Адаптация в колледже сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся и студентов нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания колледжа во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данного проекта.

Задачи проекта:

1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, выбранной профессии или специальности, профессиональных компетенциях.

2. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе.

3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

4. Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию.

5. Развитие позитивной самооценки, творческих способностей обучающихся, способности к рефлексии.

6. Развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности.

Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Основная часть

Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в колледже, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. Первый курс может стать точкой опоры для студента, именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается "активный поиск себя".

Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.

Целью профилактической работы
педагогического коллектива, работающего с 1 курсом является: создание комфортной образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем.

Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа считаются: - подготовка первокурсников к новым условиям обучения. - Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе. - Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов. - Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже:

• адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов-первокурсников к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;

• социально-педагогическая адаптация или общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

• адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже.

Адаптация формальная

Адаптация студентов к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в профессиональную систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма, у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Социально-педагогическая адаптация

Социально-педагогическая адаптация студентов – первый этап формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Приходя в колледж получить специальность и изучая различные дисциплины, студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. На первом курсе решаются задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

Адаптация дидактическая

Специфика процесса адаптации в колледже определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и колледже, что порождает своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер.

• Первокурсникам не хватает различных навыков и умений, которые необходимы в колледже для успешного овладения специальности. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и не всегда высокая успеваемость на первом курсе.

• Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.

Результаты адаптации находят выражение в разной степени адаптивности, которая может выражаться в следующем:

психологической идентификации - внутреннем принятии всех норм и требований, существующих, в учебном заведении; полном включении своих возможностей в учебную деятельность, в жизнь коллектива студенческой группы;

приспособлении к учебной деятельности - внешнем соблюдении основных норм и требований учебного заведения (во избежание неприятностей), приспособлении к нормам учебной деятельности (официальным и неофициальным) при внутреннем неприятии части их; неполном включении своих возможностей в процесс обучения и получения специальности;

психологической дезадаптации - полном внутреннем непринятии интересов, задач и требований учебного заведения при внешней демонстрации их принятия.

Одним из важных условий адаптации студентов к обучению в колледж является спланированная целенаправленная работа всего педагогического коллектива, включая заведующего отделением, классного руководителя, преподавателей-предметников. Мы помогаем студентам преодолеть сложности адаптации в обучении и планомерно адаптироваться к будущей профессиональной деятельности. Несомненно, процессами адаптации нужно управлять. Сочетание индивидуальной и активной коллективной воспитательной работы в адаптационный период способствует более быстрому достижению психофизического комфорта первокурсников. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача.

От успешности адаптации студента к образовательной среде во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера, личностное развитие будущего специалиста и его здоровье.

Таким образом, основная задача организации работы по адаптации студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.

Основным принципом организации работы по адаптации должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий, при пассивной роли студента, к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

Подросток переступил порог колледжа и стал его студентом. Если это произошло в 15–16 лет, после окончания 9 классов средней школы, то проблемы с обучением, адаптацией в новом коллективе, конечно, есть. Одна из причин - это подростковый возраст первокурсника, наиболее ответственный период в развитии личности. У подростков активно формируется самосознание, стремление к самоутверждению среди сверстников, желание лучше узнать себя и сверстников, понять окружающий мир, критически относясь к взрослым. В этом возрасте резко проявляются колебания характера, неприязнь к опеке, потребность в популярности, критичность, бескомпромиссность, значимость истины и независимости. В то же время подростки отзываются на доброту, внимание со стороны взрослых, справедливость.

Адаптация первокурсников к обучению в колледже происходит по-разному. Так, у одних учащихся адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей. Нарушения психологического характера не способствуют становлению личности и приводят к отчислению из училища по нежеланию учиться. Адаптация ускоряется, если с первокурсниками предварительно проведена работа по ознакомлению с возможными ситуациями предстоящих занятий.

Будущий успех зависит от способности строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием. С другой стороны, процесс обучения в колледже является новым этапом в жизни школьника и требует от него большей самостоятельности и активности в получении и усвоении знаний на фоне возросшей информационной нагрузки, а также умения, способности быть психологически и социально адекватным изменившимся условиям учебы и социального бытия. Новыми элементами для первокурсников училища являются изменившиеся формы и методы преподавания, повышение педагогических требований, увеличение объема учебной работы, необходимость самостоятельно планировать учебное время.

Но выпускник школы, особенно сельской, не всегда может быстро и безболезненно включиться во взрослую жизнь, адаптироваться к тем социально-экономическим условиям, в которых он должен будет жить, так как ему не хватает жизненно необходимых знаний, умений, навыков (правовых, юридических, экономических, психологических, социальных, практических). У него зачастую не сформированы ценностные ориентации, адаптивные способности, то есть те важные личностные качества, которые необходимые ему будут для успешного жизненного самоопределения и самореализации.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться “свободой”, денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований ССУЗа.

Трудности, ожидающие студента любой специальности, можно подразделить на несколько групп, в зависимости от содержания причин, их порождающих:

1. Дидактические трудности:

- Резкая смена содержания и объёма материала. Одна лекция содержит информацию в объеме пяти школьных уроков;

- Разнообразие новых (в сравнении со школьными) форм и методов преподавания (лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и т. д.);

- Сложный язык научных текстов и лекционного материала. Первокурсник оказывается неподготовленным к восприятию информации в такой форме;

- Отсутствие навыков самостоятельной работы.

2. Социально-психологические трудности:

- Перестройка сложившихся привычек и навыков: у многих изменяются место жительства, прежний уклад жизни, общественное окружение. Разрушаются старые привычки, представления, связи, а новые еще не окрепли. Не все переживают этот процесс безболезненно;

- Резкий переход к самостоятельной взрослой жизни. Встают новые материальные трудности, возрастает необходимость самообслуживания;

- Сомнения в своих способностях, неуверенность в силах, страх перед сессией, опасение быть отчисленным (слабый тип нервной системы, высокий уровень беспокойства-тревожности и т. д.).

3. Профессиональные трудности:

- Сомнения в правильности выбора вуза, специальности. (Часто возникают, когда ложно сформировавшаяся модель будущей деятельности сталкивается с реальностью)

Эти трудности обычно относят к периоду адаптации студента-первокурсника к новой для него системе обучения.

В связи с этим целью психологического сопровождения нашего колледжа является психологическая адаптация к ссузовскому обучению.

К основным задачам можно отнести:

- создание благоприятного микроклимата для студентов-первокурсников.

- профессиональная ориентация студентов, помогающая окончательно и осознанно определяться с выбором специальности.

- помощь студентам в процессе социализации.

- сохранение контингента студентов первого курса.

Для выявления показателей успешности адаптации студентов-первокурсников к условиям ссузовского обучения мы использовали многоуровневый личностный опросник “Адаптивность-02” (МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным.

В результате исследования были определены основные трудности адаптации первокурсников такие как:

- неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней.

- отсутствие умения самостоятельной работы;

- неумение осуществлять психологические саморегулирования поведения и деятельности.

- готовность выполнять общественные поручения в группе - 80 % опрошенных студентов;

  • 36% - имеют низкие адаптивные способности, низкий уровень нервно-психической устойчивости, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки.
  • У 13% - низкий уровень коммуникативных способностей, испытывают затруднения в построение контактов с окружающими, проявляют агрессивность.
  • 10% - не могут адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения.

Анализ полученных данных позволяет воссоздать целостную картину состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе, основными из которых являются:

1. Проведение тренинговых занятий с целью формирования сплоченности и развитие чувства доверия в студенческих группах;

2. Обучение студентов приемам снятия психологического напряжения, методам саморегуляции;

3. Проведение профилактических мероприятий с потенциальными участниками конфликтов;

4. Повышение психологической грамотности молодых преподавателей, психологическое сопровождение кураторской деятельности;

5. Проведение индивидуальных консультаций.

Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям, но как показывает опыт работы в нашей психологической службе, проведенные мероприятия позволяют установить комфортный микроклимат в группах, повысить учебную мотивацию и положительное отношение к учебной деятельности.

Таким образом, изучение особенностей протекания процесса адаптации первокурсников к ссузовскому обучению должно помочь сформировать подходы к оказанию психологической помощи студентам в оптимизации учебной деятельности.


Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ республики и не только, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, куратор группы. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль — студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по- другому начинают воспринимать себя и других. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.

Особое отношение и внимание требуют студенты первого курса после 9 класса. При этом целью работы куратора первокурсников является:

‒ создание условий для успешной адаптации студентов;

‒ выявить особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже;

‒ дать соответствующие рекомендации преподавателям, родителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации;

Немаловажно для этого выполнение следующих задач:

‒ исследование психологическое состояние студентов в процессе адаптации;

‒ создание благоприятных условий для развития личности студента, свободного и полного раскрытия его способностей в условиях учебного процесса и дополнительного пространства для самореализации во внеурочное время;

‒ на основе сделанных выводов предложить рекомендации преподавателям и родителям;

‒ проведение тренингов, игр, способствующих развитию сплоченности в группе, созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышению самооценки студентов, снижению уровня тревожности;

‒ развитие навыков межличностного взаимодействия в новых условиях, повышение уверенности в себе;

‒ помощь в установлении и поддержании социального статуса студента в новом коллективе;

‒ на родительских собраниях затронуть вопрос о социальной адаптации и дать соответствующие рекомендации;

‒ провести повторное исследование.

Для успешной оптимизации процесса обучения студентов–первокурсников необходимо:

‒ исследование уровня психологической адаптации;

‒ быстрое включение в учебно-воспитательный процесс:

Вот несколько рекомендаций, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий;

‒ проведение куратором психологических тренингов совместно с педагогом-психологом;

‒ тесная работа классного руководителя с преподавателями и родителями.

Формой работы при этом может быть выбран: классный час, беседа, обсуждение, презентации, тренинги.

После проведения таких мероприятии студенты должны:

‒ овладеть знаниями об эффективных способах межличностного воздействия, расширить свое понимание о составляющих своего внутреннего мира;

‒ развить умения конструктивных способов общения, понимания друг друга;

‒ сформировать сплоченный коллектив в группе, на основе доверительных отношений друг другу.

Надо всегда помнить, что процесс адаптации первокурсника идет ступенчато:


При этом выявляются следующие трудности в адаптации к обучению в колледже:

‒ недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

‒ выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

‒ боязнь публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;

‒ социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Для оптимальной адаптации студентов к обучению в колледже важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень запросов и самооценки; способность к сознательной регуляции своего поведения в новых условиях. Смена привычной обстановки приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать личное время и уже на первых зачетах и экзаменах становятся кандидатами на отчисление, поэтому соблюдение приведенных рекомендации способствует во-первых, оптимизации процесса адаптации первокурсников к условиям колледжа; во-вторых оптимизации учебной деятельности студентов, и наконец, в-третьих- развитию личности студента, раскрытию его интеллектуального и личностного потенциала. При этом обеспечивается психолого-педагогическая поддержка, которая позволяет избежать первые и основные трудности адаптации с одной стороны, и успешно совмещаются усилия преподавателей и студентов в учебном процессе с другой стороны.

Работа куратора группы по адаптации первокурсника продолжается весь первый год обучения, при этом проводится ряд мероприятий, которых условно можно разделить на 2 этапа по семестрам:

1 этап-1 семестр

2 этап-2 семестр

Оценка соматического и психологического статуса первокурсников.

Использование полученной информации для проведения внеклассных мероприятий, которые помогли бы предотвратить возникновение проблемных ситуаций в учебном процессе.

Информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже

Выработка рекомендаций и разработка индивидуальных программ для адаптации первокурсников в новой образовательной среде.

На первом, профилактическом, этапе работа проводится и студентами и их родителями. Со студентами проводятся:

‒ беседы, лекции знакомства с целью скорейшего формирования сплочения учебных групп;

‒ тренинги, упражнения, игры с целью сплочения коллектива группы;

‒ диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов;

‒ посещение уроков с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации первокурсников к учебному процессу.

Для родителей проводятся общеколледжные и групповые родительские собрания.

На втором этапе осуществляется выявление удовлетворенности обучающихся образовательной средой, что включает в себя:

‒ особенности взаимоотношения с преподавателями,

‒ удовлетворенность работой учебных кабинетов, библиотеки, столовой;

‒ удовлетворенность организацией досуга;

‒ удовлетворенность отношениями с группой.

При этом определяются мотивы учения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки.

Специальную работу по формированию благоприятного социально — психологического климата в группах организуют куратор и психолог колледжа. Работа в этом направлении начинается с составления календарно-тематического плана на первый год обучения.

Календарно-тематический план мероприятий по адаптации студентов-первокурсников вколледже

Время проведения

Наименование мероприятия

Форма проведения

Ответственный

Внеклассные мероприятия на знакомство группы: диагностика личностных характеристик первокурсников; выявление творческих интересов

Классный час: тренинги, упражнения****, анкетирование *

Психолог, куратор группы, студенты первокурсники

Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже (первая)

Классный час: тренинги****, анкетирование **

Куратор группы, студенты первокурсники

Работа с родителями

Родительское собрание: общеколледжное, групповое

Администрация, куратор группы.

Классный час: занятие

Куратор группы, студенты первокурсники

Составление сводной ведомости по итогам диагностики социальной адаптивности обучения в колледже студентов-первокурсников

Классный час: проведение игр на командную работу и сплочение коллектива****

Психолог, куратор группы, студенты первокурсники

Ознакомление студентов с рекомендациями

Классный час, беседа

Психолог, куратор группы

Повторное исследование уровня адаптации студентов — первокурсников

Классный час: проведение игр на командную работу и сплочение коллектива анкетирование ***

Психолог, куратор группы, студенты первокурсники

Индивидуальное консультирование студентов, имеющих трудности в адаптации, родителей и преподавателей, работающих с данными студентами

Классные часы; беседы

Психолог, куратор группы

* -приложение № 1; **-приложение № 2;***-приложение № 3

Деятельность куратора при реализации календарного плана должна опираться на ряд принципов:

Принцип

Деятельность

Обоснование

Процесс воспитания, становления, адаптации неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании личности человека.

Включение студентов в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений

Формирование у студентов положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии.

Представляет единство обучения и воспитания. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей первокурсника.

  1. ФИО (полностью)
  2. Телефон
  3. Адрес проживания
  4. Что повлияло на выбор специальности?
  5. Испытываете ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?
  6. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения?
  7. Какие трудности вы сейчас испытываете?
  8. Предстоящее изучение каких предметов вызывает чувство неуверенности в себе?
  9. Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)
  1. Любимые предметы
  2. Планируете ли Вы участие в общественной жизни колледжа, группы?
  3. Любимое занятие, хобби, таланты
  4. В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в колледже?
  5. Первые впечатления о группе, колледже
  1. ФИО (полностью)
  2. Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?
  3. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в колледже?
  4. Какие трудности вы сейчас испытываете?
  5. После одного месяца учёбы в колледже, есть ли у вас желание продолжать учебу?
  6. Вы с желанием идете в колледж?
  7. Что вы скажете о своей учебе?
  8. Самые интересные предметы
  9. По сравнению со школой учусь лучше или хуже
  10. Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?
  11. Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)
  1. Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?
  2. Участвуете ли вы во внеклассных мероприятиях колледжа

‒ не участвую совсем(почему)

  1. В каких кружках и секциях Вы занимаетесь в колледже?
  1. Изменился ли Ваш образ жизни с началом учебы в колледже? Да__ нет__
  2. Удовлетворяет ли Вас студенческая жизнь? Да__нет__
  3. Комфортно ли Вы чувствуете себя в новой обстановке? Да__нет__
  4. Вы хорошо осведомлены о специальности, на которой Вы учитесь? Да__нет__
  5. Вы всегда с радостью идете в колледж или Вам часто хочется остаться дома?

‒ чаще хочется остаться дома

  1. Что для Вас оказалось более сложным в течение первого семестра?

‒ вхождение в коллектив

Основные термины (генерируются автоматически): куратор группы, студент, классный час, колледж, группа, учебный процесс, адаптация первокурсников, первокурсник, преподаватель, условие обучения.

Похожие статьи

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже. Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для

В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, куратор группы.

Кураторство — профессиональная функция вузовского.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже | Молодой ученый. куратор группы, студент, колледж, классный час, учебный процесс, группа, адаптация первокурсников, условие обучения, первокурсник, преподаватель.

Основные аспекты психоэмоциональной адаптации иногородних.

куратор группы, студент, колледж, классный час, учебный процесс, группа, адаптация первокурсников, условие обучения, первокурсник, преподаватель. Понятие социальной адаптации студентов-первокурсников.

Социально-психологические проблемы адаптации.

Адаптация студентов к новым условиям обучения в колледже — это сложный и многогранный процесс и именно поэтому нужно помочь первокурснику повзрослеть. В первую очередь первокурсникам может помочь, педагог — психолог, и, конечно же, куратор.

Основные направления работы куратора по оптимизации.

Статья посвящена адаптации студентов к условиям ВУЗа и становлению неблагоприятного социального статуса первокурсника в группе. Целью статьи является анализ направлений работы куратора по оптимизации социального статуса первокурсников в группе.

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям.

вуз, адаптация, студент, дезадаптация, куратор, студенческая группа, студенческий актив.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению.

Особенности и трудности адаптации первокурсников.

группа, студент, адаптационный процесс, студент этой, социальная адаптация, проблема адаптации. Социально-психологические проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном колледже.

Адаптации студентов первого курса в вузе | Статья в журнале.

4. Использовать у студентов первого курса системы адаптационных тренингов; 5. Повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе; 6. Активное привлечение первокурсников к социально-культурной жизни вуза.

Психолого-педагогические особенности воспитания студентов.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже. куратор группы, студент, колледж, классный час, учебный процесс, группа, адаптация первокурсников, условие обучения, первокурсник, преподаватель.

Похожие статьи

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже. Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для

В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, куратор группы.

Кураторство — профессиональная функция вузовского.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже | Молодой ученый. куратор группы, студент, колледж, классный час, учебный процесс, группа, адаптация первокурсников, условие обучения, первокурсник, преподаватель.

Основные аспекты психоэмоциональной адаптации иногородних.

куратор группы, студент, колледж, классный час, учебный процесс, группа, адаптация первокурсников, условие обучения, первокурсник, преподаватель. Понятие социальной адаптации студентов-первокурсников.

Социально-психологические проблемы адаптации.

Адаптация студентов к новым условиям обучения в колледже — это сложный и многогранный процесс и именно поэтому нужно помочь первокурснику повзрослеть. В первую очередь первокурсникам может помочь, педагог — психолог, и, конечно же, куратор.

Основные направления работы куратора по оптимизации.

Статья посвящена адаптации студентов к условиям ВУЗа и становлению неблагоприятного социального статуса первокурсника в группе. Целью статьи является анализ направлений работы куратора по оптимизации социального статуса первокурсников в группе.

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям.

вуз, адаптация, студент, дезадаптация, куратор, студенческая группа, студенческий актив.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению.

Особенности и трудности адаптации первокурсников.

группа, студент, адаптационный процесс, студент этой, социальная адаптация, проблема адаптации. Социально-психологические проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном колледже.

Адаптации студентов первого курса в вузе | Статья в журнале.

4. Использовать у студентов первого курса системы адаптационных тренингов; 5. Повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе; 6. Активное привлечение первокурсников к социально-культурной жизни вуза.

Психолого-педагогические особенности воспитания студентов.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже. куратор группы, студент, колледж, классный час, учебный процесс, группа, адаптация первокурсников, условие обучения, первокурсник, преподаватель.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

Каратузский филиал

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Педагог-психолог:

2. Основная часть

4. Список литературы

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении – самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. Колледж и его преподаватели в преодолении этой проблемы играют большую роль. Первокурсники при поступлении в первую очередь приобретают новую роль – студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ республики и не только, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.

В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по - другому начинают воспринимать себя и других.

Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.

База реализации методики:

студенты первого курса после 9 класса

Цель методики :

-создание условий для успешной адаптации студентов первого курса;

-выявить особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже;

- дать соответствующие рекомендации преподавателям, родителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации;

1. Исследование психологического состояния студентов в процессе адаптации.

2. Создание благоприятных условий для развития личности студентов, свободного и полного раскрытия их способностей в условиях колледжа и дополнительного пространства самореализации во внеурочное время;

3. На основе сделанных выводов предложить рекомендации преподавателям и родителям.

4. Провести тренинги, игры, способствующие развитию групповой сплоченности, созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышению самооценки студентов, снижению уровня тревожности

5. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

6. Установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе

7. На родительских собраниях затронуть вопрос о социальной адаптации и дать соответствующие рекомендации.

8. Провести повторное исследование.

Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации студентов – первокурсников к обучению в колледже.

Предмет исследования: психологическое состояние студентов первого курса.

Гипотеза: оптимизации процесса обучения студентов–первокурсников способствует:

1) исследование уровня психологической адаптации ;

2) включение в учебно-воспитательный процесс:

- рекомендаций, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий;

- работы с преподавателями и родителями.

Срок реализации методики: 1 год

Формы работы: классный час, беседа, обсуждение, презентации, тренинги,

Ожидаемые результаты: по окончании программы студенты должны:

- овладеть знаниями об эффективных способах межличностного воздействия, расширить свое понимание о составляющих своего внутреннего мира;

- развить умения конструктивных способов общения, понимания друг друга;

- сформировать сплоченный коллектив в группе, на основе доверительных отношений друг другу .

Процесс адаптации первокурсника идет ступенчато:

В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже выявляются следующие трудности:

1. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

2. Выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

3. Боязнь публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;

4. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание села, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Работа по данной методике рассчитана на первый год обучения, при этом проводится ряд мероприятий, которых условно можно разделить на 2 этапа по семестрам:

1 этап-1 семестр

2 этап-2 семестр

Оценка соматического и психологического статуса первокурсников.

Использование полученной информации для проведения внеклассных мероприятий, которые помогли бы предотвратить возникновение проблемных ситуаций в учебном процессе.

Информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже

Выработка рекомендаций и разработка индивидуальных программ для адаптации первокурсников в новой образовательной среде.

На первом, профилактическом, этапе работа проводится и студентами и их родителями. Со студентами проводятся:

- беседы, лекции знакомства с целью скорейшего формирования сплочения учебных групп;

-тренинги, упражнения, игры с целью сплочения коллектива группы;

- диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов;

- посещение уроков с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации первокурсников к учебному процессу.

- Для родителей проводятся общеколледжные и групповые родительские собрания.

На втором этапе осуществляется диагностика удовлетворенности обучающихся образовательной средой, что включает в себя особенности взаимоотношения с педагогами, удовлетворенность работой библиотеки, столовой, организацией досуга, и отношениями с группой. Так же определяются мотивы учения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки. Специальную работу по формированию благоприятного социально – психологического климата в группах организуют куратор и психолог.

Работа по реализации методики адаптации студентов на первом курсе начинается с составления календарно-тематического плана.

Календарно-тематическое планирование по реализации методики адаптации студентов-первокурсников

Внеклассные мероприятия на знакомство группы: диагностика личностных характеристик первокурсников; выявление творческих интересов

Классный час: тренинги, упражнения, анкетирование

Психолог, куратор группы, студенты - первокурсники

Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже (первая)

Классный час: тренинги, анкетирование

Куратор группы, студенты - первокурсники

Работа с родителями

Родительское собрание: общеколледжное, групповое

Администрация, куратор группы.

Классный час: занятие

Куратор группы, студенты - первокурсники

Составление сводной ведо-мости по итогам диагнос-тики социальной адаптив-ности обучения в колледже студентов-первокурсников

Классный час: проведение игр на командную работу и сплочение коллектива

Психолог, куратор группы, студенты - первокурсники

Ознакомление студентов с рекомендациями

Классный час, беседа

Психолог, куратор группы

Повторное исследование уровня адаптации студентов – первокурсников

Классный час: проведение игр на командную работу и сплочение коллектива, анкетирование

Психолог, куратор группы, студенты - первокурсники

Индивидуальное консультирование студентов, имеющих трудности в адаптации, родителей и преподавателей, работающих с данными студентами

Классные часы; беседы

Психолог, куратор группы

Деятельность куратора при реализации этой методики должна опираться на ряд принципов:

Процесс воспитания, становления, адаптации неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании личности человека.

Включение студентов в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений

Формирование у студентов положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии.

Представляет единство обучения и воспитания. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей первокурсника.

Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении – самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. Колледж и его преподаватели в преодолении этой проблемы играют большую роль. Первокурсники при поступлении в первую очередь приобретают новую роль – студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

ВложениеРазмер
МР по адаптации студентов-первокурсников в колледже 126.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Разработчики: Сагитов Ракип Нурфаязович,

2. Основная часть

4. Список литературы

Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ республики и не только, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении – самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. Колледж и его преподаватели в преодолении этой проблемы играют большую роль. Первокурсники при поступлении в первую очередь приобретают новую роль – студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по- другому начинают воспринимать себя и других.

Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.

База реализации методики:

студенты первого курса после 9 класса.

-создание условий для успешной адаптации студентов первого курса;

-выявить особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже;

- дать соответствующие рекомендации преподавателям, родителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации;

1. Исследование психологическое состояние студентов в процессе адаптации.

2. Создание благоприятных условий для развития личности студентов, свободного и полного раскрытия их способностей в условиях колледжа и дополнительного пространства самореализации во внеурочное время;

3. На основе сделанных выводов предложить рекомендации преподавателям и родителям.

4. Провести тренинги, игры, способствующие развитию групповой сплоченности, созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышению самооценки студентов, снижению уровня тревожности

5. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

6. Установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе

7. На родительских собраниях затронуть вопрос о социальной адаптации и дать соответствующие рекомендации.

8. Провести повторное исследование.

Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации студентов –первокурсников к обучению в колледже.

Предмет исследования: психологическое состояние студентов первого курса.

Гипотеза: оптимизации процесса обучения студентов–первокурсников способствует:

1) исследование уровня психологической адаптации ;

2) включение в учебно-воспитательный процесс:

- рекомендаций, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий;

- работы с преподавателями и родителями.

Срок реализации методики: 1 год

Формы работы: классный час, беседа, обсуждение, презентации, тренинги,

Ожидаемые результаты: по окончании программы студенты должны:

-овладеть знаниями об эффективных способах межличностного воздействия, расширить свое понимание о составляющих своего внутреннего мира;

-развить умения конструктивных способов общения, понимания друг друга;

-сформировать сплоченный коллектив в группе, на основе доверительных отношений друг другу.

Процесс адаптации первокурсника идет ступенчато:

В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже выявляются следующие трудности:

1. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

2. Выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

3. Боязнь публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;

4. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Работа по данной методике рассчитана на первый год обучения, при этом проводится ряд мероприятий, которых условно можно разделить на 2 этапа по семестрам:

1 этап-1 семестр

2 этап-2 семестр

Оценка соматического и психологического статуса первокурсников.

Использование полученной информации для проведения внеклассных мероприятий, которые помогли бы предотвратить возникновение проблемных ситуаций в учебном процессе.

Информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже

Выработка рекомендаций и разработка индивидуальных программ для адаптации первокурсников в новой образовательной среде.

На первом, профилактическом, этапе работа проводится и студентами и их родителями. Со студентами проводятся:

- беседы, лекции знакомства с целью скорейшего формирования сплочения учебных групп;

-тренинги, упражнения, игры с целью сплочения коллектива группы;

- диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов;

- посещение уроков с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации первокурсников к учебному процессу.

Для родителей проводятся общеколледжные и групповые родительские собрания.

На втором этапе осуществляется диагностика удовлетворенности обучающихся образовательной средой, что включает в себя особенности взаимоотношения с педагогами, удовлетворенность работой библиотеки, столовой, организацией досуга, и отношениями с группой. Так же определяются мотивы учения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки. Специальную работу по формированию благоприятного социально – психологического климата в группах организуют куратор и психолог.

Работа по реализации методики адаптации студентов на первом курсе начинается с составления календарно-тематического плана.

Календарно-тематическое планирование по реализации методики адаптации студентов-первокурсников

Читайте также: