Отличительные черты административного права кратко
Обновлено: 08.07.2024
Административное право – это особая правовая подсистема, которая вместе с другими отраслями права составляет правовую систему страны. Административное право устанавливает стандарты, обязанности и полномочия, выполнение которых подлежит контролю со стороны органов государственного управления.
Административное право является отраслью закона, которая регулирует следующие сферы:
- административную деятельность правительства;
- организацию управления;
- деятельность общественных организаций;
- выполнение административных задач;
- судебные решения;
- отношения между государством и его гражданами;
- функционирование различных административных институтов и их отношения друг с другом;
- правовую защиту граждан от действий исполнительной власти.
Различные определения административного права значительно различаются. Административное право обозначает организацию, полномочия и обязанности администрации. Также оно часто используется как синоним судебного рассмотрения и судебного пересмотра административных актов.
Административное право вытекает из принципа верховенства права:
- администрация получает право вмешательства только через закон;
- закон также ограничивает административные действия.
Административное право и его структура:
- субъекты (стороны административных отношений);
- объекты (причина, по которой возникли административные отношения);
- юридические факты.
Предмет административного права
Административное право очень динамично. Оно следует за развитием общественных отношений. Есть подсистемы административного права, которые со временем могут превратиться в независимые юридические дисциплины (налоговое право, экологическое право и т. д.). Сегодня заметен процесс дерегулирования многих правоотношений, которые находились в административном режиме.
В широком понимании, административное право – это система правовых норм, регулирующих организацию управления и общественных услуг, выполняет административную функцию, осуществление административной власти, административной деятельности, то есть предоставляет государственные услуги.
В более узком понимании предмет административного права – это совокупность правовых норм, регулирующих создание, упразднение и взаимоотношения органов, осуществляющих административную власть.
Более узкое понимание происходит из традиционных концепций правительства как государственной власти. Более широкое понимание предмета административного права начинается с современных концепций администрирования как государственной услуги с точки зрения административной деятельности.
Объекты административного права:
- социальные (народности и нации, социальные слои и классы, профессиональные группы и др.);
- территориальные (области, районы, города, сёла и др.);
- общественные (общественно-политические движения, партии, объединения, производственные трудовые коллективы и др.).
Источники права
Набор источников административного права отличается от набора источников других отраслей права. Административное право регулируется многочисленными и разнообразными актами, исходящими от самой администрации, такими как законы или постановления. Существуют и акты местного права, которые в других отраслях играют меньшую роль или даже не относятся к источникам права.
К источникам права относятся:
- Конституция;
- нормы и принципы международного права, которые являются общепризнанными;
- международные договоры;
- местные законы (например, уставы субъектов РФ).
Кроме того, существуют определённые источники административного права, такие как акты планирования и технические стандарты.
В первую группу входят вопросы бюджета, территориального планирования или стратегического развития.
Вторая группа включает нормы, которые на самом деле не являются правовыми нормами, но стали обязательными в результате международного экономического сотрудничества.
Характеристики административного права
Одной из характерных черт норм административного права является возможность применения государственного принуждения для их исполнения.
Нормы, относящиеся к одной отрасли права, через определённые правовые институты становятся частью других отраслей права. Это, безусловно, приводит к трудностям в различении взаимоотношений разных отраслей права, а также к трудностям в выявлении основных черт каждой отрасли права. В этом отношении административное право является частью общей правовой системы страны.
Административное право регулируется следующими политическими институтами:
- министерствами;
- административными органами в министерствах (администрациями, инспекциями, дирекциями);
- специальными организациями (секретариатами, институтами, государственными учреждениями, центрами);
- государственными службами (государственными учреждениями, общественными организациями).
Осуществляя свою деятельность, администрация принимает административные правила (общие и обязательные правила для неопределённого числа лиц) и административные акты (посредством которых администрация устанавливает специальные правила для конкретного случая и конкретного лица). Также администрация заключает административные контракты и выполняет административные действия, посредством которых предоставляются общественные услуги (ведение учёта, выдача справок и др.).
Контроль над осуществлением административного права
Контроль над исполнением административного права может быть:
- политическим – парламентом, правительством, политическими партиями и общественными организациями;
- юридическим – административным контролем администрации, судебным контролем администрации и особым контролем администрации со стороны прокуратуры и др.
В компетенцию административного органа входит, среди прочего, ведение учёта личного статуса граждан. Эти записи служат как для получения знаний об определённых данных, относящихся к конкретным правовым ситуациям, так и в качестве предварительного условия для выдачи гражданам документов (например, сертификатов, паспортов), на основании которых они могут осуществлять свои права и интересы.
Официальные записи могут храниться в регистрах (например, рождения, браки, смерти), различных записях органов внутренних дел (например, удостоверения личности, проездные документы, водительские удостоверения), а также в записях органов опеки и попечительства. В сфере внутренних дел существуют особо важные вопросы, связанные с проживанием и пребыванием, а также гражданством людей.
Историческое развитие административного права
Развитие писаных и обычных правовых норм происходило в различных частях мира вместе с развитием государства.
Восточные деспотии, такие как Древний Египет, характеризуются сильной централизацией, воплощённой в законодательной, административной, судебной и военной власти правителя. Древневосточные правители имели в своём распоряжении громоздкий, строго иерархический, централизованный и бюрократический аппарат. В то же время, в Древнем Риме, где административная система была выборной, она была более децентрализованной.
В средние века, в период феодализма, наблюдались тенденции к усилению центральной власти после противостояний между правителями и феодалами. Наблюдалось влияние римского опыта на Византию в сторону попыток осуществить децентрализацию административного аппарата. Появляются и первые формы местного самоуправления.
В эпоху Нового времени, при абсолютной монархии, происходит изменение управляющей роли центральных государственных органов. Центральное правительство контролирует региональные исполнительные органы, которые создаются вместо прежних аристократических властей в провинциях. Выделяются самые важные государственные дела – военные, полицейские и финансовые.
В эпоху просвещённого абсолютизма в администрации произошли преобразования, которые оставили свой след и по сей день. Начинается дифференциация министерств (иностранных дел, войны, юстиции, внутренних дел, финансов и др.), которые приобретают публично-правовой характер. Министерская функция приобрела характер публичного права до конца XVII в. с преобразованием феодальной абсолютной монархии. После гражданских революций появляются правовые нормы управления.
Истоки административного права относятся к концу XVIII в. Они связаны, с одной стороны, с Французской революцией (1789-1799 гг.), сделавшей подданных гражданами. А с другой стороны, они связаны с развитием публичного права в странах просвещённого абсолютизма. Эти государства скрупулёзно регулировали общественную жизнь.
В период появления либеральных государств положения административного права в первую очередь определяли рамки функционирования государственного управления.
Регулятивные средства административного права:
- предписание – указание об обязательном совершении определённых действий;
- запрет – юридическое поручение по воздержанию от совершения конкретных действий;
- разрешение – уполномочивание выполнять некоторые действия или не совершать их по собственному желанию.
Защита от административных актов и административной юрисдикции
Согласно классической точке зрения, можно выделить три основных типа административной юрисдикции:
- правовые системы с собственной административной юрисдикцией;
- правовые системы с судебной системой, специализирующейся на административных процессах в рамках обычной юрисдикции;
- правовые системы, в которых административные споры разрешаются в обычных судах, но есть несколько специальных судов (например, по налогам).
Правовые институты
Правовые институты – это юридико-логические конструкции, которые представляют собой систематизированное целое правоотношений и правовых норм. Основными институтами административного права являются:
- административное дело;
- административная процедура;
- административный акт;
- административное действие;
- административный надзор;
- административный спор.
Административное дело
Административное дело – это правовая ситуация, в которой решаются права или обязательства, законные интересы человека в конкретном случае.
Для административного дела важно, чтобы оно решалось в индивидуальном порядке. Это принятие решения может осуществляться двумя разными способами:
- принятие решения о признании прав;
- принятие решения об установлении обязательства для гражданина.
Административные процедуры
Административная процедура – это процедура принятия административных актов. Административная процедура может быть инициирована двумя способами:
- по желанию клиента при исполнении служебных обязанностей;
- в зависимости от того, идёт ли речь о признании прав или определении обязательств.
Административная процедура проводится с целью реализации и защиты как общественных, так и индивидуальных интересов в рамках исполнения и в рамках объективного закона. Административная процедура всегда имеет односторонний характер.
Административные действия
- документирование;
- общение;
- получение заявлений;
- принудительные действия.
Административные акты
Административные акты – это основной вид индивидуальных правовых актов, издаваемых руководством при осуществлении административной деятельности. Основными особенностями административного акта являются:
- конкретность;
- авторитетность;
- односторонность;
- юридическая сила;
- законность;
- совершенство.
Административный надзор
Административный надзор – это вид контроля, осуществляемый администрацией в отношении применения закона гражданами и организациями. Административный надзор включает:
- надзор за законностью работы компаний, учреждений и других организаций, если это предусмотрено законом;
- надзор за законностью действий компаний, учреждений и других организаций, когда они затрагивают права, обязанности и законные интересы граждан и других юридических лиц на основании закона;
- инспекционный надзор.
Административный спор
Административный спор – это особая форма судебного контроля за законностью административного акта. Это вид судебной процедуры, в которой оценивается законность действий участников.
Посредством административного спора государственные органы, компании и другие организации, осуществляющие государственные полномочия, принимают решения о правах или обязанностях физических, юридических лиц или других сторон в отдельных административных делах.
Предметом административного спора является законность административного акта. Существуют разные подразделения и типы административных споров, возникающие из-за разных критериев, используемых для классификации:
- объективные и субъективные административные споры;
- споры ограниченной и полной юрисдикции.
Сравнительное административное право
Сравнительное правоведение – это отрасль права, которая занимается сбором, переводом и изучением данных о состоянии законодательства, юридической науки и практики в других странах, анализируя важные вопросы международного и сравнительного права.
Согласно обычной классификации правовых систем, выделяются три большие группы права:
- европейско-континентальная;
- англосаксонская;
- шариатская.
Административное право определялось по-разному в процессе развития общества. Согласно традиционной концепции, административное право – это осуществление административной власти. Современное понимание административного права заключается в его понимании как системы социального регулирования.
Европейско-континентальная правовая система
Европейско-континентальная система административного права восходит к традиции римского права. Выделяются французская и немецкая системы, оказавшие большое влияние на другие страны.
Французская система исходит из идеи существования специальных административных правовых норм и специальных административных судов, обеспечивающих судебную защиту. Основой для развития административного права был государственный совет.
Согласно немецкой системе, целью администрации является не исполнение закона, а управление делами государства. При этом деятельность администрации не должна регулироваться особым административным режимом закона.
Англосаксонская правовая система
Англосаксонская система основана на английском обычном праве и специальных судебных решениях. Эта система характерна для Великобритании и США.
Долгое время считалось, что в Великобритании нет административного права как особой отрасли права, поскольку судебная защита предоставлялась гражданам в соответствии с общими принципами. Однако, согласно современным представлениям, оно включает в себя широкий спектр полномочий, связанных с центральными органами власти, местными органами власти и государственными службами.
Социалистическая правовая система
Социалистическая система была основана на идее, что государство обладает монополией на силу и принуждение с целью реализации правящих интересов, а административное право было формализованным выражением воли правящего класса.
Эта доктрина оказала большое влияние на бывшие социалистические страны. Современная социалистическая доктрина рассматривает административное право как набор норм, регулирующих организацию, осуществление и контроль административной власти, в которых авторитарные отношения заменяются отношениями координации.
Помимо вышеперечисленного, существуют особые системы, содержащие элементы как европейско-континентального, так и англосаксонского права (например, правовая система Канады, Японии), а также специфические системы стран Дальнего Востока, Африки и др.
Административное правонарушение
Административное правонарушение – это противозаконное действие или опасное бездействие, за что согласно закону следует административная ответственность.
Сутью административного правонарушения является покушение на общественный установленный порядок, государственные нормы, собственность, права и свободы граждан, которые находятся под государственной защитой. Административные правонарушения не наносят заметного и существенного вреда для всего общества.
В зависимости от степени вреда, некоторые деяния граждан (например, похищение имущества, нарушения авторских прав) могут признаваться государственными властями либо правонарушением, либо преступлением.
Административные проступки – это правонарушения, которые негативно сказываются на общественном порядке и не связаны с осуществлением служебных или трудовых обязанностей.
Читайте также: