Значение и пути укрепления межнационального согласия в республике казахстан кратко

Обновлено: 02.07.2024

В современном мире Казахстан рассматривается как одно из достаточно успешных государств, обладающих устойчивой политической системой, общественной стабильностью, гармоничным состоянием межэтнических и межконфессиональных отношений, высоким международным авторитетом и демонстрирующих постоянный экономический рост. В этой связи следует отметить, что достижение такого результата стало объективным следствием политики президента РК Н.А. Назарбаева, нацеленной на последовательную реализацию реформ, ведущих к построению современного демократического государства и эффективной экономики. Вполне закономерно, что президент Н.А. Назарбаев рассматривается казахстанцами как гарант мира, стабильности и благополучия.

Среди важнейших условий, делающих возможной такую общественную трансформацию, одно из центральных мест занимает межэтническое согласие. В условиях полиэтничного Казахстана, где проживают представители 130 национальностей, оно выступает краеугольным камнем фундамента общественной стабильности и гражданского мира, являющихся базовыми компонентами благополучного развития страны. Поэтому вполне закономерным выглядит закрепление межэтнического согласия в качестве ведущего приоритета государственной политики и основополагающей ценности казахстанского общества.

Для поддержания межнационального согласия в Казахстане на протяжении вот уже почти 17 лет независимости успешно осуществляется взвешенная государственная политика возрождения и самосохранения этнических диаспор, развития национально-культурного многообразия и единства. Национальная политика, проводимая президентом Казахстана, строится на прозрачных и четко постулированных принципах, среди которых поиск межэтнического взаимодействия, общественная стабильность как база справедливого решения национального вопроса, примат закона, укрепление государственной независимости и активная интеграционная политика.

Во многом благодаря этим принципам, базирующимся на учете и разумном сочетании интересов всех этносов Казахстана, равноправии граждан, сохранении и развитии их культурно-

языкового пространства, стало возможным бесконфликтное развитие межнациональных отношений на протяжении всего периода существования республики. Это достижение выглядит особенно ярко на фоне многочисленных войн и конфликтов на национальной почве, сопровождавших мировое развитие на протяжении всего ХХ века и, как показывает последний пример Грузии, перекинувшихся, к сожалению, и в нынешний век.

Серьезное внимание президентом уделяется политическому представительству этнических групп Казахстана. В этой связи одной из наиболее заметных инициатив в области национальной политики, направленной на достижение гармонизации межэтнических отношений в Казахстане, стала идея президента РК Н.А. Назарбаева по созданию республиканского органа, который объединил бы все этнические группы. Озвученная в 1992 году на Форуме народов нашей республики, она была реализована в марте 1995 года, когда указом главы государства была образована Ассамблея народов Казахстана (с 2007 года - Ассамблея народа Казахстана).

Еще одним важным постулатом президентской политики, направленной на сохранение и укрепление межэтнического мира и согласия в стране, является обеспечение всем казахстанцам равного доступа к социально-экономическим правам и свободам, гарантированным государством. Получив право на свободу предпринимательской деятельности, развернули свой бизнес сотни тысяч наших соотечественников всех национальностей; обычным делом является и многонациональный рабочий коллектив. Также без ущемления по национальному признаку оказывается государством и социальная защита.

Существенное значение в президентской национальной политике придается также сохранению и развитию культурного и духовного разнообразия нашего населения, его традиций и обычаев.

Следует указать, что отмеченные принципы находят непосредственное отражение в практике государственной деятельности и жизни казахстанского общества. Достаточно наглядно об этом свидетельствуют следующие факты.

К примеру, одним из важных субъектов отечественной общественно-политической жизни сегодня является Ассамблея народа Казахстана. За 12 лет своего существования ассамблея прошла путь от консультативно-совещательного до конституционного органа, внося свой весомый вклад в укрепление стабильности, межнационального согласия и мира в нашей стране. Она стала одним из основных институтов казахстанской демократии, олицетворяющим практическую реализацию главных принципов демократического конституционализма, правового государства, прав и свобод человека.

В настоящее время АНК вступила в новый этап своего развития, связанный с существенным расширением ее полномочий и функций. Получив согласно последней конституционной реформе квотированное право избирать в нижнюю палату парламента 9 своих депутатов, она становится важным элементом всей политической системы Казахстана. Не приходится сомневаться, что это право будет использовано для более полного отражения в высшем законодательном органе интересов всего многонационального населения нашей страны. Об этом, кстати, свидетельствует и этнический спектр вновь избранных депутатов от АНК, среди которых уйгур Мурат Ахмадиев, украинец Валерий Вишниченко, немец Егор Капель, русская Раиса Полищук, белорус Леонид Питаленко, казах Кайрат Садвакасов, узбек Розакул Халмурадов, балкарка Людмила Хачиева и кореец Виктор Цой.

В Казахстане действуют 6 национальных театров, в числе которых единственные на пространстве СНГ немецкий, уйгурский и корейский театры. За последние 9 лет объем финансирования национальных театров из бюджета возрос более чем в 5 раз.

Наряду со школами только с казахским и русским языками обучения в стране сегодня действуют 2067 школ на смешанных языках и 90 школ - на национальных языках обучения. Уважительное отношение государства к национальным языкам проявляется и в том, что сегодня на них выходят 324 казахстанских СМИ. При этом финансирование многих из них осуществляется при прямой поддержке государства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сегодня Казахстан - унитарное государство с президентской формой правления. 2 марта 1992 г. Казахстан стал членом ООН, признан более чем 120-ю государствами мира, поддерживает официальные дипломатические отношения с 70-ю странами. Является членом международных организаций - ООН, ОБСЕ, Организации Исламская Конференция, Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Организации экономического сотрудничества и др.

Казахстан - социально дифференцированное полиэтническое сообщество, где для субьектов характерно наличие разных интересов и разная степень их культурной и политической активности. В Казахстане существуют все предпосылки для превращения этнокультурного многообразия страны в позитивный фактор общественного развития, поскольку представители всех наций осознают себя созидателями новой культурной общности - казахстанского народа. За годы независимости в стране реализована собственная модель обеспечения общественной стабильности, межэтнического согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма.

Годы суверенного развития Казахстана шли по законам возрождения идей этничности по всем направлениям жизнедеятельности общества: государственное строительство , культурная политика , рост этнического самосознания . И этот процесс был присущ всем без исключения этническим общностям. Специфическими факторами, оказывающими влияние на характер межнациональных отношений, является политические и социальные условия, а также личностные ориентации, которые обусловливают ее общение с различными культурами. Казахстан как модель межнациональных отношений получила самую высокую оценку ООН, ОБСЕ и ряда других авторитетных международных организаций не случайно казахстанцы всецело поддерживали законное стремление всех национальных общин на развитие своей культуры.

Эти документы являются основополагающими в работе всех органов которые занимаются государственной, национальной политикой.

Сегодня ни в одной стране мира нет подобного авторитетного и представительного инструмента национальной политики. В рамках конституционной реформы вырос статус и полномочия Ассамблеи народа Казахстана. Ассамблея народа Казахстана взаимодействует с 16 малыми Ассамблеями: 14 малыми ассамблеями областей и малыми АНК г.Астаны и г. Алматы. Национальный состав Ассамблеи народов Казахстана представлен 35 национальностями.

В настоящее время в состав АНК входит 450 национально-культурных, из них статус республиканских и региональных имеют 23 организации [4]. Представляя интересы всего народа нашей многонациональной страны, депутаты от Ассамблеи призваны играть особую роль в процессе укрепления межэтнического мира и согласия в Казахстане. Продолжается процесс всемерного укрепления роли этого уникального казахстанского института. И депутаты, которые избраны от Ассамблеи , должны чувствовать ответственность, держать тесную связь с Ассамблеей и ее организациями на местах.

Одним из базовых элементов национальной политики являются целенаправленное развитие казахского культурного ядра при одновременном создании благоприятных условий для других этносов. Это своего рода формула мирного сосуществования. Если конфликтная ситуация возникает там где, пересекаются насущные интересы сторон, которые имеют мало полюсов совместимости, то составляющие спектра общественных взаимоотношений являются фундаментом возникновения конфликтных ситуаций. К этому базису возникновения конфликтных ситуаций относятся следующие составляющие: экономические, социальные, политические (политическая власть и т.д.), культурные (язык и т.д.) и территориальные. Нарушение одного из этих факторов другим этносом, этнической группой автоматически приводит к перерастанию конфликтной ситуации в межэтническую.

В целом в стране накоплен богатый и уникальный опыт сохранения и укрепления единства политического, полиэтнического общества казахстанского народа. Все это в комплексе в значительной мере и составляет модель единства многонационального казахстанского народа. Объединяющей, консолидирующей основой культур различных этнических групп страны должно являться изучение и овладение языком, культурой, традициями и обычаями государствообразующего казахского народа при одновременном обеспечении условий для развития языков, культуры, традиций и обычаев всех этнических групп Казахстана.

Таким образом, казахстанская модель этнополитики базируется на этническом многообразии, самобытности всех этносов Казахстана, при одновременном укреплении патриотизма, толерантности и согласия. Можно сказать, что решение внутренних проблем Казахстана и созданная им модель полиэтнического общества может, в известном смысле, послужить образцом для международного сообщества и присоединения других стран к культуре согласия, взаимодействия и взаимообогащения. Ценность и опыт межэтнического и межрелигиозного согласия в Казахстане признан во всем мировом сообществе.

1. Новый этап демократизации Казахстана, ускоренное развитие демократического общества. Выступление президента РК Н.А.Назарбаева на совместном заседании Палат Парламента РК 16 мая 2007 года// Университет 25.05.07 2. Аиф Казахстана. - № 18. - С 3 по 9 мая 2006 года.

2. Обращение Президента Нурсултана Назарбаева по случаю вступления Республики Казахстан на пост председателя ОБСЕ // Казахстанская правда, 2010, 16 января.

5. Новый этап демократизации Казахстана ускоренное развитие демократического общества. Выступление президента РК Н.А.Назарбаева на совместном заседании Палат Парламента РК 16 мая 2007 года // Университет. 25.05.07

Одним из очевидных факторов, повлиявших на решение о председательствовании Республики Казахстан в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, по общему мнению, является сбалансированная межэтническая и межконфессиональная внутренняя политика, проводимая руководством нашего государства. Республика Казахстан - одно из немногих государств на постсоветском пространстве, сумевшим избежать межнациональных столкновений и розни в период кризиса СССР и после его распада. На сегодняшний день особенно явственно видны достижения Казахстана в деле построения многонационального, культурного и поликонфессионального общества, в котором реально обеспечено равенство возможностей экономического, социального, культурного, духовного развития для представителей всех наций и народностей, практическая реализация принципов межнационального согласия, единства казахстанского народа, гуманизма, гармоничного сочетания прав нации и прав человека.Миграционные, демографические процессы в Казахстане, изменения в этнической и социальной структуре населения. В центре устойчивого развития общества лежит человеческий капитал. Препятствию устойчивого развития может быть чрезмерный рост или стабильное убывание, в связи с этим важен оптимальный тип воспроизводства населения. Казахстан обладает значительной территорией, однако является и одной из малочисленных стран мира. В связи с этим Казахстану важен демографический прирост для развития страны в целом. Какова текущая демографическая ситуация в Казахстане и какие меры предпринимает государство, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.По данным комитета по статистики МНЭ РК, численность населения в конце 1991 года составляло 16,4 млн человек, на начало 2000 года 14,9 млн человек, к 2010 году численность населения вернулось к числу 1991 года. Наименьшая численность населения за годы независимости страны была в 2001 году, это 14,8 млн граждан. С обретения независимости в Казахстане было проведено две переписи населения, первая прошла с 25 февраля по 4 марта 1999 года, вторая с 25 февраля по 6 марта 2009 года. В октябре месяце текущего года планируется проведение третьей переписи населения. Однако исходя из затянувшейся эпидемиологической обстановкой в стране, возможно изменятся даты проведения или формат проведения переписи населения.

Казахстан занимает 9 место в мире по территории, однако имеет маленькую плотность населения, в мировом рейтинге по данному показателю занимает 184 место в 2018 году, средняя плотность населения составляет 6,7 человека на 1 кв км., по численности населения Казахстан занимает 62 место мирового рейтинга. По прогнозам Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, численность населения в Казахстане в 2030 году составит порядка 20,3 млн человек к 2050 году почти 23 млн человек и 2100 году порядка 25,7 млн человек.

На 1 января 2020 года численность населения составила 18 632,2 тыс человек, в том числе городского 58,5%, или 10 893,8 тыс человек, сельского 41,5% или 7 738,4 тыс человек. Наибольшая численность населения сконцентрирована в Алматинской области 2 055,7 тыс человек (11%), Туркестанской области 2 018,1 тыс человек (10,8%), в г. Алматы 1 916,8 тыс человек (10,2%), Карагандинской области 1 376,8 тыс человек (7,3%), Восточно-Казахстанская область 1 369,6 тыс человек (7,3%), далее расположилась столица, г. Нур-Султан с численностью населения 1 136 тыс человек (6%).

Этнический состав населения выглядит следующим образом, согласно переписи населения 1989 года в стране проживало 16,2 млн человек численно преобладали казахи 40%, русские 37,6%, немцы 5,8%, украинцы 5,4%, татары 2% из общего количества жителей. По представленным ниже данным, мы видим изменения в этническом составе населения, в 1989 году казахи составляли 40% или 6,4 млн человек, то уже на начало 2019 года составляет 67,98% или 12,5 млн человек из общего числа жителей страны. Также, наблюдается прирост следующих национальностей, узбеков в 1989 году проживало 330 тыс человек, на начало 2019 году их проживает 590 тыс человек; уйгур 181 и 270 тыс человек соответственно; турков 49 и 112 тыс человек соответственно; азербайджанцев 88 и 110 тыс человек соответственно; дунган 29 и 72 тысячи человек соответственно. По тем же данным мы наблюдаем, значительное снижение русских в 1989 году проживало порядка 6 млн человек, на начало 2019 году проживает 3,5 млн человек, украинцев 878 тыс человек и 270 тыс человек соответственно, немцев 946 тыс человек и 178 тыс человек соответственно.

Межконфессиональное и межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из необходимых условий целостности государства и его продвижения по пути демократических преобразований. Свобода вероисповедания - это необходимое условие деятельности демократического общества, один из основных элементов системы прав и свобод человека. Вопрос свободы вероисповедания всегда остается актуальным для Казахстана как для многоконфессиональной страны. Мирное сосуществование представителей различных национальных и религиозных групп во многом зависит от государственной политики и в этой связи опыт властей Казахстана заслуживает внимания. В то же время Казахстан является частью мирового сообщества, которое столкнулось с современными вызовами в религиозной сфере и с наступлением радикального ислама.

За прошедшее время после принятия Закона сформирована новая правовая база, регулирующая религиозные отношения в Казахстане. В 2012 году приняты подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие правовые аспекты религиозной деятельности и функционирования религиозных объединений. В частности, приняты постановления Правительства, регулирующие вопросы:

- осуществления миссионерской деятельности;

- проведения религиоведческой экспертизы;

-согласования строительства культовых зданий и передачи религиозным объединениям культовых (молитвенных) зданий, сооружений;

- согласования деятельности иностранных религиозных объединений на территории республики, назначения иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике Казахстан.

Современная конфессиональная картина Казахстана представлена таким образом: в нашей стране проживает более 130 этносов, относящихся к различным религиозным конфессиям. Согласно переписи 2009 года самые многочисленные религиозные объединения представляют ислам (70 процентов от числа всех верующих) и православие (26 процентов). Иудаизм и буддизм имеют примерно равное число верующих (по 0,1 процента). Остальные религии имеют 0,2 процента последователей от общего числа верующих [6].

Немало важно отметить, что все-таки необходимо усиление роли государства в профилактике религиозного экстремизма:

1. Необходимо в стране разработать действенную концепцию и программу религиозной политики.

2. Учитывая специфику поликонфессионального казахстанского общества, усиления экстремистки настроенных религиозных общин государство должно вести активную политику в области религий.

3. Предлагается ввести должность Министра по делам религии.

4. Необходимо усилить социальную защиту малообеспеченных слоев

казахстанского общества, так как именно они становятся объектом деятельности миссионеров нетрадиционных религий. К ним можно отнести и студенчество, имеющее небольшие стипендии.

5. Государственные служащие, задействованные во внутренней политике должны проходить курсы повышения квалификации по знанию религиозной ситуации в стране.

6. Государству необходимо активизировать диалоги и дискуссии с религиозными общинами.

7. Необходимо упорядочить и усилить контроль за деятельностью религиозных общин. Требовать строгой отчетности.

8. Сделать заслон распространению нетрадиционных религий, так как они разрушают цельность общества и угрожают национальной безопасности.

9. Необходимо дифференцированное отношение государства к религиям.

10. Необходим некоторый контроль со стороны Министерства образования и науки за ходом учебного процесса.

С укреплением экономики и демократизацией общества ослабнет дестабилизирующий потенциал целого ряда настораживающих тенденций в религиозной сфере. Одним из основных факторов стабильного общественного развития и улучшения благосостояния всех народов является мирный межконфессиональный диалог, на пути которого осуществлен целый ряд заметных шагов. Мирное сосуществование религий, противодействие распространению экстремизма – приоритетные факторы внутренней и внешней политики Казахстана.

Сейфуллина А.Б.,

научный сотрудник

Института истории государства КН МОН РК

Список использованной литературы

1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2007, с. 4

2. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2007, с. 4

6. Перепись населения Республики Казахстан 2009 года. Краткие итоги. Астана, 2010, с. 100.

7. Н.А.Назарбаев – основоположник казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия./ Сост.: А.Н. Нысанбаев, А.Г. Косиченко. Алматы, 2010, с. 266

Читайте также: