Права и обязанности граждан японии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основы современной правовой системы Японии были заложены после буржуазной революции 1867-68 гг. На формирование её значительное влияние оказывали германское государственное право, гражданский кодекс Франции, в послевоенный период было существенно влияние американского права.

Правовая система Японии принадлежит к "континентальной системе" права, она характеризуется наличием свода законов, который по традиции называется "Шестизаконие" (Роппо). Но и прецедент имеет в ней некоторое значение.

Правовая система послевоенной Японии базируется на Конституции, вступившей в силу в 1947 году. Японское государство является конституционной монархией, где император считается "символом государства и единства народа"; свободно избираемый двухпалатный парламент осуществляет высшую законодательную власть страны; ему подчинены все органы исполнительной власти; судебная влаасть действует на основе независимости судов; развито местное самоуправление; конституция гарантирует основные права и свободы человека и гражданина; в области внешней политики статья 9 Конституции провозгласила отказ от права ведения войны и вооружённых сил. В настоящее время в парламенте действуют специальные комитеты, изучающие вопрос о реформе конституции.

Исполнительная власть страны возглавляется "парламентским" Кабинетом и Премьер-министром. С января 2001 года действует обновлённая структура центрального министерского аппарата. Важнейшие нормы функционирования исполнительной власти содержатся, помимо Конституции, в Законе о Кабинете, Законе об административной организации страны, Законе о государственных должностных лицах и др. Осуществляемая ныне крупномасштабная административная реформа призвана дать мощный импульс развитию страны в 21-м веке.

Гражданские правоотношения, семейные и имущественные, регулируются на основе Гражданского кодекса, принятого в 1898 г и существенно ревизованного в 1947 г., ряда "специальных законов", а также обновлённого гражданско-процессуального кодекса, принятого в 1996 г и вступившего в действие с 1998 г. По мнению некоторых учёных, в Японии ещё недостаточно развито обобщение норм регулирования экономических отношений. Новый процессуальный кодекс должен значительно ускорить судебное рассмотрение гражданских дел.

Торговый кодекс Японии действует с 1889 года, он неоднократно пересматривался и дополнялся "специальными законами", поскольку сферы бизнеса постоянно обновляются и расширяются.

Единого кодекса законов о труде в стране не существует, регулирование трудовых отношений, коллективных и индивидуальных, основывается на множестве законов. В Японии сравнительно развита система социального обеспечения - пенсионного, здравоохранения, благосостояния.

Действующий Уголовный кодекс вступил в силу в 1908 году, многократно ревизовался. Некоторые преступления предусмотрены не УК, а "специальными законами" (их около 30), а также, уголовно-правовыми нормами неуголовного законодательства и нормативными актами местного значения. По уровню преступности Япония считается одной из самых благополучных стран мира.

Уголовно-процессуальное законодательство отличается широким применением непринудительных мер на стадии расследования. Однако, судебное разбирательство в стране характеризуется затяжным характером.

Судебная система Японии образуется из Верховного суда, высших судов (8), местных судов (50), семейных судов (50), дисциплинарных судов (438). Они имеют множество отделений на местах. В настоящее время в стране изучаются пути реформирования судебной системы с целью сделать судебную систему более доступной для населения, повысить качество судопроизводства.

В Японии в сфере правосудия работает относительно немного юристов: для сравнения, в США в 1998 г практиковало 881.454 адвокатов, в Японии - 16.853. Это обусловлено традиционной культурой внесудебного разрешения конфликтных вопросов. Но в настоящее время в связи с укреплением гражданского правосознания в обществе предполагается значительно увеличить число работников права в стране.

Правовая система Японии в целом характеризуется гражданским, демократическим характером, она смогла обеспечить прогрессивное развитие страны в послевоенный период, в настоящее время она совершенствуется чтобы идти в ногу с переменами в обществе и мире.

Важным фактором в учреждении нового конституционного порядка в Японии стало признание новой роли личности как активного носителя прав и свобод. После капитуляции по итогам Второй мировой войны в Японии сложилась система ценностей, объединившая её собственные традиции с западной концепцией гражданских прав и свобод, причем в области прав человека японская концепция заимствована из западноевропейской теории естественного права.

Все государственные институты и законы основываются на идее достоинства и ценности человеческой личности. Однако в Конституции подчеркивается, что "народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния" (статья 12).

Конституция 1947 года гарантирует "нерушимость и вечность" основных прав граждан (статьи 11 и 97). Основные права и свободы граждан рассматриваются как абсолютные и присущие человеку от рождения, которые не могут нарушаться даже путем издания Парламентом соответствующего закона.

Конституция установила, что "все люди должны уважаться как личности" (статья 13), они "равны перед законом и не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения". Особо оговаривается равенство мужчин и женщин, равенство в браке (ст. 24) и равенство при замещении государственных постов (ст. 44).

В японской Конституции нашли свое отражение все три основные группы прав, свобод и обязанностей граждан: личные (гражданские), политические и экономические, социальные и культурные.

Личные права и свободы предоставляют конституционную защиту частной жизни граждан, свободу человека от неправомерного вмешательства государства. Право на "жизнь, свободу и на стремление к счастью" закрепляет статья 13. Конституционное право на жизнь развивается в статье 36, которая запрещает применение пыток и жестоких наказаний, и в статье 31, гласящей, что никто не может быть лишен жизни или свободы либо быть подвергнут какому-либо наказанию иначе как в соответствии с процедурой, установленной законом.

Право на свободу мысли и совести (статья 19) отражает личные права в духовной сфере и предполагает свободу от идеологического контроля.

Япония является светским государством, поскольку Конституция признает свободу религии и, кроме того, "государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности" (статья 20).

Конституция закрепляет неприкосновенность жилища, тайну частной жизни и коммуникаций (статья 35). Статья 22 предусматривает свободу передвижения и поселения.




К политическим свободам относятся свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений (статья 21). Понимание социально-экономических прав и свобод тесно связано с концепцией социального государства, ядром которой является принцип ответственности государства за обеспечение развития общественного благосостояния, социального обеспечения и народного здравия. Эти идеи нашли отражение в статье 25 японской Конституции.

Как указывает О.В. Афанасьева, в Японии на конституционном уровне получили отражение и специфические политические права[2]. Во-первых, говорится о праве народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности (в связи с этим в Японии существует определенный порядок отзыва избирателями глав администраций местных административно-территориальных единиц). Во-вторых, зафиксирован институт народной правотворческой инициативы. Также установлено, что все должностные лица органов публичной власти являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части, а избиратель не несет ответственность за сделанный им выбор в ходе голосования (ч. 2, 4 статьи 15 Конституции Японии).

Важнейшим элементом правового статуса индивида является частная собственность, включающая право владеть, пользоваться, распоряжаться, наследовать и извлекать доходы. Право частной собственности признается в Японии как социально обусловленное, то есть оно не должно противоречить общественному благосостоянию (ст. 29).

Конституция также предусматривает право на труд (ст. 27), запрет принудительного труда (ст. 18), право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни (ст. 25), право на образование, в том числе обязательное бесплатное (ст. 26), свободу научной деятельности (ст. 23).

Конституционные обязанности находятся в тесной связи с конституционными правами и свободами. Конституция Японии обязывает своих граждан платить налоги (ст. 30), трудиться (ст. 27), обеспечивать получение обязательного образования детьми, находящимися на попечении (ст. 26). Статья 12 устанавливает, что "права и свободы, гарантируемые народу Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа".

Конституция Японии содержит гарантии соблюдения основных прав и свобод. Основой соответствующей юридической гарантии являются контроль за конституционностью нормативных актов и ответственность за нарушение конституционных прав и свобод, осуществляемые судебной властью.

Важным фактором в учреждении нового конституционного порядка в Японии стало признание новой роли личности как активного носителя прав и свобод. После капитуляции по итогам Второй мировой войны в Японии сложилась система ценностей, объединившая её собственные традиции с западной концепцией гражданских прав и свобод, причем в области прав человека японская концепция заимствована из западноевропейской теории естественного права.

Все государственные институты и законы основываются на идее достоинства и ценности человеческой личности. Однако в Конституции подчеркивается, что "народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния" (статья 12).

Конституция 1947 года гарантирует "нерушимость и вечность" основных прав граждан (статьи 11 и 97). Основные права и свободы граждан рассматриваются как абсолютные и присущие человеку от рождения, которые не могут нарушаться даже путем издания Парламентом соответствующего закона.

Конституция установила, что "все люди должны уважаться как личности" (статья 13), они "равны перед законом и не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения". Особо оговаривается равенство мужчин и женщин, равенство в браке (ст. 24) и равенство при замещении государственных постов (ст. 44).

В японской Конституции нашли свое отражение все три основные группы прав, свобод и обязанностей граждан: личные (гражданские), политические и экономические, социальные и культурные.

Личные права и свободы предоставляют конституционную защиту частной жизни граждан, свободу человека от неправомерного вмешательства государства. Право на "жизнь, свободу и на стремление к счастью" закрепляет статья 13. Конституционное право на жизнь развивается в статье 36, которая запрещает применение пыток и жестоких наказаний, и в статье 31, гласящей, что никто не может быть лишен жизни или свободы либо быть подвергнут какому-либо наказанию иначе как в соответствии с процедурой, установленной законом.

Право на свободу мысли и совести (статья 19) отражает личные права в духовной сфере и предполагает свободу от идеологического контроля.

Япония является светским государством, поскольку Конституция признает свободу религии и, кроме того, "государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности" (статья 20).

Конституция закрепляет неприкосновенность жилища, тайну частной жизни и коммуникаций (статья 35). Статья 22 предусматривает свободу передвижения и поселения.

К политическим свободам относятся свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений (статья 21). Понимание социально-экономических прав и свобод тесно связано с концепцией социального государства, ядром которой является принцип ответственности государства за обеспечение развития общественного благосостояния, социального обеспечения и народного здравия. Эти идеи нашли отражение в статье 25 японской Конституции.

Как указывает О.В. Афанасьева, в Японии на конституционном уровне получили отражение и специфические политические права[2]. Во-первых, говорится о праве народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности (в связи с этим в Японии существует определенный порядок отзыва избирателями глав администраций местных административно-территориальных единиц). Во-вторых, зафиксирован институт народной правотворческой инициативы. Также установлено, что все должностные лица органов публичной власти являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части, а избиратель не несет ответственность за сделанный им выбор в ходе голосования (ч. 2, 4 статьи 15 Конституции Японии).

Важнейшим элементом правового статуса индивида является частная собственность, включающая право владеть, пользоваться, распоряжаться, наследовать и извлекать доходы. Право частной собственности признается в Японии как социально обусловленное, то есть оно не должно противоречить общественному благосостоянию (ст. 29).

Конституция также предусматривает право на труд (ст. 27), запрет принудительного труда (ст. 18), право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни (ст. 25), право на образование, в том числе обязательное бесплатное (ст. 26), свободу научной деятельности (ст. 23).

Конституционные обязанности находятся в тесной связи с конституционными правами и свободами. Конституция Японии обязывает своих граждан платить налоги (ст. 30), трудиться (ст. 27), обеспечивать получение обязательного образования детьми, находящимися на попечении (ст. 26). Статья 12 устанавливает, что "права и свободы, гарантируемые народу Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа".

Конституция Японии содержит гарантии соблюдения основных прав и свобод. Основой соответствующей юридической гарантии являются контроль за конституционностью нормативных актов и ответственность за нарушение конституционных прав и свобод, осуществляемые судебной властью.

55. ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ЯПОНИИ.

Среди социально-экономических прав Конституция называет право собственности, которая не должна противоречить общественному благосостоянию (допускается национализация частной собственности в публичных интересах за справедливую компенсацию), право на труд, право трудящихся на создание своих организаций, на коллективные переговоры и применение коллективных действий (в частности, забастовок), равное право на образование в соответствии со своими способностями (обязательное обучение детей бесплатно), причем государство и его органы должны воздерживаться от религиозного обучения, право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни, свободу научной деятельности.

Наряду с традиционными политическими правами (избирательное право, право на объединение, свобода собраний, слова, печати, иных форм выражения мнений и др.) Конституция говорит о других политических правах: о праве народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности (в связи с этим в Японии существует, в частности, определенный порядок отзыва избирателями глав администраций местных административно-территориальных единиц), о праве обращаться с мирными петициями, на смещение публичных должностных лиц, на исправление и отмену законов.

Конституция гарантирует личные свободы: право на жизнь, свободу и стремление к счастью, что является, как сказано в ней, главным предметом заботы государства; право на возмещение убытков от незаконных действий государства и должностных лиц; право на свободу совести (никакие религиозные организации не должны получать привилегии от государства и пользоваться политической властью), неприкосновенность личности (арест возможен на месте преступления или на основании приказа компетентных работников органов юстиции; при задержании задержанному в открытом суде в присутствии адвоката должны быть немедленно сообщены основания задержания), право на неприкосновенность жилища, документов и имущества (обыски и выемки возможны только на основании приказа компетентных юридических органов); свободу выбора места жительства, профессии, выезда за границу. Детально регулируются вопросы брака, который должен заключаться только на основании взаимного согласия сторон и существовать при условии сотрудничества и равноправия мужчины и женщины, уважения личного достоинства.

Конституция содержит положения об обязанностях народа и индивидов. В ней говорится об обязанности японского народа воздерживаться от злоупотребления правами и свободами, об обязанности населения платить налоги и трудиться.

Статья 10. Необходимые условия японского гражданства определяются законом.

Статья II. Народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека. Эти основные права человека, гарантируемые народу настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав.

Статья 12. Свободы и права, гарантируемые народу настоящей Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа. Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений этими свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния.

Статья 13. Все люди должны уважаться как личности. Их право на жизнь, свободу и на стремление к счастью является, поскольку это не нарушает общественного благосостояния, высшим предметом заботы в области законодательства и других государственных дел.

Статья 14. Все люди равны перед законом и не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения.

Пэрство и прочие аристократические институты не признаются.

Никакие привилегии не предоставляются при присвоении почетных званий, наград или знаков отличия, и любая такая награда действительна только при жизни лица, которое имеет ее в настоящее время или может получить в будущем.

Статья 15. Народ обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности.

Все публичные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части.

При выборах публичных должностных лиц гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних.

При проведении любых выборов тайна голосования не должна нарушаться. Избиратель не несет ответственности ни в публичном, ни в частном порядке за сделанный им выбор.

Статья 16. Каждый имеет право обращаться с мирной петицией о возмещении ущерба, о смещении публичных должностных лиц, о введении, отмене или исправлении законов, указов или предписаний, а также по другим вопросам; никто не может быть подвергнут какой-либо дискриминации за подачу таких петиций.

Статья 17. Каждый может, в соответствии с законом, требовать у государства или местных органов публичной власти возмещения убытков в случае, если ущерб причинен ему незаконными действиями какого-либо публичного должностного лица.

Статья 18. Никто не может содержаться в рабстве в какой-либо форме. Принудительный труд иначе как в порядке наказания за преступление запрещается.

Статья 19. Свобода мысли и совести не должна нарушаться. Статья 20. Свобода религии гарантируется для всех. Ни одна из религиозных организаций не должна получать от государства никаких привилегий и не может пользоваться политической властью.

Никто не может принуждаться к участию в каких-либо религиозных актах, празднествах, церемониях или обрядах.

Государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности.

Статья 21. Гарантируется свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений.

Никакая цензура не допускается, тайна корреспонденции не должна нарушаться.

Статья 22. Каждый пользуется свободой выбора и перемены местожительства, а также выбора профессии, коль скоро это не нарушает общественного благосостояния.

Свобода выезда для всех за границу и свобода отказа от своего гражданства не должны нарушаться.

Статья 23. Гарантируется свобода научной деятельности.

Статья 24. Брак заключается только при взаимном согласии обеих сторон и существует при условии взаимного сотрудничества, в основу которого положено равенство прав мужа и жены.

Законы в отношении выбора супруга, имущественных прав супругов, наследства, выбора местожительства, развода и других вопросов, связанных с браком и семьей, должны составляться исходя из принципа личного достоинства и равенства полов.

Статья 25. Все имеют право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни.

Во всех сферах жизни государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия.

Статья 26. Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями в порядке, предусмотренном законом.

Все должны, в соответствии с законом, обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их попечении. Обязательное обучение осуществляется бесплатно. Статья 27. Все имеют право на труд и обязаны трудиться. Заработная плата, рабочее время, отдых и другие условия труда определяются законом. Эксплуатация детей запрещается.

Статья 28. Гарантируется право трудящихся на создание организаций, а также право на коллективные переговоры и прочие коллективные действия.

Статья 29. Право собственности не должно нарушаться. Право собственности определяется законом, с тем чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию.

Частное имущество может быть использовано в публичных интересах за справедливую компенсацию.

Статья 30. Население подлежит обложению налогами в соответствии с законом.

Статья 31. Никто не может быть лишен жизни или свободы или быть подвергнут какому-либо наказанию иначе как в соответствии с процедурой, установленной законом.

Статья 32. Никто не может быть лишен права на разбирательство его дела в суде.

Статья 33. Никто не может быть арестован, за исключением тех случаев, когда арест происходит на месте преступления, иначе как на основании выданного компетентным работником органов юстиции приказа, в котором указано преступление, являющееся причиной ареста.

Статья 34. Никто не может быть задержан или подвергнут лишению свободы, если ему не будет немедленно предъявлено обвинение и предоставлено право обратиться к адвокату. Равным образом никто не может быть задержан без должных оснований, которые, при наличии соответствующего требования, немедленно сообщаются на открытом заседании суда в присутствии задержанного и его адвоката.

Статья 35. За исключением случаев, предусмотренных статьей 33, не должно нарушаться право каждого на неприкосновенность своего жилища, документов и имущества от вторжений, обысков и изъятий, произведенных иначе, чем в соответствии с приказом, выданным при наличии основательных причин и содержащим указание места, подлежащего обыску, и предметов, подлежащих изъятию.

Каждый обыск и изъятие производятся по отдельному приказу, выданному компетентным работником органов юстиции.

Статья 36. Категорически запрещается применение публичными должностными лицами пыток и жестоких наказаний.

Статья 37. По всем уголовным делам обвиняемый имеет право на быстрое и открытое разбирательство своего дела беспристрастным судом.

Обвиняемому по уголовному делу предоставляется полная возможность опроса всех свидетелей; он имеет право на вызов свидетелей в принудительном порядке за государственный счет.

При любых обстоятельствах обвиняемый по уголовному делу может обратиться к помощи квалифицированного адвоката; в случае, когда обвиняемый не в состоянии сделать это сам, адвокат назначается государством.

Статья 38. Никто не может быть принуждаем давать показания против самого себя.

Признание, сделанное по принуждению, под пыткой или под угрозой либо после неоправданно длительного ареста или содержания под стражей, не может рассматриваться как доказательство.

Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию в случаях, когда единственным доказательством против него является его собственное признание.

Статья 39. Никто не может быть привлечен к уголовной ответственности за действие, которое было законным в момент его совершения или в отношении которого он был оправдан. Равным образом никто не может быть дважды привлечен к уголовной ответственности за одно и то же преступление.

Статья 40. В случае оправдания судом после ареста или задержания каждый может, в соответствии с законом, предъявить государству иск о возмещении ущерба.

Смотрите также:

Кроме того, тронной речью 11 февраля 1889 г., обращенной к тогдашнему Министру-президенту как представителю японского народа, Император
Японская Конституция 1889 г. насчитывала 76 статей, объединенных в 7 глав: Об Императоре, О правах и обязанностях подданных, Об.

. права (как это было у большинства восточных и средневековых народов), а путем создания
Первым известным по содержанию памятником древнего японского права стал кодекс
В большинстве они устанавливали взаимные обязанности и права чиновников и власти.

Дальневосточная комиссия поручила разработать проект новой конституции японским юристам, они трудились долго, написали проект, который ничем
3. Мирные положения, в том числе ст.9: "Япония навечно отказывается от войны, как суверенного права народа и все международные.

Согласно ст. 1, император является "символом государства и единства народа".
Прямо заимствуя из американской Конституции редакцию основных прав граждан, японская
Японская Конституция провозгласила также в качестве важной социальной обязанности.

II "Отказ от войны", которая провозглашает, что "японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного
Глава III Конституции 1947 г. "Права и обязанности народа", включающая примерно треть всех ее статей, очень сильно контрастирует с гл.

Формирование японской государственности. В I-II вв. население южных Японских островов (где значительны были группы переселенцев из
Все население делилось на три класса: правители – вельможи – народ.
К содержанию Всеобщая история государства и права. Смотрите также

Читайте также: