Возрождение парламентаризма в россии в 90 е гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация. В данной статье рассматривается история становления и развития парламентаризма в России.

Ключевые слова. Парламент, парламентаризм, Государственная Дума, Государственный Совет, Конституция, Федеральное собрание.

ВложениеРазмер
filippov_ilya_gapou_rb_brtat_onohoyskiy_filial.docx 33.78 КБ

Предварительный просмотр:

СТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ

ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум

Аннотация. В данной статье рассматривается история становления и развития парламентаризма в России.

Ключевые слова. Парламент, парламентаризм, Государственная Дума, Государственный Совет, Конституция, Федеральное собрание.

Основой для становления парламентаризма в России была Октябрьская революция 1905 года. Парламентаризм – каноническая форма представительной демократии, которая держится на таких принципах как выборность, право сменяемости, представление и защита прав народного меньшинства, двойная ответственность парламентариев, гласность, народное представительство.

Парламентаризм в контексте системы власти предусматривает наличие парламента, который является представительным органом и выполняет законодательные и контролирующие функции. Здесь основой является принцип разделения власти государства на три ветви: исполнительная, законодательная и судебная.

Исследователи полагают, что в качестве первичных предпосылок для зарождения парламентаризма в России, стали события происходящие еще во времена существования Киевской Руси, Московского государства.

Революция 9 января 1905 года в значительной мере ускорила движение страны к конституционному строю. Отправной точкой в становлении парламентаризма в России стал Манифест, подписанный 17 октября 1905 года Николаем II. Его по праву можно считать прародителем современной Конституции, где впервые представлялись политические, гражданские свободы человека, а также положение о создании и созыве Государственной Думы, которая была призвана выполнять представительные и законодательные функции.

Парламент утверждает ключевые фигуры страны – генерального прокурора, министров, послов, федеральных судей.

Парламенту принадлежит главная роль в вопросах объявления войны и заключения мира, ратификации и денонсации, международных договорах.

Определявшей чертой парламентаризма, его юридическим выражением является право контроля Парламентом деятельности правительства.

На протяжении многих веков с момента своего зарождения Россия, начиная с Киевской Руси, двигалась в направлении действующего представительного и законодательного института власти.

Решения наиболее важных вопросов хозяйственной и политической жизни принимались на общем сходе или собрании. Вече – орган государственного управления и самоуправления, упоминающийся в Белгородских летописях еще в 997 году. Вече обладало своими собственными атрибутами: вечевой колокол, вечевая трибуна. Решения принимались по принципу большинства голосов присутствующих. Наряду с судебными и спорными вопросами частного характера обсуждались дела, касающиеся всего общества в целом. Таким образом, можно полагать, что вече явилось прообразом существующего ныне парламента.

Следующей попыткой учредить представительный орган регулярного характера по праву можно считать образование и созыв Земского собора в 1550 году.

Во времена правления Ивана Грозного, Бориса Годунова, во времена Смутного времени продолжается образование представительных органов сословного характера – Земские соборы, Боярские Думы. С образованием Русского централизованного государства Боярская Дума приобрела вид постоянного совещательного органа, находящегося при верховной власти.

К концу XVII века роль представительных органов сводится на нет. Главенствующую роль получает самодержавие. Но в период правления Петра I широкое распространение получают идеи по ограничению самодержавия при помощи народных органов парламентского типа.

Затем уже, в 1870 году происходит образование городских сословных учреждений представительного типа – органов городского самоуправления.

23 апреля 1906 года был принят свод Основных законов Российской империи, согласно которому царь осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой.

Государственный Совет был организован императором в качестве противовеса Государственной Думе.

В период с 1912 по 1917 годы началось формирование оппозиции царизму. Несмотря на изданный Свод законов и регламент, в котором прописаны полномочия Государственной Думы и Государственного Совета, власть царя злоупотребляла своими полномочиями.

В последствии развитие парламентаризма в России было прервано приходом к власти большевиков.

С декабря 1991 года Россия вновь вступила на путь усиленного, полноценного развития парламентаризма.

Следующим этапом в возрождении парламентаризма стало принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году. Здесь был регламентирован принцип разделения власти в соответствии с демократическими принципами.

Двухпалатный парламент Федеральное собрание, состоящее из верхней палаты - Совет Федерации и нижней палаты - Государственной Думы. Судебная власть принадлежала конституционному суду.

Таким образом, парламентаризм – особая система организации государственной власти, где главную роль играет парламент. В современном обществе парламентаризм становится вместилищем представительной демократии, способствует ее функционированию и правильной организации.

В соответствии с принятым решением президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Одновременно с выборами проводился референдум по проекту новой Конституции.

Выборы на многопартийной основе в России проходили впервые после почти восьмидесятилетнего перерыва. Между политическими партиями и блоками развернулась настоящая предвыборная борьба за голоса избирателей. Изначально 35 партий и движений претендовали на участие выборах, но лишь 13 из них удалось зарегистрировать свои списки в Центральной избирательной комиссии РФ, остальные не смогли собрать необходимые 100 тыс. подписей избирателей.

12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства по Конституции является избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входят 21 республика, 46 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей.

Постоянно действующий законодательный орган РФ — Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерациии Государственной Думы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции. Это была не единственная особенность декабрьских выборов. Выборы в Государственную думу проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе: половина мест разыгрывалась по мажоритарной системе (от каждого избирательного органа в парламент попадал 1 кандидат-победитель) и половина — по пропорциональной системе, означавшей распределение депутатских мандатов между партиями в зависимости от количества поданных за них голосов.

Между политическими партиями и блоками развернулась настоящая предвыборная борьба за голоса избирателей. Ожидалось, что наибольшие шансы на успех имеет блок Е.Т. Гайдара “Выбор России”, наиболее близкий к Президенту. Однако результаты выборов оказались иными. Избиратели продемонстрировали свое разочарование ходом радикальных реформ. Выборы проводились в атмосфере высокой общественной напряженности, вызванной распадом СССР, октябрьским путчем. В итоге ни одна из политических партий, поддерживающих курс Президента, не набрала более 15 % голосов от общего числа избирателей.

Наибольшей неожиданностью выборов стал успех Либерально-демократической партии во главе с В.В. Жириновским. Избиратели отдали ей более 25 % голосов. ЛДПР получила в нижней палате парламента 70 депутатских мест.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) (председатель Г.А. Зюганов) получила 65 мест, аграрная партия (лидер М.И. Лапшин) — противница частной собственности на землю — 47 депутатских мандатов. Таким образом, большинство в Государственной думе получили оппозиционные партии.

Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин.




Вновь избранный парламент не стал менее оппозиционным, чем отстраненный от власти Верховный Совет и Съезд народных депутатов РФ. Но реальные политические возможности нового парламента стали значительно более ограниченными. Он уже не мог серьезно влиять на политику в стране и существенно корректировать курс президента и правительства.

В составе Государственной Думы II созыва (1995 г.) 36 % мест получила КПРФ, 12 % — “Наш дом — Россия” (объединившая представителей исполнительных структур власти, хозяйственников и предпринимателей),

В соответствии с принятым решением президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Одновременно с выборами проводился референдум по проекту новой Конституции.

Выборы на многопартийной основе в России проходили впервые после почти восьмидесятилетнего перерыва. Между политическими партиями и блоками развернулась настоящая предвыборная борьба за голоса избирателей. Изначально 35 партий и движений претендовали на участие выборах, но лишь 13 из них удалось зарегистрировать свои списки в Центральной избирательной комиссии РФ, остальные не смогли собрать необходимые 100 тыс. подписей избирателей.

12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства по Конституции является избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входят 21 республика, 46 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей.

Постоянно действующий законодательный орган РФ — Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерациии Государственной Думы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции. Это была не единственная особенность декабрьских выборов. Выборы в Государственную думу проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе: половина мест разыгрывалась по мажоритарной системе (от каждого избирательного органа в парламент попадал 1 кандидат-победитель) и половина — по пропорциональной системе, означавшей распределение депутатских мандатов между партиями в зависимости от количества поданных за них голосов.

Между политическими партиями и блоками развернулась настоящая предвыборная борьба за голоса избирателей. Ожидалось, что наибольшие шансы на успех имеет блок Е.Т. Гайдара “Выбор России”, наиболее близкий к Президенту. Однако результаты выборов оказались иными. Избиратели продемонстрировали свое разочарование ходом радикальных реформ. Выборы проводились в атмосфере высокой общественной напряженности, вызванной распадом СССР, октябрьским путчем. В итоге ни одна из политических партий, поддерживающих курс Президента, не набрала более 15 % голосов от общего числа избирателей.

Наибольшей неожиданностью выборов стал успех Либерально-демократической партии во главе с В.В. Жириновским. Избиратели отдали ей более 25 % голосов. ЛДПР получила в нижней палате парламента 70 депутатских мест.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) (председатель Г.А. Зюганов) получила 65 мест, аграрная партия (лидер М.И. Лапшин) — противница частной собственности на землю — 47 депутатских мандатов. Таким образом, большинство в Государственной думе получили оппозиционные партии.

Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин.

Вновь избранный парламент не стал менее оппозиционным, чем отстраненный от власти Верховный Совет и Съезд народных депутатов РФ. Но реальные политические возможности нового парламента стали значительно более ограниченными. Он уже не мог серьезно влиять на политику в стране и существенно корректировать курс президента и правительства.

В составе Государственной Думы II созыва (1995 г.) 36 % мест получила КПРФ, 12 % — “Наш дом — Россия” (объединившая представителей исполнительных структур власти, хозяйственников и предпринимателей),

С 4 октября до 12 декабря 1993 г. Россия не имела высшей представительной и законодательной власти, а жизнь регулировали указы Президента. Они прекратили деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, органов советской власти всех уровней в регионах, а их функции передали назначаемой Президентом администрации.

Выборы новых законодательных органов на местах и глав местного самоуправления назначались на период с декабря 1993 по июнь 1994 гг.

Таким образом, в России была ликвидирована советская власть и в ее лице – вторая политическая опора унаследованной от СССР государственности. Переходный постсоветский период закончился.

Теперь в России формировалась иная структура власти. Указом Президента от 6 ноября 1993 г. была принята новая Военная доктрина России, определявшая задачи и направления реформы Вооруженных сил.

Планировалось создать к 2000 г. компактную, хорошо технически оснащенную, современную во всех отношениях армию, комплектуемую по смешанной системе – призванными на срочную службу и профессионалами, служащими по контракту. Численность вооруженных сил предстояло сократить к 1995 г. с 3 до 1,9 млн чел.

С 22 августа 1991 г. начал использоваться в качестве государственного бело-сине-красный флаг. В ноябре 1993 г. гербом стал двуглавый орел, как до 1917 г. В государственных символах не осталось ничего, что связывало Россию с советским прошлым.

В октябре начались подготовки к голосованию по Конституции и выборам в новые органы власти. Они проводились на многопартийной основе, что вызвало бурный рост новых партий и движений, представлявших разные силы, включая оппозиционные.

Союзником КПРФ являлась Аграрная партия России (АПР), выступавшая за аграрный социализм и защищавшая работников АПК, связанных с предприятиями коллективных форм собственности.

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) стояла на государственнических и национально-патриотических позициях и выступала за возрождение Российского государства в границах СССР с сильной президентской властью. В ходе предвыборной кампании она уделяла много внимания укреплению армии, защите прав русскоязычного населения, беженцев и всех обездоленных

Возрождение российского парламентаризма в условиях политических реформ 1990-х гг. : опыт и уроки истории

Северинко Вячеслав Валерьевич. Возрождение российского парламентаризма в условиях политических реформ 1990-х гг. : опыт и уроки истории : диссертация . кандидата исторических наук : 07.00.02 / Северинко Вячеслав Валерьевич; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2010.- 229 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/680

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется ее непосредственной связью с судьбами и формами развития демократии в России, необходимостью построения правового государства, признания, соблюдения, защиты и охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина. На переходном этапе формирования гражданского общества и создания правового государства проблемы жизнеспособности и перспективности парламентаризма в России оказались в центре особого общественного внимания. Это свидетельствует о том, что Россия, хотя и медленно, двигается в сторону общемировой цивилизованной альтернативы, которая основывается на принципе разделения властей.

В 1990-е гг. происходили непрерывные изменения в структуре, программах и идеологической направленности политических партий и общественных движений, менялась их принадлежность к политическим блокам, степень популярности в ходе выборов в Государственную Думу. Эти процессы нуждаются в углубленном изучении и достоверном отражении в отечественной истории. Актуальной сегодня является объективная, взвешенная и непредвзятая оценка результативности деятельности политических партий, их реального влияния на общественно-политическую и экономическую жизнь страны. Важно теоретически верно осмыслить содержание идеологических доктрин партий, оценить степень их интеграции в политическую жизнь общества. В этой связи исследование истории становления российского парламентаризма в 1990-е гг., формирования политических партий и их деятельности в Государственной Думе ФС РФ является актуальной и теоретически значимой проблемой отечественной истории.

Анализ степени научной разработки проблемы показал, что ее историография формировалась в тесной связи с политической конъюнктурой постсоветской России. К ведущим тенденциям эволюции исторических исследований работы Госдумы в 1993-1999 гг. следует отнести повышение внимания историков к противостоянию двух ветвей власти страны, лоббированию интересов финансовых элит, стратегии и тактике различных политических сил в Нижней Палате российского Парламента. В историографии новейшего времени удалось преодолеть идеологизацию прежних лет, что позволило сочетать различные научные подходы и оценки исторических событий.

Появление в первой половине 1990-х гг. большого количества работ, посвященных работе Госдумы и другим проблемам политического развития России, являлось свидетельством актуальности данной темы. Однако большинство исследований охватывало лишь начальный период новейшей политической истории страны, в лучшем случае хронологические рамки исследования включали в себя первый период российского парламентаризма до 1996 г. Важным этапом в развитии историографии стала середина 1990-х гг., когда после выборов в Государственную Думу намечаются новые линии сотрудничества двух ветвей власти. Особое внимание историки уделяли процессу политического противостояния в Госдуме.

Во второй половине 1990-х гг. росту исследовательского интереса к проблеме способствовала оппозиционная настроенность депутатского корпуса по отношению к курсу правительственных реформ. Основное внимание историков привлекал анализ участия различных партий в голосованиях по социально-экономическим вопросам, проблемам внешней политики и стратегии государственного развития страны. История парламентской борьбы в 1990-е гг. рассматривалась не только историками, но и политологами, работы которых также являются составной частью историографии. Становление и развитие парламентской системы России в 1990-е гг. нашло отражение в ряде диссертационных исследований.

К концу 1990-х гг. на волне стабилизации политической системы России, заметно изменился тон исследований российского парламентаризма. Научные труды становятся не только более взвешенными и осторожными в оценках, но и ориентированными на поиски компромисса двух ветвей власти страны.

К началу XXI столетия в исторической науке в целом сложились оценки 1990-х гг. как переходного периода в истории России. Исследователи стремились показать конструктивную роль Госдумы в процессе укрепления органов власти, стабилизации политической системы, что является, безусловно, позитивным моментом в развитии исторического знания. Однако заявленная тема полностью не исчерпана.

С учетом этого, целью исследования является комплексный научный анализ исторического опыта и уроков возрождения российского парламентаризма в условиях политических реформ 1990-х гг.

Цель раскрывается и конкретизируется посредством постановки следующих исследовательских задач:

- рассмотреть законодательную базу и идейные основы развития российского парламентаризма в 1990-е гг.;

- проанализировать тенденции и противоречия становления парламентаризма в субъектах Российской Федерации в переходный период 1990-х гг.;

- выявить и показать характер партийно-политического противостояния в Государственной Думе в условиях формирования нового курса государственного развития Российской Федерации в 1990-е гг.

Хронологические рамки исследования охватывают важный период становления и развития российского парламентаризма в 1990-е гг. Выбор нижних хронологических рамок исследования связан со сменой модели народного представительства в период осенних событий 1993 г. Выборная кампания ноября-декабря 1993 г., отличавшаяся высокой политической напряженностью, открыла новую страницу в истории российского парламентаризма. Начало XXI столетия ознаменовалось переходом к принципиально новой, более конструктивной форме взаимоотношений Государственной Думы с исполнительной властью. В данной связи верхние хронологические границы исследования очерчены 1999 г.

Источниковая база диссертации. При подготовке исследования использовался широкий круг исторических источников. Архивную базу составляют материалы Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Архива Государственной Думы ФС РФ, а также Текущего архива правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ. Важной группой источников являются неправленые стенограммы заседаний ГД ФС РФ. Их изучение предоставило в распоряжение исследователя массив важной информации о законотворческой работе депутатов. Особое внимание было уделено анализу партийных программ и других документов, определявших общую стратегию борьбы различных политических сил в Нижней Палате российского Парламента.

Помимо архивных материалов, автор опирался на обширный массив опубликованных документов. В их числе: Конституция и своды законов РФ, постановления и указы Правительства, опубликованные материалы заседаний Государственной Думы ФС РФ. Вспомогательным источником являются теоретические работы и мемуары видных политических деятелей Российской Федерации. Данный вид источников специфичен и зачастую носит отпечаток субъективного подхода к трактовке тех или иных событий, поэтому в процессе исследования он подвергался критическому осмыслению. Особый интерес представляют работы лидеров политических партий и фракций Госдумы РФ. При работе над диссертацией автор опирался также на материалы периодической печати, которые отражали изменения в общественной, экономической и политической жизни страны. В целом значительный по объему и разнообразный круг источников позволил достаточно объективно подойти к освещению основных вопросов диссертации.

Научная новизна исследования состоит в комплексном и объективном анализе работы Государственной Думы Федерального Собрания в системе органов власти Российской Федерации, проведенном с привлечением новых архивных материалов, ранее не подвергавшихся критическому осмыслению.

Автор делает вывод о том, что становление новой российской государственности носило во многом искусственно форсированный характер и потому потребовало максимально ускоренного обновления структур власти, экономики, социальной сферы и нормативно-правовой базы их функционирования и взаимодействия. Важной особенностью этого процесса стало отсутствие преемственной тенденции в трансформации советской модели в президентско-парламентскую.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что смена модели народного представительства в октябре-декабре 1993 г., расширившая полномочия исполнительной власти, способствовала углублению системных преобразований, принявших необратимый характер. Оппозиционность основной массы депутатского корпуса непопулярному в обществе курсу радикальных рыночных реформ первой половины 1990-х гг. способствовала росту авторитета Государственной Думы на фоне других органов власти Российской Федерации. Однако в условиях действовавшего законодательства все усилия оппозиционных депутатских объединений выступить с альтернативной программой преобразований страны были обречены на провал. В середине 1990-х гг. деятельность Госдумы стала заметно более конструктивной, правые и центристские силы были ориентированы на компромисс с исполнительной властью. Во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. шел процесс развития этой положительной тенденции.

Методологическую основу исследования составляет совокупность идей, относящихся к диалектико-материалистическому пониманию теории и истории. Все политические процессы и события раскрываются автором в исторической последовательности на общеисторическом фоне. Методология исследования требует учитывать, что исторические события осуществляются в многомерном пространстве, являясь результатом взаимодействия множества факторов. Выделение какого-либо одного из них в качестве определяющего с целью построения линейно-последовательного ряда с априорно заданной целью, по мнению автора, приводит к упрощению и искажению исторических явлений. Несомненно, истинным представляется традиционный принцип русской историографии: объективность и обусловленность исторических явлений в их сложной взаимосвязи. В вопросах методологии исследования автор учитывал мнения ученых, получивших признание в научных кругах. В целом, использованные методы исторической науки способствовали достоверности проведенного исследования.

Научно-практическое значение исследования состоит, во-первых, в приращении исторического знания по одной из ключевых проблем современной исторической науки; во-вторых, в возможности использовать материал в практике работы современной ГД ФС РФ во избежание ошибок и просчетов прошлого; в-третьих, в том, что проблемы работы ГД РФ должны быть объективно отражены в курсе отечественной истории. Таким образом, деятельность Госдумы в системе органов власти России представляется актуальной и теоретически значимой проблемой современной исторической науки.

Апробация результатов исследования. Основные результаты научного исследования отражены в научных публикациях автора, его выступлениях на научных и научно-практических конференциях, а также на кафедре истории МПГУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.

Читайте также: