Значение слова гобой кратко

Обновлено: 28.06.2024

м. музыкальное орудие, похожее на кларнет, составляющее по объему (две октавы и три ноты) средину между им и флейтой. Гобойный, до гобоя относящийся. Гобоист м. играющий на гобое; гобоистов, ему принадлежащий.

В словаре Ожегова

ГОБОЙ, -я, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде расширяющейся трубки. || прил. гобой-ный, -ая, -ое.

В словаре Ефремовой

  1. Деревянный духовоймузыкальный инструмент, по высоте звука средний между кларнетом и флейтой.

В словаре Фасмера Макса

гобо́й
стар. гобои, во времена Петра I; см. Смирнов 91; через нем. Hoboe "гобой" из франц. hautbois, букв. "высокое дерево" в отличие от basson "фагот" из франц. bas "низкий"; см. Клюге-Гётце 251 и сл.

В словаре Д.Н. Ушакова

ГОБО́Й, гобоя, ·муж. (·итал. oboe) ( муз. ). Духовой деревянный музыкальный инструмент, по высоте звука средний между кларнетом и флейтой.

В словаре Синонимов

зурна, сарюсофон, дудук

В словаре Энциклопедии

(от франц. hautbois, букв. - высокое дерево), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д'амур, английский рожок, геккельфон.

В словаре Синонимы 4

дудук, зурна, инструмент, сарюсофон

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

В словаре Словарь иностранных слов

Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде конической трубки с небольшим раструбом на конце, по высоте звука средний между флейтой и кларнетом.


Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Народные инструменты, такие как бомбарда, волынка, жалейка, дудук, гайта, хитирики, зурна вместе с инструментами Нового времени (мюзетт, собственно гобой, гобой д’амур, английский рожок, баритоновый гобой, барочный гобой) составляют обширное семейство этого инструмента.

Гобой используется в качестве сольного инструмента, в камерной музыке и симфоническом оркестре.

Основу репертуара для гобоя составляют произведения эпохи барокко (сочинения Баха и его современников) и классицизма (Моцарт). Реже исполняются сочинения композиторов-романтиков (Шумана) и современных композиторов.

Содержание

История гобоя

Древний мир и Античность



Родственные гобою инструменты в народной музыке [2]

Близкими по происхождению к гобою инструментами можно считать зурну (распространена в Закавказье, Средней Азии, Турции, Македонии), дудук, венгерские народные инструменты тороксип и тарогато, среднеазиатский сурнай, индийский шенай, японскую хитирики и многие другие.

Эволюция гобоя в Европе

Начиная с XII века, гобои начинают всё чаще изображаться на гобеленах, картинах, в иллюминированных книгах, и это даёт возможность в какой-то мере проследить историю изменений этого инструмента.

Появление гобоя эпохи барокко







В 1664 году Жан Батист Люлли, придворный дирижёр и композитор, сочинил марш для новых инструментов и включил их в придворный оркестр. Постепенно они вытеснили из оркестра менее технически совершенные круммхорны, перестали употребляться и другие старинные инструменты (блокфлейты, теорбы, виолы, спинеты и др.). Гобои также вошли в состав военных духовых оркестров и таким образом достаточно быстро (вместе с фаготами) распространились по всей Европе. Новый инструмент находил применение в оперном оркестре, придворных балетных постановках, ораториях, кантатах и широко стал использоваться в качестве солирующего и ансамблевого инструмента.

Гобой классического периода

Классический гобой (середина XVIII — начало XIX века) практически не отличался от своего предшественника. Для упрощения аппликатуры (например, для исполнения трелей), расширения диапазона (до середины третьей октавы) было увеличено количество клапанов, но в целом форма инструмента не изменилась. Нередкими были случаи, когда дополнительные клапаны добавлялись к гобою спустя достаточно длительное время после его изготовления.

Современный гобой

Во второй четверти XIX века конструкция деревянных духовых инструментов пережила настоящую революцию: Теобальд Бём изобрёл систему особых кольцевых клапанов для закрытия нескольких отверстий сразу и применил её на своём инструменте — флейте, в дальнейшем эта система была приспособлена для кларнета и других инструментов. Величина и расположение отверстий более не зависела от длины пальцев музыканта. Это позволило улучшить интонирование, сделать более ясным и чистым тембр, расширить диапазон инструментов.

Строение гобоя

Материал для корпуса

Первые гобои изготавливались из тростника или бамбука — для создания корпуса использовалась природная полость внутри трубки. Несмотря на то, что некоторые народные инструменты до сих пор делаются таким образом, довольно быстро стала очевидной необходимость поиска более прочного и устойчивого к переменам обстановки материала. В поисках подходящего варианта музыкальные мастера пробовали разные образцы древесины, как правило, твёрдой, с правильным расположением волокон: самшит, бук, дикая вишня, палисандр, груша. Некоторые гобои эпохи барокко были сделаны из слоновой кости.



(слева направо: гобой д’амур, английский рожок, три гобоя, баритоновый гобой, мюзетт (гобой-пикколо), два учебных гобоя)

Ширина канала составляет 4 мм у места вхождения трости в корпус, 16 мм у конца нижнего колена (на длине 480 мм), затем расширяется до 38 мм у раструба (длина участка 110 мм).

На корпусе насчитывается 23 отверстия, закрываемых клапанами. Основной материал для клапанов — мельхиор. Каждый клапан подгоняется под форму инструмента, шлифуется, полируется и покрывается тонким слоем никеля или серебра. Механизм гобоя составляют также многочисленные тяги, рессоры, болты и др. Эта сложная система позволяет извлечь на современном инструменте ноты почти трёх октав: от b (си-бемоль малой октавы) до (фа третьей октавы) и выше.



Венский гобой

В Венском филармоническом оркестре используется модель гобоя, разработанная в начале XX века Германом Цулегером и почти не изменившаяся до наших дней. Помимо Венского оркестра более почти нигде не используется. Изготавливаются такие инструменты в небольших количествах фирмами Гунтрам Вольф и Yamaha.

Разновидности гобоя

Барочное семейство

  • Барочный гобой
  • Барочный гобой д’амур
  • Гобой да качча (Охотничий гобой)

Трость



Трость ― звукопроизводящий элемент гобоя ― пара упругих тонких камышовых пластинок, плотно соединённых друг с другом и вибрирующих под действием вдуваемой струи воздуха. Качество трости не менее важно, чем свойства самого инструмента.

В большинстве случаев трости делаются вручную самими гобоистами. Трость должна быть адаптирована к силе дыхания музыканта и амбушюру (постановке губ).

Камыш (вернее сорт тростника arundo donax) — самый подходящий материал для трости, благодаря своим прямым волокнам и большой гибкости. Процесс изготовления трости сложен и долог и включает несколько стадий.

Поскольку тонкие пластинки трости крайне чувствительны к влажности и механическому воздействию, как правило, трости сохраняются в специальном футляре. Срок их службы, однако, недолог, и поэтому они изготавливаются в достаточно больших количествах. При этом технология их производства требует большой тщательности и камыша высокого качества; заготовки, не удовлетворяющие требованиям, отбраковываются на всех стадиях изготовления.

Роль гобоя в музыке

Музыка барокко

Музыка классицизма

Самые известные сочинения для гобоя этого периода принадлежат Вольфгангу Амадею Моцарту: концерт C-dur, написанный для итальянского гобоиста Ферлендиса и квартет для гобоя со струнным трио F-dur, посвященный другу Моцарта, гобоисту Фридриху Рамму. Гобою также поручаются значительные оркестровые эпизоды в операх, симфониях и духовных сочинениях Моцарта. Нужно также отметить обязательное присутствие двух гобоев в камерной музыке Моцарта для духовых инструментов в жанре Harmoniemusik: секстеты для двух гобоев, двух фаготов и двух валторн и серенады для двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов и двух валторн.

Концерт c-moll Доменико Чимарозы, ставший знаменитым, на самом деле является переложением нескольких его клавесинных пьес английским композитором XX века Бенджамином.

Музыка XIX века

Несмотря на то, что в эпоху романтизма в связи с возросшим интересом композиторов к фортепиано и скрипке количество литературы для духовых инструментов сократилось, ряд сочинений, написанных в этот период, предназначались для исполнения на гобое. Среди наиболее известных сочинений этого времени:

Музыка XX века

Среди многочисленных произведений XX века, в которых используется гобой и его разновидности, нужно отметить:

Гобой в оркестре

В симфоническом оркестре используется обычно два или три гобоя. Партии английского рожка или гобоя д’амур (если таковые предусмотрены) исполняются одним из гобоистов. Изредка используется гобой-пикколо (например, во Втором концерте Бруно Мадерны).

Киномузыка

гоб о й, гобоя, муж. (итал. oboe) (муз.). Духовой деревянный музыкальный инструмент, по высоте звука средний между кларнетом и флейтой.

Словарь музыкальных терминов

(фр. hautbois , от haut — высокий и bois — дерево) — деревянный духовой музыкальный инструмент. Тембр гобоя мягкий, несколько гнусавый, напоминающий звук пасту­шеской сопилки. Диапазон: h — f 3. Разновидность гобоя — английский рожок, звучащий на чистую квинту ниже. Используется в оркестре.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Деревянный духовой музыкальный инструмент в виде расширяющейся трубы.

* Партия гобоя. *

Энциклопедический словарь

(от франц. hautbois, букв. - высокое дерево), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д'амур, английский рожок, геккельфон.

Словарь Ожегова

ГОБОЙ, я, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде расширяющейся трубки.

| прил. гобойный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

м.
Деревянный духовой музыкальный инструмент, по высоте звука средний между
кларнетом и флейтой.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(Oboe — ит., Hautbois — фр., Hoboe — нем.) — деревянный духовой музыкальный инструмент, принадлежащий к группе тех духовых инструментов, мундштук которых снабжен язычком (Г., фаготы, кларнеты, саксофоны). Корпус Г. состоит из конической трубки с дырочками и клапанами. Мундштук, в который играющий дует, состоит из двух язычков. Г. — происхождения восточного; первообраз его до сих пор встречается на Востоке под названиями: замр, зурна, карная и др. Г. был известен в Европе уже в XV в. Объем диапазона Г. в настоящее время от си бемоль в малой октаве до ля в 3-й октаве, но обыкновенно строй его пишется от си в малой октаве до фа в 3-й октаве.

Г. дает на всем протяжении хроматическую гамму. Ноты его звучат, как пишутся. Общий характер звука — пасторальный; чем выше звуки, тем они тоньше; чем ниже, тем полновеснее. Г. больших размеров и более низкого строя называется английским рожком (corno inglese — итал., cor anglais — франц., englisches Ноrn — нем.). Английский рожок — усовершенствованный старинный лесной или охотничий Г. (oboe dicaccia) и звучит квинтою ниже писанных нот его партии. Тембр у этого инструмента менее резкий, чем у Г., более туманный. Английский рожок весьма употребителен в современных оркестрах. Г. соответствует голосу высокого сопрано, англ. рожок — контральто. Есть еще Г. d'amour, соответствующий меццо-сопрано; звучит малою терциею ниже писанных нот. Этот инструмент часто встречается в сочинениях Баха. Тембр его нежный. В настоящее время применяется редко, только в Бельгии.

Музыкальный инструмент гобой

Многие люди даже не подозревают о существовании гобоя — инструмента превосходного звучания. Несмотря на технические недостатки, он сильно превосходит остальные духовные инструменты своей звуковой выразительностью. По эстетике и глубине тональности он занимает лидирующую позицию.

Что такое гобой

Музыкальный инструмент гобой

Устройство

Инструмент состоит из полой трубки размером 65 см, имеет три части: нижнее и верхнее колено, раструб. Из-за такой сборной конструкции проблем с транспортировкой инструмента нет. Боковые отверстия позволяют изменять высоту звука, а система клапанов предоставляет возможность это улучшить. Обе трости, похожие на две скреплённые тонкие пластины, изготовленные из тростника, придают тембру некоторую характерную гнусоватость. Благодаря непревзойденной значимости он оправдывает сложность своего производства.

Механика гобоя является сложнейшей среди собратьев, так как требует изготовления 22-23 мельхиоровых клапанов. Обычно они изготовляются из африканского чёрного дерева, реже — фиолетового.

Строение гобоя

История происхождения

Впервые инструмент упоминается в 3000 году до н.э., но самым ранним его “собратом” считается серебряная свирель, найденная в гробнице шумерского царя примерно 4600 лет назад. Позже наши предки пользовались простейшими инструментами из тростника (волынка, зурна) — их обнаружили в Месопотамии, Древней Греции, Египте и Риме. Они уже имели две трубки для непосредственного исполнения мелодии и аккомпанемента. С XII века гобой приобрёл более совершенный вид и стал использоваться на балах, в оркестрах музыкантами Людовика XIV — короля Франции.

Игра на гобое

Разновидности

Существует несколько видов данного духового инструмента.

Английский рожок

Данный термин произошёл в XVII веке благодаря случайному искажению французского слова angle (угол). Английский рожок размерами превосходит гобой. В его состав входит: раструб, изогнутая трубка из металла. Аппликатура полностью совпадает, но техническое оснащение у него хуже своих собратьев, поэтому заметна некая грубоватость звука при мягкости звучания.

Гобой д’амур

По устройству он напоминает английский рожок, но уступает ему размерами и возможностями. Д’амур звучит нежнее, не имеет ярко выраженного тембра, гнусоватости, из-за чего чаще используется композиторами в лирических произведениях. Впервые он появился в Германии в середине XVIII века.

Геккельфон

Геккельфон

Геккельфон

Барочное семейство

Эта эпоха принесла инструменту колоссальные изменения. Первые улучшения начались в XVII веке во Франции, когда инструмент разделили на три части. Далее была усовершенствована трость (звук стал чище), появились новые клапаны, пересчитана локация отверстий. Эти нововведения сделали придворные музыканты Оттетер и Филидор, а Жан Багист продолжил их дело, создав марш для оркестра при дворе, что вытеснило виолы, блокфлейты.

  • барочный гобой;
  • классический гобой;
  • барочный гобой д’амур;
  • мюзетт;
  • дакачча;
  • контрабас гобой.

Гобой в чехле

Венский гобой

Эта модель появилась в начале ХХ века. Её создал Герман Цулегер, и с тех пор она почти не изменилась. Сейчас венский гобой традиционно используется в Венском оркестре. Его изготовлением занимаются всего две фирмы: Гунтрам Вольф и Yamaha.

Современное семейство

XIX век стал революционным для духовых инструментов, ведь уже были созданы кольцевые клапаны, которые позволяли закрыть одновременно пару отверстий и приспособить их к разной длине пальцев. Впервые это новшество применил Теобальд Бём на флейте. Спустя несколько десятилетий Гийом Трибер адаптировал нововведение для гобоя, усовершенствовав механизм и улучшив конструкцию. Новаторство расширило звуковой диапазон и очистила тональность инструмента.

Сейчас всё чаще слышится звучание гобоя в камерном зале. Его часто используют в сольном исполнении и иногда в оркестровом. Наиболее популярными, помимо перечисленных выше видов, являются: мюзетт, классический гобой с коническим раструбом.

Мюзетт

Мюзетт

Родственные инструменты

Родственными инструментами гобоя считаются духовые трубкообразные инструменты. Это произошло из-за схожести их механизма и звучания. К ним относятся как академические, так и народные образцы. Наибольшей популярностью у музыкантов пользуется флейта и кларнет.

Использование

Чтобы сыграть что-либо на инструменте нужно проделать ряд операций:

  1. Смочить трость в воде для удаления слюны, нельзя передерживать.
  2. Просушить её от остатков воды, достаточно будет подуть несколько раз. Вставить трость в главную секцию инструмента.
  3. Поставить кончик инструмента на центр нижней губы, не забыв встать в правильную, устойчивую позицию.
  4. Приставить язык к отверстию кончика, после чего дунуть. Если услышите высокий звук, значит всё сделано верно.
  5. Разместить трость в верхней секции, где расположена левая рука. Указательным и средним пальцем зажать первые клапаны в то время, как первый должен обхватывать трубку сзади.
  6. После игры следует разобрать, почистить всю конструкцию, а затем убрать в футляр.

Современный гобой ещё не достиг пика своей славы из-за сложности использования. Но развитие этого музыкального инструмента продолжается. Есть надежда, что вскоре он сможет затмить своим звучанием всех остальных своих собратьев.

Читайте также: