Значение христианства в становлении национальной культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Роль православия в русской культуре.

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии.

В Российской Федерации православная христианская религия является основной традиционной религией, принадлежность или предпочтительное отношение к которой выражают большинство россиян. В научном сообществе православная религия характеризуется как культурообразующая в отношении исторически сложившейся на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку она оказала определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности, специфику культуры нашей страны в пространстве мировой цивилизации.

Православная культура обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы общественной жизни, прежде всего сферу духовной жизни общества. Духовную сферу жизни общества и культуры составляют, в узком понимании, мировоззренческие феномены культуры: религия, философия, идеология, а в широком - все специфически человеческие формы жизнедеятельности и культуры. Мировоззрение личности, система ценностных ориентаций, принятых установок отношения и поведения определяют направленность и результаты целесообразной деятельности человека в обществе. Духовно-мировоззренческая сфера культуры оказывает решающее влияние на содержание и специфику деятельности людей, творчества, любого материального и духовного производства. С этим обстоятельством связано значение православной культуры в нравственном, эстетическом образовании детей и молодежи, воспитании у них качеств гражданственности, патриотизма, культуры межэтнического и межконфессионального общения.

Значимость и влияние православной культуры в обществе не исчерпывается сферой духовной жизни. В рамках православной культурной традиции в её историческом развитии сформировался уникальный цивилизационный феномен - православный образ (уклад) жизни. Это область культуры и повседневного быта миллионов россиян на протяжении десятков поколений, межличностных и гражданских отношений, устойчивых стереотипов социального поведения, ставших неотъемлемой частью российской действительности. Православная культура отношения к природе, труду и производству получила масштабное материальное воплощение. Большая часть нашего национального культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа - исторические здания и сооружения, материальные памятники истории и культуры, предметы повседневного быта и производства, народного творчества, искусства и т.д. принадлежат православной культуре или несут её отпечаток.

Каждая национальная культура — это форма самовыражения народа. В ней проявляются особенности национального характера, миросозерцания, менталитета. Любая культура уникальна и проходит свой, неповторимый путь развития. Это в полной мере относится и к русской православной культуре. Ее можно сравнивать с культурами Востока и Запада лишь в той мере, в которой они взаимодействуют с нею, оказывают влияние на ее генезис и эволюцию, связаны с русской культурой общей судьбой.

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства России имеют под собой ту же основу.

Православие является традиционной и культурообразующей (образующей культуру) религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца Х века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их.

Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения. У любого народа идеи государственного устроения и общественные, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с идеалами духовно-нравственными. Об этом очень точно писал великий русский писатель и философ Ф. М. Достоевский:

Идеалы Православия в русской культуре

Истоки уважительного и доброжелательного отношения ко всем людям и вместе с тем готовности прийти на помощь нуждающимся в защите восходят к учению Христа:

Эти великие христианские идеалы проносит русский народ через все испытания, стараясь проявлять милосердие и терпение к каждому человеку, поступаясь материальными благами ради блага высшего, всеобщего, всебратского во имя Христа.

Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни.

Достойно нести и воплощать эти высочайшие идеалы в человеческом мире, где реализуется множество иных личных, национальных, политических и социально-культурных идей, очень непросто. По этому поводу Ф. М. Достоевский писал:

Здесь говорится о наличии сил для возрождения народа и каждого (даже погибающего) человека. Эти силы — в правильном понимании спасения как освобождения от грехов благодатью Божией, в способности к покаянию как необходимом условии спасения и в горячей молитве как проявлении воли души ко спасению.

Становление и развитие православия

Наши предки до Х века были язычниками, но не христианами. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси.

С этого времени Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции. Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью, в связи с чем совершались соответствующие Таинства (Крещение, Венчание) и богослужения.

Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями). Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа.

В XVI – XVII веках в состав Российского государства вошли многие иноверческие (исповедующие другие религии) и инославные (католики, протестанты) народы и государства. Русская Православная Церковь не проводила насильственного обращения народов в Православие, однако переход в Православие поддерживался и поощрялся. Крестившимся в Православной Церкви людям давали различные льготы, в частности снимали налоги.

Православным, а значит принадлежащим к русской православной культуре, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. И так случалось часто: представители других национальностей и вероисповеданий принимали Православие как веру, мировоззрение и, соответственно, христианское бытие и становились истинными сынами нового для них православного Отечества. Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь верой и Правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа. Таким образом, Гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию и отношению к православному государству.

Однако православные традиции были глубоки, и православная религия оставалась самой распространённой на территории России. А в закрытых храмах зачастую само время словно не смело касаться тлением ликов святых.

С 90-х годов XX века православная культура в России начала интенсивно возрождаться. Изменились и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола, в открытых и восстановленных храмах и монастырях стали совершаться богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые, обретая духовную защиту и поддержку.

В настоящее время традиции православной религии сохранялись в России и отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство.

В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. Очень важно В современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.

Без Бога нация — толпа,

Или слепа, или глупа,

Иль, что ещё страшней, — жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

. кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймёт и самого народа нашего.

Величайшей заслугой христианства является его универсализм: все люди одинаково равны перед Богом как носители образа Божия.

Христианство впервые сделало природу предметом для преобразующей свободной воли.

В христианстве формируется уважение к внутреннему миру человека, чего не было, к примеру, в античной культуре. Совесть и христианское чувство греха заложили основу для роста самосознания человека и стимулировали появление нового искусства и гуманитарных наук. Было создано не только самостоятельное христианское искусство, но и светская культура попала под сильное влияние христианства. Христианская культура стремилась возвысить людей над бренным миром, подчеркнуть их нравственную силу. Строительство великолепных храмов, иконопись, развитие музыкального церковного искусства, скульптуры, религиозной философии и многое другое – все это достижения христианской культуры.

Невозможно найти крупных писателей, художников, композиторов, ученых, которые не испытали бы на себе влияние Библии. На темы библейских сказаний созданы известнейшие произведения. Эта книга является концентрированным выражением мудрости десятков поколений людей.

Христианство оказало влияние и на другие религии. Достаточно вспомнить его влияние на ислам, о котором говорилось ранее.

Значение Библии, как и всего христианства, выходит далеко за пределы религиозных потребностей, поскольку устанавливает нормы человеческой нравственности, дает оценку поступкам, представление о личностном идеале. Поэтому более двух тысячелетий христианство служит источником вдохновения, морали, истины для миллионов людей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Когда Москва стала христианской?

Когда Москва стала христианской? На Московскую Русь христианство пришло через династический брак.Брак князя Ивана III и греческой принцессы Софьи Палеолог состоялся в 1472 году Его инициировал папа римский Павел II… Абсурд? Нет, правда. Карамзин помог распутать этот

10. Демократия немыслима без христианской основы

1. Основные положения христианской этики

1. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что ос–новой для толкования нравственности в ней выступает не ра–зум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

11. Основные положения христианской этики

11. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

24. Достижения христианской культуры Руси

24. Достижения христианской культуры Руси Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства.Не позднее конца IX – начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки –

9. Значение и функции культуры

9. Значение и функции культуры Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.1. Человеко – творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все

52. Значение религии в истории культуры

52. Значение религии в истории культуры Изучая историю развития мировой культуры, факторы, которые влияли на это развитие, бесспорным становится тот факт, что значение религии в истории культуры огромно.На первом этапе развития человека явления и предметы, занятия

5. Значение и функции культуры

5. Значение и функции культуры Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.1. Человеко-творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все

3. Значение религии в истории культуры

3. Значение религии в истории культуры Изучая историю развития мировой культуры, факторы, которые влияли на это развитие, бесспорным становится тот факт, что значение религии в истории культуры огромно.На первом этапе развития человека явления и предметы, занятия

3.4. Мировое значение конфуцианско-даосистского типа культуры

3.4. Мировое значение конфуцианско-даосистского типа культуры Человечество обязано этой культуре многими техническими достижениями (компас, сейсмограф, бумага, порох, живопись тушью, с помощью кисти, шелк и многое другое). Конфуцианско-даосистскую культуру относят к

4.5. Мировое значение индо-буддийского типа культуры

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Приобщение к христианству — событие огромного значения, определившее пути развития русской культуры. Когда более чем тысячу лет назад, в 988 г. Киевская Русь приняла христианскую веру, она стала органической частью огромного христианского мира, и не только восточного, но и западного, ибо крещение произошло почти за 70 лет до формального разделения церквей (1054). Древняя Русь приобщилась к богатейшей сокровищнице культуры Византии, а через нее — к культуре Древнего Рима и Древней Греции, а также к культурам народов Вавилона, Ассирии, Ирана, Иудеи, Сирии и Египта.

В работе освещены культурно-исторические последствия принятия христианства Киевской Русью, роль христианства в процессе становления древнерусской культуры, взаимодействие культуры и религии, вклад деятелей Русской Православной Церкви в развитие русской культуры, религия и творчество русских писателей и мыслителей XIX века.

Христианская картина мира определяла не только отношения Бога, Человека и его Души, но и положение человека в мире природы и в истории. Языческое сознание космогонично и циклично. Христианское же сознание обладает историзмом. Время для язычника движется по кругу, определяемому сменой времен года. Коляда, Осень, Масленица, Кострома и другие мифологические персонажи каждый год приходили в мир людей и покидали его, чтобы вернуться в следующем году. Христианин живет, ощущая свою связь с всемирной историей и с будущим; само же время рассматривается им как спираль. Любое историческое и даже частное событие может иметь аналогию в прошлом. Переход от космогонического к историческому мировосприятию, происшедший с русскими людьми на рубеже IX—Х вв., и вызвал появление такого явления, как русские летописи, которые буквально пронизаны острым ощущением потока движущегося времени.

Книги в идеале не могли быть предметом чьей-либо наживы, купли- продажи; их нельзя было покупать или продавать — только дарить, завещать, получить в наследство. Книги были не материальной, а духовной собственностью, основной частью духовного богатства человека. Не случайно люди в своих завещаниях в первую очередь наравне с недвижимостью упоминали книги, а уж затем — остальное имущество. Книги и были для русского человека духовной недвижимостью, ценностью, которая от отца должна была перейти к сыну и помочь ему противостоять быту, повседневности.

В летописи сохранились строки, о создании на Руси при Ярославе Мудром первой библиотеки. Эти книги — а число их было весьма внушительно — хранились в каменном Софийском соборе, и на них воспитывались поколения русских людей. Библиотеки были и в древнерусских соборах Новгорода, Полоцка, Ростова и многих других городов. Созданы они были и в монастырях одновременно с принятием Студийского монастырского устава (до наших дней дошло около 130 книг XI—XII вв.).

Христианство не только стимулировало становление древнерусской письменности и литературы. Выдающиеся деятели православия внесли огромный вклад в обогащение культуры этноса, расширение сфер художественного творчества.

С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных мира сего. Церковное проповедничество — устное и письменное — было школой приобщения народа к высоким ценностям культуры, способствовало формированию национального самосознания.

Русская Православная Церковь жила единой жизнью, едиными заботами со своим народом. Служение Отечеству ее выдающихся подвижников способствовало становлению патриотизма как традиции русской культуры.

В начале сентября 1380 г. князь Дмитрий Донской отправился в поход против полчищ Мамая. Достигнув Дона, Дмитрий заколебался: идти ли ему за реку навстречу Орде или ждать здесь. И в это время князь получил грамоту от Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой лавры. Известно, что, перед тем как выступить в поход, князь Дмитрий заезжал в монастырь к преподобному Сергию, который, благословив его, предсказал успех в сражении и отпустил с войском двух иноков — Пересвета и Ослябю. Куликовская битва стала символическим завершением духовного освобождения русского человека. Поколение Сергия Радонежского было поколением людей, впервые после долгих десятилетий ига почувствовавших себя свободными.

Преподобный Сергий Радонежский, великий святой Православной Церкви, был человеком широкого кругозора. Он энергично способствовал объединительной политике московских князей, внес вклад в развитие культуры своего времени и народной нравственности. Дело, которому служил Сергий, продолжили представители нескольких последующих поколений русских людей, а его имя вышло за границы того времени, в которое он жил.

Деятельность Сергия по духовному собиранию и нравственному воспитанию русского народа оказала огромное воздействие на сознание русских людей. Он реформировал некоторые церковные обряды. Сергий был крупнейшим строителем и организатором русской культуры. В основанном им монастыре была собрана обширная библиотека. Начало ей положил сам Сергий, который пришел на место будущего монастыря, в дремучий лес, имея при себе две книги: Псалтырь и Евангелие. Позднее монастырь стал крупнейшим культурным центром, местом производства рукописных икон и книг. Игумен Сергий одобрял занятия монахов чтением, заботился о создании библиотеки, которая продолжала пополняться и при его преемниках.

Разделение искусства и религии, происшедшее в начале XVIII в. вследствие проведенных Петром I реформ, стало крупнейшей трагедией русской культуры. Оно имело печальные последствия как для Православной Церкви (они отдалилась от значительной части русской интеллигенции), так и для искусства — литературы, живописи и музыки (которые утратили часть ценностей, выраженных в религиозных идеалах).

В XIX в. в русской культуре достаточно четко обозначились два идейных течения. Одно было связано с традиционными духовными ценностями, воплощенными в православной вере; другое — с либеральными ценностями западной культуры. Первое течение ориентировало общество на медленное, постепенное развитие, основанное на соблюдении национальных традиций; второе — на быструю модернизацию, реформы, которые должны были сблизить Россию с Западной Европой.

Менее заметным было противостояние в самом искусстве: конфликты между писателями, художниками и композиторами зачастую определялись личными взаимоотношениями, а уже затем приобретали идеологическую окраску.

Несмотря на внешний отрыв искусства от христианства, именно христианство нужно признать одним из самых важных источников характерного для русского искусства нравственного идеала. Из этого источника черпали вдохновение и силы писатели и художники, композиторы и мыслители. Следуя этой тенденции, русская культура не порывала со своими христианскими истоками, а, наоборот, питаясь от них, несла обществу огромные нравственные силы, пленяя умы и сердца тех, кто оставался глух к церковной проповеди.

На протяжении XVIII—XX вв. русская литература, живопись и музыка неоднократно пытались вернуться к утраченному синтезу религии и искусства. Религиозные по своему происхождению мотивы, сюжеты и образы можно обнаружить и в творчестве всех значительных мастеров художественного слова XVIII—XX вв. При наличии сильных западных влияний, при кажущемся отрыве от православных корней эта литература оказалась подлинно русской, христианской и во многом православной. Человек, о котором она говорит, — христианин, и даже не в смысле его принадлежности к Церкви или духовно-нравственного состояния, а в смысле тех ценностей, которые являлись для него основными.

Душевный переворот, вызванный изменением отношения к религии, пережили многие русские деятели. В их числе Л.Н. Толстой и Н.Н. Ге, пришедшие к новому пониманию отношений религии и искусства в 80-е гг. XIX в. Эти годы стали непродолжительным периодом стабилизации русской культуры, когда произошло краткое примирение основных противоборствующих сил.

Воздействие религии на русскую литературу не ограничивалось православием. В конце XIX в. в русскую литературу довольно активно стали проникать идеи мусульманской и буддийской религиозных систем. Как правило, это было связано со стремлением по-новому взглянуть на проблему, поступок и его нравственное последствие, а также с попыткой найти восточные корни в русской культуре.

Как правило, конфликты между Русской Церковью и деятелями культуры случались именно тогда, когда некоторые церковные иерархи начинали в силу обстоятельств заниматься политикой и увлекались административной стороной дела.

Сложный, наполненный трагическими конфликтами и противостояниями путь русской культуры демонстрирует как неизбежность, необратимость процесса разделения религии и искусства, так и невозможность их полного и окончательного разъединения. Характер связей искусства и религии может существенно изменяться, но они постоянно находятся во взаимодействии.

Проблема взаимодействия культуры и религии актуализируется, как правило, в наиболее сложные, критические моменты, когда общество испытывает потребность в пересмотре и обновлении своих духовных основ. Конец 80-х—90-е гг. XX в. ознаменовался бурным ростом интереса к религии в русском обществе. Увеличение числа верующих, возвращение Церкви разрушенных храмов и монастырей, их восстановление и строительство новых — все это характерные приметы российской жизни в конце второго тысячелетия. Большими тиражами стала выходить различная религиозная литература. Были переизданы работы русских религиозных философов (Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.С. Соловьева и др.), произведения русских религиозных писателей (Б.К. Зайцева, И.С. Шмелева), сочинения писателей-классиков (Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого), поднимающие вопросы религии.

Следствием утраты национальных религиозных традиций можно считать и происходившую в 90-х гг. XX в. бурную американизацию русской культуры, а в какой-то мере и усиление аморальности. Проникновение чужеродных верований вряд ли восполнит те стабилизирующие начала, которые со времен Крещения Руси определяли развитие национальной культуры.

Восстановление традиционных и естественных для русской культуры связей между бытовой культурой, искусством и религией — процесс, от которого во многом зависит будущее нации. Но для этого необходимы длительные и напряженные усилия.

2. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература: Учебное пособие для учащихся среднего возраста. — М., 2002.

3. Златоструй. Древняя Русь. Х—Х1П вв. / Сост., автор. текст, коммент. А.Г. Кузьмина, А.Ю. Карпова. — М., 2004.

Гос­под­ство хри­сти­ан­ства в мире сопро­вож­да­лось раз­ви­тием вели­чай­шей в мире куль­туры, кото­рая спра­вед­ливо должна назы­ваться хри­сти­ан­ской куль­ту­рой, так как все это утон­че­ние внут­рен­них отно­ше­ний, при­спо­соб­ле­ние обще­ства к потреб­но­стям чело­века, раз­ви­тие прав лич­но­сти, так же как небы­ва­лое дотоле овла­де­ние силами при­роды и раз­но­сто­рон­нее укра­ше­ние жизни – все это было выра­щено вли­я­нием хри­сти­ан­ства.

2. Мате­ри­аль­ная куль­тура

Созда­ние мате­ри­аль­ной куль­туры и внеш­нее укра­ше­ние жизни, конечно, не входят в непо­сред­ствен­ные цели хри­сти­ан­ства, а высшая аске­ти­че­ская точка зрения видит даже в утон­чен­но­стях жизни про­ти­во­ре­чие со стрем­ле­нием к жизни духов­ной, состав­ля­ю­щей прямую цель хри­сти­ан­ства. Но высшая аске­ти­че­ская точка зрения, будучи сама по себе совер­шенно пра­виль­ною, не дает все­обще-обя­за­тель­ного режима. Земная фаза нашего суще­ство­ва­ния про­те­кает в усло­виях мате­ри­аль­ной при­роды, кото­рая имеет свои закон­ные тре­бо­ва­ния, не исклю­ча­е­мые зада­чами веры и спа­се­ния души. Идея Цар­ствия Божия, поскольку она раз­ви­ва­ется в земной жизни, тре­бует лишь под­чи­не­ния мате­ри­аль­ных потреб­но­стей духов­ным потреб­но­стям, тре­бует, чтобы основ­ной целью жизни было душев­ное спа­се­ние и чтобы вто­ро­сте­пен­ные цели, созда­ва­е­мые потреб­но­стями земной при­роды, не заглу­шали своими при­ман­ками того, что есть глав­ная задача.

3. Высшая утон­чен­ная обще­ствен­ность

Между тем основ­ные задачи лич­но­сти и вза­им­ные отно­ше­ния между людьми, пред­пи­сы­ва­е­мые хри­сти­ан­ством, таковы, что при соблю­де­нии их сама собою вырас­тает высшая утон­чен­ная обще­ствен­ность. Рели­гия ука­зы­вает извест­ные обя­зан­но­сти к семье, к ближ­ним, тре­бует обуз­да­ния свое­ко­ры­стия и жад­но­сти, клей­мит экс­плу­а­та­цию чело­века чело­ве­ком, пред­пи­сы­вает людям вза­им­ную помощь, с осо­бен­ным вни­ма­нием к сла­бому: все это создает обста­новку в высшей сте­пени бла­го­при­ят­ную для успеш­но­сти труда, для под­ня­тия уровня общего бла­го­со­сто­я­ния, для вос­пи­та­ния чело­века как работ­ника и устро­и­теля обще­ства. Тре­бо­ва­ние спра­вед­ли­во­сти и заботы о всех дает толчок усо­вер­шен­ство­ва­нию обще­ствен­ной орга­ни­за­ции. Поня­тие о власти как учре­жде­нии боже­ствен­ном, име­ю­щем мис­сией обслу­жи­вать общее благо, создает со сто­роны народа повы­шен­ные тре­бо­ва­ния к госу­дар­ствен­но­сти и в самих носи­те­лях власти вос­пи­ты­вает стрем­ле­ние быть соот­вет­ствен­ными постав­лен­ному для власти идеалу. Так вырас­тает обла­го­ро­жен­ная госу­дар­ствен­ность, на кото­рую Цер­ковь отбра­сы­вает свет своей рели­ги­оз­ной идеи.

4. Чело­ве­че­ское досто­ин­ство

Глав­ное воз­дей­ствие на куль­тур­ность обще­ства хри­сти­ан­ство ока­зало высо­ким поня­тием о лич­но­сти чело­века вообще. Чело­ве­че­ское досто­ин­ство вырас­тало до чрез­вы­чай­но­сти, и с этим обще­ство и госу­дар­ство должно было счи­таться. Между прочим, оди­на­ко­вое досто­ин­ство при­роды, оди­на­ко­вое во всех людях иска­ние бого­об­ще­ния при­во­дило к тому, что и в обще­ствен­ных отно­ше­ниях являлся прин­цип равен­ства. Но, с другой сто­роны, вводя в обще­ствен­ную жизнь созна­ние равен­ства всех на глав­ней­шей сто­роне жизни – рели­ги­оз­ной, хри­сти­ан­ство не было эга­ли­тар­ным, и это выте­кало из самого рели­ги­оз­ного прин­ципа. Дей­стви­тельно, хотя чело­ве­че­ское досто­ин­ство оди­на­ково, но дары лич­но­сти раз­личны, и истин­ная жизнь скла­ды­ва­ется не все­об­щей урав­ни­тель­но­стью, но все­об­щим гар­мо­ни­че­ским вза­и­мо­слу­же­нием и вза­и­мо­под­чи­не­нием. Не эга­ли­та­ризм (урав­ни­ловку) при­но­сило с собой хри­сти­ан­ство, а соли­дар­ность. Отсюда явля­ется и дис­ци­плина, не име­ю­щая ничего обид­ного, так как она во всех вза­и­мо­от­но­ше­ниях обо­юдна и, сверх того, свя­зана с внут­рен­ним стрем­ле­нием каж­дого к само­огра­ни­че­нию.

5. Лич­ность сво­бодна но без зло­упо­треб­ле­ний

Лич­ность по-хри­сти­ан­ски, без­условно, сво­бодна, но если она имеет в виду жить по-хри­сти­ан­ски, стре­миться к спа­се­нию – она должна быть про­ник­нута само­огра­ни­че­нием: жить как сво­бод­ная, но не как зло­упо­треб­ля­ю­щая сво­бо­дой. В дей­ствии под вли­я­нием поры­вов стра­сти и корыст­ного поже­ла­ния нет сво­боды: это есть погру­же­ние в раб­ство стра­сти и внеш­ней при­манки. Сво­бода, таким обра­зом, сама дает осно­ва­ние дис­ци­плины. С другой сто­роны, внеш­ний орган власти и дис­ци­плины не имеет само­до­вле­ю­щей, про­из­воль­ной силы, но пред­став­ляет слу­же­ние по боже­ствен­ной деле­га­ции. На таких осно­ва­ниях, кото­рые, под дав­ле­нием духа хри­сти­ан­ства, нала­гали свою печать на обще­ствен­ные и госу­дар­ствен­ные отно­ше­ния, стро­и­лось обще­жи­тие, где раз­ви­ва­лась лич­ность очень высо­кая, само­сто­я­тель­ная, полная внут­рен­него созна­ния прав и обя­зан­но­стей.

Это было проч­ным осно­ва­нием куль­тур­ного раз­ви­тия.

6. Нрав­ствен­ное усо­вер­шен­ство­ва­ние и позна­ние

7. Незна­ние отвле­кает от Бога

Без сомне­ния, потреб­ность знания для веры не оди­на­кова у людей. Но вообще для чело­ве­че­ства знание необ­хо­димо. По недо­статку знания суще­ство­вало и суще­ствует мно­же­ство суе­ве­рий, кото­рые в основе своей всегда имеют ложное пред­став­ле­ние о твари и вслед­ствие этого при­ни­мают за боже­ствен­ное то, что в дей­стви­тель­но­сти есть явле­ние твар­ное. Напри­мер, в аске­ти­че­ской прак­тике языч­ни­ков многие упраж­не­ния, почи­та­е­мые за обще­ние с Богом, при­во­дят лишь к обще­нию с раз­но­род­ными силами при­роды. Таким обра­зом, незна­ние прямо спо­собно отвле­кать от Бога.

8. При­об­ре­те­ние знаний

Тут самые рели­ги­оз­ные пред­по­сылки поощ­ряют чело­века идти на при­об­ре­те­ние знания. Дей­стви­тельно, в данном, напри­мер, случае чело­век обязан раз­ли­чать гра­ницу между боже­ствен­ным и твар­ным. Есте­ство есть область необ­хо­ди­мо­сти, в ней нет сво­боды, нет ответ­ствен­но­сти, нет греха, нет и доб­ро­де­тели. Область духа, эле­мента боже­ствен­ного, напро­тив – сво­бодна; жизнь духа совер­ша­ется по про­из­во­ле­нию, вслед­ствие чего в ней есть и грех, и свя­тость, есть ответ­ствен­ность. Жизнь эта – духов­ная, рели­ги­оз­ная – совер­ша­ется лишь в обла­сти духа. Было бы духов­ной гибе­лью допу­стить, чтобы есте­ство под­чи­нило нас из-за того, что мы его примем оши­бочно за Боже­ство. Поэтому с рели­ги­оз­ной точки зрения нам важно знать законы есте­ства и сферу их дей­ствия, для того чтобы уметь раз­гра­ни­чить и в самом себе область есте­ствен­ную, сле­ду­ю­щую по зако­нам необ­хо­ди­мо­сти, и область духов­ную, и не отдать под власть есте­ства ника­кой части удела духа, не при­нять по ложным при­зна­кам обла­сти есте­ства за область духа. Только в этом случае чело­век может ясно усмот­реть свой путь к Богу.

Эти сооб­ра­же­ния, сами собою выте­ка­ю­щие из хри­сти­ан­ской веры, упол­но­мо­чи­вают чело­века на испы­та­ние при­роды во всей широте и глу­бине. То же отно­сится и к фило­со­фии как выяс­не­нию зако­нов бытия, жизни и ее част­ных явле­ний.

9. Содер­жа­ние рели­ги­оз­ного учения поощ­ряет позна­ние

Конечно, в хри­сти­ан­ском мире далеко не всегда отно­си­лись с таким ува­же­нием к сво­боде науч­ного иссле­до­ва­ния. Очень часто сами слу­жи­тели рели­гии взгля­нули бы на такую сво­боду как на ересь и поги­бель чело­века. Но одно дело – узость и неве­же­ство в пони­ма­нии духа своей веры, и другое – дей­стви­тель­ное содер­жа­ние этой веры. Чело­век, вду­мы­ва­ю­щийся в свою хри­сти­ан­скую веру и име­ю­щий стрем­ле­ние к позна­нию не мог не почув­ство­вать себя сво­бод­ным идти к знанию, что бы ни гово­рили ему неве­же­ствен­ные фана­тики псев­до­дог­мата. В хри­сти­ан­ском мире так и было. Содер­жа­ние рели­ги­оз­ного учения было слиш­ком ясно, оно упол­но­мо­чи­вало на иска­ние позна­ния и даже поощ­ряло к этому. И потому-то хри­сти­ан­ская эпоха сде­ла­лась эпохой вели­чай­шего раз­ви­тия науки во всех ее сферах, ибо немыс­лимо раз­гра­ни­чить в позна­нии что-либо недоз­во­лен­ное от доз­во­лен­ного. Если наука есть дело также Божие, то в ней доз­во­лена вся область, доступ­ная чело­ве­че­скому уму.

Это огром­ное и посто­янно рас­ту­щее позна­ние, углуб­ля­ю­ще­еся и в силы при­роды, и в чело­ве­че­скую пси­хику, и в законы обще­ствен­но­сти и исто­рии, необы­чайно рас­ши­рило наше обла­да­ние силами при­роды и уменье ими поль­зо­ваться. Вслед­ствие этого явля­лось, как неиз­беж­ное послед­ствие, при­ме­не­ние всей обла­сти познан­ного к потреб­но­стям людей. А из этого про­ис­те­кало то обсто­я­тель­ство, что, при полном памя­то­ва­нии брен­но­сти всего зем­ного и иска­нии жизни вечной, хри­сти­ане полу­чали сред­ства и в этой земной жизни устра­и­ваться по высо­кому уровню обще­ствен­но­сти и куль­тур­но­сти, со всеми их атри­бу­тами: наукой, искус­ством, тех­ни­кой, постро­е­нием обще­ствен­но­сти на соеди­не­нии сво­боды и порядка, со стрем­ле­нием к все­об­щему праву и бла­го­со­сто­я­нию и т.д.

10. Неве­ру­ю­щие пожи­нают плоды хри­сти­ан­ства

Про­тив­ники хри­сти­ан­ства любят гово­рить, что раз­лич­ные сто­роны куль­туры раз­ви­лись глав­ным обра­зом в такое время, когда руко­вод­ство обще­ствен­но­стью было захва­чено людьми, отпав­шими от хри­сти­ан­ства. Но ведь они пожи­нали то, что было засе­яно и взра­щено хри­сти­ан­ством. Хри­сти­ан­ство создало тот чело­ве­че­ский мате­риал, на свой­ствах кото­рого стало воз­можно воз­дви­же­ние этой высо­кой куль­туры.

При­ме­ча­ния:

Становление и укрепление Древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии.
Первой попыткой Владимира была религиозная реформа 980 года – суть её в создании единого пантеона языческих богов во главе с Перуном и предания ему стройной иерархической системы.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Культурные последствия крещения Руси.doc

Культурные последствия крещения Руси. Роль христианства в развитии русской национальной культуре.

4. Значение и последствия крещения Руси…………………………….

Становление и укрепление Древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии.

Первой попыткой Владимира была религиозная реформа 980 года – суть её в создании единого пантеона языческих богов во главе с Перуном и предания ему стройной иерархической системы.

Реформа потерпела поражение, но она расшатала племенные религиозные верования и тем самым подготовила почву для принятия христианства.

Значение принятия христианства велико, оно давало идеологическое обоснование развившимся феодальным отношениям. Церковь сразу же вступила в борьбу с язычеством, способствовавшим племенной раздробленности.

Укрепился международный авторитет Руси, оно способствовало дальнейшему развитию древнерусской культуры, более тесными стали связи Руси с Византией.

Важнейшим событием культурной жизни этого периода является принятия Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако неоднократно создавало и критические моменты в ее истории. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основой обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлении, следуя течениям рек восточно-европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него – княгини Ольги.

Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан и стояла церковь святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи киевского двора с западными христианами показывают, что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из церковных сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью. Тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.

В 988 году Владимир принял христианство. Обстоятельства, предшествовавшие этому событию и сопровождавшие его, рассказываются с баснословными чертами, которые вполне свойственны устным преданиям, записанным уже довольно долгое время спустя после означенного события. Достоверно только то, что Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческой царевной Анной, сестрой императоров Василия и Константина. Крещение его, вероятнее всего, происходило в Корсуне или в Херсонесе, греческом городе на юго-западном берегу Крыма; оттуда Владимир привез в Киев первых духовных и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В начале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. В самом Киеве он построил церковь Св. Василия и церковь Богородицы, так называемую "Десятинную", названную так оттого, что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства ее десятую часть княжеских доходов

Значение и последствия крещения Руси.

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием.

Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке, в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовой жизни, быта и культуры.

Владимир не мог не учитывать еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе ее стоял не церковный служитель, как римский папа, а глава светской власти – император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь.

Митрополит и епископы для управления церковными делами были присланы из Византии. Но по мере распространения христианства стало необходимо резко увеличить количество священнослужителей. Было открыто большое количество школ, в которых готовили главным образом священников и прочих церковников, необходимых для "совершения треб и для научного просвещения паствы".Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом на Руси, в каких-нибудь лет двадцать, возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперед от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские

С принятием христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше, но вплоть до конца X в. широко распространения она не получила. И лишь в XI в., главным образом со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.

Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.

Центром сосредоточения культуры становились монастыри. Они становились центрами книжности, где трудолюбивые монахи переписывали летописи и древние манускрипты. Монастыри отличал и высокий эстетический уровень религиозной деятельности: церковного пения, литургического слова. Именно в монастырях процветали живопись, особенно иконописная, архитектурное творчество. В образах церковного зодчества в органичное единство сплавлялись не только искусство и религия, но и практически все виды других искусств: живопись, музыка, поэзия, скульптура, прикладное, декоративное искусство, дизайн (особенно во время богослужения в храме).

Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому, несомненно, способствовало повышение потребления овощей, которое стимулировалось и многочисленными постами, установленными христианскими аскетическими учениями, и требованиями монастырского жития. То, что в значительной мере культура многих овощей занесена, была из Византии вместе со студийским уставом, показывает происхождение названий многих из них.

Особенно ярко влияние византийского крещения выразилось в художественной области. До нас сохранились поразительные по своей художественной ценности образцы архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства, навеянные лучшими образцами византийского строительства эпохи его расцвета. Источники, откуда черпались греческими архитекторами (а что именно греческие архитекторы строили первые храмы, об этом мы имеем совершенно точные указания в современной литературе) творческие мотивы их построек в Киеве, Новгороде, Чернигове, служат такие шедевры мирового искусства, как собор св.Софии и так называемая Кахриэ-Джами с ее галереями, залитыми мозаикой, к Константинополе, собор св.Софии в Солуни, собор в Дафни, близ Афин.

Сегодня нет никаких сомнений в том, что крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. По существу, история русской (древнерусской) культуры только началась после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью - жизненным пространством кочевых народов, - возникло европейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями. Так, в самом общем виде обычно определяется значение христианизации Руси в отечественной истории.

Читайте также: