Значение первобытного искусства в жизни и культуре раннеродовой общины кратко

Обновлено: 03.07.2024

Период раннеродовой общины – это период активного развития духовной культуры и рациональных знаний.

Накопление знаний об окружающей природе помогало выживанию, и в этом плане знания предков даже превышали знания современного человека: они могли спокойно найти воду, еду, знали все растения и животные свои страны, съедобных растений было больше, чем впоследствии их было окультурено.

Развивается медицина: есть различные приемы примитивной хирургии, обрабатывали раны, переломы, делали трепанацию черепа.

Происходит накопление арифметических знаний. Считается, что современный мир унаследовал от первобытного человека десятеричную систему счисления, не очень удобную, кстати (такие примеры появляются довольно рано: например, сунгирская культура, сунгирская лошадка). Можно увидеть распространенный в палеолите ритм, основанный на семерке. В те времена счет времени не касался более крупных периодов: он охватывал либо время суток, либо касался сезонов: разливов рек, перелетов птиц. Видимо, в то время не было каких-то календарей, имеющих четкую начальную дату, и все даты были связаны с конкретными событиями. Человек мог объяснять свой возраст, что родился в тот год, когда был самый большой разлив реки или голод. Имелись представления о способах измерения расстояния: большие расстояния измерялись днями пути, поменьше – полетом копья, еще поменьше – длиной человеческих органов (рук, ног). Исчисление расстояния могло быть не чисто географическим, а социальным: географические и социальные факторы могли сочетаться при измерении расстояний: например, род, где живут близкие родственники, мог считаться ближе, чем более близкий географический род, где живут не родственники. Среди европейцев принято мнение: то, что будет еще впереди, а то, что было сзади. У некоторых африканских народов бывает наоборот. Расстояние также могло делиться на свое, освоенное, и чужое.

Развивается музыка: появляются флейты, различные щипковые, ударные инструменты. Появляются коллективные танцы, имитировали какие-то сцены из охоты, жизни, были связаны с культовой практикой.

В целом, первобытное мышление отличалось от современного, характеризовалось некоторой нерасчлененностью, алогичностью, эмоциональностью, и скорее всего, не было четкого различия между естественным и сверхъестественным: часто все, что окружало людей (животные, растения, природные объекты) наделялось душой. И все это очеловечивание окружающего мира называется аниматизм: например, шел человек по дороге, запнулся о камень и упал – виноват камен, не любит человека. Или убегал человек от животного, попался ему под руку камень, кинул человек камень и убил животного – хороший камень. Постепенно, с развитием мировоззрения и мышления людей, появляются представления о всеобщей живности и о каких-то сверхъестественных субстанциях: духах и богах. Например, живет в дереве дух, и от него зависит, хороший ли из этого дерева будет дом. Представления о том, что все предметы вокруг живые, называются анимизмом.

Появляются представления о душе. Например, в некоторых племенах считалось, что у человека может быть несколько душ: душа-кровь, душа-дыхание, душа сердце, душа-легкое, душа-тень, душа-отражение, причем они могут покинуть человека, после чего он заболевает. Во время сна или тяжелой болезни душа покидает человека, потом возвращается. У многих народов душа представляется в виде птицы или бабочки. У некоторых народов были представления о душе, которая проникает в человека целиком, и они стремились сохранить тело как можно дольше. Потому у них существовали лицевые сосуды, в которые помещали части тела. Какие-то природные объекты представляются живыми, потому что в них живет какой-то дух, добрый или враждебный к человеку.

Появляются различные умилостивительные действия (жертвоприношения), которые могут предварять какое-то дело или завершать дело. Разрабатываются целые системы вещей или продуктов, которые нужно принести в жертву в каком-то случае.

Появляется шаманизм, или экстатический способ общения с пространством, когда человек с помощью наркотиков и музыки доводит себя до транса и искренне верит, что попал в потусторонний мир, чтобы вернуть душу заболевшего или проводить душу умершего, или посоветоваться с духами об охоте. Еще одним из способов влияния на дух были магические действия – магия, например.

Магия подразумевала автоматическое достижение цели при правильно совершенном действий. Различные исследователи разрабатывали различные классификации магии.

Одним из первых таких исследователей был англичанин Дж. Фрезер Он делил магию на положительную (колдовство, когда нужно что-то делать) и отрицательную (табу, когда нужно что-то не делать). Например, у кавказских народов если муж уходит на охоту, жена не должна мыть голову и рассказывать кому-то, куда ушел муж, чтобы животные не услышали и животных водой не смыло. Фрезер в положительной магии выделял:

- инициальную магию, когда результат достигался автоматически;

- парциальную магию: воздействие на часть предмета, чтоб воздействовать на целое. Считалось, например, что можно воздействовать на человека по его следам. В средневековье при дворах восточных правителей был человек, который должен был съедать постриженные ногти султана, чтоб никто их не коснулся и ему не повредил. Миклухо-Маклаю приходилась обменивать свои пряди волос на пряди волос папуасов, чтобы проводить антропологическое исследование.

Другой исследователь С.А. Токарев предлагал классификацию магии не по способу, а по цели действия и выделял виды:

- Лечебная и предохранительная;

- Военная магия – направлена на все войско противника, она включает защитные обряды для своего войска;

- Промысловая магия (охотничья, рыболовная). Ительмены, народы севера, сначала делали изображения китов из травы и ели их, а потом шли на китобойный промысел;

Говоря о культовой практике того периода, на первое место поставим промысловые культы (обеспечение удачной охоты и рыбной ловли) и обряды, связанные с социоструктурным культом – тотемизмом: представления о родстве данного родственного коллектива с каким-то животным, реже растением. У всех родов были такие родоначальники и предки. Выбор их не совсем понятен, поскольку в их качестве не всегда брались сильные хищники. Иногда в качестве родоначальника выступали дерево, ручей, дождь, радуга. Специальной религиозной организации во главе со жрецами нет, но в каждом роду есть шаман, знахарь, колдун, прорицатель. Иногда могут быть отдельно шаман и колдун. В это период нет установленных догматов и книг, верования представляют собой хаотичную структуру образов.

Появляются мифы, объясняющие окружающий мир, происхождение вещей. Иногда они имеют в качестве персонажей сверхъестественных существ. Характерная черта мифов в том, что они касаются не глобальных вещей, а конкретных: не почему возникли озера, а почему возникло именно это озеро? Например, женщина пошла с кувшином к реке, взяла воду, потом запнулась, кувшин разбился, и получилось это конкретное озеро. Откуда появилась радуга, почему дождь идет? Иногда мифы определяют социальные явления. Популярен миф, откуда пришла смерть.

Период раннеродовой общины – это период активного развития духовной культуры и рациональных знаний.

Накопление знаний об окружающей природе помогало выживанию, и в этом плане знания предков даже превышали знания современного человека: они могли спокойно найти воду, еду, знали все растения и животные свои страны, съедобных растений было больше, чем впоследствии их было окультурено.

Развивается медицина: есть различные приемы примитивной хирургии, обрабатывали раны, переломы, делали трепанацию черепа.

Происходит накопление арифметических знаний. Считается, что современный мир унаследовал от первобытного человека десятеричную систему счисления, не очень удобную, кстати (такие примеры появляются довольно рано: например, сунгирская культура, сунгирская лошадка). Можно увидеть распространенный в палеолите ритм, основанный на семерке. В те времена счет времени не касался более крупных периодов: он охватывал либо время суток, либо касался сезонов: разливов рек, перелетов птиц. Видимо, в то время не было каких-то календарей, имеющих четкую начальную дату, и все даты были связаны с конкретными событиями. Человек мог объяснять свой возраст, что родился в тот год, когда был самый большой разлив реки или голод. Имелись представления о способах измерения расстояния: большие расстояния измерялись днями пути, поменьше – полетом копья, еще поменьше – длиной человеческих органов (рук, ног). Исчисление расстояния могло быть не чисто географическим, а социальным: географические и социальные факторы могли сочетаться при измерении расстояний: например, род, где живут близкие родственники, мог считаться ближе, чем более близкий географический род, где живут не родственники. Среди европейцев принято мнение: то, что будет еще впереди, а то, что было сзади. У некоторых африканских народов бывает наоборот. Расстояние также могло делиться на свое, освоенное, и чужое.

Развивается музыка: появляются флейты, различные щипковые, ударные инструменты. Появляются коллективные танцы, имитировали какие-то сцены из охоты, жизни, были связаны с культовой практикой.

В целом, первобытное мышление отличалось от современного, характеризовалось некоторой нерасчлененностью, алогичностью, эмоциональностью, и скорее всего, не было четкого различия между естественным и сверхъестественным: часто все, что окружало людей (животные, растения, природные объекты) наделялось душой. И все это очеловечивание окружающего мира называется аниматизм: например, шел человек по дороге, запнулся о камень и упал – виноват камен, не любит человека. Или убегал человек от животного, попался ему под руку камень, кинул человек камень и убил животного – хороший камень. Постепенно, с развитием мировоззрения и мышления людей, появляются представления о всеобщей живности и о каких-то сверхъестественных субстанциях: духах и богах. Например, живет в дереве дух, и от него зависит, хороший ли из этого дерева будет дом. Представления о том, что все предметы вокруг живые, называются анимизмом.

Появляются представления о душе. Например, в некоторых племенах считалось, что у человека может быть несколько душ: душа-кровь, душа-дыхание, душа сердце, душа-легкое, душа-тень, душа-отражение, причем они могут покинуть человека, после чего он заболевает. Во время сна или тяжелой болезни душа покидает человека, потом возвращается. У многих народов душа представляется в виде птицы или бабочки. У некоторых народов были представления о душе, которая проникает в человека целиком, и они стремились сохранить тело как можно дольше. Потому у них существовали лицевые сосуды, в которые помещали части тела. Какие-то природные объекты представляются живыми, потому что в них живет какой-то дух, добрый или враждебный к человеку.

Появляются различные умилостивительные действия (жертвоприношения), которые могут предварять какое-то дело или завершать дело. Разрабатываются целые системы вещей или продуктов, которые нужно принести в жертву в каком-то случае.

Появляется шаманизм, или экстатический способ общения с пространством, когда человек с помощью наркотиков и музыки доводит себя до транса и искренне верит, что попал в потусторонний мир, чтобы вернуть душу заболевшего или проводить душу умершего, или посоветоваться с духами об охоте. Еще одним из способов влияния на дух были магические действия – магия, например.

Магия подразумевала автоматическое достижение цели при правильно совершенном действий. Различные исследователи разрабатывали различные классификации магии.

Одним из первых таких исследователей был англичанин Дж. Фрезер Он делил магию на положительную (колдовство, когда нужно что-то делать) и отрицательную (табу, когда нужно что-то не делать). Например, у кавказских народов если муж уходит на охоту, жена не должна мыть голову и рассказывать кому-то, куда ушел муж, чтобы животные не услышали и животных водой не смыло. Фрезер в положительной магии выделял:

- инициальную магию, когда результат достигался автоматически;

- парциальную магию: воздействие на часть предмета, чтоб воздействовать на целое. Считалось, например, что можно воздействовать на человека по его следам. В средневековье при дворах восточных правителей был человек, который должен был съедать постриженные ногти султана, чтоб никто их не коснулся и ему не повредил. Миклухо-Маклаю приходилась обменивать свои пряди волос на пряди волос папуасов, чтобы проводить антропологическое исследование.

Другой исследователь С.А. Токарев предлагал классификацию магии не по способу, а по цели действия и выделял виды:

- Лечебная и предохранительная;

- Военная магия – направлена на все войско противника, она включает защитные обряды для своего войска;

- Промысловая магия (охотничья, рыболовная). Ительмены, народы севера, сначала делали изображения китов из травы и ели их, а потом шли на китобойный промысел;

Говоря о культовой практике того периода, на первое место поставим промысловые культы (обеспечение удачной охоты и рыбной ловли) и обряды, связанные с социоструктурным культом – тотемизмом: представления о родстве данного родственного коллектива с каким-то животным, реже растением. У всех родов были такие родоначальники и предки. Выбор их не совсем понятен, поскольку в их качестве не всегда брались сильные хищники. Иногда в качестве родоначальника выступали дерево, ручей, дождь, радуга. Специальной религиозной организации во главе со жрецами нет, но в каждом роду есть шаман, знахарь, колдун, прорицатель. Иногда могут быть отдельно шаман и колдун. В это период нет установленных догматов и книг, верования представляют собой хаотичную структуру образов.

Появляются мифы, объясняющие окружающий мир, происхождение вещей. Иногда они имеют в качестве персонажей сверхъестественных существ. Характерная черта мифов в том, что они касаются не глобальных вещей, а конкретных: не почему возникли озера, а почему возникло именно это озеро? Например, женщина пошла с кувшином к реке, взяла воду, потом запнулась, кувшин разбился, и получилось это конкретное озеро. Откуда появилась радуга, почему дождь идет? Иногда мифы определяют социальные явления. Популярен миф, откуда пришла смерть.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много.

Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. появились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).

Надо отметить, что в первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкретический, т. е. единый, культурный комплекс. Который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообразии его форм), спорт, науку. Изображения, воспроизведенные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального магического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые "макароны"). Более поздние изображения эпохи палеолита - это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер.

Древнейшие статуэтки животных отличаются точным изображением, жизнь заставляла человека-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Первобытные простейшие женские фигуры с непропорциональными конечностями, гипертрофированными материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место.

Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха) 10-6 тыс. до н. э. стали более красочными. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни.

Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. до н. э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры. (Например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья). Характерная черта культуры неолита - распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.

В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э. преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической. (Т. е. архитектура больших камней: от греческих корней "мег" - большой и "лит" - камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы - менгиры - высотой до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.

Искусство древних цивилизаций наследует черты первобытной культуры, открывая и новые формы художественного творчества. На смену родовым отношениям приходит классовое общество, более прогрессивная форма социального устройства.

возникновение искусства в первобытном обществе сделало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека и способствовало усилению первобытной общины. В духовной культуре первобытного человека искусство стало играть такую же роль, как и остро-заточенный камень в трудовой деятельности. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности и обогащал свой духовный мир.

Появление первобытного искусства, нового вида деятельности, не направленного непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д.

Произведения изобразительного искусства являются наиболее ярким проявлением первобытной художественной культуры.

Искусство возникает только тогда, когда у человека появляется свободное время, т.е. когда решена основная проблема - проблема выживания и решается уже другая, качественно иная проблема - жизни. Однако, первобытное искусство, что вполне естественно, отражает собой не более, чем коллективное сознание и, в еще большей степени, коллективное бессознательное эпохи - оно однотипно, безлично, синкретично, мифологично, образно. В Европе - от России до Франции на территории протяженностью несколько десятков тысяч километров с запада на восток - найдено огромное количество однотипных памятников первобытного искусства, в которых обнаруживается не только сюжетное, но и стилистическое единство трактовки некоторых образов.

Л Искусство первобытного общества: Учеб. Пос. – Саратов:

Изд-во , 2007. – 140 с.: ил.

Предлагаемое учебное пособие разработано на опубликованных материалах памятников древнейшего искусства, созданного первобытными обществами палеолита, мезолита, неолита, эпох бронзы и раннего железа Старого Света. Представлены история открытий пещерной живописи, основные этапы зарождения и раннего развития рисунка и скульптуры, связь искусства с динамикой мышления первобытного человека, преемственность искусства и религии. Заключительный раздел пособия посвящен практическим возможностям отдельного артефакта (произведения древней торевтики) в исторической реконструкции.

Для студентов-историков, слушателей спецсеминаров по археологии, искусствоведов и всех интересующихся проблемами происхождения и раннего развития искусства.

Ил. – 30. Библиогр. назв.:65.

ISBN Лопатин В.А., 2007

Оглавление

Глава 1. Искусство раннеродового общества……………………………

1.1. История открытия памятников пещерного искусства………………

1.2. Становление искусства в палеолите…………………………………

1.3. Палеолитическая антропоморфная скульптура………………………

1.4. Изобразительная деятельность и становление сознания…………….

1.5. Первобытное искусство и ранние формы религии…………………

1.6. Техника палеолитической живописи…………………………………

1.7. Искусство эпохи мезолита……………………………………………..

1.8. Искусство эпохи неолита………………………………………………

Глава 2. Искусство позднеродового общества…………………………….

2.1. Развитие искусства в бронзовом веке………………………………….

2.2. Искусство раннего железного века……………………………………..

Глава 3. Первобытное искусство как исторический источник………..….

нет без искусства…

Введение.

Высказывание великого мыслителя античности, приведенное здесь в качестве эпиграфа, актуально для любой исторической эпохи. Ни величайшие природные бедствия, ни разрушительные войны не могли стереть человека с лица Земли, а также уничтожить в нем стремление к познанию, желание творить во все времена, создавать то, чего нет в природе.

Зародившись в процессе развития в человеческом мышлении способности к абстрагированию, искусство облагородило людей, немыслимо возвысило их над животным миром, дало новые средства в познании жизни. Став новым, очень притягательным стилем общения, оно еще более сплотило человеческие коллективы, усложнило в них социальные связи. Искусство помогало нашим предкам ощущать радость бытия и переносить жизненные невзгоды, давало им возможность проявлять свои творческие силы, запечетлевать в художественных образах жизненный опыт и таким образом передавать его последующим поколениям.

Искусству, на любом уровне его развития, присущи три основные функции: эстетическая, познавательная, воспитательная.Эстетическая составляющая в искусстве наиболее специфична, и крайне необходима, поскольку изображения и предметы, не доставляющие художественного удовлетворения, вряд ли можно считать произведениями искусства. Самые ранние опыты творения первобытным человеком искусственных объектов не содержали элементов художественной эстетики, они были наполнены иным смыслом, но это был уже путь к искусству. Очень долго шло формирование мыслительно-практического алгоритма воспроизводства естественных форм и цветовых характеристик, пока первобытный художник не ощутил удивительного волнения, заметив явное сходство между своим рисунком и живым объектом – оленем или бизоном. Это было именно эстетическое наслаждение искусственным изображением.

Но искусство не пассивно отражает реальный мир, не копирует слепо природные объекты. Произведения искусства – это творческое осознание активно познаваемого художником окружающего мира, это наслаждение от познания. Познавательная и воспитательная функции сближают искусство с другими формами общественного сознания. Живопись, скульптура, литература, музыка позволяют ближе узнать жизнь людей, их быт, нравы в самые различные исторические эпохи.

Процесс познания окружающего мира искусством и наукой, которые взаимно дополняют друг друга, имеет свои особенности. Если наука отражает действительность в абстрактно-теоретической форме, посредством понятий, суждений, умозаключений, обобщенных в виде законов, теорий, гипотез, то искусство осмысливает реальный мир в художественных образах, в наглядно-чувственной форме, через призму эмоций художника. Воздействуя на чувства и мысли, искусство не может не влиять на характеры людей. В этом состоит его воспитательная (идеологическая) функция. Эстетизм искусства заключается в наслаждении от познания, формирующего характер и мировоззрение человека.

Одно из первых марксистских толкований происхождения искусства принадлежит Г.В. Плеханову. Он пытался показать общественный характер искусства уже на самых ранних этапах его становления, обосновывая связь данного явления с производственной деятельностью человека. По мнению Плеханова искусство является одним из средств общения между людьми посредством образов. Тесно связанное с общественной жизнью оно возникло в результате трудовой деятельности людей, являясь непосредственным воспроизведением процессов производства в образах. Его исключительно материалистическая позиция, вместе с тем, не отвергала тезиса о врожденности эстетического чувства, за что автора сурово критиковали советские историки-марксисты. Их главный постулат в определении источников ранних форм творчества – первобытное искусство возникло из потребностей общественной практики. Сюжеты произведений первобытного искусства отражают процессы трудовой деятельности людей и взяты из окружающего мира. Первобытный человек чаще всего изображал животных – объекты охоты и источник жизни.

Человек стал рисовать, вырезать и лепить не от избытка физических и духовных сил, а чтобы лучше познать объект своей трудовой деятельности. Изображая животных, люди суммировали свои знания о них, закрепляли результаты своего жизненного опыта. Таким образом, непосредственной причиной возникновения искусства явились насущные практические потребности повседневной жизни. Только в процессе трудовой деятельности человек научился образно мыслить и создавать художественные произведения. Не игра и религия, не биологический инстинкт самоукрашения, а условия материальной жизни общества породили образно-художественные формы мышления людей.

Уже в первобытном искусстве с самого его возникновения можно выделить его познавательную, воспитательную и эстетическую функции, которые проявляются одновременно и развиваются в тесном взаимодействии. В условиях низкого уровня социально-экономического развития произведения искусства имели непосредственное практическое назначение, будучи одновременно и красивыми, и полезными. Хотя в основе эстетического чувства лежит физиологическая природа человека, но способность эстетически воспринимать явления действительности зарождается и развивается в обществе под воздействием трудовой деятельности. В процессе труда совершенствовались мозг и органы чувств людей, возникла потребность правильно оценивать симметрию и соотношение частей и целого, воспроизводить художественными средствами окружающий мир.

Общепризнанной периодизации искусства первобытного общества не существует. Очевидно, целесообразно связывать ее с периодами и этапами развития самого общества. Так как первые памятники образно-художественной формы мышления появляются в самом начале верхнего (позднего) палеолита, когда праобщина[2] начинает приобретать черты раннеродовой системы, то и все искусство доцивилизационного времени уместно в целом подразделять на два основных периода, соотносимых с раннеродовой и позднеродовой общинами. Но это лишь самая общая периодизация. Материально-технический и духовный прогресс определял не только состояние общества, но также отражался на средствах и образах первобытного искусства. Поэтому следует различать искусство палеолита, мезолита, неолита, бронзового века, эпохи раннего железа, учитывая при этом известную неравномерность развития обществ ранних цивилизаций и варварских периферий, оказывавших друг на друга существенное влияние.

Об искусстве первобытного общества мы имеем возможность судить по сохранившимся рисункам, вырезанным на камне и кости, по монументальным росписям на стенах пещер и скульптурным изображениям животных и людей, по изображениям, закодированным в сложных геометрических орнаментах и отлитым в металлической пластике. В них материально воплощены пытливые размышления наших предков с целью понять самих себя и окружающий их мир.

Первобытное искусство – это все творения, созданные в дописьменный период истории человечества. Искусство первобытного человека сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в современном мире, но от этого оно не становится менее интересным.

Содержание статьи

Первобытное искусство: краткая характеристика

  • Первобытное искусство: краткая характеристика
  • Почему появилось искусство
  • Как появилась культура

Когда появилось первобытное искусство

Считается, что первобытное искусство зародилось в каменном веке, около 40 тысяч лет назад, когда появился homo sapiens (разумный человек). Однако есть некоторые свидетельства о творческой деятельности человека, которые ученые датируют временем около 500 тысяч лет назад. Возможно, правильнее даже не обозначать начало появления искусства, ведь оно в каком-то роде существует столько же, сколько существует человек.

Дата завершения этого периода также условна и является причиной многих споров, но самое распространенное мнение ученых сходится на том, что первобытное искусство завершается примерно в 1 тысячелетии до н.э.

Работу историков, изучающих искусство первобытного общества, осложняет отсутствие следов. Не многие материалы способны пережить десятки и сотни веков, тем более при отсутствии современных технологий и специальной обработки. Кроме того, считается, что до появления письменности большая часть произведений искусств никак не фиксировались и существовали в виде танце, обрядов, музыки.


Первобытное искусство: орудия труда

Многие орудия труда в этот период изготавливались из камня путем скалывания. Самыми универсальными и распространенными орудиями стали ручные рубила – камни, обтесанные до остроты с одной из сторон. Этими заостренными орудиями обрабатывались костяные пластины или верхние части горных пород внутри пещер (они мягче камня и легко поддавались физическим воздействиям). Для придания цвета своему произведению первобытный человек использовал натуральные минеральные и растительные пигменты: уголь, охра, глина, шафран, краплак и т.д.


К первому тысячелетию до н.э. появляются произведения искусств из меди, золота и других металлов, скульптуры из камня обтесываются, становятся гладкими и принимают четкие формы. Многие ученые спорят, стоит ли относить эти произведения к первобытному искусству, ведь человек к этому времени явно овладел огнем и орудиями труда и довел некоторые ремесла до совершенства. Все-таки к первобытности в большей степени относятся наскальные рисунки и грубо вытесанные каменные скульптуры.

Читайте также: