Значение общения в жизни ребенка кратко

Обновлено: 02.07.2024

Необходимым условием существования человеческого общества является общение. Процесс общения многообразен, а именно его виды и формы. Так, например, случайный анонимный разговор на улице с прохожим, общение с продавцом в магазине, или задушевные разговоры с близкими людьми до утра.

Современное общество - это большое количество людей, которые должны взаимодействовать друг с другом, а значит общаться между собой. И в таком потоке необходимого общения анонимность является способом защиты психики человека от эмоционального перенапряжения.

В настоящее время все вокруг меняется с достаточно большой скоростью. Меняются и дети, они отличаются от детей тех, что были 20-30 лет назад. С появлением компьютера живое общение со сверстниками и взрослыми ушло на второй план, изменилось и отношение к окружающему миру. Все это больше привлекает внимание ученых и исследований к проблеме общения дошкольников.

Характер общения определяет уровень самостоятельности и степень свободы ребенка в обществе. Усваиваются правила и нормы общения, которые будут соответствовать его личности на протяжении всей жизни. Важным умением является дисциплина, организация личной и групповой деятельности. Ребенок должен понимать ценность сотрудничества, отношений и общения в совместной деятельности.

Биологическое общение говорит о природе самого человека. Все знают, что каждый человек - это индивидуальность, имеющая свои привычки, взгляды на мир, убеждения и верования. Каждый человек осознанно выходит на контакт с целью изучения нужной ему области, или же для того чтобы поделиться своей информацией, опытом с окружающими.

Социальное общение носит общественный характер. Такое взаимодействие всегда направлено на получение определенного результата в социальной среде: договориться о чем-то, выполнить необходимое поручение, достичь понимания для осуществления какой - то важной цели.

Сотрудничество большого количество участников в этой деятельности характеризует взаимодействие, как организацию совместной деятельности и подразумевает, что каждый участник процесса должен привнести свой особый вклад. В ходе ее для участников важно не только обмениваться информацией, но и спланировать совместную деятельность. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт.

Отечественные и зарубежные психологи, социологи и другие ученые тщательно изучали процесс общения, уделяя этому достаточно много времени. Рассматривая общение как важное условие становления личности, а именно условие психического развития человека, его индивидуализации и социализации было создано много разработок, написано много статьей, книг.

Таким образом, общение включает в себя отношения людей, как безличностные, так и межличностные, которые могут быть реализованы только в нем. Вне общения немыслимо человеческое общество. Способом объединения индивидов, развития в личностном и профессиональном планах является общение. Итак, существование общения определяется и в реальном общественном отношении и в реальном отношении межличностном. Общение происходит при различных человеческих отношениях, как при положительных, так и при отрицательных межличностных и социальных отношениях.

Межличностное взаимодействие подразумевает партнеров, а это, в свою очередь, определяет характер межличностных взаимоотношений. О наличии реального межличностного контакта свидетельствует удовлетворенность партнеров друг другом, совместимость и сработанность, которая проявляется в успешности выполнения совместных задач. промежуточной формой взаимодействия считается контакт, который в последующем может перейти или не перейти в общение.

В детском возрасте начинают зарождаться взаимоотношения с другими людьми и быстро набирают обороты в развитии. Фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка становится опыт этих первых отношений и значительно определяет особенности самосознания человека, отношение к миру, а также самочувствие и его поведение среди людей.

Период дошкольного детства является овладения пространством человеческих социальным отношений с помощью общения со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя "двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства" (В.С. Мухина).

Главным стремлением ребенка в дошкольном возрасте выступает стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок познает принятые позитивные формы общения. Бурно развивается речь, исполняя не только функцию обмена информацией, но и функцию экспрессивную.

*внеситуативно-познавательное (до 4-5 лет);

*внеситуативно-личностное (5-6 лет).

2)содержание потребности в общении:

*потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);

*потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).

3)ведущий мотив общения:

*Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);

*Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).

4)значение данной формы общения в общем развитии ребенка:

*первичное проникновение не в чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;

*приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).

Дошкольникам свойственна более сложная потребность в общении - в сотрудничестве, уважении и сопереживании. На протяжении всего дошкольного возраста у детей сохраняется потребность во внимательном и доброжелательном отношении. На рисунке 1 показано изменение личности ребенка в зависимости от возраста, изменение возрастных особенностей, ведущего вида деятельности и самого характера общения.


Не проявляя обычной для детей этого возраста настойчивости в ходе познавательных контактов, они удовлетворяют нереализованную потребность во внимании и доброте со стороны взрослых и сверстников с помощью речевых средств.

Список литературы

Мухина, В.С. К проблеме социального развития ребенка [Текст] / Мухина В. С. // Психологический журнал, –№ 5, –1980. С.40-55.

Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, - М.: ВЛАДОС, 2015. – 158 с.

В период жизни ребенка от рождения до момента, когда ребенок становится взрослым, трудно переоценить роль общения в развитии детей со взрослыми.

Человеку присущи базовые потребности. Среди них потребность в питании, тепле, в безопасности, общении и т.д. Общение является основным фактором развития детей с рождения.

Какова роль общения в развитии детей и какие потребности ребенок удовлетворяет через общение

• Общаясь со взрослыми дети перенимают опыт человечества, накопленный веками. Общение со взрослыми необходимо для получения новых знаний, которые побуждают ребенка снова обращаться ко взрослому с вопросами, а, следовательно, запускается познавательный процесс. Взрослый выступает для ребенка образцом того, что и как надо делать в той или иной ситуации.

• Маленький ребенок не все умеет и может выполнять самостоятельно. Поэтому ему требуется помощь взрослых и через общение со взрослыми он удовлетворяют свои нужды.

• Общение необходимо ребенку ради самого собственно общения. Ведь человек – существо социальное и без общения с себе подобными ему непросто обходиться. В процессе общения дети познают себя и других людей, получают поддержку и признание. Дети нуждаются в уважении. В раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к оценке со стороны взрослых. Позитивная оценка, похвала вызывает радость со стороны ребенка, готовность повторять те действия, которые были хорошо оценены взрослыми. Замечания же наоборот приводят к повышенной обидчивости и прекращению деятельности.


В последние годы актуализировалась проблема развития и укрепления психического здоровья детей, эта тема стала достаточно очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детей дошкольного возраста.

Чем старше становится малыш, тем большую значимость для ребенка начинают приобретать контакты и конфликты со сверстниками. Межличностные взаимоотношения остро переживаются ребенком и окрашены самыми разнообразными эмоциями. Весь опыт первых межличностных отношений, в первую очередь, со сверстниками, закладывает фундамент построения личности ребенка. Пережитые эмоции определяют отношение к миру, к окружающим, к себе. Как правило, формирование и закрепление этого опыта происходит именно в дошкольные годы.

В последнее десятилетие проблемы общения у детей дошкольного возраста привлекают особое внимание исследователей. Гуманистическая направленность образования позволяет личности сохранять свои особенности, но в тоже время помогает адаптироваться в соответствии с окружающим пространством. Именно развитые коммуникативные навыки помогают в будущем жить человеку в гармонии с собой и обществом.

Как известно, для детей дошкольного возраста характерна игровая деятельность. Игра для них — это не развлечение, как обычно ее воспринимают взрослые и снисходительно относятся к ней. Для детей игра — достаточно трудоемкий процесс: ведь в игре необходимо не только знакомиться с правилами игры и соглашаться с ходом игры, но и заставлять себя подчиняться выбранным правилам. Результат игры — это успех или неуспех ребенка, полученное удовлетворение или горькие чувства. Умение справляться с эмоциями, проявлять волю, подчинять свое поведение общей цели, проявлять сосредоточенность в ходе игры — это опыт игровых и реальных взаимоотношений, основа навыков коммуникации. Навыки общения играют первостепенную значимость в развитии коммуникативных отношений. Именно общение помогает устанавливать контакты, применять на практике различные формы поведения, уметь приспосабливать и корректировать свое поведение в соответствии с нормами взаимоотношений и ожиданиями окружающих.

По результатам множества исследований отечественных и зарубежных ученых можно сделать заключение о том, что, если потребность ребенка в общении со сверстниками не находит достаточного для него удовлетворения и не имеет возможности быть компенсированной в другой деятельности, то психоэмоциональное состояние ребенка способствует появлению негативных черт поведения. Ребенок становится неуверенным в себе, теряет доверие к сверстникам, проявляет агрессивность и грубость, становится обидчивым и капризным.

Недостаточное исследование причин нарушения общения у дошкольников не дает возможности скоординировать влияние и роль общения среди сверстников на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. Исследования в области нарушений общения среди детей дошкольного возраста помогают ребенку в более старшем возрасте принимать на себя новые социальные роли, преодолевать проблемы адаптации, связанные с изменениями окружающего коллектива и вида деятельности, а также ряд других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой психологическая наука.

Дошкольный период очень важен в воспитании ребенка, поскольку формирует все основные жизненные установки. Мы живем в социальном мире, мире постоянного взаимодействия и контактов. Умение устанавливать гармоничные отношения, умение общаться с соблюдением принятых норм и правил взаимоотношений — важнейший навык, приобретаемый ребенком с детства. В. А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с формирования чувства успеха: оно должно присутствовать не только в конце любого действия, но и начинаться с него. К любой деятельности ребенок приступит с легкостью и желанием, если его эмоциональное состояние будет окрашено положительными эмоциями, если общение ребенка со сверстниками и со взрослыми принесет удовлетворение его возрастным потребностям. Чем больше расширяется связь ребенка с окружающим миром, тем сложнее и глубже проявляется роль общения, обогащая душевную жизнь ребенка. Подводя итог, можно сказать, что общение является одним из важнейших моментов, определяющим развитие личности ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, сверстник, контакт, общение, окружающий мир, отношение, роль общения, умение.

Введение
Общение, по мнению многих отечественных психологов, довольно многогранное понятие, поэтому невозможно дать ему исчерпывающее определение.

Ядром общения Л.С. Выготский прежде всего считал посыл мыслей, переживаний, главным процессом которого выступает взаимопонимание (Л.С. Рубинштейн). Общение можно рассматривать и как информационный процесс, и как взаимоотношения людей, и как процесс их взаимосвязи, сопереживания и взаимопонимания друг друга.

С.Л. Рубинштейн считал, что люди открываются друг другу через отношения. Наше отношение к другому человеку предполагает и его отношение к нам. Из этого следует сделать вывод, предмет и цель общения – это партнер, результатом взаимодействия становится уровень взаимопонимания, сопереживания.

Понятие и виды общения
Общение – это вид деятельности, направленный на обмен информацией между людьми для установления между ними взаимопонимания, добрых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния друг на друга.

Общение бывает:
- непосредственным (в прямых контактах друг с другом)
- опосредствованным (прямых контактов нет)
- вербальным (предполагает усвоение языка, по коммуникативным возможностям превосходит все формы невербального общения, хотя и не может его полностью заменить)
- невербальным (не используется звуковая речь, общение с помощью жестов, мимики, пантомимики, телесные, сенсорные контакты).

Роль общения в психологическом развитии человека
Общение играет огромную роль в становлении и развитии личности. Через общение формируется разумное и культурное поведение человека.

Включенность человека в биологические, экологические, социальные системы определяет сложность детерминант и потенциалов индивидуального развития. Потенциалы развития включают в себя: индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, с помощью деятельности человека преобразуются в сочетание потенциалов личностного развития. Если с рождения человека лишить общения с людьми, он никогда не станет цивилизованным, культурно-нравственным гражданином, он только внешне будет напоминать человека, оставаясь внутри животным. Это описано во многих литературных источниках, человек, лишенный долгое время общения с себе подобными, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическом развитии.
Для психического развития ребенка огромное значение имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает с помощью общения, так как вплоть до начала обучения в образовательных центрах, а точнее до наступления подросткового возраста, он не способен к самообразованию и самовоспитанию.

Техника и приемы общения
Когда говорят о развитости у человека навыков общения, прежде всего имеют в виду технику и средства общения.
Техника общения – это способы настройки человека на общение с людьми, а приемы – это средства общения, которые предпочитает человек, включая вербальный и невербальный способ.

Применяемые на практике техника и приемы общения зависят от возрастных особенностей. У детей они отличаются от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и ровесниками иначе, чем это делают ученики старшей школы. Приемы и техника пожилых людей значительно отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, чаще всего они используют невербальные средства, а общение имеет более эмоциональный характер. С возрастом общение становится более взвешенным, вербальным, размеренным. Обратная связь совершенствуется.

Читайте также: