Отличительные черты административного права кратко

Обновлено: 08.07.2024

Административное право – это особая правовая подсистема, которая вместе с другими отраслями права составляет правовую систему страны. Административное право устанавливает стандарты, обязанности и полномочия, выполнение которых подлежит контролю со стороны органов государственного управления.

Административное право является отраслью закона, которая регулирует следующие сферы:

  • административную деятельность правительства;
  • организацию управления;
  • деятельность общественных организаций;
  • выполнение административных задач;
  • судебные решения;
  • отношения между государством и его гражданами;
  • функционирование различных административных институтов и их отношения друг с другом;
  • правовую защиту граждан от действий исполнительной власти.

Различные определения административного права значительно различаются. Административное право обозначает организацию, полномочия и обязанности администрации. Также оно часто используется как синоним судебного рассмотрения и судебного пересмотра административных актов.

Административное право вытекает из принципа верховенства права:

  • администрация получает право вмешательства только через закон;
  • закон также ограничивает административные действия.

Административное право и его структура:

  • субъекты (стороны административных отношений);
  • объекты (причина, по которой возникли административные отношения);
  • юридические факты.

Административное право

Предмет административного права

Административное право очень динамично. Оно следует за развитием общественных отношений. Есть подсистемы административного права, которые со временем могут превратиться в независимые юридические дисциплины (налоговое право, экологическое право и т. д.). Сегодня заметен процесс дерегулирования многих правоотношений, которые находились в административном режиме.

В широком понимании, административное право – это система правовых норм, регулирующих организацию управления и общественных услуг, выполняет административную функцию, осуществление административной власти, административной деятельности, то есть предоставляет государственные услуги.

В более узком понимании предмет административного права – это совокупность правовых норм, регулирующих создание, упразднение и взаимоотношения органов, осуществляющих административную власть.

Более узкое понимание происходит из традиционных концепций правительства как государственной власти. Более широкое понимание предмета административного права начинается с современных концепций администрирования как государственной услуги с точки зрения административной деятельности.

Объекты административного права:

  • социальные (народности и нации, социальные слои и классы, профессиональные группы и др.);
  • территориальные (области, районы, города, сёла и др.);
  • общественные (общественно-политические движения, партии, объединения, производственные трудовые коллективы и др.).

Источники права

Набор источников административного права отличается от набора источников других отраслей права. Административное право регулируется многочисленными и разнообразными актами, исходящими от самой администрации, такими как законы или постановления. Существуют и акты местного права, которые в других отраслях играют меньшую роль или даже не относятся к источникам права.

К источникам права относятся:

  • Конституция;
  • нормы и принципы международного права, которые являются общепризнанными;
  • международные договоры;
  • местные законы (например, уставы субъектов РФ).

Кроме того, существуют определённые источники административного права, такие как акты планирования и технические стандарты.

В первую группу входят вопросы бюджета, территориального планирования или стратегического развития.

Вторая группа включает нормы, которые на самом деле не являются правовыми нормами, но стали обязательными в результате международного экономического сотрудничества.

Характеристики административного права

Характеристики административного права

Одной из характерных черт норм административного права является возможность применения государственного принуждения для их исполнения.

Нормы, относящиеся к одной отрасли права, через определённые правовые институты становятся частью других отраслей права. Это, безусловно, приводит к трудностям в различении взаимоотношений разных отраслей права, а также к трудностям в выявлении основных черт каждой отрасли права. В этом отношении административное право является частью общей правовой системы страны.

Административное право регулируется следующими политическими институтами:

  • министерствами;
  • административными органами в министерствах (администрациями, инспекциями, дирекциями);
  • специальными организациями (секретариатами, институтами, государственными учреждениями, центрами);
  • государственными службами (государственными учреждениями, общественными организациями).

Осуществляя свою деятельность, администрация принимает административные правила (общие и обязательные правила для неопределённого числа лиц) и административные акты (посредством которых администрация устанавливает специальные правила для конкретного случая и конкретного лица). Также администрация заключает административные контракты и выполняет административные действия, посредством которых предоставляются общественные услуги (ведение учёта, выдача справок и др.).

Контроль над осуществлением административного права

Контроль над исполнением административного права может быть:

  • политическим – парламентом, правительством, политическими партиями и общественными организациями;
  • юридическим – административным контролем администрации, судебным контролем администрации и особым контролем администрации со стороны прокуратуры и др.

В компетенцию административного органа входит, среди прочего, ведение учёта личного статуса граждан. Эти записи служат как для получения знаний об определённых данных, относящихся к конкретным правовым ситуациям, так и в качестве предварительного условия для выдачи гражданам документов (например, сертификатов, паспортов), на основании которых они могут осуществлять свои права и интересы.

Официальные записи могут храниться в регистрах (например, рождения, браки, смерти), различных записях органов внутренних дел (например, удостоверения личности, проездные документы, водительские удостоверения), а также в записях органов опеки и попечительства. В сфере внутренних дел существуют особо важные вопросы, связанные с проживанием и пребыванием, а также гражданством людей.

История административного права

Историческое развитие административного права

Развитие писаных и обычных правовых норм происходило в различных частях мира вместе с развитием государства.

Восточные деспотии, такие как Древний Египет, характеризуются сильной централизацией, воплощённой в законодательной, административной, судебной и военной власти правителя. Древневосточные правители имели в своём распоряжении громоздкий, строго иерархический, централизованный и бюрократический аппарат. В то же время, в Древнем Риме, где административная система была выборной, она была более децентрализованной.

В средние века, в период феодализма, наблюдались тенденции к усилению центральной власти после противостояний между правителями и феодалами. Наблюдалось влияние римского опыта на Византию в сторону попыток осуществить децентрализацию административного аппарата. Появляются и первые формы местного самоуправления.

В эпоху Нового времени, при абсолютной монархии, происходит изменение управляющей роли центральных государственных органов. Центральное правительство контролирует региональные исполнительные органы, которые создаются вместо прежних аристократических властей в провинциях. Выделяются самые важные государственные дела – военные, полицейские и финансовые.

В эпоху просвещённого абсолютизма в администрации произошли преобразования, которые оставили свой след и по сей день. Начинается дифференциация министерств (иностранных дел, войны, юстиции, внутренних дел, финансов и др.), которые приобретают публично-правовой характер. Министерская функция приобрела характер публичного права до конца XVII в. с преобразованием феодальной абсолютной монархии. После гражданских революций появляются правовые нормы управления.

Истоки административного права относятся к концу XVIII в. Они связаны, с одной стороны, с Французской революцией (1789-1799 гг.), сделавшей подданных гражданами. А с другой стороны, они связаны с развитием публичного права в странах просвещённого абсолютизма. Эти государства скрупулёзно регулировали общественную жизнь.

В период появления либеральных государств положения административного права в первую очередь определяли рамки функционирования государственного управления.

Регулятивные средства административного права

Регулятивные средства административного права:

  • предписание – указание об обязательном совершении определённых действий;
  • запрет – юридическое поручение по воздержанию от совершения конкретных действий;
  • разрешение – уполномочивание выполнять некоторые действия или не совершать их по собственному желанию.

Защита от административных актов и административной юрисдикции

Согласно классической точке зрения, можно выделить три основных типа административной юрисдикции:

  • правовые системы с собственной административной юрисдикцией;
  • правовые системы с судебной системой, специализирующейся на административных процессах в рамках обычной юрисдикции;
  • правовые системы, в которых административные споры разрешаются в обычных судах, но есть несколько специальных судов (например, по налогам).

Правовые институты

Правовые институты – это юридико-логические конструкции, которые представляют собой систематизированное целое правоотношений и правовых норм. Основными институтами административного права являются:

  • административное дело;
  • административная процедура;
  • административный акт;
  • административное действие;
  • административный надзор;
  • административный спор.

Административное дело

Административное дело

Административное дело – это правовая ситуация, в которой решаются права или обязательства, законные интересы человека в конкретном случае.

Для административного дела важно, чтобы оно решалось в индивидуальном порядке. Это принятие решения может осуществляться двумя разными способами:

  • принятие решения о признании прав;
  • принятие решения об установлении обязательства для гражданина.

Административные процедуры

Административная процедура – это процедура принятия административных актов. Административная процедура может быть инициирована двумя способами:

  • по желанию клиента при исполнении служебных обязанностей;
  • в зависимости от того, идёт ли речь о признании прав или определении обязательств.

Административная процедура проводится с целью реализации и защиты как общественных, так и индивидуальных интересов в рамках исполнения и в рамках объективного закона. Административная процедура всегда имеет односторонний характер.

Административные действия

  • документирование;
  • общение;
  • получение заявлений;
  • принудительные действия.

Административные акты

Административные акты – это основной вид индивидуальных правовых актов, издаваемых руководством при осуществлении административной деятельности. Основными особенностями административного акта являются:

  • конкретность;
  • авторитетность;
  • односторонность;
  • юридическая сила;
  • законность;
  • совершенство.

Административный надзор

Административный надзор

Административный надзор – это вид контроля, осуществляемый администрацией в отношении применения закона гражданами и организациями. Административный надзор включает:

  • надзор за законностью работы компаний, учреждений и других организаций, если это предусмотрено законом;
  • надзор за законностью действий компаний, учреждений и других организаций, когда они затрагивают права, обязанности и законные интересы граждан и других юридических лиц на основании закона;
  • инспекционный надзор.

Административный спор

Административный спор – это особая форма судебного контроля за законностью административного акта. Это вид судебной процедуры, в которой оценивается законность действий участников.

Посредством административного спора государственные органы, компании и другие организации, осуществляющие государственные полномочия, принимают решения о правах или обязанностях физических, юридических лиц или других сторон в отдельных административных делах.

Предметом административного спора является законность административного акта. Существуют разные подразделения и типы административных споров, возникающие из-за разных критериев, используемых для классификации:

  • объективные и субъективные административные споры;
  • споры ограниченной и полной юрисдикции.

Сравнительное административное право

Сравнительное правоведение – это отрасль права, которая занимается сбором, переводом и изучением данных о состоянии законодательства, юридической науки и практики в других странах, анализируя важные вопросы международного и сравнительного права.

Согласно обычной классификации правовых систем, выделяются три большие группы права:

  • европейско-континентальная;
  • англосаксонская;
  • шариатская.

Административное право определялось по-разному в процессе развития общества. Согласно традиционной концепции, административное право – это осуществление административной власти. Современное понимание административного права заключается в его понимании как системы социального регулирования.

Континентальная и англосаксонская правовая система

Европейско-континентальная правовая система

Европейско-континентальная система административного права восходит к традиции римского права. Выделяются французская и немецкая системы, оказавшие большое влияние на другие страны.

Французская система исходит из идеи существования специальных административных правовых норм и специальных административных судов, обеспечивающих судебную защиту. Основой для развития административного права был государственный совет.

Согласно немецкой системе, целью администрации является не исполнение закона, а управление делами государства. При этом деятельность администрации не должна регулироваться особым административным режимом закона.

Англосаксонская правовая система

Англосаксонская система основана на английском обычном праве и специальных судебных решениях. Эта система характерна для Великобритании и США.

Долгое время считалось, что в Великобритании нет административного права как особой отрасли права, поскольку судебная защита предоставлялась гражданам в соответствии с общими принципами. Однако, согласно современным представлениям, оно включает в себя широкий спектр полномочий, связанных с центральными органами власти, местными органами власти и государственными службами.

Социалистическая правовая система

Социалистическая система была основана на идее, что государство обладает монополией на силу и принуждение с целью реализации правящих интересов, а административное право было формализованным выражением воли правящего класса.

Эта доктрина оказала большое влияние на бывшие социалистические страны. Современная социалистическая доктрина рассматривает административное право как набор норм, регулирующих организацию, осуществление и контроль административной власти, в которых авторитарные отношения заменяются отношениями координации.

Помимо вышеперечисленного, существуют особые системы, содержащие элементы как европейско-континентального, так и англосаксонского права (например, правовая система Канады, Японии), а также специфические системы стран Дальнего Востока, Африки и др.

Административное правонарушение

Административное правонарушение

Административное правонарушение – это противозаконное действие или опасное бездействие, за что согласно закону следует административная ответственность.

Сутью административного правонарушения является покушение на общественный установленный порядок, государственные нормы, собственность, права и свободы граждан, которые находятся под государственной защитой. Административные правонарушения не наносят заметного и существенного вреда для всего общества.

В зависимости от степени вреда, некоторые деяния граждан (например, похищение имущества, нарушения авторских прав) могут признаваться государственными властями либо правонарушением, либо преступлением.

Административные проступки – это правонарушения, которые негативно сказываются на общественном порядке и не связаны с осуществлением служебных или трудовых обязанностей.

Читайте также: