Значение художественной литературы кратко 9 класс кратко
Обновлено: 02.07.2024
Оборудование: мультимедийная презентация; компьютер, мультимедиапроэктор.
Межпредметные связи : литература, изобразительное искусство.
Опережающее задание. За один день до урока 3 ученика получают индивидуальные задания:1) подготовить выступление о видах искусства;
2) найти и подготовить выразительное чтение стихотворений о слове.
I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
II. Актуализация опорных знаний в форме беседы
- Задумывались ли вы, для чего существует искусство?
- Что вы понимаете под словом искусство? (Искусство - область человеческой деятельности, которая стремится к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному.) Слайд №4
- Какова роль искусства в формировании человека? (Причины возникновения искусства нужно искать в стремлении человека украсить себя. Каждая эпоха дополняла искусство чем-то своим).
III. Восприятие и усвоение учебного материала
Образцы музыкальных произведений, литературы, живописи, архитектуры и т. д. - это отражение многовекового стремления наших предков к красоте, идеалу, мудрости. Причём стоит заметить, что произведения искусства оказывают влияние не только на область человеческих чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, целостно преобразуя его.
Искусство воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающих понятий.
Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство.
- Выступление ученика (получал индивидуальное задание).
Искусство распределяют на два вида:
• тонические (поэзия, музыка);
• образные (архитектура, скульптура, живопись с его областями).
Каждый вид искусства моделирует мир в художественных образах присущий лишь ему средствами и на соответствующем материале:
а) в изобразительном искусстве они создаются нанесением линий, черточек,
точек, пятен, красками разных цветов на полотно, бумагу, доску;
б) скульптурный образ создается вырезанием линий, углов, округлостей, выемок на дереве, камне, мраморе;
в) музыкальный — соединением звуков разной высоты, силы, тембра.
- Какой же вид искусства, по вашему мнению, есть самый совершенным? Почему?
- Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение? Мотивируйте собственную мысль.
Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героический эпос и др.
Литература - это то, что создано писателями и записано на бумаге.
- Обратимся к словарю литературоведческих терминов:
Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.
Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии. (Запись определений в словарик) Слайд№4
Запись в тетрадь
Эпос, лирика, драма – основные роды литературы. Слайд №5
-Какие вы знаете жанры художественной литературы? Слайд №6
Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.
Какова роль слова в художественном произведении?
Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание.
- В чем же сила слова в художественной литературе? (В способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность).
И живописец, и литератор изображают явления жизни. Но поэт это делает с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углем. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни.
Словесное описание требует активной работы воображения читателя. Писатель рисует лишь отдельные черты, а наше воображение дорисовывает картину. Причем, естественно, картины у всех людей разные.
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!" Э. Асадов
Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка,
Странным светится огнем.
Бьется жилка, вьется живчик,
А тебе и дела нет,
Что в сорочке твой счастливчик
Появляется на свет.
Власть от века есть у слова,
И уж если ты поэт,
И когда пути другого
У тебя на свете нет,
Не описывай заране
Ни сражений, ни любви,
Смерти лучше не зови!
Слово только оболочка,
Пленка жребиев людских,
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих. А. Тарковский
Итак, роль искусства в формировании личности велика. Она и импульс к познанию нового, к творчеству, и способ формирования ценностно-ориентационных критериев, и способ воспитания, общения, и возможность получить эстетическое наслаждение, привить вкус, реализоваться как неповторимая личность, выстроить свой образ мира, возможность пережить непережитое, испытать то, что не случилось и, наконец, спастись в переживаемом настоящем.
6 . Учитель об основной задаче курса и его программе .
В 9 классе вам предстоит сделать еще один шаг на пути познания и понимания литературы. Вас ожидает встреча с литературными шедеврами. Произведения, включенные в программу 9 класса, называют шедеврами русской культуры.
-Как вы понимаете слово шедевр? ( Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание автора.)
Обратимся к учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.
Запись в тетради:
Основные разделы курса литературы 9 класса: Слайд№9
- Древнерусская литература. Слайд 10
- Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм. Слайд №11-13 (Демонстрация картины эпохи классицизма Д.Г. Левицкого «Портрет Екатерины II ).
- Литература XIX века. Романтизм. Реализм. Слайд №14-17
Вам еще предстоит испытать наслаждение от общения с писателями 19 и 20 века.
(Часто провожу эту игру в конце урока. Она интересна ученикам, захватывает их, а нам помогает проверить учебный материал).
Класс делится на 3 команды, и каждая команда придумывает 2 вопроса (вопрос каждой команде-сопернице ) по материалу урока.
V. Итог урока Слайд №18
Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.
Сегодня на уроке вы приоткрыли художественный мир литературы, услышали стихи поэтов, ощутили любовное внимание и уважение к живой жизни и человеку, природе, миру в целом.
VI. Рефлексия. Определение уровня учебных достижений учеников. Комментирование оценки. Слайд № 19
VII. Домашняя задача
Художественная литература открывает проблемы, которые есть в поколении/эпохе, во время которой прочитан текст. Наталкивает на решение каких-либо волнующих вас вопросов, учит говорить, расширяет словарный запас языка.
научный сотрудник Государственного литературного музея, отдел Дом-музей М. Ю. Лермонтова С. · 21 сент 2016
Художественная литература, как и другие виды искусства, реализует эстетические и познавательные потребности человека. Она помогает развить эстетический вкус и что-то новое узнать о себе и о мире. Многие книги выполняют эскапистскую функцию, то есть помогают отгородиться от реальности, побыть в вымышленном мире. Литература наверное самый личный вид искусства. Книгу мы. Читать далее
«Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь. -
Нередко я плакал, читая,— так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту.
Точно какие-то дивные птицы сказок, книги пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своем стремлении к добру и красоте. И чем дальше, тем более здоровым и бодрым духом наполнялось сердце. Я стал спокойнее, увереннее в себе, более толково работал и обращал все меньше внимания на бесчисленные обиды жизни.
Образность и совершенство формы произведения есть лишь одно из условий художественности. Другим, еще более важным условием художественной ценности произведения является значительность содержания образов произведения, их познавательная и воспитательная ценность.
Литература оказывает воздействие на самые разные стороны человеческого сознания, воспитывает личность читателя в целом, формирует его мысли и чувства, закаляет его волю, влияет на его поступки. Но, пожалуй, наиболее ценным в литературе является то, что она в первую очередь формирует гражданские чувства и убеждения молодых читателей: их отношение к обществу, к родине, к судьбам мира. Вспомним к чему призы-' вает молодежь А. С. Пушкин:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Много внимания литература уделяет также сложному миру интимных отношений: вопросам любви, брака, дружбы. У лучших писателей все эти вопросы решаются в свете благородных человеческих идеалов, и поэтому знакомство с их произведениями становится для молодежи школой воспитания чувств, противоядием прртив примитивного, упрощенно-пошлого отношения к жизни, к друзьям, близким, к самим себе.
Из всего сказанного сам собой напрашивается вывод: художественная литература — ничем не заменимое средство повышения общей и эстетической культуры общества.
Очень велика роль художественной литературы в развитии языковой культуры читателей. Писатели выступают в своих произведениях как знатоки и создатели наиболее совершенных форм речевого общения между людьми. Книги лучших писателей — наглядный пример того, как можно выражать свои мысли и чувства не просто грамотно, а стройно, лаконично, образно, красиво. А владеть искусством выразительной речи приятно и полезно каждому человеку. Более того, в наше время, когда повышается роль публичных выступлений, косноязычие становится просто нетерпимым. Да и в быту неприятно видеть человека, чья речь маловразумительна, примитивна и неблагозвучна,
Признавая в целом огромную положительную роль художественной литературы в жизни общества, мы в то же время никогда не должны забывать, что отдельные литературные произведения могут иметь не положительное, а резко отрицательное значение. Общественная ценность художественной книги зависит как от таланта и мастерства писателя, так и от того, на каких классовых и идейно-партийных позициях он стоит, каково идейное наполнение его творчества.
Книги бесталанные, небрежно написанные, примитивные по содержанию и форме (а таких, к сожалению, еще достаточно на полках книжных магазинов и библиотек) принесут читателю больше вреда, чем пользы, отнимая у него время и портя его вкус. Еще больше зла причинят книги, искажающие правду жизни и выражающие отсталые, реакционные, извращенные взгляды на жизнь и назначение человека.
Художественная литература — это вид искусства, в котором материалом и средством для образного отображения действительности служат словесные конструкции.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Что включает в себя понятие
К художественной литературе относятся авторские произведения, в том числе анонимные. Этим она отличается от фольклора, который является плодом коллективного творчества.
В отличие от других видов литературы, в художественных произведениях присутствует художественный вымысел. Это плод фантазии автора, который подразумевает построение вымышленного мира и отражает его мировоззрение.
При этом вымысел в художественных произведениях соединяется с жизнеподобием — стремлением придать воображаемому миру реальные черты. Сочетание этих двух компонентов варьируется в разных жанрах литературы. Например, в реализме высокой является степень соответствия действительности, в фантастике — нарушаются привычные границы реальности.
Как вид искусства художественная литература включает в себя все типичные свойства и категории культуры:
- моральные нормы и ценности;
- культурную мотивацию;
- трансляцию социального опыта;
- познание окружающего мира;
- обмен информацией;
- мир символов и образов.
Особенности, какую роль играет в жизни человека
Для художественной литературы характерны следующие особенности:
- Отсутствие четких рамок и границ.
- Повествование может вестись от любого лица.
- Композиция может быть нелинейной.
- Метафоричность и образность.
- Многообразие видов и жанров.
- Использование разных стилевых пластов лексики.
- Многозначность истолкования.
Художественная литература играет большую роль в жизни человека. Она выполняет следующие задачи:
- Отображает в наглядной форме разные сферы жизни людей.
- Предлагает осмысление реальности.
- Помогает лучше понять природу человека.
- Содержит духовно-нравственные ориентиры.
- Обогащает эмоциональный интеллект.
- Развивает память, речь, воображение и другие мыслительные функции.
- Представляет интерес с исторической точки зрения, поскольку содержит описание быта, нравов, взглядов современников той или иной эпохи.
- Является важным источником наблюдения для лингвистов, изучающих особенности языка и его эволюцию.
- Выражает интересы представителей конкретных социальных групп, аккумулирует их мнение и взгляды.
- Играет рекреационную роль — способствует отдыху и успокоению.
- Удовлетворяет эстетические потребности.
- Выполняет некоторые психотерапевтические функции — отождествляясь с героем, человек может в безопасной обстановке прожить свои страхи, лучше понять природу своих психологических проблем.
Значение художественной литературы в развитии детей
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие детей в следующих направлениях:
- интеллектуальное;
- нравственное;
- эстетическое;
- творческое;
- эмоциональное.
Она развивает различные познавательные процессы:
- мышление;
- речь;
- воображение;
- внимание;
- память.
Чтение книг является одним из главных условий развития речевого слуха, который является основой когнитивного и социального развития детей.
Для всестороннего развития личности ребенка важен правильный подбор художественных произведений. Они должны:
- соответствовать возрастным особенностям;
- содержать правильные моральные нормы;
- обладать богатой лексикой;
- развивать познавательный интерес;
- иметь яркие образы и персонажи.
При знакомстве с новой книгой рекомендуется сначала довести до сознания ребенка художественное произведение в целостности. Затем следует:
- познакомить ребенка со средствами художественной выразительности;
- провести доступный для его восприятия анализ произведения;
- задавать вопросы по содержанию;
- предложить пофантазировать на тему прочитанного материала.
Часто сюжеты литературы переводятся в игры. Проживая в игре жизнь того или иного персонажа, ребенок обогащается эмоционально, развивает фантазию, учится эмпатии.
По мере взросления ребенка необходимо включить в перечень книг для чтения лучшие образцы русской и зарубежной литературы, способствующей формированию его мировоззрения. Например, произведения Чарльза Диккенса учат сопереживать и ценить моральные качества человека. Книги Виталия Бианки — прививают любовь к природе.
Деление на жанры
Художественная литература многообразна по содержанию, структуре, стилевым особенностям.
Выделяют 3 ее основных рода:
Эпическая литература описывает события, произошедшие в прошлом и вспоминаемые повествователем.
- широта охвата;
- претензия на объективность повествования;
- высокая плотность событий;
- описание сконцентрировано на поступках, а не на попытках понять внутренний мир героев;
- жизнь людей рассматривается в контексте общественных и исторических событий.
Эпические жанры:
- баллады;
- эпопеи;
- романы;
- эпические поэмы;
- малые формы — повести, рассказы, очерки.
Примеры эпических произведений:
Лирика
Для лирической литературы характерна концентрация внимания на внутреннем мире героя, его мыслях и переживаниях.
- субъективность;
- эмоциональность;
- фиксация на мимолетных переживаниях;
- передача тончайших оттенков эмоционального состояния героя;
- экспрессивность;
- отсутствие строгой привязки к сюжету.
Лирические жанры:
- элегии;
- романсы;
- оды;
- лирические стихотворения;
- любовные песни.
По содержанию лирика бывает:
- интимной — отражает личные переживания;
- пейзажной — описывает эмоциональные впечатления от явлений природы;
- гражданской — содержит размышления об общественных и политических явлениях;
- философской — включает рефлексию на тему смысла жизни и других основополагающих вопросов бытия.
Драма
Драма возникла на стыке литературного и театрального искусства. Драматические произведения воспроизводят внешний для автора мир. В отличие от эпоса, сюжет разворачивается не в повествовательной, а в диалогической форме.
Характерные особенности:
- четкая структура;
- диалогичность;
- текст от лица автора носит эпизодический характер;
- наличие внешних и внутренних ремарок;
- ограниченное количество действующих лиц;
- в основе — действие, раскрываемое через конфликт;
- характер персонажей разворачивается через поступки.
Драматические жанры:
- драма;
- комедия;
- мелодрама;
- фарс;
- трагикомедия;
- водевиль.
Примеры драматических произведений:
По структурному типу текста литература делится на:
Для поэзии характерно наличие ритмической структуры текста, не совпадающей с естественным ритмом языка. В русской литературе преобладает силлабо-тонический ритм. Он характеризуется чередованием в определенном порядке ударных и безударных слогов и наличием рифмы.
В прозе содержание текста не зависит от речевого ритма.
В некоторых произведениях происходит сознательное смешение прозы и поэзии. Например, проза русского писателя Андрея Белого сильно ритмизована.
Читайте также: