Значение древнегреческого эпоса кратко

Обновлено: 08.07.2024

В самом истоке древнейшей культуры великой Греции возникает уни­кальное явление, сразу выделившее греков в истории человечества и предопределившее судьбы западноевропейских культур – философия; происходит рождение главного героя античности – Философа, Человека-мыслителя с философским мировоззрением, в корне отличным от древневосточного.

Гегель и далее Ницше, Хайдеггер, Гадамер и многие другие немецкие философы, проникающие мыслью в исток культуры Древней Греции, акценти­руют именно звуковую сущность эпоса. Они придают особое значение аспекту выразимости эпоса в звучании языка и подчеркивают момент естественного перехода, преобразования звука в слово. В процессе эпического повествования звук уже не является самим звучащим чувством, чувственным элементом чисто внутреннего переживания, а становится средоточием смыслов, содержанием сознания и оформляется в слово; чувственное переживание становится внут­ренним созерцанием и внутренним представлением. Эпическая поэзия зани­мает промежуточное положение между двумя формами романтического искус­ства – музыкой, чувственно являющей сокровенное начало Бытия, и собст­венно поэзией, извлекающей подлинные смыслы, моменты сути и словесно выражающей Истину. У поэзии и музыки – единый корень – звук, общий исток – стихия звучания. Человек мифический полностью погружен в миф как подлинную реальность Бытия, бессознательно воспринимая взаимопроникно­вение Бытия-Мифа. Эпос – сказание, изречение со-Бытийной истины, еще не ставшей субъективной; представляет собой область проговаривания, звучания, речения слушания в опыте приобщения к Абсолюту. В эпическом повество­вании мифореальность становится мифологосом, мифологией и мифоонтологией; миф озвучивается, проговаривается, сказывается, то есть получает языковое выражение, следовательно, возможность о-сознания, о-смысления.

В эпическом опыте постижения Единого Бытия происходило самообретение первой досократической греческой философии и намечались все ее дальней­шие возможности. Задача философии на современном этапе, возможно, заклю­чается в стремлении восстанавливать утраченную целостность Бытия, лишь на онтологический миг явленную в проблеске взгляда древнегреческого рапсода.

[1] Подробнее об этом см.: История греческой литературы: в 3 т. / под ред. С. И. Соболевского, Б. В. Гернунга, Ф. А. Петровского, С. И. Радцига. – Т. 1. Эпос. Лирика. Драма классического периода. – М. – Л., 1946; Лосев, А. Ф. Античная мифология с античными комментариями к ней. Собрание первоисточников, статьи и комментарии. – М., 2005; Тахо-Годи, А. А. Греческая культура в мифах, символах и терминах. – СПб., 1999; Гаспаров, М. Л. Об античной поэзии. Поэты. Поэтика. Риторика. – СПб., 2000; Ярхо, В. Н. Собрание трудов. Древнегреческая литература. Эпос. Ранняя лирика. – М., 2001; Шталь, И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.

[2] Акимова, Л. И. Искусство Древней Греции: Геометрика. Архаика. – СПб., 2007.

фото героический эпос

Греческая и европейская литература начинается с героического эпоса и, в частности, с эпоса Гомера (первых письменных литературных текстов поэтической речи на сегодняшний день), которые были созданы в середине VIII века до нашей эры.

Это не значит, что до этого времени не было поэзии. Исследования показали, что героический эпос имеет многовековую историю и, вероятно, восходит к позднему микенскому периоду (1600–1100 до н.э.).

Поэты того времени, постепенно перенявшие народную героическую поэзию, воспевали подвиги, смешивая мифы с богатством творений греческого духа. Ведь общепринято, что у всех народов есть потребность воспевать своих богов и героев, радость, печаль и несчастья.

Греческие героические легенды, находившиеся под влиянием древних цивилизаций Востока и связанные, вероятно, с непринужденными отношениями и историческими событиями, приобрели свои характеристики и, вероятно, завершились в прибрежных городах Ионии, в области, где греческая мысль была освобождена от рабства и мифической интерпретации мира.

Греческие поселенцы принесли в новые страны воспоминания о своих предках, царях и героях.

Древнегреческие героические эпосы питали великие мифические легенды (аргонавтов, фиванцев, троянцев) и все это стало поэтической темой. Поэты и певцы поэтически обработали весь этот материал, обогатили его, включили новые элементы и стали профессионалами, людьми, уважаемыми народом.

3.Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?

4.В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?

5.Когда появилась письменная литература?

6.Какова была система жанров в античной литературе?

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.

3.Мифологическая и историческая основы поэм.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.

4.Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.

Вопросы для самоконтроля.

2.Какие поэмы традиционно считаются принадлежащими Гомеру?

4.Какие исторические факты лежат в ее основе?

6.В чем состоят идейно-художественные особенности гомеровского эпоса?

Вопросы для самоконтроля.

1.Древнегреческий дидактический эпос и его творец.

3.Функции Зевса в представлении Гесиода.

Вопросы для самоконтроля.

1.Как возникли и как были организованы постановки трагедий в Древней Греции?

2.Какова структура древнегреческой трагедии?

Вопросы для самоконтроля.

1.Какие периоды выделяются в развитии древнегреческой комедии?

2.Каковы особенности древней аттической комедии?

3.Новоаттическая комедия и ее виднейший представитель.

4.Какие черты характерны для комедий Менандра?

5.В чем проявляется психологизм и гуманизм его творчества?

Вопросы для самоконтроля.

1.Какова общая сюжетная схема греческих романов?

2.В чем заключается их общий признак?

Античная литература

Литература Древнего Рима.

Лекция 1. Римская литература, продолжение греческих традиций и новаторство литературы Древнего Рима.

1.Общее с греческой литературой и особенности; влияние эллинизма.

Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н. э., в то время как первые письменные памятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до н. э. Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне мере на 400—500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу.

С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние. Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории. Римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются подражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы.

2.Периодизация римской литературы.

Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимо делить на периоды — доклассический, классический и послеклассический.

а) Доклассический период уходит в глубь веков и характеризуется сначала, как и в Греции, устной словесностью, а также началом письменности. До половины III в. до н. э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию.

С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую половину II в.) и начавшихся гражданских войн (вторая половина II в. — 80-е годы I в. до н. э.).

б) Классический период римской литературы — это время кризиса и конца республики (с 80-х годов до 30 г. I в., до н. э.) и эпоха принципата Августа (до 14 г. I в. н. э.).

в) Но уже в начале I столетия н.э. вполне отчетливо намечаются черты упадка классического периода. Этот процесс деградации литературы продолжается до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует различать литературу расцвета империи (I в. н.э.) и литературу кризиса, падения империи (II—V в. н.э.).

3.Отношение римских авторов к греческому литературному наследию.

Греки, приходившие в Рим, приносили с собой все плоды своей вековой культуры в суровую и строгую страну завоевателей и политиков. Несомненно, некоторое влияние Греции было в Риме и раньше. Достаточно указать на то, что самый алфавит римский и римские меры и веса были заимствованы из Греции. Однако это влияние, вероятно, было поверхностным и, главное, совершенно не отразилось на литературе.

Другое дело — влияние Греции после 1-й Пунической войны. Один из первых римских писателей, грек Ливий Андроник, в 240 г., то есть сразу же после войны, ставит в Риме драму на латинском языке. Эта драма, как и все другие произведения этой эпохи, писалась в подражание греческим образцам, а первые прозаики, будучи римлянами, даже писали по-гречески.

Вопросы для самоконтроля.

1.Каковы отличительные черты римской литературы в сравнении с греческой?

2.На какие основные периоды делят римскую литературу?

3.Когда возникла письменная римская литература?

4.Как изменялось влияние Греции на римскую литературу?

Вопросы для самоконтроля.

1.В чем специфика римского театра по сравнению с древнегреческим?

2.Каков типичный сюжет римской комедии?

3.Как традиции античной комедии развивались в европейской драматургии?

Вопросы для самоконтроля.

1.Развитие римских прозаических жанров в I — II в. до н. э.

2.Чему посвящены исторические мемуары Цезаря?

3.Какова тематика основных исторических сочинений Тацита?

Вопросы для самоконтроля.

1.К чему привело возникновение христианской веры и христианской литературы?

2.Какова литературно-историческая роль перевода Ветхого Завета?

3.Что дошло до нас от литературы первых десятилетий христианства?

4.Каковы наиболее важные достижения древнегреческой литературы?

5.Какую роль в современной культуре сыграл античный театр?

6.В какую эпоху в Европе начинается процесс возрождения античной культуры?

Вопросы для самоконтроля.

1.Что такое античная литература?

2.Что такое мифология?

3.Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?

4.В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?

5.Когда появилась письменная литература?

6.Какова была система жанров в античной литературе?

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.

3.Мифологическая и историческая основы поэм.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.

4.Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.


Как известно в 70-ых годах девятнадцатого столетия, в ходе продолжительных раскопок, около 2999 лет назад до нашей эры, рядом с проливом между частями света Европой и Азией в Турции, стало известно о людях, которые нашли место жительства в том крае и построили себе крепость. Небольшая отлогая горка, на которой была возведена крепость называется сейчас Гиссарлык. Жители, которые обитали в поместье, контролировали торговлю, проходящую через пролив поблизости. Контроль они производили и спустя некоторое время, когда мореплаванье уже было достаточно развитым. Археологи утверждают, что поселенцы на то время имели большие богатства, об этом говорят раскопки Шлимана.

Позже, во втором тысячелетие до нашей времени, местность захватывают племя, которое занималось лошадьми, которые до этого были мало кому известны.

Далее, примерно в 1200 годах до н.е. крепость была снова захвачена. Утверждают, что местностью овладели пришельцы из центра Европы. Спустя сто лет холм опустел и стал необитаем по причине произошедшего пожара.

Исторические отсылки и сопоставления

В 1500-ых годах до нашей эры, Гиссарлыксий холм принадлежал хеттской державе. В записках одного из царей данной державы упоминалось два города, один из них именовался Вилусией, и предполагают, что именно так назывался тот город на холме. Вилусия имеет и другие названия, такие как Илион или Троя.

Покорить замок, находящийся под крепкой защитой, было крайне сложно. Для этого надо было иметь сильную армию, поэтому, предполагают, что именно хетты во главе с царем Тутхалием IV могли покорить это поселение.
Позже, рядом с Балканским полуостровом, местностью овладевают греки, и создают собственный город, названный Милетом.

Сложно утверждать про взаимоотношения греков, или как их еще называли ахейцев, с жителями Вилусии, но предполагают, что жители двух межующих городов не ладили, об этом нам говорят моменты, когда окружение войсками Илиона с целью его захвата и само взятие крепости легли в основу греческой традиции, которая, в свою очередь, не излагает о тех событиях, которые не стоят особого внимания. Точно сказать о намерениях греков сложно, но они могли быть теми, кто воевал с хеттами, либо теми, кто заселился на их территорию после падения города.

С эпоса Гомера трудно установить какую-то хронологическую последовательность произошедших событий в истории, хотя все мы знаем, что эпос построен именно на исторических фактах, которые взаимосвязаны в одно произведение.

Особенности древнегреческого эпоса

Данное литературное направление возникло в промежутке от 3000 по 2001 год до нашей эры. Греки начали придумывать и воплощать песни о воинах, которые геройствовали до них, а затем создавались новые песни, которые включали в себя древнюю традицию.

Героями таких песен стали прадавние цари, которые управляли тогда великими державами. Песни собирали в себе разные истории, в некоторых пелось про Трою, походах и о судьбе Эдипа, который относился к Микенской эпохе.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Микенская эпоха пострадала после крушения Трои. Все было разрушено и сожжено, территорию вскоре заселили неведомые народы. Затем следует эпоха послемикенского упада, для которой характерно обитание народов, названных эолийцами и дорийцами, а также меняются орудия ремесла, они становятся тяжелыми и грубыми.

Позже работы Гомера и то, как он их представлял, говорят нам о том, что информация микенских времен была получена им от эолийцев, тех самых, которые жили в период послемикенсого упада и сочиняли песни. Соответственно, можно сделать вывод, что греки эолийского племени перенимали на себя поэтическую традицию Микенской эпохи, которая позже и была представлена Гомером.

Далее, возникают аэды (которые возникли в последствии сосуществования эолийцев и ионян), которые составили основу гомеровских произведений. Этот язык был всем понятен, хотя представлялся только в творчестве, в жизни он не использовался. Аэды в своем творчестве гиперболизировали значение воинов и их достижений, представляли все события героического прошлого и существующего настоящего.

Гекзаметр – стихотворный размер, который использовали аэды - шестистопный стих, состоящий из пяти дактилей и последней стопы — спондея. Стихи исполнялись под звучание лиры, что превозносило восприятие песен слушателями.

Вскоре эпоха упада начинается заканчиваться, и Греция понемногу возобновляет свое функционирование. Поселенцы начинают изготовлять железо, и заменяют им уже существующую бронзу, изготовляются и используются первые орудия труда, восстанавливается живопись и другие виды искусства. Увеличивается количество проживающих людей, соответственно и увеличивается количество людей, посещающих религиозные мероприятия.

В первом тысячелетии до нашей эры греки заимствуют финикийский алфавит, который становится основой речи греков.

В то время, когда происходило развития греческих держав, Гомер, живших тогда где-то рядом с ионийскими колониями, исследовал и выучил традиционное искусство аэда.

На данный момент, сведений о Гомере очень много, но все они противоречивы.

Формирование героического эпоса

Устное эпическое творчество формирует фольклорный героический эпос. Особенность таких произведений является импровизация. Исполнитель никогда не повторяет идентичный текст несколько раз, но имеет наготове образцы словоупотребления, которые подходят одновременно для нескольких песен сразу. Такие образцы бывают разных размеров. Это может быть простое словосочетание часто употребляемых слов или целые предложения.

Для фольклорного эпоса характерна последовательность происходящих действий, характеристика героев как полностью плохих, либо как полностью хороших, се они изображаются неизменными с начала песни и до самого конца.

Герои Гомера

Характер последнего не прост и представляется читателю неопределенно. Во время всей поэмы его характер меняется: изначально он представляется сильным и всемогущим воином, затем раскаянным (так как по сюжету автор дает понять, что именно поведение Ахилла привело к гибели его лучшего друга), затем на смену раскаянию выплывает ненависть.

Эпос Гомера имеет свои особенности. Так одной из них является то, что все действующие герои совершают действия по желанию и приказу покровительствующих им богов, а не по собственным.

Все это от того, что, скорей всего, во времена жизнедеятельности Гомера, всем поселенцам казалось будто их действия происходят лишь от воли Божьей, и не им решать, как и где действовать. Но в произведениях Гомера, это нечто другое. Такой себе художественный прием, с помощью которого автор показывает привосхождение героев поэмы над другими человеческими существами.

Чтобы понять гомеровскую речь, важно знать много мифов и рассказов о богах и других, участвующих в поэмах, существах. Например, в тексте Гомер может частично рассказывать про определенную тему несмотря на то, что эта часть может сыграть весомую роль в сюжете рассказа, автор только дает намек на неё, соответственно, будь читатель не обознан в таких предписанных историях, он не понял бы сути, которую хочет донести автор.

Для народного эпоса характерно либо небольшая песнь об одном эпизоде, либо большое количество последовательно излагаемой информации. Следуя такой характеристики, могли повествовать и предшественники Гомера, ведь его прием был замечен еще издавна.

Гомеровскую поэму можно отличить от реальности тем, что её герои принимают иную пищу. Так их выбор пал на мясо и выпечку, в то время как в настоящие греки питались тогда, в основном, только рыбой. Гомер часто использует в тексте разного рода параллели и метафоры, которые красочно описываются им.

Боги в древнем эпосе и произведениях Гомера

Внедряя в эпические поэмы сравнения, как контрастность, автор хочет еще больше показать читателю то, как герой превозносится перед обычными мирными жителями.

Роль произведений Гомера в мировой культуре

Профессиональные исполнители эпических, главным образом гомеровских поэм в классической Греции, приписывали Гомеру киклические поэмы, могли вставлять свои рассказы и выдуманные эпизоды в творчество Гомера. Одним из таких рапсодов был человек, которого звали Кинеф.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Влияние древнегреческой литературу на Древний Рим

Читайте также: