Профориентация во франции кратко

Обновлено: 04.07.2024


Теоретические модели профессиональной ориентации. В теоретическом плане профессиональной ориентации во Франции свойственна смена трех исторических моделей: идеалистической механистической, технократической и воспитательной. Каждая из них отражала соответствующие социально-экономические процессы в обществе.
Идеалистическая механистическая модель (module idealistique mecanistique), как отмечает А. Карофф, относилась к периоду с20-х гг. XX столетия до окончания второй мировой войны. Ее появление было связано с распространенной в то время фордистской экономической теорией производственной организации. Согласно последней, нужды в профессиональных кадрах разрешаются механистически, т.е. рынок труда формируется через спрос и соответствующее предложение на профессии, наиболее востребованные производственными отраслями. Благодаря возросшему спросу на квалифицированный рабочий труд и развитию технического образования, профессиональная ориентация учащихся постепенно стала восприниматься как общенациональная задача французского государства и самостоятельная область научного знания и практической деятельности (были созданы бюро профориентации).
Теоретическую основу идеалистической механистической модели составляла диагностическая концепция, согласно которой профессиональная ориентация воспринималась как установление наилучшего (идеального) соответствия между требованиями профессии и личностными характеристиками учащегося, определяемыми с помощью тестовой диагностики. Профессиональная ориентация, согласно этой модели, осуществлялась только в момент, когда выпускник покидал школу и начинал искать работу. По мнению А. Кароффа, такая ориентация преследовала несколько целей. Во-первых, она защищала подростка от последствий неправильного профессионального выбора, например таких, как неудовлетворенность своей работой, низкая производительность труда, производственный травматизм, в том числе связанный с медицинскими противопоказаниями. Во-вторых, профессиональная ориентация исходила из государственного заказа на развитие рабочего потенциала, сельского ремесленничества. Таким образом, государство надеялось найти наиболее рациональное применение человеческих способностей в жизни общества. Не случайно правительство страны поддерживало и финансировало исследования в области экспериментальной психологии, предметом которых было изучение формального соответствия характеристик профессий и личности, что привело к настоящему тестологическому буму, распространившемуся во Франции в 40 - 50-е гг. XX в. В этот период, как отмечает И. В. Михайлов, появились частные профориентационные бюро, где клиентов обучали тому, как лучше и правильнее отвечать на вопросы тестов и в итоге в более выгодном свете представать перед работодателями Идеалистическую механистическую модель сменила технократическая (modele technocratique), сложившаяся во Франции в 60-е гг. XX в. [1]. Согласно этой модели, профессиональная ориентация учащихся направлена не на выбор конкретной профессии, а в первую очередь на подготовку к этому выбору. Подготовка осуществлялась на протяжении всего периода обучения в школе, а не в тот момент, когда подросток ее покидал. При этом происходило постепенное сближение профессиональной и учебной ориентации, которые ранее в образовании Франции рассматривались как две изолированные друг от друга системы, предназначенные для подростков из различных социальных слоев. Образовательные реформы 60-х гг. XX в. поставили их взаимодействие в центр образовательной системы Франции.

Идеи создания технократического общества во Франции были высказаны еще в XIX в. Сен-Симоном и Фурье. В образовании это привело к тому, что система профессиональной и учебной ориентации учащихся средних школ стала всецело зависеть от государственной образовательной политики. Так, например, введение дополнительных учебных профилей было в первую очередь направлено на функциональную реализацию кадровых
нужд в учебных заведениях. Как отмечает французский исследователь Г. Лапостоль, профессиональная ориентация учащихся стала длительной и систематической. Решение о распределении учащихся по направлениям профессионального образования оставалось за учебным заведением, и повлиять на него самим учащимся и их родителям было практически невозможно. Основными средствами ориентации оставались диагностические, выявлявшие склонности учащихся к той или иной профессии. Таким образом, для технократической модели характерно жесткое управление в организации и осуществлении профессиональной ориентации, при котором школа производила дифференциацию учащихся, исходя, в первую очередь, из государственных кадровых нужд.
Такая модель просуществовала до конца 80-х гг. XX в., когда во Франции начался новый этап общественного развития - переход от индустриального к информационному обществу. С одной стороны, это способствовало зарождению многих инновационных процессов, с другой - сопровождалось длительным экономическим кризисом, обострившим проблему безработицы. Как отмечает А. Карофф, "экономический кризис. показал неадекватность любой слишком "зауженной" профессиональной подготовки и заставил по-другому взглянуть на само понятие профессии". Французский социолог А. Горон подчеркивает, что для появившейся новой постфордистской экономической модели организации труда характерны: интерактивный способ формирования потребительского рынка на основе взаимодействия и взаимовлияния спроса и предложения; продуктивная организация производства, требующая высокого уровня профессионального образования работников, их мобильности, инициативности, готовности приобретать новые знания. Эта модель способствовала, по его мнению, потере тесной связи между дипломом и профессией, т.е. многие специалисты становились невостребованными и требовалось их переучивание. В образовании это послужило основанием к появлению третьей - воспитательной модели (modele educative) профессиональной ориентации.

Ее основной идеей, как указывает А. Карофф, является непрерывное сопровождение учащегося в его самостоятельном личностном становлении, в определении своего будущего, в том числе профессионального. Эта модель гуманистически ориентирована, характер профессионального самоопределения персонализирован с учетом личностных особенностей и возможностей учащихся. Они сами становятся субъектами своей профессиональной ориентации. В практике отдается предпочтение "мягким" технологиям педагогического и психологического сопровождения, помощи учащимся в выборе профессии. При этом сопровождение не завершается их выходом из школы, а продолжается до интеграции в мир труда. Уделяется внимание высокой общекультурной подготовке учащихся и развитию у них способности к адаптации, мобильности, креативности.
Рассмотренные модели дают представление о том, что постепенно профессиональная ориентация учащихся во Франции интегрируется в систему образования и переориентируется с удовлетворения кадровых нужд государства на удовлетворение профессиональных интересов, потребностей самих учащихся.

Чем отличаются методики профориентации школьников в разных странах и какие методы самые эффективные?

Это может быть интересно :

Задача профориентации состоит не только в том, чтобы помочь подросткам найти жизненный путь, но и в формировании системы занятости в будущем, ведь сегодняшние школьники — это специалисты, которые будут лечить, учить и строить завтра.

Поэтому в большинстве стран с развитой экономикой профориентации уделяется большое внимание. Программы, направленные на то, чтобы подросток нашёл свое призвание, разрабатываются специалистами и включает в себя теоретическую и практическую части. Эта система постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать потребностям общества и готовить успешных специалистов.

Профориентация во Франции

Первые центры профориентации возникли именно во Франции в начале ХХ века. Здесь учителя начинают наблюдать за способностями ребенка начиная с младшей школы. К середине школьного курса специалисты знакомят учеников с актуальными профессиями на рынке труда. Все данные вносят в индивидуальное досье, которое заводится в день поступления.

В школах работают профильные психологи, которые проводят исследования, направленные на то, чтобы понять, насколько успешно ученик справляется с разными предметами.

Психологи составляют рекомендации по развитию способностей и интересов ребенка, чтобы помочь ему реализоваться в выбранной профессии. Во Франции под эгидой правительства действуют специальные Центры информации и ориентации, в которые можно обратиться, если нужно разобраться с самоопределением.

Профориентация в Германии

Профориентационные работы в Германии проводят с применением практических методик тестирования, опросов и консультаций. Все данные, полученные во время исследований, заносятся в индивидуальную рабочую тетрадь, где, помимо результатов тестов, имеются сведения о семье, интересах и профессиональных склонностях ученика. На основе данных, которые попадают в тетрадь, специалисты проводят консультации со школьниками. В некоторых случаях они могут прибегать к помощи школьных психологов или медиков.

После окончания школы выпускники продолжают специализированное обучение уже на потенциальном рабочем месте.

Работодатель предлагает два варианта учебы: общее направление дает возможность дальнейшего поступления в вуз, а специализированный путь позволит освоить практические навыки в мастерских или на производстве.


Профориентация в Канаде

Согласно канадским специалистам по профориентации, алгоритм профессионального самоопределения человека состоит из нескольких ключевых этапов:

    самостоятельное решение, которое сопровождается тревогой и неуверенностью в правильности выбора,

анализ собственных способностей и качеств, которые необходимо развивать для успешной самореализации,

оценка актуальности выбранной профессии на рынке труда,

поиск альтернативных вариантов,

проба себя в профессии: производственная практика, стажировки, подработка,

принятие окончательного решения.

Это может быть интересно :

Профориентация в Японии

В Японии с профориентацией разбираются ещё в средней школе, если не раньше — это одно из ключевых направлений общего учебного процесса.

А что у нас?

Комплексная профориентация подростков весьма востребована и в системе российского образования. В Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле работают научные центры по разработке и внедрению современных профориентационных мероприятий. Однако, чтобы идти в ногу со временем и полностью соответствовать современным потребностям рынка труда, некоторые принципы отечественной системы профориентации следует пересмотреть, ориентируясь на передовые наработки других стран.

Сегодня система самоопределения школьников ориентирована на одну-две основные профессии, в то время как другие экономически развитые страны делают акцент на нескольких специальностях. Даже когда человек определился с выбором, не следует зацикливаться на одном виде профессиональной деятельности. Тесное сотрудничество работодателей с центрами профориентации позволит получать актуальную информацию обо всех специальностях.

Профориентация должна носить всеобъемлющий характер, а первые исследования в данной сфере следует проводить уже в младших классах.

Внедрение такого подхода позволит российской системе образования повысить эффективность программы профориентации, а заимствование лучших зарубежных методик поможет школьникам разобраться, какие существуют специальности и что востребовано на рынке труда.

25 мая 2016, 12:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

с 70-х гг. - преобладающим направлением стало "воспитание у молодежи способности самостоятельно делать выбор".

Интересно, что уже в 60-70 гг. в рамках "борьбы с тестоманией" стали даже появляться специальные частные бюро, где будущих клиентов обучали, как "лучше" и "правильнее" отвечать на вопросы тестов и, в итоге, более выгодно представать перед работодателями. В настоящее время в странах с пока еще невысокой психологической культурой "процветает тестирование" (в более развитых странах стараются переносить акцент на индивидуальные профконсультации).

Анализируя французскую профориентацию можно отметить, что уже к концу 70-х гг. на теоретическом уровне давно наметился отход от массированной психодиагностики, то на практике в основном все продолжают заниматься тестированием учащихся. Правда, уже в последние годы даже в странах с развитыми психологическими службами вновь намечается некоторый возврат к поголовному тестированию. Объясняется это не столько появлением каких-то новых достоверных тестов, сколько устоявшимся представлением многих начальников, заказчиков и клиентов, что только тесты - это и есть настоящее научное средство помощи в выборе профессии. Даже в разработке самих тестов приходится "подыгрывать" потенциальным клиентам и заказчикам.[6] Не случайно многие образцы современных компьютерных тестов являются не более чем компьютерными версиями существовавших до них буклетных, или "карандашно-бумажных" методик".

В данной ситуации проще немного "подыграть" клиенту, начальнику или заказчику, чем переубеждать его. Тем более что тесты все-таки позволяют решать ряд задач: при грамотном использовании они могут дать определенную информацию о клиенте, с их помощью легко формировать мотивацию клиента на самопознание и т.п

Профессиональная ориентация является подсказкой при выборе профессии , который является задачей с неполными исходными данными, вероятностными параметрами, меняющимися переменными и, как минимум, одним неизвестным. Профориентация помогает не только найти свой жизненный путь, но и формирует систему занятости в будущем.

В связи с этим в большинстве стран с развитой экономикой профориентации уделяется большое внимание. И эта система постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать потребностям общества и готовить успешных специалистов .

В этой статье я хочу рассказать о том, как проходит профориентация в некоторых зарубежных странах.

Такие центры развития карьеры базируются на тесном взаимодействии профориентации и возможности дальнейшего трудоустройства .

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ

Начнем с того, что во Франции готовят специалистов по профориентации, которая проводится в четырех институтах: Институте психологических и психолого-социальных исследований в г. Бордо, Парижском институте исследований в области труда и профессиональной ориентации, Региональном институте профориентации в г. Лилле и Марсельском институте биометрии человека и профессиональной ориентации. Центры карьерной ориентации во Франции в сейчас наделены большими правами, имеют возможность влиять на профессиональный выбор молодежи в соответствии с требованиями рынка труда, привлекая ее в те отрасли, которые нуждаются в кадрах.

В настоящий момент, профориентация учащегося начинается с младших классов, с момента наблюдения учителем за возможностями и способностями ребенка. Здесь в день поступления в школу заводится индивидуальное досье, в которое вносят данные учителя, наблюдая за способностями ребенка и при знакомстве ребенка с актуальными профессиями на рынке труда, которое проводят в средней школе. Вся данная информация доводится до сведения родителей. Во Франции тесное сотрудничество центров выбора профессии с семьями учащихся. Если учащийся испытывает некоторые затруднения в плане выбора профессии, у него всегда есть возможность побеседовать со школьным психологом, который помогает ребенку адаптироваться к требованиям учебного заведения, оказывает индивидуальную помощь детям по организации учебной деятельности в школе и дома. Он изучает также характерологические особенности учащихся, проводит тестирование успешности освоения учебных предметов и дает рекомендации учащимся и их родителям по повышению успеваемости, развитию способностей, интересов к той или иной сфере профессиональной.

Во Франции все учащиеся принимают участие в деловых играх, тренингах, встречах с успешными предпринимателями. Их учат грамотно составлять резюме и пользоваться информационной базой данных обо всех профессиях страны.

Здесь под эгидой правительства действуют специальные Центры информации и ориентации, в которые можно обратиться, если нужно разобраться с самоопределением.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ГЕРМАНИИ

В Германии вопросами профессиональной ориентации занимаются главным образом биржи труда, работу которых координирует Управление профессиональной ориентации федерального ведомства трудоустройства и страхования по безработице. Данные биржи ориентированы, прежде всего, не на решение задачи реализации потенциала личности относительно профессии, а на заполнение различного рода профессиональных вакансий. Служащие биржи имеют на каждого учащегося школы карту профориентации (личное дело по профориентации), которая поступает из школы. Там содержатся данные об успеваемости, состоянии здоровья, особенностях характера, оценка способностей. После ознакомления с ней и проведения личной беседы, профсоветник выясняет способности и склонности учащегося, и на основании этого дает совет относительно выбора профессии. Такими же особенностями отличаются системы профориентации Италии и Бельгии.

Профориентацию в Германии проводят с применением практических методик тестирования, опросов и консультаций. Все данные, полученные во время исследований, заносятся в индивидуальную карту профориентации, где, помимо результатов тестов, имеются сведения о семье, интересах и профессиональных склонностях ученика. На основе данных, которые попадают карту, специалисты проводят консультации со школьниками. При необходимости они прибегают к помощи школьных психологов или медиков.

После окончания школы выпускники продолжают специализированное обучение уже на потенциальном рабочем месте.

Работодатель предлагает два варианта учебы: общее направление дает возможность дальнейшего поступления в вуз, а специализированный путь позволит освоить практические навыки в мастерских или на производстве.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В КАНАДЕ

Согласно канадским специалистам по профориентации алгоритм принятия решения о выборе будущей карьеры состоит из 5 шагов:

  • шаг первый. Студент решает для себя, чем бы он хотел заниматься и анализирует свои ощущения по поводу принятого решения. Если в процессе анализа он понимает, что преобладают тревога и страх, ему рекомендуется пересмотреть своё решение. Возможно, он просто не готов к его принятию.
  • шаг второй. Состоит из двух частей. Первая, так называемый внутренний компонент, попытка реально оценить свои возможности и способности, определить какие черты характера помогут в становлении карьеры, а какие лучше держать при себе. Определиться с родом занятий, которому готовы посвятить большую часть времени, и именно он должен стать в дальнейшем работой, а что можно оставить в качестве хобби. Вторая часть состоит в изучении рынка труда, а именно тех специальностей, которые на нем представлены на данный момент. Выбор для себя нескольких альтернативных вариантов.
  • шаг третий. Оценка альтернативных вариантов. Сопоставление тех критериев, которые студент выбрал определяющими для будущей специализации с критериями реально существующих профессий. Выбор приоритетной профессии.
  • шаг четвертый. Проба себя в профессии. Это и стажировки, и подработка в выбранной сфере. Многие студенты обязаны отработать определенное количество часов в различных социальных службах. Эти часы им засчитываются за практику и дают возможность определиться с дальнейшим выбором. В самом начале работы студентам рекомендуется составить план-график, с опорными точками, которые будут определять поставленные цели и сроки их выполнения. Каких результатов практикант ожидает достичь за определенный промежуток времени. Если график и реальные действия разнятся, стоит задуматься о правильности выбора профессии.
  • пятый шаг. Принятие окончательного решения.

Все этапы студент проходит самостоятельно, но под контролем специалистов в области развития карьеры и психологов. Поэтому в случае необходимости всегда есть возможность обратиться за квалифицированной помощью.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ЯПОНИИ

Таким образом за три года они пробуют свои силы в 48 различных профессиях. После чего проводится самоанализ по 62 пунктам по пятибалльной шкале различных навыков. Те же самые пункты в отношении каждого ученика оцениваются преподавателями и психологами. Результаты сравниваются, вычисляется индекс самооценки школьника и предлагается индивидуальная программа дальнейшего обучения, направленная на формирование и развитие профессиональных качеств и компетенций. Кроме того, учащийся приобретает практические навыки работы.

Интересным является опыт вычисления индекса самооценки школьника. Ведь в России пока действия учащегося оцениваются только преподавательскими составом.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В США

В США профильное обучение осуществляется на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. Организация профильной подготовки состоит из возможности набора из множеств курсов, предполагаемых за весь период обучения.

Как правило, школьники должны выбирать не менее 15 и не более 25 учебных курсов продолжительностью до одного семестра. При этом, прежде всего, учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей. Но начиная с дошкольного возраста здесь проходят разные тесты, которые определяют уровень знаний и интерес к разным профессиям, потому что в США в основу системы профориентации заложена модель сравнения специфики профессий с чертами характера. Их эксперты выявляют в ходе тестов, рассчитанных на детей и молодежь разного возраста: от дошкольников до выпускников вузов.

Затем школьник получает список подходящих профессий и может выбрать одну из них. Ежемесячно в школах проводятся встречи с потенциальными работодателями, которые предоставляют школьникам рабочие места, чтобы они могли провести тест-драйв выбранной специальности. В конечном результате все это помогает учащимся найти ту профессию, которая в наибольшей степени соответствовала их склонностям и востребована на рынке труда.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ФИНЛЯНДИИ

К профессиональной ориентации выпускников в Финляндии подходят очень серьезно. Вот один показательный факт: если ученик, окончив девятый класс, так и не понял, чем он будет заниматься в жизни, ему дается еще один год для профессионального самоопределения. В течение этого периода с ним и подобными активно работают профессиональные консультанты. И надо сказать, что они не зря едят свой хлеб.

В Финляндии система среднего профессионального образования популярнее высшего. Курсы профессиональной ориентации начинаются в Финляндии с седьмого класса. И они обязательно включают период введения в трудовую жизнь, составляющий, как правило, одну-три недели, в течение которых подростки работают по-настоящему. Возможность сделать что-либо своими руками очень сильно влияет на профессиональное самоопределение. В восьмом классе изучаются вопросы построения карьеры, а в девятом к процессу выбора профессии подключаются сотрудники кадровых служб предприятий и служб по найму. Отвечает за работу по профессиональной ориентации и построению карьеры министерство образования страны.

Выпускникам финских школ предоставляется право подать документы в 7 профессиональных учебных заведений.

В школьные консультанты берут в основном людей с университетским образованием, потому что на них возлагается очень большая ответственность. Во-первых, далеко не все ребята знают, чего они хотят, во-вторых, не каждый адекватно оценивает свои возможности и, в-третьих, кроме желания выпускника, есть еще потребности в кадрах государства. Несмотря на трудности, консультанты должны добиваться, чтобы выбор сделал.

Читайте также: