Назовите сферы спортивного движения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Физическая культура в узком смысле – это часть культуры личности, основу которой составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования.
В широком смысле физическая культура рассматривается как
органическая часть (отрасль) культуры общества, включающая всю совокупность его научных и практических достижений в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности населения.
Спорт в узком смысле можно определить через собственно соревновательную деятельность, т.е. способ регламентировано противобоческого выявления сопоставления и оценки человеческих возможностей в самой этой деятельности, а вместе с тем и как действенное средство максимизации их (сил, способностей, умения искусно пользоваться ими для реализации достиженческих целей).
Cпорт в широком понимании представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности.

3. Основные направления развития спортивного движения

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Определение системы спортивной подготовки

3 Характеристика соревновательной деятельности и её компоненты

СИСТЕМА СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Определение соревновательной деятельности и ее структуры

Соревновательная деятельность является многоаспектным понятием, подразумевающим специальную сферу деятельности спортсмена, в рамках которой в соответствии с присущими для разных видов спорта правилами, содержанием двигательных действий, способами ведения соревновательной борьбы, осуществляется объективное сравнение определенных его способностей, обеспечивается их максимальное проявление и максимально специализированными средствами повышается уровень подготовленности занимающихся.
Эффективность различных компонентов соревновательной деятельности наиболее точно и просто можно оценить в циклических скоростно-силовых видах спорта. Например, в структуре соревновательной деятельности в беге на короткие дистанции можно выделить как минимум четыре компонента: 1) быстрота реакции на стартовый сигнал, определяемая по времени от выстрела до первого движений бегуна; 2) качество стартового разбега, оцениваемое по времени пробегания отрезка в 30 м с низкого старта; 3) абсолютная скорости бега; 4) эффективность финиша, которую оценивают по степени снижения скости бега в конце дистанции.

2. Классификационные подходы и систематизация соревновательной деятельности

4 Тенденции многолетней динамики соревновательной практики спортсменов

5 СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИЯ ИХ РАЗВИТИЯ
1.Определение спортивных достижений и спортивных результатов их значимость и критерии оценки

2. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений

Уровень спортивных достижений определяется многими факторами к основным из них можно отнести следующие: индивидуальную одаренность спортсмена, качество системы подготовки, размах спортивного движения, а также социальные и экономические условия его развития в обществе.
Индивидуальная одаренность спортсмена. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, проявляющимися в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.
Эффективность системы подготовки спортсменов. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в определенном виде спорта. При этом главным условием является целеустремленная тренировка спортсмена со значительными затратами усилий при самосовершенствовании. Никакие даже самые выдающиеся способности, не позволят спортсмену достичь высоких результатов без упорного труда.

3. Тенденции развития спортивных достижений

В общих чертах динамику роста спортивных достижений в любом виде спорта можно описать в виде логистической кривой.
Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности. В определенной мере эта кривая отражает динамику становления вида спорта, а также отражает и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность отдельных фаз в разных спортивных дисциплинах различна.
Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четкого определения предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению. В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с началом занятий определенным видом спорта, овладением азами техники, тактики, физической подготовленности.
Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.
В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта
Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в целом в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии. Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий, как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку.

Уровень достижений Фазы 1 2 3
Рис. 4.1. Усредненная логистическая кривая развития спортивных достижений в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивидуума.
В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, с достижением предельных величин функционирования систем организма и наступлением регресса в работе некоторых из них. Скачек результатов в этой фазе может быть обусловлен внедрением новых более прогрессивных технологий или использованием запрещенных препаратов (допингов).

6 Характеристика факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
2. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений

Уровень спортивных достижений определяется многими факторами к основным из них можно отнести следующие: индивидуальную одаренность спортсмена, качество системы подготовки, размах спортивного движения, а также социальные и экономические условия его развития в обществе.
Индивидуальная одаренность спортсмена. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, проявляющимися в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.
Эффективность системы подготовки спортсменов. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в определенном виде спорта. При этом главным условием является целеустремленная тренировка спортсмена со значительными затратами усилий при самосовершенствовании. Никакие даже самые выдающиеся способности, не позволят спортсмену достичь высоких результатов без упорного труда.

3. Тенденции развития спортивных достижений

В общих чертах динамику роста спортивных достижений в любом виде спорта можно описать в виде логистической кривой.
Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности. В определенной мере эта кривая отражает динамику становления вида спорта, а также отражает и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность отдельных фаз в разных спортивных дисциплинах различна.
Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четкого определения предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению. В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с началом занятий определенным видом спорта, овладением азами техники, тактики, физической подготовленности.
Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.
В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта
Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в целом в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии. Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий, как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку.

Уровень достижений
Фазы 1 2 3
Рис. 4.1. Усредненная логистическая кривая развития спортивных достижений в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивидуума.
В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, с достижением предельных величин функционирования систем организма и наступлением регресса в работе некоторых из них. Скачек результатов в этой фазе может быть обусловлен внедрением новых более прогрессивных технологий или использованием запрещенных препаратов (допингов).

7 Основные спецефические принципы спортивной тренировки

1. Специфические черты базовых закономерностей (принципов) спортивной тренировки

3. Сочетание в спортивной тренировке постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций

Тренировка – это специализированный педагогический процесс, целью которого является улучшение определенных сторон подготовленности спортсмена в избранном виде деятельности. Тренировочная нагрузка – это степень воздействия физических упражнений на организм, вызывающая определенное повышение активности его функциональных систем.
Практическое воплощение в спорте установки на максимальную реализацию достиженческих возможностей, сопряжено с предельным наращиванием тренировочных и соревновательных нагрузок, усложнением задач, решаемых в процессе спортивной подготовки.
Постепенность – это, с одной стороны, тенденция наращивания нагрузок в соответствии с индивидуальными адаптационными возможностями спортсмена, с другой стороны продолжительность выполнения адекватно максимальной нагрузки для адаптации к ней, поскольку оправданный переход к новым, повышенным нагрузкам происходит по мере приспособления к ранее применяемым воздействиям.
В практике спорта придерживаются, главным образом, трех вариантов. Один из них внешне выражается в том, что динамика основных нагрузок приобретает как бы ступенчатую форму, при другом – волнообразную, сочетание этих форм дает новую форму - скачкообразную

Рис. 7.3. Основные формы динамики нагрузок в серии микроциклов спортивной тренировки (по Ф.П.Суслову, Ж.К.Холодову, 1997)
тенденции динамики ее объема
тенденции динамики ее интенсивности.

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности, общества.

Функции спорта:

1) специфические (соревновательно-эталонная и эвристически-достиженческая);

2) общие (личностно-направленного воспитания, обучения и развития, оздоровительно-рекреативная, эмоционально-зрелищная, социальной интеграции и социализации, коммуникативная, экономическая).

1. Специфические функции:

1) соревновательно-эталонная функция выражается в том, что уровень спортивных достижений служит своего рода мерилом (эталоном), образцом максимального развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта, а вместе с тем и ориентиром на пути к дальнейшему раскрытию и совершенствованию потенциальных психофизических резервов организма;

2) эвристически-достиженческая функция. Даная функция тесно связана с эталонной функцией и выражается, в том, что спорт представляет собой тип эвристической деятельности, т.е. деятельности (творчески-поисковой), включающей моменты открытия, обнаружения нового. В этом отношении особенно супердостиженческий спорт представляет собой гигантскую естественную творческую лабораторию, в которой изыскиваются неизвестные пути к высотам человеческих достижений.

2. Общие функции. Функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития.

Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Существенна роль спорта в улучшении и сохранении физических кондиций человека, в подготовке его к трудовой и военной деятельности, в организации досуга и отдыха, в укреплении и поддержании здоровья нации.

Эмоционально-зрелищная функция. Спортивные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей. Они оказывают влияние на коллективное настроение, интересы, позволяют соучаствовать в спортивной борьбе, сплачивают значительные группы людей.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.

Эстетическая функция. Спорт оказывает огромное эстетическое воздействие на спортсмена и зрителя. В процессе спортивных занятий у спортсменов формируются определенные эстетические чувства, вкусы, идеалы, эстетические способности. Это находит выражение в красоте телосложения, в красоте исполнения, артистичности и выразительности технико-тактических приемов и комбинаций и т.д. Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Экономические функции спорта. Финансовые вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, благодаря улучшению здоровья и повышению дееспособности его членов, увеличения продолжительности высокоактивной жизни людей. Доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного оборудования и инвентаря, спортивной рекламы приносят неплохую прибыль.

Основные направления в развитии спортивного движения.

Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям:

1) общедоступный спорт (массовый);

2) спорт высших достижений.

1. Общедоступный спорт включает:

1) школьно-студенческий спорт;

2) профессионально-прикладной спорт;

3) физкультурно-кондиционный спорт;

4) оздоровительно-рекреативный спорт.

1. Спорт массовый (общедоступный) – средство повышения физического состояния (кондиции), поддержания необходимого уровня работоспособности, достижения спортивных результатов массового уровня.

Спорт массовый включает:

1) школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (ОУ, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.). Школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня;




2) профессионально-прикладной спорт- средство подготовки к определенной профессии в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и т. д.;

4) оздоровительно-рекреативный спорт - средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности (например, рыбалка, охота, туризм и др.).

2. Спорт высших достижений включает:

1) супердостиженческий (любительский) спорт - деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение, как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины.

Супердостиженческий (любительский) спорт приобретает признаки профессионального спорта той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности. Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России;

2) Профессиональный спорт - предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей.

Профессиональный спорт:

а) профессионально-коммерческий спорт;

б) достиженческо-коммерческий спорт;

в) зрелищно-коммерческий спорт.

Профессиональных спортсменов можно разделить на группы:

- первая – спортсмены, успешно выступающие как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов (например, теннис);

- вторая - спортсмены, выступающие в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению (например, гольф);

- третья - спортсмены-ветераны, специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках.

Профессионально-коммерческий спорт - развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта.

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности, общества.

Функции спорта:

1) специфические (соревновательно-эталонная и эвристически-достиженческая);

2) общие (личностно-направленного воспитания, обучения и развития, оздоровительно-рекреативная, эмоционально-зрелищная, социальной интеграции и социализации, коммуникативная, экономическая).

1. Специфические функции:

1) соревновательно-эталонная функция выражается в том, что уровень спортивных достижений служит своего рода мерилом (эталоном), образцом максимального развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта, а вместе с тем и ориентиром на пути к дальнейшему раскрытию и совершенствованию потенциальных психофизических резервов организма;

2) эвристически-достиженческая функция. Даная функция тесно связана с эталонной функцией и выражается, в том, что спорт представляет собой тип эвристической деятельности, т.е. деятельности (творчески-поисковой), включающей моменты открытия, обнаружения нового. В этом отношении особенно супердостиженческий спорт представляет собой гигантскую естественную творческую лабораторию, в которой изыскиваются неизвестные пути к высотам человеческих достижений.

2. Общие функции. Функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития.

Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Существенна роль спорта в улучшении и сохранении физических кондиций человека, в подготовке его к трудовой и военной деятельности, в организации досуга и отдыха, в укреплении и поддержании здоровья нации.

Эмоционально-зрелищная функция. Спортивные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей. Они оказывают влияние на коллективное настроение, интересы, позволяют соучаствовать в спортивной борьбе, сплачивают значительные группы людей.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.

Эстетическая функция. Спорт оказывает огромное эстетическое воздействие на спортсмена и зрителя. В процессе спортивных занятий у спортсменов формируются определенные эстетические чувства, вкусы, идеалы, эстетические способности. Это находит выражение в красоте телосложения, в красоте исполнения, артистичности и выразительности технико-тактических приемов и комбинаций и т.д. Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Экономические функции спорта. Финансовые вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, благодаря улучшению здоровья и повышению дееспособности его членов, увеличения продолжительности высокоактивной жизни людей. Доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного оборудования и инвентаря, спортивной рекламы приносят неплохую прибыль.

Основные направления в развитии спортивного движения.

Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям:

1) общедоступный спорт (массовый);

2) спорт высших достижений.

1. Общедоступный спорт включает:

1) школьно-студенческий спорт;

2) профессионально-прикладной спорт;

3) физкультурно-кондиционный спорт;

4) оздоровительно-рекреативный спорт.

1. Спорт массовый (общедоступный) – средство повышения физического состояния (кондиции), поддержания необходимого уровня работоспособности, достижения спортивных результатов массового уровня.

Спорт массовый включает:

1) школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (ОУ, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.). Школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня;

2) профессионально-прикладной спорт- средство подготовки к определенной профессии в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и т. д.;

4) оздоровительно-рекреативный спорт - средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности (например, рыбалка, охота, туризм и др.).

2. Спорт высших достижений включает:

1) супердостиженческий (любительский) спорт - деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение, как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины.

Супердостиженческий (любительский) спорт приобретает признаки профессионального спорта той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности. Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России;

2) Профессиональный спорт - предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей.

Профессиональный спорт:

а) профессионально-коммерческий спорт;

б) достиженческо-коммерческий спорт;

в) зрелищно-коммерческий спорт.

Профессиональных спортсменов можно разделить на группы:

- первая – спортсмены, успешно выступающие как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов (например, теннис);

- вторая - спортсмены, выступающие в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению (например, гольф);

- третья - спортсмены-ветераны, специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках.

Профессионально-коммерческий спорт - развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта.

Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям:

1) общедоступный спорт (массовый);

2) спорт высших достижений.

Общедоступный спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).

Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенчес­кий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособ­ности в системе образования и воспитания (общеобразователь­ные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-тех­нические училища, институты и др.).

Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных резуль­татов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных еди­ноборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).

Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддер­жания необходимого уровня работоспособности, повышения фи­зической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.

В массовое спортивное движение также входит и оздоровитель­но-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановле­ния, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.

Спорт высших достижений — деятельность, направленная на удов­летворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и пре­стижа команды, а на высшем уровне — престижа Родины.

Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с боль­шими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших дости­жений.

Современный спорт высших достижений также неодноро­ден. В настоящее время в нем наметился ряд направлений:

1) любительский спорт;

2) профессиональный спорт;

3) профессионально-коммерческий спорт:

Любительский спорт в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, органи­зации тренировочно-соревновательной деятельности.

Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащи­ми, что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессиона­лов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чем­пионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальней­шем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.

Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы.

К первой группе следует отнести спортсменов, которые стре­мятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпиона­тах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.

Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих вы­сокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача — успешное выс­тупление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.

К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, осо­бенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая сред­ний уровень физической подготовленности и очень высокий тех­нический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.

Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших дости­жений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.

По статистическим данным, в Российской Федерации число занимающихся на различных этапах многолетней подготовки в спортивных школах следующее:

— начальной подготовки — 70,6%;

— начальной и углубленной специализации — 27,1%;

— спортивного совершенствования — 1,7%;

— высшего спортивного мастерства — 0,45%.

Таким образом, в спорт высших достижений переходит всего около 2% занимающихся.

Из 2 млн детей и подростков, юношей и девушек только 34,5 тыс. становятся высококвалифицированными спортсменами.

Таким образом, современная система спортивных школ и клу­бов работает как на спорт высших достижений, так и на общедо­ступный (массовый) спорт.

Классификация видов спорта. Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л. П. Матвеев, 1977):

1-я группа — виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявле­нием физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возмож­ностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта;

2-я группа — виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;

3-я группа — виды спорта, двигательная активность в которых « жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);

4-я группа — виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);

5-я группа — виды спорта, основное содержание которых; определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);

6-я группа — многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).

Одна из присущих черт спортивного движения – это соревновательная деятельность, и без неё спорт априори не способен к существованию. Соревновательной деятельностью обозначают метод регламентированного противоборческого выявления, сопоставления и оценки возможностей человека в сфере спорта, а также эффективное средство увеличения сил человека, способностей и умение их верно использовать.
Но стоит отметить, что физическую активность и спортивное движение не объединяют под одним понятием. Ведь зачастую спорт не подразумевает использование человеком его физической деятельности (игра в шахматы).
Спорт – это соревновательная деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней, а также особенные отношения между людьми и требования.
Спортивное движение во всём мире принято распределять на направления. Основными направлениями спорта является спорт, доступный всей социальной массе, и спорт высших достижений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение спорта состоит втом,что он используется в качестве средства улучшения физического развития.

МБОУ СОШ с.Мужиново

Клетнянского района Брянской области

Реферат по дисциплине:

«Социальные функции спорта.

Борисенко Ирина Владимировна.

Понятие спорта 3

Значение спорта в современной жизни 4

Социальные функции спорта 7

Основные направления в развитии спортивного движения 12

Список литературы 15

Какую роль играет спорт в жизни человека? Во всём мире люди видят её по-разному. Одни очень прохладно относятся к спорту (некоторые даже считают его бесполезной тратой времени). Другие люди понимают смысл спорта и их, к счастью, больше, чем первых. Причём каждый из них может иметь разное отношение к спорту: кто-то предпочитает смотреть его по телевизору, кто-то - заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой, ну а для кого-то спорт - это средство существования. Среди последних могут быть действующие спортсмены, тренеры, врачи, директора спортивных обществ, попечители спорта и др. И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта на нашей планете.

Спорт как многогранное общественное явление является сфе­рой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельнос­ти, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важ­ных средств этического и эстетического воспитания.

В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкрет­ных социальных условий приобретает различные черты и формы.

Специфическим для спорта является то, что конечной его це­лью является физическое совершенствование человека, реализуе­мое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществ­ляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность, спе­цифической формой которой является система соревнований, ис­торически сложившаяся в области физической культуры как спе­циальная сфера выявления и унифицированного сравнения чело­веческих возможностей.

1.1 Значение спорта в современной жизни.

Действительно, спорт обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.

Социологические опросы населения, особенно молодёжи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха. Стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

В ряду наук о человеке и обществе ведущее место отводиться социологии - науке о социальном мире, социальных взаимоотношениях и взаимодействиях личности.

Одной из основных проблем в современной физической культуры и спорта является формирование ценностного отношения общества и личности к физической культуре и спортивному стилю жизни.

Общекультурные связи возникают в результате его многосторонних связей с другими общественными явлениями. Основной целью и важным фактором вовлечения населения (особенно молодёжи) к регулярным занятиям физической культурой и спортом является всестороннее и гармоничное развитие личности. Физическая культура и спорт используется как средство охраны и укрепления здоровья человека от самого раннего детства до преклонного возраста. Использование средств физической культуры и спорта в процессе жизнедеятельности способствует профилактике самых различных заболеваний. Особое значение в оздоровлении населения имеет поддержание здорового образа жизни.

Большую роль отводится современному спорту и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярных форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это проявляется в массовом спорте, где не ставится цель достижения высоких спортивных результатов. В спорте одним из мощных фактором является вовлечения людей в общественную жизнь, приобщая к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений.

2. Социальные функции спорта

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие.

К специфическим относят соревновательно – эталонную и эвристически – достиженческую функцию.

К общим причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

Основу специфики спорта и его функции составляет то, что он возник, развивался в качестве собственно-соревновательной деятельности, которая специально приспособлена для максимального выявления, унифицированного сравнения и объективной оценки определенных человеческих возможностей в форме состязания, ориентированного на победу или возможно высокое достижение в самой этой соревновательной деятельности. Отсюда вытекает, прежде всего, значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей, т.е. специфическая соревновательно-эталонная функция спорта.

Эталонная функция спорта теснейшим образом сопряжена с его эвристическо-достиженческой функцией, существенной как для индивида, так и для общества. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой особый тип эвристической деятельности, то есть деятельности творчески-поисковой, включающей моменты открытия, обнаружение нового. В отличие от иных типов эвристической деятельности, спортивная ориентирована не на открытие чего-то, находящегося вне человека, а на практическое выявление наших собственных достиженческих возможностей, а также эффективных средств и методов реализации их на все более высоком уровне, причем таких в основе которых лежат деятельностные способности самого спортсмена. Соответственно в процессе развертывание спортивной деятельности не просто воспроизводится ранее достигнутые результаты, но и реализуются возможности новых достижений, изыскиваются и воплощаются в незаурядных результатах все более действенные факторы спортивного совершенствования. Эта эвристически-достиженческая функция свойственна в той или иной мере спорту в целом, наиболее же полно она выражена, в сфере спорта высших достижений. Ведь на пути к ним тот, кто претендует на действительно выдающийся результат, должен найти новые средства, методы и условия полной мобилизации и увеличения функциональных возможностей организма, полученных от природы, научится наиболее эффективно использовать их, с тем, чтобы подняться на уровень спортивной работоспособности, никем ранее не достигнутый. Средства и методы преобразование человеком своих природных качеств становятся общекультурным достоянием по мере проникновения в массовую практику. Существенно и то, что добываемые на пути к спортивным достижениям познавательные данные приобретают вполне серьезное научное значение.

Суть специфических функций спорта характеризуют его, прежде всего как особый тип деятельности, выявляющей в специально создаваемых условиях человеческие возможности и неуклонно раздвигающей рубежи кажущихся их границ. Этим во многом определяется как личностная, так и обще социальная ценность спорта, его вклад в культуру общества, все более широкое использование в общественно значимых целях 3 .

К социально-общественным, прежде всего, относят функции личностно-направленного воспитания, обучения и развития.

Большая роль отводится спорту и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставятся цели достижения высоких спортивных результатов 4 .

Для многих спорт интересен как волнующее зрелище. Эмоционально-зрелищная функция спорта связана с его основными специфическими свойствами как соревновательной деятельности, обусловлено его эстетической привлекательностью и усиливается по мере расширение аудитории его болельщиков. Без болельщиков спорт не стал бы общезначимым социальным явлением. Аудитория спортивных зрелищ в наше время необычно расширилась, чему способствовал прогресс технических средств массовой информации, особенно телевидения. Одновременно увеличилась влияние спорта на эмоциональный мир людей.

В основе такого рода интереса к спорту лежит не только его внешняя привлекательность. Сопереживая тем, кто действует на спортивной арене, болельщики как бы отождествляют себя со спортсменом, будто бы сами участвуют в спортивных свершениях, борьбе характеров и разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне в атмосфере живого общения, как со своими сторонниками, так и противоположно настроенными. При этом нередко находятся яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своих жизненных представлениях 5 .

Воздействие спортивных зрелищ на зрителей не однозначно, не всегда возвышающим образом. Характер такого воздействия зависит как от чистоты самого спортивного состязания, особенно от того, несколько твердо соблюдаются спортивноэтические нормы и правила, так и от культуры, воспитанности болельщиков. При определенных обстоятельствах возможны не только позитивные, но и негативные эффекты, которые могут выражаться в опасном развязывании примитивных эмоций. Таким образом, влияние спорта на сознание его любителей может быть противоречиво.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров — все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

3.Основные направления в развитии спортивного движения

Общедоступный, ординарный спорт (массовый)- называется массовым, поскольку к нему причастно большое количество людей, практически включенных в собственно спортивную деятельность. В другом случае спорт можно охарактеризовать как ординарный, отнюдь не массовый. В рамках этого вида спортивного движения фактически достигается обыденный (ординарный) уровень спортивных результатов, являющийся, в принципе, общедоступным и менее высоким, чем уровень абсолютных спортивных достижений.

Основные отличия массового, или ординарного, спорта определяется тем, что обычная спортивная деятельность строится в зависимости от иной деятельности, доминирующей в жизни (учебной, трудовой), и поэтому занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни; затраты времени и сил на спортивные занятия здесь довольно жестко ограничены, что объективно лимитирует и уровень достижений. Это не значит, что в личностные установки спортсмена в такой ситуации не входят стремление достичь высоких результатов. Такое стремление, стимулируется самой суть и внутренней организацией спорта в целом, но объективные условия реализации спортивных притязаний в рамках ординарного спорта вносят свои ограничения. Выдающиеся достижения в современном спорте становятся реальными при повседневных больших затратах времени и сил на спортивную деятельность на протяжении ряда лет.

Основные направления в развитии спортивного движения:

Спорт высших достижений ориентирован на абсолютные спортивные результаты и неуклонное повышение их уровня. Достижение в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена, высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом специфика спорта высших достижений.

Спорт - многофункциональное и многообразное явление социальной реальности, занимающее незаурядное место в физической и духовной культуре общества и представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие. Значение спорта, состоит в том, что он используется в качестве средства улучшения физического развития, укрепление здоровья, увеличение творческого долголетия, воспитания. Занятия спортом - одно из средств удовлетворение человеком своей потребности в движениях в ее игровой форме.

Таким образом, ценность спорта заключается в том, что он представляет собой особый тип творчески-поисковой деятельности, включающей моменты открытия, обнаружение нового. В отличие от иных типов деятельности, спортивная ориентирована не на открытие чего-то, находящегося вне человека, а на практическое выявление собственных достиженческих возможностей, а также эффективных средств и методов реализации их на все более высоком уровне.

По мере развертывания спортивного движения как массового общественного течения возрастает и его роль в социальной интеграции и социализации личности - объединение людей в сплоченные организации неформального и официального характера на основе общности интересов и совместной деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание.

Список литературы

Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Российская Газета.

Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352с.;

Матвеев, Л.П. Очерки по теории физической культуры / Л.П.Матвеев – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 248с.;

Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Учеб. Для ин-тов физ. Культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991.-543с.;

Словарь спортивных терминов/ под общей редакцией Р.Р. Салимзянова . – Ульяновск : УВАУ ГА (и), 2008. – 116с.

Читайте также: