Актуальность поэмы мертвые души сегодня сочинение

Обновлено: 04.07.2024


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ПОЭМА "МЕРТВЫЕ ДУШИ" – ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Задачи:

Провести теоретический обзор по данной проблеме.

Проанализировать галерею помещиков и сопоставить их пороки с грехами.

Распределить помещиков по кругам ада (по Данте)

4. Отобразить зеркальность помещичьей Руси и нашей действительности.

1.2 Религиозные образы поэмы.

Что касается дома, то это отдельная история. Мы знаем, что только дома мы чувствуем себя в безопасности, это наша крепость, здесь наши близкие и родные люди. Именно поэтому должны сохранять дом в чистоте, в порядке. Описывая дома помещиков, становится понятно, что ни один из домов не соответствует понятию – Очаг. Эти дома неуютные, некомфортные, они не способны оградить от бед и угроз окружающего мира. Наверное, дописав остальные части поэмы, Гоголь бы смог показать нам и преображение домов помещиков. В финале, думаю, это не были бы пустые, заброшенные, захламившиеся усадьбы, очень темные, холодные и бездушные. Ведь основа всего произведения заключается в перерождении и преображении всего, что связано с душой. А это и сами люди, и их дома, и города.

Глава II Анализ произведения «Мертвые души

2.1 Описание портретов помещьичей галереи.

Далее следует единственный представитель женского пола помещик - Коробочка. Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит в её поместье следы умелого хозяйствования. Эта хозяйственность обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Вид ее затрёпанный и малопривлекательный.

Помещик Ноздрев - любитель всякого рода собраний, балов и ярмарок. Не случайно Чичиков встретился с ним в трактире. Постоянная подвижность и неугомонность - его характерные особенности. Богатый запас своей энергии этот помещик целиком растрачивает в кутежах, бесчисленных скандалах и драках. Ноздрев - хвастун и враль. Рассказывая о своих похождениях в обществе, он обязательно что-нибудь соврет. Его друзья это карты и выпивка.

И самым последним из галереи помещиков является Плюшкин. Самый противоречивый герой произведения. Стоит отметить, что это единственный герой, у которого есть биография. В былые времена он имел семью, часто принимал гостей. Считался бережливым хозяином, у которого всего было вдоволь. Потом жена умерла. Вскоре старшая дочь убежала с офицером, а сын вместо службы поступил в полк. Плюшкин обоих детей лишил своего благословения и денег и с каждым дней становился все скупее. В конечном итоге он сосредоточился на одном своем богатстве, а после смерти младшей дочери все былые в нем чувства окончательно уступили место жадности и подозрительности. Чичиков даже путает Плюшкина с ключницей из-за того, что тот совершенно плохо одет и ходит в лохмотьях. Его амбары забиты хлебом, но при этом он морит голодом крестьян.

Таким образом, в каждом помещике чувствуется внутренняя мертвенность, бесчувственность, их души как будто прикрыты толстым слоем грязи. Нет внутреннего развития, суть всей их жизни - призрачное существование и прозябание. А, поскольку, город составляют живущие в нем люди, то и на городе лежит печать мертвой бесчувственной жизни. Даже описание писателя говорит нам об этом: пустынные, неосвященные, широкие улицы, бесцветные, однообразные дома, заборы, чахлый сад с тощими деревьями…

2.2 Распределение страстей помещиков по кругам ада.

На протяжении нескольких лет я был учеником воскресной школы, поэтому многие знания основ православия для меня не только теоретические. Неоднократно в школе мы беседовали со священниками на разные темы и задавали волнующие нас вопросы, в том числе касающиеся души, вечной жизни и греховности. Особый интерес представляет жизнь в Раю и Аду. Потому мне захотелось попробовать распределить грехи и пороки помещиков согласно кругам ада.

Рассматривая концепцию произведения, приводятся доказательства, что помещики идут друг за другом, как очередность кругов ада, в возрастании. Хочется выяснить правоту этого утверждения, в качестве проверки возьмем божественную комедию по Данте. По его версии все грешники располагаются в аду определенным образом.

Первый круг: некрещеные и младенцы

Второй круг: сладострастники

Третий круг: чревоугодники

Четвертый круг: расточители и скупцы

Пятый круг: гневные и ленивые

Шестой круг: лжеучители

Седьмой круг: разбойники, самоубийцы, богохульники

Восьмой круг: обманувшие не доверившихся

Девятый круг: обманувшие доверившихся

Следующий помещик - это Коробочка, персонаж предстает перед читателями с грехом накопления и получения выгоды ото всего возможного. Таким образом, помещица Коробочка попадает в четвертый круг, как скупой человек.

Третьим помещиком предстает Ноздрев, его грехи - это сладострастие к алкоголю и чревоугодие, но также не стоит забывать, что Ноздрев, играя в карты, всегда пытался обмануть тех, с кем играл. Мы рассматриваем главные грехи, поэтому Ноздрев попадает прямо в восьмой круг ада.

Далее идет помещик Собакевич, который все время препровождения предпочитает плотно и много есть. Грех чревоугодия - есть третий круг ада.

И последний из галереи следует Степан Плюшкин. Спорный персонаж поэмы. Но для меня все четко и понятно, у человека есть амбары с хлебом, но крестьяне голодуют. У Плюшкина так же есть грех, когда все вещи, не важно, нужны они или нет, человек несет к себе в дом. Но, опираясь на литературные источники, эти грехи можно списать из-за сложности жизни Степана, потеряв все, он боится потерять любые вещи, олицетворяя их с потерей родственников. Тогда, опираясь на теорию кругов ада, Плюшкин попадает лишь во второй круг.

Таким образом, распределяем помещиков.

Второй круг: - Плюшкин

Третий круг: Собакевич

Четвертый круг: Коробочка

Пятый круг: - Манилов

Восьмой круг: Ноздрев

Девятый круг: Чичиков

2.3 Сравнительный анализ Гоголевской Руси и нашей действительности.

"Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу, - пьют и воруют". (М. Салтыков-Щедрин).

Вторым важным аспектом утверждения Салтыкова-Щедрина является проблема алкоголизации народа. Это серьезная проблема нашей страны. Проблема пьянства есть у такого помещика, как Ноздрев.

Мне кажется, что Гоголь взял в основу произведения разбитое зеркало, трещины – это изменение времени, а основное изображение осталось прежним. Таким образом, мы понимаем, что зеркала могут нести в себе похожие исторические события на долгие времена.

Заключение

Подводя итог моей работы, хочется сказать, что поэма является огромным наследием того времени и имеет огромную актуальность в наши дни. Смыслом всего произведения является преобразование человеческой души от мертвой к живой. Ведь только человек с живой душой способен любить, сочувствовать, сопереживать, помогать и просто жить. Идеальных людей не существует и в каждом из нас есть черты характера, страсти, как у помещиков поэмы. Просто надо не давать им прорастать через нашу душу, укореняться в нашем сознании, иначе они поработят нас. Хочется надеяться, что Россия сумеет когда-нибудь стать великой православной страной и в сознании людей укрепятся такие понятия, как вера в Бога, христианская жизнь с соблюдением всех заповедей. Ведь следовать им так просто, нужно только захотеть каждому!

Список литературы:

Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя: похождения Чичикова или мертвые души.

Читайте также: