Значение биологии в подготовке врача кратко

Обновлено: 02.07.2024

Биология – наука о жизни. Ее предметом являются любые проявления жизни, ее объектом - все живые организмы.

Изучение всего живого, процессов жизнедеятельности, закономерностей развития.


  • Описательный

  • Сравнительный – позволяет изучать сходства и различия организмов и их частей

  • Исторический – выявляет закономерности в строении организмов в разные исторические эпохи

  • Экспериментальный – метод воздействия на организмы различными факторами и изучения строений и функций организма

            • Моделирование

            Математическое моделирование – формулы, Биологическое

            мат. Вычисления устанавливают метод изучения на животных после

            биологические закономерности экспериментального воздействия

            Современная биология представляет собой систему наук о живой природе. Общие закономерности развития живой природы, раскрывающие сущность жизни, ее формы, развитие, рассматривает общая биология. Соответственно объектам изучения существуют специальные науки, изучающие каждую их групп организмов.

            Важность изучения биологии для медика определяется тем, что биология – это теоретическая основа медицины. Успехи медицины связаны с биологическими исследованиями, поэтому врач постоянно должен быть осведомлен о новейших достижениях биологии. Изучение физиологических и биохимических закономерностей, открытие клетки и изучение микроскопического строения организмов позволило глубже понять причины возникновения болезненного процесса, способствовали внедрению в практику новых методов диагностики и лечения. Большое число болезней имеет наследственную природу. Для их лечения необходимо знать генетику, необходимо знать биологические закономерности.

            2.Доказательства роли ДНК в передаче наследственной информации. Вклад

            отечественных генетиков в решение этой проблемы (А.С. Серебровский,

            П. Дубинин, Б.Н. Сидоров, Н.К. Кольцов и др.). Свойства ДНК.


              1. Доказательства генетической роли ДНК были получены серией опытов по заражению бактериальных клеток вирусами. Вирусы, поражающие бактериальные клетки, называются фагами. Вирусы имеют простое строение. Вирус состоит из молекулы ДНК или РНК, заключенной в капсид. Капсид – белковая оболочка, состоящая из одинаковых повторяющихся субъединиц или капсомеров. Фаги, вызывающие гибель бактерий, называются вирулентными. Методом электронной микроскопии было установлено, что фаг прикрепляется к бактериальной клетке, в месте прикрепления вируса растворяется оболочка бактерий, нуклеиновая кислота вируса проникает в бактерию, а белковая оболочка остается снаружи. Далее происходит удвоение ДНК (РНК) вируса, и затем вокруг нуклеиновой кислоты собирается капсид. Эти опыты показали, что генетическая информация после внедрившегося фага находится в нуклеиновой кислоте вируса, а не в белке вируса.

              2. Трансформация – это явление было описано в 1928 г. Гриффитом: это включение фрагмента ДНК одной бактериальной клетки в ДНК другой бактериальной клетки.

              3. Трансдукция. В 1952 г. Леденберг и Цилдер доказали явление трансдукции. Трансдукция заключается в том, что вирус переносит фрагмент ДНК из одной бактериальной клетки в другую, меняя свойства последней.

              4. Лизогения. При лизогении ДНК вируса может проникнуть в бактериальную клетку и ДНК вируса встраивается в ДНК бактерии. Бактериальные клетки, в которых находится встроенная ДНК вируса, размножаются. Такие вирусы называются умеренными фагами. Но на определенном этапе ДНК вируса покидает ДНК бактерии, происходит редупликация вирусной ДНК, а затем образуются вирусные частицы. В этом случае бактерии лизируются (разрушаются).

              5. Конъюгация у бактерий. У некоторых бактерий есть такой фактор, как F плюс, а у других этот фактор отсутствует (F минус). Между такими особями может возникнуть цитоплазматические мостики, через которые из 1 бактериальной клетки переносится F плюс, то есть фрагмент ДНК. Конъюгация – это явление переноса фрагмента ДНК из 1 клетки в другую.

              6. Редупликация ДНК – это удвоение молекулы ДНК. Она происходит по принципу комплементарности пар азотистых оснований.

              7. Репарация - это восстановление структуры ДНК после воздействия на ДНК какими-либо мутагенными факторами. С помощью специальных ферментов (выгрызазы) цепь ДНК строится в правильном порядке.

            Советский исследователь Н. К. Кольцов (1872 – 1940 гг.) еще в 1928 г. высказал мысль о связи генов с определенным химическим веществом. Он предполагал, что хромосома представляет собой крупную белковую молекулу, отдельные радикалы которой выполняют функцию генов. Кольцов считал, что белковые мицеллы способны к самовоспроизведению. Эта теория оказалась ошибочной, но в ней впервые в науке была сделана попытка рассмотреть закономерности наследственности на молекулярном уровне и впервые выдвинута идея об авторепродукции единиц наследственной информации (матричный принцип синтеза макромолекул). Важную роль в изучении ДНК сыграли исследования советского биохимика А. Н. Белозерского (1905 – 1972). Еще в 30-е гг. он представил данные о том, что ДНК – обязательный компонент хромосом клеток растений и животных, и изучил нуклеотидный состав ДНК многих видов.

            Одним из основных свойств материала наследственности является его способность к самокопированию – репликация. Это свойство обеспечивается особенностями химической организации молекулы ДНК, состоящей из двух комплементарных цепей. В процессе репликации из каждой полинуклеотидной цепи материнской молекулы ДНК синтезируется комплементарная ей цепь. В итоге из одной двойной спирали образуются две идентичные двойные спирали. Другим свойством ДНК является ее способность к репарации (молекулярному восстановлению) исходной нуклеотидной последовательности ДНК.

            3.Общая характеристика типа Плоские черви. Деление на классы.

            Встречаются в морских и пресных водах, почве. Многие перешли к паразитическому образу жизни. Ткани и органы их развиваются из трех зародышевых листков. Появление спинной и брюшной, правой и левой сторон, переднего и заднего концов тела. Указанные признаки следствие ароморфозов. Характерны: трёхcлойность, наличие кожно-мускульного мешка, отсутствие полости тела, двухбоковая симметрия, форма тела, сплюснутая, наличие развитых систем органов.

            Три класса: ресничные (Turbellaria), сосальщики (Trematodes) и ленточные (Cestodea).

            Ангиоматоз сетчатой оболочки (резкое расширение и новообразование сосудов сетчатки глаза, дегенерация нервных элементов) наследуется как- доминантный аутосомный признак с пенетрантностыо 50 %. Определите вероятность рождения больных детей в семье, где оба родителя являются

            гетерозиготными носителями ангиоматоза

            1.Научные теории происхождения жизни на Земле.

            2.Основные понятия генетики.

            Наследование – передача генетической информации от одного организма к другому.

            Наследственность – свойство живых организмов передавать свои признаки потомкам.

            Изменчивость – свойство живых организмов изменять наследственные признаки.

            Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие 1 признака. У вирусов участвуют молекулы РНК.

            Генотип – совокупность всех генов одного организма.

            Геном – совокупность генов гаплоидного набора хромосом.

            Генофонд – совокупность всех генов у организмов одного вида или популяции.

            Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков организма.

            Норма реакции – пределы или граница, в которых изменяется признак, совокупность всех фенотипов на основе данного генотипа.

            Доминантный ген – ген, который подавляет действие другого аллельного гена. Он всегда проявляется в фенотипе.

            Рецессивный ген – ген, который подавляется доминантным геном. Проявляется, когда отсутствует доминантный ген.

            Аллельные гены – гены, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного или нескольких признаков.

            Гомозиготы – организмы, у которых аллельные гены одинаковые по проявляемости (оба доминантные или оба рецессивные).

            Гетерозиготы – аллельные гены, разные по проявляемости.

            Альтернативные признаки – взаимоисключающие признаки.

            Неаллельные гены – гены, расположенные в разных локусах гомологичных хромосом, отвечающие за развитие 1 или нескольких признаков, или расположенные в разных парах хромосом (различными буквами латинского алфавита).

            3. Общая характеристика класса Сосальщики.

            Все сосальщики - паразитические организмы. Характерно прохождение сложных жизненных циклов. Рот расположен на переднем конце тела и вооружен мощной мускулистой присоской. Имеется кожно-мускульный мешок. Наружный покров - тегумент. Под тегументом гладкая мускулатура (кольцевые, продольные и диа­гональные мышечные волокна). Пищеварительная си­стема. Ротовое отверстие ведет в мускулистую глотку. За глоткой следует, слепо за­канчивающийся кишечник. Нервная система со­стоит из окологлоточного нервного кольца и отходящих от него трех пар нервных стволов. Выделительная система представлена протонефридиями. Половая система. Почти все сосальщики гермафродиты. Мужская - пара семенни­ков, два семяпровода. Женская устроена сложно. Яичник, желточники, семяприёмники, где совершаются оплодотворение. Заболевания - трематодозы.

            Определите количество гетерозигот по анализируемому признаку в данной популяции.


            1. Научное определение сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живого.

            • Обмен веществ и энергии

            • Раздражимость

            • Репродукция (размножение)

            • Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней сред организма

            • Наследственность

            • Изменчивость

            • Индивидуальное развитие (онтогенез)

            • Филогенез – историческое развитие

            • Целостность

            • Дискретность

            1. Биологические микросистемы

            1. молекулярно-генетический

            2. субклеточный

            3. клеточный

            1. Биологические мезосистемы

            1. тканевый

            2. органный

            1. Биологические макросистемы

            1. онтогенетический (организменный)

            2. биогеоценотический

            3. биосферный

            1. Половые клетки, их строение и функции. Эволюция половых клеток.

            • Изолецитальные – содержат мало лецитина, который равномерно распределен по цитоплазме (млекопитающие).

            • Телолецитальные – на вегетативном полюсе яйцеклетки желтка много, а на противоположном анимальном мало (птицы).

            • Центролецитальные – в центре яйцеклетки много желтка, а на периферии мало (насекомые)

            • Первичная оболочка – оболочка, которая достается яйцеклетке от овоцита. Оболочка пронизана ворсинками фолликулярных клеток яичника. По ворсинкам доставляются питательные вещества.

            • Вторичная оболочка – образована телами фолликулярных клеток яичника.

            • Третичная оболочка – птицы и пресмыкающиеся. Представлена скорлупой и подскорлуповыми образованиями.

            • Головки

            • Шейки

            • Хвостика

            В головке находится гаплоидное ядро. Шейка состоит из спирально расположенных митохондрий и центриолей.

            Хвостик – это жгутик, представлен белками.


            1. Изогамия – половые клетки не отличаются друг от друга.

            2. Анизогамия – различают малые и большие половые клетки, которые сливаются между собой.

            3. Оогамия – четко различают сперматозоиды и яйцеклетки.

            1. Кошачий сосальщик. Систематическое положение, морфология, цикл

            диагностики, профилактика.

            Класс сосальщики (Thrematodes)

            Вид кошачий сосальщик (Opisthorchis felineus)

            Кошачий сосальщик - возбудитель описторхоза, червь бледно-желтого цвета, длиной 4-13 мм. В средней час­ти тела находится разветвленная матка, за ней следует округлый яичник. В задней части тела расположены два семенника. Яйца кошачь­его сосальщика желтоватые, овальной фор­мы.

            Жизненный цикл. Окончательными хозяевами могут быть человек и плотоядные млекопитающие. Яйцо должно попасть в пресную воду. За­глатывается моллюском. Подвижные личинки покидают моллюска, выходят в воду, проникают в тело рыбы. При поедании окончательным хозяином попадает в его пищеварительный тракт.

            Лабораторный диаг­ноз ставится при обнаружении яиц в фекалиях и дуоденальном соке.

            Профилактика. Употребление в пищу только хорошо проварен­ной или прожаренной рыбы. Необходима санитарно-просветительная рабо­та. Лечение больных.

            У человека дальтонизм (одна из форм цветовой слепоты) обусловлена сцепленным с Х- хромосомой рецессивным геном. Один из видов анемии – талассемия - наследуется как аутосомно-доминантный признак и наблюдается в двух формах: у гомозигот тяжелая, часто смертельная, у гетерозигот менее тяжелая. Женщина с нормальным зрением, но с легкой формой талассемии в браке со здоровым мужчиной, но дальтоником, имеет сына дальтоника с легкой формой талассемии.

            Какова вероятность рождения следующего сына без аномалии?
            Билет 4


            1. Обмен веществ. Понятие ассимиляции и диссимиляции. Виды обмена веществ.

            Обмен веществ состоит из 2-х процессов:

            Ассимиляции и диссимиляции

            Ассимиляция (пластический обмен) – это эндотермические реакции, в ходе которых синтезируются вещества, подобные веществам самой клетки или организма


            Оглавление

            • Вопрос 1. Введение в биологию
            • Вопрос 2. Методы биологических наук
            • Вопрос 3. Этапы развития биологии
            • Вопрос 4. Роль биологии в системе медицинского образования
            • Вопрос 5. Обмен веществ и энергии
            • Вопрос 6. Раздражимость
            • Вопрос 7. Репродукция. Наследственность и изменчивость
            • Вопрос 8. Индивидуальное развитие
            • Вопрос 9. Неклеточные формы жизни

            Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медицинская биология: конспект лекций для вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

            Вопрос 4. Роль биологии в системе медицинского образования

            Исследования Л. Пастера (1822–1895 гг.), доказавшие невозможность самопроизвольного зарождения жизни в современных условиях, открытие того, что гниение и брожение вызываются микроорганизмами, произвели переворот в медицине и обеспечили развитие хирургии. В практику были введены сначала антисептика (предупреждение заражения раны посредством химических веществ), а затем асептика (предупреждение загрязнения путем стерилизации предметов, соприкасающихся с раной). Это же открытие послужило стимулом к поискам возбудителей заразных болезней, а с обнаружением их связаны разработка профилактики и рационального лечения инфекционных болезней. Открытие клетки и изучение микроскопического строения организмов позволили глубже понять причины возникновения болезненного процесса, способствовали разработке методов диагностики и лечения. То же самое следует сказать об изучении физиологических и биохимических закономерностей. Изучение И.И. Мечниковым процессов пищеварения у низших многоклеточных организмов способствовало объяснению явлений иммунитета. Его исследования по межвидовой борьбе у микроорганизмов привели к открытию антибиотиков, используемых для лечения многих болезней.

            Следует помнить, что человек выделился из животного мира. Структура и функции человеческого организма, в том числе защитные механизмы, — результат длительных эволюционных преобразований предшествующих форм. В основе патологических процессов также лежат общебиологические закономерности. Необходимой предпосылкой для понимания сущности патологического процесса является знание биологии.

            Филогенетический принцип, учитывающий эволюцию органического мира, может подсказать правильный подход к созданию живых моделей для изучения и незаразных болезней и для испытания новых лекарственных препаратов. Этот же метод помогает найти правильное решение при выборе тканей для заместительной трансплантации, понять происхождение аномалий и уродств, найти наиболее рациональные пути реконструкции органа и т. д.

            Большое число болезней имеет наследственную природу. Профилактика и лечение их требуют знания генетики. Ненаследственные болезни протекают неодинаково, а их лечение проводится в зависимости от генетической конституции человека, чего не может не учитывать врач. Многие врожденные аномалии возникают вследствие воздействия неблагоприятных условий среды. Предупредить их — задача врача, вооруженного знаниями биологии развития организмов. Здоровье людей в большой мере зависит от среды, в частности от той, которую создает человечество. Знание биологических закономерностей необходимо для научно обоснованного отношения к природе, охране и использованию ее ресурсов, в том числе с целью лечения и профилактики заболеваний. Как уже говорилось, причиной многих болезней человека являются живые организмы, поэтому для понимания патогенеза (механизма возникновения и развития болезни) и закономерностей эпидемического процесса (т. е. распространения заразных болезней) необходимо изучение болезнетворных организмов.


            Медицина XXI века практически полностью основана на достижениях биологии. Группы ученых, которые занимаются такими отраслями науки, как генетика, молекулярная биология, иммунология, биотехнология, вносят свой вклад в развитие современных методов борьбы с заболеваниями. Это и доказывает связь биологии с медициной.

            Биология играет большую роль в развитии медицины

            Современные биологические открытия позволяют человечеству выйти на принципиально новый уровень в развитии медицины. Например, японские ученые смогли выделить и размножить естественным путем стволовые клетки, полученные из тканей обычного среднестатистического мужчины. Подобные открытия, несомненно, могут повлиять на медицину будущего.

            Экспериментальная биология и медицина тесно связаны. Из отраслей биологии это касается не только генетики, молекулярной биологии или биотехнологии, но и таких фундаментальных направлений как ботаника, физиология растений, зоология и, конечно же, анатомия и физиология человека. Глубокие исследования новых видов растений и животных могут дать толчок к открытию безвредных, природных способов борьбы с заболеваниями. Открытия в области анатомии и физиологии способны привести к качественному улучшению процесса лечения, реабилитации или проведения операций.

            роль биологии в медицине

            Проблемы медицины

            Современный уровень медицины принципиально отличается от такового, существовавшего 20-30 лет назад. Уменьшилось число детской смертности, увеличился период продолжительности жизни. Но все же сегодня некоторые вопросы не под силу решить даже лучшим врачам.

            Возможно, главной проблемой современной медицины является финансирование. Открытие новых препаратов, создание протезов, выращивание органов и тканей – все это требует фантастических затрат. Эта проблема касается и самих пациентов. Большинство сложных хирургических операций требует крупную сумму денег, а некоторые препараты забирают практически всю месячную зарплату. Развитие биологии и открытия во многих ее областях может привести к качественному скачку в медицине, которая станет дешевле, но вместе с тем и совершеннее.

            Фундаментальная медицина и биология

            Значение биологии в медицине нельзя переоценить: простейшие операции требуют высоких умений в области практической анатомии. Знать строение человека, функции органов, расположение каждого сосуда и нерва – все это является неотъемлемой частью обучения в любом медицинском университете.

            Хирургия – это лишь одно из направлений современной медицины. Благодаря многочисленным открытиям в области биологии, человек может получить специализированное и профессиональное лечение. Врач-хирург с помощью новейшего оборудования способен провести высокоуровневые операции, в том числе трансплантации органов и тканей. Уже в 2009 годы была проведена первая операция по пересадке сердца и почки. Все это было достигнуто с помощью открытий ученых-биологов, поэтому роль биологии в медицине неоспорима.

            Генетика в медицине

            Большое значение биологии в медицине также связано с изучением наследственных заболеваний человека. Изучая передачу генов из поколения в поколение, ученые смогли открыть ряд генетических заболеваний. Сюда же относят и наиболее опасные из них: синдром Дауна, муковисцидоз, гемофилию.

            Сегодня стало возможным предсказать появление генетических заболеваний у ребенка. Если некая пара хочет проанализировать, возможно ли появление подобных болезней у их детей, они могут обратиться в специальные клиники. Там, изучив генеалогическое древо родителей, могут высчитать процент появления отклонений у малыша.

            биология в современной медицине

            Секвенирование генома человека

            Прочитать геном человека – одна из важнейших задач современной биологии. Она была решена уже к 2008 году, однако свойства этого генома окончательно не изучены. Предполагается, что в будущем можно будет перейти на персональную медицину с использованием индивидуального паспорта генома человека. Почему так важно узнать генетическую последовательность?

            Каждый человек – это индивидуальный организм. Препарат, который способен вылечить заболевание у одного человека, может вызвать побочное воздействие у другого. Сегодня врачи не могут точно предугадать, возникнут ли негативные последствия при воздействии того или иного антибиотика, лекарства. Если геном каждого человека полностью расшифруют, курс лечения будет подобран индивидуально для каждого пациента. Это не только повысит эффективность терапии, но и поможет избежать побочного воздействия препаратов.

            фундаментальная медицина и биология

            Секвенирование генома бактерий, растений и животных уже сегодня приносит свои плоды. Современные ученые-биологи способны использовать гены других организмов в собственных целях. Здесь роль биологии в медицине обусловлена тем, что полезные для человека гены могут помочь при лечении множества заболеваний. Так, бактерии, синтезирующие природный инсулин, уже не выдумка. Более того, производство инсулина проводится в промышленных масштабах на специальных фабриках, где бактерии специально культивируются, а их штаммы используются для получения нужного гормона. В итоге человек, который болен сахарным диабетом, может поддерживать нормальную жизнедеятельность.

            Биотехнологии – будущее медицины

            Биотехнология – это молодая и вместе с тем одна из важнейших отраслей биологии. На современном этапе развития медицины уже открыто множество способов борьбы с заболеваниями. Среди них - антибиотики, лекарственные препараты животного и растительного происхождения, химические препараты, вакцины. Однако существует проблема, при которой с течением времени эффективность некоторых антибиотиков и лекарств уменьшается. Связано это с тем, что микроорганизмы, особенно бактерии и вирусы, постоянно мутируют, приспосабливаясь к новым методам борьбы с препаратами.

            Биотехнологии в будущем позволят изменять структуру веществ, создавая новые виды медикаментов. К примеру, можно будет осуществить конформационное изменение молекулы пенициллина, в результате чего мы получим другое вещество с теми же свойствами.

            Опухолевые заболевания – это острая проблема современной медицины. Борьба с раковыми клетками является целью первостепенной важности для ученых по всему миру. На сегодняшний день известны такие вещества, которые способны подавлять развитие опухоли. К ним относятся блеомицин и антрациклин. Однако главная проблема состоит в том, что использование таких препаратов может привести к нарушению и остановке работы сердца. Считается, что изменение строения блеомицина и антрациклина избавит от нежелательного воздействия на организм человека. Это только подтверждает большое значение биологии в медицине.

            экспериментальная биология и медицина

            Использование стволовых клеток

            Сегодня многие ученые считают, что стволовые клетки – это путь к вечной молодости. Связано это с их специфическими свойствами.

            Стволовые клетки способны дифференцироваться абсолютно в любые клетки и ткани организма. Они могут дать начало клеткам крови, нервным клеткам, костным и мышечным клеткам. Зародыш человека полностью состоит из стволовых клеток, что объясняется необходимостью в постоянном делении и построении систем органов и тканей. С возрастом количество стволовых клеток в организме человека уменьшается, что является одной из причин старения.

            При трансплантации органов и тканей существует проблема отторжения чужеродных клеток организмом. Это может привести порой к летальному исходу. Чтобы избежать подобной ситуации, ученые сделали попытку выращивания органов из стволовых клеток человека. Такой способ открывает огромные перспективы для трансплантологии, т. к. органы, синтезированные из клеток пациента, не будут отторгаться его организмом.

            связь биологии с медициной

            Биология в современной медицине

            Качественное лечение заболеваний напрямую зависит от достижений в области биологии. Огромное значение биологии в медицине также объясняется тем, что современные отрасли науки направлены на совершенствование методов борьбы с болезнями человека. Уже в недалеком будущем человек сможет вылечиться от рака, СПИДа, диабета. Генетические заболевания можно будет обойти еще в младенчестве, а создание идеального человека уже не будет выдумкой.

            Биология - наука о жизни, об общих закономерностях строения, существования и развития живых существ. Биология, как и любая наука, имеет предмет исследования, цель и методы исследования. Термин биология (от греч. биос - жизнь, логос - наука) был введен в начале XIX в. (1802 г.) Ж.-Б. Ламарком. Биологические науки, их задачи, объекты изучения.
            Биологические науки, их задачи, объекты изучения.

            Вирусы – вирусология, бактерии (микроорганизмы) - микробиология; микология – грибы. Растения - ботаника. Зоология. Все эти разделы биологии имеют отношение к медицине.

            Разные уровни организации живого изучают: молекулярная биология – наука, исследующая общие свойства и проявления жизни на молекулярном уровне цитология – наука о клетках, гистология – наука о тканях.

            Изучение молекулярной биологии привело к интеграции ее с химией и развитию биохимии. Биология не изолированная дисциплина, она связана с техническими дисциплинами.
            Методы биологии

            Определения понятия жизни на современном уровне развития биологической науки. Формы и основные свойства живого.

            1)Обмен веществ и энергии. Энгельс в своем определении подчеркнул, что основное свойство живого – обмен веществ. Любой живой организм можно представить как открытую систему, поддерживающую непрерывный обмен веществ и энергии с окружающей средой.

            2) Структурная организация. Живое построено из тех же химических элементов, что и неживое, но характеризуется сложностью химических соединений, обусловленной определенной упорядоченностью на молекулярном уровне. Структурная организация – характерное свойство живого на всех уровнях его организации. Типичный пример упорядоченной структуры – хромосома.

            3) Репродукция – воспроизведение себе подобного.

            4) Наследственность и изменчивость – важнейшие свойства живого, связанные с передачей потомству от родителей наследственных признаков организма и с возможностью их изменяться под влиянием факторов среды.

            5)Рост и развитие – свойство организма расти и развиваться за счет деления клеток и их дифференцировки.

            6)Раздражимость и движение. Свойство живого, благодаря которому организмы непрерывно контактируют с окружающей средой, другими организмами. У одноклеточных оно проявляется в виде таксисов, у растений – в виде тропизмов, у высших животных – в виде рефлексов.

            7)Внутренняя регуляция и гомеостаз. Любой организм, являясь открытой системой, сохраняет в то же время постоянство своей внутренней среды (гомеостаз) благодаря нейрогуморальной регуляции гомеостаза.

            Структурные уровни организации жизни, их значение для медицины.

            На биосферном уровне современная биология решает глобальные проблемы, например, определение интенсивности образования свободного кислорода растительным покровом Земли или изменения концентрации углекислого газа в атмосфере, связанного с деятельностью человека

            На биогеоценотическом и биоценотическом уровнях ведущими являются проблемы взаимоотношений организмов в биоценозах, условия, определяющие их численность и продуктивность биоценозов, устойчивость последних и роль влияний человека на сохранение биоценозов и их комплексов.

            На популяционно-видовом уровне изучают факторы, влияющие на численность популяций, проблемы сохранения исчезающих видов, динамики генетического состава популяций, действие факторов микроэволюции и т. д.

            Для хозяйственной деятельности человека важны такие проблемы популяционной биологии, как контроль численности видов, наносящих ущерб хозяйству, поддержание оптимальной численности эксплуатируемых и охраняемых популяций.

            На организменном уровне изучают особь и свойственные ей как целому черты строения, физиологические процессы, в том числе дифференцировку, механизмы адаптации (акклимации) и поведения, в частности — нейрогуморальные механизмы регуляции, функции центральной нервной системы.

            На органо-тканевом уровне основные проблемы заключаются в изучении особенностей строения и функций отдельных органов и составляющих их тканей.

            Биология клетки (цитология) — один из основных разделов современной биологии, включает проблемы морфологической организации клетки, специализации клеток в ходе развития, функций клеточной мембраны, механизмов и регуляции деления клетки. Эти проблемы имеют особенно важное значение для медицины, в частности, составляя основу проблемы рака.

            На уровне субклеточных (надмолекулярных) структур изучают строение и функции органоидов (хромосом, митохондрий, рибосом и др.), а также других включений клетки. Молекулярный уровень составляет предмет молекулярной биологии, изучающей строение белков, их функций как ферментов или элементов цитоскелета, роль нуклеиновых кислотт в хранении, репликации и реализации генетической информации, т. е. процессы синтеза ДНК, РНК и белков.

            Читайте также: