Значение творчества лескова в русской литературе кратко

Обновлено: 31.05.2024

Николай Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Его мать, Марья Алферьева, принадлежала к дворянскому роду, родственники по отцовской линии были священниками. Отец будущего писателя, Семен Лесков, поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где получил право на потомственное дворянство.

До восьми лет Николай Лесков жил у родственников в Горохове. Позже родители забрали мальчика к себе. В десять лет Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учиться в гимназии ему не нравилось, и мальчик стал одним из отстающих учеников. После пяти лет обучения он получил справку об окончании лишь двух классов. Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника.

Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву — известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. В Киеве Лесков увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем.

Творчество Лескова. Общая характеристика.

Лесков Николай Семенович (1831- 1895)

— художник слова, который, по справедливому утверждению М. Горького

Чрезвычайно разнообразное по проблематике, творчество Лескова имело особую направленность, отвечавшую существенным интересам его эпохи и в известной мере предвосхитившую искания русской литературы начала XX в. Самобытный талант писателя был обращен к познанию глубин русской национальной жизни, постигаемой им во всей пестроте ее социального состава, на самых разных уровнях ее развития. Испытующему взгляду Лескова русская жизнь открывалась и в ее корневой основе, и в ее нарастающей раздробленности, в ее вековой неподвижности и драматизме назревающих исторических перемен.

Бурный рост общественного самосознания сообщает новую актуальность постановке в искусстве национально-исторических проблем. Наиболее многостороннее раскрытие они получают, пожалуй, именно в творчестве Лескова.

Детство и ранняя молодость Лескова прошли на Орловщине. Глубокую привязанность к этому краю он сохранил на всю жизнь. В силу ряда причин Лескову не удалось получить систематического образования. Он рано начал чиновничью службу и вел ее сначала в уголовной палате орловского суда, а затем, после переезда в Киев, в рекрутском присутствии.

В 1857 г. Лесков Николай Семенович вступает в коммерческую компанию своего дальнего родственника англичанина А. Я. Шкотта. Новая хозяйственная деятельность, частые и дальние разъезды по России еще более расширили его кругозор, познакомили с новыми сторонами народного быта. В начале 60-х годов он вошел в литературу уже сложившимся человеком, хорошо знавшим русскую жизнь, имеющим свое представление о ее общем состоянии и путях ее развития.

(1870—1871), сыгравших роковую роль в его дальнейшей писательской судьбе.

идеи о принципиальной несовместимости высших этических принципов и тех норм и законов поведения, которые предписываются человеку в уставном порядке, получают развитие в ряде поздних сочинений Лескова.

В отличие от часового каждый из них, будучи звеном единого государственного механизма, в значительной степени уже заглушил в себе всё человеческое и подчинил свое поведение тому, чего требует от него его официальное положение, интерес карьеры, логика сиюминутной конъюнктуры.

. Не раз сочувственно цитирует в письмах и художественных произведениях Салтыкова-Щедрина.

Творчество Лескова, сумевшего по-своему глубоко осознать противоречия современной ему русской жизни, проникнуть в особенности национального характера, живо запечатлеть черты духовной красоты народа, открыло новые перспективы перед русской литературой. Новую актуальность оно приобрело в период революционного сдвига русской жизни, повклекшего за собой активное участие в исторических свершениях самых широких народных масс.

В эту пору М. Горький, К. Федин, Вс. Иванов

и другие писатели, стоящие у истоков советской литературы, с большой заинтересованностью обращаются к изучению лесковского творчества и признают свою преемственную связь с ним.

Писатель-антинигилист

Николай Лесков в 1860-е годы. Фотография: russianresources.lt

Сочинение на тему: “Художественный мир Н. С. Лескова “

Каждый писатель стремится создать особый мир , отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира действительного. Причем неоднократно отмечалось, что в разных произведениях одного и того же писателя “миры” могут быть так же различны, изменяясь в зависимости от сложности общественной или внутренней обстановки, характеров изображаемых героев. В первую очередь сказанное относится к творчеству таких своеобразных и самобытных писателей, как Н. С. Лесков.

Настолько разнообразны герои, сюжеты, тематика его произведений,

что иногда вызывает затруднение определить какое-либо художественное единство. Однако в них много общего, например, тотальность, черты характеров персонажей и главных героев, мотивы. Поэтому, невольно настраиваешься на определенный лад, прочитав несколько произведений Лескова и открывая очередное. Видится атмосфера, обстановка, среда, погрузившись в которую, можно открыть удивительный и интересный в своем своеобразии мир.

С первых страниц мир Лескова неподготовленному читателю может показаться странным, мрачным, так как он населен в основном героями – “правдоискателями”, которых окружают

глупцы и невежды, единственной целью которых является достаток и спокойствие. Однако благодаря силе писательского таланта Лескова в изображении героев преобладают оптимистические сюжеты, ощущается внутренняя красота и гармоничность художественного мира. Герои Лескова на удивление безупречны и благородны, их речь красива своей простотой и передает мысли, содержащие “вечные” истины: о силе добра, о необходимости милосердия и самопожертвования. “Жители” мира Лескова настолько реальны, что нас не покидает уверенность в том, что их прототипами были реальные люди.

Нет сомнений в том, что автор действительно сталкивался с ними во время своих бесчисленных поездок по стране. Все герои, какими бы обыкновенными и простыми они ни были, – праведники, так их определяет сам Лесков: “Люди возвышающиеся над чертой простой нравственности и потому святы господу”. Цель автора – обратить внимание на русский народ, на его характер и душу, что, несомненно, ему удается. Лесков в полной мере раскрывает характер русского человека со всеми его достоинствами и недостатками. При чтении произведений Лескова особенно бросается в глаза вера героев в Бога и безмерная любовь к родине.

Эти чувства поражают своей открытостью и глубиной, что человек, находящийся под влиянием этих эмоций, может одолеть все преграды, стоящие перед ним. Самопожертвование всегда было присуще русскому человеку, он готов достичь поставленной даже своей жизнью, чтобы достичь поставленной цели, которая непременно высокая и прекрасная. Но как бы ни был русский человек прекрасен и чист душою, он наделен и отрицательными качествами, одним из которых является склонность к пьянству.

Произведение получилось столь народным не без влияния того старого оружейника из Сестрорецка, о котором Лесков упоминает в предисловии к первым изданиям этого произведения.

Мир Лескова – мир русских людей, трепетно творимый и хранимый ими для них же самих. Все произведения написаны Лесковым с таким пониманием даже самых непостижимых глубин человеческой психики, с такой любовью к “праведникам” и России, что читатель невольно проникается лесковской манерой письма, начинает по-настоящему задумываться над теми вопросами, которые волновали когда-то писателя и не потеряли своей актуальности и в наше время.

При внимательном рассмотрении оказалось, что творчество Лескова гораздо прочнее связано с русской и с западноевропейской литературной традицией, чем это представлялось.

Все это говорит о назревшей необходимости рассмотрения творчества Лескова в контексте всей русской литературы XIX века.

В этой связи следует отметить чрезвычайно интересный феномен творчества Лескова: хотя его литературный путь целиком приходится на пореформенный период русской жизни, в его произведениях, несмотря на их несомненную актуальность, а порой даже злободневность, преобладают картины жизни дореформенной России. При этом читатель воспринимал их не как прошлое, а как самое животрепещущее настоящее. Дело в том, что Лесков, довольно медленно осмыслявший изменения, происходившие в действительности, выбирал обычно такие тенденции и явления, которые сохраняли свое значение на протяжении многих десятилетий. Он обличал всесилие бюрократии, взяточничество, преступную бесхозяйственность, моральное разложение верхов общества, безграничный произвол властей, подавление личности.

Разумеется, просветительство не исчерпывает ни мировоззрения Салтыкова-Щедрина, ни мировоззрения Лескова. На последнего влияли, и очень значительно, и другие идеологические системы, всего сильнее, пожалуй, христианский утопизм, но это относится к более позднему периоду творчества писателя.

60-е годы во многом определили и проблематику творчества Лескова. На протяжении всего своего творческого пути он обращался к решению вопросов, поставленных эпохой 60-х годов: по какому пути должна идти освободившаяся от крепостнического рабства Россия, в какой степени должен быть использован опыт Западной Европы, какая роль в жизни страны принадлежит разным сословиям, куда вообще движется русская жизнь и каковы ее положительные начала. Одним из самых острых, как известно, был вопрос о революции и социализме, волновавший Лескова не менее мучительно, чем Достоевского, и многое определивший в его творческой судьбе.

На протяжении многих лет Лесков неустанно ищет аргументацию, направленную на опровержение идей социализма и революции. Не видя в современной ему русской действительности реальных путей воплощения идей Герцена и Чернышевского, он не мог осознать огромного исторического значения революционной пропаганды, отражавшей недовольство широких народных масс, будившей русское общество и влиявшей на углубление реформ.

Происхождение и большой жизненный опыт Лескова, накопленный им до вступления на литературное поприще, также способствовали формированию из него человека 60-х годов, эпохи массового выдвижения разночинцев. Лесков и в литературу вошел одновременно с целой плеядой писателей-разночинцев, образовавших разночинно-демократическое течение в русской литературе 60-х годов: 1861 год, год вступления в литературу Слепцова, Левитова, Решетникова, Воронова, можно считать и годом литературного дебюта Лескова. Н. Успенский и Помяловский начали свою литературную деятельность в 1857 и 1859 годах, а Г. Успенский – в 1862.

Лесков смог подняться на новую ступень демократизма благодаря своему социальному опыту разночинца. Детство его прошло в маленьком имении отца среди крестьянских ребятишек и дворовых, что дало ему подлинное, а не книжное знание повседневной жизни народа и основ его мировосприятия. Лесков на личном опыте познал процесс ломки сословных перегородок, переход человека из одного сословия в другое, освобождение от узких рамок сословного быта, сословной морали, сословных ограничений. Ломка сословных перегородок стала одной из основных тем его творчества.

Основную коллизию русской жизни Лесков видел в вопиющем несоответствии между неограниченными возможностями развития страны, обладающей огромными природными и людскими богатствами, и ее нищетой и отсталостью по сравнению с передовыми странами Западной Европы 9 . Осознание этой коллизии, по всей видимости, относится к дописательскому периоду жизни Лескова, который пришел в литературу зрелым тридцатилетним человеком. В тех кругах либерально настроенных деловых людей, в которых протекала деятельность будущего писателя и под несомненным влиянием которых формировалось его мировоззрение, главным, а может быть, и единственным условием разрешения этой коллизии представлялось падение крепостного права. Поэтому в первые годы после реформы Лесков возлагал большие надежды на мощный импульс социального и экономического развития, полученный Россией в результате реформ. В статьях начала 60-х годов Лесков приветствует освобождение труда от феодальной зависимости, призывает к развитию хозяйственной и административной инициативы, выражает веру в мирный прогресс страны и постепенное изживание остатков крепостничества.

Сегодня, 16 февраля, исполняется 190 лет со дня рождения незаслуженно забытого, однако великого писателя Николая Лескова. Многие россияне проходят произведения этого писателя еще в школе, однако мало кто возвращается к ним во взрослом возрасте.

Школьнику проблемы произведений Лескова не будут близки. Как писатель он вырос из журналиста и публициста, который в силу своего опыта в статьях и произведениях описывал глубоко социальные проблемы.

Возможно, поэтому Лесков вошел в историю мировой литературы как поистине русский писатель, тонко чувствующий простого русского крестьянина и старающийся рассказать об этом человеке, о котором в интеллигентных кругах XIX века вспоминать было не принято. Лесков старался изобразить русского человека без устоявшихся лубочных шаблонов, а как живого человека, порой нелогичного, строптивого, независимого, несмотря на внешние кандалы. Для жителей Запада именно Лесков стал проводником к русской душе, ведь он не стремился к подражательству и манерности на европейский лад.

После долгого молчания, о Лескове снова вспомнили. Например, в 2016 году по очерку о Леди Макбет вышел одноименный британский фильм, в котором показано, как несчастная и отчаянная женщина превращается в холодного убийцу.

И все-таки именно русскому человеку досталось удовольствие от художественного языка Лескова, за который его проклинают школьники и обожествляют филологи. Журналист по профессии, он смог найти свой уникальный художественный стиль. Его тексты сильно отличаются от текстов современников, он не стремится к идеалу, а старается показать речь такой, какая она есть в жизни. Он намеренно вставлял в свою речь речевые ошибки, обращения к фольклорным мотивам, старался показать речь разных сословий — не наигранно, а естественно. Именно поэтому сейчас интерес к его прозе возвращается — люди постепенно устают от англицизмов и сухого языка СМИ.

И поэтому, в произведениях Лескова взрослый и вдумчивый читатель найдет много красок — эмоциональных и психологических, удивится не только содержанию, но и форме. А юмор в произведениях Лескова позволит подняться над политическими распрями и увидеть, почему идеи, занимающие лучшие умы интеллигенции уже несколько веков, на самом деле ничуть не изменились, а в проблемах крестьянина XIX века можно увидеть и современные рассуждения простого россиянина.

Какое значение имело творчество Лескова в русской и мировой литературе?

Вообще-то Лесков не из тех, кто досеились мудрого, доброго, вечного до революции, поэтому пропагандируют его Левшу. Помницца, Левша это запись народной городской сказки, где-то он писал, даже сюжет не его.
Однако, он конкретно описывал мерзость жизни невзирая на классы, как и Гарин-Михайловский, к примеру, и поэтому жить в веках у него больше шансов, чем у некрасовых-тургеневых.
См. Житие одной бабы, Инженеры-бессеребренники

Л. Н. Толстой назвал Лескова"самым русским писателем", а А. П. Чехов считал одним из своих учителей. Рассказом "Левша" Лесков смог привлечь внимание к одаренности русского мужика, а также к экономической и культурной отсталости России второй половины девятнадцатого века.

Читайте также: