Идеальные модели культуры кратко

Обновлено: 28.05.2024

В развитии европейской культурологии можно выделить важный период утверждения западной культуры (с эпохи Возрождения до середины XIX в.). Этому периоду свойственны чувство исторического оптимизма, вера в прогресс, убеждение в конечном торжестве разума и свободы, получившие выражение в идеологии Просвещения. Эти представления легли в основу классической модели культуры. Недостаточность такой модели осознается на современном этапе существования культуры (разочарование в результатах культурного развития, пересмотр наследия эпохи Просвещения).

Принципы классической модели культуры:

1) евроцентризм– представление европейцев об особенностях своей культуры и ее безусловном превосходстве над всеми остальными культурами, способ судить о культуре остальных народов по их соответствию европейскому образцу;

4) историзм. Культура напрямую соотносится с историей. Различные ее этапы отражают развитие культурного процесса. В классической модели осознается не только граница, очерчивающая область существования человека в окружающем мире, но и ее исторически изменчивый характер. На каждом этапе истории эта граница придает человеку новый образ и неповторимую индивидуальность.

Принципы современной модели культуры:

1) критика гуманизма. Эпоха Просвещения породила культ автономного человека, способного трезво и глубоко оценивать явления и идеи, нравственные поступки и их последствия. В современной модели культуры утрачивается поиск специфического человеческого начала (свидетельства его автономии). Человек не венец творения, а всего лишь звено в развитии остального естественного мира. Неоклассическая теория отвергает уникальность человека и выдвигает идею о том, что человек не только не является особенным звеном природы, но и выпадает из всей ее цепи. Человек объявляется существом, утратившим ощущение подлинной жизни, ее основных ценностей и законов;

2) критика рационализма. Современная традиция объясняет мир и человека исходя из иррациональных начал, играющих большую роль, чем разум. Новая традиция отвергает нормативность, ценностям придается статус личностных, индивидуальных исканий. Критическое отношение к любым установленным предписаниям;

3) критика историзма и евроцентризма. Шлегель рассматривал историю как панораму автономных событий.

С этой точки зрения все культуры равнозначны. В дальнейшем укрепилась идея равноправия культур, каждая из которых обладает собственным достоинством и совершенностью.

Массовая и элитарная культуры

Время зарождения массовой культуры – 1870 г. (в Великобритании был принят закон о всеобщей грамотности).

В дальнейшем развитию массовой культуры способствовало:

1) в 1895 г. – изобретение кинематографа;

2) в середине ХХ в. – возникновение поп-музыки. Общество представляет собой единство большинства и меньшинства. Масса – множество людей без особых достоинств.

Человек массы – это тот, кто не ощущает в себе никакого дара или отличия от всех. Меньшинство – группа людей, поставивших своей целью служение высшей норме. Огромным спросом в массовой культуре пользуется литературная продукция и художественные романы. Решающую роль для формирования массовой культуры сыграло кино, радио, т. к. кинематограф – фундамент эстетических принципов массовой культуры. Он выработал способы привлечения зрителей, главным стало культивирование иллюзий. Особое качество массовой культуры – способность избавлять потребителя от всяких интеллектуальных усилий, проложив для него короткий путь к удовольствию.

Признаки массовой культуры:

1) серийный характер продукции;

2) примитивизация жизни и отношений между людьми;

3) развлекательность, забавность, сентиментальность;

4) натуралистичное изображение определенных сцен;

5) культ сильной личности, культ успеха.

Положительные стороны массовой культуры:

1) широкий спектр жанров, стилей;

2) удовлетворение требований многих слоев общества.

Отрицательные стороны массовой культуры:

1) массовая культура зависит от идеологической политики;

2) носит развлекательный характер;

3) небольшое количество произведений составляет вопрос о цели и смысле жизни, ее ценностях;

4) далеко не все произведения выполнены на высоком профессиональном уровне и обладают эстетической ценностью;

5) формирует массовое мировоззрение с некритичными убеждениями и взглядами.

В качестве оппозиции к массовой культуре выступает элитарная культура, основная задача которой – сохранить в культуре творческое начало, формировать ценности и создавать новые эстетические формы. Творческая элита – динамическая социо-культура образования, малочисленная, но влиятельная. Это люди активные, ярко одаренные, способные к созиданию новых форм. Все, что они создают, пугающе ново, ломает существующие стереотипы и правила и осознается обществом как нечто враждебное.

Элитарная культура разнообразна, разнонаправлена, с высоким процентом сложного эксперимента. Порождает и открытие, и побуждение, но только она способна порождать новое.

Массовая культура не признает такого элитарного типа культуры, отказывая ему в элитарности и в культурности, и оценивает его как непрофессионализм, антигуманность, бескультурье. Массовая культура – это особый феномен, у нее свои законы возникновения и развития форм. Она предпочитает однообразие и повторение, обладает избирательной памятью. Однако массовая культура является обязательной составляющей любого культурно-исторического процесса, она имеет свои законы.

Классическая культура – среднее между элитарной и массовой культурой. По способу создания классическая культура элитарна, однако в процессе освоения обрела черты массовости.

Субкультура и контркультура

Субкультуры делятся на традиционалистскиеи инновационно-авангардные. Традиционалистские – это профессиональные субкультуры, являющиеся позитивной реакцией на потребности общества.

1) детскую субкультуру;

2) молодежную субкультуру;

3) культуру пожилых.

Маргинальность обозначает промежуточность положения человека между социальными группами.

Маргинальная культура– это пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур.

Маргинальность – современное явление. Маргинала обычно характеризует принадлежность к двум или нескольким культурным группам.

Причины возникновения маргинальной культуры:

1) крупные социальные потрясения;

3) эмансипация этнических меньшинств;

4) изменяющийся способ производства;

5) деятельность неформальных движений и общественных организаций.

Культура как система знаков

Культура имеет свой язык, который несет в себе надприрод-ную сущность, он создан искусственно. Это особая сфера, которая занимает культурное пространство общества.

Эту сферу рассматривает семиотическое определение культуры.

Семиотика– наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, в природе или в самом человеке.

Знак – это предмет, действие или событие, заменяющее другой предмет, действие, событие. Язык жестов являлся одной из ранних знаковых систем, в которой каждое слово – знак, заменяющий тот предмет, который этим словом обозначен.

В обществе существуют знаки нескольких типов, такие как:

1) знаки-копии, воспроизводят то, что есть в действительности (фотография);

2) знаки-признаки, несущие информацию о предмете (высокая температура больного);

3) знаки-сигналы – информация, не связанная с предметами (явлениями), о которых они информируют (школьный звонок);

4) знаки-символы, несущие информацию о предмете (явлении) на основе его сущности (государственный герб);

5) языковые знаки.

Известные знаковые системы: уличные знаки, азбука Морзе и т. д. Сложная знаковая система – язык. В отличие от других знаков, знаки языка многозначны.

Вся культура в целом передается из поколения в поколение через знаки и их системы, задача каждого человека – понять смысл и значение как можно большего числа знаков, чтобы мир культуры раскрыл свои глубины.

Знак имеет материальную, идеальную форму, содержание, сложное и многоплановое.

Семиотический подход рассматривает культуру как мир символов. Особый интерес представляют труды Э. Кассирера и Ю. Лотмана.

Они акцентируют внимание на семиотическом (структурно-символическом) характере искусства во всех его разновидностях (музыке, живописи, развлекательной деятельности).

Символическая концепция происхождения культуры– культурологическая теория, рассматривающая культуру как синтез разнообразных символов (язык, письменность, искусство, наука и т. д.).

Истоки культуры Кассирер ищет в возможности человека создавать некий искусственный мир. Реальность при этом обозначается определенными символами. Специфика человеческой жизни – человек живет в созданной им самим символической системе.

По мере возрастания символической активности физическая реальность становится для человека второстепенной (сравнение: европейский ученый, африканский дикарь).

Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.

Типология культуры– метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировки с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления.

Модель типа культуры создается и на основе так называемого архетипа – бессознательного коллективного отражения опыта предыдущих поколений в общечеловеческих первообразах. Вебер считал, что, несмотря на заведомую утопичность мыслительных конструкций, образующих идеальные типы, они представляют собой важнейшие научные абстракции, делающие возможным изучение множества явлений культуры на количественной основе.

Методологическим инструментом социального познания служит построенный на основе широких наблюдений, исследовательского воображения идеальный тип – образ культуры, который накладывается на изучаемую реальность. Идеальный тип не извлекается непосредственно из наблюдений. Он строится как теоретическая смысловая конструкция путем усиления, заострения, логического связывания элементов, встречающихся в разных обществах и в разные эпохи.

Идеальные типы необходимы для построения гипотез. Идеальные типы, согласно Веберу, заведомо утопичны. Это всего лишь мыслительные конструкции, которые мало встречаются в действительности. Вебер отмечает, что большинство используемых в социальной науке категорий фактически являются именно идеальными типами, а не моделями той или иной конкретно-исторической системы. Идеальными типами являются экономический обмен, капитализм, феодализм, город, село, церковь, государство. Не существует абсолютного феодализма, социализма и т.д.

Заслуга Вебера в разработке метода культурологии состоит в том, что он в значительной мере преодолел различия между историческими и социологическими подходами в культуре, трактуя идеальный тип и как структурное, и как исторически развивающееся образование.

Реальными образцами типа культуры чаще всего выступают исторические образования жизнедеятельности обществ, зафиксировавшие себя совокупностью существенных и значимых показателей. При этом важным моментом выступает также длительность существования культуры конкретного типа и общемировое значение ее заслуг.

При этом в научном сообществе как более или менее равноправные существуют различные основания для типологии культуры. Основаниями выступают определенные совокупности показателей, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами.

Современное культурологическое знание представлено различными типологиями, классификациями культур. Это не означает, что одни из них более правильные, чем другие. Смысл заключается в том, что амии исследовательские задачи диктуют необходимый набор показателей, которые и выступают основанием для той или иной типологии культуры.

Рассмотрим некоторые основные типологии культур.




1. по отношению к способу жизни людей

-жизнь людей в природе, которая была доминирующей для народов до XIV-XV вв.

-жизнь людей на выживание; этот тип возник с появлением и обострением глобальных проблем в XX в.

2. по духовно-религиозным основаниям

-буддийский тип культуры (VI-V вв. до н.э.)

-христианский тип культуры (с I в. н.э.)

-исламский тип культуры (VII в. н.э.)

-конфуцианско-даосистский тип культуры

Базой для возникновения этого типа выступило учение основателя даосизма в Древнем Китае – Лао Цзы (VI-V вв. до н.э.) и нравственно-философское, а затем и религиозное учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.)

3. по признаку свободы совести

-религиозный тип культуры

-светский тип культуры

В основе практического обоснования данных типов лежит свободное личное право человека выбирать характер мировоззрения и следовать ему в жизни.

4. по социально-этническому основанию

Акцентирование внимания на исторической форме существования этнической общности – род, племя, народность, нация, а также на уровне развития материальной и духовной культуры переводит обоснование этнического типа культуры к соотношению культуры и цивилизации как более развитой культуры.

5. по признаку связи культуры с научно-техническим прогрессом

-доиндустриальный (традиционный) тип культуры

-индустриальный (техногенный) тип культуры

-постиндустриальный (цивилизационно-гуманистический, информационный, рационально-интеллектуальный) тип культуры

Историческая типология представлена пятью типами культуры:

-культура древних обществ (до V в. н.э.)

-культура средних веков (VI-XIV вв.)

-культура Возрождения и Реформации (XV-XVI вв.)

-культура Нового времени (XVII-XIX вв.)

-современная культура (XX-XXIвв.)

Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.

Типология культуры– метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировки с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления.

Модель типа культуры создается и на основе так называемого архетипа – бессознательного коллективного отражения опыта предыдущих поколений в общечеловеческих первообразах. Вебер считал, что, несмотря на заведомую утопичность мыслительных конструкций, образующих идеальные типы, они представляют собой важнейшие научные абстракции, делающие возможным изучение множества явлений культуры на количественной основе.

Методологическим инструментом социального познания служит построенный на основе широких наблюдений, исследовательского воображения идеальный тип – образ культуры, который накладывается на изучаемую реальность. Идеальный тип не извлекается непосредственно из наблюдений. Он строится как теоретическая смысловая конструкция путем усиления, заострения, логического связывания элементов, встречающихся в разных обществах и в разные эпохи.

Идеальные типы необходимы для построения гипотез. Идеальные типы, согласно Веберу, заведомо утопичны. Это всего лишь мыслительные конструкции, которые мало встречаются в действительности. Вебер отмечает, что большинство используемых в социальной науке категорий фактически являются именно идеальными типами, а не моделями той или иной конкретно-исторической системы. Идеальными типами являются экономический обмен, капитализм, феодализм, город, село, церковь, государство. Не существует абсолютного феодализма, социализма и т.д.

Заслуга Вебера в разработке метода культурологии состоит в том, что он в значительной мере преодолел различия между историческими и социологическими подходами в культуре, трактуя идеальный тип и как структурное, и как исторически развивающееся образование.

Реальными образцами типа культуры чаще всего выступают исторические образования жизнедеятельности обществ, зафиксировавшие себя совокупностью существенных и значимых показателей. При этом важным моментом выступает также длительность существования культуры конкретного типа и общемировое значение ее заслуг.

При этом в научном сообществе как более или менее равноправные существуют различные основания для типологии культуры. Основаниями выступают определенные совокупности показателей, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами.

Современное культурологическое знание представлено различными типологиями, классификациями культур. Это не означает, что одни из них более правильные, чем другие. Смысл заключается в том, что амии исследовательские задачи диктуют необходимый набор показателей, которые и выступают основанием для той или иной типологии культуры.

Рассмотрим некоторые основные типологии культур.

1. по отношению к способу жизни людей

-жизнь людей в природе, которая была доминирующей для народов до XIV-XV вв.

-жизнь людей на выживание; этот тип возник с появлением и обострением глобальных проблем в XX в.

2. по духовно-религиозным основаниям

-буддийский тип культуры (VI-V вв. до н.э.)

-христианский тип культуры (с I в. н.э.)

-исламский тип культуры (VII в. н.э.)

-конфуцианско-даосистский тип культуры

Базой для возникновения этого типа выступило учение основателя даосизма в Древнем Китае – Лао Цзы (VI-V вв. до н.э.) и нравственно-философское, а затем и религиозное учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.)

3. по признаку свободы совести

-религиозный тип культуры

-светский тип культуры

В основе практического обоснования данных типов лежит свободное личное право человека выбирать характер мировоззрения и следовать ему в жизни.

4. по социально-этническому основанию

Акцентирование внимания на исторической форме существования этнической общности – род, племя, народность, нация, а также на уровне развития материальной и духовной культуры переводит обоснование этнического типа культуры к соотношению культуры и цивилизации как более развитой культуры.

5. по признаку связи культуры с научно-техническим прогрессом

-доиндустриальный (традиционный) тип культуры

-индустриальный (техногенный) тип культуры

-постиндустриальный (цивилизационно-гуманистический, информационный, рационально-интеллектуальный) тип культуры

Историческая типология представлена пятью типами культуры:

-культура древних обществ (до V в. н.э.)

-культура средних веков (VI-XIV вв.)

-культура Возрождения и Реформации (XV-XVI вв.)

-культура Нового времени (XVII-XIX вв.)

-современная культура (XX-XXIвв.)

Идеальными типами культуры, по Веберу, являются два: традиционный и рациональный. Оба типа отражают идеальные ориентации экономического поведения. Концепция идеальных типов противостоит идее универсальной закономерности исторического развития и служит методологическим обоснованиям разных путей развития общества, предлагает концепцию культурных типов. В результате исследования таксономических классификаций Вебер выделил идеальные типы культуры, которые не совпадают с реальными культурами. Идеальный тип представлял абстракцию, Вебер считал, что поведение человека культурно-детерминировано и отражает реальные ценности, соответствующих представлений человека на данном этапе развития и в данных реалиях.

Концепция культурных типов Фейблмана представляет семь основных типов, каждый из которых представляет идеальную модель и может присутствовать в реальной культуре самостоятельно или вместе с подобными идеальными моделями. Так современные культуры являются смешением различных типов культур и не могут быть представлены в хронологическом порядке. Общими для них являются реальные ценности (а они сами по себе различны), соответствующие представлениям человека на данном этапе развития.

Типология культур Феблмана имеет следующие идеальные типы: допервобытная культура, которая была ориентирована на выживание человека в природе, являющейся тираном по отношению к нему; первобытная культура, которая зависела от природной среды и могла погибнуть при столкновении с более высокой культурной, но ей была уже свойственна духовность, проявляющаяся в форме религии и мифологии; военная культура, главное требование которой – подчинение и послушание, а властители ее – политики, боги войны, боги-воители; религиозные культуры, которые создали новые духовные ценности, но заложили основу крайностей в мировоззрении и выдвинули Церковь как руководящее начало в обществе; цивилизационная культура, которая обращена к индивиду и главной ценностью считает личностное мировосприятие, уникальное по своей природе и являющиеся высшей культурной ценностью, а природная среда и общество начинают быть контролируемыми человеком, организуются им три атеистичности взглядов; научная культура, в которой доминирует ценность интереса к знанию; постнаучная (рациональная) культура представлена как культура будущего, где наука, религии, философия и искусство становятся одинаково – значимыми, основную ценность имеет сам человек, совершенствующийся в узкой специализации и универсального, всеобъемлющего интереса и понимания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4.2.2 Последовательность социально ориентированных типов героя в цепи эпического повествования

ВЫХОД ЗА РАМКИ КОНЦЕПЦИИ

ВЫХОД ЗА РАМКИ КОНЦЕПЦИИ Теория модернизации основана на некоторых ценностных предпочтениях. Рост производительных сил, рационализация сознания, дифференциация общества рассматриваются как чистое благо, а современный Запад – как безусловный идеал. Это не относится к

СОЗДАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

1.1. Культура как система в концепции Л. Уайта

1.1. Культура как система в концепции Л. Уайта Первый вариант системной типологии предложил Л. Уайт, который начинал рассматривать культуру как целостную систему, эволюционирующую в самой себе. Исходная посылка Уайта, заключается в том, что он рассматривает культуру как

3.5. Ментальная типология культур (типы культуры в соотношении с этапами развития типов сознания)

3.5. Ментальная типология культур (типы культуры в соотношении с этапами развития типов сознания) Теория ареалов позволила выделить несколько глобальных типов культурыВ литературе описан ряд типов (глобальных типов) культуры, существовавших на протяжении культурной

4. Метаисторические концепции культуры

4. Метаисторические концепции культуры Среди множества подходов к рассмотрению истории культуры особняком стоит метаисторический метод (познания). Об этом подходе к анализу истории говорят С. Булгаков и Д.Андреев[76], они как и древние философы, используя

ЛЕКЦИЯ № 7. Неклассические концепции этики

ЛЕКЦИЯ № 7. Неклассические концепции этики Конец XIX – начало ХХ вв. обычно называют в литературе переходным периодом от классической этики к постклассиче–ской. Если первую можно было охарактеризовать в основном как созерцательную, рационалистическую,

6.1. Понятие языковых знаков и их типов

6.1. Понятие языковых знаков и их типов Как уже отмечалось выше, любая коммуникация.невозможна без средства (кода, медиатора) представления и понимания передаваемой информации. В процессе коммуникации код замыкает информационную связь между источником и приемником

6.2. Понятие языковых единиц и их типов

6.2. Понятие языковых единиц и их типов Границы и состав языковых знаков определяются их функциями, которые лежат в основе выделения языковых единиц. Языковые единицы – это знаки в единстве с их функциями. Они функционально неоднородны, но все объединяются следующими

4. Адаптация языковых значений и их типов к структуре сознания человека

4. Адаптация языковых значений и их типов к структуре сознания человека Целостная структура сознания состоит из структурных уровней, представляющих собой относительно обособленные однородные явления субъективной реальности,связанные с разными физиологическими

7. Семь типов цветовых контрастов

7. Семь типов цветовых контрастов Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления

Типы культур – это отдельные культурные системы, возникшие у того или иного народа, имеющие общие свойства и непохожие на культурные системы других народов.

Как миф обобщает культуры

Каждая культурная эпоха формирует свой собственный уникальный мир. Именно поэтому все культуры можно сопоставлять по историческому показателю. Современная наука выделяет следующие периоды:

  • Древний период
  • Средневековый период
  • Новый период
  • Новейший период

Этой исторической периодизации соответствует периодизация культурная:

  • культуру Древнего мира (до V в. н.э.),
  • культуру Средневековья (с V по XIV в.)
  • культуру Нового времени (XIV — начало XX в.),
  • культуру Новейшего времени (с начала XX века или современную)

В данном случае речь идет не только о временном промежутке, каждая и культур имела свои собственные особенности. Например, основная характеристика древней культуры — это миф. Бесспорно, миф основной признак древней культуры, однако мифологичность может встречаться и в других клуатрах, любая независимая позиция, отличающаяся от доминирующе имеет связь с мифологичностью. В связи с этим культурологию начинает волновать ряд вопросов, если все культуры, в том числе и современная, имеют отсылку к мифу, означает ли это что человек не в состоянии познать подлинную реальность, способно ли человеческое сознание разрушить эту мифическую оболочку и перестать существовать по заложенному много тысячелетий назад образцу.

Эти вопросы волнуют ученых давно. В XX веке миф воспринимали как духовный феномен и изучался он с позиции различных наук, таких как философия, культурология, социология, история. Появилось множество различных версий кусаемо сущности мифов, появились новые интерпретации этого явления, поразительно, но миф существует в культуре до сих пор.

Готовые работы на аналогичную тему

Типология Джеймса Фейблмана

Известный американский философ Джеймс Фейблман главный акцент в своей научной деятельности делал на составление типологий древних культур. Он выделяет пять древних типов культур:

  • до-первобытный
  • первобытный
  • военный
  • религиозный
  • цивилизационный

И два современных культурных типа:

Конечно же этот список далеко не полный, но в нем имеет место быть основные типы культур.

До-первобытный, первобытный, военный, религиозный являются ранними, а основный являются развитиями. Некоторое время доминировало мнение о том, что всего существовало лишь два типа культур:

Это предполагало, что все первобытные культуры были развиты примерно одинаково. Так же и цивилизованные культуры имели одинаковый уровень культурного развития. Однако такая позиция является ошибочной, так как стадии у всех древних культур были разные, так же, как и цивилизованные.

Допервобытный тип

Характерной особенностью существования допервобытного человека является тот факт, что все его существование происходило на лоне природы. Предметы, которые он находил, он использовал как орудия труда, при этом он не старался их изменить и сделать более функциональными, свои привычки допервобытный человек подстраивал под окружающую среду. Социальная структура не развивалась и возможно она заключалась лишь в семье, четкой иерархии не прослеживалось, в дополнительных контактах эти люди не нуждались. Допервобытная культура – это постоянная борьба за выживание.

Ранние культуры

Затем последовал этап первобытной культуры. Эта культура подставляет собой первый вид организованного общества. Устройство общества было достаточно простым. Основой первобытной культуры стали кровно-родовые группы. Всем этим обществом управлял старейшина. Большое место в обществе занимало идолопоклонничество и изобразительное искусство.

Военный тип культуры — это значительный шаг в развитии. В общественной сфере военный тип культуры на много шагов опережал первобытный культурный тип. Военная культура существовала в двух основных видах деятельности:

Данный тип культуры можно описать такими эпитетами как хищная, алчная, грабительская, насильственная. В этот период активно развеивается письменность, появляются все новые и новые изобретения, развивается литература, а архитектура становится доминирующим из искусств. В этом типе общества меняются религиозные акценты, здесь люди уже поклоняются не богам природы, которые помогали бы им выжить, в основном люди поклоняются богам войны. Теперь человека более не волнуют идеи выживания, они сменяются идеями обладания.

Следующий тип культуры – это религиозный. Данный тип не приветствовал деятельность и активность, главными его критериями были пассивность и неопределённость. Все существование человека подчиняется поклонению Богу, реальное существование человека на земле не признается, настоящей считается лишь жизнь после смерти.

Развитые культуры

Одним из представителей развитых культур является цивилизационный культурный тип. Во многом этот тип сопоставим с религиозным, так как первый стал своего рода реакцией на второй. Природа оказывает не малое влияние на данный тип культуры, ее стараются беречь и ее побаиваются.

Второй тип развитой культуры – это научный тип. Он является самым высоким типом. Несмотря на то, что в нем отсутствуют достижения других типов, в нем так же присутствует ряд достижений, которых не встречается в других, он на несколько шагов продвинулась вперед по сравнению с другими типами. Основная теория этого типа культуры заключается в том, что все законы природы способны работать не только на физическом уровне, но и так же на всех основных уровнях. Основа жизни — это поиск идей, которые помогут сделать существование человека еще лучше. Доминирующий мотив деятельности – это исследования, исследования помогают обнаруживать природные законы. Главное для данного типа культуры увеличить объём своих знаний об окружающем мире. Например, как это происходит в культурах Европы и Америки.

Отличие постнаучного типа от научного соответствует отличию допервобытного типа от первобытного. Основная деятельность постнаучного культурного типа представлена философией и искусством. Так же, как и в научном типе главным является наука и добывание знаний.

Перечисленные типы культур в большей степени являются идеальными и абстрактными, в действительность все не настолько однозначно. По факту различные культуры сочетают в себе различные типа. Бесспорно, все культуры не равноценны, но они проявляются настолько, насколько им позволяют их возможности.

Культура ставит перед человеком определенные цели. Понятие цели не относится к научному объяснению природы: наука занимается причинами явлений, всегда предшествующими им во времени, между тем как цели человеческого поведения относятся к будущему, которое может наступить в результате этого поведения. Мы не находим целей в природе, мы сами их создаем, следуя сложившимся в нашей культуре ценностям – представлениям о том, что должно быть. Наука же исследует то, что есть. Ценности, как и другие понятия культуры, не создаются наукой, но могут быть предметом научного исследования. Цели появились в природе вместе с человеком. И поскольку сам человек – часть природы, то можно сказать, что в человеке "природа впервые стала ставить себе цели” – разумеется, в метафорическом смысле, потому что “природа” вовсе не действует наподобие людей.

Такое понимание целей свойственно современному человеку. В древности считали, что все явления природы объясняются целями, подобно поступкам человека – в том числе движения небесных тел. Под влиянием Аристотеля так думали и средневековые схоласты. Такой способ объяснения природы назывался “телеологическим”, от греческого слова “телос”, означающего цель. Телеология не была наукой: научное объяснение мира появилось лишь в Новое время, в мышлении таких людей, как Галилей и Ньютон. Итак, если можно говорить об “изобретениях” эволюции, то она изобрела цели и целеустремленное поведение, лишь создав человека. Как мы уже говорили, кажущееся целеустремленное поведение животных сводится к инстинктивным стимулам, непосредственно связанным с удовлетворением их потребностей.

Но человек не может жить без целей, и его цели зависят от его культуры. Даже высокая оценка научной истины является продуктом культуры: наука создает эту истину, а оценивает ее культура. Если культура еще не созрела до такой оценки, то она осуждает научное знание: в 1600-ом году, на заре Нового времени, Джордано Бруно был сожжен в Риме, на Площади Цветов.

На более развитых стадиях культура может ставить себе (то есть своим людям) и новые для нее цели, расширяющие ее традицию. Такой целью может быть совершенствование человека. Представление о том, что человек и отношения между людьми могут совершенствоваться сознательными усилиями людей, впервые возникло, по-видимому, в буддийской культуре. У буддистов был великий реформатор, индийский царь Ашока, правивший в третьем веке до нашей эры. Этот необыкновенный царь хотел воспитать из своих подданных совершенных людей, следующих учению Будды, и добивался этого мирными средствами просвещения. Более того, он хотел распространить блага этого учения на другие народы и посылал своих миссионеров в отдаленные страны, в том числе в греческие государства. Эта попытка оказалась преждевременной, да и само учение Будды было мало приспособлено к общественной жизни: оно не развивалось и скоро погрузилось в догматизм и идолопоклонство.

Представление о сознательном изменении культуры усилиями людей утвердилось в истории только один раз: это была идея прогресса, возникшая в Западной культуре. Можно считать это явление редкой – даже уникальной – мутацией культуры!Идея прогресса, привившись в европейской культуре, придала ей беспримерный в истории динамический характер. В дальнейшем мы рассмотрим это явление. Теперь же отметим, что эта идея предполагает совершенствование общества – в некотором смысле, подлежащем определению. И при любом таком определении должны стать более совершенными отношения между людьми. Но тогда должна стать более совершенной, прежде всего, отдельная человеческая личность. Следовательно, важнейший вопрос, касающийся культуры, состоит в том, какой тип человека создает эта культура.

Гуманистический взгляд на культуру пробивает себе путь в истории нашего времени. Системы, пренебрегающие отдельным человеком и не дающие ему достаточной свободы, теперь существуют недолго. Их могут поддерживать только люди, не заинтересованные в самом существовании нашего вида – подсознательно ориентированные на личную власть. Этот опыт современного человечества свидетельствует о том, что людей нельзя уже вернуть к бездумному повиновению древних деспотий.

Читайте также: