Значение художественной литературы кратко 9 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Оборудование: мультимедийная презентация; компьютер, мультимедиапроэктор.

Межпредметные связи : литература, изобразительное искусство.

Опережающее задание. За один день до урока 3 ученика получают индивидуальные задания:1) подготовить выступление о видах искусства;

2) найти и подготовить выразительное чтение стихотворений о слове.

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

II. Актуализация опорных знаний в форме беседы

  • Задумывались ли вы, для чего существует искусство?
  • Что вы понимаете под словом искусство? (Искусство - область человеческой деятельности, которая стремится к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному.) Слайд №4
  • Какова роль искусства в формировании человека? (Причины возникновения искусства нужно искать в стремлении человека украсить себя. Каждая эпоха дополняла искусство чем-то своим).

III. Восприятие и усвоение учебного материала

Образцы музыкальных произведений, литературы, живописи, архитектуры и т. д. - это отражение многовекового стремления наших предков к красоте, идеалу, мудрости. Причём стоит заметить, что произведения искусства оказывают влияние не только на область человеческих чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, целостно преобразуя его.

Искусство воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающих понятий.

Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство.

  1. Выступление ученика (получал индивидуальное задание).

Искусство распределяют на два вида:

• тонические (поэзия, музыка);

• образные (архитектура, скульптура, живопись с его областями).

Каждый вид искусства моделирует мир в художественных образах присущий лишь ему средствами и на соответствующем материале:

а) в изобразительном искусстве они создаются нанесением линий, черточек,
точек, пятен, красками разных цветов на полотно, бумагу, доску;

б) скульптурный образ создается вырезанием линий, углов, округлостей, выемок на дереве, камне, мраморе;

в) музыкальный — соединением звуков разной высоты, силы, тембра.

  • Какой же вид искусства, по вашему мнению, есть самый совершенным? Почему?
  • Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение? Мотивируйте собственную мысль.

Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героический эпос и др.

Литература - это то, что создано писателями и записано на бумаге.

  1. Обратимся к словарю литературоведческих терминов:

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии. (Запись определений в словарик) Слайд№4

Запись в тетрадь

Эпос, лирика, драма – основные роды литературы. Слайд №5

-Какие вы знаете жанры художественной литературы? Слайд №6

Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.

Какова роль слова в художественном произведении?

Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание.

- В чем же сила слова в художественной литературе? (В способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность).

И живописец, и литератор изображают явления жизни. Но поэт это делает с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углем. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни.

Словесное описание требует активной работы воображения читателя. Писатель рисует лишь отдельные черты, а наше воображение дорисовывает картину. Причем, естественно, картины у всех людей разные.

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем сурово:

"Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!" Э. Асадов

Слово только оболочка,

Пленка, звук пустой, но в нем

Бьется розовая точка,

Странным светится огнем.

Бьется жилка, вьется живчик,

А тебе и дела нет,

Что в сорочке твой счастливчик

Появляется на свет.

Власть от века есть у слова,

И уж если ты поэт,

И когда пути другого

У тебя на свете нет,

Не описывай заране

Ни сражений, ни любви,

Смерти лучше не зови!

Слово только оболочка,

Пленка жребиев людских,

На тебя любая строчка

Точит нож в стихах твоих. А. Тарковский

Итак, роль искусства в формировании личности велика. Она и импульс к познанию нового, к творчеству, и способ формирования ценностно-ориентационных критериев, и способ воспитания, общения, и возможность получить эстетическое наслаждение, привить вкус, реализоваться как неповторимая личность, выстроить свой образ мира, возможность пережить непережитое, испытать то, что не случилось и, наконец, спастись в переживаемом настоящем.

6 . Учитель об основной задаче курса и его программе .

В 9 классе вам предстоит сделать еще один шаг на пути познания и понимания литературы. Вас ожидает встреча с литературными шедеврами. Произведения, включенные в программу 9 класса, называют шедеврами русской культуры.

-Как вы понимаете слово шедевр? ( Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание автора.)

Обратимся к учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.

Запись в тетради:

Основные разделы курса литературы 9 класса: Слайд№9

  1. Древнерусская литература. Слайд 10
  2. Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм. Слайд №11-13 (Демонстрация картины эпохи классицизма Д.Г. Левицкого «Портрет Екатерины II ).
  3. Литература XIX века. Романтизм. Реализм. Слайд №14-17

Вам еще предстоит испытать наслаждение от общения с писателями 19 и 20 века.

(Часто провожу эту игру в конце урока. Она интересна ученикам, захватывает их, а нам помогает проверить учебный материал).

Класс делится на 3 команды, и каждая команда придумывает 2 вопроса (вопрос каждой команде-сопернице ) по материалу урока.

V. Итог урока Слайд №18

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Сегодня на уроке вы приоткрыли художественный мир литературы, услышали стихи поэтов, ощутили любовное внимание и уважение к живой жизни и человеку, природе, миру в целом.

VI. Рефлексия. Определение уровня учебных достижений учеников. Комментирование оценки. Слайд № 19

VII. Домашняя задача

Художественная литература открывает проблемы, которые есть в поколении/эпохе, во время которой прочитан текст. Наталкивает на решение каких-либо волнующих вас вопросов, учит говорить, расширяет словарный запас языка.

научный сотрудник Государственного литературного музея, отдел Дом-музей М. Ю. Лермонтова С. · 21 сент 2016

Художественная литература, как и другие виды искусства, реализует эстетические и познавательные потребности человека. Она помогает развить эстетический вкус и что-то новое узнать о себе и о мире. Многие книги выполняют эскапистскую функцию, то есть помогают отгородиться от реальности, побыть в вымышленном мире. Литература наверное самый личный вид искусства. Книгу мы. Читать далее

«Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь. -

Нередко я плакал, читая,— так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту.

Точно какие-то дивные птицы сказок, книги пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своем стремлении к добру и красоте. И чем дальше, тем более здоровым и бодрым духом наполнялось сердце. Я стал спокойнее, увереннее в себе, более толково работал и обращал все меньше внимания на бесчисленные обиды жизни.

Образность и совершенство формы произведения есть лишь одно из условий художественности. Другим, еще более важным условием художественной ценности произведения является значительность содержания образов произведения, их познавательная и воспитательная ценность.

Литература оказывает воздействие на самые разные стороны человеческого сознания, воспитывает личность читателя в целом, формирует его мысли и чувства, закаляет его волю, влияет на его поступки. Но, пожалуй, наиболее ценным в литературе является то, что она в первую очередь формирует гражданские чувства и убеждения молодых читателей: их отношение к обществу, к родине, к судьбам мира. Вспомним к чему призы-' вает молодежь А. С. Пушкин:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Много внимания литература уделяет также сложному миру интимных отношений: вопросам любви, брака, дружбы. У лучших писателей все эти вопросы решаются в свете благородных человеческих идеалов, и поэтому знакомство с их произведениями становится для молодежи школой воспитания чувств, противоядием прртив примитивного, упрощенно-пошлого отношения к жизни, к друзьям, близким, к самим себе.

Из всего сказанного сам собой напрашивается вывод: художественная литература — ничем не заменимое средство повышения общей и эстетической культуры общества.

Очень велика роль художественной литературы в развитии языковой культуры читателей. Писатели выступают в своих произведениях как знатоки и создатели наиболее совершенных форм речевого общения между людьми. Книги лучших писателей — наглядный пример того, как можно выражать свои мысли и чувства не просто грамотно, а стройно, лаконично, образно, красиво. А владеть искусством выразительной речи приятно и полезно каждому человеку. Более того, в наше время, когда повышается роль публичных выступлений, косноязычие становится просто нетерпимым. Да и в быту неприятно видеть человека, чья речь маловразумительна, примитивна и неблагозвучна,

Признавая в целом огромную положительную роль художественной литературы в жизни общества, мы в то же время никогда не должны забывать, что отдельные литературные произведения могут иметь не положительное, а резко отрицательное значение. Общественная ценность художественной книги зависит как от таланта и мастерства писателя, так и от того, на каких классовых и идейно-партийных позициях он стоит, каково идейное наполнение его творчества.

Книги бесталанные, небрежно написанные, примитивные по содержанию и форме (а таких, к сожалению, еще достаточно на полках книжных магазинов и библиотек) принесут читателю больше вреда, чем пользы, отнимая у него время и портя его вкус. Еще больше зла причинят книги, искажающие правду жизни и выражающие отсталые, реакционные, извращенные взгляды на жизнь и назначение человека.

Художественная литература — это вид искусства, в котором материалом и средством для образного отображения действительности служат словесные конструкции.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что включает в себя понятие

К художественной литературе относятся авторские произведения, в том числе анонимные. Этим она отличается от фольклора, который является плодом коллективного творчества.

В отличие от других видов литературы, в художественных произведениях присутствует художественный вымысел. Это плод фантазии автора, который подразумевает построение вымышленного мира и отражает его мировоззрение.

При этом вымысел в художественных произведениях соединяется с жизнеподобием — стремлением придать воображаемому миру реальные черты. Сочетание этих двух компонентов варьируется в разных жанрах литературы. Например, в реализме высокой является степень соответствия действительности, в фантастике — нарушаются привычные границы реальности.

Как вид искусства художественная литература включает в себя все типичные свойства и категории культуры:

  • моральные нормы и ценности;
  • культурную мотивацию;
  • трансляцию социального опыта;
  • познание окружающего мира;
  • обмен информацией;
  • мир символов и образов.

Особенности, какую роль играет в жизни человека

Для художественной литературы характерны следующие особенности:

  1. Отсутствие четких рамок и границ.
  2. Повествование может вестись от любого лица.
  3. Композиция может быть нелинейной.
  4. Метафоричность и образность.
  5. Многообразие видов и жанров.
  6. Использование разных стилевых пластов лексики.
  7. Многозначность истолкования.

Художественная литература играет большую роль в жизни человека. Она выполняет следующие задачи:

  1. Отображает в наглядной форме разные сферы жизни людей.
  2. Предлагает осмысление реальности.
  3. Помогает лучше понять природу человека.
  4. Содержит духовно-нравственные ориентиры.
  5. Обогащает эмоциональный интеллект.
  6. Развивает память, речь, воображение и другие мыслительные функции.
  7. Представляет интерес с исторической точки зрения, поскольку содержит описание быта, нравов, взглядов современников той или иной эпохи.
  8. Является важным источником наблюдения для лингвистов, изучающих особенности языка и его эволюцию.
  9. Выражает интересы представителей конкретных социальных групп, аккумулирует их мнение и взгляды.
  10. Играет рекреационную роль — способствует отдыху и успокоению.
  11. Удовлетворяет эстетические потребности.
  12. Выполняет некоторые психотерапевтические функции — отождествляясь с героем, человек может в безопасной обстановке прожить свои страхи, лучше понять природу своих психологических проблем.

Значение художественной литературы в развитии детей

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие детей в следующих направлениях:

  • интеллектуальное;
  • нравственное;
  • эстетическое;
  • творческое;
  • эмоциональное.

Она развивает различные познавательные процессы:

  • мышление;
  • речь;
  • воображение;
  • внимание;
  • память.

Чтение книг является одним из главных условий развития речевого слуха, который является основой когнитивного и социального развития детей.

Для всестороннего развития личности ребенка важен правильный подбор художественных произведений. Они должны:

  • соответствовать возрастным особенностям;
  • содержать правильные моральные нормы;
  • обладать богатой лексикой;
  • развивать познавательный интерес;
  • иметь яркие образы и персонажи.

При знакомстве с новой книгой рекомендуется сначала довести до сознания ребенка художественное произведение в целостности. Затем следует:

  • познакомить ребенка со средствами художественной выразительности;
  • провести доступный для его восприятия анализ произведения;
  • задавать вопросы по содержанию;
  • предложить пофантазировать на тему прочитанного материала.

Часто сюжеты литературы переводятся в игры. Проживая в игре жизнь того или иного персонажа, ребенок обогащается эмоционально, развивает фантазию, учится эмпатии.

По мере взросления ребенка необходимо включить в перечень книг для чтения лучшие образцы русской и зарубежной литературы, способствующей формированию его мировоззрения. Например, произведения Чарльза Диккенса учат сопереживать и ценить моральные качества человека. Книги Виталия Бианки — прививают любовь к природе.

Деление на жанры

Художественная литература многообразна по содержанию, структуре, стилевым особенностям.

Выделяют 3 ее основных рода:

Эпическая литература описывает события, произошедшие в прошлом и вспоминаемые повествователем.

  • широта охвата;
  • претензия на объективность повествования;
  • высокая плотность событий;
  • описание сконцентрировано на поступках, а не на попытках понять внутренний мир героев;
  • жизнь людей рассматривается в контексте общественных и исторических событий.

Эпические жанры:

  • баллады;
  • эпопеи;
  • романы;
  • эпические поэмы;
  • малые формы — повести, рассказы, очерки.

Примеры эпических произведений:

Лирика

Для лирической литературы характерна концентрация внимания на внутреннем мире героя, его мыслях и переживаниях.

  • субъективность;
  • эмоциональность;
  • фиксация на мимолетных переживаниях;
  • передача тончайших оттенков эмоционального состояния героя;
  • экспрессивность;
  • отсутствие строгой привязки к сюжету.

Лирические жанры:

  • элегии;
  • романсы;
  • оды;
  • лирические стихотворения;
  • любовные песни.

По содержанию лирика бывает:

  • интимной — отражает личные переживания;
  • пейзажной — описывает эмоциональные впечатления от явлений природы;
  • гражданской — содержит размышления об общественных и политических явлениях;
  • философской — включает рефлексию на тему смысла жизни и других основополагающих вопросов бытия.

Драма

Драма возникла на стыке литературного и театрального искусства. Драматические произведения воспроизводят внешний для автора мир. В отличие от эпоса, сюжет разворачивается не в повествовательной, а в диалогической форме.

Характерные особенности:

  • четкая структура;
  • диалогичность;
  • текст от лица автора носит эпизодический характер;
  • наличие внешних и внутренних ремарок;
  • ограниченное количество действующих лиц;
  • в основе — действие, раскрываемое через конфликт;
  • характер персонажей разворачивается через поступки.

Драматические жанры:

  • драма;
  • комедия;
  • мелодрама;
  • фарс;
  • трагикомедия;
  • водевиль.

Примеры драматических произведений:

По структурному типу текста литература делится на:

Для поэзии характерно наличие ритмической структуры текста, не совпадающей с естественным ритмом языка. В русской литературе преобладает силлабо-тонический ритм. Он характеризуется чередованием в определенном порядке ударных и безударных слогов и наличием рифмы.

В прозе содержание текста не зависит от речевого ритма.

В некоторых произведениях происходит сознательное смешение прозы и поэзии. Например, проза русского писателя Андрея Белого сильно ритмизована.

Читайте также: