Значение правления александра 2 для россии кратко

Обновлено: 16.05.2024

Император Александр II известен в истории как монарх-реформатор. Таких масштабных изменений Россия не испытывала со времён Петра I. Историки отмечают, что его действия порой были противоречивыми.

Будущий император был хорошо образован, владел тремя иностранными языками, его наставником по праву был Михаил Сперанский, автор многих законопроектов при Александре I . К государственному управлению отец его готовил со всей серьезностью.

Александр был введён в Сенат, Синод, Государственный совет и Кабинет министров. Так же принимал участие в Крымской войне, стоял во главе столичного гарнизона. После смерти Николая I, правление молодого императора началось с завершения военных действий и заключения Парижского мира (1856). Поражение России заставило Александра II задуматься о его причинах и всесторонне оценить обстановку в государстве.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Феодальный строй и крепостное право в России не соответствовало веяниям и техническому развитию второй половины 19 века. Это стало причиной промышленной отсталости империи и поражения её в Крымской войне. Помещики предпочитали использование крестьянского труда, а не внедрение каких-либо технологий. Крестьянство нищало, повсеместно назревали забастовки и голодовки. Что приводило к разорению поместий и, соответственно, уменьшению поступлений в государственную казну. Экономика России находилась в шатком положении и требовала срочных и масштабных реформ. Проигрыш в войне повлиял и на настрой крестьянства, оно утратило доверие к правительству окончательно.

Основные реформы Александра II

Значимыми во время правления Александра II были преобразования:

  • Крестьянская реформа, 1861;
  • Финансовая реформа, 1863;
  • Реформа образования, 1863;
  • Земская реформа, 1863;
  • Судебная реформа, 1864;
  • Реформа государственного самоуправления, 1870;
  • Военная реформа, 1874.

Реформой, которая способствовала бы изменению социального и политического положения Российской империи, была отмена крепостного права. Так же остро стоял вопрос изменения военного уклада. С решения этих проблем и начал свою деятельность Александр II в первые годы своего правления.

Крестьянская реформа

В 1859 году все местные предложения перешли в рассмотрение Редакционной комиссии, задачей которой было составить единый законопроект для всей страны. Во главе комиссии стоял Я. И. Ростовцев. Создавая Положение вместе с другими либерально настроенными чиновниками, он стремился учитывать интересы крестьянства.

В 1860 году проект подвергся цензуре со стороны правительственных сановников, поэтому в итоговом документе интересы помещиков стояли не первом плане.

Данное Положение не привнесло ожидаемую свободу в жизнь крестьянства. Площади выделенных земель часто были меньше тех, которые ранее выделялись помещиками. Участки предоставлялись малоплодородные или в местах со сложными для хлебопашества условиями. Средств на выплату за надел не было, поэтому в счёт погашения долга приходилось отрабатывать на землях, принадлежащих помещику. На разработку своего участка у многих не оставалось ни времени, ни сил. Цена, выплачиваемая помещику и государству за землю, была завышена. На момент полного погашения выкупа, крестьянин платил втрое выше её реальной стоимости.

Ликвидация военных поселений

Одним из первых шагов на пути к восстановлению военной мощи империи стало упразднение военных поселений. Данные образования были созданы в годы правления Александра I с целью улучшить комплектование армии и укрепить положение военнослужащих во время несения службы и после отставки. Однако, они не оправдали ожиданий. В поселениях царила жёсткая дисциплина и надзор начальства над всеми сферами жизни. Проведение сельскохозяйственных работ строго регламентировалось вне зависимости от погодных условий и необходимости. Военнослужащие не были приспособлены к качественному возделыванию земель, поэтому часто их хозяйства приходили в упадок. Всё это привело к недовольству и периодически возникающим бунтам в поселениях.

Придя к власти, Александр II отправил Д. Столыпина в южные поселения для оценки обстановки. Получив донесение флигель-адъютанта о результатах поездки, император в 1857 году принял решение о ликвидации военных поселений и передачи их в управление министерства государственных имуществ.

Финансовая реформа (Государственный Банк)

В 1863 году была проведена финансовая реформа, предполагающая создание системы, соответствующей капиталистическому типу экономики. Её разработкой занимались государственный контролер В. Татаринов и министр финансов М. Рейтерн.

Реформа включала в себя следующие положения:

  • принцип гласности – публикация государственного бюджета;
  • основание Государственного банка Российской империи;
  • создание Главного выкупного учреждения при министерстве финансов;
  • создание в структуре министерства финансов казначейств;
  • основание финансовых органов местного значения – контрольных палат;
  • введение антикоррупционных мер (откупы сменились на акцизные марки);
  • деление налогов на прямые и косвенные.

Для препятствования казнокрадству была введена схема отчетности за использованные средства. Государственный бюджет утверждался императором и Государственным советом. В конце каждого года предоставлялся отчет об использовании госбюджета. Реформирование финансовой системы позволило сделать ее более эффективной и открытой.

Реформа образования

Реформирование образования проводилось в несколько этапов и на всех уровнях:

Реформы образования Александра

Начальные школы

Особенностью реформы начального образования стало разрешение частным лицам и общественным учреждениям создавать школы. Срок обучения составлял 3 года. Появились такие типы образовательных заведений:

  • воскресные;
  • церковноприходские;
  • частные;
  • земские;
  • государственные.

Средняя школа

Основным звеном среднего образования были гимназии. Они делились на 2 типа:

  1. Классические. Занимались подготовкой учеников к поступлению в университет.
  2. Реальные. Готовили учеников к поступлению в технические учебные заведения.

В гимназиях обучение длилось 7 лет. Историки говорят о делении людей того времени на сословия с учетом полученного ими образования: классические гимназии – высшее образование, реальные гимназии – торговцы и промышленники.

Стать учеником гимназии мог человек любого сословия. Однако, обучение было платным, что фактически перекрывало доступ части населения к получению среднего образования.

1862 год считается датой появления первых женских гимназий. Программа в таких заведениях отличалась. Но впервые в истории России женщины получили право на образование.

Высшее образование

Принятие Университетского устава было началом всех образовательных реформ Александра II и установило их хронологию – 1863-64 года. Университеты получали автономию и право избирать ректора и декана своим советом профессоров. Представители этих должностей имели право:

  • принимать на работу и увольнять преподавателей;
  • утверждать программу обучения;
  • формировать учебные планы и дисциплины;
  • решать финансовые вопросы.

Женщинам предоставлялась возможность получить высшее образование. Для этого создавались высшие женские курсы. Они были расположены в Москве, Казани, Киеве и Петербурге.

Проведенные реформы были направлены на формирование всеобщего образования. Однако, реальные результаты были достигнуты только в сфере начального образования. Для большей части населения среднее и высшее образование оставалось недоступным, в связи с высокой платой за обучение.

Земская реформа (изменение местного самоуправления)

  1. Уездные земские собрания. Избирались раз в 3 года. Состояли преимущественно из дворян.
  2. Представители в губернские земские собрания избирались уездными органами.

Уездное население подразделялось на 3 курии (группы):

  • землевладельцы;
  • городские избиратели;
  • выборные от крестьян (сельских жителей).

В первую и вторую курии входили лица с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей. Для крестьян были организованы многоступенчатые выборы.

В сферу обязанностей земских собраний входило:

  • установление направления деятельности земства;
  • в конце года – контроль деятельности земских управ.

Работа земских органов наиболее проявилась в создании новых больниц и школ. Но полноценными органами самоуправления земства так и не стали.

Реформа городского самоуправления

Для ускорения развития городам не хватало местного самоуправления, общегосударственные мероприятия часто не соответствовали потребностям конкретной местности.

Была создана Городская дума, избираемая раз в 4 года. Стать её членом мог любой горожанин. Дума занималась сбором налогов и назначением управленцев в городе. Средства поступали в размере 1% от доходов промышленных и торговых предприятий. 40% этих денежных ресурсов тратилось на устройство города. Остальные 60% уходили на содержание полиции, тюрем, пожарных служб, солдатских казарм.

По результатам реформы города получили больше самоуправления, в местные органы попадали представители всех сословий. Однако, содержать эти органы управления город должен был на собственные средства, что для маленьких городов было существенной проблемой.

Военная реформа

В военной сфере реформы представляли собой систему мер, направленную на укрепление боеспособности российской армии и флота. Результаты Крымской войны показали несостоятельность армейской организации в целом. Проведением преобразований в этой отрасли занимался военный министр Д. Милютин.

  • введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов;
  • призывались здоровые мужчины, достигшие 20 лет;
  • срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет и 9 лет пребывания в запасе;
  • срок службы на флоте составлял 3 года и 7 лет пребывания в запасе;
  • в зависимости от полученного образования и семейного положения срок службы мог уменьшаться.

В мирное время на действительной службе находилось 25-30% призывников.

Управление армией было подвергнуто усовершенствованию. Было сформировано 15 военных округов, на территории которых были расквартированы войска. Их возглавлял командующий, который подчинялся непосредственно министру.

Значимой стала реорганизация системы военного образования. Были ликвидированы кадетские корпуса. Созданы были военные гимназии с улучшенной учебной программой. Их выпускники могли в дальнейшем продолжить обучение в различных учебных организациях.

Военное образование предоставляли юнкерские училища:

  • пехотные;
  • кавалерийские;
  • военно-инженерные;
  • артиллерийские.

Высшее образование можно было получить в академиях Генерального штаба, артиллерийских.

Воспитание солдат было построено не на муштре и жёсткости, а на выполнении священного долга по защите отечества.

Реформы коснулись перевооружения. Парусные деревянные корабли заменили паровыми металлическими судами. Сухопутные войска были оснащены скорострельными винтовками, новым артиллерийским снаряжением.

Результатами 20-летнего введения военных реформ стало формирование боеспособной, хорошо организованной и вооруженной армии. Что и было продемонстрировано в последующих военных кампаниях Александра II.

Историческое влияние реформ

Реформы эпохи Александра II имели большое историческое значение для дальнейшего развития Российской империи.

Освобождение крестьян стало толчком для кардинального изменения общественного строя. Дворянство, занимающее доминирующее положение со времен Екатерины II, перестало преобладать в жизни населения. Появились органы самоуправления, в состав которых могли входить крестьяне. Плюсом стало развитие торговли, городской инфраструктуры. Постепенно исчезала сословная разобщенность между городами и уездами.

Всесословное направление было поддержано созданием судов, земств, всеобщей воинской повинности, школ. Дворянство, утратив привелегированное положение, не смогло до конца перестроиться на новый лад. Что повлекло за собой разорение части дворянских поместий, а их земли попали в руки купцов и крестьян.

Одним из последствий реформ стало активное появление радикально настроенных слоев населения. Проведенные реформы в общественной и государственной жизни не подразумевали проведение политической реформы и изменения конституционного строя. Общество, взбудораженное кардинальными переменами, не могло смириться с такими полумерами. К концу 70-х годов стали появляться революционные кружки, распространяющие социалистические идеи.

Противоречивость императора во внутренней и внешней политике так же способствовала усилению недовольства:

  1. Крепостное право было отменено, но нерешенным остался земельный вопрос, который имел большое значение для крестьян.
  2. После проведения военной реформы успехи российской армии проявились в присоединении Туркестана и Дальнего Востока. Но в то же время были отданы Курильские острова и Аляска.
  3. Реформы носили либеральный характер, однако, в последние годы правления Александра II усилился полицейский террор.

Правлению Александра II нельзя дать однозначную положительную или отрицательную оценку. Но это был большой шаг для России на пути перехода из феодального общества к современному капиталистическому строю.


Годы царствования императора Александра II стали для России эпохой реформ и достаточно активной внешней политики. Он стал последним императором, который присоединил к Российской империи какие-то новые территории. Правление Александра 2 кратко изучают в школьном курсе истории 8 и 10 классов.

Основные события внутренней политики

Император вступил на престол в возрасте 37 лет в 1855 году. Он был подготовлен к царствованию, но Россия досталась ему в тяжелом состоянии. Шла Крымская война, она истощила финансы и обострила многие проблемы.

Император Александр II

Рис. 1. Император Александр II.

В 1857 году ликвидированы военные поселения и началась подготовка к отмене крепостного права. Она состоялась в 1861 году, но получившие свободу крестьяне должны были платить выкупные платежи за землю.

В 1863—1864 годах власти подавали восстание в польских губерниях и провели сразу четыре реформы:

  • финансовую;
  • высшего образования;
  • земскую;
  • судебную.

В результате в России появилось местное самоуправление и современное судопроизводство (всесословный суд с институтом присяжных) и новые учебные заведения. В 1870–1871 годах власти провели реформы городского самоуправления и среднего образования. Последней реформой стала военная 1874 года. Армию не только перевооружили новыми видами орудия, но и ввели всеобщую воинскую повинность вместо устаревшей системы рекрутских наборов.

По своему содержанию реформы Александра II были либеральными. Например, в финансы был введен принцип гласности и власти стали публиковать данные о государственном бюджете. Основным актом реформы высшего образования стал новый университетский устав, самый либеральный за всё правление династии Романовых.

Россия при Александре II

Рис. 2. Россия при Александре II.

Самое главное о внешней политике

В 1856 году был подписан Парижский мирный договор, который завершил Крымскую войну России с Османской империей, Великобританией и Францией. Согласно его условиям, Черное море стало нейтральным без военного флота одной из двух держав, имевших на нем порты. Турция получилась часть земель между низовьями Дуная и Днестра.

В последующие годы основными направлениями внешней политики стали южное и восточное. В 1858 и 1860 года между Россией и империей Цин (Китаем) были подписаны два договора: Айгунский и Пекинский. В итоге в состав России вошли земли в Приамурье, в 1860 году был основан Владивосток. В 1861 году в Японии открылась Русская духовная миссия, а в 1875 году между странами был подписан Санкт-Петербургский договор. В состав России вошел Сахалин, а в состав Японской империи — Курильские острова.

Несмотря на перечисленные приобретения в Азии, России пришлось отказаться от Аляски, ее продали США в 1867 году.

На южном направлении в правление Александра II было немало успехов. В 1864 году завершилась Кавказская война. С 1865 по 1881 год в состав России вошли земли Средней Азии южнее Алматы, от юго-восточного берега Каспия до Памира.

Русско-турецкая война 1877–1878 годов стала своеобразным реваншем за поражение в Крымской войне. Османская империя потерпела поражение, русская армия подошла в феврале 1878 года к Стамбулу. Восточный вопрос вызывал интерес большинства европейских государств. В июне 1878 состоялся Берлинский конгресс, и приобретения противников Турции оказались намного скромнее. В состав России вошла южная Бессарабия, Карс и Батуми. Черногория, Сербия и Румыния получили независимость, а Болгария состояла из двух частей: автономии со столицей в Софии и Восточной Румелии.

Кратко основные события царствования Александра II можно представить в таблице:

Александр II

Судьба этого императора — это во многом судьба России, во многом игра на грани возможного и невозможного. Александр II всю свою жизнь поступал не так, как ему хотелось, но как того требовали обстоятельства, родственники, страна. Возможно ли такое: названного Освободителем царя погубят те, кто считал себя лучшими представителями народа!

17 апреля 1818 года в Чудовом монастыре на свет появился первенец российского императора Николая I. Воспитанием наследника престола занимались видные педагоги и ученые: учителем русского языка стал В.А. Жуковский, законодательство преподавал М.М. Сперанский, а финансы Е.Ф. Канкрин. У будущего императора достаточно быстро сложилась полная картина относительно состояния России и ее потенциального будущего, а также развилось государственное мышление.

Уже в 1834-1635 годах Николай I вводит сына в состав важнейших государственных органов Империи: Сенат и Святейший Синод. Как и его предшественники, Александр состоит на военной службе и отвечает в ходе русско-турецкой войны 1853-1856 годов за боеспособность ополчения в Петербурге. Ярый поборник самодержавия Александр очень быстро приходит к убеждению в отсталости социально-экономической системы России, запуская при этом целый комплекс реформ, которые навсегда изменят облик империи.

Реформы Александра II называют Великими: Отмена крепостного права (1861), Судебная реформа (1863), Реформа образования (1864), Земская реформа (1864), Военная реформа (1874). Преобразования затронули все сферы деятельности российского общества, сформировав экономико-политические контуры пореформенной России. Деятельность Александра II была во многом направлена на слом устоявшихся веками порядков, что привело к всплеску социальной активности с одной стороны, а также пробудило реакцию со стороны помещичьего класса. В результате подобного отношения к царю-Освободителю 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала (ныне канал им. Грибоедова) император Александр II погиб от рук народовольцев-бомбистов. Историки до сих пор спорят, какой бы стала Россия, проживи государь хотя бы четыре дня, когда в Государственном Совете должно было пройти обсуждение конституционного проекта Лорис-Меликова.

Сегодня существуют множество памятников Александру II Освободителю, один из них стоит в Хельсинки. В Санкт-Петербурге на набережной канала им. Грибоедова на месте смертельного ранения императора-освободителя был построен храм Спаса на Крови, где до сих пор можно увидеть булыжники, на которые 1 марта 1881 года пролилась кровь Александра.

Будущий наследник российского престола появился на свет в 1818 году. С самых ранних лет его отец Николай 1 готовил Александра к будущему правлению, благодаря чему юный наследник смог получить полное и всестороннее образование. Учителем Александра был, в том числе, известный писатель Жуковский.

К правлению Александр 2 смог приступить в 1955 году, сразу после кончины своего отца. Это не было для него в новинку: Александр уже занимался государственными делами и ранее, в моменты отсутствия Николая в столице.

Начало правления


Политика Александр 2 резко отличалась от его предшественников. Государь сразу понял, что Россия остро нуждается в реформах. Одним из главных решений императора стала реформа 1861 года, когда было отменено крепостное право. Российская Империя стала одной из последних европейских стран, где крестьяне были освобождены. В то время, как в большинстве стран Европы люди были свободны еще с начала XIX века, до России либеральные реформы дошли лишь во второй его половине. Именно за это крестьяне и нарекли Александра II как царя-освободителя.

Основные события

Перемены коснулись не только крепостного права. Другой знаковой реформой Александра II стала земская реформа. Управление на местах теперь велось по-новому. Причем изменения коснулись и помещиков, и теперь уже свободных крестьян.

Еще одним значимым изменением стала налоговая реформа. Теперь вся финансовая системы была изменена, чтобы соответствовать капиталистической модели экономики. Государственный бюджет стал открытым, все ведомства были обязаны публиковать подробную отчетность по сборам. Были предприняты значительные шаги для минимизации казнокрадства. Государственный бюджет формировался самим императором и подчиненным ему Госсоветом.

Изменилась и структура местного самоуправления. Теперь в каждом крупном городе появился местный парламент – городские думы. Все это в целом положительно сказалось на развитии торговли и производства.

Войны в период правления Александра II

В самом начале правления Александру II досталась одна из нерешенных проблем – Крымская война. Для России итоги войны стали далеко не самыми успешными. Страна потеряла Крым и была вынуждена заключить мирный договор на не совсем выгодных для себя условиях. В 1856 году страны-участницы – Россия, Франция, Англия и Австрия подписали Парижское мирное соглашение, которое завершило войну.

Еще одной войной во время правления Александра 2 стала русско-турецкая война 1877-1878 годjd. Поводом для нее стали гонения на православное население в Болгарии, которая на тот момент находилась в составе Османской Империи. Война завершилась победой России, а Болгария получила значительную автономию.

Крестьянская реформа

Итоги правления

Несмотря на довольно успешные войны, благодаря которым, Россия значительно увеличила свои владения и другим успешным реформам, недовольство населения в целом только возрастало. На царя было совершено несколько покушений, одно из которых оказалось для него фатальным. Оно было совершено 1 марта 1881 года. Террористический акт был совершен одним из революционеров – Игнатием Гривеницким. Он смог, минуя охрану императора, бросить бомбу под его ноги. Александр 2 и сам террорист получили смертельные ранения. Период правления царя-освободителя был окончен.

Императору удалось восстановить добрые отношения почти со всеми европейскими странами и значительно увеличить территорию Российской Империи. Единственной потерей стала Аляска, проданная США в 1867 году.

Читайте также: