Значение культурного наследия петровской эпохи кратко

Обновлено: 28.06.2024

В эпоху Петра 1 был сделан огромный рывок в развитии культуры страны. Петр 1 ввел новый календарь, по которому в то время жила Европа: в нем велось летоисчисление от Рождества Христова. Гражданская азбука позволила сделать население страны более грамотным, научить людей читать. При нем из Европы выписывались архитекторы, что позволило построить много зданий в новом для России стиле, который стал именоваться петровским барокко. Эти преобразования помогли сократить разрыв между Россией и Европой.

Первая четверть XVII столетия в России ознаменовалась преобразованиями, непосредственно связанными с "европеизацией" страны. Начало Петровской эпохи сопровождалось серьезными изменениями в нравах и быту. Коснулись преобразования просвещения и других сфер общественной жизни. Все реформы проходили на первом этапе крайне тяжело, зачастую насильственно. Рассмотрим далее основные события Петровской эпохи.

петровская эпоха

Предпосылки к реформам

Необходимо сказать, что активное проникновение западноевропейских ценностей отмечалось в стране на протяжении всего XVII столетия. Однако направленность этого влияния изменила именно Петровская эпоха. Век XVIII стал периодом внедрения новых ценностей и идей. Ключевым объектом преобразований стала жизнь русского дворянства. Интенсивность реформ обуславливалась в первую очередь государственными целями. Петр Первый стремился к преобразованию в административной, военной, промышленной и финансовой сферах. Для этого ему необходимы были опыт и достижения Европы. Успех государственных реформ он связывал с формированием качественно нового мировоззрения элит, перестройкой быта дворянства.

Первый опыт

Петровская эпоха проходила под влиянием западного образа жизни. Симпатия правителя России появилась к европейским ценностям еще в юности. В свои ранние годы Петр часто приезжал в Немецкую слободу, где обрел своих первых друзей. После первого визита за границу у него возникла идея перенести из Европы в Россию обычаи, институты, формы развлечений и общения. Однако он не учитывал, что все это будет восприниматься с определенными сложностями, поскольку почвы и органичной предыстории для этого в стране создано не было. Петровская эпоха, кратко говоря, ассоциируется с насильственным внедрением в русскую жизнь европейских ценностей. Как свидетельствуют записи, государь фактически требовал от подданных переступить через себя и отказаться от вековых традиций предков.

Первые преобразования

Если говорить о том, какой была Петровская эпоха, кратко, то сближение с Западом выражалось в заботе правительства о том, чтобы люди в России даже внешне напоминали европейцев. После приезда из-за границы Петр приказал принести ножницы и сам обрезал бороды у шокированных бояр. Эту операцию государь проделывал не один раз. Борода для него стала символом старины. Он негативно воспринимал ее присутствие на лице бояр. Хотя издавна борода выступала как неприкосновенное украшение, признак чести и родовитости, предмет гордости. Указ 1705 г. обязал всех мужчин, кроме священников и монахов, сбрить усы и бороду. Таким образом, общество оказалось разделено на 2 неравные части. Одна – дворянство и элита городского населения, которая находилась под давлением европеизации, другая же сохраняла привычный уклад.

культура петровской эпохи

Живопись

Художники Петровской эпохи по-своему отражали закономерности этого исторического периода. Надо сказать, что живопись в целом выходила на новый уровень с определенным опозданием в сравнении с другими передовыми странами. Искусство Петровской эпохи становится светским. Изначально новая живопись утверждается в Москве и Петербурге. До этого мастера писали исключительно иконы. Культура Петровской эпохи требовала изображения торжественных баталий, прославлявших победы, портретов царя и подданных. Русские граверы могли иллюстрировать только церковные книги. На новом историческом этапе необходимы были виды Петербурга, гравюры к учебникам по артиллерийскому, архитектурному и морскому делу. Культура Петровской эпохи высвобождалась из-под власти церкви, пыталась сравняться с европейскими странами, ушедшими далеко вперед.

Специфика реформ

Особенности культуры Петровской эпохи проявлялись в резкой трансформации привычного уклада жизни людей. В первую очередь Россия стала приобщаться к западным направлениям в живописи. Преобразования осуществлялись не только для того, чтобы привлечь в страну зарубежных художников и мастеров. В качестве одной из ключевых целей выступало просвещение отечественной публики, введение лучших европейских традиций. Время обучения для русских мастеров длилось недолго. Во второй половине 18 в. вернувшиеся из Голландии и Италии художники показали миру свой талант, полученные навыки, начав создавать великолепные шедевры. Новая живопись отличалась повышением интереса к человеку. Большое внимание стало уделяться и его внутреннему миру, и строению тела. Русские художники стали владеть техническими достижениями европейских мастеров. В свое работе они используют теперь новые материалы: мрамор, масло, холст. В живописи появляется прямая перспектива, способная показать объемность и глубину пространства. Первыми художниками новой эпохи стали Матвеев и Никитин.

художники петровской эпохи

Гравюра

Она заняла отдельное место в искусстве в первой половине 18 столетия. Гравюра считалась наиболее доступным видом живописи. Она достаточно быстро откликалась на события, происходившие в жизни. Спектр сюжетов сводился к портретам великих людей, видам городов, сражений, торжественных мероприятий. Петровская эпоха подарила России и миру таких мастеров, как Ростовцев, Алексей и Иван Зубовы.

Миниатюрные портреты

Они также стали появляться в начале столетия. Первыми авторами являлись Овсов и Мусикийский. Первое время создавались миниатюрные портреты государственных деятелей и их родственников. Однако спустя время спрос на эти работы настолько вырос, что в Академии художеств в последней четверти 18 столетия был создан специальных класс.

Книги

Наиболее ярко отражала веяния нового времени литература Петровской эпохи. В 1717 г. было опубликовано "Рассуждение…", в котором описывались причины войны со Швецией. Издание было подготовлено вице-канцлером Шафировым по поручению государя. Это "Рассуждение" стало первым отечественным дипломатическим трактатом о внешнеполитических приоритетах России. Экономические преобразования отражались в трудах Посошкова. Наиболее известной его публикацией стала "Книга о богатстве и скудости". Блестящим писателем, оратором, церковным и общественным деятелем в Петровскую эпоху был сторонник реформы церкви Феофан Прокопович. Он разработал "Духовный регламент", "Правду воли монаршей". Еще одним видным деятелем был Стефан Яворский. Он создал такие религиозные трактаты, как "Камень веры", "Знамение пришествия антихристова". Эти труды были направлены против протестантизма и реформаторства.

начало петровской эпохи

Развлечения

Во время реформ предпринимались попытки создать публичные театры в Петербурге и Москве. На сцене ставили комедийные и исторические пьесы ("Амфитрион" и "Доктор Принужденный" Мольера, например). Стали появляться и первые отечественные драматические работы. Так, Петровская эпоха была ознаменована созданием трагикомедии Прокоповича "Владимир", пьесы Жуковского "Слава Российская". Изменения в нравах проявлялись в появлении новых видов развлечений. К концу 1718 г. элиты петербургского общества известили о введении ассамблей. Эта идея родилась у Петра после посещения французских гостиных. В них собирались и беседовали крупные политические, научные деятели, живописцы и другие представители высшего общества. Учреждая ассамблеи в России, Петр стремился приучить дворян к светскому поведению, а также приобщить женщин государства к общественной жизни. В процессе организации реформатор использовал и практические, и теоретические достижения Европы. В указе, регламентировавшем порядок собраний в домах, приводился перечень правил, описывался распорядок развлечения, которым должны были следовать присутствующие.

Летоисчисление

"Полезность" была основной идеей, которой пронизывалась вся Петровская эпоха. Годы правления великого реформатора ознаменовались введением нового летоисчисления. Теперь отсчет велся не от сотворения мира, а с Рождества Христова. Новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября. Учреждались также праздники. Так, Петром был введен Новый год. Его празднование должно было осуществляться с 1 по 7 января. При этом ворота дворов следовало украшать еловыми, сосновыми и можжевеловыми деревьями или ветвями. По большим улицам вечерами было предписано жечь костры, а встречающиеся люди должны были друг друга поздравлять. В Новый год в столице устраивали фейерверки. Петр стал, таким образом, основателем многих государственных праздников. Победные торжества стали устраиваться по примеру триумфов Рима. В 1769-м в празднествах по поводу победы под Азовом проявились ключевые элементы будущих мероприятий. В них достаточно явно просматривались римские признаки. По распоряжению государя были сооружены триумфальные ворота.

Приобщение женщин к светской жизни

Проводя свои реформы, Петр не учитывал, что население не совсем к ним готово. Так, например, женщинам было крайне проблематично в один момент отойти от домостроевского уклада. Однако реформатор проявлял заботу о них. Он указывал женщинам, как себя вести, одеваться, говорить. На первых порах на ассамблеях, по воспоминаниям современников, русские дамы, туго затянутые в корсеты, не умели не только грациозно и легко танцевать, но и не знали, как им нужно сесть или стать. По большей части они были неуклюжи, неповоротливы.

значение петровской эпохи

Значение Петровской эпохи

Преобразования государя позволили стране выйти на качественно новый уровень. В первую очередь существенно сократилось отставание культурной и экономической сфер от передовых стран Европы. Кроме этого, Россия стала превращаться в великую и могущественную державу. За счет внедрения европейских ценностей страну стали воспринимать на международной арене. Благодаря петровским реформам теперь ни одно важное событие не решалось без участия России. Изменения, которые произошли в жизни государства в первой четверти 18 столетия, были весьма прогрессивными. Однако они еще сильнее увеличили разрыв между дворянством и низшими классами. Бояре превратились в благородное элитное сословие. Использование культурных достижений и благ стало только их привилегией. Все это сопровождалось распространением презрения к русскому языку и древней культуре в среде дворян. Многие историки отмечают, что европеизация усилила негативные культурные проявления допетровской России. Вводимые новшества тяжело воспринимались дворянством. Зачастую преобразования провоцировали действия, совершенно противоположные тем, что ожидались. Вежливость и обходительность по приказу не могли стать внутренней потребностью, они порождали грубость и непристойность. Перемены затронули только верх общества. Русский крестьянин еще очень продолжительное время после окончания Петровской эпохи не ходил в театр, не читал газет, не знал о существовании ассамблей. Таким образом, реформы изменили социальное положение привилегированного класса в сторону Запада, а жизнь низших классов – в противоположном направлении, к Востоку. С одной стороны, преобразования в сфере быта и культуры формировали условия для развития просвещения, науки, литературы. Однако многие европейские ценности и стереотипы переносились насильственным и механическим путем. Это создавало существенные препятствия для полноценного развития исконно русской культуры, основанной на древних национальных традициях. Представители дворянского сословия, принимая европейские ценности, довольно резко отходило от народа. Хранитель русской культуры – русский крестьянин – был привязан к национальным традициям. И эта его связь только усиливалась по ходу модернизации государства. В результате начался глубокий социально-культурный раскол в обществе. Все эти явления во многом предопределили острые противоречия и силу общественных потрясений, возникших в начале 20 столетия.

основные события петровской эпохи

Заключение

Петровские преобразования в культурной, общественной сфере жизни государства отличались ярко выраженным политическим характером. Зачастую реформы проводились насильственными методами. Людей заставляли принимать чуждые им ценности, науки. Все это делалось в интересах государства, формировавшееся по жестким распоряжениям монарха. Принципиальное отличие Российской империи, созданной за четверть столетия, должны были подчеркиваться внешними атрибутами Петровской эпохи. Реформатор пытался придать величественность государству, ввести ее в международные отношения на правах европейской страны. Именно поэтому так активно внедрялись в жизнь западные ценности. Реформы коснулись абсолютно всех сфер жизни дворян. На первых этапах нововведения вызывали жесткое сопротивление. Однако неповиновение монарху не допускалось. Элитным сословиям приходилось подчиняться и учиться жить по новым правилам. Внедряя реформы, Петр стремился к тому, чтобы дворянство получало практический европейский опыт. Поэтому он часто ездил за границу сам, отправлял за рубеж своих подданных, приглашал иностранцев в Россию. Он стремился вывести страну из политической изоляции. В эпоху Петра появилось огромное количество произведений искусства. Русские мастера, переняв опыт и навыки европейцев, создавали шедевры, ставшие впоследствии известными на весь мир. Существенные изменения отмечались и в архитектуре. Несмотря на достаточно жесткое введение новшеств, Россия смогла приблизиться к Европе. Однако, как выше было сказано, реформы коснулись только высших сословий. Крестьянство продолжало оставаться необразованным. Низшие классы были хранителями древних традиций и свято их чтили. Личность Петра считается многими историками противоречивой. Неоднозначно воспринимаются исследователями и его реформы. Его преобразования коснулись не только нравов и быта, искусства и архитектуры. Значительные изменения претерпела военная сфера, административный аппарат. Многие нововведения прочно укоренились в стране. Последующие поколения совершенствовали созданную Петром систему. Монарх стал символом решительных преобразований, плодотворности и эффективности использования западноевропейских достижений.

особенности культуры петровской эпохи

Петр провел колоссальную работу в стране. Несмотря на то что он не учитывал многие обстоятельства и особенности русского менталитета, историки признают, что государство в период его правления сделало огромный шаг вперед. Общество стало прогрессивным, светским, воспитанным, образованным. У потомков Петр Первый, можно сказать, практически единственный правитель, который сохранил титул Великий, дарованный ему еще при жизни.

Особенности историко-культурного процесса России в начале XVIII в. были определены рядом факторов, проявившихся еще в предшествующем столетии. Для этого времени характерным становится:

· утверждение нового взгляда на человеческую личность и тенденция демократизации культуры;

· преодоление национальной замкнутости и локальности культурного развития;

Эпоха Петра I стала переломной гранью в истории культуры России, делящей ее на два периода развития. Это время перехода от Средневековья к Новому времени, характеризующееся обострением противоречий внутри средневекового уклада культуры, переставшей соответствовать новой экономической и социальной жизни России. В это время стремительно развивается ремесленное производство, возникают новые города, появляются первые мануфактуры, постепенно формируется всероссийский рынок и расширяется международная торговля.Аналогичными трансформациями отмечено и государственное устройство России,где после 1653 г. сходит на нет функционирование Земских соборов, теряет актуальность деятельность Боярской думы и в 1682 г. происходит отменаместничества — особенности распределения административных и военных должностей в Боярской думе по знатности и роду, что приводит к усилению дворянства и активизации принципа выдвижения по способностям.

В.О. Ключевский же считал культурную политику Петра антинациональной, приведшей Русь к разорванности и культурной эклектичности, и противопоставлял Руси XVIII в. монолитную и органичную допетровскую Русь. Однако и Ключевский не отрицал гениальности нового русского царя и чистоты его помыслов, объясняя его ошибки исключительно издержками самой власти:

Безусловно, петровские реформы осуществлялись без разностороннего осмысления культурных особенностей западной цивилизации, и это было обусловлено объективными обстоятельствами. Несмотря на то, что эти преобразования были подготовлены всем ходом истории и органически связаны с жизнью народа, но, проведенные в рекордно короткие сроки, были достаточно травматичными, именно поэтому приобщение к социальным идеалам Запада былоповерхностным и во многом формальным. Социальная элита разделилась на западников, ориентирующихся на ценности западной культуры, и почвенников, отстаивающих собственный путь развития. Необходимо отметить, что это противостояние культурных ориентаций останется устойчивой парадигмой российского общественного сознания вплоть до эпохи современности.




Особенности историко-культурного процесса России в начале XVIII в. были определены рядом факторов, проявившихся еще в предшествующем столетии. Для этого времени характерным становится:

· утверждение нового взгляда на человеческую личность и тенденция демократизации культуры;

· преодоление национальной замкнутости и локальности культурного развития;

Эпоха Петра I стала переломной гранью в истории культуры России, делящей ее на два периода развития. Это время перехода от Средневековья к Новому времени, характеризующееся обострением противоречий внутри средневекового уклада культуры, переставшей соответствовать новой экономической и социальной жизни России. В это время стремительно развивается ремесленное производство, возникают новые города, появляются первые мануфактуры, постепенно формируется всероссийский рынок и расширяется международная торговля.Аналогичными трансформациями отмечено и государственное устройство России,где после 1653 г. сходит на нет функционирование Земских соборов, теряет актуальность деятельность Боярской думы и в 1682 г. происходит отменаместничества — особенности распределения административных и военных должностей в Боярской думе по знатности и роду, что приводит к усилению дворянства и активизации принципа выдвижения по способностям.

В.О. Ключевский же считал культурную политику Петра антинациональной, приведшей Русь к разорванности и культурной эклектичности, и противопоставлял Руси XVIII в. монолитную и органичную допетровскую Русь. Однако и Ключевский не отрицал гениальности нового русского царя и чистоты его помыслов, объясняя его ошибки исключительно издержками самой власти:

Безусловно, петровские реформы осуществлялись без разностороннего осмысления культурных особенностей западной цивилизации, и это было обусловлено объективными обстоятельствами. Несмотря на то, что эти преобразования были подготовлены всем ходом истории и органически связаны с жизнью народа, но, проведенные в рекордно короткие сроки, были достаточно травматичными, именно поэтому приобщение к социальным идеалам Запада былоповерхностным и во многом формальным. Социальная элита разделилась на западников, ориентирующихся на ценности западной культуры, и почвенников, отстаивающих собственный путь развития. Необходимо отметить, что это противостояние культурных ориентаций останется устойчивой парадигмой российского общественного сознания вплоть до эпохи современности.

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Культура при Петре 1 в России это очень важная тема, поскольку принято считать, что петр 1 стал великим реформатором именно благодаря изменениям культуры в России. На самом деле нужно разделять понятия: Петр Великий скорее не реформировал и создавал, а рушил старое. И реформы Петра 1 в культуре лишний раз это подчеркивают. Сегодня я предлагаю детально поговорить о том, что собой представляла петровская культура, какие изменения происходили в стране и какие последствия эти изменения имели.

Насколько массовыми были изменения

Откроем любой учебник по истории и там будет написано, что при Петре 1 Россия ликвидировала отсталость, переняв европейский образ жизни, перестали носить бороды, стали одевать европейские одежды, пить кофе, курить табак, учить иностранные языки, читать книги, приглашать ученых и так далее. Все это ложь, и никакой массовости и систематичности эти культурные изменения не носили.

О культуре петровской эпохи нужно понимать 2 вещи:

  • Петр 1 никогда ничего не позволял или разрешал. Он приказывал и заставлял. Поэтому когда говорят, что он позволит читать, учиться или пить кофе, нужно понимать, что Петр 1 заставлял читать, учиться и пить кофе. Разница между понятиями гигантская. Заставил это тоже самое, что солдат с палкой в школе, который бил детей и “вбивал” в них знания (именно по такому принципу работали петровские школы).
  • Как писал историк Ключевский - несмотря на все преобразования петровской эпохи, население России как было тягловым, так и осталось. Нам говорят, что Петр полностью изменил культуру страны, а один из виднейших историков нашей Родины пишет, что с точки зрения народа и общества мало, что изменилось.

Ключевский своей фразой подвел итог происходящему, но на мой взгляд гораздо более красноречиво о событиях той эпохи высказался Александр Сергеевич Пушкин.

Народ, упорным постоянством удержал бороду и русский кафтан. Народ был искренне удовлетворен своей победой и уже равнодушно смотрел на немецкий образ жизни своих обритых бояр.

А.С. Пушкин

Реформы Петра 1 в области культуры затронули в лучшем случае 2% населения - дворянство. Остальных 98% нововведения практически не касались. В результате Петр нанес удар по русскому обществу - он навсегда разделил дворян и всех остальных. Если раньше русское общество было единым, но с разными сословиями, то теперь это было 2 разных общества: с разными традициями, обычаями, культурой и так далее.

Новый календарь

При Петре в России был введен европейский календарь. Ввели его 1 января 1700 году (1 января 7208 года по церковному календарю). До этого действовал календарь, где летоисчисление велось от Сотворения мира, а не от рождества Христова, а новый год начинался 1 сентября. После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год. Царь велел украшать дома елками, палить из ружей, зажигать свечи и устраивать различные потехи. В результате же государство и церковь все больше отдалялись друг от друга. Теперь у государства был один календарь, у церкви другой.

Первый Новый год отмечали так. На красной площади Москвы было установлено 200 пушек и было велено палить из них 6 дней подряд. Впервые на празднике применялись фейерверки. Каждому жителю домов было приказано украшать дома и ворота сосновыми и еловыми ветками. Всем владельцам огнестрельного оружия было приказано палить в воздух. Обратите внимание - всем было приказано.

Введение новой азбуки и шрифтов

На момент прихода Петра к власти в России действовала азбука, созданная Кириллом и Мефодием. Она считалась азбукой церковной, и ее же шрифты использовались во всех писаниях. Само начертание букв осуществлялось на греческий манер и было весьма затруднительно для чтения.

Азбука Кирилла и Мефодия

В 1708 году в России вводится новая гражданская азбука или проще говоря утверждались новые типографские шрифты. Для культуры при Петре 1 это был серьезный шаг. Раньше все книги издавались исключительно церковными шрифтами, которые были очень массивными, и читать которые было крайне тяжело.

Азбука после 1710 года

Это преобразование петровской эпохи кажется незначительным, но это была одна из немногих реформ, благодаря которой культура в России при Петре 1 действительно начала движение в положительном русле.

При Петре Великом не только бояре и боярыни, но и буквы русские сбросили с себя широкие шубы, нарядившись в летние одежды.

Михаил Ломоносов

Одновременно вводились в обиход арабские цифры. Ранее все цифры обозначались буквами.

Обозначение цифр в российском царстве

В результате этих преобразований читать и писать при Петре 1 стало действительно намного проще. С другой стороны мы вновь видим, что реформы Петра 1 в культуре постоянно создают разделение: государство отдельно, церковь отдельно.

Говоря о создание русской азбуки петровской эпохи, многие историки забывают уточнить, что изменения коснулись не только внешнего вида букв и цифр, но и их содержания:

Бритье бород

Бритье бород это одно из нововведений, которые принесла культура при Петре 1. Указом от 1698 было приказано всем брить бороды. Опять же, откроем любой учебник по истории и там будет написано, что бороды брили все, будут рассказаны истории как нерадивым горожанам выдергивали бород по волосинке, как сжигали бороды прямо на лице и так далее. Такое, конечно, имело место быть, но это были исключительные случаи. В действительности же указ 1698 года с одной стороны запрещал бороды, а с другой стороны предусматривал покупку права не брить бороды:

  • Купцы платили по 100 рублей в год
  • Бояре платили по 60 рублей в год
  • Прочие горожане платили по 30 рублей в год.
  • Крестьяне платили по 1 копейке за въезд и выезд из города.

Архитектура эпохи

Трезини разработал для города 2 типа домов:

Архитектурными изысками отличались только административные здания и дворцы людей петровского окружения. Сам царь к роскоши был равнодушным. Для понимания этого достаточно просто посмотреть на фотографию Летнего дворца Петр 1 в Летнем саду Петербурга (простое двухэтажное здание) и на дворец Меншикова на Васильевском острове (настоящий дворец).

Дворцы Петра 1 и Меншикова в Петербурге

Что касается архитектуры за пределами Петербурга, то можно выделить московскую церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Она была построена по проекту архитектора Зарудного.

Читайте также: