Сочинение на тему оскудение человеческой души

Обновлено: 04.07.2024

В рассказах 90-х годов Чехов по-прежнему исследует жизнь не в общих явлениях, а в ее частных выражениях в сфере быта. На первый взгляд, мелкие и неважные темы выводят к социальноисторическим обобщениям. Чехов пишет об интеллигентах, их иллюзиях и заблуждениях, о несостоятельности их жизненных программ.

Это ярко проявилось в его трилогии “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Герои ее “связаны скрытой общностью”: гимназический учитель Беликов с его девизом “как бы чего не вышло” свел свою жизнь к следованию

инструкциям и указам; чиновник Чимша-Гималайский подчинил жизнь идее приобрести собственность – имение с крыжовником.

Алехин, который любил, не смог переступить через привычные представления, и погибла сама любовь. Каждый из героев подчиняет жизнь узкой программе, заключает ее в футляр.

Образ учителя греческого языка Беликова разработан гротескно. “Футлярность” определяет все, что его окружает: вся мебель в чехлах, сам в любую погоду в калошах и с зонтиком, в темных очках и с ватой в ушах. Футляр – это способ спрятаться от жизни, уйти от принятия решений. Беликов слаб, робок, одинок.

боязлив. Поэтому он учит мертвому древнегреческому языку, поэтому он во всем следует указам и инструкциям. Однако этот “человек в футляре” странным образом держит в моральном подчинении весь город. Его зловещий облик витает над всеми делами и разговорами горожан. Смерть Беликова – это обретение вечного футляра, недаром он “лежал в гробу почти счастливый”.

Образ “человека в футляре” стал символом стремления спрятаться от жизни. В рассказе Чехов дал гротескную характеристику поведения интеллигенции в конце 90-х годов.

В рассказе “Крыжовник” чиновник Чимша-Гималайский осуществил фанатическую мечту жизни – купил усадьбу, в которой он хотел развести крыжовник. Маленький чиновник, солдатский сын, перерождается. Став собственником, он рассуждает о необходимости телесных наказаний для крестьян, превращается в тупого обывателя.

Чехов рисует его гротескно: он похож на свинью, на свиней похожи его толстая собака и толстая кухарка. Фанатичная идея, которой подчинил жизнь, в общем, неплохой человек, – это тоже футляр, сковывающий свободный дух.

Такой же футляр в виде оторванных от реальной жизни консервативных представлений о грехе и добродетели губит любовь в рассказе “О любви”.

В трилогии главная тема – это неправильно понятые смысл и цель жизни, приведшие к опошлению и нравственному перерождению героев. Анатомию опустошения и гибели человеческой души особенно ярко Чехов показал в рассказе “Ионыч”.

Герой проходит три этапа в своей жизни, каждый из которых характеризуется повторяющимися, но претерпевающими изменения деталями.

Дмитрий Ионыч Старцев приезжает врачом в земскую больницу с высокими идеалами служения народу. Он не лишен романтического восприятия жизни, любит музыку, мечтает, влюбляется. Он способен чувствовать красоту лунной ночи, остро переживать.

Вначале он даже не берет за лечение денег у бедняков. Он и сам не богат – в город ходит пешком. Когда Котик отказала Старцеву, он при всей казавшейся пылкости и глубине любви страдал три дня, а потом утешился и думал только, что любовь приносит ненужные хлопоты.

Чехов не говорит подробно о годах жизни Старцева, а расставляет только основные вехи.

Герой, прежде отличавшийся от жителей города возвышенными мечтаниями и горячими чувствами, привыкает к размеренной, полусонной жизни обывателей. Они больше не раздражают Старцева. Они не изменились, но меняется сам герой. Он теперь уже берет деньги со всех больных, перестает спорить, покупает пару лошадей. Ему лень любить, и он думает: “Хорошо, что я тогда не женился”.

Называют его теперь Дмитрий Ионыч.

Моральное опустошение завершается тем, что доктор Старцев превращается в Ионыча – ленивого, разжиревшего, лишенного живых мыслей обывателя. Он теперь берет не только деньги, но и все, что приносят больные; ездит на тройке с бубенчиками и кучером на козлах; по вечерам считает деньги, рассматривает дома, назначенные на продажу. Круг его интересов теперь – только богатство, хотя он сам не знает, зачем ему одному столько денег.

Ни желаний, ни мечты у Ионыча уже нет. Процесс деградации личности завершен.

Чехов показывает, что среда, окружение, обывательские нравы оказывают влияние на человека, но это лишь усугубляющие факторы. Основная же причина опустошения героя – в нем самом, в его неспособности к сопротивлению, противостоянию. М. Бахтин писал, что “человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности”.

Герои Чехова не дорастают до самих себя, это несвершившиеся люди.

Алехин, который любил, не смог переступить через привычные представления, и погибла сама любовь. Каждый из героев подчиняет жизнь узкой программе, заключает ее в футляр.

В трилогии главная тейа — это неправильно понятые смысл и цель жизни, приведшие к опошлению и нравственному перерождению героев.

Герой проходит три этапа в своей жизни, каждый из которых характеризуется повторяющимися, но претерпевающими изменения деталями.

Дмитрий Ионыч Старцев приезжает врачом в земскую больницу с высокими идеалами служения народу. Он не лишен романтического восприятия жизни, любит музыку, мечтает, влюбляется. Он способен чувствовать красоту лунной ночи, остро переживать.

Вначале он даже не берет за лечение денег у бедняков. Он и сам не богат — в город ходит пешком. Когда Котик отказала Старцеву, он при всей казавшейся пылкости и глубине любви страдал три дня, а потом утешился и думал только, что любовь приносит ненужные хлопоты.

Чехов не говорит подробно о годах жизни Старцева, а расставляет только основные вехи.

Моральное опустошение завершается тем, что доктор Старцев превращается в Ионыча — ленивого, разжиревшего, лишенного живых мыслей обывателя. Он теперь берет не только деньги, но и все, что приносят больные; ездит на тройке с бубенчиками и кучером на козлах; по вечерам считает деньги, рассматривает дома, назначенные на продажу. Круг его интересов теперь — только богатство, хотя он сам не знает, зачем ему одному столько денег. Ни желаний, ни мечты у Ионыча уже нет. Процесс деградации личности завершен.

Были ли предпосылки превращения раннего Старцева в Ионыча? До Чехова эта проблема решалась однозначно. Во всем была виновата среда. М. Горький впервые почувствовал, что чеховские рассказы бесполезно разбирать по устоявшимся схемам.

В небольшом рассказе, состоящем из пяти глав, Чехов описал всю судьбу человека. Каждая глава является определенным этапом его биографии. Действие происходит в обыкновенном провинциальном городке, вобравшем всю скуку и однообразие провинциальной жизни. Молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев приехал в маленький уездный городок Дележ. Все жители советовали ему познакомиться с самой образованной семьей в городе — семьей Туркиных.

Причем ее игра напоминала падение с горы камней. Старцеву было хорошо в их доме. Рядом рос тенистый сад, из соседних комнат доходил запах жареного лука. И эта семья считалась самой образованной в городе!

Катерина Ивановна привлекала героя своей грацией, свежестью, уверенностью. Он мог говорить с ней о литературе и искусстве. Старцев влюбился в Котика. Встречи героя с ней проходили в осеннем саду.

В такой контрастности умирающей природы и зародившейся любви Дмитрия Ионыча мы чувствуем начало конца этой любви. Герой долго готовился к тому, чтобы сделать Котику предложение. У него не было даже фрака.

Поэтому он обегал весь город в поисках костюма. Но Котик решила пошутить. Она назначила герою свидание ночью на кладбище.

Мотив сада играет важную роль в рассказе. Сад символизирует выход из парадоксального мира в мир ограниченных возможностей, будничных дел. Весь эпизод — романтическая картина со сниженным финалом.

Но больше всего за эти годы изменился Старцев. Он по-прежнему убежден в своей исключительности, в резком отличии от мещанской среды города. Герой рассуждал о прогрессе человечества, об отмене смертной казни.

Но образ жизни и внешность героя уже не соответствуют его высоким речам. Он спешно принимает больных, кричит на них, едет не на паре, а на тройке с бубенцами. Старцев пополнел, раздобрел.

В нем изначально были отрицательные качества, которые он позволил себе развить. Человек сам творит свою жизнь. Но как, в сущности, мала и незаметна черта, отделяющая человека от чудовища!

Обычно говорят о том, что Ионыч потерял душу и человеческое обличие. Конечно, на это похоже. Но и другие герои этого произведения тоже потеряли часть души, по моему мнению.

Катерина Ивановна тоже потеряла часть своей души, она ведь вернулась из города после консерватории сломанной какой-то, разочарованной. В первую очередь, в себе! Конечно, дома все восхищались, она видела в себе великую пианистку, но мир показал ей, что это не так. Ей крылья подрезали! И она уже готова за этого неприятного доктора, которого она в своих фантазиях сделала настоящим героем – людским помощником.

Может быть, её родители тоже когда-то потеряли часть своей души. Они застряли в этой рутине. Один повторяет старые шутки, а другая пишет неинтересные романы. Вроде бы шутят и творят, но без души. Чтобы показать, какие они талантливые?

Душу нужно беречь, давать ей духовную пищу: хорошие книги, духовные практики, общение с людьми, помощь несчастным. Ни у Старцева, ни у других героев этого не было.

2 вариант

Дмитрий Ионыч Старцев – это главный герой рассказа. В начале произведения он представляет собой земского врача, который лечит людей. Ионыч – это добрый, весёлый, свободный и достойный человек. Он очень любит свое дело и с радостью помогает всем людям. Денег много он не получает, но, тем не менее, работа ему интересна. Дмитрий понимал, что нужно постоянно работать и трудиться, и тогда всё получится: он сможет заработать на собственный дом.

Одно его знакомство стало решающим для него и его души. Однажды на улице он познакомился с Туркиным Иваном Петровичем. Это человек, известный во всем городе своей состоятельной дворянской семьей. Дмитрия пригласили в гости, где семья Туркиных производят на него спорное впечатление.

В гостях Ионыч знакомится с Екатериной Ивановной – дочерью Туркина – которая быстро покоряет его страстное сердце. Екатерина избалованная, капризная и высокомерная девушка, которая желает стать знаменитой. Она изо дня в день занимается игрой на рояле.

Старцев хочет жениться на девушке, но она отказывает ему, делая выбор в пользу карьеры. Это послужило главным поводом для гибели его души.

Дмитрий Старцев не может вернуться к тихой жизни земского врача, ведь он уже устроился в высшем провинциальном обществе, пока ухаживал за Екатериной.

Он начинает много работать, чтобы обеспечить себя деньгами. Но, к сожалению, в итоге основной целью его жизни становятся деньги. Старцев становится равнодушным ко всему.

Спустя время Ионыч становится человеком, который разучился любить, он уничтожил свой внутренний мир из-за безответной любви.

В этом произведении автор показывает, как абсолютно любой человек, переживший безответную любовь и поддавшийся влиянию плохого окружения, может потерять в себе человека.

После разбора образа Ионыча можно с твёрдостью сказать, что душа человека разрушается от отсутствия желания противостоять влиянию ложных ценностей, которые представляют собой лишь большое искушение для людей разных времен. Драмы в жизни человека способствуют обеднению души, если человек не может различать истинные ценности от ложных.

Тема гибели человеческой души классическая в мировой литературе, но ее объяснение в произведениях Чехова еще останется значительной для многих поколений.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема гибели человеческой души в рассказе Ионыч

Популярные сегодня темы

Образ города Петербурга очень важен, поэтому поэт уделяет ему отдельное место в своем творчестве. Поэт имел с этим городом довольно тесные отношения, поэтому в душе его осталось много воспоминаний

Тема поколений и вражды поколений, их буквальной непереносимости друг другом довольно часто становится темой для обсуждения между людьми. Наша планета изобилует большим количеством людей, которые развивали свою социальную

Многие люди занимаются изучением своей родословной. Узнавать свою историю довольно интересное занятие. Генеалогия - именно так называется эта наука, она дает нам возможность разобраться в семейных связях.

Поэма Мороз красный нос рассказывает нам историю простую, но в тоже время фантастическую, а смысл её заключается в описании простой бытовой жизни. В данной простоте автор и раскрывает главную идею произведения и его смысловую цель.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Многие русские писатели болезненно переживали тот факт, что современная им действительность порождала “новых” людей, которые были очень далеки от представляемого ими идеала. В разное время Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов высказали открытое обвинение жизни. В своих гениальных произведениях они с непревзойденной остротой разоблачали пагубное, развращающее влияние собственности на человеческий характер, показали неизбежность нравственного и физического разрушения личности человека, пренебрегающего законами морали. Вершиной творчества Н. В. Гоголя является поэма “Мертвые души” — одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, “творение, выхваченное из тайника народной жизни”. В поэме Гоголь снова обращается к одной из основных своих тем — к теме русского помещичества. Картина дикого, грубо-невежественного, тупо-бессмысленного помещичьего царства, картина глубокого разложения николаевской России нарисована Гоголем с изумительной жизненной правдой, с огромной полнотой и силой художественно-реалистического воплощения. Галерея характеров, созданная Гоголем, ярко демонстрирует постепенное и все более глубокое омертвение человека. От Манилова до Плюшкина перед нами раскрывается пугающая картина постепенного угасания всего человеческого в человеке. Не лучше и губернский город NN. который сам Гоголь назвал “нетрогающимся миром”. Но особое место среди персонажей произведения занимает Чичиков. В нем весьма своеобразно, однобоко, в своих отрицательных сторонах, в специфическом буржуазном авантюризме проявились новые тенденции развития русской жизни. Недаром этого нового героя русской действительности Н. В. Гоголь не только называет “хозяином”, “приобретателем”. Писатель заклеймил его именем “подлеца”, В Чичикове тонко обрисован новый характер хищника-приобретателя, развившего в себе способность хитро приспосабливаться к людям и обстоятельствам, научившегося подчинять моральные принципы материальным интересам. Гневно осуждая феодальное дворянство, Н. В. Гоголь в образе Чичикова обличал буржуазное хищничество. Именно он опошлил образ романтического разбойника, Наполеона, рыцаря, ибо он становится “рыцарем копейки”. Злом самым ужасным называет Гоголь людей такой типа. “Мертвые души” были наиболее крупным произведением реализма первой половины XIX века, они оказали определяющее влияние на всю последующую русскую литературу и искусство, развивающиеся под знаменем реализма. Идеи Н. В. Гоголя развивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своем романе “Господа Головлевы”, где показаны “мертвые души” на более поздней стадии их разложения. Разложение помещичьего класса М. Е. Салтыков-Щедрин представил в форме истории морального оподления и вымирания одной семьи. Распад связей в области семейно-родственных отношений, где даже от порочной личности естественно ожидать некоторое проявление человечности, сатирик избирает в качестве одного из самых убедительных свидетельств нравственного падения и исторической обреченности своих героев. Головлевщина — это саморазложение жизни, основанной на паразитизме, на угнетении человека человеком. От главы к главе рисует М. Е. Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственных увечий, одичания, следующих одна за другой смертей, все большего погружения головлевщины в сумерки. И на последней странице: ночь, в доме ни малейшего шороха, на дворе мартовская мокрая метель, у дороги — закоченевший труп головлевского владыки Иудушки, “последнего представителя выморочного рода”. Порфирий Головлев, прозванный в семье еще с детства Иудушкой, — главный герой романа. Черты бессердечного стяжательства развились в Иудушке до предельного выражения. Его нравственное одеревенение было так велико, что он без малейшего содрогания обрекал на гибель поочередно каждого из своих сыновей — Владимира, Петра и внебрачного сына Володьку. В категории людей-хищников Иудушка представляет наиболее отвратительную разновидность, являясь хищником-лицемером. Его хищные вожделения всегда глубоко спрятаны, замаскированы сладеньким пустословием и выражением внешней преданности и почтительности к тем, кого он наметил в качестве своей очередной жертвы. Это полное олицетворение ничтожества держит в страхе окружающих, господствует над ними, побеждает их и несет им гибель. Ничтожество приобретает значение страшной, гнетущей силы, и происходит это потому, что оно опирается на крепостническую мораль, на закон и религию. Попирание Иудушкой всех норм человечности несло ему возмездие, неизбежно вело ко все большему разрушению личности. В своей деградации он прошел три стадии нравственного распада: запой празднословия, запой праздномыслия и пьяный запой, завершивший позорное существование “кровопивца”. Образ Иудушки Головлева — символ социального и морального распада дворянства. Новелла А. П. Чехова “Ионыч” продолжает и углубляет тему внутреннего перерождения, опошления интеллигента в обывательской среде, засасывающей, губящей человека. Чехов доказывает, что умный, образованный человек может опошлиться, нравственно угаснуть не только если в его жизни нет дела, труда, цели, но и в том случае, если этот труд, дело направлены к достижению низменной цели — личного обогащения. Чехов показывает, как атмосфера русской жизни заглушает все нравственно-хорошее и здоровое в человеке. Беда и одновременно вина Старцева, будущего Ионыча, заключалась в том, что он перестал внутренне сопротивляться, оказался слишком восприимчивым и податливым к окружающей пошлости. Вместе с оскудением души Старцева исчезают всякие связи с красотой, музыкой, природой. Любимым его занятием становится пересчитывание денег по вечерам. Он равнодушен ко всем окружающим и к самому себе. В конце новеллы перед нами настоящий стяжатель, которого “жадность одолела”. Перед нами врач, утративший свое главное качество — человеколюбие. В конечном счете жизнь оборачивается беспощадной стороной и для самого Ионыча. Да, он богат, у него “есть имение и два дома в городе”, но он одинок, “живется ему скучно, ничего его не интересует”. И самое главное — он теряет память о прошлом, забывает свою любовь, которая “была его единственной радостью и, вероятно, последней”. Ионыч отрекся от своей культурности, интеллигентности, от своего дела и своей любви. Перед нами беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопротивляться окружающей среде и перестал быть человеком. Так лучшими писателями критического реализма, чье творчество стало классикой русской литературы, остро и беспощадно разоблачались не только “мертвые души” героев, но и то общество, которое порождает Чичиковых, иудушек, ионычей.

Многие русские писатели болезненно переживали тот факт, что современная им действительность порождала “новых” людей, которые были очень далеки от представляемого ими идеала. В разное время Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов высказали открытое обвинение жизни. В своих гениальных произведениях они с непревзойденной остротой разоблачали пагубное, развращающее влияние собственности на человеческий характер, показали неизбежность нравственного и физического разрушения личности человека, пренебрегающего законами морали.

/> Вершиной творчества Н. В. Гоголя является поэма “Мертвые души” – одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, “творение, выхваченное из тайника народной жизни”. В поэме Гоголь снова обращается к одной из основных своих тем – к теме русского помещичества. Картина дикого, грубо-невежественного, тупо-бессмысленного помещичьего царства, картина глубокого разложения николаевской России нарисована Гоголем с изумительной жизненной правдой, с огромной полнотой и силой художественно-реалистического воплощения. Галерея характеров, созданная Гоголем, ярко демонстрирует

От Манилова до Плюшкина перед нами раскрывается пугающая картина постепенного угасания всего человеческого в человеке. Не лучше и губернский город NN. который сам Гоголь назвал “нетрогающимся миром”. Но особое место среди персонажей произведения занимает Чичиков.

В нем весьма своеобразно, однобоко, в своих отрицательных сторонах, в специфическом буржуазном авантюризме проявились новые тенденции развития русской жизни. Недаром этого нового героя русской действительности Н. В. Гоголь не только называет “хозяином”, “приобретателем”. Писатель заклеймил его именем “подлеца”, В Чичикове тонко обрисован новый характер хищника-приобретателя, развившего в себе способность хитро приспосабливаться к людям и обстоятельствам, научившегося подчинять моральные принципы материальным интересам. Гневно осуждая феодальное дворянство, Н. В. Гоголь в образе Чичикова обличал буржуазное хищничество.

Именно он опошлил образ романтического разбойника, Наполеона, рыцаря, ибо он становится “рыцарем копейки”. Злом самым ужасным называет Гоголь людей такой типа.
“Мертвые души” были наиболее крупным произведением реализма первой половины XIX века, они оказали определяющее влияние на всю последующую русскую литературу и искусство, развивающиеся под знаменем реализма. Идеи Н. В. Гоголя развивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своем романе “Господа Головлевы”, где показаны “мертвые души” на более поздней стадии их разложения. Разложение помещичьего класса М. Е. Салтыков-Щедрин представил в форме истории морального оподления и вымирания одной семьи.

Распад связей в области семейно-родственных отношений, где даже от порочной личности естественно ожидать некоторое проявление человечности, сатирик избирает в качестве одного из самых убедительных свидетельств нравственного падения и исторической обреченности своих героев. Головлевщина – это саморазложение жизни, основанной на паразитизме, на угнетении человека человеком. От главы к главе рисует М. Е. Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственных увечий, одичания, следующих одна за другой смертей, все большего погружения головлевщины в сумерки. И на последней странице: ночь, в доме ни малейшего шороха, на дворе мартовская мокрая метель, у дороги – закоченевший труп головлевского владыки Иудушки, “последнего представителя выморочного рода”.

Порфирий Головлев, прозванный в семье еще с детства Иудушкой, – главный герой романа. Черты бессердечного стяжательства развились в Иудушке до предельного выражения. Его нравственное одеревенение было так велико, что он без малейшего содрогания обрекал на гибель поочередно каждого из своих сыновей – Владимира, Петра и внебрачного сына Володьку. В категории людей-хищников Иудушка представляет наиболее отвратительную разновидность, являясь хищником-лицемером.

Его хищные вожделения всегда глубоко спрятаны, замаскированы сладеньким пустословием и выражением внешней преданности и почтительности к тем, кого он наметил в качестве своей очередной жертвы. Это полное олицетворение ничтожества держит в страхе окружающих, господствует над ними, побеждает их и несет им гибель.
Ничтожество приобретает значение страшной, гнетущей силы, и происходит это потому, что оно опирается на крепостническую мораль, на закон и религию. Попирание Иудушкой всех норм человечности несло ему возмездие, неизбежно вело ко все большему разрушению личности. В своей деградации он прошел три стадии нравственного распада: запой празднословия, запой праздномыслия и пьяный запой, завершивший позорное существование “кровопивца”.

Образ Иудушки Головлева – символ социального и морального распада дворянства. Новелла А. П. Чехова “Ионыч” продолжает и углубляет тему внутреннего перерождения, опошления интеллигента в обывательской среде, засасывающей, губящей человека. Чехов доказывает, что умный, образованный человек может опошлиться, нравственно угаснуть не только если в его жизни нет дела, труда, цели, но и в том случае, если этот труд, дело направлены к достижению низменной цели – личного обогащения. Чехов показывает, как атмосфера русской жизни заглушает все нравственно-хорошее и здоровое в человеке.

Беда и одновременно вина Старцева, будущего Ионыча, заключалась в том, что он перестал внутренне сопротивляться, оказался слишком восприимчивым и податливым к окружающей пошлости. Вместе с оскудением души Старцева исчезают всякие связи с красотой, музыкой, природой. Любимым его занятием становится пересчитывание денег по вечерам. Он равнодушен ко всем окружающим и к самому себе.

В конце новеллы перед нами настоящий стяжатель, которого “жадность одолела”. Перед нами врач, утративший свое главное качество – человеколюбие. В конечном счете жизнь оборачивается беспощадной стороной и для самого Ионыча.

Да, он богат, у него “есть имение и два дома в городе”, но он одинок, “живется ему скучно, ничего его не интересует”. И самое главное – он теряет память о прошлом, забывает свою любовь, которая “была его единственной радостью и, вероятно, последней”. Ионыч отрекся от своей культурности, интеллигентности, от своего дела и своей любви.

Перед нами беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопротивляться окружающей среде и перестал быть человеком.
Так лучшими писателями критического реализма, чье творчество стало классикой русской литературы, остро и беспощадно разоблачались не только “мертвые души” героев, но и то общество, которое порождает Чичиковых, иудушек, ионычей.

Читайте также: