А маслоу менеджмент кратко

Обновлено: 30.06.2024

Большинство мотивационных теорий можно разделить на две большие группы: содержательные и процессуальные теории. В этой статье рассказывается про содержательные теории мотивации, которые основное внимание уделяют потребностям человека, как базовому фактору, побуждающему его к деятельности. К содержательным относятся многие известные теории мотивации, такие как пирамида потребностей А. Маслоу, двухфакторная модель Герцберга, теория Альдерфера и т. п. Все их объединяет стремление классифицировать потребности человека и найти взаимосвязь с мотивами движущими им.

Сущность содержательных теорий мотивации

Содержательные теории мотивации основное внимание уделяют человеческим потребностям, как факторам лежащим в основе мотивов побуждающих человека к деятельности.

Содержательные теории мотивации изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение. Они изучают цели, к которым стремится человек, в отличие от процессуальных теорий мотивации, больше внимания уделяющих самому процессу достижения цели и удовлетворения соответствующей потребности.

Заслуга содержательных теорий в определении важной роли потребностей, как фактора мотивации. Но в реальной жизни удовлетворение и проявление потребностей редко происходит в соответствии со строгой иерархии и зависит от многих нюансов: пола, возраста, особенностей личности и пр. Это содержательные теории зачастую не учитывают и в этом их недостаток.

Основные содержательные теории мотивации:

  • теория иерархии потребностей Маслоу;
  • теория Альдерфера;
  • теория приобретенных потребностей МакКлелланда;
  • теория двух факторов Герцберга.

Более подробно эти мотивационные теории рассматриваются далее.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Суть теории иерархии потребностей по Маслоу в следующем. Потребности человека имеют для него разную степень важности, и на первом месте стоят более примитивные вещи. Пока человек не удовлетворит базовые простейшие потребности, он не будет (и не сможет) испытывать потребности более высоких уровней.

Пирамида потребностей А. Маслоу

Иерархия потребностей по А. Маслоу включает в себя семь уровней

То есть в первую очередь человека заботят проблемы отдыха, утоления голода, жажды, сексуальных потребностей. Затем человек задумается о своей безопасности. И только будучи сытым, отдохнувшим и имеющим крышу над головой, человек почувствует потребность в дружбе и любви. Затем потребность в одобрении, уважении и признании его заслуг. И только в самую последнюю очередь человека будут занимать духовные потребности: стремление к знаниям, искусство, самореализация.

Таким образом, в пирамиде Маслоу семь уровней. Но часто ее упрощают до пятиуровневой модели:

  1. Физиологические потребности (первичные);
  2. Потребности в безопасности (первичные);
  3. Социальные потребности (вторичные);
  4. Престижные потребности (вторичные);
  5. Духовные потребности (вторичные).

Основа основ, по А. Маслоу — удовлетворение физиологических потребностей. Идеальное общество, считал он, это общество сытых и спокойных людей. Высшей ступени, стадии самореализации (самоактуализации, в терминологии Маслоу) достигает лишь 2% людей.

Справедливости ради надо отметить, что теория и пирамида Маслоу неоднократно подвергалась критике. Она не учитывает индивидуальные особенности человека, не всегда потребности удовлетворяются именно в таком порядке, да и сам Абрахам Маслоу не проводил практических испытаний для подтверждения своей теории.

Теория потребностей Альдерфера

Еще одна очень распространенная и авторитетная содержательная теория мотивации — теория Клейтона Альдерфера, психолога из Йельского университета. Он во многом соглашается с теорией Маслоу и также описывает структуру и содержание человеческих потребностей, а также их связь с мотивацией.

Теория потребностей Альдерфера (ERG-теория) говорит о том, что людьми движут три базовые потребности (соответствующие различным уровням пирамиды Маслоу):

  1. Потребность существования (Existence) — физиологические потребности, безопасность и т. д.;
  2. Потребность связи (Relatedness) — принадлежность к коллективу, причастность к общему делу и пр.;
  3. Потребность роста (Growth) — самовыражение, самореализация, творчество.

Теория потребностей Альдерфера

Теория потребностей Альдерфера говорит о 3-х основных потребностях: существования, связи и роста

Отличие теории Альдерфера от пирамиды Маслоу в том, что здесь движение по уровням потребностей идет в обе стороны. У А. Маслоу только в одну — снизу вверх.

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Следующая содержательная теория мотивации — теория потребностей Дэвида МакКлелланда, еще одного американского психолога, разработанная им в 1940-е годы.

Теория МакКлелланда делает упор на три потребности высших уровней:

  1. Потребность в причастности;
  2. Потребность во власти;
  3. Потребность в успехе.

Теория потребностей МакКлелланда

Теория потребностей МакКлелланда отличается тем, что делает упор на высшие потребности (причастность, власть и успех), не учитывая потребности физиологические

Аналоги этих потребностей также можно обнаружить в пирамиде А. Маслоу.

Применительно к мотивации трудового персонала теория приобретенных потребностей МакКлелланда означает следующее. Потребность в причастности побуждает людей работать в коллективе, стремиться к признанию им. Потребность во власти мотивирует к карьерному росту, инициативе, лидерству. Потребность в успехе заставляет брать на себя ответственность при решении сложных задач, добиваться их успешного решения, достигать цели организации.

Теория двух факторов Герцберга

В заключении рассмотрим содержательную теорию мотивации американского психолога Фредерика Герцберга, созданную им еще в 1950-х годах.

Теория мотивации Герцберга предполагает наличие двух групп факторов влияющих на мотивацию работников (поэтому ее часто называют двухфакторной теорией Герцберга):

  1. Гигиенические факторы (удерживающие на работе) — условия труда, контроль за работой, размер заработной платы, взаимоотношения с коллегами и начальством;
  2. Факторы-мотиваторы (побуждающие к работе) — достижения работника, возможности карьерного роста, возможность самореализации, признание заслуг, успехи.

Теория двух факторов Герцберга

Двухфакторная теория Герцберга говорит о 2-х группах факторов, влияющих на мотивацию: гигиенических и мотиваторах

Согласно теории Ф. Герцберга гигиенические факторы важны, так как плохие условия труда и низкая зарплата приведут к неудовлетворенности человека своей работой. Но при этом они не могут мотивировать работника.

С другой факторы-мотиваторы могут мотивировать работников, но их отсутствие не вызывает у людей неудовлетворенности своей работой.

Парадоксально, но заработная плата по Герцбергу не является мотивирующим фактором!

В теории Герцберга также прослеживаются параллели с теорией Маслоу (например, к гигиеническим факторам можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности и социальные потребности; оставшиеся ступени пирамиды А. Маслоу относятся к факторам-мотиваторам).

Содержательные теории мотивации кратко

Содержательные теории мотивации фокусируются на изучении человеческих потребностей, так как они считаются факторами, лежащими в основе мотивации.

I. Теория иерархии потребностей Маслоу — удовлетворение потребностей происходит в строгой последовательности: сначала потребности низших уровней, потом более высших; снизу вверх. Только удовлетворив потребности 1-ого уровня, человек может перейти ко 2-му и т. д.

В пирамиде Маслоу пять укрупненных уровней:

  1. Физиологические потребности (сон, воздух, голод, жажда);
  2. Потребности в безопасности (защищенность, стабильность);
  3. Социальные потребности (общение, дружба, любовь);
  4. Престижные потребности (карьера, успех, авторитет);
  5. Духовные потребности (знания, искусство, самореализация).

II. Теория Альдерфера говорит о том, что людьми движут три основные потребности:

  1. Потребность существования (физиологические потребности, безопасность);
  2. Потребность связи (принадлежность, причастность, общение);
  3. Потребность роста (самореализация, творчество).

Движение по уровням потребностей здесь уже может происходить в обе стороны: и снизу вверх, и сверху вниз.

III. Теория МакКлелланда делает упор на три потребности высших уровней:

  1. Потребность в причастности;
  2. Потребность во власти;
  3. Потребность в успехе.

IV. Теория двух факторов Герцберга предполагает наличие 2 групп факторов влияющих на мотивацию работников:

  1. Гигиенические факторы (удерживающие на работе) — условия труда, размер зарплаты, взаимоотношения с коллегами и начальником;
  2. Факторы-мотиваторы (побуждающие к работе) — карьерный рост, возможность самореализации, признание заслуг.

Также Вы можете скачать шпаргалку памятку по содержательным теориям мотивации в формате Word

  1. Галяутдинов Р. Р. Обзорные лекции для подготовки к госэкзаменам по специальности "Экономика и управление на предприятии". 2012.

© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

Нашли опечатку? Помогите сделать статью лучше! Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические потребности являющиеся необходимыми для выживания - потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
  2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем - потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.
  3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности - чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
  4. Потребности в уважении - потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
  5. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Система потребностей Маслоу – иерархическая, то есть потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Например, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере той большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя там всегда присутствуют голод и опасности.

Применение теории Маслоу

Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу.

Руководитель должен внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

Руководители должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности.

Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей.

Методы удовлетворения потребностей высших уровней

  1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.
  2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
  3. Проводите с подчиненными периодические совещания.
  4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.
  5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.

Потребности в уважении.

  1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
  2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.
  3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
  4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
  5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.
  6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
  7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.

Потребности в самовыражении.

  1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.
  2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
  3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

История мотивационного менеджмента – Эволюционное развитие мотивационного менеджмента начинается еще до нашей эры.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу – Теория иерархии потребностей А. Маслоу относится к содержательным теориям мотивации.

Теория существования, связи и роста К. Альдерфера – Теория К. Альдерфера основываетя на теории А. Маслоу.

Теория двух факторов Ф. Герцберга – Ф. Герцберг выделял две группы факторов влияющих на мотивацию труда - это гигиенические и мотивирующее.

Методы мотивации – Для осуществление мотивации существует ряд различных методов.

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда – Дэвид Мак-Клелланд считал, что людям присуши три потребности: власти, успеха и причастности.

Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – американский психолог, основоположник гуманистической психологии, создавший теорию мотивации.

Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – американский психолог, основоположник гуманистической психологии, создавший теорию мотивации.

Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации, в основу которой он заложил пирамиду потребностей. Эта теория объясняет, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы приводят к действию и как осуществляется мотивация.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.

Маслоу выделил пять групп потребностей, присущих людям.

В основании пирамиды лежат первые две группы потребностей - это первичные, а следующие три являются вершиной - вторичные.

На первый уровень Маслоу поставил физиологические потребности, необходимые человеку, чтобы выжить (пища, одежда, вода, воздух, отдых и т.д.) . Удовлетворение этих потребностей не требует высокой зарплаты и каких-то особенных условий труда.

На второй уровень разместил потребности безопасности и уверенности в будущем , например, приобретение страхового полиса, получение социальной защищенности.

Третий уровень - социальные потребности - н еобходимость в общении с людьми , в поддержке со стороны окружающих. Для их удовлетворения необходимо сотрудничество в групповой работе, внимание со стороны начальства, уважение коллектива.

Четвертый уровень занимают потребности в уважении и признании, потребности самоутвердиться. Их можно удовлетворить путем получения известности и высокого статуса. Таких индивидуумов устроят присвоение титулов, наград и званий.

На пятый уровень выходят духовные потребности (желания в самовыражении, самореализации, самоутверждении), т.е. необходимость в личном росте, в реализации своих потенциальных возможностей. Для того чтобы удовлетворить эти желания, человеку необходима максимальная свобода творчества, выбор методов решения поставленных задач.

Потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, стоит удовлетворять в первую очередь. Лишь после того, как они достигнуты, начинают действовать потребности более высокого уровня.

Самая высокая потребность - это самовыражения и роста человека как личности, она никогда не может быть удовлетворена полностью. Поэтому процесс мотивации человека через потребности - бесконечен.

Теория мотивации Маслоу внесла огромный вклад в понимание того, что же является основой стремления людей к работе . Различные руководители по всему миру утверждают, что мотивация человека зависит от его потребностей. Чтобы замотивировать конкретного индивидуума, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности. Поэтому руководителю нужно внимательно наблюдать за своими сотрудниками, чтобы понять, какие активные потребности движут ими. Так как со временем эти потребности меняются, то нельзя считать, что мотивация, которая сработала один раз, будет стабильно работать постоянно.

Стоит заметить, что люди с более высоким заработком и социальных благ, как правило, стоят на более высоких ступенях иерархии Маслоу.

Теория Маслоу принесла свои плоды в понимание о том, что заставляет людей работать усерднее, и оказала большое воздействие на современное управление.

__________________________________

А что движет Вами, какие потребности вас мотивируют? !

Пишите в комментарии и применяйте на практике методы мотивации для удовлетворения своих потребностей.

Абрахам Гарольд Маслоу (1907—1970) был одним из основателей гуманистической психологии. Его работы для многих руководителей в разных отраслях деятельности дали знания о сложной структуре человеческих потребностей и их воздействие на мотивацию личности человека. Генерируя свою теорию мотивации, Маслоу использовал собственный метод познания — биографический: он исследовал истории жизни, биографии великих людей.

Однако несмотря на то что человек, живет любовными переживаниями, он все равно нуждается в пище, причем постоянно. А. Маслоу под сытостью имел ввиду не только отсутствие перебоев с питанием, но и необходимое количество воды, кислорода, сна и секса. Нет единого стандарта для форм проявления потребностей, они могут быть разными. У каждого из нас свои способности и мотивации, следовательно, например, потребность в уважении и признании у разных людей может быть разной: один человек хочет стать выдающимся политиком и получить одобрение большинства своих сограждан, а другой вполне будет удовлетворён, тем чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности). Значение данного факта для руководителей, очевидно. Поняв какую потребность в текущий момент пытается удовлетворить исполнитель, управляющий с помощью следующей потребности, расположенной выше, мотивирует его.

Готовые работы на аналогичную тему

Иерархия потребностей и ее принцип работы

Таким образом имеет место к рассмотрению такой термин как пирамида потребностей — общепринятое название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога А. Маслоу.

Представим данную пирамиду на рисунке 1.

Пирамида потребностей А. Маслоу

Пирамида потребностей А. Маслоу

Рассмотрим данную пирамиду, в теории представлены пять базовых потребностей, где наиболее простые расположены в основании пирамиды, это следующие:

  1. Физиологические потребности (пища, воздух, жилище и т. д.)
  2. Потребности в безопасности и защиты (политические, географические, погодные факторы, производственная опасность). Люди могут пренебрегать ими, чтобы удовлетворить физиологические потребности в пище и жилище. После того как удовлетворены базовые потребности. Потребность более высокого уровня становить доминирующей и должна включаться в мотивационный план.
  3. Потребности в принадлежности и любви. Люди хотят, чтобы окружающие их любили и нуждались в них, они могут достаточно долго откладывать удовлетворение потребности в общении для удовлетворения первых двух потребностей.
  4. Потребность в уважении и самоуважении (признании). Чем ближе к вершине пирамиды, тем труднее удовлетворяются потребности, которые помогают ощутить и обеспечить сохранение самоуважения.
  5. Потребность в самоактуализации. Достигнуть этого уровня – значит развить внутреннюю сущность или потенциал, которые содержаться в каждом из нас.

Абрахам Маслоу считал, что эти потребности что-то вроде инстинктов и играют существенную роль в мотивации поведения. Физиологические нужды, потребность в безопасности, социальные потребности и т.д. он назвал потребностями дефицита, — это означает, что они появляются из-за лишений. Удовлетворение этих потребностей требуется для того, чтобы избавиться от неприятных ощущений или предотвратить негативные последствия. Потребности верхних уровней пирамиды Маслоу назвал потребностями роста. Они появляются не из-за отсутствия чего-либо, а, вероятнее всего, из-за желания расти как личность.

Особенности в теории иерархии потребностей

Использование теории маслоу в управлении

Каждому руководителю требуется тщательно наблюдать за своими подчиненными, для выявления потребностей, которые движут ими. А так как со временем потребности меняются, то нельзя предполагать, что мотивация, которая сработала один раз, будет продолжать эффективно работать все время. Рассмотрим таблицу 1, где перечислены некоторые способы, с помощью которых управляющие могут удовлетворить потребности высших уровней в ходе трудового процесса у своих подчиненных.

Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Менеджеры, работающие в международных компаниях, на ровне со своими коллегами, действующими внутри какой-либо страны, должны обеспечивать возможности для удовлетворения потребностей сотрудников. Так как в разных странах важность потребностей определяется по-своему, отличительно от других, то для руководителей организаций международного уровня важно знать данные различия. В одном достаточно полном исследовании, которое базировалось на иерархии потребностей Маслоу был проведен сопоставительный анализ пяти различных групп руководителей. Эти группы были сформированы по географическому принципу:

  1. Управляющие английских и американских фирм
  2. Японские руководители
  3. Менеджеры фирм северных и центрально-европейских стран (Дания, Швеция и Норвегия)
  4. Управляющие фирм южных и западных европейских стран (Испания, Франция; Бельгия, Италия)
  5. Руководители фирм развивающихся стран (Аргентина; Чили; Индия)

Результатом данного исследования стал один из полученных выводов о том, что управляющие из развивающихся и юго-западных европейских стран чаще пытаются удовлетворить социальные потребности. А, например, менеджеры развивающихся стран других регионов придавали большее значение всем потребностям иерархии Маслоу и степени их удовлетворения, чем управляющие других стран.

Увы, постоянных исследований мотивации на международном уровне не проводилось. Но, несмотря на это, можно сделать вывод, что менеджеры, действующие на международном уровне, должны перманентно понимать, учитывать и внимательно относиться к культурным различиям потребностей людей, с которыми они взаимодействуют. Часто встречается, что руководители явно предпочитают одну национальность другой, такого положения дел требуется избегать с целью более успешного управления организацией. Нельзя надеяться на то, что люди, управляемые за рубежом, обладают теми же потребностями, что и у вас в стране.

Читайте также: