Закат самурайства причины кратко

Обновлено: 30.06.2024

Жизнь самурая всегда имела две стороны. Одна из них — это беспримерная преданность господину, за которую ему по справедливости воздавались почести и жаловались богатые подарки и дорогие шелковые одежды. Другая, существенно доминирующая над первой, — это постоянные лишения, холод и голод походов, порой доходящий до каннибализма, боль, кровь, а нередко и предательство. В таких условиях встречаться лицом к лицу с врагом с абсолютно трезвой головой, что подразумевало нормальное состояние психики, воину помогала морально-этическая подготовка, нацеленная на создание сильной и высокодуховной личности. И хотя на протяжении столетий писаных законов поведения самураев не существовало, вся их жизнь и поступки неизменно определялись тем традиционным воспитанием, которое было продиктовано философскими воззрениями того времени.

Национальная религия японцев — синтоизм, возникший из древних тотемистических представлений, основанных на одухотворении природы и обожествлении умерших предков, учил тому, что Боги породили отнюдь не всех людей, а именно японцев. Соответственно, элемент избранности так или иначе был присущ любому жителю Страны восходящего солнца, а ее воины чувствовали свою исключительность с особой силой.

Гармоничным дополнением вышеперечисленных воззрений стали также идеи, заложенные в этико-политическом учении Конфуция, проникшем на японские острова из Китая. Оно основывалось на определенных нормах поведения, соответствовавших почтительнейшиму отношению к старшему поколению, к родителям, ко всем тем, кто занимал в системе существовавшей тогда иерархии более высокое положение, а особенно — к господину, которому воин служил.

А бывало и так, что воин в пылу погони вдруг замечал какой-то особый ствол бамбука, останавливался, срезал его, а потом превращал в вазу для своей чайной комнаты, или же мог во время осады пробраться к заградительному бамбуковому частоколу и срубить небольшую его часть, подходящую для ковшика, не говоря уже о том, что церемониальный чайник, выполненный знаменитым мастером, ценился порой выше хорошего боевого меча.

Дело всей жизни

На протяжении нескольких столетий (с IX по первую половину XIV века) каждый самурай, выбирая себе перед началом сражения достойного противника, должен был громко выкрикнуть свое имя и перечислить подвиги, совершенные как его предками, так и им самим. Цель такого самопредставления заключалась в том, чтобы заявить о себе и снизить моральный дух противников. Прославленное имя могло либо вселить в них страх и желание ретироваться, либо, напротив, разжечь стремление одолеть знатного самурая, заслужив тем самым репутацию отличного воина. Тот, кто, выслушав подобное заявление, считал себя в силах бороться, выходил вперед. В такую схватку никто и никогда не вмешивался, и потому со стороны сражение армий походило на одновременную дуэль нескольких сот или тысяч человек. Перед началом боя лучники обеих противостоящих сторон выпускали стрелы с привязанными к ним полосками материи. По их полету определяли направление и силу ветра, а также старались угадать, для какой из сторон исход боя будет благоприятным. Затем те же лучники выпускали особые свистящие стрелы хикимэ, призванные отпугивать злых духов. И только после этого морская раковина, служившая горном, оповещала всех собравшихся о том, что сражение можно начинать.

Войско делилось на пехотинцев (асигару), лучников и конных воинов. Во главе каждого из подразделений стояли командующие-офицеры, подчиняющиеся в свою очередь двум генералам, состоявшим при главнокомандующем. Помимо этого, в войске существовал отряд разведчиков — синоби или ниндзя, в задачу которых входили сбор данных о численности и составе армии противника, а также предоставление самой свежей информации о его передвижениях и потерях. Слуги воинов должны были страховать своего господина, подавать ему оружие и собирать головы, отрубленные им в ходе сражения.

Огнестрельное оружие, завезенное в Японию в первой половине XVI века, хотя и вызвало восхищение своей мощью, но не соответствовало тем идеалам ведения войны, которые в то время доминировали в среде японских военных. Личное мужество, искусство ближнего боя и весь остальной арсенал различных приемов, направленных на победу, оказывался просто бесполезным перед случайным выстрелом. Воин, овеявший свое имя беспримерной славой, мог пасть от шальной пули, выпущенной каким-нибудь бродягой, оставив потомкам лишь недоумение по поводу столь нелепой смерти. Однако с последней трети XVI века огнестрельное оружие, постепенно стало все более незаменимым и популярным и навсегда подорвало былые принципы ведения войны, когда все вокруг подчинялось церемониальности и природной тяге японцев к эстетике, в том числе и к эстетике смерти, призванной быть лаконичной и даже красивой. Теперь же тысячи солдат и офицеров совершенно бесславно гибли под пулями и ядрами, а выстрелы в спину становились обычным явлением. В такой войне уже не находилось места для прежнего благородства и великих подвигов.

Трофеи

Известен случай, когда один из самураев, оказавшись во время битвы в безвыходном положении, покончил с собой. Его преданный слуга, увидев это, немедленно отрубил голову своего господина и, завернув ее в плащ, закопал неподалеку. Затем сам совершил харакири (сэппуку), прикрыл (из эстетических соображений) своими внутренними органами окровавленную шею господина и, обняв его тело, умер. Но все эти предостережения оказались напрасными: слуги его врага по оставленному на земле кровавому следу все равно нашли голову самурая.

Хотя во времена позднего Средневековья, особенно в ходе крупных военных кампаний, подобный церемониал постепенно утрачивал свое прежнее значение. Известен такой факт, имевший место в ходе войны с Кореей, начатой Тоётоми Хидэёси в 1592 году. После успеха первого этапа корейской операции удача отвернулась от японской армии и все шло к грандиозному позорному поражению. Метавшийся в агонии Хидэёси, не желавший верить в подобный исход, без конца требовал реальных доказательств побед, и в ответ ему бесперебойно слали засоленные уши солдат и головы китайских офицеров.

Последний страшный груз дошел до адресата слишком поздно — уже после смерти полководца, случившейся незадолго до конца почти 6-летней войны. Никому не нужные 38 700 засоленных пар ушей закопали в одном месте, получившем известность как Ушная насыпь.

Начало конца

Самым, пожалуй, достойным видом деятельности для этих бесстрашных людей в то время была работа в пожарных командах. К ней они относились с огромной ответственностью, выезжая на пожары, как на войну, — в полном самурайском облачении и в доспехах, проявляя зачастую не меньший, чем в бою, героизм. Иногда, чтобы не умереть с голоду и обеспечить своей семье хоть какую-то стабильность, самураи принимали трудное для себя решение — усыновляли детей богатых торговцев, столь презираемых ими. Более удачливые открывали школы фехтования, где вели преподавание основ искусства рукопашного боя, владения копьем, мечом и луком (дзю-дзюцу, яри-дзюцу, кэндо, кюдо). В поисках средств к существованию отважные, но крайне неприспособленные к обычной жизни бывшие воины шли на немыслимые жертвы: начинали заниматься изготовлением бамбуковых зонтиков, вееров, зубочисток, плетением сандалий, разведением золотых рыбок.

Кодекс их чести

Буси на закате

В 1868 году после более чем 250-летнего военного правления сёгунов Токугава и практически полной изоляции Японии от остального мира вся полнота государственной власти вернулась к 122-му императору Страны восходящего солнца — Мэйдзи, или Муцухито. После реставрации императорской власти жизнь государства полностью изменилась. Были упразднены прежние институты власти и собственности, отменены сословия, заложены основы абсолютной монархии, во многих областях жизни введены европейские стандарты. В 1871 году согласно императорскому указу была создана новая армия численностью 100 000 человек. Набор в нее производился призывным способом, причем не только из воинского сословия, но и из всех других слоев общества. Последняя точка в многовековой истории самурайства была поставлена в 1876 году, когда официально запретили ношение главной гордости самурая — двух его мечей.

Несмотря на все произошедшие перемены и конец эпохи буси, дух самурайства продолжал жить в сердцах его приверженцев. Те из них, кому выпал желанный шанс реализовать себя на поле брани, получили возможность хотя бы отчасти воплотить присущие самураям неосуществленные военные амбиции.

После войны с Китаем, начавшейся в 1894 году, японское влияние медленно, но верно начало проникать на материк.

В начале XX столетия после войны с Россией к Стране восходящего солнца отошла южная часть острова Сахалин, а незадолго до этого ей удалось несвойственным ей мирным путем завладеть всеми Курильскими островами, вплоть до Камчатки. В 1910 году Япония подчинила себе Корею, а к середине второй мировой в ее руках была почти вся Юго-Восточная Азия.

. В 1945-м, уже после полной капитуляции гитлеровской Германии, Япония все еще продолжала войну.Тогдашнее олицетворение камикадзе — молодые и честолюбивые воины, наконец попавшие на войну, перед отправкой на задание писали домой своим родным о том, что больше всего они хотят быть достойными великих предков, а потому будут счастливы умереть за свою страну.

Самураи — одни из самых распиаренных в массовой культуре воинов. Они отличались преданностью своему сюзерену, отличным владением мечом и отсутствием страха смерти. Эти воины правили феодальной Японией более 700 лет, но постепенно потеряли своё влияние и вымерли как класс примерно к середине XIX века. Но почему они исчезли? Тому есть несколько причин.

Недовольство самих самураев


К началу XIX века всё больше самураев были недовольны существующим положением дел. Причиной послужило устройство японского общества, заданное ещё в начале XVII века. Сёгун, верховный главнокомандующий, по значимости находившийся чуть ниже императора Японии, делегировал власть на местных даймё — глав кланов, которые были кем-то вроде губернаторов. Даймё содержали самураев и платили им за службу. Но самураи получали разную зарплату, в зависимости от рода и звания.

Из-за такого подхода лишь небольшая часть самураев была обеспечена, тогда как воины среднего и низшего класса нередко находились в нужде и были вынуждены заниматься, помимо служения господину, и другими делами. Недовольство положением дел постоянно росло и привело к расколу внутри сословия.

Конец изоляционизма

Почти всю свою историю Япония находилась в изоляции, но не из-за географического положения, а из-за осознанных действий правителей. До того момента, пока коммодор Мэтью Перри не приплыл в Японию по указу президента США для установления торговых связей и подписания договоров на взаимовыгодных условиях. Несмотря на то что экспедиция была мирной, Перри прибыл на нескольких боевых кораблях, чтобы при необходимости силой склонить японцев к соглашению.

Поняв, что с такой мощью японцы тягаться не смогут, сёгун Токугава Иэмоти принял решение открыть порты для иностранных судов, но император Комей был против такого решения. Сёгунат проигнорировал волю императора и подписал договоры о торговле, закончив более чем двухсотлетнюю изоляцию. Император же, нарушив традицию подчинения сёгуну, издал указ об изгнании варваров. На следующий год Перри вернулся с семью военными кораблями и угрожал обстрелять Эдо (старое название Токио). Это вынудило японцев подписать Договор о мире и дружбе с США, а затем — с Россией, Францией и Великобританией.

Отказ подчиниться воли императора, которого в то время считали божественным существом, расколол самураев ещё сильнее. Одни выступали за сёгуна как представителя своего сословия, а торговлю воспринимали как благо. Другие же были за императора и изоляцию.

Реставрация Мэйдзи

В 1868 году в Киото произошёл государственный переворот — к власти пришёл император Мацухито, и это ознаменовало возрождение абсолютной монархии в Японии. Но вопреки надеждам самураев, выступавших за императора и изоляционизм, правительство Мэйдзи продолжило начатый сёгунатом Токугавы курс на открытость. Более того, император распорядился сделать страну полноценным участником международного сообщества, ясно дав понять, что Япония будет торговать с другими государствами.

Также указ, названный Клятвой пяти пунктов, ломал стену между сословиями и отменял различия между людьми высших и низших классов, на которых зиждилось японское общество в течение нескольких столетий. Изменению подлежали почти все структуры, включая внутреннюю политику, экономику и военную сферу. Всё это привело к ещё большему расколу среди самураев и следующим событиям.

Гражданская война


После переворота и воцарения императора Мацухито между проимператорскими силами и сторонниками сёгуната началась гражданская война. Силы сёгуната обучались французскими военными советниками и превосходили императорские войска в три раза. Однако последних успели оснастить современным вооружением, включая пулемёты. В итоге армия сёгуна была разбита, а императорская армия вошла в Эдо и положила конец правлению самураев.

В этой войне погибло несколько тысяч самураев, что приблизило конец данного сословия, но ещё не уничтожило его полностью.

Окончание феодализма

Когда сёгунат пал, это стало концом и для феодализма. В Японии начались массовые реформы, император нацелился на вестернетизацию, организуя все сферы по типу западных, адаптируя их под японское общество. Одним из первых решений была ликвидация кастовой системы, существовавшей с XII века, и её замена на централизованное имперское правительство. Даймё были отстранены от власти, а их владения превращены в префектуры.

Эдикт Хайто

Одним из финальных решений по уничтожению самурайского сословия был Эдикт Хайто, который был принят в 1876 году. Он запрещал носить мечи, одеваться и стричься как самураи и в целом делал незаконным любые отличительные черты этих воинов. Теперь самурай, уже ставший равным с крестьянином, но ещё внушавший страх наличием холодного оружия и боевой подготовкой, превратился в безоружного человека, который не имел никаких привилегий.

Призыв на военную службу

Столетиями самураи обладали монополией на военную службу. Иметь оружие и воевать могли только самураи, которые были верны своему сёгуну или даймё. Из-за этого в Японии практически не прекращались гражданские войны, так как феодальные правители постоянно грызлись из-за любой мелочи и атаковали друг друга даже после невинной шутки, неуместно произнесённой за столом.

Правительство Мэйдзи положило конец этой монополии и начало формировать национальную имперскую армию, введя всеобщий призыв. Впервые за несколько столетий самурай и крестьянин воевали в одном полку и под одним флагом, что ещё сильнее стёрло границы между сословиями и уничтожило саму цель существования класса самураев. В них больше не было нужды.

Ненависть простых людей


Самураев было сравнительно немного. Основную же массу составляли крестьяне, ремесленники и торговцы, которые жили в постоянном страхе. Любой самурай, какого бы низкого происхождения он ни был, мог проверить заточку своего меча с помощью ближайшего к нему мирного жителя, порубив того на куски. И никто не имел права ему возразить. Что бы ни пожелал самурай, простолюдин был обязан это сделать.

Когда самураи стали вне закона, народный гнев вылился на внушавших когда-то страх воинов, ведь теперь они ничем не отличались от других людей. Быть самураем во время Реставрации Мэйдзи стало опасно для жизни, и некоторые из воинов даже скрывали своё происхождение для собственной безопасности.

Гибель последних самураев

Клан Сацума, который ранее помог свергнуть сёгунат и восстановить императорскую власть, был разочарован действиями императора и в 1877 году поднял восстание на острове Кюсю. Во главе с Сайго Такамори три тысячи самураев осадили замок Кунамото, но были вынуждены отступить под ударами оснащённой современным оружием императорской армии. Им удалось бежать в Кагосиму, но с большими потерями. В живых осталось только 400 человек.

Там самураи столкнулись с более чем 30-тысячной армией профессионально обученных солдат, которые смяли воинов пулемётами, артиллерией и поддержкой кораблей из близлежащей гавани. Так как у самураев были только мячи и копья, шанса у них не оставалось. После боя в живых осталось лишь 40 человек, а Сайго был ранен. Его друг помог самураю скрыться с поля битвы, где он совершил сэппуку — ритуальное самоубийство. В то же время оставшиеся в живых самураи пошли в последнюю атаку и были уничтожены пулемётным расчётом. Так погибли последние самураи.

Оставшиеся в живых уже бывшие самураи постепенно ассимилировались с новым обществом, и это сословие растворилось в истории, оставив после себя богатую культуру и традиции, почитаемые японцами и по сей день.



Самураи были одними из самых впечатляющих воинов, которых когда-либо знал мир. Яростно преданные своим лордам, они скорее убьют себя, чем столкнутся с бесчестьем. Эти люди были хорошо обученными, закалёнными в боях кадровыми солдатами, которые в одно мгновение готовы были сражаться насмерть. Или, по крайней мере, так было в период Сэнгоку. К концу периода Эдо многие из них стали менее милитаристскими и более бюрократическими. Упадок и падение самураев происходили медленно и в результате многих небольших движений, которые превратили феодальную Японию в более современную страну.

Постепенная модернизация и крупные события, такие как восстание Сацума и создание Японии Мэйдзи, в конечном счёте ознаменовали последние дни воинской культуры и конец самурайского образа жизни.

1. Недовольство

Представления самураев в период Муромати. \ Фото: journaldujapon.com.

В течение XIX века многие самураи среднего и низшего класса становились всё более недовольными структурой японского общества. В то время самураи были правящим классом в Японии. Определяющей характеристикой этого класса было то, что они были кадровыми военными, хотя по своим функциям выполняли множество обычных задач от бюрократических до решения фермерских проблем.

Токугава Иэмицу - 3-й сёгун из династии Токугава, правивший Японией с 1623-1651 годы. \ Фото: ru.wikipedia.org.

Клан Токугава был главным, и они правили из Эдо (современный Токио) как сегунат Токугава. Правивший с 1603 года сегун был главой семьи Токугава, занимавшей должность верховного военного правителя. Эдикты передавались от сегуна местным дайме (главам кланов), которые управляли своими территориями подобно губернаторам. Отдельные самураи получали жалованье, определяемое военной иерархией.

Статус определялся наследственностью и рангом, и существовала огромная разница в богатстве и статусе между самураями высшего класса и низшими. Самураям среднего класса всё больше не хватало мобильности. Хотя самураи низшего класса и имели некоторую мобильность, они не могли поддерживать её из поколения в поколение.

2. Раскол Японии

Ост-Индская эскадра США в Токийском заливе. \ Фото: commons.wikimedia.org.

Когда коммодор Мэтью Перри вошёл в залив Эдо в 1853 году, это положило начало ряду событий, которые навсегда изменили Японию. Перри в сопровождении тяжеловооруженного флота был послан президентом Миллардом Филмором для открытия торговли между Японией и Соединёнными Штатами.

Сегун Токугава Иэмоти. \ Фото: ru.wikipedia.org.

В Японии рос раскол между теми, кто хотел сохранить изоляционизм, и теми, кто хотел приветствовать иностранцев. В то время сегунат Токугава находился у власти. Император всё ещё существовал, но в основном только как номинальное лицо.

3. Бунт клана Тёсю

Хоро самурай. \ Фото: culturelandshaft.wordpress.com.

Игнорирование желания императора относительно изоляционизма само по себе не было достаточным, чтобы положить конец сегунату Токугава, но это вызвало гнев многих самураев, особенно в клане Тёсю. Клан располагался в юго-западной части Хонсю, относительно далеко от власти сегуна в Эдо. В клане Тёсю власть перешла к самураям, которые были недовольны сегунатом и стремились покончить с ним. Они были настроены против иностранцев и, следовательно, выступали за императора.

Пятеро из Тёсю. \ Фото: google.com.ua.

Воинские части в клане Тёсю были сформированы с целью изгнания иностранных захватчиков. Солдаты набирались с окраин самурайского класса, и это ослабляло традиционную самурайскую иерархию внутри клана.

Самураи из клана пытались захватить Киото (резиденцию императора) и восстановить политическую власть императора, но были отбиты силами сегуната. В отместку за нападение сегунат предпринял попытку отомстить клану Тёсю.

4. Клан Сацума

Самураи. \ Фото: dimensionargentina.blogspot.com.

Клан Сацума в конечном счёте объединился с Тёсю против сегуната. Широкая поддержка императора действительно существовала, но в отличие от Тёсю в клане Сацума были менее радикальные элементы.

Сегун Токугава Ёсинобу. \ Фото: ru.wikipedia.org.

В результате лоялистское движение в клане Сацума превратилось в попытку восстановить власть императора политическими средствами. К 1866 году лоялистские элементы получили контроль над кланом Сацума, и они присоединились к Тёсю в союзе против сегуната.

В том же году два клана объединились, чтобы разгромить вторую попутку сегунов отомстить Тёсю. Это привело к значительной потере власти сегуната. Однако вскоре после смерти императора Комэй, и сегуна Токугава Иэмоти, их сменили император Мэйдзи и сегун Токугава Ёсинобу.

5. Конец сегуната

Император Мэйдзи. \ Фото: zhuanlan.zhihu.com.

В 1867 году сегун Токугава Ёсинобу официально подал в отставку, фактически отрёкшись от власти императора. Эта акция была частью усилий по удержанию клана Токугава на важном посту в новом правительстве.

Затем 3 января 1868 года в Киото произошёл государственный переворот, и император был восстановлен в качестве высшей власти в Японии в результате события, названного реставрацией Мэйдзи. В этот переходный период правительство Мэйдзи продолжало сотрудничать с правительством Токугавы. Это расстроило сторонников жёсткой линии в кланах Тёсю и Сацума, которые убедили собрание Мэйдзи отменить титул сегуна и конфисковать земли Ёсинобу.

6. Новая эра

Революция Мэйдзи. \ Фото: vpro.nl.

В документе также подчёркивалось, что простому народу должно быть позволено заниматься своим собственным призванием, чтобы не было недовольства. Другими словами, стены между социальными классами начали потихоньку рушиться.

7. Бошинская война

Самураи клана Симадзу из княжества Сацума, боровшиеся на стороне императора в период Войны Босин. \ Фото: ru.wikipedia.org.

Бошинская война велась между двумя самурайскими группировками. Бывший сегун Токугава Ёсинобу был возмущён тем, что он и его клан были исключены из нового правительства Мэйдзи, и, по сути, решил отказаться от своего отречения. Это привело к конфронтации между имперскими силами Мэйдзи, включая Сацума и Тёсю, и силами, лояльными сегунату.

Война началась 3 января 1868 года с государственного переворота в Киото.

Ёсинобу отошёл на юг, к Осаке. Затем 27 января войска сегуна выступили навстречу имперскому союзу Сацума-Тёсю у южного входа в Киото. Силы сегуната были частично обучены французскими военными советниками и превосходили имперские войска в три раза. Несмотря на это, имперские войска были хорошо оснащены современным вооружением, включая гаубицы Армстронга, винтовки Минье и несколько пушек Гатлинга.

Война Босин. \ Фото: militaryhistorynow.com.

После целого дня безрезультатных боёв силам Сацума-Тёсю был вручен имперский флаг, официально признанный императором императорской армией. Это заставило другие видные кланы дезертировать. Деморализованный Ёсинобу бежал из Осаки в Эдо, и силы сегуната отступили.

Когда имперские войска получили преимущество, они смогли захватить Эдо. В этот момент Ёсинобу поместили под домашний арест. Северный союз продолжал сражаться во имя сегуната, но в конечном итоге потерпел поражение в последней битве при Хакодате на Хоккайдо.

8. Лишение самураев власти

Гравюры Ёситоси Цукиока. \ Фото: pinterest.com.

Конец сегуната также ознаменовал конец феодализма в Японии и массовую реструктуризацию правительства. Во время реставрации Мэйдзи император принял ряд западных концепций, таких как конституционное правительство. К концу Бошинской войны предпринимались усилия по полной ликвидации кастовой системы, существовавшей с XII века, и замене её централизованным имперским правительством.

К концу войны Босин императорский совет состоял в основном из самураев из кланов Сацума и Тёсю, с некоторыми представителями других известных кланов. К 1869 году дайме были отстранены от власти, а к 1871 году бывшие владения были превращены в префектуры.

Упразднение владений было немаловажным делом, и план требовал поддержки многих выдающихся самураев. Тем не менее, этот шаг вызвал некоторые трения между новым имперским правительством и некоторыми самураями. Напряжённость нарастала по мере того, как император объявлял все классы равными (идея, заимствованная у новоприбывших жителей Запада), а класс самураев систематически лишался привилегий и статуса.

9. Очередная угроза

Императорские войска отправляются в Иокогаму для борьбы с восстанием Сацума в 1877 году. \ Фото: ifuun.com.

Правительство Мэйдзи фактически положило конец самурайской монополии на военную службу. До этого момента армии самураев были непосредственно лояльны местным дайме. С упразднением дайме и их территорий необходимо было сформировать национальную имперскую армию. Это произошло в 1872 году, когда правительство Мэйдзи ввело всеобщую воинскую повинность. Каждый мужчина, самурай он или нет, должен был отдать три года военной службы. Это подрывало саму цель существования класса самураев. Многие самураи, которые помогли свергнуть сегунат и восстановить императора, теперь оказались под угрозой.

10. Изъятие мечей

Самурай с мечом. \ Фото: blendspace.com.

Было несколько указов, направленных против класса самураев, но указ Хайтореи был особенно болезненным. После его принятия в 1876 году самураям было запрещено носить мечи.

Меч был определяющим символом самурая. В 1588 году сегун Тоётоми Хидэёси принял катана-гари, которая запрещала носить мечи всем, кроме действующих самураев. На тот момент мечи находились у кокудзинов (разоренных самураев), ронинов (самураев, потерявших хозяина), а также у бедных слоёв населения. Потеря оружия разозлила многих, и некоторые из них использовали свои теперь незаконные мечи, чтобы поднять вооружённое восстание.

11. Последний бой

Битва при Сирояме. \ Фото: japantimes.co.jp.

Клан Сацума сыграл важную роль в свержении сегуната и восстановлении имперской власти, но быстрый распад их образа жизни, казалось, изменил их мнение о новом правительстве. В 1877 году самураи были готовы к бою.

На острове Кюсю небольшая группа мятежных самураев во главе с Сайго Такамори осадила замок Кумамото. Они были вынуждены отступить, когда императорская армия прибыла, и после нескольких незначительных поражений они были окружены на горе Энодаке. Им удалось бежать обратно в свою крепость в Кагосиме, но их силы были сокращены с трёх тысяч до четырёхсот. Теперь эти самураи столкнулись с имперской армией численностью более тридцати тысяч человек.

Заняв холм Сирояма за пределами Кагосимы, самураи приготовились к своему последнему сражению. Они были окружены императорской армией во главе с генералом Ямагатой Аритомо, который приказал своим войскам рыть траншеи, чтобы помешать мятежникам снова бежать.

В три часа ночи 23 сентября имперские войска атаковали с помощью артиллерии, поддерживаемой военными кораблями из близлежащей гавани. Мятежные самураи, вооружённые традиционным оружием, таким как мечи и копья, вступили в бой с вооружёнными имперскими войсками. К шести утра осталось только сорок повстанцев. Сайго был тяжело ранен. Друг помог ему добраться до тихого места, где он совершил сэппуку. Оставшиеся самураи затем предприняли последнюю самоубийственную атаку и были уничтожены пушками Гатлинга.

12. Последний самурай

Сайго Такамори - последний самурай. \ Фото: it.quora.com.

История Сайго Такамори иллюстрирует сложный характер событий, приведших к гибели самуроев. Он начал свою карьеру в качестве посланника клана Сацума, где провёл несколько лет в Эдо, работая с сегуном. После чистки, которая устранила тех, кто выступал против политики сегуна, включая Сайго, он бежал из Эдо. Он был сослан на остров Амами Осима, где провёл три года, женился и стал отцом двоих детей. К сожалению, его жена была простолюдинкой, поэтому его семье пришлось остаться, когда Сайго был отозван для дальнейшего служения клану Сацума.

Сайго возглавил первую экспедицию сил сегуната против Тёсю. Позже, когда Сацума объединился с Тёсю, он сыграл свою роль в восстановлении императора, которого твёрдо поддерживал. К сожалению, его решение попытаться остановить восстание против сегуна, которое он считал неосмотрительным, было неверно истолковано, и он был обвинён в измене. Позже он был помилован и участвовал в реставрации Мэйдзи, став советником императора.

В то время, как он сотрудничал с решениями об упразднении владений и введении воинской повинности, Сайго провёл черту в Указе Хайтореи. Он возглавил восстание Сацума и демонстративно погиб, став известным как последний истинный самурай.

А в продолжение темы о Стране Восходящего Солнца, читайте также о том, чем так славится район Гион и почему туда слетаются туристы со всех уголков планеты.

Когда я училась в университете, на занятиях японским языком нам давали переводить японские тексты на тему истории Японии. Из таких текстов я узнала, например, подробности о периоде Реставрации Мэйдзи – реформах, проводимых в Японии с 1868 года, которые превратили отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира.

До 1868 года, когда началась эпоха Мэйдзи, на протяжении примерно 300 лет Японией правил сёгунат и самураи. Формально главой страны был Император, но по сути он не имел никакой власти. Сёгунат управлял Императором как марионеткой. Страна была закрытой для иностранцев, только небольшой группе голландцев разрешалось торговать с японцами. Сами же японцы под страхом смерти не имели права покидать Японию вовсе.

В ходе гражданской войны к 1868 году реальная власть перешла императору Муцухито. После этого Япония открыла свои границы, туда устремился поток иностранцев, а сами японцы поехали на заработки за границу. В то же самое время самураи, которые ещё недавно были правящим кланом, лишились большинства своих привилегий.

До 1868 года самураи получали еду, определённые пайки. После Реставрации Мэйдзи пайки заменили на деньги, но они были настолько незначительные, что прожить на них было невозможно. Также после 1868 года самураи лишились наследственных жалований и пособий, а в социальной иерархии самураев уравняли с обычными людьми.

Куда же подевалось огромное количество самураев с мечами, которые ещё недавно правили страной?

Самураи умели только воевать и больше ничего. Чем же они стали заниматься, после того как их власть упразднили?

1️⃣Стали военными

Логично, что люди, которые умели воевать, пошли в армию. И все жесткие правила, которым подчинялось японское общество, они перенесли в армию. Там была строжайшая иерархия и беспрекословное подчинение приказам. В 1872 году в Японии провели реформу армии и ввели всеобщую воинскую повинность. Самураи заняли офицерские посты.

2️⃣Ушли в чиновники и политики

В Японии была провозглашена конституционная монархия, но власть Императора ограничивает парламент. В этот парламент самураи вошли в качестве чиновников и стали заниматься политикой.

3️⃣Стали фермерами

Самураи владели землей. На эти земли они стали пускать крестьян, чтобы те обрабатывали землю и платили самураям за это налог. Сами же они начали взаимодействовать с промышленниками и торговцами. На современный манер их можно назвать бизнесменами.

4️⃣Подались в шпионы

В те годы японцев захватила идея стать самой главной азиатской страной и подчинить себе другие страны. Позже это проявилось в оккупации Кореи и китайской Маньчжурии. Для того чтобы разведать обстановку и иметь своих людей в этих странах, туда направляли шпионов. Такими шпионами становились бывшие самураи.

Мне жаль, что такое мощное и великое сословие растворилось просто в никуда. От самурайского духа осталась только память. На мой взгляд, современные силы самообороны Японии даже рядом не стояли с настоящими самураями, которые существовали ещё полтора века назад.

Читайте также: