Значение слова музыка кратко

Обновлено: 05.07.2024

МУЗЫКА, -и, ж. 1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства. Классическая м. Переложить (слова, текст) на музыку (написать музыкальное произведение к данному тексту). 2. Исполнение таких произведений на инструментах, а также само звучание этих произведений. М. и пение. Слышится, играет, доносится м. Колонна идет под музыку. Международный день музыки. 3. перен., чего. Мелодия какого-н. звучания (книжн.). М. речи. М. голоса. * Долгая музыка (разг. неодобр.) - о длительном, тянущемся деле. Испортить всю музыку (разг.) - испортить все дело, навредить. Не делает музыки что (разг.) -- не имеет решающего значения. Кто платит, тот (и) заказывает музыку (книжн.) - господин положения может требовать, диктовать свои условия. Помирать, так с музыкой (разг. шутл.) - была не была, нечего бояться, надо рисковать. Блатная музыка (прост.) - воровское арго. || прил. музыкальный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Музыкальная форма (строение музыкального произведения).

Смотреть значение МУЗЫКА в других словарях

Музыка — и музыка ж. мусикия, искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, соглас, созвучие); равно.
Толковый словарь Даля

Музыка — Банальная, бездарная, беззаботная, безыскусственная, бесстрастная, благоговейная, благозвучная, бодрая, бодрящая, божественная, бойкая, болезненная, больная, бравая.
Словарь эпитетов

Музыка Ж. — 1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. 2. Инструментальная разновидность такого искусства. // Исполнение, звучание инструментальных.
Толковый словарь Ефремовой

Поп-музыка Ж. — 1. Современная популярная развлекательная музыка, совмещающая стереотипы разных стилей и жанров.
Толковый словарь Ефремовой

Рок-музыка Ж. — 1. Один из видов эстрадной музыки 2-й половины ХХ в., включающий элементы фольклора, электронные эффекты - при доминирующей роли ритма - и характеризующийся своеобразной манерой вокализации.
Толковый словарь Ефремовой

Музыка — (музыка устар.), музыки, мн. нет, ж. (греч. musika). 1. Искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически-организованных звуков и тонов. История.
Толковый словарь Ушакова

Музыка — -и; ж. [от греч. mousikē (tekhn=e) - (искусство), принадлежащее музам]
1. Искусство, воплощающееся в звуковых художественных образах. Инструментальная, вокальная, симфоническая.
Толковый словарь Кузнецова

Поп-музыка — -и; ж. [англ. pop music - популярная, общедоступная музыка] Общее название различных стилей и направлений лёгкой эстрадной музыки с чётким ритмом, ориентированной на коммерческий успех.
Толковый словарь Кузнецова

Рок-музыка — -и; ж. [англ. rock music] Ставшее основой молодёжной культуры второй половины 20 в. направление эстрадной музыки, исполняемой на электромузыкальных инструментах, в основе которой.
Толковый словарь Кузнецова

Музыка — Это слово существовало в двух вариантах: с ударением на первом слоге и на втором слоге. Форма с ударением на втором слоге восходит к польскому muzyka, форма с ударением.
Этимологический словарь Крылова

Военная Музыка — предназначена для исполнения духовыми оркестрами,горнистами, барабанщиками при строевом обучении войск, военных иобщественных торжественных церемониях. В прошлом.
Большой энциклопедический словарь

Вокальная Музыка — произведения для одного, нескольких или многих голосов(с инструментальным сопровождением или без него), за немногимиисключениями связанные со словом, поэтическим текстом.
Большой энциклопедический словарь

Духовная Музыка — музыка, связанная с текстами религиозного содержания ипредназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Каккомпонент культового ритуала входила в храмовое.
Большой энциклопедический словарь

Инструментальная Музыка — предназначена для исполнения на музыкальныхинструментах: сольная (с сопровождением или без него), ансамблевая иоркестровая.
Большой энциклопедический словарь

Камерная Музыка — инструментальная или вокальная музыка для небольшогосостава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт,трио и др.), романсы и песни.
Большой энциклопедический словарь

Конкретная Музыка — (франц. musique concrete) - музыкальное произведение,создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных звучаний,шумов, которые могут подвергаться различным.
Большой энциклопедический словарь

Музыка — издательство, Москва (отделение в Санкт-Петербурге). Основано в1918 как льный отдел Наркомпроса РСФСР, с 1931 - Музгиз, с 1964 -". Нотная и книжная музыкальная литература.
Большой энциклопедический словарь

Музыка Сфер — см. Гармония сфер.
Большой энциклопедический словарь

Поп-музыка — (англ. pop music - от popular music - популярная, общедоступнаямузыка), понятие, охватывающее разные стили и жанры развлекательнойэстрадной музыки 20 в. В 1950-е гг. относилось лишь.
Большой энциклопедический словарь

Поп-рок-музыка — (англ. pop-rock music) - направление современнойпоп-музыки, тесно связанное с традициями музыки кантри. Представленопопулярными песенными и танцевальными жанрами.
Большой энциклопедический словарь

Прикладная Музыка — музыка, выполняющая определенные, не собственнохудожественные функции (в древних культурах - сопровождение обрядов,ритуалов, трудовые песни; в европейской традиционной.
Большой энциклопедический словарь

Программная Музыка — музыкальные произведения, которые композитор снабдилсловесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программныесочинения связаны с сюжетами и образами.
Большой энциклопедический словарь

Роговая Музыка — см. Роговой оркестр.
Большой энциклопедический словарь

Рок-музыка — (англ. Rock music от rock - качаться, трястись), типсовременной поп-музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальныхжанров негритянского городского фольклора 1920-30-х.
Большой энциклопедический словарь

Симфоническая Музыка — музыкальные произведения, предназначенные дляисполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальныепроизведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония.
Большой энциклопедический словарь

Театральная Музыка — в широком смысле - музыка в любых театральныхспектаклях, включая постановки музыкального театра; обычно к театральноймузыке относят только музыку для драматического.
Большой энциклопедический словарь

Музыка — -как видно из Писания, широко использовалась в древности евреями при всяких торжественных событиях и при богослужении, но характер ее теперь трудно определить. Вероятно.
Исторический словарь

Музыка В Третьем Рейхе — Все виды искусства в нацистской Германии были подчинены политике гляйхшалтунг, или координации, и только музыка, наименее политическое из искусств, не испытывала.
Исторический словарь

Музыка Русская — (см. также: Пение церковное), вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским.
Исторический словарь

Россия, Разд. Светская Музыка (xix Век) — Р начале царствования императора Александра I , вместе с общим подъемом общественной жизни, особенно оживилась совсем было упавшая при Павле русская опера. Главную.
Исторический словарь

1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства. Классическая м. Переложить (слова, текст) на музыку (написать музыкальное произведение к данному тексту).

2. Исполнение таких произведений на инструментах, а также само звучание этих произведений. М. и пение. Слышится, играет, доносится м. Колонна идёт под музыку. Международный день музыки.

Кто платит, тот (-и) заказывает музыку (книжн.) господин положения может требовать, диктовать свои условия.

| прил. музыкальный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Музыкальная форма (строение музыкального произведения).

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

Полезное

Смотреть что такое "МУЗЫКА" в других словарях:

МУЗЫКА — Без музыки жизнь была бы ошибкой. Фридрих Ницше Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой. Уолтер Пейтер Музыка универсальный язык человечества. Генри Лонгфелло Музыка ничего не говорит разуму: это идеально структурированная… … Сводная энциклопедия афоризмов

МУЗЫКА — МУЗЫКА, (музыка устар.), музыки, мн. нет, жен. [греч. musika]. 1. Искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически организованных звуков и тонов. История музыки. «Из наслаждений жизни одной любви музыка… … Толковый словарь Ушакова

МУЗЫКА — (греч., от musa муза). Стройное, гармоническое сочетание инструментальных или вокальных звуков, с предназначением действовать на чувство человека. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МУЗЫКА греч. musike … Словарь иностранных слов русского языка

музыка — См … Словарь синонимов

МУЗЫКА — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Современная энциклопедия

МУЗЫКА — (от греч. musike букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр, темп,… … Большой Энциклопедический словарь

Музыка — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Музыка — Музыка, услышанная во сне, обещает прекрасное времяпрепровождение. Мелодичная, приятная музыка – к удовлетворению и успокоению души. Какофония сулит неприятности в семье. Если музыка вам понравилась и вы получали от нее большое… … Большой универсальный сонник

МУЗЫКА — МУЗЫКА, искусство организации звуков. Восприятие М. и действием. В восприятии М. можно отметить следующие моменты, из к рых каждый может существовать до известной степени самостоятельно. 1) Общее органическое потрясение/ вызываемое динамической… … Большая медицинская энциклопедия

м у зыка (музыка устар.), музыки, мн. нет, жен. (греч. musika).

| Произведение этого искусства, совокупность таких произведений. Сочинить, написать музыку на слова Пушкина. Музыка Чайковского. Вокальная музыка. Инструментальная музыка. Духовая музыка (для исполнения на духовых музыкальных инструментах). Духовная музыка (церковная).

| Исполнение, звучание произведений этого искусства. Тихая, громкая музыка. Танцевать под музыку. Похороны с музыкой.

Этимологический Словарь Русского Языка

Греческое – mousike (музыкальное искусство).

Культурология. Словарь-справочник

(гр. musike – буквально: искусство муз)

вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах произведение или совокупность произведений этого искусства, активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональные состояния людей. Средством воплощения музыкальных образов служат музыкальные звуки, определенным образом организованные. Основные элементы и выразительные средства музыки – лад, ритм, метр, темп, динамика, тембр; мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Музыку подразделяют на роды и виды (опера, симфоническая, камерная и др.), а также жанры (героический, комический, песня, марш, симфония, сюита, соната и др.).

Фразеологический словарь русского языка

Музыка не та или другая музыка шутл. - совсем другое дело (Из басни И. А. Крылова: "Квартет" "Тогда пойдет уж музыка не та ")

Фразеологический словарь (Волкова)

Музыка не та или другая музыка (разг. шутл.) - совсем другое дело [от стиха: "Тогда пойдет уж музыка не та" в басне Крылова "Квартет"].

Если бы вы мне помогли убедить его, совсем бы другая музыка пошла. Слепцов.

Гаспаров. Записи и выписки

♦ "Символисты искали Музыки прежде всего и не умели дож даться Музыки после всего" (Г. Адамович, Од. и св., 87).

♦ Первую гильотину строил клавесинных дел мастер Т. Шмидт.

♦ У Толстого реакция на музыку была физиологическая: плакал от одного пробного звука "нижнего до 32-футовой октавы" нового консерваторского органа (восп. Сабанеева, СЗ 69, 1939, Сабанеев студентом сам показывал Толстому этот орган).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

м’узыка — как видно из Писания, широко использовалась в древности евреями при всяких торжественных событиях и при богослужении, но характер ее теперь трудно определить. Вероятно, это была более ритмическая, чем гармоническая музыка. Возможно также, это были протяжные мелодии, приспособленные для исполнения псалмов. Прекращение музыки и особенно пения (которое, по-видимому, было более распространено, чем отдельно музыка) считалось большим бедствием ( Иер.25:10 ; Иез.26:13 ). Наравне с пением и музыкой были распространены и танцы ( см. лики), даже и в религиозных целях ( 1Цар.18:6 ; 2Цар.6:14 ; Иер.31:4 ).

В Библии упоминаются следующие музыкальные инструменты:

струнные — арфа, гусли, псалтирь, цевница, цитра;

духовые — рог, свирель, симфония, труба;

ударные — кимвал, систра, тимпан.

Кроме того, упоминаются следующие музыкальные термины: Аламоф, Гефское орудие, Махалаф, Шошанним Эдуф ( см. ). ( см. тж пение)

Словарь музыкальных терминов

(гр. musike , от musa ; музы — богини, покровительствующие науке и искусствам) — вид искусства, в котором идейно-эмоциональное содержание воплощается в звуковых и художественных образах.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Исполнение произведений искусства, отражающих действительность в звуковых образах, а также сами произведения этого искусства.

* Классическая музыка. Звуки музыки. *

II прил. музыкальный, -ая, -ое.

* Музыкальное произведение. *

Кино: Энциклопедический словарь (изд. 1987)

МУЗЫКА в кино, один из компонентов, входящих в структуру кинопроизведения. М. - инструментальная и вокальная может выполнять в ф. разл. функции: служить характеристикой персонажей, времени и среды действия, сообщать эпизоду или картине в целом эмоц. окраску, выявлять авторское отношение к изображаемому, выражать идею кинопроизведения. М. в кино включает в себя сольные инструментальные номера, вокал, симфонич. картины, нар. и проф. М. Муз. концепция определяется авторско-реж. замыслом, жанровыми и стилистич. особенностями картины.

Потребность в муз. озвучивании немого ф., отчасти компенсировавшем отсутствие синхронно звучащей речи, шумов, выявилась с первых лет существования кино. На ранних этапах кинематографа отснятый ф. в процессе демонстрации озвучивался пианистом-иллюстратором или оркестром, в ряде случаев - механич. средствами (граммофон, оркестрион). Муз. оформление было импровизационным или, чаще, являлось компиляцией известных произведений. К нек-рым немым фильмам М. сочинялась специально ("Убийство герцога Гиза", 1908, комп. К. Сен-Сане; "Понизовая вольница", 1908, комп. М. М. Ипполитов Иванов; "Броненосец "Потёмкин"", 1925, комп. Э. Майзель; "Новый Вавилон", 1929, комп. Д. Д. Шостакович, и др.).

С появлением звукозаписывающей аппаратуры (кон. 20-х - нач. 30-х гг.) ф. получил постоянную фонограмму, и М. стала неотъемлемой частью структуры фильма. Историю сов. звукового кино открывает ф. "Путёвка в жизнь" (1931, реж. Н. В. Экк, комп. Я. Е. Столляр). Нач. 30-х гг. отмечено активными поисками и экспериментами в области использования М. В сов. кино работали комп. С. С. Прокофьев, Шостакович, И. О. Дунаевский, Т. Н. Хренников, Ю. А. Шапорин, Г. Н. Попов, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский и др.; во Франции - A. Онеггер, Ж. Орик, Ж. Косма; в Германии - X. Эйслер и др.

В 30-е гг. произошло разделение внут-рикадровой и закадровой функций М., определились их конкретные задачи и возможности. Внутрикадровая М. представляла собой подбор бытующего муз. материала, отвечающего замыслу ф.: "Мы из Кронштадта" (1936, реж. Е. Л. Дзиган, комп. Н. Н. Крюков), "Депутат Балтики" (1937, реж. А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц, комп. Н. Тимофеев). Наиболее органичной формой внутрикадровой М. стала песня. В разл. ф. она являлась то лейтмотивом ("Встречный", 1932, реж. Ф. М. Эрмлер, С. И. Юткевич, комп. Шостакович; "Весёлые ребята", 1934, и "Волга-Волга", 1938, реж. Г. В. Александров, комп. Дунаевский), то характеристикой героя (трилогия о Максиме, 1935 - 39, реж. Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг, комп. Шостакович), то характеристикой атмосферы действия ("Чапаев", 1934, реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы, комп. Попов; "Семеро смелых", 1936, реж. С. А. Герасимов комп. B. В. Пушков). Шёл процесс взаимного обогащения: кинематограф вбирал бытующие нар. и революц. песни и создавал новые, к-рые сразу же с экрана подхватывались народом. Высокой культурой отмечено использование внутрикадровой М. в ф. франц. реж. Р. Клера ("Под крышами Парижа", 1930, комп. А. Бернар, Р. Моретти). Закадровая М. стала самостоятельным эмоц. и смысловым элементом, раскрывавшим раз л. стороны реж. замысла ("Одна", реж. Козинцев, Трауберг, и "Златые горы", реж. Юткевич, оба 1931, комп. Шостакович; "Аталанта", 1934, реж. Ж. Виго, комп. М. Жобер).

В ряде случаев внутрикадровая М. становилась комментарием к изображению ("Пепе ле Моко", 1937, реж. Ж. Дювивье, комп. В. Скотто, М. Игербушен), а закадровая М. выполняла функции внутрикадровой ("Огни большого города", 1931, реж. и комп. Ч. Чаплин). Включение М. в ф. стимулировало ещё в 30-е гг. поиски пластич. выразительности.

В 40-е гг. в кино в осн. использовались принципы муз. озвучивания, сложившиеся в предшествующий период.

Огромное значение для теоретич. осмысления проблемы М. в кино и для творч. практики имел опыт совместной работы Эйзенштейна и комп. Прокофьева. Ф. "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1-я сер. 1945, 2-я сер. выпуск 1958) - пример целостной худож. концепции, органичного и эффективного взаимодействия изображения и муз. фонограммы.

50-е гг. отмечены новыми поисками в области муз. решения ф., вызванными изменением форм воплощения действительности в кинематографе. Наиболее значительными были две тенденции: одна выражалась в уменьшении использования М. или в почти полном отказе от неё. ("Человек на рельсах", 1957, реж. А. Мунк; "Назарин", 1958, реж. Л. Буньюэль), другая - в разработке сложной, многоступенчатой муз. драматургии. с Последняя тенденция проявила себя особенно ярко с кон. 50-х гг. в таких ф., как "Приключение" (1960, реж. М. Антониони, комп. Дж. Фуско), "Сладкая с жизнь" (1959) и "Восемь с половиной" (1963) - оба реж. Ф. Феллини, комп. Н. Рота, "Гамлет" (1964, реж. Козинцев, комп. Шостакович). В этот период уточнились осн. принципы использования М.: документирующий - воссоздающий время действия через мелодии и ритмы, характерные для данного периода ("Мне 20 лет", 1965, реж. М. М. Хуциев, комп. Н. Н. Сидельников); комментаторский - выражающий авторское отношение к изображаемому ("Хиросима, моя любовь", 1959, реж. А. Рене, комп. Фусико, Ж. Делерю; "Голый остров", 1960, реж. К. Синдо, комп. X. Хаяси; "Время, вперёд!", 1966, реж. М. А. Швейцер, комп. Г. В. Свиридов); обобщённо-метафорический - позволяющий М. стать критерием в понимании общей концепции кинопроизведения ("Чувство", 1954, реж. Л. Висконти, музыка А. Брукнера, Дж. Верди; "Приговорённый к смерти бежал", 1956, реж. Р. Брессон, музыка В. А. Моцарта).

С 50-х гг. особое значение получило использование в кино муз. классики (Брамс в ф. "Любовники", 1958, реж. Л. Маль; Гендель в ф. "Виридиана") 1961, реж. Буньюэль; Моцарт в ф. "Эльвира Мадиган", 1967, реж. Б. Видерберг; Вивальди в ф. "Дикий ребёнок", 1970, реж. Ф. Трюффо, края становится в контексте ф. выразительницей вечных духовных ценностей. Однако только в редких случаях единый принцип муз. озвучивания выдерживается в чистом виде. Значительно чаще указанные принципы использования М. сосуществуют в единой муз. концепции. Сложные, выразительные и ёмкие худож. композиции, в к-рых М. выполняет самые разнохарактерные функции и становится важнейшим элементом воплощения авторского замысла, представляют собой произв. реж. Л. Висконти ("Туманные звёзды Большой Медведицы", 1965, музыка С. Франка; "Смерть в Венеции", 1971, музыка Г. Малера).

В музыкальном оформлении амер. ф. большую роль играет джаз. Участие Э. Эллингтона принесло успех ф. "Анатомия убийства" (1959, реж. О. Преминджер).

В 70-х гг. ряд приёмов включения М. в ф. переживает кризис. Использование муз. классики становится общераспространённым, ведёт к нивелировке худож. замыслов. В муз. сопровождении к ф. часто проявляется иллюстративность. В то же время кинематограф ищет возможность более точного, достоверного воплощения действительности на экране и обращается к документирующему принципу: "Вдовы" (реж. С. Г. Микаэлян), "Двадцать дней без войны" (реж. А. Г. Герман) - оба 1977. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. композиторы проводят эксперименты по объединению музыки с шумами, используют приёмы сонорной музыки ("Восхождение", 1977, реж. Л. Е. Шепитько, комп. Шнитке; с "Несколько дней из жизни И. И. Обломова", 1980, реж. Н. С. Михалков, комп. Э. Н. Артемьев; "Прощание", 1983, реж. Э. Г. Климов, комп. В. Артёмов, Шнитке). Связи кинематографа с М. становятся более сложными: кино ищет в М. не только средство оформления, но и р возможности новой композиц. организации материала: в "Невестке" (1972, реж. X. Нарлиев, комп. Р. Реджелов) развитие драматургии строится по законам вариационной формы, в "Пасторали" (1976, реж. О. Д. Иоселиани) сонатная форма определяет построение фильма. Особый интерес у кинематографистов и 70-х гг. вызывают нац. муз. традиции, Муз. фольклор всё больше проникает в к ф., создаёт ему широкую популярность. В сов. кино влиянием муз. фольклора можно объяснить песенно-поэтич. построение укр. ф., образно-романтич. систему молд. Кино и т. д.

На основе М. к ф. создан ряд симфонич., хоровых, балетных произведений. См. также Музыкальный фильм, Мьюзыкл в кино, Балет и танец в кино, Опера в кино.

◘ Эйзенштейн С. Избр. произв., т. 1 - 6, М., 1964 - 71; Корганов Т. И., Фролов И. Д., Кино и музыка, М., 1964; Фрид Э., Музыка в сов. кино, (Л., 1967); Шилова И. М., Фильм и его музыка, М., 1973; Лисса З., Эстетика киномузыки, (пер. с нем.), М., 1970; Тынянов Ю., Поэтика. История литературы. Кино, М., 1977; Петров А. П., Колесникова Н. А., Диалог о киномузыке, М., 1982; Adorn о Teodor W., Eisler Hanns, Komposition fur den Film, Munch., 1969; La Motte - Habe H. de, Emоns H., Filmmusik. Eine systematische Beschreibung, Munch.- W., 1980.

Эстетика. Энциклопедический словарь

вид искусства, создающий посредством звуков обобщенные образы различных внутренних переживаний человека и состояний внешнего мира.

В конфуцианстве логика рассуждений была несколько иной. Согласно ей, пока не было социального порядка, не существовало и музыки. Лишь после того как правители-мудрецы утвердили иерархические отношения между властями и подданными, установили социальный порядок с помощью морали и права, они занялись упорядочением звуков и созданием музыки.

Древние натурфилософские умозрения открыли, что управа и музыки единая онтологическая основа. Она именовалась либо Дао, либо Логосом, либо Числом, задающим одновременно и размеры музыкальных интервалов, и содержание социальных нормативов. Обнаружив генетическое, структурное и функциональное сходство музыки и социальной нормативности, античность обратила внимание на два типа причинных связей между ними и онтологией миропорядка. С одной стороны, онтологические структуры мироздания равным образом предопределяют строй и музыки, и социального порядка. И наоборот, музыка и соционормативная реальность способствуют увеличению меры упорядоченности и гармоничности бытия в целом.

Архаические культуры открыли, что бытие Вселенной протекает не в великом безмолвии, что оно озвучено и что онтологические структуры несут в себе сходную акустическую и нормативную информацию о строе мироздания и принципах миропорядка. Эта информация говорит хотя и разными языками, но об одном - о ритмической динамике бытия и о долге человека подстраивать под эти ритмы свое физическое и социальное существование.

Совершенство в качестве атрибута Бога и бытия имеет несколько главных модификаций: а) благо и ведущая к нему нравственность; б) справедливость и восходящее к ней право; в) красота как предмет устремлений всех видов искусства, в том числе и музыки.

Дух музыки имеет два ведущих модуса - модус становления, творения (дух творящий) и модус разрушения и гибели (дух разрушающий). Это энергия созидания- разрушения, пронизывающая все бытие, повсеместно разлитая во всем сущем, способная в разных формах заявлять о себе, в том числе в виде музыкальных гармоний и дисгармоний и социальных норм и аномий. Имея собственный метафизический ритм, способный попеременно чередовать темы созидания и разрушения, дух музыки своими маятниковыми колебаниями побуждает целые народы то к созиданию порядка и гармонии, то к разрушению и погружению в хаос.

Дух разрушения и гибели в полной мере утвердился внутри так называемой атональной музыки. Создатель ее концепции и ряда произведений, написанных в ее ключе, австрийский композитор Арнольд Шенберг (1874-1951) превратил диссонанс в центральный принцип музыкального языка, создал эстетику додекафонии, позволяющую брать за исходную основу любой пьесы произвольно скомбинированную последовательность двенадцати любых звуков. Атональная музыка, отрицающая структурные принципы внутренней иерархии, общие для мироздания, социума, культуры, не подчиняющаяся нормативным началам тональности, лада, функциональной гармонии, избегающая консонансных аккордов, оказалась способна передавать лишь смутные внутренние ощущения, бессознательные импульсы, хаотичные всплески неуправляемых инстинктивных позывов, сумеречные, нервозные состояния человеческой души, мятущейся в своих темных томлениях или мечущейся в поисках любого выхода из лабиринта существования. Музыкальный язык Шенберга обнаружил также способность передавать обстановку внешней, надвигающейся на человека опасности, угрожающих разрушений, приближающейся гибели, наступающего хаоса и сопровождающей его тьмы.

◘ ■ Лит. : Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. -Л, 1971: Асафьев Б. Русская музыка (XIX и начало XX века). - Л, 1979: Ганслик Э. О музыкально прекрасном. -М. 1895.

и музыка ж. мусикия, искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, соглас, созвучие); равно искусство это в действии. Старайся, ребята, старайся - помрешь, так с музыкой похороню! (на ученье солдатск.). Музыкальный, музычный, к музыке относящийся. Музыкальный вечер; - ные дарованья. Музыкант м. -тша ж. занимающийся музыкою как промыслом, или как знаток и любитель. Музыкантов, -тшин, ему, ей принадлежащ. - тский, к ним относящийся.

В словаре Ожегова

МУЗЫКА, -и, ж. 1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства. Классическая м. Переложить (слова, текст) на музыку (написать музыкальное произведение к данному тексту). 2. Исполнение таких произведений на инструментах, а также само звучание этих произведений. М. и пение. Слышится, играет, доносится м. Колонна идет под музыку. Международный день музыки. 3. перен., чего. Мелодия какого-н. звучания (книжн.). М. речи. М. голоса. * Долгая музыка (разг. неодобр.) - о длительном, тянущемся деле. Испортить всю музыку (разг.) - испортить все дело, навредить. Не делает музыки что (разг.) -- не имеет решающего значения. Кто платит, тот (и) заказывает музыку (книжн.) - господин положения может требовать, диктовать свои условия. Помирать, так с музыкой (разг. шутл.) - была не была, нечего бояться, надо рисковать. Блатная музыка (прост.) - воровское арго. || прил. музыкальный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Музыкальная форма (строение музыкального произведения).

В словаре Ефремовой

  1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.
    1. Инструментальная разновидность такого искусства.
    2. Исполнение, звучание инструментальных произведений.
    1. Произведение такого вида искусства.
    2. Совокупность таких произведений.

    В словаре Фасмера Макса

    му́зыка
    с 1800 г., Крылов (см. Огиенко, РФВ 77, 185 и сл.), наряду с музы́ка (в настоящее время – просторечное), также у Пушкина (прочие примеры см. у Огиенко (РФВ 77, 164 и сл.)), музи́ка (XVI–XVII вв.; см. Огиенко, РФВ 66, 365), в эпоху Петра I (Смирнов 200), также у Котошихина (14). Еще раньше – др.-русск. мусикия (XII–XVII вв.), мусика (Котошихин 173 и сл.). Форма музы́ка пришла через укр. из польск. muzyka от чеш. musika, лат. musica, греч. μουσική "музыкальное искусство, музыка". Формы с ударением на начале слова могли быть получены через посредство австр.-нем. Мúsik (XVII в.; см. Шульц–Баслер 2, 162); см. Огиенко, РФВ 77, 188. Музыка "кандалы" (Мельников 5, 182), вероятно, от звона цепей. Напротив, замузю́кать "загалдеть", астрах. (РФВ 70, 131), возм., звукоподражательного происхождения.
    ••
    (Ср. музыка, уже в 1696 г.; см. Фогараши, "Studiа Slavica", 4, 1958, стр. 66. – Т.)

    В словаре Д.Н. Ушакова

    В словаре Синонимов

    искусство; стеб, маком, соул, регтайм, суинг, вербункош, рок, бит, симфоджаз, музон, блюз, эвтерпа, кантри, рейв, поп, джаз, медляк, хроматизм, кончерто гроссо, техно, регги, диско, музычка, мотет, рибоп, блуграс

    В словаре Энциклопедии

    (от греч. musike, букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая (древнейшая из сохранившихся ныне - музыка буддистского ритуала). С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную (см. Музыкальные инструменты) и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др. Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры (см. Музыкальная форма).

    В словаре Синонимы 4

    бит-музыка, блуграс, блюз, вербункош, джаз, джаз-музыка, диско-музыка, кантри, киномузыка, кончерто гроссо, маком, мотет, музычка, поп-музыка, регги, регтайм, рейв, рибоп, рок, рок-музыка, соул, суинг, техно, хроматизм, эвтерпа, электромузыка

    В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

    В словаре Словарь иностранных слов

    1. Искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно орга низованными звуками, а также сами произведения этого искусства. Классическая м. Инструменталь-ная м. Эстрадная м.

    2. Исполнение таких произведений на музыкальных инструментах в отличие от вокального искусст ва. Двигаться под музыку.

    3. перен. Звучание чего-нибудь, совокупность каких-нибудь звуков. М. голоса. М. морских волн.

    4. прост. Какое-н. дело, занятие, иногда неприятное. Надоела эта м.! а Кто платит, тот и заказывает музыку - хозяин положения диктует свои условия. Испортить всю музыку (разг.) - навредить, погубить дело. Долгая музыка (разг.) - о нежелательно затянувшемся деле. Помирать, так с музыкой (разг. шутл.) - нечего бояться, надо рисковать, не заботясь о последствиях.

    Читайте также: