Значение слова варна каста кратко

Обновлено: 21.07.2024

Варны Варны — в Древней Индии четыре основных сословия-касты. Члены первых трёх варн — брахманы (жрецы), кшатрии (военная знать), вайшии (общинники) в детстве проходили обряд посвящения, считавшийся вторым рождением, поэтому назывались дважды рождёнными. Браки между представителями разных варн запрещались. С имущественным расслоением общества появилась четвёртая варна — шудры, положение которой было приниженным. Наиболее угнетённой и бесправной частью населения были т.н. вневарневые люди.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Варны" в других словарях:

ВАРНЫ — (санскр. букв. качество, цвет), 4 основных сословия в Др. Индии. Господствующее положение в обществе занимали брахманы и кшатрии. Трудовое население входило в варны вайшиев и шудр, положение последних было приниженным. Наиболее угнетенными и… … Большой Энциклопедический словарь

ВАРНЫ — (санскрит, буквально качество, цвет), 4 основных сословия (касты) в Древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшии, шудры … Современная энциклопедия

Варны — (санскрит, буквально качество, цвет), 4 основных сословия (касты) в Древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшии, шудры. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

варны — (санскр., буквально качество, цвет), четыре основных сословия в древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшии, шудры. * * * ВАРНЫ ВАРНЫ (санскр., букв. качество, цвет), четыре сословия Древней Индии. Представителям самой высшей варны брахманам (см.… … Энциклопедический словарь

варны — нарыв … Краткий словарь анаграмм

Варны (значения) — Варны индийские касты Варны западнославянское племя у реки Варнов Список значений слова или словосочетания со ссылк … Википедия

Варны (племя) — У этого термина существуют и другие значения, см. Варны (значения). В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнен … Википедия

Осада Варны — Русско турецкая война 1828 1829 годов … Википедия

Троллейбус Варны — Троллейбусная система Страна … Википедия

Интерес к Индии, а, следовательно, и к её совершенно особенной социальной структуре возник уже довольно давно, и вопрос о соотношении каст и варн в Древней Индии вызвал не мало дискуссий в учёных кругах.

Касты и варны - основа общественной структуры в Древней Индии

Каста - замкнутая группа людей, занимающая строго определённое место в обществе, которое установлено обычаем и законом; принадлежность к касте членов общества определяется рождением и наследуется, вследствие чего между кастами существуют с трудом преодолимые общественные перегородки: члены различных каст не могут вступать между собой в брак, у каждой касты своя традиционная профессия; члены касты связаны общностью культа, определёнными правилами общения с членами других каст и т.д. Каста - это португальское слово, которое означает "род", "порода", "качество". Эквивалент слова "каста" на санскрите - "джати".

Очень важно понимать, что касты и варны в Древней Индии не тождественны. Интересен вопрос о происхождении варн. Существует расовая теория их происхождения, связанная с приходом арийцев и захватом ими дравидийского коренного населения Индия. Согласно этой теории арийцы и принесли с собой уже созданную варновую социальную структуру, в которой изначально было лишь три варны, а четвёртой - шудрами - стали покорённые народы, которые должны были обслуживать представителей трёх других варн. При этом варна шудр резко противопоставлялась остальным, а по своему положению шудры были близки рабам, но об этом далее.

У расовой теории существует много сторонников и противников. Одним из аргументов у сторонников теории является одно из значений слова "варна" как "цвет". Но в данном случае цвет скорее имеет символическое значение, нежели расовое. Так, было 4 варны и каждая имела свой цвет:

  • Брахманы - люди, занимающие самое значительное положение в обществе, знатные люди. Жрецы, учёные, подвижники. Их цвет - белый - цвет, символизирующий, вероятно, некую религиозную чистоту и знание.
  • Кшатрии - "наделённые могуществом" - вторая по значимости варна воинов и правителей. Их цвет - красный - цвет воинской агрессии и страсти.
  • Вайшьи - "наделенные имуществом" - средние земледельцы, ремесленники, торговцы. Их цветом был жёлтый - как смесь красного и белого - т.е. смесь соответствующих качеств 2 других варн.
  • Шудры - низшая варна, призванная обслуживать 3 другие варны. Это слуги и наёмные рабочие, их цвет - чёрный - т.е. абсолютно противоположный белому - цвет ритуальной нечистоты и невежества.

По легенде, варны и вовсе были созданы из тела божества Брахмы: брахманы из рта (или головы), кшатрии из туловища, вайшьи - из бёдер и шудры - из стоп. Это легенда явно свидетельствует о значении в обществе тех или иных варн.

Теперь же, вернёмся к джати (касте). Востоковед А.А. Вигасин отмечал, что в Артхашастре джати фигурирует как тип общины, и поэтому имеет свои традиционные правила, руководителей, общие празднества, собственность - т.е. в Артхашастре слово джати несёт совершенно определённый смысл (не означает простого происхождения) и не может быть соотнесено с варной - слишком обширной и лишённой внутреннего единства, чтобы быть реальным коллективом с главою, общим имуществом и пр. Джати состоит из готр (родов), готра, в свою очередь, экзогамна и, следовательно, - джати - это эндогамное объединение экзогамных родов (готр), т.е. каста. Кроме того, в Артхашастре джати часто выступает как этническая группа - племя. Например, "чандалы" в Артхашастре фигурируют как лесное племя в Бихаре и Бенгале, несмотря на то, что традиционно их возникновение связывают с браком шудр и брахманок (а это уже ведёт к появлению вневарновых низших групп людей, о чём ниже). Несколько раз в Артхашастре упоминаются джати млеччхов отсталые ("варварские") племена, воспринимаемые в качестве особых каст.

В Индии кастами называют самые разнородные общественные группы: профессиональные объединения, религиозные секты, некоторые племена и т.д. Отдельные джати не являлись общеиндийскими, а охватывали только относительно небольшую по численности группу лиц, населявших ограниченный район.

Джати отличались от варн также наличием выборных (или наследственных) постоянных органов управления, системы взаимопомощи, общей кассы, пополняемой за счёт взносов и отчислений и бытовых связей между членами джати.

Как уже было сказано, одна из варн резко противопоставлялась всем остальным и это не случайно, так как шудры имели ряд особенностей. В отличие от других варн, шудры не проходили специальных обрядов посвящения, что лишало их многих прав, из всех варн лишь шудры считались "однажды рожденными" и были слугами "дважды рожденных", шудры были экономически несамостоятельны и занимались в основном ремеслом.

Таким образом, если варнами мы называем лишь четыре больших сословия брахманов, кшатриев, вашьев, шудр, то кастами можно называть торговцев, пастухов, кожевников и т.п.

Но были люди, не принадлежащие ни к обычным кастам, ни к одной из Варн. Их называли неприкасаемыми. Положение их было ужасными, они занимались самыми грязными работами и всячески презирались другими людьми. Неприкасаемые жили вне города и приходили туда только чтобы выполнять свои грязные работы. Обычные люди старались даже не смотреть на неприкасаемых, чтобы не осквернять своих глаз - таково было отношение к неприкасаемым.

Так как браки между варнами были строго запрещены, то при нарушении этого запрета, например, если брахман женился на шудрянке, дети от таких браков выпадали из варновой системы и становились неприкасаемыми. Чем грубее было такое нарушение (в зависимости от разницы в положении варн, к которым принадлежат брачующиеся), тем более ужасным было положение детей от таких браков.

Так, например, были известны вратьи - люди, отпавшие от Варн. Над вратьями, как и над шудрами не совершались обряды, поэтому они лишались множества прав. Но от прочих неприкасаемых вратьи отличались тем, что могли войти в Варну, если им удавалось пройти особые обряды.

Тем не менее, неприкасаемые не были рабами. Это видно из юридических положений: за некоторые проступки неприкасаемые наказывались штрафом в 100 Пан, раб - не наказывался таким образом. В определённой степени ответственность за раба нёс его господин.

Представления о неприкасаемых в ходе времени менялось и часто диктовалось верхушкой общества в своих интересах. Таким образом, предрассудок со временем стал использоваться как прикрытие для корыстных экономических интересов. Важным было также то, что неприкасаемость отныне могла стать для некоторых категорий трудящихся пожизненной и даже наследственной.

женщины индийские

Многие из нас слышали про касты в Индии. Это не экзотический строй общества, являющийся пережитком прошлого. Это реальность, в которой живут жители Индии даже в наше время. Если вы хотите узнать про индийские касты как можно больше – специально для вас сегодняшняя статья.

Каста и варна

мужчина и женщина

Ученые – индологи, востоковеды – много лет изучают это уникальное явление, которое не теряет силы спустя не одну тысячу лет, пишут об этом научные труды. Первое, о чем они говорят: есть каста, а есть варна, и это не синонимичные понятия.

Последняя перепись, которая состоялась еще в первой половине прошлого столетия, в 1931 году, насчитала больше трех тысяч каст по всей Индии. Специалисты говорят, что с каждым годом их количество растет, но не могут назвать точной цифры.

Можно провести простую и понятную аналогию. К примеру, возьмем довольно богатый слой населения. Люди, вырастая в подобных семьях, не становятся одинаковыми по роду занятий и интересам, но занимают приблизительно один и тот же статус в материальном плане.

Они могут стать успешными бизнесменами, представителями культурной элиты, благотворителями, путешественниками или людьми искусства – это и есть так называемые касты, пропущенные через призму западной социологии.

в театре Индии

С самого начала и до сегодняшнего дня индийцы делились всего на четыре варны:

  • брахманы – жрецы, священнослужители; высший слой;
  • кшатрии – воины, которые охраняли государство, участвовали в битвах, сражениях;
  • вайшья – земледельцы, скотоводы и торговцы;
  • шудры – рабочие, слуги; низший слой.

Каждая варна, в свою очередь, делилась на бесчисленное количество каст. Например, среди кшатриев могли быть правители, раджи, полководцы, дружинники, полицейские и далее по списку.

Существуют члены общества, которых нельзя включить ни в одну из варн – это так называемая каста неприкасаемых. При этом они тоже могут делиться на подгруппы. Значит, житель Индии может не принадлежать к какой-либо варне, но к касте – обязательно.

Варны и касты объединяют людей по принадлежности к религии, роду деятельности, профессии, которые передаются по наследству – этакое строго регламентированное разделение труда. Эти группы закрыты для представителей более низших каст. Неравный брак по-индийски – это брак между представителями разных каст.

Одна из причин, почему кастовая система так крепка – это вера индийцев в перерождение. Они убеждены, что, строго соблюдая все предписания внутри своей касты, в следующем рождении они могут воплотиться в представителя более высокой касты. Брахманы же прошли уже весь жизненный цикл и непременно воплотятся на одной из божественных планет.

Характеристики каст

Все касты соблюдают определенные правила:

  • одна религиозная принадлежность;
  • одна профессия;
  • определенное имущество, которым они могут обладать;
  • регламентированный перечень прав;
  • эндогамия – браки могут совершаться только внутри касты;
  • наследственность – принадлежность к касте определена с рождения и наследуется от родителей, нельзя перейти в более высокую касту;
  • невозможность физического контакта, совместного принятия пищи с представителями более низких каст;
  • разрешенная пища: мясная или вегетарианская, сырая или подвергшаяся термической обработке;
  • цвет одежды;
  • цвет бинди и тилака – точки на лбу.

индус

Исторический экскурс

Варновая система закрепилась еще в Законах Ману. Индусы считают, что все мы произошли от Ману, ведь именно он спасся от затопления благодаря богу Вишну, в то время как остальные люди погибли. Верующие утверждают, что это произошло около тридцати тысяч лет тому назад, но ученые-скептики называют другую дату – II столетие до нашей эры.

В законах Ману с удивительной точностью и расчетливостью все правила жизни расписаны до мелочей: начиная тем, как пеленать новорожденных, заканчивая тем, как правильно обрабатывать рисовые поля. Здесь же говорится о разделении людей на 4 сословия, уже известных нам.

В Средние века, когда на индийских просторах ослаб буддизм и повсеместно распространился индуизм, внутри каждой варны произошло еще большее дробление, и отсюда родились касты, они же джати.

Так жесткая общественная структура закрепилась в Индии еще больше. Ей не смогли помешать никакие исторические перипетии, ни набеги мусульман и вытекающая из них Могольская империя, ни английская экспансия.

Как отличить людей разных варн

Это высшая варна, сословие жрецов, священнослужителей. С развитием духовности, распространением религии их роль только возрастала.

брахманы

Правила в обществе предписывали чтить брахманов, одаривать их щедрыми подарками. Правители выбирали себе в ближайшие советники и судьи именно их, назначая высокие чины. В нынешнее время брахманами являются служители в храмах, учителя, духовные наставники.

Сегодня брахманы занимают порядка трех четвертей всех государственных постов. За убийство представителя брахманства и тогда, и сейчас неизменно следовала ужасная смертная казнь.

  • заниматься земледелием и домашним хозяйством (но женщины-брахманы могут делать работу по дому);
  • брать в жены представительниц других сословий;
  • трапезничать тем, что приготовил человек из другой группы;
  • есть продукты животного происхождения.

Сегодня сословие кшатриев состоит из воинов, солдат, охраны, полиции, а также руководящих должностей. К современным кшатриям можно также отнести касту джатов, куда входят знаменитые сикхи – эти длиннобородые мужчины с тюрбаном на голове встречаются не только в родном штате Пенджаб, но и по всей Индии.

кшатрии

Кшатрий может жениться на женщине из низшей варны, но девушки не могут выбрать мужа рангом ниже.

Вайшьи – группа землевладельцев, скотоводов, торговцев. Они промышляли также ремеслом и всем, что связано с прибылью – за это вайшьи заработали уважение всего общества.

Сейчас они занимаются также аналитикой, бизнесом, банковской и финансовой стороной жизни, торговлей. Это также основной пласт населения, который трудится в офисах.

индусы

Вайшьи никогда не любили тяжелый физический труд и грязную работу – для этого у них есть шудры. К тому же они очень привередливо относятся к вопросам кулинарии и приготовления блюд.

Другими словами, это люди, которые выполняли самую низкопробную работу и зачастую находились за чертой бедности. Они прислуживают другим сословиям, работают в земле, иногда выполняя функцию почти что рабов.

низшая варна

Двиджа – мужчины, которые еще в детстве прошли обряд посвящения упаняна. После него человек может совершать религиозные ритуалы, поэтому упаняна считается вторым рождением. К нему не допускаются женщины и шудры.

Неприкасаемые

Отдельная каста, которую нельзя причислить ни к одной из четырех варн – неприкасаемые. Они долгое время испытывали на себе всякого рода гонения и даже ненависть со стороны других индийцев. А все потому, что в представлении индуизма неприкасаемые в прошлой жизни вели неправедный, грешный образ жизни, за что и были наказаны.

Они находятся где-то за гранью этого мира и даже не считаются людьми в полном смысле слова. В основном это нищие, которые живут на улицах, в трущобах и обособленных гетто, роются на помойках. В лучшем случае они занимаются самым грязным трудом: убирают туалеты, нечистоты, трупы животных, работают могильщиками, кожевниками, сжигают умерших зверей.

две женщины из варны неприкасаемые

При этом число неприкасаемых достигает 15-17 процентов всего населения страны, то есть приблизительно каждый шестой индиец – неприкасаемый.

К счастью, в современной Индии все меняется – на законодательном уровне запрещена дискриминация неприкасаемых, сейчас они могут появляться везде, получать образование и медицинское обслуживание.

Хуже, чем родиться неприкасаемым, может быть только родиться парией – еще одной подгруппой людей, которые насовсем вычеркнуты из общественной жизни. Ими становятся дети париев и межкастовых супругов, но были времена, когда одно только прикосновение к парию делало человека таким же.

Современность

Некоторым представителям западного мира может казаться, что кастовая система в Индии осталась в прошлом, но это далеко от правды. Количество каст все возрастает, и это является краеугольным камнем среди представителей власти и обычного народа.

  • джинвар – носят воду;
  • бхатра – брахманы, которые зарабатывают подаянием;
  • бханги – убирают мусор на улицах;
  • дарзи – шьют одежду.

Многие склоняются к тому, что касты – это зло, потому что они дискриминируют целые группы людей, ущемляют их права. В предвыборной кампании многие политики пользуются этой хитростью – заявляют борьбу с кастовым неравенством как главное направление своей деятельности.

Конечно, разделение на касты постепенно теряет свое значение для людей в качестве граждан государства, но до сих пор играет значительную роль в межличностных и религиозных отношениях, например, в вопросах брака или сотрудничества в бизнесе.

Правительство Индии многое делает для равноправия всех каст: юридически они равны, а избирательным правом наделены абсолютно все граждане. Сейчас карьера индийца, особенно в крупных городах, может зависеть не только от его происхождения, но и от личных заслуг, знаний, опыта.

девушки из варны вайшья

Даже у далитов есть возможность построить блестящую карьеру, в том числе в государственном аппарате. Прекрасным примером того может служить Президент Кочерил Раман Нараянан из рода неприкасаемых, избранный в 1997 году. Еще одно тому подтверждение – неприкасаемый Бхим Рао Амбедкар, который получил в Англии диплом юриста, а впоследствии создал Конституцию 1950 года.

Она содержит особую Таблицу каст, и каждый гражданин по желанию может получить сертификат с указанием своей касты в соответствии с этой таблицей. Конституция предписывает, что государственные учреждения не имеют права интересоваться, к какой касте человек принадлежит, если он сам не желает об этом говорить.

Заключение

Некоторые, например, до сих пор думают, что каста – это что-то типа клана, ордена или секты, которых в эпоху Темного Средневековья в мире было пруд пруди…

Низшая каста

Однако это малоприятное явление отнюдь не кануло в Лету вместе с инквизицией (это что?) и тайными гильдиями – оно и по сей день имеет место в Индии, Японии, Непале, Шри-Ланке и даже кое-где в Латинской Америке, где впервые было закреплено официально.

Что это за явление и почему продолжает оплетать жизнь современного общества, разберемся по порядку.

Каста — это.

Кастовая система, как вид общественных отношений, накладывает весьма жесткий отпечаток на образ жизни людей, причем не только в экономическом, социальном и культурном плане, но и в психологическом.

Определение

Все обычаи, традиции, устои и в целом менталитет (это как?) – все абсолютно определяется принадлежностью к той или иной касте.

Внутри своей кастовой группы человек рождается и вырастает, обучается, в том числе получая от старших специальные знания, обретает право участвовать или отправлять ритуальные церемонии.

Затем вступает в брак, заводит детей и дает им имена в соответствии с кастовым укладом, а потом уже и сам на правах старшего передает им духовные ценности и традиции своего сословия (это что?).

Сословие

В общем, человек живет и мыслит так, как принято именно в его общине. А общин может быть очень много.

Как уточняется в пояснительной статье в Википедии, каста в обществознании – это социально обособленные группы людей, разделение которых осуществляется по одному либо сразу нескольким критериям:

  1. уровень состоятельности;
  2. этнические, территориальные, религиозные, расовые или культурные различия;
  3. специфические социальные функции;
  4. профессиональные занятия;
  5. политические убеждения.

Примечательно, что кастовая система, характерная для современного общества Индии, зародилась примерно в середине второго тысячелетия до нашей эры, но законный статус ей впервые присвоили отнюдь не там, а в странах Испанской Америки и на некоторых колонизированных островах Юго-Восточной Азии.

Люди

Здесь эта система носила характер расовой классификации и свою легитимность (это как?) обрела где-то на рубеже XVI-XVII веков.

Касты в Индии и отличия между варнами и джати

Кастовое общество, характерное в основном для населения Индийского субконтинента, считается своего рода феноменом среди прочих форм социальной стратификации (это что?).

Принцип подразделения зиждется на иерархическом порядке, когда те или иные общины отделяются друг от друга по правилам ритуальной чистоты – то есть, чем более чиста каста, тем выше ее статус в иерархии престижа.

Структура

При этом нужно четко разделять такие понятия, как варна и каста, поскольку применительно к индусам это совсем не одно и то же, как ошибочно полагают европейцы.

Варны – это не общины, а сословия, которых как в древнеиндийском, так и в современном обществе всего четыре.

Будда

Есть у индусов интересная легенда о том, как люди были разделены на варны. Однажды бог Брахма, решивший позаботиться о благополучии мира, создал из частей собственного тела четыре сословия с четко установленным кругом занятий:

Одно из ключевых отличий между варнами и кастами заключается в том, что варны (а их всегда четыре) состоят из подгрупп – каст, которых может быть великое множество даже в рамках одного сословия.

Ну и называются они в Индии не кастами, а джати – название для обособленных групп людей, за которыми закреплен единый социальный статус (это как?).

Семья

Сегодня в индийском обществе существует около 5 000 джати, которые, в свою очередь, подразделяются на 25 000 еще более мелких общин.

Рэп-группа

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Касты — это способ контроля, посредством которого богатые всегда управляют бедными. Потому, что бы ни происходило, эта система только видоизменяется, но никогда не исчезнет полностью.

Кастовый уклад не только усугубляет социальное неравенство, но и усиливает предрассудки, а также связанное с ними насилие. Человек не должен быть замкнут внутри определенной группы без возможности изменить свое положение.

Примечательно, что отказываться от описанного способа жизни не хотят не только богачи, но и бедные сословия. Это говорит о силе и продолжительности определенной пропаганды.

Все про индийские

Как возникли касты в Индии

Каста, варна и джати — в чем разница?

Четыре индийских варны

Каста неприкасаемых — миф и реальность

Варны и касты в наше время

Система каст в Индии

Круг в центре флага Индии — религиозный символ

В Древней Индии изначально были такие касты (варны):

Легенда о создании индийских каст

По легенде, Брахма создал касты из четырех частей своего тела

Возникновение каст в Древней Индии

Образование для каст в Индии

Образование — шанс жить лучше, чем другие представители касты

Каста, варна и джати — в чем разница?

Индийские касты

Брахманы и неприкасаемый. Так в Индии устраняют разногласия каст

Джати — это второе название касты и подкасты, и джати есть у каждого жителя Индии. Джати — принадлежность к той или иной профессии, к религиозной общине, она тоже закрыта и эндогамна. В каждой варне есть свои джати.

Таблица прав и обязанностей индийских каст

Более подробная таблица индийских каст с правами и обязанностями

Создание каст в Индии

Касты в Индии могут образовываться по религии, профессии и даже интересам

Четыре индийских варны

Брахманы — высшая варна или каста в Индии. К ней относились жрецы, священнослужители, мудрецы, учителя, духовные наставники и те люди, которые связывали других людей с Богом. Брахманы были вегетарианцами и могли есть только ту пищу, которую приготовили люди их каст.

Каста брахманов в Индии

Брахманы — высшая и самая уважаемая каста в Индии

Кшатрии — это индийская каста или варна воинов, защитников своей страны, дружинников, солдат и, как ни удивительно, царей и правителей. Кшатрии были защитниками брахманов, женщин, стариков, детей и коров. Им разрешалось убивать тех, кто не соблюдал дхарму.

Сикхи — каста индийских кшатриев

В армии и полиции служат представителями касты кшатриев-воинов

Вайшьи — это свободные общинники, торговцы, ремесленники, земледельцы, рабочий класс. Не любили заниматься тяжелым физическим трудом и крайне щепетильно относились к пище. Среди них могли быть очень зажиточные и богатые люди — владельцы индийских магазинов, предприятий и земель.

Каста вайшьев

Представители касты торговцев избегают тяжелого труда

Каста шудры в Индии

Шудры — низшая каста в Индии. Они живут бедно и очень тяжело работают

Кастовый обряд посвящения

У каждой касты свои обряды и посвящения

Индуисты верят, что праведная жизнь позволяет родиться в более высокой касте в следующей жизни. И наоборот. А брахманов, которые уже прошли большой цикл перерождений на Земле, ждет воплощение на других, божественных планетах.

Каста неприкасаемых — миф и реальность

Жизнь касты неприкасаемых

Медицина практически не доступна неприкасаемым

Правительство Индии в некоторой степени защищает неприкасаемых. Уголовно наказуемо называть таких людей неприкасаемыми или даже внекастовыми. Запрещена дискриминация по социальному признаку.

Варны и касты в Индии сегодня

Хиджры - индийская каста варны неприкасаемых

Люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией в Индии относятся к касте хиджры

Документ принадлежности к касте

В Индии любой желающий может получить документ о принадлежности к касте

Итак, кастовая система в Индии не просто сохранилась и дошла до наших дней, она работает и по сей день. Более того, другие народы тоже делятся на варны и касты, просто не дают этому социальному делению названия.

Аватар автора поста

IndiaStyle

Читайте также: