Межнациональные конфликты в средней азии кратко

Обновлено: 30.06.2024

После событий в селах Кордайского района Жамбылской области Казахстана, когда в результате межэтнических столкновений погибло 11 человек, а около 40 получили ранения, внимание общественности и международных экспертов к проблеме конфликтов подобного рода резко усилилось. То, что события, носящие явно характер межнационального конфликта, произошли в Казахстане, показательно – ведь Нур-Султан всегда стремился продвигать имидж Казахстана как самого стабильного и надежного государства. При этом, важно отметить, что роль и значение Казахстана, как страны, задающей тон в политико-экономических процессах всего региона Центральной Азии, трудно переоценить. Поэтому можно задать вопрос, есть ли модель межэтнического согласия, которая может быть применена ко всему региону, или такая модель пока не может быть сформулирована?

Данные комитета по статистике Республики Казахстан демонстрируют, что основными этническими группами, проживающими в стране, являются казахи – 70,23%, русские – 19,96%, узбеки – 3,32% и уйгуры – 1,31%. При этом стабильно растущими этносами являются казахи, узбеки, уйгуры, турки и азербайджанцы[1]. Если говорить о Кыргызстане, то на июль 2019 года по данным Нацстаткома этническая картина КР выглядит следующим образом: 73,5 % – кыргызы, 14,7 % – узбеки, 5,5 % населения – русские, 1,1 % населения – дунгане, 0,9% населения – уйгуры, таджики и другие национальности.

Межэтнические конфликты в приграничных зонах

Основной причиной межэтнических конфликтов является не исконный национализм, а конструкция этнического национализма

Какие вынесены уроки из межнациональных конфликтов?

Далее рассмотрим Туркменистан.

А теперь самые проблемные регионы: Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Постоянные митинги в Кыргызстане и огромное количество гастарбайтеров в России дают понять об их жизни. При А. Акаеве страна вступила в полосу кризисов, которые углублялись с каждым разом. То же самое происходило при К. Бакиеве. Ни один из них не пытался поднять страну, а лишь заботился о собственном имуществе.

Узбекистан.

По данным Федеральной миграционной службы России, из более 10 млн. иностранцев свыше 2 млн. являются гражданами Узбекистана. Они занимают первое место среди всех остальных мигрантов.

Таджикистан.

– недостаточное применение принципа разделения властей;

– доминирование командно-административного метода управления;

– непрозрачность власти, сращивание власти и собственности и концентрация и того и другого в руках – относительно узкого круга/группы элит;

– непропорциональное развитие теневой экономики и так далее.

Вместе с тем таджикская модель (как и все остальные) обладает рядом специфических черт. Основным фактором для нас явилась гражданская война, продлившаяся более пяти лет. Межтаджикский конфликт до сих пор считается не только одним из самых продолжительных, но и одним из наиболее ожесточенных на постсоветском пространстве. Он привел к следующим последствиям:

– Масштабная миграция (беспрецедентная по масштабу на всем постсоветском пространстве). В первую очередь речь идет об эмиграции русскоязычного населения. К нему в Таджикистане традиционно относили не только этнических русских, но и выходцев с Кавказа и Поволжья. Также в эту группу попала значительная часть душанбинцев, для которых русский язык стал основным языком общения. В 1990-е же гг. страну покинула и подавляющая часть национальной интеллигенции, сформированной за годы советской власти. Отток образованной части населения привел к резкому, даже по постсоветским меркам, упадку науки и системы образования.

Социально-экономический коллапс 1990-х гг., в том числе периода гражданской войны в Таджикистане был отмечен следующими показателями:

– в 1993 г. ВВП сократился на 16% (в неизменных ценах);

– в 1994 – на 24%, в 1995 – на 12%;

– ВВП в 1995 г. составлял лишь 41% от показателя 1991 г.

Экономика Таджикистана давно упала. Население безграмотно. В деревнях отсутствует даже сотовая связь. Продукты питания очень дорогие, несмотря на мизерные зарплаты. Высокая преступность и национальная нетерпимость делает опасным пребывание в республике. С 1992 г. страной, вместе с наиболее обеспеченной частью населения, управляет Президент Эмомоли Рахмон (Эмомоли Шарипович Рахмонов).

При его управлении, к 2010 г. окончательно оформилась настоящая социально-экономическая модель Таджикистана.

Во-первых, политическая система слабо сбалансирована; власть чрезмерно централизована, оппозиция постепенно уходит на периферию, развитие гражданского общества существенно отстает. При этом доступ к ресурсам сосредоточен в руках относительно небольшой группы элит; в условиях недостатка ресурсов центральные элиты сегодня все дальше идут в регионы, где они сталкиваются с интересами местных региональных элит.

В 2014 г. таджикская экономика также выживает, по сути дела, благодаря экспорту трудовых ресурсов. При этом денежные переводы из России составляют боле 90% от объема всех переводов.

При этом Республика продает все, что только можно продать. Даже во вред собственному народу. Люди зимуют без отопления, электричество лишь на несколько часов в день, безработица, экстремисты, наркотики. О политической системе можно сказать одно – Эмомоли Рахмон (Эмомоли Шарипович Рахмонов) управляет страной с 1992 г. вместе с наиболее обеспеченной частью населения. Экономика давно упала. Население безграмотно. В деревнях отсутствует даже сотовая связь. Продукты питания очень дорогие, несмотря на мизерные зарплаты. Высокая преступность и национальная нетерпимость делает опасным пребывание в республике.


Самостоятельная работа

Задание 1.

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

1. Опишите процесс зарождения конфликтов?

2. Расскажите о конфликтах в Средней Азии после распада СССР

3. Какие республики (бывшего СССР) вошли в состав СНГ?

Задание 3.

Заполните таблицу по теме:

Таблица 1.

Далее рассмотрим Туркменистан.

А теперь самые проблемные регионы: Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Постоянные митинги в Кыргызстане и огромное количество гастарбайтеров в России дают понять об их жизни. При А. Акаеве страна вступила в полосу кризисов, которые углублялись с каждым разом. То же самое происходило при К. Бакиеве. Ни один из них не пытался поднять страну, а лишь заботился о собственном имуществе.

Узбекистан.

По данным Федеральной миграционной службы России, из более 10 млн. иностранцев свыше 2 млн. являются гражданами Узбекистана. Они занимают первое место среди всех остальных мигрантов.

Таджикистан.

– недостаточное применение принципа разделения властей;

– доминирование командно-административного метода управления;

– непрозрачность власти, сращивание власти и собственности и концентрация и того и другого в руках – относительно узкого круга/группы элит;

– непропорциональное развитие теневой экономики и так далее.

Вместе с тем таджикская модель (как и все остальные) обладает рядом специфических черт. Основным фактором для нас явилась гражданская война, продлившаяся более пяти лет. Межтаджикский конфликт до сих пор считается не только одним из самых продолжительных, но и одним из наиболее ожесточенных на постсоветском пространстве. Он привел к следующим последствиям:

– Масштабная миграция (беспрецедентная по масштабу на всем постсоветском пространстве). В первую очередь речь идет об эмиграции русскоязычного населения. К нему в Таджикистане традиционно относили не только этнических русских, но и выходцев с Кавказа и Поволжья. Также в эту группу попала значительная часть душанбинцев, для которых русский язык стал основным языком общения. В 1990-е же гг. страну покинула и подавляющая часть национальной интеллигенции, сформированной за годы советской власти. Отток образованной части населения привел к резкому, даже по постсоветским меркам, упадку науки и системы образования.

Социально-экономический коллапс 1990-х гг., в том числе периода гражданской войны в Таджикистане был отмечен следующими показателями:

– в 1993 г. ВВП сократился на 16% (в неизменных ценах);

– в 1994 – на 24%, в 1995 – на 12%;

– ВВП в 1995 г. составлял лишь 41% от показателя 1991 г.

Экономика Таджикистана давно упала. Население безграмотно. В деревнях отсутствует даже сотовая связь. Продукты питания очень дорогие, несмотря на мизерные зарплаты. Высокая преступность и национальная нетерпимость делает опасным пребывание в республике. С 1992 г. страной, вместе с наиболее обеспеченной частью населения, управляет Президент Эмомоли Рахмон (Эмомоли Шарипович Рахмонов).

При его управлении, к 2010 г. окончательно оформилась настоящая социально-экономическая модель Таджикистана.

Во-первых, политическая система слабо сбалансирована; власть чрезмерно централизована, оппозиция постепенно уходит на периферию, развитие гражданского общества существенно отстает. При этом доступ к ресурсам сосредоточен в руках относительно небольшой группы элит; в условиях недостатка ресурсов центральные элиты сегодня все дальше идут в регионы, где они сталкиваются с интересами местных региональных элит.

В 2014 г. таджикская экономика также выживает, по сути дела, благодаря экспорту трудовых ресурсов. При этом денежные переводы из России составляют боле 90% от объема всех переводов.

При этом Республика продает все, что только можно продать. Даже во вред собственному народу. Люди зимуют без отопления, электричество лишь на несколько часов в день, безработица, экстремисты, наркотики. О политической системе можно сказать одно – Эмомоли Рахмон (Эмомоли Шарипович Рахмонов) управляет страной с 1992 г. вместе с наиболее обеспеченной частью населения. Экономика давно упала. Население безграмотно. В деревнях отсутствует даже сотовая связь. Продукты питания очень дорогие, несмотря на мизерные зарплаты. Высокая преступность и национальная нетерпимость делает опасным пребывание в республике.


Самостоятельная работа

Задание 1.

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

1. Опишите процесс зарождения конфликтов?

2. Расскажите о конфликтах в Средней Азии после распада СССР

3. Какие республики (бывшего СССР) вошли в состав СНГ?

Задание 3.

Заполните таблицу по теме:

Таблица 1.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

В отличие от Казахстана, сумевшего в постсоветское время решить большую часть своих территориальных проблем, ситуация в Средней Азии далеко не так безоблачна. Большинство расположенных здесь республик имеют территориальные споры с соседями, значительная часть которых до сих пор не урегулирована. Этническая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и - что еще более важно в условиях засушливого климата - водных ресурсов, придавая периодически возникающим конфликтам выраженную социально-экономическую окраску.

В отличие от Казахстана, сумевшего в постсоветское время решить большую часть своих территориальных проблем, ситуация в Средней Азии далеко не так безоблачна. Большинство расположенных здесь республик имеют территориальные споры с соседями, значительная часть которых до сих пор не урегулирована. Этническая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и - что еще более важно в условиях засушливого климата - водных ресурсов, придавая периодически возникающим конфликтам выраженную социально-экономическую окраску.

На сегодняшний день наибольшее число территориальных споров существует между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном, которые помимо общих границ и аграрного перенаселения объединяет принадлежность к "пороховой бочке Центральной Азии" - Ферганской долине, где расположены Ошская область Киргизии, Согдийская область Таджикистана, а также Ферганская, Наманганская и Андижанская области Узбекистана. Даже по сравнению с неблагополучными районами Средней Азии Ферганская долина выделяется высокой перенаселенностью, уровнем исламизации населения и большим числом нерешенных социально-экономических проблем. Неудивительно, что межгосударственные отношения Киргизии, Таджикистана и Узбекистана после распада СССР отличались высокой степенью конфликтности.

Несовпадение этнических и государственных границ, берущее свое начало в национально-государственном размежевании 1924-1925 гг., привело к тому, что во всех республиках Средней Азии проживают крупные общины других титульных этносов региона. Так, в Узбекистане, по данным на начало 1999 г., проживало 1,2 млн. таджиков, 967 тыс. казахов, 216 тыс. киргизов и 142 тыс. туркмен1, в Туркменистане (1995) - 407,1 тыс.2, в Киргизии (1999) - 665 тыс.3, а в Таджикистане (2000) - 937 тыс. узбеков4. За исключением Узбекистана, самой крупной этнической общиной которого являются таджики, наиболее многочисленная диаспора в остальных республиках Средней Азии - узбеки. Наличие крупных этнических общин, проживающих на границе со своим "титульным" государством, является сегодня мощным конфликтогенным фактором.

Как правило, численность таких диаспор властями всегда искусственно занижалась. По оценке российского этнолога Ю. Г. Кульчика реальная численность таджиков в Узбекистане в 1,5-2 раза выше официальной, а в Бухаре и Самарканде они составляют большинство населения5. Того же мнения придерживается американский исследователь Д. Шоберлайн-Энгел, по свидетельству которого на улицах Самарканда чаще слышишь таджикскую, чем узбекскую речь6. По некоторым данным, численность таджиков в Узбекистане достигает 5-6 млн. чел., а это - 20-25% населения республики7. После окончания гражданской войны 1992-1997 гг. принадлежность Бухары и Самарканда, населенных преимущественно таджиками, превратилась в одну из главных проблем таджико-узбекских отношений. В начале 2000-х гг. претензии на Самарканд и Бухару выдвигались бывшим лидером Объединенной таджикской оппозиции М. Зиеевым, занимавшим в правительстве Таджикистана пост министра по чрезвычайным ситуациям.

Одной из главных угроз территориальной целостности Киргизии руководство республики считает компактное проживание узбеков в граничащих с Узбекистаном южных областях. Географически Киргизия делится на северную и южную части, которые отделяют друг от друга горные хребты, а соединяет всего одна дорога. На территории южных областей по переписи 1999 г. проживало 632,8 тыс. узбеков, что составляло 26,1% их населения8. По данным официальной статистики, удельный вес узбеков в южных регионах на протяжении 1990-х гг. практически не изменился, тогда как киргизов - заметно вырос (с 59,7 до 67,6%). Между тем по данным Ассамблеи народов Кыргызстана, уровень естественного прироста узбеков в середине 1990-х гг. был выше, чем киргизов, а их удельный вес в 1989-1995 гг. увеличивался9. На результаты переписи 1999 г., по всей видимости, повлияли опасения властей по поводу нарастания на юге этносепаратистских тенденций. Фактор наличия крупной узбекской общины постоянно сказывался во время событий "тюльпановой революции" 2005 г., когда в результате захвата оппозицией органов власти южных областей возникла реальная угроза раскола страны.

Нерешенной проблемой является наличие в Узбекистане и Киргизии этнических анклавов. Так, в Киргизии расположены два крупных узбекских анклава - Сох и Шахимардан, где проживает от 40 до 50 тыс. человек. В Узбекистане же находится входящее в состав Киргизии село Барак с населением около 600 чел. Будучи отрезанными от основной территории республики, жители этих населенных пунктов испытывают острые проблемы с пересечением государственной границы, функционированием экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения. Предпринятые в 2001 г. попытки решить эти проблемы путем обмена территориями оказались безуспешными. Предложение узбекской стороны соединить Сох, где расположено 19 населенных преимущественно таджиками кишлаков, широкой полосой земли с Узбекистаном в обмен на передачу южной части анклава были отвергнуты Киргизией, посчитавшей, что предлагаемые земли на имеют агротехнической ценности, а Лейлекский и Баткенский районы будут полностью отрезаны от остальной территории республики10.

В Киргизии также находится таджикский анклав Ворух, административно относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. На территории площадью около 130 тыс. кв. км. проживают более 20 тыс. человек, 95% которых являются таджиками, а 5% - киргизами. С 1980-х гг. территория Баткенского района Киргизии является ареной длительного конфликта между киргизами и таджиками соседнего Исфаринского района Таджикистана, в основе которого лежит спор за земельно-водные ресурсы. Столкновения между таджиками и киргизами были зафиксированы в селениях Ворухе-Танги в 1982 г. и Матче-Актатыре в 1988 г. В 1989 г. противоречия переросли в межэтнический конфликт, безуспешные попытки урегулирования которого предпринимались в течение всего следующего года. Весной 1991 г. столкновения возобновились, причем со стороны таджиков было выдвинуто требование передачи им в постоянное пользование 10 тыс. га киргизских земель. Тем самым конфликт, в ходе которого с взаимными обвинениями выступили президенты Киргизии и Таджикистана, перешел на межгосударственный уровень11. Породившие его причины действуют вплоть до настоящего времени. В 1998 г. на территории Баткенского района вновь произошли столкновения из-за распределения воды, после чего были созданы совместные дружины для контроля над ее распределением12.

Пограничные проблемы Таджикистана, Киргизии и Узбекистана резко обострились в результате Баткенских событий. В 1999-2000 гг. вооруженные формирования Исламского движения Узбекистана (ИДУ) дважды производили рейды с территории Северного Таджикистана в Киргизию и Узбекистан, с трудом отраженные армейскими подразделениями, причем во время последних боев 2000 г. возникла непосредственная угроза Ташкенту. Опасаясь повторного прорыва боевиков ИДУ, Ташкент начал одностороннее минирование границ с Таджикистаном и Киргизией, что повлекло за собой многочисленные жертвы среди мирного населения. Недовольство киргизской стороны вызвало размещение вооруженных сил Узбекистана в анклавах Сох и Шахимардан, что, по мнению Бишкека, противоречило международным нормам13.

Последствия Баткенских событий для таджико-узбекских отношений оказались еще более серьезными. В 2000 г. из приграничной Сурхандарьинской области Узбекистана были депортированы более 5 тыс. этнических таджиков, проживавших в 18 кишлаках. Население было перевезено в пустыню Шарабадского района, после чего все кишлаки были уничтожены ВВС Узбекистана14. Поводом для депортации послужили сведения о том, что во время вторжения формирований ИДУ жители этих кишлаков, таджики по национальности, имели контакты с боевиками15. Спустя несколько лет аналогичную политику стал проводить Душанбе. В целях более выгодной делимитации границы с Узбекистаном власти в конце 2007 г. стали оказывать давление на проживавших в приграничных районах Согдийской области узбеков, заставляя их принять гражданство Таджикистана. В случае отказа им угрожали конфискацией имущества и депортацией за пределы республики Поэтапное переселение вглубь республики этнических узбеков и расселение таджиков проводилось в Шаартузском и Турсунзадевском районах Согдийской области, где узбеки составляли большинство населения16.

В настоящее время из пяти республик Центральной Азии полностью делимитировал сухопутные границы только Туркменистан, подписавший соответствующие договоры с Узбекистаном (сентябрь 2000 г.) и Казахстаном (июль 2001 г.). Основные проблемы по делимитации границы решил Казахстан, урегулировавший большую часть вопросов с Узбекистаном, Киргизией и Россией. В то же время проблемы делимитации границ между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией не решены до сих пор. Так, на границе между Киргизией и Узбекистаном насчитывается 58 спорных участков, а из 1375 км. границы делимитировано только 99317. Напряженные отношения между тремя среднеазиатскими республиками не исключают возникновения новых этнотерриториальных конфликтов, социальную почву для которых создает продолжающийся прирост населения и сложное социально-экономическое положение. Кроме того, конфликты здесь провоцирует сам процесс формирования "новых национальных государств" с их государственной идеологией, частью непременного арсенала которой стало выдвижение территориальных претензий к соседям.

2 Перепись населения Туркменистана 1995. Государственный комитет Туркменистана по статистике. Т.1. Ашгабат, 1996. С. 67.

3 Основные итоги Первой национальной переписи населения Кыргызской Республики 1999 года. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Бишкек, 2000. С.26.

4 Перепись населения Таджикистана // Статистика СНГ. 2002. Авг. №15. С. 39.

6 Щоберлайн-Энгел Д. Перспективы становления национального самосознания узбеков // Восток. 1997. №3. С.60.


От стрельбы до дружбы один шаг

Встречай оружие! В Киргизии хотят решить приграничные проблемы оригинальным способом — раздачей оружия населению

Встречай оружие! В Киргизии хотят решить приграничные проблемы оригинальным способом — раздачей оружия населению

Так, устроенная разгоряченными местными жителями перестрелка, которая стоила жизни трем таджикским военнослужащим и одному киргизскому пограничнику, произошла меньше чем через пару месяцев после встречи в приграничном районе президентов Киргизии и Таджикистана Сооронбая Жээнбекова и Эмомали Рахмона. Тогда точно так же прозвучали общие слова о необходимости активизировать переговоры о делимитации границы и создать соответствующую межправительственную комиссию. Было принято решение компенсировать ущерб пострадавшим во время пограничных стычек.

Эмомали Рахмон и Сооронбай Жээнбеков

Эмомали Рахмон и Сооронбай Жээнбеков

Фото: пресс-служба президента Кыргызстана

Кстати, эта встреча, которую Жээнбеков назвал исторической, стала реакцией на еще один конфликт, разгоревшийся из-за установки местными жителями флагов на спорных участках. Тогда в результате перестрелки погиб таджикский школьный учитель, более двадцати человек получили ранения, а власти начали эвакуацию местного населения. Всего с начала с 2019 года между жителями приграничных районов Киргизии и Таджикистана произошло три конфликта, и речь идет только о тех случаях, когда столкновения заканчивались летальным исходом. Происшествий, когда местные жители закидывали друг друга камнями, а пограничники были вынуждены открыть предупредительный огонь, было значительно больше.

Дурная наследственность

Границы дозволенного После вступления Киргизии в ЕАЭС Россия получила еще один тлеющий конфликт

Геополитическую бомбу замедленного действия в регионе заложили большевики. Из многочисленных племен Средней Азии советская власть выделила пять основных наций: казахов, киргизов, узбеков, туркменов и таджиков. Границы Туркестанского края, который объединял пять областей с территориями Хивинского ханства и Бухарского эмирата, в 1920-е годы были поделены между новосозданными республиками.

Однако при этом национальный принцип не стал ключевым при размежевании территории. Советская власть чертила границы исходя из соображений экономической целесообразности. Осложнял административное деление и кочевой образ жизни местных племен: если, например, в одно время года в какой-то местности преобладало таджикское население, то в другое на этой территории доминирующим народом могли оказаться узбеки. В конечном итоге большевики ориентировались на принцип расселения народов, ведущих оседлый образ жизни, что впоследствии оказалось ошибкой.





Сильнее всего от советских территориальных экспериментов пострадало население Ферганской долины. В годы Российской империи эта межгорная впадина, которая лучше других окрестностей подходит для земледелия, выделялась в отдельную область. До этого она была центром и жемчужиной Кокандского ханства. Большевики же решили разделить благодатную землю сразу между тремя союзными республиками — Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном.

Все это было неважно в рамках одной страны. Но когда на территории Ферганской долины оказались бок о бок три независимых суверенных государства, границы между которыми стали периодически закрываться, местное население ощутило на себе трудности с поставками воды и гуманитарных грузов, транспортной изолированностью от пастбищ, медицинских услуг и своих семей. И Фергана — не единственный район Средней Азии, где стоит проблема разграничения. К моменту распада СССР ни одна из семи пограничных линий в регионе не была полностью согласована. На каждом из участков сохранялись спорные вопросы, решение которых не могли найти десятилетиями.

Общая угроза

В 1990-е странам Средней Азии пришлось отложить свои пограничные разборки из-за угрозы извне. Китай тогда решил воспользоваться слабостью соседей и увеличить свои территории. Пекин зарился на советские земли еще с 1960-х годов, также он был заинтересован в том, чтобы вирус независимости не перекинулся с Западного Туркестана на подконтрольный Китаю Восточный Туркестан (Синьцзян-Уйгурский автономный район).

Желтая Чечня Мусульманам Китая дают миллионы, но они хотят размножаться и строить халифат

Горький опыт пограничных соглашений с Китаем сыграл важную роль в отношениях постсоветских республик со своими соседями. Идти на новые уступки по-прежнему никто не хотел, особенно после тихой коллективной капитуляции перед Китаем, но всем наконец стало ясно, что территориальные вопросы необходимо решить между собой раз и навсегда. В последние несколько лет начавшиеся в то время переговоры в итоге начали приносить плоды.

Первыми смогли договориться казахи с туркменами. Тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон о ратификации соглашения о демаркации границы в январе 2018 года. Процесс делимитации и последующей демаркации границы протяженностью 458 километров длился почти 17 лет. Еще год спустя, в январе 2019 года, был окончательно ратифицирован договор о государственной границе Киргизии и Казахстана. Переговоры Астаны с Бишкеком продолжались с 1999 года. Протяженность пограничной линии составила 1257 километров.


Фото: Алексей Калмыков / Reuters

Чуть менее успешно, но достаточно активно идет процесс по демаркации протянувшейся на 2351 километр границы между Казахстаном и Узбекистаном. Завершение длящихся уже 16 лет переговоров не за горами — граница давно делимитирована, а вопросы спорных территорий были закрыты. Трудности остаются лишь на участках, проходящих через высохшую часть Аральского моря.

В чем сила, биродар?

Например, киргизо-казахская граница проходит по неплодородным степям и горам, за которые вряд ли кто-то захочет активно бороться, отмечает эксперт. Кроме того, межэтнические отношения киргизов и казахов, в том числе за счет многочисленных межнациональных браков, стали очень спокойными и миролюбивыми. Что касается сильной центральной власти, то в случае с Казахстаном вопросов также не возникает — Назарбаев справедливо считался одним из самых эффективных среди лидеров среднеазиатских республик.

Шариат в движении Они боролись с узбекскими властями и спецназом США. Их цель — исламское государство

Шариат в движении Они боролись с узбекскими властями и спецназом США. Их цель — исламское государство

Для закрепления своих успехов Узбекистан возводил на границах стены и минировал подходы к ним. Во многом такие меры объяснялись необходимостью борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом. Ташкент, взявший на себя главную роль в этом процессе, всеми силами пытался не допустить возвращения изгнанных из страны исламистов через условные границы.

Аналогичную стратегию, но уже против Узбекистана, использовала Туркмения, в пограничных районах которой проживают этнические узбеки. Тут уже Ашхабад показывал силу своей центральной власти, закрывая наглухо границу с соседом во избежание распространения все того же исламского терроризма. Когда главной проблемой двухсторонних отношений стали разделенные границей узбекские семьи, вопрос демаркации пограничной линии отошел на второй план.

Шавкат Мирзиёев и Гурбангулы Бердымухамедов

Шавкат Мирзиёев и Гурбангулы Бердымухамедов

Фото: пресс-служба президента Республики Узбекистан

Ситуация изменилась после прихода к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева, который решил придерживаться доктрины полного мира, гармонии, добрососедства и сотрудничества. Сила центральной власти была перенаправлена на поиск компромиссов с соседями и предотвращение любых пограничных конфликтов.

Подвижки в решении пограничных вопросов в Ферганской долине можно считать главным достижением Мирзиёева. В январе Ташкент и Душанбе завершили процесс демаркации границ, в апреле был согласован график полевых работ. С учетом того, что другие проблемы в отношениях двух стран не решены, нельзя сказать, когда границы будут установлены окончательно, но то, что уже смогли согласовать Узбекистан и Таджикистан, — это большой прогресс.

В сентябре в регионе произошел исторический прорыв: страны договорились о взаимовыгодном и равноценном обмене территориями. Стороны передадут друг другу по 413 гектаров земли. В перспективе этот прецедент может стать фундаментом для решения остальных территориальных споров в Ферганской долине.

Территория войны

Демографическая ситуация в Ферганской долине действительно представляет собой аномалию на постсоветском пространстве. Если на большинстве территорий наблюдается депопуляция, опустошающая огромные площади земли, то в Ферганской долине все ровно наоборот: на клочке площадью 22 тысячи квадратных километров проживает более 15 миллионов человек.


Фото: Василий Федосенко / Reuters

Ситуация с перенаселением усугубляется его тотальной бедностью и нехваткой ресурсов. В 2019 году компания Focus Economics выпустила доклад о самых бедных странах мира. Поделившие между собой Ферганскую долину государства входят в топ-10. Практически все население долины живет за счет животноводства и сельского хозяйства, поэтому каждый клочок земли — на вес золота.

Тем хуже от того, что на эту землю претендуют не только честные земледельцы и пастухи, но и различные криминальные структуры. Через долину проходят маршруты наркотрафика и контрабанды оружия. Есть сведения, что немалую долю этого бизнеса контролируют исламисты из запрещенных террористических группировок.

Такие обстоятельства создают ситуацию, в которой центральные правительства абсолютно не контролируют происходящее на местах. Как следствие, возникающие на границах столкновения носят не межгосударственный характер, а местечковый: стычки возникают между обычными людьми, а не правительствами двух стран.

С одной стороны, это делает маловероятным начало полномасштабного военного конфликта, с другой — чревато безнаказанностью для зачинщиков и постоянным повторением историй. Отсутствие контроля, рост преступности, бедность, борьба за жизненно важные ресурсы типа воды уже привели к актам массовой резни в Фергане, как в 1989 в Ферганской области Узбекистана или в 2010 году в Ошской области Киргизии.

Еще одно опасное следствие происходящих в долине процессов — массовая эмиграция из региона. Предпочтительным местом назначения, как правило, оказывается Россия.

Проблема для России

3 апреля 2017 года в метро Санкт-Петербурга прогремел взрыв, в результате которого погибли 16 человек и еще 67 получили ранения. Смертником оказался 22-летний уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов. Он переехал в Россию на следующий год после прогремевших в его родном городе Ош погромов.

Взрыв Чорку Почему приграничные конфликты в Средней Азии отразятся на России

Ош в спину Что известно о родине петербургского смертника

Ситуация в Фергане создает почти неразрешимую дилемму. С одной стороны, поток мигрантов оттуда грозит повторением истории. Но с другой стороны — продолжающийся отток населения из долины уменьшает риск радикализации местного населения. Узбеки, киргизы и таджики уезжают оттуда трудиться в Россию вместо того, чтобы от отчаяния и отсутствия перспектив присоединиться к радикальным исламистам и начать борьбу за мировой халифат.

Чтобы разрешить эту дилемму, необходимо создать благоприятные условия существования в Ферганской долине, избавившись от конфликтов, однако в экспертном сообществе сомневаются в том, что это в принципе возможно.

Для России такой сценарий стал бы настоящей катастрофой и потребовал бы вмешательства, ведь Киргизия и Таджикистан являются участниками Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Желание впутать в местные разборки Москву в Ферганской долине особо не скрывают. В сентябре после очередного пограничного конфликта жители Баткенской области Киргизии отправились в Бишкек, чтобы требовать закрепления спорных территорий за Бишкеком и переноса российской авиабазы Кант поближе к границе.

Читайте также: