Значение слова потребности кратко

Обновлено: 08.07.2024

Потребность человека-это состояние, которое характеризуется зависимостью от внешних условий жизни и развития. Если говорить о базовых (начальных) потребностях человеческой натуры.

Секс не потребность

Занимаюсь козами, люблю животных, книги, штангу, учу языки. Круг интересов практически. · 3 нояб 2018

Потребностью называют ощущение/осознание нехватки, недостаточности чего-либо. Потребности могут быть: - биологическими (потребность в сне, в движении); - материальные (потребность в жилье, одежде); - социальные (потребность в общении); - духовные (потребность в самореализации), среди них же можно выделить эстетические потребности (в созерцании прекрасного). Читать далее


ПОТРЕ́БНОСТЬ, -и, ж. Необходимость в чем-л., требующая удовлетворения; надобность. Культурные потребности. Потребность тяжелой промышленности в каменном угле. Потребность растения в воде.[Егор] урезывал потребности своего семейства до последней крайности. Каронин-Петропавловский, Рассказы о парашкинцах, Важно сделать свой труд привычным, сделать его потребностью. Федин, О мастерстве. Высшая цель общественного производства при социализме — наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей. Конституция СССР. || Желание, стремление. [Людмила:] Я прожила свою молодость без любви, с одной только потребностью любить. А. Островский, Поздняя любовь. Он чувствовал потребность сделать что-нибудь из ряда вон выходящее, резкое, хотя бы потом пришлось каяться всю жизнь. Чехов, Соседи.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Потре́бность — способность живой системы к избирательному контакту с окружающей средой, с целью сохранения гомеостаза внутренних процессов.

ПОТРЕ'БНОСТЬ, и, ж. Надобность, нужда в чем-н., без удовлетворения к-рой невозможно обойтись. Будет время, когда все потребности натуры каждого человека будут удовлетворяться вполне. Чернышевский. П. промышленности в сырье. Культурные потребности населения. Физические потребности. Насущная п.

потре́бность

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова облучок (существительное):

Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов [1] .

Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью [1] .

Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), [2] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования. [3]

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии [1] :

  • с культурным уровнем и личностью индивида
  • с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма [1]

Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага [4] .

Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние [5] .

Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение [1]

Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений) [6] .

Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение [7]

Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация [8]

Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека [9] .

Содержание

Особенности потребностей человека

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:

Опредмечивание

При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

  1. первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
  2. быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете

Классификации потребностей человека

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности [1] :

  • по сферам деятельности:
    • потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
    • материальные
    • биологические
    • социальные
    • духовные
    • этические
    • эстетические и др.
    • доминирующие/второстепенные
    • центральные/периферические
    • устойчивые
    • ситуативные
    • естественные
    • обусловленные культурой
    • групповые
    • индивидуальные
    • коллективные
    • общественные

    По сферам

    Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

    Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

    • биологические,
    • трудовые,
    • познания,
    • общения,
    • отдыха;

    Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.

    Инстинкт Его проявление
    1 Пищевой инстинкт Голод
    2 Инстинкт самосохранения (страх) Бегство
    3 Стадный инстинкт Стремление к общению
    4 Инстинкт приобретательства Жадность
    5 Инстинкт продолжения рода Половое влечение
    6 Родительский инстинкт Нежность
    7 Инстинкт созидания Стремление к активности
    8 Отвращение Неприятие, отторжение
    9 Удивление Любознательность
    10 Гнев Агрессивность
    11 Смущение Самоуничижение
    12 Воодушевление Самоутверждение

    Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил. [10]

    Список мотивационных факторов Гилфорда: [11]

    1. факторы, соответствующие органическим потребностям:
      1. голод,
      2. сексуальное побуждение,
      3. общая активность;
      1. потребность в комфорте, приятном окружении,
      2. педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
      3. потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
      1. честолюбие,
      2. упорство,
      3. выносливость;
      1. потребность в свободе,
      2. независимость,
      3. конформизм,
      4. честность.
      1. потребность находиться среди людей,
      2. потребность угождать,
      3. потребность в дисциплине,
      4. агрессивность;
      1. потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
      2. потребность в развлечениях.

      Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей: [11]

      1. акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
      2. альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
      3. гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
      4. глорические (потребность в признании собственной значимости),
      5. гностические (потребность в познании),
      6. коммуникативные (потребность в общении),
      7. праксические (потребность в результативности усилия),
      8. пугнические (потребность в соревновательной деятельности),
      9. романтические (потребность в необычном, неизведанном),
      10. эстетические (потребность в прекрасном).

      Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:

      По объекту

      Разделение в связи с тем на какой объект направлена потребность.

      • физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
      • материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
      • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
      • духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
      • этические,
      • эстетические,
      • другие;

      По функциональной роли

      • доминирующие/второстепенные,
      • центральные/периферические,
      • устойчивые/ситуативные;

      По происхождению

      Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

      По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на

      • врожденные,
      • простые приобретенные и
      • сложные приобретенные.

      Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

      По субъекту потребностей

      • индивидуальные,
      • групповые,
      • коллективные,
      • общественные.

      Иерархия потребностей


      Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

      Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

      • К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
      • К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
      • Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
      • Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
      • Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
      • Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
      • Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
      • Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.

      Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к неизменным витальным

      Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

      По видам поведения

      Ф.Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть: 1) пищевое, 2) половое (сексуально-репродуктивное), 3) статусное (коллективное, социальное), 4) территориальное, 5) комфортное, б) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый "низкий" уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения - полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.

      Философия

      Диалектический материализм

      Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.

      Потребности человека

      Что такое потребности

      Потребность – это нуждаемость в определенных вещах, объектах материального мира, предметах, людях, общественных показателях, в отсутствии которых человек ощущает себя не комфортно.

      С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

      • Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность - это желаемое, благо.
      • Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое - расслабляемся.
      • Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.

      Система потребностей также формируется по особым правилам:

      Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.

      Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.

      Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

      Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

      Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

      • Физической гибели человека. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
      • Фрустрации - длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
      • Сублимации - переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.

      Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

      Какие потребности есть у человека

      Человек - один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

      Основные потребности

      Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

      Физиологические Экзистенциональные
      Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище. Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

      Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

      Физиологические

      Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

      Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми. Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.

      Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен - все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

      Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

      Второстепенные потребности

      Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

      В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

      • Духовные. К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
      • Социальные – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
      • Престижные. Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

      Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

      Виды потребностей

      Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

      Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

      Биологические или физиологические

      В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

      • Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
      • Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
      • Пригодная для утоления жажды чистая вода.
      • Здоровая экология.
      • Безопасность жизни и жилища.
      • Сексуальная удовлетворенность.
      • Избавление от продуктов жизнедеятельности.

      Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

      Духовные

      Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

      В числе духовных потребностей выделяются следующие:

      • Нуждаемость в получении знаний. Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки.
      • Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование). Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому.
      • Потребность в любви и личном счастье. Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.

      Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

      Социальные

      Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

      Примеры социальных потребностей:

      Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.

      Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.

      Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

      Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

      Виды

      Классификации потребностей

      В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

      Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

      • Г. Мюррей - достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
      • А. Пьерон - новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
      • Э. Фромм - значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.

      Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

      В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

      • Отталкиваясь от природы возникновения потребностей - естественные и культурные.
      • В зависимости от сферы приложения - коммуникативные (общение с другими людьми), когнитивные (потребность в получении новых знаний), потребности в труде и т.д.
      • Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость - биологические, материальные, духовные и социальные.
      • Коррелируя к их происхождению - эндогенные (обусловленные внутренними факторами) и экзогенные (зависят от внешних условий).

      Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

      Пирамида

      Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

      В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

      Теории ученых

      Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.

      Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:

      • Нуждаемость (Рубинштейн С.Л.).
      • Вынужденная необходимость (Василенко В.А.).
      • Орудие реализации нужды (Леонтьев В.А).
      • Отсутствие желаемого (Магун В.С.).
      • Нарушение стабильного состояния, статуса-кво (Оссовский В.Л.).

      Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.

      Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.

      В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.

      Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.

      В его теории:

      Мы от животных отличаемся умом,

      Но вот инстинкты в нас порой сильнее.

      И коль собаки ты последней голоднее

      Иль секса долго не имеешь,

      То вряд ли сможешь думать о другом,

      О более возвышенном, святом.

      Как зверь на всех бросаться будешь,

      О принципах морали позабудешь.

      В грехи тягчайшие готов впадать,

      Чтоб только плоти потакать.

      Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.

      Пирамида Маслоу

      Формирование потребностей человека

      С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

      Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

      Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

      Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

      Младенчество

      Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

      Ранее детство

      Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей - он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.

      Дошкольный период, младший школьный возраст

      У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья - детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.

      Подростки

      В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность - сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.

      На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

      Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

      Читайте также: