А приставкин портрет отца в костецкий возвращение устное сочинение по картине

Обновлено: 02.07.2024

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

- умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока,

— умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

И шла война четыре долгих года.

Мы воевали за свою свободу.

Враги хотели нашу землю захватить,

А нас в рабов послушных превратить.

И было много разных битв,

В которых враг проклятый был разбит.

Великое сраженье под Москвой,

— Понравилось вам стихотворение?

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— О чем это стихотворение?

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

III. Работа по теме урока

— Прочитайте название произведения, которое будем изучать. Как вы думаете, о чем оно?

(Прогнозирование содержания текста.)

— Прочитаем текст и узнаем, правы ли мы были. (Чтение произведения учителем.)

— Какие чувства вы испытали при чтении?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение произведения учащимися. Беседа по содержанию произведения.)

— От чьего имени ведется рассказ?

— Что вы можете сказать о мальчике? Какая была у него мечта?

— Чем объяснить боль в глазах Володьки?

— Подготовьтесь к чтению по ролям. (Чтение рассказа по ролям.)

— Расскажите, что вы на ней видите.

— Составьте небольшой рассказ по картине.

— Сравните содержание рассказа и картину. Что авторы этих произведений хотели донести до нас?

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Какие чувства испытывает автор рассказа?

— Какие произведения о войне вы читаете или прочитали?

Домашнее задание

Найти и прочитать другие произведения этого автора.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии и творчества Анатолия Приставкина

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился 17 октября 1931 г. в г. Люберцы Московской области. У Анатолия с детства осталось воспоминание о том, что дома всегда находились колодки — отец сам подбивал или мастерил детям новую обувь. До войны семья Приставкиных с родственниками жила в коммуналке — 8 человек на 8 квадратных метрах. У родителей стояла кровать, у Анатолия — диванчик, у сестры — колясочка, остальные взрослые спали на полу — ногами под кровать, а головой под стол, и тот, кто вставал на работу первым, перешагивал через остальных.

И все-таки Анатолий Приставкин считает детство самым счастливым периодом жизни — еще не началась война, была жива мама, хотя в то время она уже смертельно болела. Когда началась война, Приставкину шел десятый год. Отец ушел на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза. Мальчик всю войну бродяжничал, оказывался в разных частях огромной страны — в Подмосковье, Сибири, на Северном Кавказе.

Трудиться начал с 12 лет. В 15 лет устроился работать на аэродром в Жуковском. В 1952 г. окончил Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом. После службы в армии поступил в Литературный институт им. М. Горького и окончил в 1959 г., посещал семинар поэта Льва Ошанина.

В послевоенные годы Анатолий начал читать стихи с самодеятельной сцены, играть в любительских спектаклях, и это увлечение осталось на долгие годы. Тогда же ему захотелось самому попробовать силы в сочинительстве — он написал пьесу, потом пошли стихи. Сначала он читал их с эстрады, позже решился предложить для печати, и несколько стихотворений действительно опубликовали.

А.И. Приставкин издал более 25 книг, его романы и повести переведены на многие языки мира. Анатолий Игнатьевич любил проводить время в деревне, увлекался живописью и рыбалкой.

Народный художник Украинской ССР, живописец Владимир Николаевич Костецкий (1905—1968) родился в селе Холмы ныне Черниговской области в семье учителя рисования. Первые уроки рисунка он получил у А. Г. Лазарчука, ученика В.Е. Маковского, а в 1922—1928 гг. учился в Киевском художественном институте.

Во время Великой Отечественной войны художник, находясь в рядах Советской Армии, работал над плакатами, листовками, выполнил ряд портретных рисунков советских воинов.

Данный урок разработан для 4 класса, по УМК "Перспектива".

ВложениеРазмер
Урок литературы 22.81 КБ
Презентация к уроку 1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Дата 17 ноября 2014 г.

Учитель: Мухаметзянова Наталья Анатольевна

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Регулятивные - умение эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока.

Предметные – Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

Коммуникативные- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).

И шла война четыре долгих года.

Мы воевали за свою свободу.

Враги хотели нашу землю захватить,

А нас в рабов послушных превратить.

И было много разных битв,

В которых враг, проклятый был разбит.

Великое сраженье под Москвой.

-Вам понравилось стихотворение?

-О какой войне здесь идёт речь?

-Что вы можете рассказать о Великой Отечественной войне?

-Прочитайте стихотворение медленно.

-Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

-Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

3.Проверка домашнего задания

Рассказы детей о родственниках, воевавших в ВОВ

Дети и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться. Многие из тех, кому было по 12-15 лет, брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах и фабриках и выполняли далеко не детские нормы. Дома дети и подростки без лишних слов помогали по хозяйству, заботились о младших и стариках. Когда позволяли обстоятельства, не забывали основную свою обязанность – учиться. В годы войны дети проявляли себя стойкими патриотами своего Отечества. Фронтовые подвиги, совершенные детьми, - особая страница в истории Великой Отечественной войны. Оставшись со взрослыми на оккупированной территории, они становились связными в партизанских отрядах, как Нина Куковерова, Маркс Кротов. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В подполье, как Витя Хоменко, Зина Портнова.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Во время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города на востоке страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.

5.Работа над произведением

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом. Откройте книгу на стр.81-Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

- Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, а походу чтения, будем подчёркивать непонятные слова.

А) Мозговой штурм (дети читают текст и отмечают карандашом непонятные слова и выражения)

Б) Проверка первичного восприятия

- Кто главный герой рассказа?

- Как мальчик оказался в детдоме?

- Какие чувства испытывали вы, читая рассказ?

- Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?

- Хорошо ли он поступил?

- Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?

- С кем он поделился своим открытием?

- Что сказала мальчикам воспитательница?

- Почему мальчик готов был отдать все за портрет?

- Почему у Володи в глазах появилась зависть и боль?

(Обращение к эпиграфу урока)

7. Работа в группах.

Аналитическое чтение (каждая группа детей готовит вопросы по тексту).

А) Прочитайте, как мальчик нашёл книгу?

Б) С кем он поделился своей радостью?

В) Что сказала мальчикам воспитательница?

Г) Как мальчик доказал Володе, что это портрет отца?

10. Чтение по ролям.

11.Обучающая самостоятельная работа.

- Писатель поставил многоточие, мысль не окончена. Что недосказал Володька, чему он завидовал?

1 Постановка фильма.

- В нашем фильме будет 4 кадра:

1. Мальчик в доме с фотографией.

2. Разговор с воспитателем.

3. Возвращение фотографии.

- 4 кадр вы придумайте сами (ученики предлагают свой вариант окончания рассказа)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:
































Краткое описание документа:

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом. Откройте книгу на стр.81-Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

- Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, а походу чтения, будем подчёркивать непонятные слова.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 491 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.01.2020 1908
  • PPTX 3.9 мбайт
  • 278 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Демочкина Светлана Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

понедельник, 11 октября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу А. Приставкина "Портрет отца" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 82

УКМ "Перспектива"

Рассказ ведётся от первого лица, то есть от имени автора. Возможно, это автобиографический рассказ и писатель Анатолий Приставкин вспоминает себя в детстве.

Мальчик жил в детском доме. У него не было матери, а отец воевал уже три года. Мальчик ни разу не получил от него ни одного письма и очень мечтал, чтобы человек на фотографии из книжки был его отцом.

Главная мечта мальчика была в том, чтобы иметь фотографию отца.

Володька Акимцев был таким же детдомовским мальчиком. Он точно также мечтал, чтобы его родители нашлись. Поэтому он отдал фотографию герою, ведь он понимал, как важно для ребёнка знать своих родителей, верить, что ты не один.

Володька ощущал боль оттого, что не имел фотографии отца и не знал, жив ли он вообще.

Сценарий рассказа "Портрет отца" для 4 класса

Мальчик стоит возле книжного шкафа и рассматривает книжку. Он оглядывается и вырывает из книжки страницу. К мальчику подходит Володька.

Мальчик (восторженно): Смотри, Володька, это мой отец!

Володька вырывает фотографию (пренебрежительно): Ерунда! Это не твой отец!

Мальчик (в слезах): Это он!

Володька: Пойдём, спросим воспитательницу.

Мальчик подходят к воспитательнице, которая сидит за столом на краю сцены, и показывают ей фотографию.

Воспитательница (осуждающе): Нельзя портить книги. И вообще, я не думаю, что это твой отец. Он же не писатель. Зачем его будут печатать в книжках!

Мальчик (плачет): Нет, это мой отец!

Мальчик стоит у книжного шкафа и беспорядочно роется в книгах. К нему подходит Володька.

Володька (хитро): Если это твой отец, ты должен для него ничего не пожалеть. Не пожалеешь?

Мальчик (горячо): Нет.

Володька: Нож свой отдашь?

Мальчик (решительно): Отдам.

Володька: А компас?

Володька: А новый костюм поменяешь на старый?

Мальчик кивает. Володька протягивает ему фотографию.

Володька (задумчива и с грустью): Бери. Не нужно мне твоего костюма. Может и вправду.

Мальчик прижимает фотографию к груди. Володька тайком утирает слёзы. Занавес.

возвращение солдата домой после войны на картине Костецкого

Об авторе: Владимир Николаевич Костецкий (1905-1968)- украинский живописец. В творческой деятельности им были созданы портреты, пейзажи и различные жанровые композиции. На картине Костецкого Возвращение изображена сцена из жизни самого художника, когда он прибыл с фронта в Киев, где проживала его семья. Художественное полотно было написано в 1947 году.

Сочинение по картине Костецкого Возвращение: описание и анализ художественного полотна

На картине Костецкого Возвращение мы видим солдата, вернувшегося с войны. Его родные, не поверив своим глазам, бросились его обнимать. Жена обхватила его двумя руками за шею. Молодая светло-русая женщина крепко прижимает мужа к себе, уткнувшись лицом в его грудь. Скорее всего, она плачет от радости.

Сын тоже обнимает отца. Светленький мальчик лет пяти немного смущен, ведь он почти не помнит отца. Но он так мечтал об этой долгожданной встрече. Осознание того, что папа уже дома, вызывает у него бурю эмоций. Он уже представляет, как они вместе будут гулять по парку и запускать воздушного змея. И как он будет хвалиться перед соседскими мальчишками, сколько орденов и медалей получил в сражениях его отец.

На пороге квартиры, схватившись за дверь, стоит мать солдата. Она в бессилии прислонилась ко входной двери, боясь упасть на пол. На глазах нет слёз, они уже давно выплаканы. Старушка еще до конца не осознала, что вот он ее сын живой и здоровый стоит перед ней со своей семьей. Она мысленно благодарит Бога за то, что ее сын вернулся с войны.

Мужчина в солдатской шинели тоже крепко обнимает свою жену. Он наклонил голову, чтобы поцеловать ее. Наверняка, в следующую минуту он обнимет и расцелует своего сынишку. А потом бросится обнимать свою мать. Одет боец в шинель коричневого цвета и кирзовые сапоги. За плечами у него серый вещевой мешок. На шахматном полу лестничной площадки стоит большой черный чемодан.

Персонажи картины изображены на фоне загрязненных и давно не крашеных стен подъезда. Когда-то они были зеленого цвета. А теперь и стены, и входные двери стали почти одинакового серо-коричневого оттенка. На этом фоне ярко выделяются белая кофточка молодой женщины и голубая рубашка мальчика.

Одежда героев картины простая, далеко не новая. Но ни одежда, ни потёртые стены подъезда не играют большой роли на художественном полотне. Важным здесь является трогательная встреча родных после долгой разлуки. Автору удалось реалистично и убедительно изобразить чувства людей, дождавшихся с войны солдата.

Читайте также: