Знание музыки и знания о музыке кратко

Обновлено: 02.07.2024

- выяснение содержания, идеи произведения, его воспитательной роли, способствует чувственному познанию художественной картины мира;

- определение выразительных средств музыкального языка, которые способствуют формированию смыслового содержания произведения, его интонационной, композиторской и тематической специфики.

Во- вторых, анализ происходит в процессе диалога учителя с учащимися при помощи ряда наводящих вопросов. Разговор о прослушанном произведении пойдет по верному руслу лишь тогда, когда учитель сам четко представляет особенности содержания и формы произведения, а также те знания, которые необходимо сообщить учащимся.

Знания, приобретаемые учащимися в процессе музыкального образования, могут быть подразделены на две группы: знания самой музыки, знания о музыке. В музыкальном образовании ребёнка особое значение имеют знания о музыке. По мнению Э.Б. Абдуллина, знания о музыке делятся на два уровня:

- ключевые знания характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его функцию и роль в общественной жизни, эстетические нормы и критерии социалистической музыкальной культуры;

-частные знания -это знания о существенных особенностях музыкального языка, закономерностях построения и развития музыки, средствах музыкальной выразительности). Разумеется, оба уровня находятся в диалектической взаимосвязи, без чего знания о музыке как виде искусства отрываются от конкретных музыкальных произведений, их содержательной сферы и т.д.

Итак, ключевые знания о музыке - это знания, которые отражают наиболее общие явления музыкального искусства. Они характеризуют типичные,устойчивые связи музыки и жизни, соотносятся с закономерностями музыкального развития детей. Ключевые знания необходимы для понимания музыкального искусства вообще и отдельных произведений.

В содержании музыкального обучения имеются наряду с ключевыми знаниями частные знания о музыке.К категории частных знаний относятся: знания об отдельных конкретных элементах музыкальной речи, биографические сведения о композиторах, исполнителях, истории создания произведения, знания о нотной грамоте. Следует отметить, что совокупность частных знаний на протяжении многих лет была предметом постоянного внимания музыкальной педагогики. К сожалению, в современной методике обучения детей музыке, педагоги практически не используют частные знания, и в ходе занятия дети получают лишь ключевые знания о музыке.

Таким образом, выделение наряду с ключевыми знаниями, группа частных знаний является теоретическим основанием организации содержания музыкального образования в более чёткой и полной форме. [1]

Знания о музыке необходимы для вхождения ребенка в мир музыки и служат инструментом ее познания. В ряду знаний о музыке особое, приоритетное значение приобретают музыкально-теоретические знания об интонационной, жанровой, стилевой основах музыкального искусства и др.

Знание об интонационной природе музыкального искусства является основой всей системы знаний, приобретаемых учащимися в процессе музыкального образования. В основе представлений об интонации лежит понимание того, что интонация в музыке является носителем ее смысла, она способна выразить характер музыкального высказывания. Музыкальная интонация может быть выразительной, изобразительной; иметь общее и различное с интонацией речевой; в ней находит отражение эмоционально-образный строй произведения. В ядре-интонации (по терминологии Б. В. Асафьева и Д. Б. Кабалевского) заложена основа музыкального развития. Знания об основных принципах интонационного развития (тождество и контраст в их многообразных сочетаниях) помогают прослеживать развитие музыкальной мысли.

Знания о музыкальных жанрах способствуют формированию у учащихся представлений о социальном предназначении музыки и формах ее бытования в обществе. В сферу изучения включаются практически все основные жанры музыкального искусства: песня, танец и марш; опера, балет, симфония, концерт, соната; романс, прелюдия, ноктюрн, баллада, сюита и т. д. Эти знания входят в число основополагающих, поскольку жанр выступает едва ли не главным посредником между слушателем и композитором, между действительностью и ее отражением в художественном произведении. Жанровая типизация способствует закреплению в сознании и памяти учащихся понятийных, смысловых ячеек музыкального языка. Знание ребенком различных жанров актуализирует, оживляет память о связях музыкального искусства с его личным жизненным опытом. Важно также и то, что опора на жанр предоставляет педагогу-музыканту возможность, начиная с первых занятий, подводить учащихся к образно-содержательным обобщениям.

Знания о музыкальных стилях как о системах средств выразительности, направленных на воплощение того или иного идейно-образного содержания, учащиеся получают в процессе усвоения представлений об эпохальном (исторический стиль), национальном, авторском, исполнительском и других стилях. Необходимо заметить, что если в системе профессионального музыкального образования ознакомление со стилями в курсах музыкальной литературы или истории музыки опирается на хронологический подход (от зарождения музыки до наших дней), то в системе общего музыкального образования в нашей стране утвердился иной подход. Этот подход предусматривает при знакомстве учащихся с различными стилями постепенный переход от наиболее знакомых им в интонационном отношении стилей классической, академической музыки к установлению их связей как с музыкой предшествующих веков, так и с современной музыкой академической традиции. При этом ознакомление с каждым стилем предполагает следующие этапы:

• первоначальное накопление необходимого интонационно-слухового опыта общения с ним;

• приобретение навыков стилевого анализа, осуществляющегося на основе знаний об образной сфере и особенностях того или иного стиля;

• рассмотрение данного стиля в историко-стилевом контексте.

Вышеперечисленные музыкально-теоретические знания о музыке являются системообразующими для становления музыкальной культуры учащихся в целом. Постигая интонационную, жанровую, стилевую основу музыкальных произведений, школьники осваивают целый комплекс знаний об эмоционально-образной природе искусства, о музыкальной драматургии, о средствах музыкального языка и музыкальной речи, а также целый ряд более конкретных сведений о музыке.

В круг знаний о музыке входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, о хорах, оркестрах; о способах овладения различными видами музыкальной деятельности и многие другие.

Необходимым является и знание нотной грамоты, которое может помочь учащимся в освоении различных видов музыкальной деятельности, а также станет одним из средств подготовки школьников к самостоятельному общению с искусством.

Помимо теоретических сведений о музыке, следует выделить группу музыкально-исторических знаний, объем и содержание которых определяются конкретной учебной программой по музыке и учителем в зависимости от направленности работы школы, уровнем подготовленности конкретного класса, музыкальными пристрастиями самого учителя.

К числу музыкальных могут быть отнесены и знания об арттерапевтических возможностях музыки, о ее влиянии на учащихся, в том числе и на самого себя. В связи с этим особое значение имеет личный опыт учащегося, приобретаемый им на музыкальных занятиях и основанный на самонаблюдениях (рефлексии) о том, какая музыка и какое влияние оказывает на него в различных психологических состояниях и какие виды музыкальной деятельности способны усилить ее воздействие.

Последовательность введения в содержание занятий знаний музыки и о музыке определяется логикой приобщения ребенка к миру большого искусства, которая учитывает возрастные особенности учащихся, доступность усвоения этих знаний детьми, мерой накопленного музыкально-слухового опыта, наличием усвоенных ранее музыкальных знаний.

Следует особо подчеркнуть, что знания о музыке без знания самой музыки, эмоционально воспринятой, пережитой и осмысленной ребенком, фактически теряют свою личностно-ценностную значимость, оставаясь формальным показателем эрудиции учащегося.

Знания о музыке необходимы для вхождения ребенка в мир музыки и служат инструментом ее познания. В ряду знаний о музыке особое, приоритетное значение приобретают музыкально-теоретические знания об интонационной, жанровой, стилевой основах музыкального искусства и др.

Знание об интонационной природе музыкального искусства является основой всей системы знаний, приобретаемых учащимися в процессе музыкального образования. В основе представлений об интонации лежит понимание того, что интонация в музыке является носителем ее смысла, она способна выразить характер музыкального высказывания. Музыкальная интонация может быть выразительной, изобразительной; иметь общее и различное с интонацией речевой; в ней находит отражение эмоционально-образный строй произведения. В ядре-интонации (по терминологии Б. В. Асафьева и Д. Б. Кабалевского) заложена основа музыкального развития. Знания об основных принципах интонационного развития (тождество и контраст в их многообразных сочетаниях) помогают прослеживать развитие музыкальной мысли.

Знания о музыкальных жанрах способствуют формированию у учащихся представлений о социальном предназначении музыки и формах ее бытования в обществе. В сферу изучения включаются практически все основные жанры музыкального искусства: песня, танец и марш; опера, балет, симфония, концерт, соната; романс, прелюдия, ноктюрн, баллада, сюита и т. д. Эти знания входят в число основополагающих, поскольку жанр выступает едва ли не главным посредником между слушателем и композитором, между действительностью и ее отражением в художественном произведении. Жанровая типизация способствует закреплению в сознании и памяти учащихся понятийных, смысловых ячеек музыкального языка. Знание ребенком различных жанров актуализирует, оживляет память о связях музыкального искусства с его личным жизненным опытом. Важно также и то, что опора на жанр предоставляет педагогу-музыканту возможность, начиная с первых занятий, подводить учащихся к образно-содержательным обобщениям.

Знания о музыкальных стилях как о системах средств выразительности, направленных на воплощение того или иного идейно-образного содержания, учащиеся получают в процессе усвоения представлений об эпохальном (исторический стиль), национальном, авторском, исполнительском и других стилях. Необходимо заметить, что если в системе профессионального музыкального образования ознакомление со стилями в курсах музыкальной литературы или истории музыки опирается на хронологический подход (от зарождения музыки до наших дней), то в системе общего музыкального образования в нашей стране утвердился иной подход. Этот подход предусматривает при знакомстве учащихся с различными стилями постепенный переход от наиболее знакомых им в интонационном отношении стилей классической, академической музыки к установлению их связей как с музыкой предшествующих веков, так и с современной музыкой академической традиции. При этом ознакомление с каждым стилем предполагает следующие этапы:

• первоначальное накопление необходимого интонационно-слухового опыта общения с ним;

• приобретение навыков стилевого анализа, осуществляющегося на основе знаний об образной сфере и особенностях того или иного стиля;

• рассмотрение данного стиля в историко-стилевом контексте.

Вышеперечисленные музыкально-теоретические знания о музыке являются системообразующими для становления музыкальной культуры учащихся в целом. Постигая интонационную, жанровую, стилевую основу музыкальных произведений, школьники осваивают целый комплекс знаний об эмоционально-образной природе искусства, о музыкальной драматургии, о средствах музыкального языка и музыкальной речи, а также целый ряд более конкретных сведений о музыке.

В круг знаний о музыке входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, о хорах, оркестрах; о способах овладения различными видами музыкальной деятельности и многие другие.

Необходимым является и знание нотной грамоты, которое может помочь учащимся в освоении различных видов музыкальной деятельности, а также станет одним из средств подготовки школьников к самостоятельному общению с искусством.

Помимо теоретических сведений о музыке, следует выделить группу музыкально-исторических знаний, объем и содержание которых определяются конкретной учебной программой по музыке и учителем в зависимости от направленности работы школы, уровнем подготовленности конкретного класса, музыкальными пристрастиями самого учителя.

К числу музыкальных могут быть отнесены и знания об арттерапевтических возможностях музыки, о ее влиянии на учащихся, в том числе и на самого себя. В связи с этим особое значение имеет личный опыт учащегося, приобретаемый им на музыкальных занятиях и основанный на самонаблюдениях (рефлексии) о том, какая музыка и какое влияние оказывает на него в различных психологических состояниях и какие виды музыкальной деятельности способны усилить ее воздействие.

Последовательность введения в содержание занятий знаний музыки и о музыке определяется логикой приобщения ребенка к миру большого искусства, которая учитывает возрастные особенности учащихся, доступность усвоения этих знаний детьми, мерой накопленного музыкально-слухового опыта, наличием усвоенных ранее музыкальных знаний.

Следует особо подчеркнуть, что знания о музыке без знания самой музыки, эмоционально воспринятой, пережитой и осмысленной ребенком, фактически теряют свою личностно-ценностную значимость, оставаясь формальным показателем эрудиции учащегося.


На самом деле музыка является широкой областью научного познания, которая находит отражение в истории, философии и даже математике.

Кроме того, у музыки социологические корни. У каждой культуры, когда-либо существовавшей на Земле, был и есть свой собственный музыкальный стиль. Занимаясь изучением культуры с точки зрения экономического, исторического и социального развития, мы непременно столкнемся с определенными музыкальными стилями, которые являются совершенно оригинальными или выросшими под влиянием других стилей, принадлежащих другим культурам.

Музыка как искусство

музыка

Определение музыки как вида искусства не отличается строгостью, ведь у музыки действительно не может быть единого и непоколебимого определения, поскольку сама она меняется, расширяется и обогащается.

Несмотря на сложность, многочисленные описания и попытки определить музыку как искусство сходятся в одном: музыка – это искусство звуков. Это сложная последовательность звуков, организованных гармонично, с целью передать определенные эмоции и мысли.

Философские определения музыки

Известные мыслители, философы, ученые и музыканты не раз пытались выразить словами собственное понимание музыки и роли, которую она играет в индивидуальном, общественном и культурном развитии.

По словам Пифагора, музыка является созвучием нескольких звуков, находящихся в гармонии друг с другом.

Ж.-Ж. Руссо определял музыку как искусство создания звуков, приятных для слуха, а Кант утверждал, что музыка представляет собой способ выражения чувств с помощью звуков.

Изучение музыки

изучение

Изучение музыки, по крайней мере та ее часть, которая не включает в себя игру на музыкальном инструменте, практически ничем не отличается от изучения других дисциплин.

Существуют две главные академические дисциплины, областью исследования которых является музыка, - музыковедение и этномузыковедение.

Музыковедение

наука

Музыковедение является областью искусствоведения и представляет собой изучение музыки и ее академический анализ, как особой формы художественного восприятия и отражения мира. Музыковедение изучает музыку в контексте ее развития в целом, а также в определенные социально-исторические моменты.

Огромное значение для области музыковедения имеет взаимоотношение музыки и других видов искусства и то, как культура общества в целом влияет на ее развитие и находит в ней свое отражение.

Историческое музыковедение

эволюция

Например, этномузыковедение ограничивается исследованием музыки в культурном контексте, а систематическое музыковедение включает в себя изучение музыкальной акустики, техническую часть акустических музыкальных инструментов и влияния музыки на физиологию, психологию, социологию, философию и даже информатику.

Связи истории и музыковедения

ученые

История как наука помогает нам изучать и понимать человечество с момента его появления, до сегодняшних дней. Это крайне важные знания для многих других областей, а также для музыковедения.

История незаменима не только для исторического музыковедения, но и для современного изучения музыки, ведь область науки и искусства, у которой нет никаких знаний о собственном прошлом, не может достичь успешного будущего.

Охват музыковедения

Понятие музыковедения настолько широко, что трудно дать ему определение, при этом не рискуя значительно ограничить его.

Вся информация о музыке находится в ведении музыковедения. Как именно появилось искусство музыки и его эволюция, а также разнообразные подходы людей к этому искусству являются основными областями исследования в музыковедении, независимо от жанра и эпохи.

Изучение музыковедения

исследование

Несмотря на то что многие музыковеды являются также музыкантами, обученными игре на инструментах, и композиторами, сочиняющими свои музыкальные произведения, музыковедение могут изучать и люди, не являющиеся музыкантами.

Вместо непосредственного создания и исполнения музыки, музыковедение сосредотачивается на ее истории и культурных контекстах.

Музыковедение является очень открытой и всеобъемлющей областью академического анализа. Оно сосредоточено больше на том, какое отношение музыка имеет к окружающему миру, а не том, как правильно читать и воспроизводить ноты с нотного стана.

Этномузыковедение

история

Этномузыковедение является исследованием музыки в культурных и социальных контекстах жизни людей, которые создают ее. Этномузыковедение обладает собственными теоретическими и методологическими подходами к исследованию, которые подчеркивают культурные, социальные, материальные, познавательные, биологические, и другие аспекты и контексты музыкального поведения.

Во время своего раннего развития этномузыковедение ответвилось от сравнительного музыковедения (примерно в середине ХХ века). Изначально оно было ориентировано на изучение не западной и не современной музыки, но со временем стало включать в себя любые музыкальные произведения и жанры (включая западную классическую и популярную музыку), рассматривая их с антропологических, социологических и межкультурных точек зрения.

Читайте также: