Значение слова меморандум в толковом словаре кратко
Обновлено: 02.07.2024
МЕМОРАНДУМ, -а, м. (офиц.). Вручаемый представителю другой страны дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-н. вопрос.
В словаре Ефремовой
- Дипломатический документ, излагающийвзгляды правительства по какому-л . вопросу (обычно прилагаемый к ноте и вручаемый представителю другой страны). или докладная записка, разъясняющая что-л . или напоминающая о чем-либо
В словаре Д.Н. Ушакова
МЕМОРА́НДУМ, меморандума, ·муж. (·лат. memorandum - "что надо помнить") ( офиц. ).
1. Дипломатическая нота с изложением взглядов правительства на какой-нибудь вопрос.
2. В торговле - письмо с напоминанием о чем-нибудь.
3. В разных учреждениях - разъясняющая письменная справка.
В словаре Синонимов
В словаре Энциклопедии
(лат. memorandum, букв. - то, о чем следует помнить), дипломатический документ, излагающий фактическую, документальную или юридическую сторону какого-либо вопроса. Обычно прилагается к ноте либо вручается лично представителю др. страны.
В словаре Синонимы 4
В словаре Словарь иностранных слов
1. Дипломатический документ с детальным изложением взглядов правительства на какой-нибудь вопрос.
2. ком. Письмо с напоминанием о чем-нибудь, напр. о задолженности.
3. устар. Докладная записка, служебная справка по какому-нибудь вопросу.
4. фин. Перечисление в полисах опасностей, страхование от которых не производится.
МЕМОРА́НДУМ, -а, м. Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-л. вопрос.
[От лат. memorandum — что надо помнить]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- По теме Меморандум должна быть отдельная статья, а не страница разрешения неоднозначностей. После создания основной статьи страницу разрешения неоднозначностей, если в ней будет необходимость, переименуйте в Меморандум (значения).
Меморандум (от лат. memorandum — буквально: то, о чем следует помнить):
меморандум (англ. memorandum) в международных либо экономических отношениях — дипломатический документ, обычно вручаемый лично представителю другой страны (компании, корпорации) либо прилагаемый к дипломатической ноте, в котором подробно излагается фактическая сторона интересующего обе стороны вопроса, дается анализ тех или иных положений, приводится обоснование позиции государства (договаривающейся стороны);
в разных учреждениях — докладная записка, служебная справка;
в торговле — письмо с напоминанием о чем-либо;
в страховых полисах (особенно морских) — перечисление опасностей, страхование от которых не производится;
устанавливаемое компанией-дистрибьютором кинофильма ограничение по скидкам и акциям для кинопрокатчиков;
вообще отметка всего достойного запечатления в памяти.
Инвестиционный меморандум — документ, который содержит структурированную информацию, которая предоставляется потенциальным инвесторам.
Трансильванский меморандум — петиция 1892 года, составленная лидерами Румынской национальной партии.
Меморандум Хоссбаха — протокол заседания 1937 года с участием А. Гитлера, а также военного и внешнеполитического руководства Третьего рейха, на котором Гитлер обрисовал будущую экспансионистскую политику Германии.
Меморандум Уай-Ривер — соглашение 1998 года между Израилем и Палестинской национальной администрацией.
Меморандум Козака — план решения приднестровского конфликта через федерализацию Молдавии (2003 год).
Меморандум Квиллера — х/ф фильм 1966 года.
мемора́ндум
2. устар. справка или докладная записка, разъясняющая что-либо или напоминающая о чём-либо
3. фин. в страховании — список видов риска в страховых полисах, страхование от которых не производится
4. фин. в страховании — используемые страховщиком франшизы, сведённые для удобства пользования в общую таблицу
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова заливчик (существительное):
мемор а ндум, меморандума, муж. (лат. memorandum - "что надо помнить") (офиц.).
1. Дипломатическая нота с изложением взглядов правительства на какой-нибудь вопрос.
2. В торговле - письмо с напоминанием о чем-нибудь.
3. В разных учреждениях - разъясняющая письменная справка.
Справочный Коммерческий Словарь (1926)
1) листок для записи, памятная книга;
2) в административной практике — докладная записка;
3) в торговой практике — письмо с напоминанием о необходимости выполнения тех или иных действий;
4) в счетоводстве — напоминательный счет;
5) в полисе страхования морских грузов — список тех обстоятельств, при наличии которых страховщик не несет ответственности за пропажу или порчу груза (см. страхование).
Энциклопедический словарь
(лат. memorandum, букв. - то, о чем следует помнить), дипломатический документ, излагающий фактическую, документальную или юридическую сторону какого-либо вопроса. Обычно прилагается к ноте либо вручается лично представителю др. страны.
Словарь Ожегова
МЕМОРАНДУМ, а, м. (офиц.). Вручаемый представителю другой страны дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какойн. вопрос.
Словарь Ефремовой
- м.
- Дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по какому-л. вопросу (обычно прилагаемый к ноте и вручаемый представителю другой страны).
- устар. Справка или докладная записка, разъясняющая что-л. или напоминающая о чем-л.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(лат., буквально: "что должно помнить") — памятная записка, в частности дипломатическая нота, в которой излагается историческое положение какого-либо вопроса и образ действий данного правительства по этому вопросу. В торговом быту М. называются напоминательные письма разнообразного характера. В полисах морского страхования М. — исчисление опасностей, по отношению к которым страховщик никакого риска на себя не принимает.
Краткая историческая справка
С течением времени смысловая нагрузка изменилась. И термин получил вид некого руководства с подробным описанием условий для заинтересованных лиц.
Терминология: кратко и понятно
Нередко меморандум оформляется в виде приложения к основной документации. Например, дипломатической ноте или бизнес-плану. Такое оформление приветствуется в международном сегменте.
Документ имеет 2 отличительных признака:
- затрагивает сферу интересов обеих сторон;
- не имеет юридической силы.
Первое свойство выражается в подробном описании вопроса. Он подается таким образом, чтобы стороны увидели компромисс и приняли его естественным путем. В торговле это будут прописанные:
- характеристики продукта;
- условия поставки;
- подтверждение качества;
- условия доставки;
- порядок расчетов.
Рассмотрев такой меморандум, обе стороны смогут в кратчайшие сроки прийти к согласию и подписать договор.
Документ рекомендован к исполнению, но обязательного характера не несет. На него можно ссылаться и ориентироваться на его пункты. Для закрепления положений меморандума требуется подписание основных бумаг. Факт отсутствия юридической силы традиционно не указывается в тексте. Но в международный отношениях принято делать акцент на этом моменте.
Исключением из общего правила являются меморандумы из сегмента страхования. В 90% случаев в них вписывают обстоятельства, не входящие в перечень страховых случаев. Те же данные включены в договор страхования, подписанный с клиентом. Поэтому все положения несут в себе юридическую силу и имеют статус обязательных.
Меморандум может быть:
- внешним – относиться к проблематике 2 и более государств;
- внутренним – затрагивать вопросы в рамках одной компании.
Законодательно определение меморандума в РФ не дано. Поэтому самое главное, что нужно знать о нем, – документ призван сделать акцент на возникшей проблеме и носит информационно-справочный характер.
Применение в разных областях
Меморандум может быть использован практически в любой сфере жизни, где применяется документооборот. Чаще всего он составляется в следующих сегментах:
- юриспруденция;
- бизнес;
- международные отношения;
- страхование.
В каждой из перечисленных отраслей меморандум имеет свои особенности.
В юриспруденции документ принимает вид развернутой консультации, облаченной в письменную форму. По своему содержанию меморандум напоминает правовое заключение. Но если второе составляется для суда, первый – исключительно для клиента. В нем содержится юридическая оценка вопроса с полным обоснованием и ссылками на нормативные акты.
В бизнесе применение меморандума максимально широко. Компании составляют его в качестве предварительного соглашения или, как его еще называют, договора о намерениях. В тексте обговариваются условия сделки, на основании которых и будет заключен основной договор. Также меморандум может выступать предложением о сотрудничестве или быть важным информационным письмом. В кино, а именно – киноиндустрии, это термин тоже используется. Документ в этом сегменте чаще всего содержит указание на акционные и скидочные ограничения по прокату картиныв кинотеатрах. Составляется он правообладателем фильма и адресуется прокатчикам.
В международном праве меморандум используется на регулярной основе. Он формируется с целью объяснения позиции государства по поднятой проблеме второй стороне. В него могут быть включены данные по видам и формам совместной деятельности:
- создание национальных программ;
- координация международных мероприятий;
- формирование рабочей группы.
Право подписи меморандума имеют главы государств и лица, возглавляющие министерства.
В страховом деле документ используется в более узком виде – он служит для перечисления не страховых случаев. Особенно это актуально для морских полисов.
Структура
Меморандум пишется с соблюдением общепринятой структуры:
- введение – дает общее представление о вопросе/проблеме;
- основной раздел – содержит правовую оценку и подробно раскрывает вводную часть;
- ссылки на нормативные акты – их целесообразно оформлять в виде ссылок с краткими комментариями в тексте (субъективное толкования закона не допускается);
- предупреждение о последствиях принятого решения/отказа от решения;
- тезисы в качестве заключения.
Меморандум пишется максимально кратко и четко. В нем не принято:
- приветствовать собеседника;
- прощаться с ним.
По построению текста документ делится на 3 категории:
- прямой – главное + детали;
- обратный – общее + суть;
- комбинированный.
Меморандумы в истории
Мировая история хранит немало интересных и важных меморандумов, сыгравших решающую роль в разных событиях. Вот только один из них.
Загадочный меморандум Танаки. Или документ, которого не было. До сих пор историки спорят, существовал ли он на самом деле. Предположительно меморандум был составлен в 27 году прошлого века и содержал план установления мирового господства. Его автором считают 26 премьер-министра страны. Меморандум был засекречен, но спустя 2 года он был опубликован в одном из китайских общественных изданий. Сегодня научный мир склонен считать документ подделкой. По некоторым данным его создали в окружении маньчжурского диктатора, стремящегося дискредитировать японского императора в глазах мирового сообщества.
После катастрофы власти Штатов заявили о том, что имеют засекреченные снимки, которые подтверждают вину российских граждан. На сделанный запрос был составлен меморандум, содержащий технический раздел и текстовый с подробным описанием снимков. Российская сторона поставила изложенную информацию под сомнение, отрицая свое причастие к катастрофе. Ознакомиться с материалами, присланными из США, она не смогла. До сих пор этот документ относится к спорным.
Меморандум – это простыми словами информационный документальный блок, который не влечет за собой никаких юридических последствий. И в зависимости от необходимости может выступать в качестве самостоятельного документа или приложения.
Читайте также: