Знаменский скит дивногорск кратко

Обновлено: 02.07.2024

История нашего Скита началась 19 августа 1888 года, когда на землях, отведенных повелением Государя Александра III Красноярскому Успенскому мужскому монастырю, в 30-ти верстах от Красноярска вверх по течению реки Енисей, была заложена церковь новой иноческой обители, названной в честь и прославление Образа Знамения Божией Матери (Абалакской ). Отсюда и название — Красноярский Знаменский мужской общежительный Скит. Основан он был настоятелем Красноярского Успенского монастыря Его Преосвященством Тихоном, Епископом Енисейским и Красноярским.

Строителем же и настоятелем Скита стал иеромонах Филарет, в миру Федор Васильев. Будучи отставным унтер-офицером, родом из крестьянской семьи, он в 1879 году был зачислен в братство Успенского монастыря и, буквально, за 2 года прошел путь от послушника до иеромонаха.

В 1883 году за благочестивое иноческое житие и труды по обители Филарет был награжден набедренником. С 1887года, будучи наместником Успенского монастыря, он начинает хлопотать о выделении земли и средств на построение нового Скита. И 25 января 1888г., по Высочайшему повелению была представлена монастырская дача, в количестве 4602 десятин удобной и неудобной земли от реки Шумихи до посёлка Овсянка, в долине реки Енисей. Место выбрал иеромонах Филарет, плотники срубили сосновый крест и строительство началось.

Белый двор

К лету 1891 года строительство Знаменского Скита было, в основном, закончено, и 8 июля того же года состоялось освящение церкви Епископом Енисейским и Красноярским Тихоном. Позднее, в 1894 году, на средства купца Ивана Васильевича Попова и потомственного почётного гражданина Николая Николаевича Гадалова, при Ските была построена часовня в честь святителя Николая, чудотворца.

Знаменский мужской монастырь был широко известен среди православных не только своими благочестивыми деяниями, но и своей храмовой святыней. Монахи совершали с нею крестные ходы по деревням и селам Красноярского, Минусинского, Канского уездов.

В Скиту была открыта школа, где монахи и послушники обучались по программе церковно-приходских школ, был создан приют для инвалидов войны.

Знаменский скит неуклонно разрастался: если в 1984 году братия составляла всего 6 человек, то в 1909 году при монастыре числилось около 50-ти, не считая богомольцев, также живших там. Скит получил широкую известность своей христианской святостью, поэтому сюда стекались богомольцы из многих Епархий России, прибывали православные из-за рубежа. Скит посещало до пяти-шести тысяч паломников в год, благодаря чему ежегодный доход его составлял около 6 тысяч рублей. Так как Филарет к тому времени был рукоположен в игумены, это означало, что ему были подотчётны все монастыри Енисейской Епархии.

IMG_1855_(1)

К епархиальному начальству обращались жители Зеледеевской волости с просьбой о крестных ходах по деревням и селам с иконой Знамение Божией Матери Абалакской.

В 1909 году свт. Филарет покинул Знаменский Скит, унося с собой не только имя строителя, но и сам дух истинной веры и благочестивого жития, благодаря которому так высоко вознесся Красноярский Знаменский мужской монастырь. ( Некоторые источники указывают на то, что он умер в 1910 году и захоронен в Скиту, однако, доказательства этого на сегодняшний день пока не найдены).

Тяжелые времена наступили с началом Гражданской войны. В связи с неспокойной обстановкой, царившей вокруг, монахи вынуждены были прекратить крестные ходы, приносившие немалую прибыль еще два три года назад.

С юго-запада наступал партизанский отряд Кравченко-Щетинкина. После Трифоновского боя (23 декабря 1919 г.) партизаны разделились на две колонны. Одна, во главе со Щетинкиным, двинулась на Ачинск, а другая, под командованием Кравченко, на Красноярск через Балахту и Даурского. Колонна, которую вел по Енисею А.Д. Кравченко, двигалась медленнее. Тяжелый обоз с пехотой и фуражом для кавалерии и подвод задерживали движение. 5 января 1920 года, передовые отряды Кравченко достигли Знаменского монастыря, который сразу привлек их внимание.

Люди были утомлены длительным переходом и не хотели упускать представившуюся им возможность отдохнуть. К тому же, не было сомнения в том, что у монахов были приличные запасы продовольствия и вина. Партизаны оставались в монастыре 2-3 дня. Во время своего пребывания, они убили троих монахов, тела которых пустили под лед.

7 января 1920 г., передовые отряды партизан вступили в пос. Овсянка, а 8 января — в Красноярск, где уже находилась Красная Армия. Вскоре, 7 февраля, адмирала А.В. Колчака расстреляли без суда, в устье реки Ушаковки, близ ее впадения в реку Ангару, по распоряжению Иркутсткого военно-революционного комитета. Тело было опущено в прорубь и унесено течением.

После разгрома колчаковских войск, часть офицеров рассеялась по близлежащим селениям, таёжным избушкам, заимкам. Некоторые объединялись в группы. Для борьбы с ними был организован специальный отряд, а по Енисею установили вооруженные дозоры, одним из которых был задержан около д. Потапово священник, предъявивший удостоверение личности, заверенное церковной печатью Епархиального ведомства. Одет он был в подрясник, как священник, но волосы на голове были коротко острижены. При тщательном обыске под санями между полозьями был обнаружен подвязанный фанерный ящик, в котором нашли ружье, патроны к нему и документы. Святой отец оказался хорунжим Красноярского казачьего дивизиона и пробирался в Казачий Каратуз. Церковные документы, лошадь с санями и священническую одежду он взял в Скиту. Был также случай убийства дозорного. Поймать преступника не удалось, но, по свидетельству встретившихся ямщиков, подходящий под описание человек направлялся дорогой в Знаменский Скит. Было отмечено несколько случаев нападения на проезжающих.

Нападавшие, при этом, всегда скрывались в районе треугольника: Знаменский Скит — Известняковый карьер — Манская заимка.

Обо всем этом незамедлительно докладывалось Ачинскому уездному и Красноярскому губернскому комиссарам. Вследствие чего, весной 1920 г. монастырь был закрыт. Часть монахов забрали в Красноярск в губернский комиссариат, несколько человек осталось в Ските до мая 1920 года. По сути, на этом и закончилась история Красноярского Знаменского мужского общежительного Скита.

Но известно, что в Ските был некий монах Серафим, живший отшельником в своей келье, находившейся в отдалении от основных построек. Он прожил там вплоть до 30-х годов.

IMG_1846_(1)

В монастыре сломали и всю утварь, кресты, решетки, колокола отправили на лотах в Красноярск, где они канули в Лету. Церковь переоборудовали сначала в детский дом, который в 1921 году был переименован в детский трудовой городок №2. Затем отдали под опытное хозяйство Красноярского лесхозтехникума. Тогда же был посажен дендросад с липами, дубами, орешником и манжурским орехом. Есть, однако, сведения, что начало саду было положено монахами. Эту точку зрения доказывает сохранившаяся аллея сибирских кедров, имеющая возраст более 80 лет.

До настоящего времени сохранилось перестроенное здание Знаменской церкви, успевшее побыть еще и общежитием для приезжих гидростроителей.

В 1956 году началось строительство Красноярской ГЭС и о Ските, казалось бы, забыли. Посёлок строителей Красноярской ГЭС, возник на берегу Енисея, почти вплотную к ГЭС. В 1957 г., посёлок расширился и получил название Дивногорск. Однако, Дивногорск, как поселение, всё же начинался с монастыря.

Последние годы обветшавшее здание используется Дивногорским фондом художников под мастерские. К дендросаду добавили розарий. Сейчас в этом мини-парке произрастают 43 вида деревьев и кустарников, 23 из которых интродуценты — не характерные для данной местности деревья.

Подводя итоги, можно с уверением сказать, что для г. Дивногорска, Старый Скит является очень ценным историческим памятником, отличающимся своей самобытностью. Реконструкция этому зданию необходима, дабы наши корни не канули в Лету… Нужно, чтобы новое поколение не только узнавало из книг об истории возникновения города Дивногорска, но и видело наяву, чтило память святых отцов, бережно относилось к памятнику и помнило, как все начиналось…

Мы молимся за каждого насельника Скита поименно и за тех, чьи имена нам неизвестны.

Упокой, Господи, души рабов твоих…

ккм_3377_32_Крестный_ход-1910-11

Знаменский скит на окраине Дивногорска

Из гвардейцев – в иноки


– Отцами-основателями мужского Знаменского общежительного скита были Преосвященный Тихон, пятый епископ Енисейский и Красноярский, и игумен Филарет, – рассказывает дивногорец Игорь Федоров, историк, автор интереснейшей монографии об истории приенисейских монастырей, многочисленных научных публикаций, книг и учебных пособий. – Отец Филарет был не только основателем, но и строителем и первым настоятелем Знаменского скита. В миру его звали Федор Васильевич Васильев, он происходил из крестьян Псковской губернии, был отставным унтер-офицером лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Самый известный однополчанин будущего игумена – великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

Выйдя в отставку, Федор Васильев принял иноческий постриг в строящемся красноярском Успенском монастыре.

Духовный путь отца Филарета был прямым. Через два года после пострига он был рукоположен в иеромонахи, затем назначен духовником монастыря, после – казначеем, потом управляющим. В 1887-м утвержден в должности наместника Успенского монастыря. По собственному прошению назначен строителем Знаменского скита, а в 1891 году стал его первым настоятелем. В 1907 году возведен в сан игумена – стал благочинным всех монастырей Енисейской епархии. За усердную службу награжден наперсным крестом от Святейшего Синода и орденом Святой Анны III степени.

– Всю свою жизнь игумен Филарет посвятил трудам на благо обители, – делится Игорь Геннадьевич. – А обустраивать скит, по традиции, помогали меценаты и простые верующие. Почетный гражданин Красноярска Тимофей Матонин вложился в строительство скита деньгами, купец Николай Гадалов выстроил на территории пристань и часовню в честь Святителя Николая Чудотворца. Некоторые зажиточные граждане жертвовали монастырю дома и земельные участки. На благое дело вносили скромную лепту простые верующие и паломники.



В обитель – на реабилитацию

К началу ХХ века Знаменский скит стал одним из значимых духовных центров края. При нем была открыта школа для послушников, создан приют для инвалидов войны.

– Из-за твердого нрава бывшего унтер-офицера к игумену Филарету в скит часто отправляли лиц духовного звания со всей Енисейской епархии на перевоспитание от порока пьянства и лености, – говорит историк. – Среди монахов было много военных. Встречались среди них и очень интересные личности. Такие, как, например, некий иеромонах Владимир, участвовавший в русско-японской и Первой мировой войнах в качестве полкового священника, награжденный орденом Анны III степени с мечами.

Земли, заводики, мастерские


При деятельном и энергичном игумене Филарете скит с несколькими послушниками быстро развивался и вскоре превратился в значимый духовный центр края, в процветающий монастырь. В 1909 году здесь подвизалось уже 50 монахов. За год обитель принимала по шесть тысяч богомольцев: люди ехали в скит из многих епархий России и даже из-за рубежа.

У монастыря имелись обширные земельные угодья, частично сдаваемые в аренду, подсобное хозяйство, кузнечные, сапожные, столярные и портновские мастерские, кирпичный, смолокуренный и свечной заводики, пасека, известняковый карьер, был арендован рыболовный участок. Пассажиры судов, делавших остановку у монастырской пристани, приобретали у послушников мед, выпечку, ягоды и грибы, что также приносило прибыль.

К слову, кирпичный забор вокруг Покровской церкви Красноярска сделан из кирпича с заводика Знаменского скита.

Скитская чудотворная

Уничтожение, разграбление… Воскрешение?

В 1920 году, после окончания Гражданской войны, Знаменский скит перестал существовать. Примерно, 10 лет до этого печального момента не дожил игумен Филарет. Он мирно почил 22 ноября 1910 года и был похоронен при большом стечении народа в ограде Знаменской церкви. Могила его не сохранилась.

После закрытия монастыря его имущество либо уничтожили, либо разграбили. А вот чудотворная Богородичная икона избежала гибели. Она чудом сохранилась в запасниках Красноярского краеведческого музея до наших дней.

– Дивногорский архитектор Анатолий Федорович Блохин и Ваш покорный слуга нашли и идентифицировали икону в фондах музея в начале 1990-х годов, – вспоминает Игорь Федоров. – Сейчас по согласованию с музеем образ находится в дивногорской Знаменской церкви на временном хранении.



На момент закрытия монастыря большинство из 44 монахов покинуло скит.

– Кто-то из послушников вернулся домой, несколько человек были обвинено в контрреволюционной деятельности, и в марте 1920 года их забрали в Красноярский губревком, – завершает рассказ историк. – Дальнейшая судьба этих людей неизвестна – скорее всего, она трагична.

Долгие годы до начала Великой Отечественной войны недалеко от разоренного скита жил старец Серафим. Один из монахов до 1970 года работал продавцом в поселке Усть-Мана.

Строения монастыря были переданы детскому дому, потом на его территории размещались учебно-опытный лесхоз и подсобное хозяйство техникума, общежитие. Часть зданий разобрали, часть – снесли. Часовня Святителя Николая-Чудотворца сохранялась до 1955 года. Потом ее переносили, устраивали в ней пекарню, потом сторожку, а затем и вовсе разрушили.

Неравнодушные дивногорцы уверены: Знаменский скит можно и нужно восстанавливать. Уже создана рабочая группа по возрождению святыни, ведется сбор архивных документов, в планах – создание попечительского совета и фонда для сбора средств. Активисты обратились к Общественному совету при Красноярской митрополии с призывом поддержать их в благом деле возрождения утраченной святыни.

– Здание бывшей Знаменской церкви сложено из бревен лиственницы; по оценкам специалистов вполне реально провести ее реставрацию и восстановить первозданный облик, – считает Игорь Федоров. – Возможно, получится возродить в этих намоленных стенах и монашескую обитель. Верим, что ее святые насельники ходатайствуют об этом пред Господом.

Фото – из личного архива И. Федорова и блога Красноярской краевой научной библиотеки

Дивногорск – небольшой уютный городок, расположенный в 40 километрах от Красноярска. Сюда приезжают, чтобы погулять на ухоженной набережной, полюбоваться могучим Енисеем и Дивными горами на его противоположном берегу (отсюда и название города), или поглазеть на Красноярскую ГЭС - могучее градообразующее предприятие, а лучше сразу попасть на нее с экскурсией, что тоже иногда возможно. А кто-то делает как я - идет на улицу с любопытным названием Старый Скит, чтобы увидеть старый бревенчатый дом, почтенный возраст которого очень заметен на фоне других построек города, возникшего в пятидесятые годы 20 века.

С дороги сквозь худые мартовские ветки деревьев заметны чернеющие и от того мрачные стены сруба. На территории ни души. Таинственные стены привлекают внимание и заставят окунуться в историю. Этот обветшалый дом - ценная и самобытная достопримечательность, самое старое здание города, именуемое Старый (или Знаменский) Скит. Именно отсюда, в доиндустриальную эпоху, возникло и развивалось поселение, ставшее городом Дивногорском.

Знаменский мужской общежительный скит появился здесь в 1888 году. Строителем и настоятелем скита стал иеромонах Филарет: в миру Федор Васильев, отставной унтер-офицер родом из крестьянской семьи. В 1879 году он был зачислен в братство соседнего Успенского монастыря и буквально за 2 года прошел путь от послушника до иеромонаха. С момента освоения стараниями деятельного Филарета скит стремительно развивался и вскоре превратился в значимый духовный центр, привлекающий многочисленных паломников. К его расцвету в 1909 году при монастыре действовали кирпичный, смологонный, свечной заводы, различные мастерские. У монастыря имелись обширные земельные угодья, подсобное хозяйство, пасека, рыболовный участок. Скит стал первой, расположенной выше Красноярска, пристанью для судов, пассажиры которых приобретали у послушников мед, выпечку, ягоды и грибы. В 1909 году Филарет покинул скит, а по другой версии, умер и похоронен на его территории, доказательств чего, однако, не найдено. Так или иначе, без настоятеля духовная и хозяйственная жизнь монастыря постепенно приходила в упадок. А потом и вовсе случилась октябрьская революция.

Знаменский скит

Знаменский скит под Дивногорском (Знаменский мужской монастырь, Знаменский мужской общежительный скит, Старый скит) — православный мужской монастырь, находившийся на месте современного Дивногорска с конца XIX в. до 1920 г.

Знаменский скит в 30 верстах от Красноярска был заложен в 1888 г. на берегу ручья, на землях, отведенных Красноярскому Успенскому мужскому монастырю. Основателем скита стал настоятель этого монастыря Тихон, епископ Енисейский и Красноярский. Строителем же и настоятелем скита был иеромонах Филарет (Федор Васильев, отставной унтер-офицер).

Первое здание иноческой обители — церковь Иконы Божией Матери Абалацкой — строилось три года. Здание имело традиционную для православного храма продольно-осевую структуру (так называемый корабль) с луковичной главкой на шейке. Все три главы церкви несли кованые кресты декоративного очертания. Во время ремонта летом 1904 г. Знаменская церковь была окрашена в светлые тона.

Строительство Знаменского скита было в основном закончено к лету 1891 г. 8 июля того же года состоялось освящение Знаменской церкви епископом Енисейским и Красноярским Тихоном. В 1894 г. на средства купца Ивана Васильевича Попова и потомственного почетного гражданина Николая Николаевича Гадалова при ските (у пристани) была построена часовня в честь Святителя Николая Чудотворца. В том же году часовня была освящена епископом Красноярским Александром.

Монахи скита занимались самой разнообразной хозяйственной деятельностью. Помимо обширных земельных угодий, сдаваемых в наем жителям Зеледеевской волости, монахи имели кузнечную, сапожную, столярную и портновскую мастерские. Здесь были также смолокуренный, кирпичный и свечной заводы, пасека, известняковый карьер и подсобное хозяйство в устье реки Минжуль. В Красноярске сохранился кирпичный забор вокруг Покровского собора, сделанный из кирпича, изготовленного на заводе Знаменского скита. Благодаря своему удобному расположению скит являлся первой тарифной пристанью от Красноярска, что давало возможность монахам выгодно продавать пассажирам проплывавших мимо судов выпечку, мед с собственных пасек и др.

Уже через четыре года после основания, в 1892 г., Знаменский скит получил статус самостоятельного монастыря, хотя по-прежнему именовался скитом. Благодаря стараниям Филарета скиту была передана чудотворная икона Знамения Божией Матери Абалакская — самая почитаемая в Сибири икона, признанная чудотворной. В скиту была открыта школа, где монахи и послушники обучались по программе церковно-приходских школ, был создан приют для инвалидов войны. В 1909 г. в Знаменском скиту числилось 50 монахов, не считая богомольцев. В год его посещало около 5—6 тыс. паломников. Ежегодный доход монастыря составлял до 6 тыс. рублей.

С уходом Филарета в 1909 г., при его преемниках Митрофане и Антонине, духовная жизнь монастыря постепенно пришла в упадок. С 1918 г. приток послушников в Знаменский скит практически прекратился. Весной 1919 г. с благословения Енисейского епархиального совета братии Успенского монастыря и Знаменского скита соединились в одно братство с помещением его в Знаменском скиту. Наставником стал иеромонах Енисейского Спасского монастыря Тихон.

Весной 1920 г. монастырь был закрыт. Часть монахов были увезены в Красноярск, в губернский комиссариат, несколько человек оставались в ските до мая 1920 г. Однако известно, что на его территории, в келье, находившейся далеко от основных построек, вплоть до 1930-х гг. в полном одиночестве жил некий монах Серафим.

Знаменская церковь в 1920 г. была переоборудована под детский дом, который в 1921 г. переименован в детский трудовой городок № 2. Затем территория бывшего монастыря стала опытным хозяйством Красноярского лесхозтехникума. В 1950-е гг. в бывшей церкви размещалось общежитие для гидростроителей.

Известно также, что часовня во имя святителя Николая Чудотворца простояла вплоть до 1955 г., а в 1956 г. ее перенесли на 300 м вверх по течению Енисея, приспособив сначала под пекарню, а затем под сторожку. Впоследствии она была разрушена.

До наших дней от монастыря сохранился только бревенчатый сруб и надгробный камень Иакова Гарича. Сильно обветшавшее и неоднократно перестроенное здание церкви Иконы Знамения Божьей Матери (Абалакской) используется Дивногорским фондом художников под мастерские. В 2008 г. на территории скита был установлен памятный крест.

Читайте также: