте. По его версии все грешники располагаются в аду определенным образом.
Первый круг: некрещеные и младенцы
Второй круг: сладострастники
Третий круг: чревоугодники
Четвертый круг: расточители и скупцы
Пятый круг: гневные и ленивые
Шестой круг: лжеучители
Седьмой круг: разбойники, самоубийцы, богохульники
Восьмой круг: обманувшие не доверившихся
Девятый круг: обманувшие доверившихся
Следующий помещик - это Коробочка, персонаж предстает перед читателями с грехом накопления и получения выгоды ото всего возможного. Таким образом, помещица Коробочка попадает в четвертый круг, как скупой человек.
Третьим помещиком предстает Ноздрев, его грехи - это сладострастие к алкоголю и чревоугодие, но также не стоит забывать, что Ноздрев, играя в карты, всегда пытался обмануть тех, с кем играл. Мы рассматриваем главные грехи, поэтому Ноздрев попадает прямо в восьмой круг ада.
Далее идет помещик Собакевич, который все время препровождения предпочитает плотно и много есть. Грех чревоугодия - есть третий круг ада.
И последний из галереи следует Степан Плюшкин. Спорный персонаж поэмы. Но для меня все четко и понятно, у человека есть амбары с хлебом, но крестьяне голодуют. У Плюшкина так же есть грех, когда все вещи, не важно, нужны они или нет, человек несет к себе в дом. Но, опираясь на литературные источники, эти грехи можно списать из-за сложности жизни Степана, потеряв все, он боится потерять любые вещи, олицетворяя их с потерей родственников. Тогда, опираясь на теорию кругов ада, Плюшкин попадает лишь во второй круг.
Таким образом, распределяем помещиков.
Второй круг: - Плюшкин
Третий круг: Собакевич
Четвертый круг: Коробочка
Пятый круг: - Манилов
Восьмой круг: Ноздрев
Девятый круг: Чичиков
2.3 Сравнительный анализ Гоголевской Руси и нашей действительности.
"Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу, - пьют и воруют". (М. Салтыков-Щедрин).
Вторым важным аспектом утверждения Салтыкова-Щедрина является проблема алкоголизации народа. Это серьезная проблема нашей страны. Проблема пьянства есть у такого помещика, как Ноздрев.
Мне кажется, что Гоголь взял в основу произведения разбитое зеркало, трещины – это изменение времени, а основное изображение осталось прежним. Таким образом, мы понимаем, что зеркала могут нести в себе похожие исторические события на долгие времена.
Заключение
Подводя итог моей работы, хочется сказать, что поэма является огромным наследием того времени и имеет огромную актуальность в наши дни. Смыслом всего произведения является преобразование человеческой души от мертвой к живой. Ведь только человек с живой душой способен любить, сочувствовать, сопереживать, помогать и просто жить. Идеальных людей не существует и в каждом из нас есть черты характера, страсти, как у помещиков поэмы. Просто надо не давать им прорастать через нашу душу, укореняться в нашем сознании, иначе они поработят нас. Хочется надеяться, что Россия сумеет когда-нибудь стать великой православной страной и в сознании людей укрепятся такие понятия, как вера в Бога, христианская жизнь с соблюдением всех заповедей. Ведь следовать им так просто, нужно только захотеть каждому!
Список литературы:
Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя: похождения Чичикова или мертвые души.
Читайте также:
- Смешные или абсурдные истории рассказанные гоголем в петербургских повестях сочинение
- Вечный спор ангела и демона происходит в нашей собственной совести сочинение
- Сочинение на тему жалобы животных
- Почему нельзя ограничиваться изучением опыта подготовки дефектологов только в своей стране сочинение
- Historically men were the hunters and women the homemakers it should stay like that сочинение