Человек в политической жизни кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Моска. Создатель теории элит: власть у меньшинства всегда, в элиту входят люди, способные управлять другими.

-экономическая (владельцы корпораций, банков)

-информационная (владельцы СМИ, политические обозреватели)

Политическая элита- группа, обладающая влиянием, престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с государственной властью.

Группы давления- образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти.

Политический статус- место человека в политической системе общества (гражданин)

Политическая роль - функции, которые человек выполняет в соответствии со статусом (избиратель, депутат). Может быть стандартизированной (поведение человека) и нестандартизированной (девиантные отклонения).

Типы политических ролей:

рядовой член общества

человек, состоящий в общественной организации или движении

гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации

Особенности политического лидерства:

однонаправленность от лидера на объект

охватывает всё общество или большие группы

опирается на авторитет лидера

имеются многочисленные сторонники

имеется формально-должностной статус

Функции политического лидера:

интегративная - согласование интересов

ориентационная - выработка политического курса

инструментальная-определение способов и методов осуществления задач

мобилизационная - инициирование изменений

гарант справедливости, законности, порядка

Типы политических лидеров:

больших социальных групп

общественной организации или движений

1. лидер-знаменосец – определяет характер и темп политического процесса, увлекает массы за собой (Ленин)

2.лидер-служитель – обеспечивает связь власти и масс, выражает интересы своих сторонников ( Брежнев)

3.лидер-торговец – убеждает людей в преданности своей стратегии (Рейган)

4.Лидер-пожарный – реагирует на конкретную ситуацию ( современные лидеры)

Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Виды политического участия:

автономное (свободное и добровольное)

мобилизованное ( принудительный характер - демонстрации в СССР)

2. случайное ( разовое)

Формы политического участия:

Избирательное право в широком смысле - совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов

Избирательное право в узком смысле - право граждан участвовать в выборах

Активное ИП - право граждан участвовать в выборах

Пассивное ИП - право граждан быть избранными

Избирательный процесс- комплекс действий в процессе выборов.

Основные принципы выборов:

всеобщности (только возрастной ценз и ценз гражданства)

прямые (непосредственное голосование за депутата)

на альтернативной основе (больше, чем один кандидат)

Этапы избирательной кампании:

организационный. Назначение даты выборов.150-120 дней до начала голосования.

Составление списков избирателей, формирование избирательных округов, избирательных комиссий. Состав округов утверждается не позднее, чем за 100 дней до голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов. 85-55 дней до голосования.

Проведение предвыборной агитации. Запрещается проводить органам гос.власти, органам местного самоуправления, воинским частям, религиозным объединениям, избирательным комиссиям.

Голосование. Подсчет голосов и подведение итогов выборов. Результаты устанавливаются ЦИК не позднее 2 недель и публикуются в течение 3 недель со дня голосования. Выборы считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 50% избирателей.

Типы избирательных систем:

Мажоритарная.

-абсолютного большинства - избранным считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос. Применяется при выборах президента РФ.

-относительного большинства - победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. США.

Достоинства:

Проводится по одномандатным округам. Прямая ответственность избранного перед избирателями. Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте. Отражает интересы регионов.

Кандидаты,получившие незначительное меньшинство, не могут быть представлены во властных структурах. Повторное голосование. Ослабляет оппозицию. Создает опасность перевеса региональных интересов над общенациональными.

Пропорциональная.

Каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Выборы в ГД.7 % барьер.

Достоинства:

Представляет широкий спектр ПП. Гарант представительства в парламенте мелких и средних партий. Возможность обеспечения более высокого уровня женщин и этнических меньшинств.

Избранные ответственны не столько перед избирателями, сколько перед партией. Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве ему не известны. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений. Зависимость депутатов от партийных фракций.

Мажоритарно-пропорциональная ( смешанная). Выборы в ГД с 1993 по 2006.

Абсентеизм- уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом от участия в выборах и референдумах.

Причины абсентеизма:

недоверие, разочарование в политике проводимой органами власти

низкий авторитет представительных органов

отсутствие электоральной культуры

Кооптация- пополнение какого-либо выборного органа новыми членами без обращения к избирателям

Императивный мандат- смещение и отзыв избранных депутатов

Свободный мандат- невозможность отзыва депутата до истечения срока полномочий.

Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу.( принятие Конституции). Решение считается принятым, если за него высказались большинство избирателей: 50% + 1 голос или квалифицированное большинство- 2/3 от принявших участие в голосовании. Инициатива в проведении референдума может принадлежать главе государства, правительства, общественным организациям. Может быть на общегосударственном уровне или в местном масштабе. Если референдум признан состоявшимся, то его решение имеет законную силу. Плебесцит - опрос граждан по какому-либо вопросу. Итоги не обязательны для органов власти.

На референдуме не могут обсуждаться вопросы:

- об изменении статуса субъекта РФ

-о досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента, государственной думы, федерального собрания

-об избрании людей, замещающих государственные должности

-о персональном составе федеральных органов

-о федеральном бюджете

-о федеральных налогах

-о чрезвычайных мерах по обеспечению здоровья и безопасности населения

-об амнистии и помиловании

Обращение граждан во властные структуры. Заявление, жалоба, предложение, ходатайство. Петиция - коллективное письменное обращение граждан к органам власти с просьбой или требованием предпринять шаги по решению вопросов, которые авторы считают наиболее важными.

Лоббизм- использование легальных приемов влияния на структуры государственной власти с целью добиться от них принятия решений, выгодных отдельным социальным группам или организациям. Лобби (в пер. с англ.) - кулуары.

Направление проектов и предложений по принятию нормативных актов.

Политическая активность в качестве члена партии, движения.

Прямые действия ( демонстрации, митинги, пикетирование).

Митинг- собрание единомышленников, доступное для всех желающих.

Демонстрация- движение по проезжей части с плакатами, призывами через громкоговорители.

Пикетирование - коллективное выступление с плакатами, на которых отражена позиция и требования ( у здания парламента, правительства, военной базы).

Флеш-моб – гражданская акция, организованная через Интернет, когда люди встречаются, чтобы выразить свое отношение к определенным проблемам.

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил. Политика, как и любая другая сфера общественной жизни, подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответствии с ними. Для описания этого аспекта политических отношений используются понятия роли и статуса. Политический статус личности— это место человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых политических прав и свобод (например, статус человека (гражданина) в том виде, в котором он закреплен в Конституции РФ). Политическая роль личности— это функции, которые выполняет человек в соответствии с политическим статусом (например, роль избирателя, депутата, члена партии, митингующего и т. д.).

Политические роли бывают двух видов: стандартизованные и нестандартизованные.

1. Личность активиста. Для нее характерна высокая по­литическая активность, постоянный интерес к политичес­ким проблемам и информированность о них. Это может бытьчлен политической партии, участник движения, по своейволе включенный в политическую деятельность. К активис­там относятся также многие профессиональные политики и лидеры политических партий.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в по­литике. Она проявляет интерес к политике, хорошо инфор­мирована, но в силу определенных личных обстоятельств (отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует лишь в выборах и отдельных политических акциях.

3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.

5. Аполитичная или отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике, не интересую­щаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность, ко­нечно же, не является субъектом политики.

— Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации).

— Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации (целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа).

— Профессиональный политик (политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни).

— Политический лидер (способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов).

Благодаря своим незаурядным качествам и в результате выбора людьми он становится во главе социально-политического движения для реализации интересов людей, его выбравших

Имеет свои социальные и временные масштабы, в основе которых — эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той части общества, которая прибегала к его услугам

Наделяется властными полно-мочиями: правом направлять волю, усилия, интеллект людей, оперировать материальными и финансовыми ценностями

В решении тех или иных проблем всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон

Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.

— Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.

— В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.

— Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер.

В процессе деятельности политические лидеры выполняют социально значимые функции.

Имеет собственный взгляд на реальность, образ желаемого будущего и знание средств его достижения. Определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования

Основатель партии большевиков и Советского государства В.И. Ленин, руководитель национально-освободительного движения Индии М.К. Ганди, борец за гражданские права негров в США Мартин Л. Кинг

Наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Действует от их имени. Руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели

Обладает способностью убеждать. Своего признания добивается пониманием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить

Обладает быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию

Политическая культура

Политические знания могут иметь научный характер, но могут бытовать и на уровне житейских представлений. В житейских представлениях политические явления неред­ко искажаются. Скажем, свобода понимается как вседозво­ленность, консенсус — как соглашательство, а демократия — как возможность делать все, что пожелаешь. Знания поли­тологии помогают адекватно воспринимать политическую реальность. Человек, обладающий научным знанием, менее подвержен дезинформации и манипулированию его полити­ческим сознанием. Он, как правило, критически осмыслива­ет услышанное и прочитанное.

Однако надо иметь в виду, что на политические представ­ления даже самой образованной личности большое влияние могут оказывать сложившиеся в обществе устойчивые стерео­типы, ставшие неотъемлемой чертой политического мышле­ния людей. Например, в период правления Сталина лишь не­многие допускали мысль о его личной вине в массовых репрессиях и других беззакониях.

— Политическое отчуждение — сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.

— Политическая пассивность — субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.

— Политическая активность — стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы.

Население большинства прогрессивных стран имеет возможность влиять на принятие законов и выбор представителей органов власти. Способы участия граждан в политической жизни государства закреплены в Конституции РФ. От принятых решений зависит благополучие людей. По этой причине всякий человек должен не только знать свои права, но и активно их реализовывать.

Участие граждан в политической жизни

Характерные черты деятельности

Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:

Вовлечённость населения в политическую жизнь страны

  • установленный политический режим;
  • наличие соответствующих традиций;
  • уровень развития общества;
  • текущая политическая обстановка в стране;
  • личные качества гражданина (темперамент, социальное положение, религия, возраст).

По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.

Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.

Основные формы участия

В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.

Выборы и референдумы

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни

  1. Голосование осуществляется тайно.
  2. Право на голос имеют все лица, достигшие 18 лет.
  3. В рамках одного мероприятия гражданин может отдать только 1 голос.
  4. Осуществлять голосование можно только лично.

Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.

Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.

Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:

  • изменения статуса субъекта РФ;
  • досрочного прекращения полномочий президента, парламента;
  • продления сроков полномочий главы государства и правительства;
  • переноса сроков выборов;
  • принятия ЧС.

Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.

Жалобы и публичные выступления

Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:

Подача заявления

  1. Жалоба — требование о восстановлении нарушенного гражданского права и привлечения к ответственности должностного лица.
  2. Заявление — просьба о реализации какого-либо права в установленном законом порядке.
  3. Предложение — инициатива, в которой гражданин может кратко высказать идеи по совершенствованию деятельности органов власти или перечислить способы решения наиболее важных общественных проблем.

Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.

В России принята уведомительная схема проведения публичных мероприятий. Это значит, что организаторы собраний обязаны предупредить местные органы власти о предстоящем митинге, шествии, демонстрации. Граждане могут собираться только в мирных целях и без оружия. Правопорядок обеспечивается полицией. В случае нарушения предусмотренного плана или массовых беспорядков правоохранители могут применять специальные средства защиты.

Государственная служба и политическая карьера

Государственная служба

Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.

Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.

Опосредованная форма (представительная) Непосредственная форма (прямая)
Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности

Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.

Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.


Объясним, почему человек всегда связан с политической сферой общества, даже если не занимается политикой. Охарактеризуем основные формы политического участия, проиллюстрируем их примерами. Назовём основные типы политиков и критерии для классификации политических лидеров.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Человек в политической жизни общества"

Когда мы говорим о политике, имеем в виду всё, что связано с государством. Деятельность органов государственной власти. Принятие законов и контроль за их исполнением. Международные отношения: войны, договоры, сотрудничество.

Политика - сфера общественной жизни, которая связана с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами для достижения безопасности общества.



Есть ещё один интересный подход к объяснению этой идеи. Аполитичный человек своим бездействием открывает путь к власти тем, кто к ней стремиться. Он не противодействует им, даже если это противоречит его интересам. Например, политический лидер или партия, борющаяся за власть, заявляет о необходимости резко ограничить права и свободы граждан. Активные сторонники этой идеи придут на выборы, а пассивные противники останутся дома. Их позиция, таким образом, повлияет на ситуацию.

Подобный тип политической деятельности обычно называют политическим отчуждением. Часто он выражается в абсентеизме. Этот термин происходит от латинского absens - отсутствующий. Абсентеизм - уклонение избирателей от участия в выборах или референдумах.


Причины такого поведения могут быть различны. Назовём 2 из них.

Когда ситуация в стране стабильна, нет каких-то очень острых, важных для каждого нерешённых проблем, часть граждан удовлетворена своим положением, оно кажется им вполне благополучным. Участвовать в избирательной кампании вроде бы и необязательно: всё налажено, дела идут как бы сами по себе. Если ситуация изменится, станет кризисной, вполне возможно, многих из этих людей вопрос о том, кто именно придёт к власти, станет интересовать гораздо больше.

Отказ от участия в формировании органов власти также может быть связан с неверием в то, что граждане могут каким-то образом повлиять на политику государства. Люди с подобными взглядами не доверяют политическим лидерам и институтам: органам власти, партиям.

Ещё один тип политической деятельности - политическая пассивность. Человек участвует в различных мероприятиях. Голосует на выборах, например. Но реализует при этом не собственные интересы, а действует под влиянием какой-то внешней силы. Такое участие в политической жизни часто называют мобилизованным. Скажем, в СССР участие в демонстрациях по поводу государственных праздников, в официальных (организованных руководством) митингах, в выборах было проявлением лояльности к государственному строю.


Свободное и сознательное участие в политической жизни принято называть автономным. Оно характерно для стран с демократическим политическим режимом. Но и в условиях авторитаризма были политические активисты. Они добивались реализации собственных интересов. Либо поддерживая всеми силами существующий режим, либо всеми доступными средствами борясь против него.

Такая активность может проявляться постоянно или эпизодически, время от времени. Немецкий социолог Макс Вебер предложил такую классификацию участников политической деятельности.

· Политики по случаю. Это те граждане, которые голосуют на выборах, участвуют в референдумах. И этим, собственно говоря, их отношения с политической сферой исчерпываются. До следующей избирательной кампании активность проявляется лишь при обсуждении новостей или очередных нововведений властей.

· Политики по совместительству. Допустим, некий человек является членом, а может быть и председателем, избирательной комиссии. Это требует значительных затрат времени и усилий. Сфера профессиональных интересов нашего героя, скорее всего, совсем другая. И деньги он не политической деятельностью зарабатывает.


Но о профессиональных политиках поговорим чуть позже. А пока дадим определение термину, который уже не раз употребляли: политическое участие. Это действия человека с целью оказать влияние на принятие государственных решений и формирование органов власти. Причём действия, по большей части, добровольные. Если вы платите налоги и не нарушаете законы, то с политикой это связано, но политическим участием не является. Вы вынуждены это делать, даже если очень не хочется. И ещё: действия при этом не должны быть фиктивными. Советские граждане, например, очень активно ходили на выборы: явка всегда превышала 90%. Но выбора на этих выборах не было. Они были безальтернативными. В каждом избирательном округе - один кандидат. От блока коммунистов и беспартийных.


Почему люди участвуют в политике? Причин много.

К политическому участию может подталкивать и чувство самосохранения. Если не приложить усилий, то у власти может утвердиться явно неподходящая личность. Или партия, которая приведёт страну к катастрофе.

Ну, и наконец, человеку может быть просто интересно, как это всё происходит. Или, участвуя в деятельности политических объединений, в политических мероприятиях, он расширяет круг общения. Вступает в контакты с большим количеством людей. Влияет на общественное мнение. Человек - существо социальное. Потребность в общении - одна из важнейших для него.

В каких формах может проявляться политическое участие?

Для начала скажем, что оно может быть опосредованным и непосредственным. Первое осуществляется через избранных представителей. Вспомните, что такое представительная демократия. Непосредственное - это прямое участие граждан в решении каких-то государственных вопросов.

ü Человек может, например, обратиться в тот или иной орган государственной власти с заявлением или жалобой. Может предложить собственный проект какого-либо закона или решения проблемы.

ü Ещё один вариант - принять участие в лоббирование интересов той социальной группы, к которой принадлежит.

Лоббизм - процесс продвижения интересов частных лиц или организаций в органах государственной власти, например, в парламенте, с целью принятия выгодного для них политического решения.

Лоббирование может осуществляться в рамках закона. Организация петиций, потока писем, от избирателей, например. Публикации в средствах массовой информации, которые будоражат общественное мнение. Но, к сожалению, и незаконных действий в этой сфере хватает. Подкуп, сбор компрометирующих материалов, шантаж.

· Очень популярны в современном обществе прямые действия - участие в демонстрациях, митингах, пикетах. Организация забастовок.

· Самая массовая форма политического участия - голосование на выборах и референдумах. В демократических государствах от пятидесяти до восьмидесяти и более процентов граждан приходят на избирательные участки. Остальные формы политического участия очень редко охватывают даже четверть населения.

· Гражданин может стать членом политического общественного объединения или партии. Последнее в нашей стране возможно лишь по достижении совершеннолетия.

· Или стать профессиональным политиком.

Российский политолог Эдуард Яковлевич Баталов выделил следующие типы политиков.

· Политический руководитель, или правитель. Он определят основные направления политики государства.

· Руководитель-отраслевик. В сфере промышленности, финансов, обороны и так далее. Такие политики достаточно самостоятельны в своих действиях, но должны руководствоваться программой, выдвинутой правящим лидером или партией.

· Государственные служащие, или бюрократы. В нашей стране это слово имеет скорее негативный оттенок. Вообще-то, это работник гражданского ведомства, который строго следует букве закона. Но часто это превращается в самоцель.


Государственных служащих, как и многих руководителей-отраслевиков, мы вряд ли можем отнести к политическим лидерам.

Политический лидер - это человек, которые имеет собственную точку зрения по тому или иному политическому вопросу и может оказывать влияние на окружающих. Вести за собой большую массу последователей, или страну в целом, выражать их интересы.

Политические лидеры оказывают огромное влияние на направление развития общества. Не мудрено, что исследователи уделяют институту политического лидерства большое внимание. Существует несколько классификаций типов лидеров. Приведём некоторые из них.


Макс Вебер выделял традиционных, рационально-легальных и харизматических лидеров.

Традиционное лидерство основано на обычаях и сложившейся привычке подчиняться. В качестве примера можно привести монарха. Наследный принц становится королём, независимо от того, есть у него способности управлять или нет.

Рационально-легальные лидеры приходят к власти через определённый законом механизм. Стать Президентом Российской Федерации может гражданин России, достигший 35 лет и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Да, за него ещё должны проголосовать более половины избирателей, пришедших на выборы.


Харизма, в переводе с древнегреческого, - дар. Предполагается, что он получен от Бога. Некий человек имеет врождённые качества увлекать за собой людей. Он влияет на них, независимо от того, есть у него какая-то официальная должность, или нет. Религиозные пророки, революционные вожди - яркие примеры харизматических лидеров. Но и многие официальные политики тоже харизматичны. Такими были, например, Шарль де Голль во Франции, или Франклин Делано Рузвельт в США. Отечественных харизматических лидеров попробуйте вспомнить сами.


Американский политолог Роберт Такер в качестве критерия предложил цель, которую преследуют лидеры, воздействуя на общество. Он выделил 3 их типа: лидер-реформатор, революционер и консерватор.

А вот классификация профессора политической психологии университета Огайо (США) Маргарет Херманн.

Лидер-знаменосец формулирует для последователей цели борьбы, программу действий и ведёт их за собой.

Лидер-служитель действует от имени своих приверженцев. Наиболее точно отражает идеи политической партии, к которой принадлежит. Или интересы определённой социальной группы.

Лидер-торговец может преподнести свои идеи в очень привлекательной форме. Убедить окружающих, что это именно то, что им нужно. Он очень внимателен к чаяниям потенциальных приверженцев и готов скорректировать программу своих действий.

Лидер-пожарный способен эффективно действовать в кризисных, даже экстремальных ситуациях. Принимать быстрые и адекватные (способные разрешить ситуацию) решения. Современный мир так динамичен, что именно этот тип политического лидера, пожалуй, наиболее востребован.

Читайте также: