Значение романа война и мир в русской литературе очень кратко

Обновлено: 08.07.2024

Краткий анализ

Год написания – 1863-1869 годы.
История создания – Первоначально Толстой планировал написать повесть о декабристе, который вместе с семьей вернулся домой из многолетней ссылки. Однако в ходе работы замысел писателя существенно расширился: появились новые герои, отодвинулись временные рамки. В результате был написан роман-эпопея, работа над которым заняла у Толстого почти 7 лет.

Тема – Центральная тема произведения – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Также автором подняты темы любви, семьи, жизни и смерти, долга, войны.

Композиция – Роман состоит и 4 томов и эпилога, каждому тому соответствует определенный временной промежуток. Композиция романа отличается чрезвычайной сложностью и многослойностью.

Жанр – Роман-эпопея.

Направление – Реализм.

История создания

В 50-х годах 19 столетия у Льва Николаевича возникла идея написать повесть о декабристе, вернувшимся вместе со своим семейством из Сибири. Эта задумка настолько увлекла писателя, что он стал все глубже проникать во внутренний мир своего героя, искать мотивы тех или иных его поступков, докапываться до истины. В результате возникла необходимость описать всю жизнь героя, начиная с ранней молодости. Так временные рамки произведения были смещены почти на полвека назад, и сюжетная линия взяла свой отчет с 1805 года.

Неудивительно, что столь глубокое погружение в жизнь главного героя потребовало расширения и значительного увеличения главных и второстепенных героев.

На протяжении всей работы над романом, Лев Николаевич с большой долей критики относился к проделанной работе. Так, в стремлении создать достойное внимания произведение, им было написано 15 различных вариаций начала романа.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Романы эпопеи в русской литературе

Роман-эпопея — это масштабное по объёму монументальное эпическое произведение, в котором на фоне развития отдельных судеб раскрываются эпохальные события жизни целых народов или наций, имеющие решающее значение для многих поколений.

Историческая конкретика, осмысление закономерностей исторического процесса, индивидуальный мир вымышленного персонажа, массовые сцены — всё это находит своё отображение в романе-эпопее.

Пологий берег это что такое?

Обратим внимание на историю становления этой жанровой разновидности. Уже известный вам исследователь М.М. Бахтин обращает внимание на такие черты эпопеи:

  • предметом эпопеи служит национальное эпическое прошлое;
  • источником эпопеи служит национальное предание;
  • эпический мир отделён от современности, то есть от времени автора.

Таким образом, в романе-эпопее судьба личности, её становление (признак романа) раскрывается на фоне историче­ских событий, важных для всего народа или нации (признак эпопеи).

Среди множества тем, освещенных автором в романе, одной из важнейших является историческая судьба всего русского народа в период военного лихолетья. Лев Николаевич всегда критиковал любые войны, поскольку в дальнейшем они становились причиной серьезных проблем в социуме.

Люди, оторванные от привычных занятий и вынужденные убивать себе подобных, навсегда меняли свое мировоззрение. Как следствие, всей нации наносился огромный, непоправимый нравственный ущерб.

Военные действия стали прекрасным фоном для развития такой животрепещущей темы как истинный и ложный патриотизм. Война 1812 года имела огромное значение в объединении всей нации в общем патриотическом порыве – изгнать врага со своей земли. В этом были солидарны и многие представители дворянства и простой народ. Все герои романа, так или иначе, прошли проверку 1812 годом, и получили нравственную оценку своих действий.

Все свои чаяния и надежды Лев Николаевич вложил в основную мысль произведения – каждый человек должен жить интересами своего народа, стремиться к истинной гармонии, позабыв о жажде наживы или карьерных амбициях. Любовь к родине, добрые помыслы, единение с народом – то, чему учит произведение.

Литературные жанры: что это такое

Роды литературы (драма, эпос и лирика) отличаются по способу выражения художественного содержания. Если в тексте описываются события и характеры, то имеем дело с эпическим произведением. Если автор сосредоточился на выражении внутренних переживаний, то речь идет о лирике. Если в произведении события передаются через слово и действия, то разыгрывается драма.

Каждый из этих способов презентации художественного содержания воплощается в текстах, которые характеризуются определенными параметрами: написаны прозой или стихами, имеют большой или малый объем, динамический сюжет или неожиданную развязку, множеством сюжетных линий или имеют только одну линию и т. д.

Набор этих характеристик формирует тип художественного произведения — его жанр. Виды жанров — специфические художественные формы, в которых воплощается эпическое, лирическое или драматические содержание.

Жанры литературы сформировались еще в античные времена. В дальнейшем классификация жанров совершенствовалась и пополнялась новыми жанровыми формами, формировались межродовые жанры (романы в стихах, лирические миниатюры, драматическая поэма, эпическая драма и т. д.).

Разобраться с тем, какие бывают жанры, поможет список литературных жанров. Для каждого литературного рода он индивидуален. Краткая информация поможет легко и безошибочно определять, с каким жанром имеете дело на уроках литературы или с книгой, какого жанра знакомитесь самостоятельно.

Эпические жанры литературы

Роман и роман-эпопея

Повесть

Повесть занимает промежуточное положение между рассказом и романом. В повести более полно, чем в рассказе, рассматривается проблема взаимодействия человека и общества, однако не настолько всесторонне, как в романе.

Рассказ

Новелла

Композиция

Произведение состоит из 4 томов и эпилога, и каждой из частей книги соответствует определенный временной промежуток.

  • 1 том (1805 год) – описание войны и главных героев, наполненных честолюбивыми мечтами.
  • 2 том (1806-1811 год) – отображение проблем и сложных жизненных ситуаций, в которых оказался каждый из героев романа.
  • 3 том (1812 год) – полностью посвящен войне 1812 года.
  • 4 том (1812-1813 годы) – наступление долгожданного мира, с приходом которого происходит прозрение главных героев.
  • Эпилог (18120 год) – повествование о дальнейшей судьбе центральных персонажей.

Понятие о романе-эпопее

Роман-эпопея — это масштабное по объёму монументальное эпическое произведение, в котором на фоне развития отдельных судеб раскрываются эпохальные события жизни целых народов или наций, имеющие решающее значение для многих поколений.

Историческая конкретика, осмысление закономерностей исторического процесса, индивидуальный мир вымышленного персонажа, массовые сцены — всё это находит своё отображение в романе-эпопее.

  • предметом эпопеи служит национальное эпическое прошлое;
  • источником эпопеи служит национальное предание;
  • эпический мир отделён от современности, то есть от времени автора.

Таким образом, в романе-эпопее судьба личности, её становление (признак романа) раскрывается на фоне историче­ских событий, важных для всего народа или нации (признак эпопеи).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

Поскольку в романе задействовано много исторических лиц и даны описания реальных исторических событий, роман принято относить к литературному направлению реализм.

О чём книга и кто её герои

Также персонажами романа являются реальные люди, которые принимают участие в реальных исторических событиях: Александр I – российский император, Наполеон I Бонапарт – император Франции, Франц – император Австрии, Михаил Илларионович Кутузов – полководец, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армии, Багратион – генерал-лейтенант, Барклай де Толли – генерал-лейтенант.

Роман проходят в 10 классе школьной программы по литературе и задают летом после 9 класса в списке литературу по внеклассному чтению.

В свой роман Толстой вложил не только свои идеи и рассуждения, но и своё мировоззрение. В эпопее автор расположил множество мыслей: презрение к войне, призыв к единству и сплочённости, необходимость поиска душевной истины и своего места в жизни. И его услышали во всём мире. Р. Роллан, французский писатель, говорил: "Это произведение, как жизнь, не имеет и начала, ни конца. Оно — сама жизнь в её вечном движении".

Эта роман-эпопея отличный и наглядный пример для всех авторов не только из-за сюжета, но и из-за ряда особенностей. Первая — это необычайная точность всех событий — историзм. Толстой не использовал легенды, показывал героизм людей, опираясь лишь на настоящий материал, которые сохранились с того времени: "Приказ Напалеона был следующий: "Солдаты! Русская армия выходит против нас, чтобы отмстит. Позиции, которые мы занимаем — могущественны. "".

Второй особенностью было сопоставление и противопоставление.

Всё произведение пронизывается сравнением людей, образов жизни, внутренней души, например Кутузова и Напалеона, самого "Войны и мира", дворянства и светской аристократии.

Ещё, наверное, самая главная особенность автора присутствует в романе. Это внутренний мир, саморазвитие героя. Очень много примеров этого навыка можно увидеть на страницах "Войны и мира": разочарование Напалеоном Болконского, присутствие на поле боя и французский плен Пьера — и немало других примеров иллюстрируют талант Толстого: "Я иду потому, что это жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!" — говорил Балконский. Но потом, раненный, он понимает, куда на самом деле попал: "И страдания этого я не знал до сих пор".

"Война и мир" Толстого грандиозна как по замыслу, так и по мастерству писания, мастерству предоставить нам возможность видеть всё это своими глазами. Ведь всё это произведение больше похоже на историческую хронику, чем на роман-эпопею, и, естественно, оказывает огромное влияние на развитие русской литературы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

По книге Толстого весь мир учился и учится Россия.

Значение романа в мировой литературе огромно. Прежде всего, это роман-эпопея, в котором представлены широкие полотна военных действий в войне 1812 года, изображены исторические личности, Наполеон и Кутузов. Патриотизм простого русского народа, в том числе и дворянства, на примере семьи Ростовых и Болконских, патриотизм простого русского народа. Галерея образов героев так разнообразна, что трудно сказать, какого характера в романе нет. Тема семьи, тема любви и верности, тема поиска истины и смысла жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Художественные законы, открытые великим писателем, составляют и поныне непререкаемый авторитет романа "Война и мир".

Особенности романа "Война и мир" определяются жанром произведения. Роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

- исторический - обращение к реальным историческим событиям;

- философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;

- нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

Исходя из этого, можно выделить особенности творчества Толстого:

Сам Толстой писал: "Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека". Работая "в историческом роде", он, по его собственным словам, старался быть до мельчайших подробностей верным действительности. Толстой показывает величие и героизм правдиво, не опираясь на легенды и анекдоты. Не правы были те, кто упрекал писателя в "обесславливании" героического для России времени (генерал А. Норов, князь П. Вяземский).

На уроке можно провести интересную исследовательскую работу, доказывающую истинный подход к историческим событиям, сравнивая ход войны 1812 года в романе и в исторических документах.

От Немана до Смоленска

Русское командование знало о скоплении французских войск на берегу Немана. Наполеон вечером 9 (21) июня посылает приказ - выдвинуться к Неману. Организация переправы возлагалась на корпус Даву. "Россия, - писал Наполеон, - увлекается роком! Судьба ее должна исполниться. Перейдем Неман, внесем войну в русские пределы".

Переправа основных сил началась 12 (24) июня, левым крылом вперед. Вильна была занята 16 (28) июня без боя.

Русские не ожидали начала войны. 12 (24) июня Александр I устроил для литовского шляхетства бал в имении Бенигсена. Ночью во время бала было получено известие о начавшейся переправе французов.

Александр I послал к Наполеону генерала А. Д. Балашева. Но напрасно. Войска отходили тремя колоннами, уничтожая за собой переправы

Но Толстой пытается объяснить причины, приведшие к войне, опираясь на мнения историков и противопоставляя им свои взгляды

2. Сопоставление или противопоставление.

- Два состояния: мир и война.

- Различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причем и в мирное, и в военное время.

- Передовое дворянство и светская аристократия.

- Отдельные герои: Наташа - Элен, Пьер и Андрей - Анатоль и Долохов.

- Полководцы: Кутузов - Наполеон.

- Кутузов и Александр I.

- События: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых.

- Поведение на войне: Тушина, Тимохина - Долхова, Жеркова.

- Образ жизни: Ростовых и Болконских.

- Герои: Андрей и Пьер.

- Правители: Александр I и Наполеон и др.

Для сопоставления и противопоставления большую роль играет первая сцена - вечер у А. П. Шерер. Эта та неприемлемая норма жизни, с которой Толстой будет сравнивать все последующие сцены (у писателя было 14 вариантов этой сцены).

3. "Диалектика души", умение глубоко показать внутренний мир героя.

Портреты героев показаны в развитии, изменчивы, и это говорит о формировании личности. Проследим, как меняется Наташа Ростова, как формируется её личность.

В практической работе можно выяснить, как меняется лицо Наташи в различных эпизодах романа, и какой смысл при этом выявляется.

- Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).

- Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).

- Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).

- Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).

- В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).

- В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).

- Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).

- Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).

- После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).

- Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).

- Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. XXX-XXXII).

- После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I-III).

- Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV-XVII).

По тому, как меняется портрет, можно судить о характере и внутреннем состоянии героя.

Деталь помогает сделать портрет индивидуальным, выразительным. Например, у княжны Марьи - необыкновенные лучистые глаза, у Лизы Болконской - короткая верхняя губа, что делало ее похожей на белочку, у Пьера - неуклюжесть и растерянность.

Внутренний монолог показывает сложность и противоречия внутреннего мира героев, их духовную жизнь.

4. Изображение природы, психологический пейзаж.

Своеобразие изображения природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность. Интересно проследить связь природы с героями, их переживаниями. Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II); две встречи с дубом на пути в Отрадное помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III).

Можно найти такие примеры и у других персонажей, но у Толстого связаны с природой только положительные герои:

- Наташа Ростова весенней лунной ночью в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II); в сцене охоты (т. 2, ч. 4, гл. III); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X--XI).

- Николай Ростов в сцене поджога моста (т. 1, ч. 2, гл. VIII); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X-XI).

- Пьер Безухов в плену (т. 4, ч. 2, гл. XI).

В романе своеобразно связаны природа и война. Во время Аустерлица - природа мешает, войска не могут ориентироваться, что вызывает страшную неразбериху. Эпизод дается в восприятии князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. XIV-XV). Накануне Бородинской битвы "было ясно, светло, росисто и весело"; после битвы "стояла теперь мгла сырости и дыма", что подчеркивает драматизм ситуации (т. 3, ч. 2, гл. XXX, XXXIX). У Толстого в военных эпизодах никогда не бывает радостной природы.

Природа в романе связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, в движении, изображается реалистически. Мы видим зимнюю природу (святки), весеннюю (лунная ночь, пробуждающийся дуб), осеннюю (охота). Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война - разрушение гармонии мира.

5. Особенности языка романа.

В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерна сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя.


Краткий анализ

Год написания – 1863–1869 годы.

История создания – Первоначально Толстой планировал написать повесть о декабристе, который вместе с семьёй вернулся домой из многолетней ссылки. Однако в ходе работы замысел существенно расширился: появились новые герои, были отодвинуты временные рамки. В результате появился роман-эпопея, работа над которым заняла у Толстого почти 7 лет.

Тема – Центральная тема произведения – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Также автором подняты темы любви, семьи, жизни и смерти, долга, войны.

Композиция – Роман состоит и 4 томов и эпилога, каждому тому соответствует определённый временной промежуток. Композиция романа отличается сложностью и многослойностью.

Жанр – Роман-эпопея.

Направление – Реализм.

История создания

В 50-х годах XIX столетия Л.Н. Толстой берётся за работу над повестью о декабристе, вернувшемся вместе со своим семейством из ссылки в Сибири. Эта тема настолько увлекла писателя, что он стал всё глубже проникать во внутренний мир своего героя, искать мотивы его поступков, разбираться, как сформировался характер человека, пришедшего к выступлению на Сенатской площади в 1825 году. В результате возникла необходимость описать всю жизнь героя, начиная с ранней юности. Так временные рамки произведения были смещены на полвека назад, и сюжет начал свой отсчёт с 1805 года.

Неудивительно, что столь глубокое погружение в жизнь главного героя потребовало расширения и значительного увеличения главных и второстепенных персонажей.

На протяжении работы над романом Лев Николаевич критично относился к проделанной работе. В стремлении написать достойное внимания произведение он создал 15 различных вариантов начала романа.

Читайте также: