Концепции происхождения человека кратко

Обновлено: 07.07.2024

Прежде чем перейти к обзору теорий, необходимо сказать пару слов о гипотезах происхождения жизни на Земле, как таковой. Наиболее распространенными являются три. Первая – это гипотеза о самопроизвольном зарождении жизни , берущая свое начало еще со времен античности и изучаемая сегодня в научном сообществе.

Вторая гипотеза называется панспермической и утверждает, что зародыши живых организмов и существ были занесены из Космоса. Попав в благоприятные условия на нашей планете, они стали источником всего разнообразия форм жизни. Гипотеза предполагает повсеместное распространение во Вселенной как зародышей живых существ, так и более развитых форм жизни.

И третья вненаучная гипотеза - это религиозная , утверждающая, что жизнь появилась в результате божественного творческого акта.

Вторая концепция утверждает, что эволюция не является следствием реакции на внешние факторы, а имеет автогенетический характер, согласно которому эволюция происходит сама по себе, в силу заложенному в каждом живом организме стремлению к прогрессу.

Следующая гипотеза рассматривает так называемый аристогенез , основоположником которого является Генри Осборн — американский палеонтолог. Согласно его концепции, эволюция – это прямолинейный процесс улучшения организма, связанный с накоплениями в плазме генов, которых он назвал аристогенами , что и вызывает изменения в организме. Осборн отрицал связь человека с обезьяной, считал человека самостоятельной ветвью, прародиной которого является Центральная Азия. Американский палеонтолог был уверен, что проточеловек может развиваться в прямоходящего только на каменистом плато, где необходимо выживать.

Существует еще фетализационная концепция Луи Болька, которая утверждает, что человек произошел в результате замедления развития приматов, сохранив во взрослом состоянии эмбриональные черты других высших приматов. Причины Болька видел в изменение функции эндокринных желез. Если действие гормонов ослабевает, то у человека появляются черты предков, при этом внешняя среда, по мнению Болька, не влияет на эти изменения.

Следующие три гипотезы выделяются в отдельное направление под названием - Глобальный эволюционизм.

Проблема человека — центральная проблема обществознания. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Вопросом появления и развития человека как биологического и социокультурного существа занимается антропология.

Антропология - это наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, его строение и физиологию, образование рас.

Антропогенез - процесс выделения человека из мира животных.

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Теории происхождения человека


Теории происхождения человека: таблица.
Название теорииСущность теории происхождения человека
Религиозная теория (божественная, теологическая, креационистская)Человек — творение Бога. Душа — источник человеческого в человеке
Теория космического происхождения человека (палеовизита)Человек — существо внеземное, пришелец из космоса
Теория эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая)Человек — биологический вид, высшее млекопитающее, имеет естественное, природное происхождение

↑ Эволюционная теория происхождения человека

1. Научная, эволюционная (биологическая) или теория естественного отбора, по мнению исследователей, зародилась еще в античности, но общественное признание получила только после публикации трудов английского натуралиста и путешественника Чарльза Роберта Дарвина. Суть этой теории заключается в том, что человек произошел от некоторой низшей формы гоминид (самое высокоорганизованное семейство человекообразных обезьян). В доказательство правильности своих исследований Ч. Дарвин приводит следующие аргументы: схожее эмбриональное развитие, состав крови, форма костей, одинаковые болезни и т. д.

Эволюционная теория предполагает, что в результате борьбы за существование наиболее приспособленные особи выживают и участвуют в размножении, то есть происходит естественный отбор, в результате чего возникают новые виды. Наследственная изменчивость является основой образования новых признаков, которые впоследствии закрепляются в строении и функциях организмов.

Эволюционная теория была дополнена трудовой теорией происхождения человека. Согласно этой теории определяющим условием становления человека является труд. Трудовая деятельность повлекла за собой формирование новых качеств — развитие мышления, речи и различных форм общения.

↑ Религиозная теория происхождения человека

Религиозная (божественная) или теологическая теория - мировоззренческая концепция, согласно которой все на Земле создано Высшим Творцом (Богом). Основной источник этой теории - Ветхий Завет, в котором изложена версия сотворения мира.

Данная теория является самой ранней и многие исследователи считают, что она не требует никаких доказательств. Схожесть мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека, является одним из подтверждений возможной истинности данной версии.

В Средневековье господствующим мировоззрением было христианство. Бог рассматривался как центр мироздания, а человек — как тварное существо, созданное по образу и подобию Бога. Будучи единством души и тела, человек изначально раздвоен и поэтому сочетает в себе и высокое и низкое. Его тело (плоть) бренно. смертно, а душа — бессмертна.

↑ Космическая теория происхождения человека

Космическая или Теория внешнего вмешательства (Палеовизита) говорит о том, что появление человечества связано с деятельностью иных цивилизаций, что в древности человек напрямую общался с представителями инопланетного разума. Многие ученые говорят о том, что во вселенной возможно существование планет похожих на Землю.

Споры о происхождении человека длятся столько времени, сколько существует человечество. Наша задача – обозначить основные точки зрения на данный вопрос и дать философскую оценку этому процессу.

В современной антропологии существует несколько концепций человеческого происхождения – космологизм, креационизм, концепция философской антропологии и теория эволюции или естественнонаучная теория.

Не имеет смысла раскрывать каждую из них детально, т.к. все они определяли концепции человеческого образа в какой-то мере, однако необходимо обозначить их более конкретно.

Креационизм

Сущность этой теории уходит корнями в Средневековье. В соответствии с ней человека и мир создал Бог. Креационисты говорят о том, что Землю создали 10 000 лет назад, а все окаменелости, которые обнаружили археологи – это результат Великого потопа. Бог является творцом всего, а задача человека – поклоняться ему, верить в силу божественного промысла и ждать продолжения жизни после смерти в потустороннем мире в зависимости от того, какие мирские поступки совершались человеком: в раю для праведников и в аду для грешных. Данная теория не имеет серьезных противоречий по поводу происхождения мира в трех мировых религиях – буддизме, исламе и христианстве. Различия проявляются лишь в тонкостях теологических построений, которые относятся к обоснованию сути земного человеческого бытия. В соответствии с теорией креационизма полностью отрицается процесс естественного отбора и эволюции.

Космологизм

Основная идея данной концепции заключается в том, что человек обязан своим появлением на Земле внеземным цивилизациям. Именно они способствовали появлению человека на планете, а сейчас инопланетяне следят за эволюцией людей и их развитием, не вмешиваясь в данный процесс. Наша планета для инопланетян – это полигон для исследований.

Обе теории понятны для житейского восприятия, и люди привыкли принимать их без доказательств, на веру – либо Космос, либо Бог. Отдельно представляемые явления в космологизме (НЛО) либо являются абстрактными, либо предлагаются на веру, либо существуют как элементы людского шарлатанства. Наука же нуждается в представлении фактов и явлениях, которые формируют закономерности и обладают объективностью, устойчивостью, существенностью, повторяемостью и необходимостью.

Теория эволюции или естественнонаучная теория

  • Охота, которая способствовала формированию способностей
  • Хозяйственно-бытовое взаимодействие (коллективный и индивидуальный труд)
  • Язык (речь, передача информации, общение)
  • Различные формы брачно-семейных и этнических взаимоотношений.

Самое главное для человека было в том, что все собственные действия осуществлялись целенаправленно (в отличие от животного мира). Дарвин выделял несколько закономерно необходимых, длительных стадий, в процессе которых достигалось функциональное единение отдельных индивидов, и они объединялись в группы (племена) – приспособление к окружающей природной среде, выпрямление, прямохождение, освобождение передних конечностей от бесполезных функций, формирование сознания, развитие мышления. Таким образом возникала потребность в общении, передаче и сохранении информации. По К. Марксу решающими факторами превращения примата в человека стали первичная орудийная деятельность, родовое и племенное объединение, речь и мышление. Главным же в становлении человека было то, что, в отличие от животных, он мог совершать универсальные операции, которые в биотическом мире имели одномерный характер: пчелы лепили соты, пауки плели паутину, медведи устраивали берлогу, а человек мог все эти условно-рефлекторные действия не только повторить, но и каким-то образом изменить, создать новое, то, чего до этого в природе не было. Динамика первобытного человекоподобного была такой: приспособление – выпрямление и прямохождение – появление разума (homo ergaster — homo erectus — homo sapiens). В процессе становления будущего человека и формирования его сознания важную роль играл пищевой рацион, который включал в себя естественные продукты растительного, животного (белкового) происхождения (мясо) и рыбу (если были водные бассейны). Благодаря такому питанию мозг будущего человека мог получить большой набор микроэлементов (витаминов), которые были необходимы для его социального функционирования. Более того, совместная рыбалка и охота не только существенно пополняли пищевую корзину первобытного человека, но и способствовали зарождению и развитию человеческих способностей к ремеслу.

В данной ситуации интересными являются следующие точки зрения.

Академик РАН Н.П. Бехтерева, серьезная специалистка в области физиологии нервно-психических процессов, говорила о том, что сверхвозможности и скрытый потенциал человеческого мозга можно объяснить космическими факторами.

Все указанные выше точки зрения являются неединичными в научном мире.

В настоящее время реальный научный интерес представляет позиция некоторых исследователей, генетиков, археологов-антропологов, которые не отрицают в своих суждениях эволюционную теорию, а видят в ней основу для обоснования эволюции человека, параллельной животному миру. Дело в том, что в конце XX–начале XXI археологи обнаружили останки человекоподобных существ, датируемые 5–3 млн. лет до н.э. На основе конфигурации элементов черепов, а также исследования ДНК, эксперты заключили, что они не принадлежат никому из числа человекоподобных, о которых известно в науке. Новейшие исследования А. Темплтона, антрополога и генетика, подтверждают предположение о расхождении от общего предка человека – неандертальца, примерно на 450 тыс. лет. Таким образом, неандертальцы были исчезнувшей ветвью приматов, одновременно с которой развивался кроманьонец, человек разумный.


1 Эволюционная теория

Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств – палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать её.

2 Теория творения (креационизм)

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди – Адам и Ева – были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

3 Теория внешнего вмешательства

Согласно этой теории, появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

4 Теория пространственных аномалий

Итак, вернёмся к первой теории, по которой антропогенез – процесс выделения человека из мира животных – прошёл, по мнению большинства исследователей, четыре основные стадии.

Основные стадии эволюции человека

Австралопитек (Australopithecus) считается наиболее близким к предковой форме человека; он жил на территории Африки 4,2–1 млн лет назад. Тело австралопитека покрывал густой волосяной покров, и по внешнему виду он был ближе к обезьяне, чем к человеку. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объём его мозга (по отношению к объему тела) был меньше человеческого, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.

Человек умелый (Homo habilis) считается самым первым представителем человеческого рода; он жил 2,4–1,5 млн лет назад в Африке и назван так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека, а биологические особенности мозга свидетельствуют о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

Человек прямоходящий (Homo erectus) расселился 1,8 млн – 300 тыс. лет назад по Африке, Европе и Азии. Он делал сложные орудия и уже умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, что позволяло ему организовывать коллективную деятельность (охоту на крупных животных) и использовать речь.

В период от 500 до 200 тыс. лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному человеку (Homo sapiens). Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.

Вывод

1. Происхождение человека является предметом изучения нескольких наук (антропология, теология, философия, история, палеонтология и т.д.). В соответствии с этим имеется множество теорий происхождения человека, в частности, как социального индивидуума, биологического существа, продукта деятельности внеземных цивилизаций и т.д.

2. Ни одна из существующих теорий происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера в ту или иную теорию.

3. Существует несколько вариантов выбора собственной точки зрения на происхождение человека:

- отсутствие собственного мнения по причине безразличия к рассматриваемому вопросу – этот вариант присущ большинству населения Земли;

- ортодоксальный выбор одной из теорий, к примеру, эволюционной, как это настойчиво предлагают школьные учебники, с игнорированием других мнений;

- диалектичный подход к выбору, который присущ большинству объективных исследователей и научных работников и который состоит в том, что предполагается правдивость всех теорий, но с разной степенью вероятности.

Список использованных источников

1. Зиневич Г.П. Человек изучает человека. – Киев: Наукова думка, 1988.

2. Тегако Л.И., Саливон И.И. Основы современной антропологии. – Минск: Университетское, 1989.

3. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. – М.: Высшая школа, 1978.

4. Дарвин Ч. О происхождении видов путём естественного отбора. 1859.

5. Малькольм Баудер. Обезъянообразный человек. Факт или заблуждение. Христианский научно-антропологический центр, 1998.

6. З. Косидовский. Библейские сказания. – М., Политиздат, 1978.– 455с.

7. Жизнь – как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? Пер с англ. – Нью-Йорк, 1992. – 256с.

Читайте также: