Законник стефана душана кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • Законник Стефана Душана (Душанов законик) — средневековый сборник законов Сербии, названный по имени составителя сербского царя Стефана Душана; принят в 1349 г., дополнен в 1354 г. Устанавливал порядок судебного процесса, защиту государством институтов православной церкви.

Связанные понятия

Законопра́вило Свято́го Са́ввы было составлено святым Саввой в 1219 году. Это был первый сербский устав.

Византийское, или греко-римское, право — совокупность законодательных памятников, представляющих собою переработку римского права применительно к новым условиям жизни в Византийской империи. Исключительным источником этой переработки является воля законодателя, соответственно чему изменяется характер науки права. Основная сфера деятельности византийских юристов состоит не в законотворческой деятельности, а в компилировании и толковании законов.

Ко́рмчая книга, Ко́рмчая (церк.-слав. ко́рмчїй, ст.‑слав. кръмьчии — рулевой), Пида́лион (греч. Πηδάλιον, Πηδαλίων — кормовое весло, кормило, рукоять кормила или руль), или Номокано́н (греч. Νομοκανών от греч. νόμος - закон, устав + греч. κᾰνών - канон, правило) — сборники церковных и светских законов (см. также Византийское право), являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде православных славянских стран; также служили для передачи различных древних текстов. Языки: старославянский.

Охридская книжная школа — один из древнейших культурных центров Болгарии. Основана при Пантелеимоновом монастыре в 886 году в Охриде (ныне Охрид находится в Северной Македонии) Климентом Охридским по указанию князя Бориса I для обучения болгар славянской письменности. С IX века в школе использовался новосозданный славянский алфавит — кириллица, однако до XII века применялась и глаголица. С 893 года школу возглавил Наум Охридский.

Боса́нчица, она же босни́йская, хорва́тская или босни́йско-хорва́тская кири́ллица, она же западносе́рбское письмо́, также бу́квица — средневековая разновидность кириллицы, применявшаяся в основном на территориях нынешних Боснии и Герцеговины и южной Хорватии (Далмации), преимущественно у католиков и мусульман.

Крещение сербов (серб. Покрштавање Срба) — принятие христианства сербскими племенами после их переселения на Балканский полуостров.

Преславская книжная школа является первой славянской книжной школой в мире. Она создана Наумом — одним из учеников Кирилла и Мефодия — в 886 г. в болгарской столице Плиска. Школа основана по велению болгарского князя Бориса І, который встретил с почестями трёх учеников Кирилла и Мефодия — Климента, Наума и Ангелария, гонимых немецким католическим духовенством из-за распространения ими славянского богослужения среди западных славян. В 893 г. Симеон I перенёс основную деятельность школы в новую болгарскую.

Русское право — в широком смысле правовая культура, система права преимущественно со славянскими источниками, действовавшая в IX—XIV веках в Киевской и Удельной Руси (древнерусское право), а также с XIII века в Великом Княжестве Литовском и с XV века в Русском государстве. Писаными источниками-памятниками русского права являются прежде всего Русская Правда, Литовские статуты, московские судебники и Соборное уложение 1649 года.

Экло́га (от греч. εκλογή — выбор) — краткий свод византийского законодательства (лат. Ecloga Basilicorum). Представлял собой сокращённую выборку-компиляцию из кодификации императора Юстиниана (известной как Corpus juris civilis), а также последующих актов византийских императоров, с целью сделать законодательство более доступным для населения.

Прибалтийское гражданское право (также остзейское) — самостоятельное гражданское законодательство в Прибалтийском крае Российской империи, состоявшее в ближайшем родстве с германским правом. Законодательство имело много внутренних делений по отдельным сословиям и социальным классам населения (права земское, городское и крестьянское) и по отдельным губерниям, городам и местностям. К концу XIX века его кодификация различала земские права Лифляндии, Эстляндии, Курляндии и Пильтена, городские права Эстляндии.

Законы короля Альфреда Великого (англ. Doom book, The laws of king Alfred the Great) — англо-саксонский правовой сборник, составленный в конце IX в. и направленный на регулирование феодальных отношений, правового положения церкви в обществе, а также вводивший штрафные санкции за нарушения закона.

Пско́вская су́дная гра́мота (ПСГ) — нормативно-правовой акт, регламентирующий, в бо́льшей степени, гражданско-правовые отношения. Памятник феодального права России XV века.

Эта статья посвящена религиозным преследованиям верующих из евангелических (евангельских) протестантских церквей (из числа представителей коренного населения) в Российской империи в конце XIX — начале XX веков. Статья охватывает период с момента появления первых русскоязычных евангельских общин (1860-е годы) до Февральской революции 1917 года.

Копное право — это совокупность народных юридических норм и обычаев, мирское самоуправление, форма прямой демократии. Копа́ (копна́, скоп народа, укр. круг, мир, сходка, громада) — собрание сходатаев для решения вопросов, связанных с жизнью общины. Копной суд считается некоторыми историками одним из древнейших коллегиальных судебных органов на территории славянских государств.

Французское право (фр. droit français) как понятие возникло в XV веке. Правовая система современной Франции относится к группе романо-германского права. В основных чертах она сформировалась в период Великой французской революции 1789—1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799—1814 гг.).

Ка́дровые — распространённое среди старообрядцев уничижительное обозначение всех представителей власти.

Гогерихт (нем. Gogericht, также Gohgericht, Gowgericht — от нем. Gericht — суд) — судебное собрание-тинг у жителей раннесредневековой Саксонии, начиная с докаролингского периода.

Ри́мское пра́во — правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э., а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением.

Вели́кая ха́ртия во́льностей (лат. Magna Carta, также Magna Charta Libertatum) — политико-правовой документ, составленный в июне 1215 года на основе требований английской знати к королю Иоанну Безземельному и защищавший ряд юридических прав и привилегий свободного населения средневековой Англии. Состоит из 63 статей, регулировавших вопросы налогов, сборов и феодальных повинностей, судоустройства и судопроизводства, прав английской церкви, городов и купцов, наследственного права и опеки. Ряд статей.

Церковный устав Ярослава — церковный нормативно-правовой акт государственного происхождения, регулирующий общественные отношения, отнесенные им к церковной юрисдикции, составленный в период правления князя Ярослава Мудрого. Сохранился в двух основных редакциях: западнорусской и восточнорусской, из которых последнюю разные списки представляют в разном объёме. Один из основных письменных источников русского права.

Японское право является одной из составных частей дальневосточного права (право стран Дальнего Востока) и состоит из современных правовых понятий с элементами, взятыми из глубокой древности.

Сво́д — процессуальная форма досудебной подготовки дела в русском праве. В Древней Руси досудебное производство носило лишь состязательный характер, при котором стороны были равноправны и сами двигали все процессуальные действия, поэтому обе стороны в процессе именовались истцами. В частности, потерпевший сам инициировал и производил расследование совершенного против него правонарушения. В процессе свода лицо, у которого была обнаружена пропавшая вещь, указывало другое лицо, у кого оно эту вещь приобрело.

Католический социализм — общее название течений в католицизме, озабоченных участью рабочего класса и, выдвигающих, опираясь на религиозные соображения, предложения более или менее значительных социальных реформ.

Крепостное право в России — существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.

Во́инский уста́в Петра́ I — военный устав, утверждённый Петром I 30 марта (10 апреля) 1716 года в Данциге. Является одним из основных документов, положенных в основу реформ юридической системы Российской империи, проводимых при Петре.

Изгнание евреев из Испании (Альгамбрский декрет) — изгнание евреев из Испании, Сардинии и Сицилии указом правящей королевской четы Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Католической, принятым в 1492 году в Альгамбре (также известным как Гранадский эдикт или Эдикт об изгнании). Эдикт предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны; оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона. Евреи бежали либо в Португалию (где через 4 года история повторилась.

Вахтангов сборник законов (груз. ვახტანგ VI-ის სამართლის წიგნთა კრებული) — сборник грузинских законов, составленный царевичем Вахтангом (впоследствии царём Вахтангом VI) между 1703 и 1709 годами.

Десяти́на (др.-евр. מַעְשַׂר; др.-греч. δεκάτη; лат. decima) — десятая часть чего-либо. Это слово наиболее употребимо применительно к практике собирания десятой части дохода прихожанина в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор. 12:17-18;14:22-23).

Второй Маконский собор — один из церковных соборов, общефранкский синод под председательством святого архиепископа Приска Лионского, созванный королём Бургундии Гунтрамном 23 октября 585 года в Маконе.

Пра́во мёртвой руки́ (лат. manus mortua — мёртвая рука), норма феодального права, существовавшая в Средние века в странах Западной и Центральной Европы.

Права человека в СССР — комплекс вопросов реализации прав человека (основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах) в СССР. Большинство подобных вопросов регулировалось конституциями СССР (например, Конституцией СССР 1977 года), а также конституциями, уголовными и гражданскими кодексами союзных республик (например, Уголовным кодексом РСФСР и Гражданским кодексом РСФСР).

Еврейское право (ивр. ‏מִשְׁפָּט עִבְרִי‏‎, мишпат иври) — совокупность религиозных норм иудаизма, имеющих правовой характер; одна из конфессиональных форм религиозного права.

В рай-х первоначального поселения славян на Балканах в VI-VII вв. сформировались первобытнообщинные родоплеменные образования, представляющие собой ед-во географического, этнического и экономического эл-тов. Племена состояли из соседских общин, состоящих в свою очередь из задруг – больших патриархальных семей. Задруга, как писал Энгельс, образовала переходную ступень от семьи, основ-й на групповом браке и материнском праве, к индивидуальной семье современного типа.

Содержание

1. Образование Сербского государства.
2. Общая характеристика памятника (причины создания, источники, система)
3. Общественный строй Сербии по нормам Законника.
4. Право собственности и обязательственное право.
5. Система преступлений и наказаний.
6. Суд и процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по Душану.doc

Тема 7. Законник Стефана Душана

1. Образование Сербского государства.

2. Общая характеристика памятника (причины создания, источники, система)

3. Общественный строй Сербии по нормам Законника.

4. Право собственности и обязательственное право.

5. Система преступлений и наказаний.

6. Суд и процесс.

В рай-х первоначального поселения славян на Балканах в VI-VII вв. сформировались первобытнообщинные родоплеменные образования, представляющие собой ед-во географического, этнического и экономического эл-тов. Племена состояли из соседских общин, состоящих в свою очередь из задруг – больших патриархальных семей. Задруга, как писал Энгельс, образовала переходную ступень от семьи, основ-й на групповом браке и материнском праве, к индивидуальной семье современного типа.

Несколько задруг составляли племя, а несколько племен – жупу, во главе кот-й стоял жупан. Его вл. была основана на принципе родоплеменных отношений. Жупан, совет старейшин и нар. собр-е – гл. органы родоплеменной демократии сербов.

В период военной демократии в организации и управлении жуп большую роль играли дружины.

Должности жупанов и старейшин постепенно становятся наследственными и закрепляются за отдельными зажиточными и влиятельными родами.

Кр. того, создаются новые органы публичной власти, несовместимые со старой родоплеменной орг-цией, покоившейся на общественной собст-ти. Инст-т жупанов превращается лишь в один из органов гос-ва наряду с вл-ю короля, князя, воевод, сотников, казначеев, судей и т.д. К сер. IX века у сербов возникает раннефеодальное государство.

Возник-е Сербского г-ва было закономерным, внутренне обусловленным процессом развития общ-ва как рез-т формир-я феод-х отношений и раскола общ-ва на классы феод-в и крестьян. Однако на этот процесс (преимущественно на его форму) влияли также др. факторы :

- этнический состав насел-я балканских областей,

- эконом-е, полит-кое, культурное, религиозное влияние более развитых соседних гос-в,

- необх-ть объединения перед лицом внешнего врага (Виз-ии, Венгрии, итал-х гос-в и др.).

При королях из рода Неманичей (к. XII – 2-я пол. XIV в.) на основе феодальных отношений происх-т укрепление и территориаль-е расшир-е Сербского г-ва.

Большое знач-е для гос-й самостоят-ти имела борьба Сербского гос-ва за независ-ть своей церкви от виз-го патриарха и от римского папы. В Сербии была создана самостоят-я правосл-я церковь во главе с собственным патриархом и с богослужением на славян-м языке. Первым сербским патриархом стал сын Стефана Немани – Савва.

Наивысшего могущ-ва средневек-е Серб-е г-во достигло в сер. XIV в. При Стефане Душане.

Во главе г-ва стоял монарх – крупнейший феодал.

Могущество короля обеспечивалось наемным войском и эконом-ким превосходством над другими феодалами. Он располагал обширными владениями, к нему поступали налоги с населения. Основная часть доходов королевского двора тратилась на войско и личные потребности монарха. Различия между гос-й казной и личными средствами короля феод-я Сербия не знала.

В руках короля была сосредоточена значительная власть, поскольку он стоял во главе войска и гос-го аппарата в лице многочисленных князей, воевод, жупанов, сотников, кефалий, чельников, судей и т.д.

Помимо феодального ополчения (стрелки и конница) сербские короли располагали собств-м наемным войском, на кот-е они опирались в борьбе с мятежом властелей.

Немаловажное значение имело также то обстоят-во, что царь наряду с патриархом (ст. 24 Законника С.Душана). Практически царь со своим ближайшим окружением решал все текущие вопросы гос-й политики.

Сословие феодалов организационно строилось на основе принципа сюзеренитета-вассалитета и феодального иммунитета. Это приводило к тому, что политическая власть в стране осуществлялась не только центр-м гос-м аппаратом, возглавлявшимся королем, но такж и самими феодалами.

В сербском раннефеод-м гос-ве политич-я власть фактически в значительной мере сливалась с экономической. Феодал был не только собственником земли, но и полит-м властителем в ее пределах. Отсюда полит-е функции феодала считались его частным привом наравне с правом на землю, стада коров, замок, столовую утварь и пр.

Церковь в Серб. явл-сь коллектив-м феодалом, главной идеологической силой и гос-й организацией, участвовавшей в управлении эксплуатируемыми массами.

Власть сербского короля не была абсолютной. Она была ограничена собором (съездом) крупнейших светских и духовных феодалов.

Компетенция сербского собора не была строго очерчена, поэтому его созыв определялся конкрет-й полит-й ситуацией.

Как правило, собор вместе с королем решал наиболее важные вопросы: выбирал архиепископов, избирал королей, принимал важнейшие законы. Напр., в 1349 году собор в Скопле одобрил Законник Стеф. Душана.

Ограничение власти царя по отношению к феодалам зафиксировано в Законнике Стеф. Душана. Царь не имел права нарушать Законник. Законы, отменяющие или противоречащие Законнику, были недействительны.

Местные органы управления

В период раннефеодальной монархии основ-й административно- территориальной ед-цей была жупа, кот-я сохраняла пережитки прежних родоплеменных отнош-й и обладала некот-й долей самоуправления. Во главе жуп стояли жупаны, назначавшиеся из числа представ-й наиболее знат-х родов. Основ-й задачей жупанов был сбор налогов и обеспеч-е выпол-я повинностей насел-м жупы. Жупаны управляли жупой не как феодаль-е собственники, а как представители гос. власти: 1/3 доходов, поступающих в виде налогов с данной территории, шла в пользу жупанов, 2/3 – в пользу казны.

В XII-XIV вв. в Сербском гос-ве происх-т перестройка административно- территориального деления. Она была вызвана тем, что старая система, во-первых, не отвечала окончательно сложившимся феод-м отнош-м и территориаль-му расширению гос-ва; во-вторых, возникнув в условиях сущест-я ряда независ-х сербских гос-в, она представляла опред-ю помеху объединит-й политике Неманичей. Новое деление определялось военно-феодальным характером Сербского гос-ва. Вся страна была поделена на области, во главе кот-х стояли королевские наместники. Им подчинялись воеводы. Каждая область делилась на волости (жупы), которые не совпадали со старыми жупами. Во главе этих новых жуп как административно- территориальных ед-ц стояли князья, чельники, кегралии и т. д. Старый инст-т жупанов – основное звено прежнего административного управления – был постепенно ликвидирован: с начала XIII в. в Рашке, а с конца столетия – в др. областях – Зете, Требинье, Холме. Жупаны утрачивали свою ведущую роль в местном административном управлении. В этих условиях жупанами стали называть себя крупные феодалы, обладавшие значительными привилегиями, управлявшие в своих землях на правах собственников. Они имели свой административ-й аппарат, распоряжались баштинными владениями, устанавливали отработки и налоги с крестьян и т.п. В ходе раздробления сербского гос-ва они становились самостоятельными монархами.

2. Первоначальную основу сербского права составляли обычаи, должным образом приспособленные к интересам господствующего класса. Право Сербии испытало некоторое влияние византийского законодат-ва. Однако сравнительно быстро в стране был создан самобытный правовой сборник, получивший известность как Законник Стефана Душана. Зак-к стал основным памятником сербского феодального права. Он появился во времена наивысшего усиления власти сербской монархии, объединившей под своим скипетром все основ-е области Сербии.

Из введения к Законнику следует, что к середине XIV в. в Сербии уже сложилась сословная монархия. Царь выступает здесь только как первый среди равных по отношению к властеле, облеченной законодательными правами, и это впечатление еще более усиливается при анализе последующих статей, в частности 171-й, которая прямо указывает на зависимость царской власти от законов, установленных собором. Правда, считается, что эта статья была внесена в Законник уже при преемнике Душана, когда его (Душаново) царство практически распалось, но несомненно, что основы зависимости царской власти от постановлений сословно-представительного органа были заложены уже в предшествующий период.

За преамбулой в Законнике следуют статьи, определяющие правовое положение двух первых сословий государства — духовенства и властелы. Из них видно, что упомянутые сословия имели особые налоговые льготы, а властела к тому же обладала широкими наследственными правами на владения, пожалованные царем (в качестве основного объекта пожалований фигурирует жупа).

Следовательно, интенсивное развитие иммунитета и оформление властельского сословия, обладающего монополией на политическую деятельность, идут синхронно.

Баштину низшего разряда (владельцами которой часто выступают люди-земляне) составляли земельные участки (нивы и виноградники), обложенные повинностями в пользу как царской казны, так и властелина (ст. 174). Владелец такой баштины мог отчуждать ее лишь при соблюдении определенного условия с тем, чтобы не пострадали интересы господина, т.е. новый владелец должен был взять на себя обязанности работника.


Законник Стефана Душана (Душанов законик) — средневековый сборник законов Сербии, названный по имени составителя Стефана Душана; принят в 1349 г., дополнен в 1354 г. Устанавливал порядок судебного процесса, защиту государством институтов православной церкви.

Ссылки

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • История Сербии
  • Источники средневекового права
  • Право Сербии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Законник Стефана Душана" в других словарях:

ЗАКОННИК СТЕФАНА ДУШАНА — первая попытка кодификации права, предпринятая в общесербском масштабе. Был принят в 1349 г. на соборе Сербской феодальной знати в г. Скопле, дополнен в 1354 г. Регулировал имущественные, уголовные, уголовно процессуальные и некоторые другие… … Юридический словарь

ЗАКОННИК СТЕФАНА ДУШАНА — сборник законов средневековой Сербии (название по имени составителя). Принят в 1349, дополнен в 1354 … Большой Энциклопедический словарь

ЗАКОННИК СТЕФАНА ДУШАНА — сборник законов ср. век. Сербии. Составлен по инициативе царя Стефана Душана. Принят собором 1349, дополнен в 1354. Сохранился в 24 списках (древнейший Стружский 14 в., хранится в Москве в ГБЛ). Генеалогия списков и датировка некоторых из них… … Советская историческая энциклопедия

Законник Стефана Душана — сборник законов средневековой Сербии (назван по имени составителя). Принят в 1349, дополнен в 1354. * * * ЗАКОННИК СТЕФАНА ДУШАНА ЗАКОННИК СТЕФАНА ДУШАНА, сборник законов средневековой Сербии (название по имени составителя (см. СТЕФАН ДУШАН) ).… … Энциклопедический словарь

Законник Стефана Душана — сборник законов средневековой Сербии. Составлен по инициативе царя Стефана Душана. Принят собором 1349, дополнен в 1354. Сохранился в 24 списках (древнейший Стружский список 14 в. хранится в Государственной библиотеке СССР им. В. И.… … Большая советская энциклопедия

ЗАКОННИК СТЕФАНА ДУШАНА — сборник законов средневековой Сербии (назван по имени составителя); принят в 1349 г., дополнен в 1354 г. З.с.д. фиксировал взаимоотношения внутри господствовавшего класса и последнего с крестьянством и центральной властью. Устанавливал за одни и… … Энциклопедический словарь экономики и права

законник Стефана Душана — первая попытка кодификации права, предпринятая в общесербском масштабе. Был принят в 1349 г. на соборе Сербской феодальной знати в г. Скопле, дополнен в 1354 г. Регулировал имущественные, уголовные, уголовно процессуальные и некоторые другие… … Большой юридический словарь

СТЕФАНА ДУШАНА ЗАКОННИК — ЗАКОННИК СТЕФАНА ДУШАНА … Юридическая энциклопедия

СТЕФАНА ДУШАНА ЗАКОННИК — (см. ЗАКОННИК СТЕФАНА ДУШАНА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Стефан Урош IV Душан — Стефан Душан серб. Стефан Урош IV Душан … Википедия


междуречье Дрины, Лима, Ибра и Зап. Моравы. Средневековое название этой области – Рашка.

трудах визант-го имп-ра Конст. Багрянородного (сер. X в.)

В рай-х первоначального поселения славян на Балканах в VI-VII вв. сформировались

первобытнообщинные родоплеменные образования, представляющие собой ед-во географического,

этнического и экономического эл-тов. Племена состояли из соседских общин, состоящих в свою

очередь из задруг – больших патриархальных семей. Задруга, как писал Энгельс, образовала

переходную ступень от семьи, основ-й на групповом браке и материнском праве, к индивидуальной

Несколько задруг составляли племя, а несколько племен – жупу , во главе кот-й стоял жупан.

Его вл. была основана на принципе родоплеменных отношений. Ж упан, совет старейшин и нар.

В период военной демократии в организации и управлении жуп большую роль играли дружины.

Должности жупанов и старейшин постепенно становятся наследственными и закрепляются за

Классовое расслоение, возникновение феодальной част-й собственности, выдел-е знатных

людей (племичей) приводят к тому, что органы военной демократии (жупаны, дружина) «из орудий

народной воли превращаются в самостоятельные органы гос-ва и угнетения, направленные против

Кр. того, создаются новые органы публичной власти, несовместимые со старой родоплеменной

орг-цией, покоившейся на общественной собст-ти. Инст-т жупанов превращается лишь в один из

органов гос-ва наряду с вл-ю короля, князя, воевод, сотников, казначеев, судей и т.д. К сер. IX века

Вопрос о возник-ии сербской гос-ти и эволюции жупной орг-ции продолжает вызывать споры.

В н. XX в. возобладала точка зр., что у юж. Славян первонач-но возникали непрочные п-кие

номинально подчинялись главе такого объединения. Новейшие исследования советских и

зарубежных ученых опровергают эту точку зр. и отрицают широко распространенную теория от

том, что гос-ть у сербов оформилась только в к. XII в., а жупная организация сохранялась в

Возник-е Сербского г-ва было закономерным, внутренне обусловленным процессом развития

общ-ва как рез-т формир-я феод-х отношений и раскола общ-ва на классы ф еод-в и крестьян.

Однако на этот процесс (преимущественно на его форму) влияли также др. факторы :

- эконом-е, полит-кое, культурное, религиозное влияние более развитых соседних гос-в,

- необх-ть объединения перед лицом внешнего врага (Виз-ии, Венгрии, итал-х гос-в и др.).

При королях из рода Неманичей (к. XII – 2-я пол. XIV в.) на основе феодальных отношений

происх-т укрепление и территориаль-е расшир-е Сербского г-ва.

своей властью значит-ю часть серб-х земель, в 1190 году Виз-я признала полную независ-ть

Большое знач-е для гос-й самостоят-ти имела борьба Сербского гос-ва за независ-ть своей

церкви от виз-го патриарха и от римского папы. В Сербии была создана самостоят-я правосл-я


церковь во главе с собственным патриархом и с богослужением на славян-м языке. Первым

сербским патриархом стал сын Стефана Немани – Савва.

Наивысшего могущ-ва средневек-е Серб-е г-во достигло в сер. XIV в. При Стефане Душане.

Разв-е феод-х отнош-й сопровожд-сь острой борьбой трудящихся масс против закабаления и

феодального гнета. Большую опасность для господствующих классов представляло антифеодаль-е

движ-е богомилов, распространившееся и в Сербии. Сербские феодалы (духов-е и свет-е) жестоко

расправлялись с еретиками. «И кто окажется еретиком, живя между христианами, да пожжется по

В XII-XIV вв. в рез-те объединит-й п-ки Неманичей центр-я монарх-я власть усил-ся. В 1217

году сербский монарх получил от римского папы титул короля. Это событие в известной степ ени

обусловило формальное признание полит-й завис-ти от католич-кой церкви. Кр. того, сан короля

поднимал сербского государя до ур-ня других могущест-х монархов Зап. Евр. С точки зр. внутр-го

полож-я провозглаш-е Стефана Неманича королем предопределяло верхов-во его власти над

прочими крупнейшими феодалами. Наибольшее влияние центр-я власть имела при Стефане

Душане (1331-1355), кот-й после присоед-я Македонии и Албании провозгласил себя «царем сербов

Могущество короля обеспечивалось наемным войском и эконом-ким превосходством над

другими феодалами. Он располагал обширными владениями, к нему поступали налоги с населения.

Основная часть доходов королевского двора тратилась на войско и личные потребности монарха.

Различия между гос-й казной и личными средствами короля феод-я Сербия не знала.

В руках короля была сосредоточена значительная власть, поскольку он стоял во главе войска и

гос-го аппарата в лице многочисленных князей, воевод, жупанов, сотников, кефалий, чельников,

Помимо феодального ополчения (стрелки и конница) сербские короли располагали собств-м

наемным войском, на кот-е они опирались в борьбе с мятежом властелей.

Немаловажное значение имело также то обстоят-во, что царь наряду с патриархом (ст. 24

Законника С.Душана). Практически царь со своим ближайшим окружением решал все текущие

Сословие феодалов организационно строилось на основе принципа сюзеренитета-вассалитета и

феодального иммунитета. Это приводило к тому, что политическая власть в стране осуществлялась

не только центр-м гос-м аппаратом, возглавлявшимся королем, но такж и самими феодалами.

В сербском раннефеод-м гос-ве политич-я власть фактически в значительной мере сливалась с

экономической. Феодал был не только собственником земли, но и полит-м властителем в ее

пределах. Отсюда полит-е функции феодала считались его частным привом наравне с правом на

Церковь в Серб. явл-сь коллектив-м феодалом, главной идеологической силой и гос-й

организацией, участвовавшей в управлении эксплуатируемыми массами.

Власть сербского короля не была абсолютной. Она была ограничена собором (съездом)

Компетенция сербского собора не была строго очерчена, поэтому его созыв определялся

Как правило, собор вместе с королем решал наиболее важные вопросы: выбирал архиепископов,

избирал королей, принимал важнейшие законы. Напр., в 1349 году собор в Скопле одобрил

Ограничение власти царя по отношению к феодалам зафиксировано в Законнике Стеф. Душана.

Царь не имел права нарушать Законник. Законы, отменяющие или противоречащие Законнику,

В период раннефеодальной монархии основ-й административно-территориальной ед-цей была

жупа, кот-я сохраняла пережитки прежних родоплеменных отнош-й и обладала некот-й долей

самоуправления. Во главе жуп стояли жупаны , назначавшиеся из числа представ-й наиболее знат-х

родов. Основ-й задачей жупанов был сбор налогов и обеспеч-е выпол-я повинностей насел-м жупы.


Жупаны управляли жупой не как феодаль-е собственники, а как представители гос. власти: 1/3

доходов, поступающих в виде налогов с данной территории, шла в пользу жупанов, 2/3 – в пользу

В XII-XIV вв. в Сербском гос-ве происх-т перестройка административно-территориального

деления. Она была вызвана тем, что старая система, во-первых, не отвечала окончательно

сложившимся феод-м отнош-м и территориаль-му расширению гос-ва; во-вторых, возникнув в

условиях сущест-я ряда независ-х сербских гос-в, она представляла опред-ю помеху объединит-й

политике Неманичей. Новое деление определялось военно-феодальным характером Сербского гос-

ва. Вся страна была поделена на области, во главе кот-х стояли королевские наместники. Им

подчинялись воеводы. Каждая область делилась на волости (жупы), которые не совпадали со

старыми жупами. Во главе этих новых жуп как административно-территориальных ед-ц стояли

князья, чельники, кегралии и т. д. Старый инст-т жупанов – основное звено прежнего

административного управления – был постепенно ликвидирован: с начала XIII в. в Рашке, а с конца

столетия – в др. областях – Зете, Требинье, Холме. Жупаны утрачивали свою ведущую роль в

местном административном управлении. В этих условиях жупанами стали называть себя крупные

феодалы, обладавшие значительными привилегиями, управлявшие в своих землях на правах

собственников. Они имели свой административ-й аппарат, распоряжались баштинными

владениями, устанавливали отработки и налоги с крестьян и т.п. В ходе раздробления сербского

2. Первоначальную основу сербского права составляли обычаи, должным образом

приспособленные к интересам господствующего класса. Право Сербии испытало некоторое

влияние византийского законодат-ва. О днако сравнит ельно быстро в стране был создан

самобытный правовой сборник, получивший известность как Законник С тефана Душана. Зак-к

стал основным памятником сербского феодального права. Он появился во времена наивысшего

усиления власти сербской монархии, объединившей под своим скипетром все основ-е области

"Законник С. Душана" — был выработан на соборе 1349 г. в г. Скопле, в котором принимали

участие патриарх Сербский с духовенством и царь с властелями, но впоследствии дополнен новыми

статьями. Он дошел до нас во множестве списков. В древнейших из них вместе с "Законником"

помещаются еще две сербские компиляции византийских законов: сокращенная "синтагма М атвея

Властаря" и "Закон царя Юстиниана". В 1354 г. к тексту были сделаны дополнения. Позднее

добавились несколько десятков статей – в основном правил судопроизводства – из разных

содержание отразило своеобразные институты сословного строя Сербии и жесткую правовую

праву и христианской морали, а также уголовному праву и процессу.

Из введения к Законнику следует, что к середине XIV в. в Сербии уже сложилась сословная

монархия. Царь выступает здесь только как первый среди равных по отношению к властеле,

облеченной законодательными правами, и это впечатление еще более усиливается при анализе

последующих статей, в частности 171-й, которая прямо указывает на зависимость царской власти

от законов, установленных собором. Правда, считается, что эта статья была внесена в Законник уже

при преемнике Душана, когда его (Душаново) царство практически распалось, но несомненно, что

основы зависимости царской власти от постановлений сословно-представительного органа были

За преамбулой в Законнике следуют статьи, определяющие правовое положение двух первых

сословий государства — духовенства и властелы. И з них видно, что упомянутые сословия имели

особые налоговые льготы, а властела к тому же обладала широкими наследственными правами на

владения, пожалованные царем (в качестве основного объекта пожалований фигурирует жупа).

Следовательно, интенсивное развитие иммунитета и оформление властельского сословия,

обладающего монополией на политическую деятельность, идут синхронно.

правовое положение этого сословия. Правда, наряду с этим употребляются и особые термины,


потомки романизированного дославянского населения, основным занятием которых было кочевое

скотоводство; наконец, еще два термина обозначали особые категории населения, исключенные из

В Сербии существовали две принципиально различные категории собственности — баштаны :

баштина властельская, или свободная, и баштина людей-землян. Определению статуса свободной

баштаны отведены восемь статей Законника, следующих одна за другой в его начальной части (ст.

39-46). Из них явствует, что такая баштина была не только наследственной, но и свободно

отчуждаемой; обязанности, вытекавшие из обладания ею, сводились к несению военной службы и

Законника, мог носить натуральный или денежный характер. Налог обязан был платить всякий

человек, т.е. крестьянин, а ответственность за его поступление возлагалась на властелина. Царь

жаловал властеле в баштину села или, как уже говорилось, целые жупы. Кроме того, существовала

особая категория лично-зависимого населения — вышеупомянутые отроки, которые находились в

Баштину низшего разряда (владельцами которой часто выступают люди-земляне) составляли

земельные участки (нивы и виноградники), обложенные повинностями в пользу как царской казны,

так и властелина (ст. 174). Владелец такой баштины мог отчуждать ее лишь при соблюдении

определенного условия с тем, чтобы не пострадали интересы господина, т.е. новый владелец

Особое место в Законнике занимает статья 68, регламентирующая в общегосударственном

масштабе повинности и платежи меропхов, которые, видимо, во времена Душана составляли

основную категорию сельского населения Сербии. В статье речь идет о некоторой сравнительно

собой (в Сербии, как и в Болгарии или в Византии) такую категорию условной собственности,

которую (в отличие от баштины) нельзя было свободно отчуждать. Из статьи 139 второй части

Законника следует, что установленные нормы, распространялись на имения не только властельские,

но также церковные и царские, причем по поводу нарушения этих норм меропх мог тягаться с

господином — будь то царь и царица, церковь или властелин. Более того, статья 67 наводит на

мысль о том, что существовали известные нормы эксплуатации и в отношении отроков.

Итак, регламентация платежей и служб, в той или иной форме имевшая место во всех странах

позднесредневековой Европы, в Сербии носит особенно ярко выраженный характер.

Еще более существенна другая особенность социально-экономических отношений в сербском

обществе. Это необычайно высокая для той поры норма отработочных повинностей: согласно

сенокосе и винограднике. Помимо Законника та же норма указана в хрисовуле, выданном Душаном

Известно, что подобная структура рент (высокий удельный вес барщины) непременно

подразумевает существование личной зависимости крестьян. Пример Сербии подтверждает это.

Законник не только не отменял категории отроков, но и санкционировал прикрепление к земле

меропхов: статья 201 (заключительная) назначала жестокое телесное наказание для беглых

(характерно, однако, что властелин не имел прав на экономические санкции).

По-видимому, такая ярко выраженная специфика была обусловлена отставанием в развитии

городской жизни. В Законнике, правда, имеются статьи о городах и вообще о населении, занятом в

неаграрных отраслях экономики, но они столь малочисленны, что не позволяют делать

определенных выводов. Речь в них идет о гарантиях безопасности купцов, проезжающих по

немецких земель, занимавшихся разработкой богатых рудных запасов Сербии (всего одна статья),

и, наконец, о греческих городах, которые были захвачены царем и получили от него подтверждение

прежних хрисовулов. Вдобавок известны грамоты приморским городам (Котор, Будва), которые в

XIV в. оказались в составе сербского государства, но они содержат весьма скупую информацию об

В таких условиях крестьянскому хозяйству нелегко было установить связь с рынком. Можно

только строить предположения, где находила сбыт продукция, производимая в господском

Читайте также: