Золотой век лермонтов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Михаил Юрьевич Лермонтов - русский поэт, прозаик и драматург, один из самых крупных литературных деятелей первой половины XIX века. Период активного творчества Лермонтова совпал с тяжелым периодом в истории Российской Империи, что нашло непосредственное отражение в произведениях писателя. Родившись более двухсот лет назад, М. Ю. Лермонтов и по сей день остаётся одним из самых известных и узнаваемых русских авторов.

Творчество М. Ю. Лермонтова относится к Золотому веку русской литературы.

Основные мотивы творчества М. Ю. Лермонтова - это тоска и одиночество.

Такие настроения связаны как с детством поэта, так и с политической ситуацией в России 1830-ых, разочаровавшейся в идеях декабристов.

Вслед за А.С. Пушкиным, чью гражданскую позицию Лермонтов горячо поддерживал, поэт тяжело воспринял поражение дворянской революции, что тоже оказало значительное влияние на его дальнейшее творчество.

Готовые работы на аналогичную тему

Творчество М.Ю. Лермонтова литературоведы традиционно делят на два этапа:

  1. Этап становления поэта (1828 - 1836 гг.);
  2. Зрелость.

Ранние годы творчества

Лермонтов рано пристрастился к чтению. Он занимался самообразованием под руководством учителей, знал английский, немецкий и французский достаточно хорошо, чтобы читать книги в оригинале, и прекрасно разбирался в европейской литературе.

Впервые к стихосложению М.Ю. Лермонтов обратился в возрасте четырнадцати лет. В это время в его семье разворачивался крупный конфликт между отцом поэта и его бабушкой, камнем преткновения для которых стал талант ребёнка. Отец хотел, чтобы Лермонтов развивал свои способности, всячески в этом поддерживая сына. Бабушка же этого энтузиазма не разделяла.

Первые стихотворения Лермонтова уже несут на себе характерный для всего творчества поэта отпечаток отчаяния и одиночества. Юношеский максимализм и мотив героической борьбы переплетались друг с другом в первых поэтических опытах Лермонтова, создавая базу для дальнейшего творчества.

Угнетённое состояние русского общества, ставшего свидетелем поражения движения декабристов, сильно влияло на настроения поэта и на его стихи.

Романтический герой - исключительная личность в исключительных обстоятельствах.

На протяжении всего своего творчества Лермонтов придерживался романтизма, смешанного с реализмом на более поздних стадиях.

Романтизм - литературное направление, для которого было характерно противопоставление реальности некоему идеальному миру и изображение героя, оторванного от общества и борющегося с ним и с самим собой.

Зрелые годы творчества

После публикации этого стихотворения Лермонтов был арестован и подвергся судебному разбирательству. За Лермонтова вступились друзья Пушкина, в том числе близкий к императорский семье поэт В.А. Жуковский, и после суда поэт отправился в изгнание.

Творчество поэта приобрело ярко выраженный общественно-политический характер. Лермонтов правдиво и честно показывал читателям, в каком положении находились в то время страна и люди.

В 1841 году М. Ю. Лермонтов погиб на дуэли, оставив после себя огромное литературное наследие и сделав колоссальный вклад в развитие русской литературы.

Золотой век русской литературы — крылатое выражение, которым называют русскую литературу XIX века.

Понятие Золотого века русской литературы присуще XIX веку, так как именно в этот период истории России начался невероятный расцвет и богатство творческих шедевров. Произведения того времени отличаются смелостью и дерзостью. Вместе с тем, можно отметить пик популярности чувственного романтизма. Основные темы эпохи:

  • проблемы общества;
  • политические изъяны;
  • ценностные факторы;
  • эстетические нормы.

Влияние поэзии на социум усиливалось. Участники общественных отношений проявляли интерес к произведениям, прислушивались к мыслям авторов. Особенностью данного периода является обретение популярности русской литературы за рубежом. Основные тезисы, раскрытые в произведениях, не теряют актуальности в современном мире. По этой причине XIX век носит заслуженное название Золотого века.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Возникновение

Начало Золотого века отмечено реформой Александра I. Согласно данному закону, укреплялась феодально-абсолютистская политика, в которой власть принадлежала буржуазии. Творцы мысли выражали протест против данного факта посредством искусства. Появлялось большое количество литературных произведений, в которых воспевалась свобода.

Характерные черты эпохи

Литературе XIX века свойственно обновление форматов и стилей. В эпоху Золотого века наблюдается активное развитие малоизвестных по тем временам направлений. Можно выделить характерные черты данного периода:

  1. Сентиментализм трансформируется в романтизм, который тесно перекликается с политическими вопросами.
  2. В поэзии появились прекрасные стихотворения о любви, авторы которых обрели титул пророков.
  3. Во многих произведениях наблюдается философский подтекст. Авторы рассуждали о человеке и окружающем мире, что существенно влияло на самосознание людей. Они принимали на себя огромную ответственность в качестве просветителей и учителей.
  4. Активно развивалась проза, какспособ выражения мыслей. Нередко авторы черпали вдохновение в романах В. Скотта и других зарубежных произведениях, что послужило толчком для успешного продвижения данного направления в России.
  5. Сатирические произведения позволяли максимально точно передать образы с недостатками общественных устоев и людских пороков. Это послужило началом применения абстрактного и необычного гротескного способа написания произведений, который проявлялся в разных формах, включая абсурдные ситуации, сочетания несочетаемого, высмеивание в ужасной манере конкретных предметов и явлений.
  6. Реалистические произведения играли значимую роль в кризисный период крепостничества. В характерный период эпохи авторы придавали огласке жестокость событий, которые происходили в реальной жизни того времени. Таким образом, писателям удавалось обратить внимание общественности на проблемы бедности конкретных слоев общества и беспредел властвующей буржуазии.
  7. Декадентство отодвинуло реализм на второй план, когда закончилась революция, и сменился политический строй. Для творческих произведений стали характерны мистицизм и религиозность. Авторы излагали видение предполагаемого будущего и грядущих изменений. С течением времени литература приобрела символический характер.

Особенности Золотого века

Популярность писателей XIX века объясняется разнообразием жанров и острой социалистической тематикой. Практически каждый автор Золотого века поднимал в своих произведениях тему борьбы за права угнетенных и обиженных. Такой характер творчества побуждал общество к бунту, приобщал к освободительным движениям большое количество последователей, придавал уверенность в действиях. Для данной эпохи характерно разнообразие стилей. Русские писатели экспериментировали, смешивая жанры, используя новые направления в литературе.

Особенности Золотого века:

Романтизм — направление в литературе с характерным изображением идеального мира и героя, который вступает в борьбу с обществом.

Реализм — это литературный жанр, в котором окружающая действительность воспроизводится максимально объективно и правдиво.

Декадентство — литературный жанр, в котором ярко прослеживаются пессимистические и упаднические взгляды, отсутствие веры.

Представители Эпохи

К эпохе Золотого века относятся такие писатели, как:

  • Ф.М. Достоевский;
  • А.С. Пушкин;
  • И.А. Гончаров;
  • Н.В. Гоголь;
  • Л.Н. Толстой;
  • Н.М. Карамзин;
  • М.Е. Салтыков-Щедрин;
  • И.С. Тургенев;
  • А.П. Чехов;
  • А.С. Грибоедов;
  • Е.А. Баратынский;
  • В.А. Жуковский;
  • И.А. Крылов;
  • В.К. Кюхельбекер;
  • А.И. Одоевский;
  • К.Ф. Рылеев и другие талантливые писатели.

В русской литературе XIX века отчетливо прослеживается влияние европейского романтизма того времени. Ярким представителем жанра являлся поэт Байрон, творчеством которого был вдохновлен известный русский писатель А.С. Пушкин.

А.С. Пушкин

Пушкин Александр Сергеевич является гением литературы Золотого века. По мнению многих историков, родоначальник русского литературного слова играл роль лирического новатора и талантливого рифмоплета. Пушкин одним из первых авторов смешал языковые жанры и проводил эксперименты со стилями. Развитие классического реализма наблюдается в произведениях писателя, в которых описывались окружающий мир, явления, события, мысли, философия человека. Известный писатель вдохновлял своим творчеством многих начинающих поэтов того времени.

А.П. Чехов

Драматургический жанр является неотъемлемой частью Золотого века русской классики. Ярким представителем уникального литературного жанра является Антон Павлович Чехов. Пьесы талантливого автора с момента создания и по сегодняшний день ставят во многих театрах по всему миру. Тонкая сатира позволяла писателю высмеивать пороки человеческой сущности, выражать презрение к недостаткам дворянских сословий.

Н.М. Карамзин

Проведенная Н.М. Карамзиным реформа русского литературного языка оказала значительное действие на поэзию XIX века. При этом в качестве образца грамматики использовался французский язык, а от использования церковного славянского языка было решено отказаться в пользу современных средств русского языка.

М.Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов считается мистическим поэтом Золотого века, который обладал широкой душой и глубоким внутренним миром. Характерными особенностями произведений великого автора являются символичность, тайный подтекст и философия, отражающие переживания главных героев, их мысли и стремления. Наиболее часто в произведениях поднимается тема проблемы одиночества и духовного дисбаланса в формате жанров романтизма и реализма.

В.А. Жуковский

Василий Андреевич Жуковский известен, как один из основоположников романтизма в литературе. Произведения автора отличались задушевной романтикой и трепетной мечтательностью. Стихи помогали читателю отстраниться от серой обыденности, погрузиться в возвышенный мир чувств. Творчество Жуковского повлияло на становление великих писателей, включая А.С. Пушкина.

А.С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов входил в круг суровых судей аристократии. В произведениях автора прослеживается презрение к высшим слоям общества, их тщеславию, эгоизму, лицемерию и моральной распущенности. Особенностью литературных творений писателя является отказ от романтизма в пользу реализма. Масштабная комедия, написанная автором, затмила все последующие произведения. Однако, Грибоедов на долгое время сохранился в памяти народа, как талантливый человек с уникальной личностью и яркой писательской судьбой.

Лучшие произведения эпохи Золотого века

Золотой век русской литературы характеризуется множеством достойных произведений великих авторов. К числу лучших шедевров относятся следующие:

Период расцвета истинного писательского искусства — Золотой век, считается временем активного развития культуры и литературы России. Великая эпоха богата шедеврами творчества, которые сегодня представляют собой культурное наследие и пользуются популярностью по всему миру.





Литература, как и любое другое творчество, позволяет выразить человеку свое мнение, отношение к определенным событиям, восхищение или разочарование, эмоции. На произведения поэтов и писателей всех времен влияли события в социуме, изменения политического или экономического характера. Ранее частым явлением среди творческих натур являлось выражение протеста против произвола влиятельных людей при помощи творчества.

Исторически важные события 19-го века

Еще в начале Золотого века русской литературы была проведена новая реформа Александром I, суть которой заключалась в укреплении феодально-абсолютистской политики, продвигающая власть буржуазии. Данный факт призвал творцов мысли к протесту посредством своего искусства. Начиная с Пушкина и Цветаевой и заканчивая начинающими писателями и поэтами, все больше и больше появлялось произведений, в которых воспевается свобода.

Спустя небольшой промежуток времени, был создан Государственный совет, в задачи которого входила централизация законов и единообразие норм юрисдикции. И в итоге в 1861 году осуществляется отмена крепостного права и принимается курс, направленный на капитализм.

Что представляет собой Золотой век?

Почему 19-й век - Золотой век русской литературы? Это наименование 19-й век обрел благодаря своему невероятному расцвету и богатству творческими шедеврами. Часть произведений в данном времени отличалась особой смелостью и дерзостью. Одновременно на пике популярности находился чувственный романтизм. Без опасений поднимались серьезные темы о проблемах общества и политических изъянах, заострялось внимание на ценностных факторах и эстетических нормах. Еще никогда ранее поэзия не имела такое влияние на социум. Каждый человек проявлял интерес к произведениям и прислушивался к сказанному. Именно в данный период русская литература пользовалась особой популярностью даже за рубежом.

золотой век русской культуры литература

Характерные черты Золотого века

В 19-м веке литература снова обновила свой формат и стиль, начали развиваться ранее малоизвестные направления. К творческим новшествам относятся:

  • Переход от сентиментализма в романтизм, тесно связанный с политической тематикой. Затронуло данное направление в особенности поэзию. На свет появилось множество прекрасных стихотворений о любви.
  • Поэты и писатели обрели титул пророков. Благодаря произведениям с философским подтекстом, наполненных рассуждениями создателя, творчество оказывало сильное влияние на самосознание и взгляд человека на окружающий мир. Одновременно на людей искусства возлегала огромная ответственность за принятую ими роль просветителей и учителей.
  • Развитие прозы, как способа выражения мыслей. Прозаики вдохновились романами зарубежного гения В. Скотта и других английских шедевров и начали продвигать данное направление и в России. Идея оказалась успешной и заняла значимое место в литературе 19-го века.
  • Развитие сатирических произведений. Таким способом изображались главные недостатки общественных устоев и делался акцент на людских пороках. Также началось использование абстрактной и необычной гротескной манеры в написании рассказов, выраженной в порой абсурдных ситуациях, сочетании несочетаемого, высмеивании в ужасной форме определенных вещей и явлений.
  • Значимая роль реалистических произведений в период особого кризиса крепостничества. Именно в данный период времени часто освещались жуткие и жестокие события, которые существуют реально. Внимание общественности приковывалось к проблемам бедных слоев социума и беспределу власти, буржуазии.
  • Декадентство. После завершения революции и изменений в политическом строе реализм отошел на второй план. Творчество взяло направление на мистицизм и религиозность, затрагивалось предполагаемое будущее и грядущие изменения. Со временем произведения получили символический характер.

Поэзия Золотого века русской литературы, не оставляющая равнодушным

Разнообразие жанров и острая социалистическая тематика сделали популярным не одного мастера слова и рифмы. Борьба за права угнетенных и обиженных отражается в творчестве практически каждого писателя. Творчество вдохновляло на бунт все большее количество людей, придавало уверенности действиям.

Гениальные поэты и прозаики 19-го века

Из-за несметного количества творческих личностей в Золотом веке основная идея периода будет рассмотрена на примере наиболее известных из них.

  • Гений литературы и передовик Золотого века русской литературы - Пушкин Александр Сергеевич. По сей день именно данного поэта считают родоначальником русского литературного слова. Он является лирическим новатором и талантливым рифмоплетом. Пушкин впервые рискнул смешать различные языковые стили и начать экспериментировать с жанрами. Благодаря его творчеству развитие получил классический реализм.

пушкин золотой век русской литературы

Шедевры литературного гения посвящены окружающему миру, явлениям, событиям, мыслям, философии человека. А сам Пушкин стал вдохновением для многих людей и начинающих поэтов Золотого века русской литературы.

лермонтов золотой век русской литературы

Почти забытые, но не менее талантливые поэты и прозаики 19-го века

Такие фамилии как Пушкин, Тютчев, Некрасов, Толстой всегда на слуху, изучаются в школе и по сей день пользуются популярностью среди любителей классической литературы. Но в 19-м веке творили не менее умелые и интересные мастера слова, о которых в 21-м веке особо не упоминается. Для желающих расширить литературный кругозор предоставлен список писателей Золотого века русской литературы, малоизвестных в современности, но талантливых:

начало золотого века русской литературы

Золотой век русской культуры и литературы считался периодом истинного писательского искусства, богатым на шедевры творчества. Многие книги изучались в учебных заведениях, многие постоянно были на слуху. К Золотому веку русской литературы относятся такие шедевры:

история золотого века русской литературы

Актуальные жанры литературы

19-й век является периодом с большим разнообразием различных стилей. Писатели Золотого века русской литературы экспериментировали над своими произведениями, смешивали жанры, и некоторые из них были открыты для русских читателей впервые. Широкий выбор направления творчества не мог не угодить даже самому придирчивому любителю провести свой досуг за книгой.

почему 19 век золотой век русской литературы

Романтизм, сентиментализм, сатира, реализм и народная поэма

Изначально, как уже было оговорено, востребованным являлся романтизм. Авторы данного жанра ставили в приоритете чувства над разумом. Большое внимание уделялось любовным переживанием героев. Этот жанр отчетливо виден в произведениях Пушкина и ранних работах Гоголя. Сам романтизм изначально зародился в Германии, и спустя какое-то время, обрел популярность у российских писателей.

Одновременно с романтизмом в начале 19-го века - Золотого века русской литературы - часто писали в жанре сентиментализма. Данный стиль направлен на пробуждение чувств читателей и их душевный отклик. Одним их первых писателей, использовавших этот жанр, был Карамзин. Его примером вдохновились многие авторы.

Сатирическая проза является неотъемлемой частью Золотого века. В произведениях Гоголя можно в полной мере осознать всю суть жанра. Творения сатирического характера отличались критикой глупости и лени, затрагивали все слои общества, высшие и низшие, заострялось внимание на низком уровне духовного развития бедняков.

В середине 19-го века - Золотого века русской литературы - романтизм и сентиментализм сменяются реализмом. Наиболее яркий представитель реалистических романов – Достоевский. Творчество реализма показывает действительные проблемы общества, как они есть, а также затрагивает темные стороны социума и индивидов в отдельности.

золотой век русской литературы 19 века

Конец истории Золотого века русской литературы

В конце 19-го века историю литературы пополнило несметное количество разнообразных произведений-шедевров. Разнообразие жанров и стилей авторов интересно читать даже спустя столетия. Не смотря на временную разницу в книгах, которые представляют собой литературу великого творческого периода, герои, их типажи и поступки напоминают людей теперешнего общества. Конфликты, несправедливость, борьба за свободу никуда не делись и также встречаются в современности. Написанное в 19-м веке осталось значимым на бесконечный промежуток времени и не потеряло свою актуальность по сей день.

Русская поэзия 19 века

Зарождение романтизма

Острая необходимость поэтов выражать свои мысли и чувства стала причиной появления нового образа в литературе — лирического героя, что очень быстро развилось в направление романтизма, основной чертой которого является сосредоточенность на внутреннем мире и чувствах идеального героя, а также его взаимоотношения с другими персонажами.

Поэты Золотого века

До второй половины 19 века поэзия кратко и в то же время не менее влиятельно проводила общественно-политические идеи. Уже в сороковые годы критический реализм приобрел все более отчетливые формы.

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Среди других крупных работ Пушкина:

Михаил Юрьевич Лермонтов

Из многих харизматичных, романтичных и трагических русских поэтов Михаил Лермонтов, родившийся 200 лет назад, был одним из самых любимых. Тем не менее он прожил короткий век, так как умер в возрасте 26 лет и был окружен противоречиями даже в детстве и еще долго после своей смерти.

Выделяют пять главных работ лирики Михаила Юрьевича:

Михаил Юрьевич Лермонтов

Афанасий Афанасьевич Фет

Афанасий Афанасьевич Фет

Лучшими стихотворениями Афанасия Афанасьевича являются:

Николай Алексеевич Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов

Известнейшими произведениями Некрасова можно назвать:

Федор Иванович Тютчев

Среди произведений Тютчева можно выделить ключевые:

Федор Иванович Тютчев

Значение 19 века в культуре

Творения гениальных поэтов той эпохи до наших дней остаются несравненными шедеврами классической литературы, образцами высочайшего поэтического мастерства и великолепными примерами величия русского языка.

Мастера романа - Тургенев, Достоевский и Толстой

Таким образом, именно 19 век явно и бесспорно воспринимается как Золотой век русской литературы, который позже совершенно естественным образом породил не менее заметный и не менее не одаренный Серебряный век.


ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814, Москва 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области], русский поэт.

Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften ("Люди и страсти", 1830), "Странный человек" (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).

С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.

Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт.

Одновременно идет работа над романтическими поэмами от откровенно подражательных "Черкесов" (1828) до вполне профессиональных "Измаил-бея" и "Литвинки" (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, "вершинность" композиции, "недосказанность" сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены "магистральные" герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы "Демон", 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма "Исповедь", 1831, явившаяся прообразом поэмы "Мцыри"). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки.

Смутное время

Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство ("Юнкерские поэмы"), место трагического избранника циничный бретер, сниженный двойник "демона". В то же время идет работа над романом "Вадим" (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство "ангела" и "демона", "поэзия безобразности", языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). "Демоническая" линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни "Княгиня Лиговская" (1836) и драме "Маскарад". Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.

Поэт поколения

К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами "Ангел", 1831; "Парус", 1831; "Русалка", 1832; "Умирающий гладиатор", 1836; поэма "Боярин Орша", 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, "Маскарад" не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма "Хаджи Абрек" (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима "невстреча" с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки "Ашик-Кериб"). Публикация в 1837 стихотворения "Бородино" упрочила славу поэта.

С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая "большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в "Современнике" в 1838 печатается поэма "Тамбовская казначейша") и А. А. Краевским (публикация "Песни про царя Ивана Васильевича. " в редактируемых Краевским "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду", 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом "Отечественные записки"). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический "кружок шестнадцати".

В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения ("Дума", 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас ("Поэт", 1838; "Не верь себе", 1839; "Журналист, читатель и писатель", 1840), скептически оценивая жизнь как таковую ("И скучно, и грустно. ", 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом ("Бородино", "Песня про царя Ивана Васильевича. ", где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре ("Казачья колыбельная песня", 1838), в чувствах ребенка ("Как часто пестрою толпою окружен. ", 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие ("Памяти А. И. О ", 1839; , 1840). Богоборчество ("Благодарность", 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты ("Три пальмы", 1839; "Утес", "Тамара", "Листок", "Морская царевна", все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией ("Родина", "Спор", оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности ("Выхожу один я на дорогу. ", 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова последней редакции "Демона" и "Мцыри" (обе 1839).

Неожиданный финал

Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении "Я к вам пишу случайно, право. "), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I).

В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).

Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к "вечно печальной дуэли" (В. В. Розанов) и гибели поэта.

Читайте также: