Монгольская знать это кратко

Обновлено: 30.06.2024

В этой статье я расскажу о современных научных взглядах, основанных на политологических и антропологических теориях, объясняющих, каким образом могло произойти объединение монгольских племен под предводительством Чингисхана и как монголы достигли таких результатов.

Статья написана в рамках цикла, посвящённого ситуации на территории Китая в канун монгольского вторжения и в период его завоевания.

Как возникла кочевая империя?

Кочевые империи, которые казались сторонним наблюдателям, особенно послам из земледельческих стран, мощными государственными образованиями, судившим об империях по харизматичным и экстравагантным вождям кочевников, на самом деле были племенными конфедерациями, построенными на консенсусе и договоренностях.

Единого монгольского улуса, в форме государства или ранней формы государства, не могло существовать до конца XII века. Как только происходила гибель вождя, объединение распадалось, а члены его откочевывали в поисках более выгодных комбинаций. Даже улус не означал какого-то потестарного объединения. Улус или иргэн – это всего лишь народ, простонародье или племя. Именно люди и только люди составляют улус, всё остальное производное.

Рядовые члены зачастую попросту не могли существовать, чтобы не получить продукты извне, поэтому они частенько были инициаторами походов. При Чингисхане до 40 % добычи поступала именно рядовым воинам, а захваченное раздавалась дочиста.

Монгольский улус попадает под антропологическое понятие вождество: здесь присутствует неравенство, наличие разноподчинённых племенных групп, где преобладает одна с вождем во главе, а также неравенство членов объединения.

Вождество – это социально-политическая организация, в которую включены или тысяча (простое вождество), или десятки тысяч членов (сложное вождество), наличие региональной иерархии поселений, центральное управление, наличие теократических наследственных вождей и знати, где есть социальное неравенство, но нет государственных механизмов принуждения и репрессий.

И именно в таких условиях у монголов произошло формирование империи.

Российская и западная историография конца ХХ – начала ХХI века считает, что причиной возникновения кочевых империй (и не только монгольской) стали жадность и хищническая натура степняков, перенаселение степи, климатические катаклизмы, потребность в материальных ресурсах, нежелание земледельцев торговать с кочевниками и наконец, предназначенное им свыше право завоевать весь мир (Флэтчер Дж.). В западной историографии также не сбрасывают со счетов личный фактор и харизму вождей (О. Притцак).

Хозяйство и структура кочевого общества

Вместе с тем хозяйственный тип кочевника практически мало изменился и имел такой же характер: что у скифов, что у гуннов, что у тюрок, да и что у калмыков и пр. А изменение климатических условий происходило более длительный период, чем существование монгольской империи, да и не могли они влиять на социальную структуру.

Кочевое хозяйство не могло производить излишков для поддержания иерархических формирований, не участвующих в производстве. Поэтому многие исследователи считают, что кочевники не нуждались в государстве (Т. Барфилд).

Любое притеснение, тем более постоянное, вызывало откочёвки, и такой вождь мог проснуться однажды, оказавшись один в голой степи.

Но существование кочевника исключительно в рамках своей хозяйственной системы было невозможным, требовался обмен с земледельческим обществом для получения иного вида еды, вещей, которые полностью отсутствуют у кочевников.

Получить эти материальные ценности не всегда представлялось возможным, так как соседние земледельческие государства иногда прямо препятствовали этому по разным причинам (экономическим, фискальным, политическим).

Но кочевое общество одновременно было естественным милитаризированным образованием: сама жизнь делала из кочевника воина чуть ли не с рождения. Каждый кочевник проводил в седле и на охоте всю жизнь.

Ведение же боевых действий без военной организации невозможно. Поэтому некоторые исследователи пришли к выводу, что степень централизации кочевников прямо пропорциональна величине соседней земледельческой цивилизации, входящей с ними в одну региональную систему.

Наличие совета при командире не отменяет право командира отдавать приказания. А каждый член кочевой структуры понимал, что именно выполнение распоряжения единоначальника обеспечивает успех. Это было не то общество, где гражданина-воина нужно было убеждать в необходимости дисциплины. Каждый маленький охотник знал, как неповиновение на охоте распоряжениям отца приводило к гибели или серьезным ранениям: единоначалие на охоте и войне было прописано кровью.

Поэтому историки и называют кочевые орды готовым войском-народом, где начинали стрелять, скакать, охотиться, а часто и воевать с самого малолетства, в отличие от земледельческих обществ.

Собственность и степь

Если власть у земледельцев основана на управлении обществом с целью контроля и перераспределения прибавочного продукта, то у кочевого сообщества таких систем управления нет: нечего контролировать и распределять, нечего откладывать на чёрный день, нет никаких накоплений. Отсюда и разорительные походы на земледельцев, сметавшие всё, психология кочевника требовала жить сегодняшним днем. Скот не мог быть объектом накопления, зато его падёж затрагивал богатого сородича сильнее, чем бедного.

Поэтому власть у кочевников носила исключительно внешнюю сторону, была направлена не на управление своим обществом, а на контакты с внешними сообществами и странами, и принимала законченную форму, когда формировалась кочевая империя, а власть становилась, прежде всего, военной. Земледельцы черпали ресурсы для войн из своего социума, путем взимания налогов и поборов, степняки налогов не знали, а источники для войны добывали извне.

Что касается степняков, сама система общества способствовала этому: захваченное у земледельцев в лучшем случае можно было просто съесть. Шелка и украшения шли, прежде всего, лишь на подчеркивание статуса, а рабы мало чем отличались от скота.

Как подметил писатель В. Ян, Чингисхан

Но именно фактор редистрибуции, наряду с боевыми удачами, способствовал созданию империи посредством эффекта масштабирования.



Одежда монгольской знати. XIII в. Музей истории Ирана. Тегеран.

После побед Чингисхана в степи образовалась огромная сила, состоящая из одиннадцати туменов. Сложившееся кочевое объединение было совершенно не нужно для жизни и борьбы в степи, а роспуск нукеров и богатуров был смерти подобен, дальнейшее существование было возможно исключительно при внешней экспансии.

Если после первых побед над империей тангутов Си Ся, к Чингисхану перешёл на службу многочисленный уйгурский каганат, то в ходе только первого этапа войны против империи Цзинь, который был прерван походом на запад, была сформирована армия, во много превосходящая монгольское воинство. Повторим вслед за многими исследователями: войско грабителей и насильников, предназначенное исключительно для военного грабежа.

На формирование кочевой империи начал работать эффект масштабирования.

И именно по отношению к этим, немонгольским войскам, и применялись жесточайшие методы управления и подавления нарушений воинской дисциплины.

Это воинство двинулось с монголами на запад и существенно увеличилось в период похода туда, а содержать такую армию можно было только за счет постоянной экспансии.
Сформировавшаяся после вторжения у границ русских княжеств орда только управлялась монгольской знатью и монгольским принцем, но состояла из кипчаков, половцев и пр., обитавших в этих степях до прихода татаро-монголов.

Война и кочевая империя

Тактика монголов, как и других кочевников, тех же гуннов, не баловала противников своими дебютами, а точно копировала систему охот и облав на зверей. Всё лишь зависело от величины противника и войска номадов. Так, монгольское племя киданей осуществляло охоту в составе 500 тыс. всадников.



Монгольский лучник. Миниатюра начала XIV в. Берлин.

Все вторжения монголов в империю Цзинь происходили по одной тактической и сакральной схеме: тремя крыльями, тремя колоннами, то же самое было и с Сун.

Первая проба сил на пограничье империи Си Ся была осуществлена таким же способом. При этом не всегда учитывалось соотношение сил. Так в первых походах монголов на Цзинь они часто существенно уступали войскам чжурчжэней. В этот период монголы слабо представляли ситуацию в государствах Китая, тем более в других странах. Претензии на покорение мира были пока только лишь частью амбиций хана Неба, вызванных в том числе и возлияниями кумыса, а не четкой программой.

При изучении побед монголов, их тактике и вооружению всегда уделялось особое внимание.

На протяжении последних 20 лет в реконструкторской и исторической среде возобладало мнение о том, что монголы сплошь имели тяжелое вооружение.

Конечно, археологические находки богатых захоронений монголов, например, такого снаряжения, которое хранится в Эрмитаже, как бы подтверждают это, вопреки письменным источникам, сообщающим, что изначально это были всадники-стрелки:

Первоначально главным оружием монголов был лук, он использовался и на войне, и на охоте. Более того, в ходе степных войн никакой эволюции этого вооружения не происходило, война шла с одинаково вооруженным противником.

Исследователи считают, что у монголов был необычайный по качеству лук, сравнивая его с английским луком, принесшим успех в битве при Кресси (1346 г.). Натяжение его было 35 кг, и он отправлял стрелу на 230 м. Сложносоставной монгольский лук обладал натяжением 40–70 кг (!) и ударной силой до 320 м (Chambers, Черикбаев, Хоанг).

Нам представляется, что монгольский лук прошел определенную эволюцию, и она совпала с периодом завоеваний. Такой лук не мог сформироваться до начала вторжений в земледельческую зону. Даже краткие сведения, которые мы знаем о применении луков в этой зоне, свидетельствуют, что лук тангутов уступал лукам империи Сун, и тангутам понадобилось время, чтобы добиться высочайшего качества.

Требование монголов о выдаче мастеров по производству луков от империи Цзинь, как раз и свидетельствует о том, что с более совершенными луками они познакомились уже во время вторжений, как в государства Китая, так и Средней Азии. Знаменитый мастер луков из Ся, Чан-ба-цзинь, был лично представлен при дворе хана. Суровый воин и защитник степных традиций, Субедэй, по монгольским законам хотел уничтожить всех жителей Кайфыня, столицы Золотой империи за многомесячное сопротивление. Но все закончилось выдачей именно мастеров по лукам, оружейников и золотых дел мастеров, а город был сохранен.

Для междоусобных войн в степи не требовалось сверхоружие, в вооружении существовал паритет, а вот при походах против Си Ся и Цзинь, монголы не только познакомились с более совершенными луками, но и быстро начали захватывать их в виде трофеев и использовать в бою. Аналогичная ситуация была и с арабами, которые в период экспансии добрались до иранских арсеналов, что резко изменило их военный потенциал.

Но, повторимся ещё раз, в войнах с земледельцами монголы достигали подавляющего превосходства по линии удара, что, кстати, мы наблюдаем и со стороны татар в XV–XVI веков в походах против Руси-Русии.

В период завоеваний, повторимся, эффект масштабирования работал на их успех. Схему (на примере войны с империей Цзинь) можно выстроить таким образом. Вначале захват небольших крепостей: или с налета, или предательством, или измором. Сбор пленных в большом количестве для осады более серьезного города. Сражение с пограничной армией с целью уничтожения полевой защиты для последующего разграбления окрестностей.

По мере проведения таких действий – привлечение коллаборационистов и их армий для участия в борьбе против империи.

Знакомство с осадными технологиями, применение их, наряду с террором.

И постоянный эффект масштабирования, когда вокруг монгольского центра, собираются войска и силы, вначале сравнимые, а потом и превосходящие монгольские. Но жёстким и неизменным является монгольское ядро.

При Чингисхане – это система представителей, состоящая из близких ему людей. После его смерти власть получил его род, что сразу же и привело к распаду завоеванного единства, а объединение степи и земледельцев в рамках единой территории Китая привело к полному падению власти кочевников, которые не могли предложить никакой более совершенной системы управления, нежели той, что уже была у империи династии Южная Сун.

В таком случае ни о какой империи или тем более государстве в полном смысле этого слова говорить не приходится.

По мере сокращения пределов военной экспансии, ограбления всех уже ограбленных и роста естественных боевых потерь, несоизмеримости издержек на войну и доходов от войны, а это время совпало с правлением Мункэ (ум. 1259 г.), налоги и постоянные поступления начинают волновать монгольскую верхушку. Образуется классический симбиоз кочевников и земледельцев: на Дальнем Востоке такой стала империя династии Юань. А за ней в течение ста лет последовал распад кочевой империи, так же как это и происходило со многими её предшественниками, значительно меньшими по масштабам.

Но в следующих статьях мы возвращаемся к монгольским завоеваниям в Китае.

Источники и литература:

Всего: более 10 миллионов
Монголия :
2,7 млн [1]
КНР :
7,0 млн (в том числе собственно монголы 6 млн, другие монгольские народы — 1 млн.) [2]
Россия :
644761 чел [3]
Национальный состав населения. Всероссийская перепись населения 2002 года. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 16 октября 2011.

Монго́лы — группа родственных народов, говорящих на монгольских языках, проживающих в основном в Монголии, районах Российской Федерации (России) приграничных с Монголией и на севере КНР. Тесно связаны общей историей и культурой.

К монголам себя относят около 20 миллионов человек. Из них 2,7 млн проживают в Монголии, 4 млн в автономном районе КНР Внутренняя Монголия, 2 млн в Ляонине и других провинциях Китая.

В составе основного этноса выделяются: халха-монголы, баргуты, буряты, ойраты (дербеты, хошуты, хойты, баяты, торгуты, захчины, их-мянгане, хотоны, согво-ариги), южные монголы (чахары, хорчины, харачины, арухорчины, тумэты, джалаиры, джалайты, авга, авганары, чипчины, матай, му-мянгаты, найманы, аохане, оннюты, дурбэн-хухэты, ураты, горлосы, ордосцы, хонгираты, джаруты) и т. д.

По культуре к монгольским народам близки тюркоязычные тувинцы и алтайцы.

Содержание

Название

История

Впервые этноним монголов (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встречается в исторических хрониках эпохи Тан (7—10 вв.) [5] . Предположительно первоначальным местом расселения прамонгольских племён было междуречье рек Аргунь и Онон, откуда в VIII веке они перекочевали в Трёхречье (бассейн рек Онон, Керулен и Туул). [4] :238

Хамаг Монгол

Монгольская империя



В XIII веке монголы под предводительством Чингис-хана и двух поколений его потомков создали самую значительную империю эпохи. При этом монгольское племенное разделение было отменено и уступило место делению по тумэнам и родам войск. В результате этнонимы тех монгольских племён, которые играли значительную роль в доимперскую эпоху (например, салджиут), сохранились в первую очередь на окраинах империи, и после распада империи в дополнение к ним появился ряд новых на основании войсковой принадлежности (например шарайд, кубдут). Значительная часть монголов относит себя к борджигинам — потомкам Чингис-хана и его родственников.

Империя Юань

В конце XIII века внук Чингис-хана Хубилай основал династию Юань со столицами в Пекине и Шанду. После победы над противниками в среде монгольской знати он подчинил себе большую часть территории современной Монголии.

Значительная часть монголов составила высший слой администрации и внутренние войска Китая, наряду с привлечёнными Хубилаем и его наследниками выходцами из других не-китайских народов. Благодаря этому появились такие группы населения, как монголы Юньнани в Южном Китае.

В 1368 году монголы, после междоусобных столкновений монгольской знати, были изгнаны из Китая на север войсками Чжу Юаньчжана, который, захватив Пекин, провозгласил династию Мин.

Монголы в период Малых ханов

С изгнания монголов из Китая до XVII века территорию Монголии делили между собой потомки Чингис-хана и ойраты, западные монголы, постепенно создавшие сильное Джунгарское ханство.

XVII—XIX век

В 1640 году состоялся последний общемонгольский съезд, на котором присутствовали и халха-монголы, и ойраты (в том числе калмыки).

В 1670—1690-е годы ойратский лидер Галдан-бошогту, первый в Джунгарии провозгласивший себя ханом, успешно подчинил себе ряд городов на Шелковом Пути и совершал успешные походы на Центральную Монголию. Князья-чингисиды обратились за помощью к своим союзникам маньчжурам, которые предоставили таковую на условии принятия монголами подданства маньчжурскому императору.

В XVII веке земли монгольских народов и сами народы подпали под различную степень зависимости от Китая и России. В империи Цин монголы Внутренней и Внешней Монголии обладали разными правами и потеряли возможность свободного общения, что вызвало сложение отдельных идентичностей. Оказавшиеся в пределах Российской империи буряты и калмыки с этого времени считаются сформировавшимися как отдельные нации.

Происходят значительные перемещения и менее явная смена идентичности. Например, земледельцы-дагуры уходят из Забайкалья в Маньчжурию, освобождая земли в районе современной Аги для заселения кочевниками-бурятами, в свою очередь стремящимися покинуть территории, отошедшие к Китаю.

XX век

Интересные факты

См. также

Примечания

Сноски

  1. 12 Первый хан улуса Хамаг Монгол („Все Монголы“) в долине рек Онон, Керулен и Туул в XII веке, дед Чингисхана (Тэмужина).

Источники

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Монголы" в других словарях:

МОНГОЛЫ — 1) халха монголы, народ, основное население Монголии. 1,64 млн. человек (1992). Язык монгольский. Монголы живут в Китае (монголы Китая, 5,24 млн. человек). Верующие монголы буддисты.2) Название народов, говорящих на монгольских языках … Большой Энциклопедический словарь

МОНГОЛЫ — МОНГОЛЫ, монолов, ед. монгол, монгола, муж. Народы урало алтайской группы: собственно монголы (во Внутренней Монголии и в Монгольской Народной Республике), бурят монголы и калмыки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МОНГОЛЫ — МОНГОЛЫ, ов, ед. ол, а, муж. 1. Народ, составляющий основное население Монголии. 2. Историческое название всех народов, говорящих на монгольских языках. | жен. монголка, и. | прил. монгольский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

МОНГОЛЫ — Название многочисленных племен, кочующих в Монголии, в Азии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

монголы — ов; мн. 1. Устар. Историческое название всех народов, говорящих на монгольских языках. 2. Народ, основное население Монголии; представители этого народа. ◁ Монгол, а; м. Монголка, и; мн. род. лок, дат. лкам; ж. * * * монголы 1) халха монголы,… … Энциклопедический словарь

Монголы — (самоназвание монгол) в широком смысле историческое название всех народов, говорящих на монгольских языках (См. Монгольские языки) [монголы МНР и КНР, Баоань, Дунсян, Ту (монгоры), Дауры, Моголы Афганистана, Буряты, Калмыки]; в узком… … Большая советская энциклопедия

МОНГОЛЫ — (самоназв. монгол) в широком смысле этим наименованием обозначаются все монголоязычные народы (включая калмыков, бурят, моголов Афганистана, баоань, дунсян, монгоров и дахуров), в узком это монголы МНР и монголы КНР. В антропологич. отношении М.… … Советская историческая энциклопедия

монголы — МОНГОЛЫ, ов, мн (ед монгол, а, м). Народ, составляющий основное население Монголии, государства в Центральной Азии; люди, принадлежащие к этому народу; яз. монгольский, предположительно алтайской семьи языков; верующие ламаисты (монголы Китая… … Толковый словарь русских существительных

МОНГОЛЫ — один из наиболее древних народов урало алтайской семья, той же расы, что Китайцы, Японцы, Манджуры, Корейцы и т. п. Отличаются желтовато коричневым цветом кожи, выдающимися скулами, узкими глазами, расставленными широко и несколько наискось.… … Казачий словарь-справочник

Монголы — (в антропол. отношении). С типом монголов европейцы познакомились, по видимому, не ранее IV в. (эпохи нашествия гуннов) и в особенности XIII го века (эпохи нашествия М. татар). Начало научных наблюдений над М. относится лишь к XVIII в. и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ос­но­ва­на Чин­гис­ха­ном, ко­то­рый в 1206 году за­вер­шил объ­е­ди­не­ние монгольских пле­мён и был про­воз­гла­шён их вер­хов­ным пра­ви­те­лем.

Он ввёл но­вое административно-территориальное де­ле­ние государства без учё­та преж­них ро­до-пле­мен­ных гра­ниц, соз­дал лич­ную гвар­дию - кэ­шиг, на­би­рав­шую­ся из чис­ла сы­но­вей ной­о­нов; уч­ре­дил цен­тра­ли­зов. кон­но- поч­то­вую служ­бу, ввёл еди­ное за­ко­но­да­тель­ст­во.

В це­лях сни­же­ния на­рас­тав­шей на­пря­жён­но­сти в монгольском об­ще­ст­ве, вы­зван­ной жё­ст­ки­ми по­ряд­ка­ми но­вой го­су­дар­ст­вен­но­сти, и в це­лях обо­га­ще­ния ко­че­вой эли­ты Чин­гис­хан с 1207 году при­сту­пил к за­вое­ва­нию со­сед­них стран. Ко вре­ме­ни его смер­ти (1227 год) в со­став им­пе­рии во­шли Южная Си­бирь, Средняя Азия (Хо­резм, Ма­ве­ран­нахр, Се­ми­ре­чье), Хо­ра­сан, восточный Дешт-и-Кип­чак, тер­ри­то­рия раз­гром­лен­но­го тан­гут­ско­го государства Си Ся, бы­ло на­ча­то за­вое­ва­ние Северного Ки­тая (Цзинь).

Бы­ст­ро­му тер­ри­то­ри­аль­но­му рас­ши­ре­нию им­пе­рии спо­соб­ст­во­ва­ли уме­лая ди­пло­ма­тия и во­енное искуство мон­го­лов, сла­бость и раз­дроб­лен­ность со­сед­них го­су­дарств, ис­поль­зо­ва­ние мон­го­ла­ми ре­сур­сов за­хва­чен­ных стран для обес­пе­че­ния даль­ней­шей экс­пан­сии.

В ре­зуль­та­те по­хо­дов Ба­тыя бы­ли за­воё­ва­ны западный Дешт-и-Кип­чак, Бул­га­рия Волж­ско-Кам­ская и большая часть Ру­си; пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки втор­же­ния в Япо­нию и стра­ны Юго-Восточной Азии.

В конце 1250-х годов из монгольских вла­де­ний на Среднем и Ближ­нем Вос­то­ке сфор­ми­ро­вал­ся ещё один улус, ос­но­ван­ный вну­ком Чин­гис­ха­на - Ху­ла­гу. Сто­ли­цей им­пе­рии пер­во­на­чаль­но яв­лял­ся го­род Ка­ра­ко­рум в Мон­го­лии. В 1260 году Ху­би­лай пе­ре­нёс её на тер­ри­то­рию Ки­тая - в Кай­пин, а в 1264 году - в Хан­ба­лык (китайский Даду, Чжун­ду; ныне Пе­кин).

К монгольском языке бы­ла адап­ти­ро­ва­на уй­гур­ская пись­мен­ность, на ко­то­рой ве­лась официальная и де­ло­вая до­ку­мен­та­ция (в XIV веке в кан­це­ля­ри­ях западных улу­сов всё боль­ше ста­ло упо­треб­лять­ся арабское пись­мо).

В прав­ле­ние Угэ­дэя и Мун­кэ бы­ла ус­та­нов­ле­на уни­фи­ци­рованная сис­те­ма по­да­тей и по­вин­но­стей, ор­га­ни­зо­ва­на поч­то­вая служ­ба (сис­те­ма ямов).

По­ми­мо меж­до­усо­биц, главными при­чи­на­ми ут­ра­ты государственного един­ст­ва по­слу­жи­ли раз­ли­чия в уров­нях раз­ви­тия за­воё­ван­ных стран, не­сов­па­де­ние эко­но­мических и по­ли­тических ин­те­ре­сов пра­вя­щих элит в различных час­тях им­пе­рии, а так­же различная куль­тур­ная ори­ен­та­ция по­том­ков монгольских за­вое­ва­те­лей.

В западных улу­сах всё бо­лее за­мет­ным ста­но­ви­лось влия­ние му­сульманской куль­ту­ры и го­су­дар­ст­вен­но­сти, в XIV веке ис­лам стал там государственной ре­ли­ги­ей. Восточная часть им­пе­рии, на­хо­див­шая­ся под управ­ле­ни­ем каа­на, ис­пы­ты­ва­ла мощ­ное воз­дей­ст­вие китайской ци­ви­ли­за­ции.

В 1271 году Ху­би­лай по китайскому об­раз­цу про­воз­гла­сил на­ча­ло но­вой имперской ди­на­стии и на­звал под­вла­ст­ные ему зем­ли им­пе­ри­ей Юань. Но­ми­наль­но ка­ан про­дол­жал счи­тать­ся глав­ным в ие­рар­хии мо­нар­хов-Чин­ги­си­дов, од­на­ко его пер­вен­ст­во про­яв­ля­лось лишь в том, что из Хан­ба­лы­ка в западные улу­сы эпи­зо­ди­че­ски на­прав­ля­лись жа­ло­ван­ные гра­мо­ты (яр­лы­ки) с ут­вер­жде­ни­ем оче­ред­но­го ха­на на пре­сто­ле.

С па­де­ни­ем ди­на­стии Юань в Ки­тае (1368 года) эта фор­маль­ная связь ме­ж­ду час­тя­ми бывшей Монгольской империей бы­ла ут­ра­че­на.

Улус Ху­ла­гу в середине XIV века ох­ва­ти­ли меж­до­усо­би­цы, и он рас­пал­ся; Улус Ча­га­тая во второй половине XIV века раз­де­лил­ся на два го­су­дар­ст­ва; на мес­те Улу­са Джу­чи (Зо­ло­той Ор­ды) в те­че­ние XV века об­ра­зо­ва­лось несколько вра­ж­дую­щих ханств и орд.

Как живут современные монголы.


Монголы - объединенное название нескольких народов (дауры, ойраты, барга, монгоры и др), основная масса которых проживает на территории Республики Монголии, часть - в Китае. Их часто ассоциируют с жестокими воинами, покорителями огромных территорий. А кроме этого, монгольское общество было развитым, имело свою письменность. Как живут потомки кочевников сегодня, и какие традиции соблюдают до сих пор - в нашем материале.

Монголы.

Откуда взялось название «монголы?

Существует предположение о том, что название имеет аналогию с рекой Манг (Манг-кол) или скалой Манг (Mang-qun), расположенными в месте проживания племен - кочевники часто выбирали себе клановые или племенные имена именно таким образом. Встречаются также предположения об образовании названия от Mengwu - племени Шивей, в честь имени прародительницы Боржигидов - Mang-qoljin-qo'a.

Монгольские всадники./Фото: mtdata.ru

Монгольский образ жизни

Часть племен, проживающих на территории Республики Монголия и северо-востоке Китая, в ХIII веке объединились под предводительством Чингисхана и положили начало монгольской этнической общности. Образ жизни и духовная культура у представителей этой нации в основном одинакова.

Монгольский пастух./Фото: fototelegraf.ru

Монголы занимаются кочевым скотоводством, разводя коров, яков, лошадей, овец, коз, верблюдов. Они отдают предпочтением тем породам, которые способны обеспечить всем необходимым для приготовления пищи, обустройства жилья и изготовления одежды.

Традиционной пищей монголов является мясо, в приоритете - баранина. Самое распространенное блюдо - слабопроваренное мясо с соусом, похожим на наваристый густой бульон.

Традиционное монгольское блюдо./Фото: gallery.ykt.ru

Хозяйки делают и мясные запасы - коптят его, вялят на солнце, перерабатывают в муку. Одним из любимых угощений монголов также являются приготовленные на пару или в кипящем жире пирожки. Употребляет в пищу также овощные супы. Большое разнообразие молочных продуктов - отличительная черта монгольской кухни (разные виды сыров, масло, творог, кумыс, молочная водка). На столах можно увидеть блюда из диких злаков, ягоды, дичь.

Женский монгольский костюм./Фото:n-costume.livejournal.com

Монгольские имена и особенности их происхождения

Монгольские имена самобытны, и каждое имеет особенные значения. Многие из них означают предметы окружающего мира, природные явления, человеческие качества. В древние времена женские имена олицетворяли красоту, доброту, кротость, тогда как мужские - храбрость, силу, мужество.

Позже стали использовать имена, связанные с названиями растений и цветов. Особенно это касается женских имен - Сарнай (роза), Замбага (магнолия), Сайханцэцэг (красивый цветок), Дэлбээ (лепесток), Навчцэцэг (цветок-лист) и другие. Детей называли в зависимости от дня недели, в который они появились на свет - Бям-бацэцэг (Суббота-цветок), Даваацэцэг (Понедельник-цветок), или от индивидуальных качеств - Амарцэцэг (Спокойный цветок).

Монгольские дети./Фото: hfusionmediagroup.com

Монгол - первый император китайской династии Юань

В истории монголов много интересных и малоизвестных фактов. Например, задолго до того, как Китай напал на Монголию и захватил ее, был период времени, когда Китай находился в завоеванном положении. В ХIII веке эта многочисленная нация была захвачена монгольским войском под предводительством внука Чингисхана - Хубилая. Именно он и стал носить титул первого императора китайской династии Юань.

Хубилай хан./Фото: humanities.lib.rochester.edu

Древние монголы - талантливые математики, астрономы и врачи

В древние времена представители этой нации создали свою систему счета, придумали названия числительным, дробям, ввели наименования для мер длины, веса, площади, объема и времени. Монгольский народ создал собственные денежные единицы и оставил в наследие потомкам множество сложных загадок и логических задач, решение которых требует острого ума и сообразительности.

Ими же были изобретены приспособления для совершения математических действий - зурхайские доска и таблица умножения. Живо интересовались монголы астрономией. Они применяли математические знания для составления календарей, вычислений местонахождений астрономических объектов, продолжительности дня и ночи, определения человеческого возраста. Существует мнение, что монгольские кочевники составили атлас, в котором все небесные звезды были собраны в 28 созвездий.

Интересны монгольские календари - лунный, солнечный, звездный. Года в них носили названия животных, самым сложным считался год обезьяны, а цикл включал в себя 12 лет. Для летоисчисления у древних монголов применялись специальные доски - дощечка с 7 отверстиями отображала неделю, с 12-ю - год.

До 1921 года лечение людей и животных в Монголии осуществлялось исключительно с помощью народных методов. Древние историки утверждают, что медицина возникла здесь в средние века. В исторических заметках упоминаются растения и отвары, которые спасали от болей и заживляли раны. Наиболее известная личность в медицине - врач Данзап-жанцан (XVII в). Он являлся создателем первой медицинской школы, автором нескольких книг.

Народная медицина./Фото: itd0.mycdn.me

Монгольские врачи знали свойства всех растений, места их произрастания и способы переработки.

Рукопожатие после топтания на ноге и другие популярные суеверия

Монголы - народ весьма суеверный. В древние времена приметам, знаковым событиям уделялось особое значение, да и сейчас многие серьезно относятся к ним.

Популярным является суеверие, говорящее о том, что если человек наступил на ногу другому, то он должен тут же пожать ему руку. Если этого не сделать, то можно на всю жизнь стать врагами.

Монгол в меховой шапке./Фото: blogger.com

Монгольские всадники всегда подходят к своим лошадям исключительно с левой стороны, и отсюда же садятся на них верхом. Этот обычай настолько укрепился в народе, что даже лошади все к нему приучены. Если подойти к скакуну справа - это вызывает агрессивную реакцию животного и может быть опасно для здоровья и жизни человека.

Одним из самых главных запретов в Монголии является свист в закрытом помещении. Люди искренне верят в то, что такие манипуляции призываю в дом злых духов, которые приносят беды и несчастья.

Бех - любимый вид спорта монголов

Монгольская борьба (бех) - самый популярный вид спорта в республике. Для многих мужчин это значимая часть жизни, поскольку символизирует высокий статус. Если в семье рождается мальчик, родные молят небеса о том, чтобы он стал борцом. Чисто мужской вид спорта отражает силу, волю, ловкость и смекалку. Борцы одеваются в особый костюм, неизменной частью которого является открытая рубашка. Существует мнение, что такой фасон возник после того, как одним из участников поединков оказалась женщина.

Читайте также: