Значение слова филистимляне кратко

Обновлено: 02.07.2024

При всей воинской силе филистимлян их боги показаны беспомощными перед лицом Яхве ( 1Цар. 5:1–5 ). Свои божества филистимляне считали несведущими. Они сами невольно подтвердили это, пожелав известить свои божества о победе собственного войска ( 1Цар. 31:9 ; 1Пар. 10:9 ).

Филистимляне служат выразительным ветхозаветным образом. Пока их не покорил Давид, они были для Израиля постоянной военной угрозой и соблазном языческого поклонения, как это показано в рассказе о Самсоне ( Суд. 13 – 16 ).

См. также: БИТВЫ, ВРАГ, САМСОН, ЯЗЫЧНИКИ.

Филистимляне упоминаются уже в перечислении народов в Быт 10 : "От Мицраима произошли. Каслухим, откуда вышли филистимляне" (ст. 13 и след.). Из Втор 2:23; Иер 47:4; Ам 9:7 можно понять, что Ф. происходили с о-ва см. Кафтор (Крит); об их дальнейших переселениях точных данных нет. Каслухим (в евр. яз. - ф-ма мн.ч.) - это, вероятно, жители области у горы Касиос, располож. вост. дельты Нила. Часть Ф. сначала переселилась туда с Крита вместе с теми "народами моря", к-рые в XII в. до Р.Х. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли юж. границ Ханаана, пройдя через область у горы Касиос. Др. часть Ф. переселилась в Палестину непосредств. с о-ва Крит. Обе группы слились там с Ф., издавна жившими в Палестине, на земле, к-рая хранит предания о них со времен Авраама и Исаака (Быт 21:32,34; 26; Исх 13:17; 15:14; 23:31) .
Нордзей дает ответ на вопрос, почему егип. надписи до 1200 г. до Р.Х. не содержат сведений о Ф. Он полагает, что сначала Ф. оставались верны египтянам, покорившим Ханаан, поэтому при перечислении одержанных побед они по понятным причинам не упоминались. В пользу версии Нордзея говорят результаты раскопок, прежде всего в Гераре. Там были найдены сосуды, относящиеся к 2000-1500 гг. до Р.Х., аналогичные тем, что встречаются в слоях более позднего периода у Ф. Создается впечатление, что Ф., к-рые издавна селились в прибрежных областях Ханаана юж. Яффы, ок. 1200 г. до Р.Х. слились с родств. племенами. К ним, вероятно, относились пурасати, или пуласати (название к-рых соответствует обозначению Ф.), упоминаемые Рамсесом III (1195-1164 гг.) среди тех "народов моря", что угрожали в это время Египту. Критское происхождение Ф. подтверждается и тем, что Крит соответствует той области (или ее части), к-рую егип. тексты обозначают как "землю Кефто". В одном из егип. док-тов встречается имя см. Анхус, к-рое в Библии носит царь Гефа. Кр. того, на одном из егип. рельефов времен Рамсеса III пленные воины "народов моря" изображены в украш. перьями головных уборах, какие носили древние жители Крита. В 1Цар 30:14 говорится о Керети (Крите), в то время как в ст. 16 упоминается "земля Филистимская". (Ср. Иез 25:16; Соф 2:5 , где критяне также отождествляются с Ф.) Под хелефеями и фелефеями (см. Хелефеи и Фелефеи), телохранителями Давида, следует понимать критян и Ф. В.Гельдерен высказал предположение, что хелефеи, в отличие от других Ф., были потомками древнейших жителей Крита. Со временем это различие сгладилось.
Уже упоминавшиеся сосуды из Герара также указывают на критское происхождение Ф. У Ф. было пять главных городов: Газа, Ашкелон (Аскалон), Ашдод (Азот), Экрон (Екрон, Аккарон) и Геф, каждый из к-рых имел своего правителя (Нав 13:3) . Эти "владельцы Филистимские" поддерживали связи между собой и принимали совместные решения по важнейшим вопросам (Суд 16:5,23,27; 1Цар 5:8,11) , так что Ф. выступали по отношению к внешнему окружению как сильная и сплоченная группировка. Среди этих удельных князей, по крайней мере во времена Давида, особое положение, очевидно, занимал царь Гефа. В ВЗ Ф. выступают как враги израильтян, многократно превосходящие их в силе и нанесшие им несколько поражений. Полученные в ходе раскопок данные позволяют предположить, что ок. 1050 г. до Р.Х. Ф. разрушили города Силом, Беф-Цур и Дебир (Давир). В битве при Афеке, во времена Илия, они даже захватили ковчег завета (1Цар 4) . Хотя Самуил и добился в то время убедит. победы над Ф. (гл. 7), постоянная угроза с их стороны подогревала желание израильтян иметь своего царя (гл. 8). Согл. 1Цар 13:3 (ср. 10:5) , во времена Саула в Гиве Сауловой находился филистим. охранный отряд (ср. 10:5). Саул нек-рое время успешно действовал против Ф., чему особенно способствовала победа Давида над Голиафом (гл. 17), однако после гибели Саула в сражении на горе Гелвуй (гл. 31) израильтяне оказались зависимыми от них. И только позднее Давиду удалось окончательно разбить Ф. и освободить Израиль. При Соломоне Ф. сохранили покорность. После разделения Израильского царства произошли сражения между Ф. и Северным царством, был осажден Гавафон (3Цар 15:27; 16:15) . Иуд. царь Иосафат взимал с Ф. дань (2Пар 17:11) . При Иораме Ф. грабили Иудею и Иерусалим (2Пар 21:16 и след.) , при Озии они терпели поражения от израильтян (2Пар 26:6 и след.) . При Ахазе Иудея страдала от набегов Ф. на города, располож. на равнине и на юге, причем нек-рые из этих городов Ф. избрали местом своего поселения (2Пар 28:18) . Езекия одержал победу над Ф. (4Цар 18:8) . Ф. упоминаются и в ассир. надписях, напр. в надписях Синаххериба (библ. Сеннахирима). Ф. тоже пришлось испытать на себе ассир., вавил., а затем и перс. господство, поскольку в сравнении с этими народами они, как и израильтяне, оставались лишь одним из малых народов. Среди божеств Ф. самое важное место занимал Дагон, известен также Баал-Зебуб (см. Веельзевул), почитавшийся в Екроне. За враждебность к Божьему народу Ф. вновь и вновь постигали предсказ. пророками наказания (см. Ис 11:14; Иер 25:20; 47; Иез 25:15-17; Ам 1:6-8; Соф 2:4-7) . Однако в Библии есть предсказание и о том, что в конечном итоге Ф. познают истинного Бога (Зах 9:5-7) .

Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Полезное

Смотреть что такое "Филистимляне" в других словарях:

ФИЛИСТИМЛЯНЕ — (от древнееврейского пелиштим), народ, населявший с 12 в. до нашей эры юго восточное побережье Средиземного моря, из числа народов моря . Войны филистимляне с иудеями отражены в ряде древневосточных сказаний. В 8 в. до нашей эры покорены Ассирией … Современная энциклопедия

филистимляне — филистимляне, филистимлянин, филистимлянка (неправильно филистимляне, филистимлянин, филистимлянка) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Филистимляне — (от древнееврейского пелиштим), народ, населявший с 12 в. до нашей эры юго восточное побережье Средиземного моря, из числа “народов моря”. Войны филистимляне с иудеями отражены в ряде древневосточных сказаний. В 8 в. до нашей эры покорены… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФИЛИСТИМЛЯНЕ — (от др. евр. пелиштим) народ, населявший с 12 в. до н. э. юго восточное побережье Средиземного м., из числа народов моря . Войны филистимлян с иудеями отражены в ряде древневосточных сказаний. В 8 в. до н. э. покорены Ассирией. От филистимлян… … Большой Энциклопедический словарь

Филистимляне — древний народ, населявший с 12 в. до н.э. юго восточное побережье Средиземного моря, из числа так называемых народов моря. Войны филистимлян с иудеями нашли отражение в Ветхом Завете Библии. В 8 в. до н.э. покорены Ассирией. От филистимлян… … Исторический словарь

ФИЛИСТИМЛЯНЕ — ФИЛИСТИМЛЯНЕ, филистимлян, ед. филистимлянин, филистимлянина, муж. (др. евр. pelistim) (ист.). Известный из библии пришлый народ в Палестине (по имени которого она получила свое название), враждовавший с евреями. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

Филистимляне — (егип. Pulasti, евр. Pelistim, ассир. Palastu, греч.библ. Fulistieim; классич. Palaistinoi Suroi; народная этимологияallojuloi =: иноплеменницы перевода LXX) народ, давший свое имяПалестине. Источники для знакомства с его историей скудны. Он… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Филистимляне — (Philistines), народ несемитского про исх., один из народов моря , поселившихся в 12 в. до н.э. в Юж. Палестине. Основали пять городов: Ашдод, Ашкелон, Экрон, Гат и Газу. Контролировали мор. и сухопутные торг, пути, были серьезными противниками… … Всемирная история

Филистимляне — (ивр. פלישתים‎, пришельцы вторгающиеся) древний народ, населявший приморскую часть Израиля (от современного Тель Авива[1] до Газы). Неоднократно упомянут в Ветхом Завете (начиная с Быт.10:14), а также в ассирийских и египетских… … Википедия

Филистимляне — (евр. Плиштим) вышли из Каслухима, в Египте (Быт. 10:14); это место понимают следующим образом: филистимляне были семиты, пришельцы из Аравии и некоторое время жили среди народа каслухим в Египте. Филистимляне часто называются необрезанными… … Словарь библейских имен

Когда в 1-2-х веках нашей эры римляне запарились терпеть еврейские восстания, они ликвидировали свою буйную провинцию и изгнали оттуда коренное население. Регион с тех пор стал называться Палестиной в честь древних жителей этих мест, от которых к тому времени давно и кости истлели.

Однако, в момент возникновения Израильского царства филистимляне, от чьего имени было образовано это название, были очень сильны и претендовали на господство над соседними народами. Наряду с хеттами, это был второй народ на Ближнем Востоке, которому был знаком секрет выделки железа. Остальные тогда воевали мечами из бронзы.

Об этом племени очень мало известно, но вышеуказанный факт позволяет отнести их к индоевропейцам – группе древних народов, которые первыми освоили искусство литья стали. Это дало им серьезное военное преимущество перед своими соседями. Предки филистимлян сумели отбить для себя весомый кусок побережья и защитить его силой оружия. После этого они не создали единого царства, а жили независимыми полисами, которые лишь изредка объединялись во время войны.

Библия приводит разные сведения о происхождении филистимлян. В одном месте они именуются потомками народа каслухим, который ранее обитал в Египте. Другой отрывок относит их к кафторитам, этносу, чьей древней родиной являлся Крит. Генетический анализ гробниц той эпохи говорит, что население региона в раннем железном веке было ничуть не родственно своим соседям.

В библейскую эпоху филистимлянами правили пять царей, а их самым известным городом была Газа. Изначально им принадлежала лишь прибрежная территория, но пользуясь своим военным могуществом, они начали экспансию в сторону от побережья. И были в этом деле весьма успешны.

Ветхий завет упоминает о восьми крупных битвах между еврейскими кланами и филистимлянами, в которых удача была то на одной, то на другой стороне. Именно такой сильный враг способствовал тому, что древние израильтяне объединились в единое царство. Библейский рассказ о силаче Самсоне, который побеждал всех противников своего народа, но был обманут коварной красавицей, повествует именно об этом противостоянии. Лукавая Далила, обманувшая героя, была филистимлянкой.

(егип. Pulasti, евр. Peli š tim, ассир. Palastu, греч. библ. Φυλιστιείμ; классич. Παλαιστϊνοι; народная этимология αλλόφυλοι = "иноплеменницы" перевода LXX) ≈ народ, давший свое имя Палестине. Источники для знакомства с его историей скудны. Он несомненно обладал письменностью и архивами, но пока мы не располагаем этим материалом, так как в стране почти не было производимо систематических раскопок. Приходится довольствоваться сведениями, почерпаемыми из Ветхого Завета (книги Судей, Царств, Пророков), египетских текстов (Рамсеса III), ассирийских летописей и классических писателей (Юстин и др.). История. Ф. не принадлежали к семитическому племени и не были туземцами в Сирии. Библия называет их выходцами из Кафтора (Второз. II, 23; Иep. XLVII, 4; Амоса IX, 7), который некоторые считают Критом, основываясь на "Kretim" (1 Цар. XXX, 14), имени южной части области Ф.; в книге прор. Исаии (IX, 11) имя Ф. переведено даже Έλληνες. Имя Кафтор недавно найдено в одном весьма позднем египетском ге.

ФИЛИСТИМЛЯНЕ, филистимлян, ед. филистимлянин, филистимлянина, м. (др.-евр. pelistim) (истор.). Известный из библии пришлый народ в Палестине (по имени к-рого она получила свое название), враждовавший с евреями.

ФИЛИСТИМЛЯНЕ (от др.-евр. пелиштим) - народ, населявший с 12 в. до н. э. юго-восточное побережье Средиземного м., из числа "народов моря". Войны филистимлян с иудеями отражены в ряде древневосточных сказаний. В 8 в. до н. э. покорены Ассирией. От филистимлян происходит название Палестина.

Читайте также: