Территориальное море это кратко

Обновлено: 05.07.2024

(территориальные воды) - морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод (у государства-архипелага - за архипелажными водами). На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница Т.м. является морской границей прибрежного государства. В настоящее время большинство морских государств (130) имеют ширину Т.м. в пределах до 12 морских миль. Однако около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит, установленный международным правом.

Правила установления границ Т.м. регулируются нормами международного права и национальным законодательством.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне (1958 г.) и Конвенция ООН по морскому праву* (1982 г.) нормальной исходной линией для измерения ширины Т.м.признают линию наибольшего отлива вдоль берега, указанную на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба. Внешней границей Т.м. является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине Т.м) Для островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами исходной линией служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или вдоль берега и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов, может применяться т.н. метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Не допускается, однако, сколько-нибудь заметное отклонение прямых исходных линий от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод. Прямые исходные линии проводятся к обсыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, всегда находящиеся над уровнем моря. Система прямых исходных линий не должна применяться прибрежным государством таким образом, чтобы Т.м. др. государства оказалось отрезанными от открытого моря или экономической зоны.

При непосредственном впадении реки в море исходной линией является прямая, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими небольшому отливу. В соответствии с Конвенцией 1982 г. прибрежное государство может устанавливать исходные линии, используя поочередно любой из указанных методов в зависимости от различных условий.

Названные конвенции устанавливают порядок проведения исходных линий в морских заливах. Наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (прибрежные установки и искусственные острова не считаются таковыми) для целей определения границ Т.м. рассматриваются как часть берега. В состав Т.м. включаются также обычно используемые рейды, которые иначе были бы расположены за их внешней границей. Если берега 2-х государств расположены один напротив другого или примыкают друг к другу, то эти государства не вправе распространять свое Т.м. за серединную (равноотстоящую от исходных) линию. Иные правила могут быть установлены соглашением между такими государствами.

В соответствии с положениями Конвенции 1982 г. суда всех государств пользуются правом мирного прохода через Т.м. (см. подр.: СВ. Молодцов. Правовой режим морских вод. - М., 1982; Дипломатический словарь. Т. III. - М., 1986).

Территориальное море

Территориальное море — это примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам морской пояс, над которым прибрежное государство в соответствии с международным правом осуществляет суверенитет и юрисдикцию, при условии соблюдения общего права на мирный проход иностранных судов. Допустимая ширина территориального моря менялись с течением времени.

В традиционной юридической литературе встречается большое разнообразие точек зрения на правовой характер территориального моря. С одной стороны, территориальное море рассматривалось всего лишь как совокупностью юрисдикционных прав, но оставалось res communis и, следовательно, находилось за пределами национального владения (взгляд, приписываемый Карво). С другой стороны, территориальное море считалось находящимся под абсолютным суверенитетом и владением прибрежного государства, за исключением права прохода для судов всех наций (Бинкершок). Между этими крайними взглядами находилась концепция, согласно которой территориальное море являлось совокупностью сервитутов, а прибрежное государство не было ни его владельцем, ни его сувереном (Ла-Праделлом).

Историческое развитие правовых норм.

Ширина территориального моря.

Ключевой момент дискуссии был связан с шириной морского пояса, находящегося под контролем прибрежного государства, называемого территориальным морем. Поскольку расширение государственной границы в сторону моря обуславливалось принципом защиты, его величина соответствовала дальности стрельбы береговой артиллерии. Дальность стрельбы в то время, когда данная норма была сформулирована Бинкершоком, равнялось одной морской лиге или трем морскими милями. Ввиду того, что правило о трехмильной ширине являлось лучшим компромиссным решение между прибрежными государствами и мировым сообществом, оно к 1900 году было признано и принято большинством государств, претендующих на территориальное море. Некоторые государства и ученые даже стали рассматривать его в качестве нормы международного обычного права. Однако, как в доктрине, так и в практике не существовало единого мнения. Публицисты и государства часто расходились в своих взглядах относительно пределов территориального моря. Требования по расширению территориального моря стали раздаваться все настойчивее, особенно после 1914 года.

Следует отметить, что на ЮНКЛОС I многие государства безуспешно требовали признания расширения территориального моря на 12 миль. На ЮНКЛОС II в 1960 году компромиссное предложение о расширении территориального моря до шести миль с исключительной рыболовной зоной еще на шесть миль принять не удалось. Впоследствии все большее число государств расширило свои территориальные моря до 12 миль, и консенсус мирового сообщества сместился к этой позиции. Однако к началу ЮНКЛОС III в 1973 году проблема оставалась неразрешенной. В ходе предварительных обсуждений в Комитете по морскому дну, подготавливавшего почву для конференции, стало очевидно, что государства готовы принять двенадцатимильную ширину при условии удовлетворительного решения проблем, связанных с прохождением иностранных судов через территориальное море и проливы, используемые для международного судоходства. По мере работы конференции на основе компромиссов вопрос о широте территориального моря был решен. Согласно новой Конвенции по морскому праву 1982 года максимально допустимая ширина территориального моря устанавливается равной двенадцати морских миль.

Методы делимитации.

Как только ширина территориального моря была урегулирована, появился следующий вопрос: с использованием каких методов следует ее измерять. Установление отправной точки на берегу там, где граница между сушей морем четко определяется, затруднений не вызывает. Исходная линия в самом простом случае – это линия наибольшего отлива, следующая за изгибами побережья. Однако трудности возникают тогда, когда берег окружен островами либо изрезан отмелями или скалами.

Данные положения были перенесены в Конвенцию по морскому праву 1982 года (см. ст. 4–7). Конвенции 1958 и 1982 годов определяют острова как естественные участки суши, окруженные водой, которые находится выше уровня воды при приливе (ст. 10 и 121 соответственно). Территориальные моря островов определяются в соответствии с вышеуказанными положениями.

Территориальное море

В отношении делимитации территориального моря между государствами с противолежащими и смежными побережьями обе конвенции предусматривают, что при отсутствии соглашений между ними ни одно государство не имеет права распространять свое территориальное море за срединную линию, каждая точка которой является равноотстоящей от ближайших точек исходной линии, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств. Однако эти положения не применяются в тех случаях, когда в силу исторических сложившихся правовых оснований или иных обстоятельств возникает необходимость провести разграничение территориального моря иным образом (ст. 12 Конвенции 1958 года и ст. 15 Конвенции 1982 года).

Полномочия государств в отношении территориального моря.

Прибрежные государства претендуют на властные полномочия над территориальным морем, квалифицируемые, как правило, как суверенные, которые прежде всего охватывают право ограничивать или регулировать прохождение иностранных судов, право устанавливать и обеспечивать порядок ведения практически всех видов деятельности в данном районе и право на исключительную эксплуатацию ресурсов. Противоположное требование, выдвигаемое от имени мирового сообщества, обычно выражается в виде права на мирный проход или права на использование международных водных путей. Морское право стареется найти разумный баланс между соответствующими интересами прибрежного государства и потребностями международного судоходства.

Полномочия государств над иностранными судами подчиняются праву мирного прохода. Это право, основанное на обычном праве и признанное большинством специалистов международного права, остается в силе и в настоящее время. Оно подкрепляется решением Международного суда по делу о проливе Корфу, где Суд предписал территориальному государству не допускать использование своих вод таким образом, которым может причинить ущерб интересам других государств, и сообщать в интересах судоходства в целом о существовании любых опасностей для навигации, о которых известно.

Данные нормы были включены в Конвенцию 1958 года о территориальном море (ст. 14). Вместе с тем положения Конвенции были слишком общими и оставляли на усмотрение прибрежных государств большую свободу действий. С расширением границ территориального моря до 12 миль возникла необходимость сформулировать более четкие определения как права мирного прохода, так и суверенных полномочий прибрежного государства в отношении регулирования такого прохода способных согласовать потребности прибрежного государства с интересами международного судоходства. Действующие в настоящее время нормы были уточнены и согласованны на ЮНКЛОС III.

В Конвенции 1982 года приводится более четкое определение условий, при которых прибрежное государство не может отказать в праве на мирный проход, и содержится перечень вопросов, в отношении которых прибрежное государство может принимать имеющие обязательный характер законы и правила для судов, осуществляющих право на мирный проход, например: регулирование движения судов, установление морских коридоров и предписание схем разделения движения, защита сооружений и установок и т. д. (ст. 21.1, 22, 25).

Особенно важным значением обладают положения, касающиеся власти прибрежного государства устанавливать и обеспечивать исполнение законов о предотвращении загрязнения морской среды, которые также могут применяться к иностранным судам, осуществляющим право мирного прохода. Однако такая власть подчиняется двум условиям: во-первых, законы прибрежных государств могут не применяться к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты (статья 21.2). Во-вторых, прибрежное государство не должно предъявлять каких-либо требований к иностранным судам, которые на практике лишают или нарушают их право мирного прохода или приводят к дискриминации по форме или по существу судов отдельных государств (ст. 24). Прибрежные государства также обладают исключительным правом регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своем территориальном море. Другие государства могут проводить подобные исследования только с выраженного согласия прибрежного государства и на установленных им условиях (ст. 245).

Еще одна проблема, обсуждавшаяся в ходе ЮНКЛОС III, заключалась в предложении обусловить право мирного прохода военных судов в территориальном море требованием получения предварительным разрешением или, по крайней мере, направления предварительным уведомлением прибрежного государства. Конвенция 1982 года, так же, как Конвенция 1958 года, опускает это требование и в отношении мирного прохода не содержит каких-либо различий между военными и торговыми судами. Данный вопрос продолжает регулироваться обычным правом, хотя среди государств существуют различные мнения относительно его точного содержания; большинство, по-видимому, выступает за необходимость предварительного уведомления или разрешения.

В Конвенции 1982 года также излагаются применимые к иностранным судам правила, касающиеся осуществления прибрежным государством уголовной и гражданской юрисдикции в пределах своего территориального моря (ст. 27 и 28).

Существует общее согласие о том, что компетенция прибрежного государства в отношении своего территориального моря включает право исключительного контроля над всеми его ресурсами, в особенности над рыбными, имеющими в настоящее время важное значение. Этот консенсус подтверждается многочисленными правовыми документами, включая две вышеупомянутые конвенции по морскому праву.

Современное правовое положение.

В целом правовой режим территориального моря в соответствии с положениями Конвенции 1982 года принципиально не отличается от правового режима Конвенции 1958 года, за исключением того, что были добавлены некоторые новые компоненты. Максимальная ширина территориального моря была установлена равной 12-ти морским милям. К положениям, касающимся исходной линии, добавлены некоторые новые элементы. Кроме того, более детально проработаны и изложены положения, касающиеся содержания права мирного прохода, регулятивных прав прибрежного государства и обязанностей государства флага в отношении мирного прохода. В новой Конвенции отдельно оговаривается правовой режим международных проливов, а также архипелажных вод. Также существуют различия в порядках осуществления таможенной и налоговой юрисдикции над морскими сооружениями и в правах, связанных с прилегающей зоной.

Актуальные правовые проблемы.

Действующее морское право отражает сбалансированный компромисс интересов прибрежных государств и интересов других государств в отношении полномочий над территориальным морем. Несмотря на предусмотренные в Конвенции 1982 гола балансы и гарантии, в будущем могут возникнуть споры, например, по степени дискреции прибрежных государств при определении имеет или нет конкретный проход мирный характер. Некоторые положения Конвенции содержат ссылки на национальные законы и правила (см. ст. 21), что оставляет место для будущих разногласий. Большое число споров может возникнуть по вопросам делимитации границ между соседними государствами, урегулирование которых по выбору конкретной стороны может осуществляться в обязательном порядке. В некоторых кругах продолжают оставаться сомнения, должны ли военные суда подчиняться традиционным требованиям о необходимости предварительного уведомления или получения разрешения. Могут также возникнуть конфликты в отношении эксплуатации судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества. Проблемы, касающиеся границ территориальных вод в замерзших морях, по большей части остаются не решенными.

Автор: Surya P. Sharma, опубликовано в Encyclopedia of Public International Law, том 11, с. 328–333. 1989. © North-Holland, Amsterdam.

Статья 2. Определение и границы территориального моря Российской Федерации

1. Территориальное море Российской Федерации (далее - территориальное море) - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

2. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.

3. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

4. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

ТЕРРИТОРИА́ЛЬНОЕ МО́РЕ (ВО́ДЫ), при­мы­каю­щий к су­хо­пут­ной тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва или к его внут­рен­ним мор­ским во­дам мор­ской по­яс ши­ри­ной 12 мор­ских миль, от­ме­ряе­мых от со­от­вет­ст­вую­щих ис­ход­ных ли­ний. На Т. м.(в.) рас­про­стра­ня­ет­ся су­ве­ре­ни­тет при­бреж­но­го го­су­дар­ст­ва, ко­то­рый осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с со­блю­де­ни­ем по­ло­же­ний Кон­вен­ции ООН по мор­ско­му пра­ву 1982 и др. норм ме­ж­ду­нар. пра­ва. Внеш­ней гра­ни­цей Т. м.(в.) яв­ля­ет­ся ли­ния, ка­ж­дая точ­ка ко­то­рой на­хо­дит­ся от бли­жай­шей точ­ки ис­ход­ной ли­нии на рас­стоя­нии, рав­ном ши­ри­не Т. м.(в.). Нор­маль­ной ис­ход­ной ли­ни­ей для из­ме­ре­ния ши­ри­ны Т. м.(в.) яв­ля­ет­ся ли­ния наи­боль­ше­го от­ли­ва вдоль бе­ре­га, а ес­ли бе­ре­го­вая ли­ния глу­бо­ко из­ре­за­на и из­ви­ли­ста или име­ет­ся цепь ост­ро­вов для про­ве­де­ния ис­ход­ной ли­нии, при­ме­ня­ет­ся ме­тод пря­мых ис­ход­ных ли­ний, со­еди­няю­щих со­от­вет­ст­вую­щие точ­ки.

Читайте также: