Актуальность на дне сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Искусство – сама жизнь, и оно не знает смерти.
О. Уайльд
Пьеса “На дне” была написана Горьким в тысяча девятьсот втором году и поставлена на сцене МХАТа. Знаменательно, что о пьесе сразу же было написано невиданное количество критических статей и монографий. Пьеса всколыхнула весь литературный мир, всю общественность. Действительно, произведение было необычным.

Казалось, что там нет сюжетной линии, нет конфликта. Поначалу была непонятна цель автора, который развивал действие как бы по нескольким направлениям, параллельно.

Очень хорошо об этом сказал известный критик Б. Белик: “Перед нами своего рода менделеевская Периодическая система элементов, только элементов не химических, а духовных”.

Все же в этой пьесе есть конфликт, столкновение двух противоположностей. Известно, что особенностью творчества Горького, особенностью его драматургии было то, что конфликт у него всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы. Таким образом, основной конфликт пьесы заключается в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов и политических взглядов.

конфликт, положенный в основу пьесы, – это противоречия между классами и самодержавными порядками буржуазно-помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бездомных бродяг.
Центральной проблемой пьесы является проблема ложного и истинного гуманизма. Горький первый поставил эту проблему так широко и так страстно, пробудив задуматься над этой проблемой миллионы людей во всем мире. Горький поставил вопрос: “Что же лучше: знать горькую правду или слушать красивую ложь”? Красивая ложь именно тем и опасна, что она мешает понимать действительность жизни, тем самым останавливая движение народных масс в их борьбе за освобождение, за светлое будущее их страны.

А это как раз на руку буржуазии, крупным капиталистам, фабрикантам. Им невыгодно, если рабочие будут устраивать забастовки, если будет наблюдаться рост их политической сознательности.
Этой цели очень хорошо служит религия. На Западе существует очень много различных религиозных сект, которые всячески призывают к смирению и к “непротивлению злу насилием”. Церковники говорят, что если на “этом свете” терпишь такие муки, то на “том свете” тебя обязательно ждет рай и всякие блага. Именно эту же идею в пьесе Горького проповедовал и странник Лука.

Он утешал и умирающую Анну, и обещал Актеру лечебницу от алкоголизма, и сулил разные блага всем обитателям ночлежки. Его теория проверялась самой жизнью, сложной и противоречивой. И теория утешительной лжи потерпела полный крах.

Первое поражение Лука терпит от Анны. Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни покоя: “Ты – с радостью помирай, без тревоги…”
А в Анне, напротив, усиливается желание жить: “… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!” Далее Лука рассказывает Наташе о “праведной земле”, чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности обмана. А Наташа делает совсем другой, прямо противоположный вывод о герое этой притчи, покончившем с собой: “He стерпел обмана!” И эти слова проливают свет на гибель Актера, поверившего Луке и не вынесшего той трагедии, что красивые слова старика оказались лишь жалкой ложью.

Так и в современном буржуазном обществе гаснут все лучшие порывы людей социального “дна”: вырваться к свету, найти “свое место под солнцем”.
Чего только не предпринимает буржуазия для ослабления рабочего движения! Она создает и так называемую “рабочую аристократию”, которая ведет соответствующую пропаганду в народных массах. За рубежом существует также много различных партий, “прислужников” буржуазии.

Они ненавидят рабочих, которые борются за обыкновенные права человека на нормальную, здоровую жизнь. Активную борьбу с этими партиями ведет более сознательная часть народа под руководством социалистических партий. Если можно так сказать, то социалисты являются как бы носителями идеи истинного гуманизма.

Они – за правду, они – за человека. На всех языках мира сейчас повторяются вдохновенные слова Сатина из пьесы Горького “На дне”: “Человек – вот правда!”; “Человек – это звучит гордо!”; “Все – в человеке, все для человека!”
В пьесе Сатин противопоставлен Луке. Именно в их столкновении и заключается основной конфликт пьесы. Сатина ни в коем случае нельзя считать положительным героем. Ho именно этим образом Горький хотел показать, что и на “дне” люди еще не потеряли веры в лучшее, веры в победу.

Вдумываясь в образы “дна”, многие люди говорят себе: “Если даже отброшенный назад, почти к пещерному образу жизни, человек не превращается в зверя – значит, человеческое сильнее звериного, если даже на самом “дне” жизни в человеке вспыхивают искры веры в возможность счастья на земле – значит, эта вера неугасима; если даже во мраке ночи, когда “путь-дороги не видать”, человек не поддается отчаянью, он найдет дорогу”. И человек находит этот истинный, единственно верный путь жизни.
Пожалуй, одной из самых острых проблем в мире является проблема безработицы. Проблема “лишнего человека” в обществе стояла очень давно. Многие поколения писателей уделяли этой проблеме очень много внимания, подходили к ней с разных сторон, рассматривали ее с разных позиций.

Об этом писали и гении русской классики: Пушкин, Лермонтов, об этом писал и родоначальник литературы социалистического реализма А. М. Горький. Проблема “лишнего человека” стоит в пьесе “На дне” очень остро. В пьесе изображен образ безработного Клеща, потерявшего свою работу в результате кризиса шестидесятых годов.

В прошлом он слесарь и гордится этим: “я рабочий человек… я с малых лет работаю… Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…” Это он говорит в начале пьесы.

Ho потом, надломленный тяжелой жизнью и поддавшийся утешительной лжи Луки, он меняет свои позиции и даже становится защитником Луки. Это еще одно доказательство действия красивых лживых слов на человека, рабочего человека.
В пьесе Горький изображает судьбы таких “лишних людей”, как Актер, Пепел, Настя.
Вся беда состоит в том, что эти люди социально неизлечимы. В пьесе сама по себе ночлежка – порождение того общества, где дороже всего ценится рубль. В авторских ремарках мы читаем описание ночлежки: “Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой.

Свет – от зрителя и, сверху вниз, из квадратного окна с правой стороны”. Даже сюда, на “дно” жизни, проникают собственнические инстинкты и мещанские предрассудки. Великий гуманист Горький обличает хозяев ночлежки, и тема обличения тем более усиливается, что ночлежники зачастую люди недюжинные. Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе.

Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные изломаны, изуродованы жизнью до последней степени.
Главным злом, причиной попадания людей на “дно” является само общество, насквозь прогнившее и неизлечимо больное в социальном плане. Сколько хорошего гибнет в нем, сколько прекрасного! Само общество повинно и в страданиях людей, в их нищете, в их бедствиях, в безработице.

Само же оно от этого и страдает. Отсюда мы делаем вывод, что так жить нельзя, что с этим обществом нужно покончить раз и навсегда.
Именно эта идея проходит красной нитью через всю пьесу Горького “На дне”. В пьесе Горький опровергает пассивный гуманизм, обращенный лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, и противопоставляет ему гуманизм активный, революционный, возбуждающий в людях стремление к протесту, сопротивлению, борьбе. Пьеса проникнута протестом против социальных порядков капиталистического общества и неукротимым призывом к другой, справедливой и свободной человеческой жизни.

Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественные слова о Человеке, о его призвании, о его силе и красоте.
Гордые слова о том, каким может быть и каким должен быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает революционный смысл. Если человек в своей сущности прекрасен и только строй, основанный на эксплуатации, низводит его до такого ужасающего состояния, стало быть, нужно сделать все, чтобы этот строй уничтожить и создать условия, при которых человек станет поистине свободным и прекрасным. Таков был вывод пьесы.

Таков вывод жизни. Только в борьбе можно завоевать счастье, достигнуть великих целей, которые стоят перед народами планеты.

Автор погружает нас в мрачную атмосферу материальной и духовной бедности. Каждому персонажу присуща своя история, повадки, особенности и привычки. Собравшиеся в ночлежке герои социально равны, не смотря на разное прошлое.

Подвал, в котором собрались эти люди, в тексте подается как что-то внешнее, не связанное с остальным миром, как образ самого низшего уровня жизни, как пристанище низких слоев общества, как необитаемый остров.

Актуальность пьесы заключается в образах героев. До сих пор на улицах города можно встретить людей, отстранившихся от нормальной жизни, людей, не способных побороть свои страхи и привычки, людей морально слабых и не желающих изменить что-то в своем жалком существовании.

Из вышестоящих слов можно сделать вывод, что Горький говорит о ничтожности человека, но это не так.

Горький пытается показать, каким не должен быть человек, и каким должен. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Горький знал, что пишет историю, которая будет сопровождать человечество еще очень долго. Писатель попытался показать образы разных видов людей, принцип естественного отбора, борьбы за существование, условия морального и физического упада, когда нет никакой надежды, завернув это все в легкоусваемую обертку — описание жизни сожителей и их бытовые ситуации, таящие в себе огромный смысл.

Полезный материал по теме:



Впервые спектакль по мотивам произведения был поставлен 18 декабря 1902 года в МХТ. В советское время постановка радовала зрителей 9 раз. Последний раз ее можно было увидеть в 1956 году. Но это не умалило ее успеха. Не единожды пьеса ставилась за рубежом в таких городах, как Берлин, Краков, Хельсинки, Париж, Токио, Нью-Йорк, Лондон, Тунис. С 1996 года по настоящее время было поставлено более 20 постановок в разных странах мира. Пьеса была экранизирована 10 раз не только отечественным кинематографом, но и в Венгрии, Японии и Франции.

Правда всегда узнаваема

Философский аспект

Другие жители ночлежки также имеют свое мнение по данному вопросу, но оно не столь радикально. Клещ полагает, что правда губительна, поэтому в сердцах проклинает ее.

Однако мудрость и доброта Луки вступает в противоречие с реальной действительностью, в которой вынуждены жить окружающие его люди:

Спасительная философия жалости оказывается бесполезной, она только унижает силу духа и лишает жителей дна последних сил. Эту мысль необходимо обязательно отразить в любой работе, будь то сочинение по теме или конспект.

Вот почему произведение Горького принято называть социально-философским. Сложная проблематика и наличие конфликта, столкновение двух противоположных жизненных позиций и реалистичное изображение жизненного дна — вот кратко те основные признаки, благодаря которым текст подходит под жанровое определение.


Между жителями ночлежки сложные отношения. У них разные судьбы, разные взгляды на жизнь, поэтому им сложно найти общий язык, из-за чего постоянно возникают ссоры. Супруга хозяина заведения, Василиса, любит Ваську Пепла, который зарабатывает себе на жизнь воровством. Она подговаривает вора убить ее мужа, чтобы они были свободны и им никто не мешал. Только Васька не отвечает взаимностью на чувства Василисы, так как давно уже влюблен в ее младшую сестру Наталью. Василиса замечает это и нещадно бьет Наталью, из-за чего та попадает в больницу. После выписки она уже не возвращается в ночлежку.

Основная идея пьесы

Максим Горький

Он пробовал заниматься самым низкооплачиваемым тяжелым трудом, чтобы познать жизнь и описать ее в своих произведениях. Именно поэтому нарисованные им персонажи — не выдумка, а скорее, типажи, реальные представители низа.

Сама судьба, кажется, была несправедлива к ним, вынудив пасть так низко, что подняться практически невозможно. А философский оттенок сюжетной канвы связан, прежде всего, с образом Луки, который пытается помочь каждому из обитателей ночлежки, но на самом деле только усиливает их страдания.

Жанровая специфика

Особенности социального аспекта:

А философский момент в текст вносят размышления героев о смысле жизни. Автор не просто описывает непростую жизнь обездоленных людей, а пытается найти ответы на интересующие его вопросы, понять, что лучше — суровая правда или спасительна ложь.

Выбор героев

Все эти варианты наполнены пессимизмом, что вполне сочетается с текстом произведения. Ничего радостного и светлого в помещении, более напоминающем пещеру, нежели человеческое житье, происходить не может. Мрачные, серые краски использует Горький для изображения места действия. И персонажей он выбирает соответствующих. Кажется, что среди героев нет положительного, но писатель уверен в том, что сама жизнь сделала их таковыми.

Смена эпох, наступление нового этапа общественного развития, нового исторического периода — всегда время перемен, коренных изменений, появления новых реалий в культурной, экономической, политической жизни. Историческая ситуация конца девятнадцатого — начала двадцатого века во многом схожа с обстоятельствами современной жизни. Это и крушение, безвозвратный уход в прошлое старых нравственных ценностей и появление новых, и изменение социальных структур общества, и возникновение новых тенденций общественного развития.

Сочинение на тему философская проблематика пьесы на дне

Чем могут быть полезны книги в наше время? Актуальна ли классическая литература и по сей день? Думаю, этот вопрос риторический, так как ценность произведений, написанных классиками, неоспорима. Они дают возможность погрузиться в их мир, прожить жизнь любого героя книги. Но самое важное, что такие произведения заставляют нас задуматься о действительно важных вещах и возможно переосмыслить наши поступки и действия. Книги представляли большую ценность как сотни лет назад, так и сейчас, потому что они расшевеливают наш мозг, позволяют анализировать действия героев книг и примерять на себе эти роли.

Возможно, художественная литература не развивает наш ум так остро, как учебники по физике и геометрии, но они дают нечто большее — прививают человеку моральные ценности, развивают критическое мышление и позволяют рассуждать на неоднозначные философские темы.

В заключение хотелось бы сказать, что данная проблема будет актуальна еще многие годы, ведь у каждого человека есть свое мнение на этот счет. Тема правды и лжи слишком неоднозначна, чтобы ее могли закрыть раз и навсегда. В своем произведении М. Горький ни к чему нас не призывает, а лишь дает пищу для размышлений, позволяя нам самим решать, что важнее — суровая правда или ложь во благо.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: