Тесты общих и специальных способностей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тесты специальных способностей — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. В этом отличие Т. с. с. от тестов интеллекта, направленных на измерение общего уровня интеллектуального развития и валидизируемых по отношению к наиболее широким сферам деятельности. Валидизация Т. с. с. осуществляется по отношению к конкретным областям деятельности, и этим они близки к тестам достижений. Разработка Т. с. с. была связана прежде всего с необходимостью решения практических задач в области профотбора и профориентации. Так, измерение способностей к конкретным видам деятельности дополняло данные, полученные с помощью тестов интеллекта. Значительный прогресс в области измерения специальных способностей был достигнут за счет широкого применения факторного анализа, позволившего их более точно определить и классифицировать. Различают следующие группы способностей: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные (счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочитанного и др.). Соответственно осуществляется и разработка Т. с. с. В отечественных исследованиях Т. с. с. широко использовались в 20—30-е гг. для профотбора, расстановки кадров, в профориентационной работе. Затем, вплоть до 60-х гг., исследования в этом направлении были единичными в связи с разгромом педологии и психотехники в 1936 г., обусловленного Постановлением ЦК ВКП (б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов". В дальнейшем были достигнуты заметные успехи в изучении музыкальных, математических, психомоторных и других специальных способностей (В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, Ю.В. Кулагин и др.). Л.Ф. Бурлачук

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ . Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского . 2006 .

Смотреть что такое "Тесты специальных способностей" в других словарях:

ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ — (англ. aptitude tests) тесты способностей, разработанные для прогнозирования успешности (неуспешности) человека в конкретном виде (роде) деятельности. В большом множестве тестов, которые в отечественной психологии традиционно называют «тестами… … Большая психологическая энциклопедия

ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ — психологические тесты, с помощью которых количественно и качественно оценивается уровень развития у человека специальных способностей … Словарь терминов по психологическому консультированию

ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. В этом их … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Тесты академических способностей (academic aptitude tests) — Существует много типов Т. а. с. или, иначе говоря, способности к обучению. Общие тесты, такие как меры интеллекта, оценивают широкий спектр когнитивных способностей (capacities) и предсказывают, в общих чертах, степень успешности в большинстве… … Психологическая энциклопедия

тесты способностей — Этимология. Происходит от англ. test испытание, исследование. Категория. Класс тестов. Специфика. Служат для определения уровня развития общих и специальных способностей, которые определяют успешность учебной и профессиональной деятельности. Виды … Большая психологическая энциклопедия

Тесты Способностей — тесты, служащие для определения уровня развития общих и специальных способностей , которые определяют успешность учебной и профессиональной деятельности . Выделяют тесты интеллекта , креативности , тесты специальных способностей (математических,… … Психологический словарь

тесты достижений — одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Т. д. близки тестам специальных способностей (см. тесты креативности), однако, в отличие от них, выявляют то, что… … Большая психологическая энциклопедия

ТЕСТЫ — (англ. tests испытания, пробы) один из наиболее распространенных и практически эффективных видов методик психологии, диагностики; его выполнение требует актуализации нек рых обобщенных умений, имеющих значение в деятельности человека, учебной,… … Российская социологическая энциклопедия

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ — одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Тесты достижений близки тестам специальных способностей, однако в отличие от них, выявляют то, что испытуемым усвоено, а … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать на:

  1. природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);
  2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

  1. общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
  2. теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
  3. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;
  4. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

(aptitude testing) В широком смысле под тестом способностей понимается любой психометрический инструмент, использующийся с целью предсказания того, на что "годен" (способен) конкретный чел. Средства измерения достижений, специальных способностей, интересов, черт личности или любого др. челов. качества или поведения, вообще говоря, можно было бы квалифицировать как тесты способностей. Такое широкое определение, однако, используется довольно редко. Область употребление термина "тест способностей" (aptitude test) обычно ограничивается отдельными тестами или батареями тестов специальных способностей, предназначенными для измерения способности к усвоению различных дисциплин или практ. освоению специфических умений или профессиональных навыков. Десятки стандартизованных инструментов для измерения способностей, в т. ч. тестовых батарей, можно приобрести сегодня коммерческим путем. Примерами тестовых батарей способностей яв-ся Дифференциальные тесты способностей (DAT), широко используемые в учебном консультировании на уровне младшей средней школы (9-10 классы) и выше, и Батарея тестов общих способностей (GATB), к-рая используется в профконсультировании в рамках подхода к подбору профессии на основе системы паттернов профессиональной пригодности. Общие и специальные способности. Общие тесты интеллекта, такие как Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине и Шкала интеллекта взрослых Векслера, измеряют некую смесь ("композит") специальных способностей. В терминологии Кронбаха, эти тесты отличаются широкополосностью (bandwidth), поскольку они значимо коррелируют с успешностью деятельности в широком спектре областей. Однако, оборотной стороной широкополосности является низкая точность настройки этих тестов - т. е. их корреляции с успешностью в специальных областях обычно низки. Напротив, тесты специальных способностей, являясь по существу узкополосными, имеют более высокую точность настройки. Их средние корреляции с успешностью в широком спектре областей, как правило, ниже чем у общих тестов интеллекта, однако корреляция специального теста с успешностью в данной области оказывается более высокой. Действительно, если говорить об общих тестах интеллекта, то первые психологи-разработчики тестов способностей полагали, что такие тесты измеряют врожденный потенциал к научению. Следовательно, на показатели таких тестов не должен оказывать серьезного влияния конкретный опыт обучения. Как показал Дж. Б. Кэрролл, показатели некоторых тестов способностей не изменяются в ходе тренировки. Однако, показатели по др. тестам способностей, - напр., показатели моторной ловкости, - значительно улучшаются с практикой. Валидность тестов способностей. Некоторые психологи, например Вернон, считали что общий интеллект яв-ся более важной детерминантой профессиональной успешности, чем специальные способности. Однако, как было продемонстрировано, показатели ряда тестов, в частности тестов механических и канцелярских способностей, повышают точность предсказания успешности в разнообразных профессиях. Прогностическая ценность тестов музыкальных и художественных способностей не столь очевидна, но даже здесь были получены некоторые обнадеживающие результаты. В целом, тесты способностей служат более надежными предикторами успешности в программах обучения нежели эффективности выполнения реальной работы. В 1960-х гг., когда научно-этическая проблема валидности и справедливости тестирования при приеме на работу превратилась в юридическую проблему, судьба многих практиковавшихся до того процедур тестирования способностей оказалась под вопросом. Однако сегодня, из-за трудностей следования рекомендациям по отбору наемных работников, разработанным Комиссией по вопросу равных возможностей занятости (ЕЕОС), мн. компании продолжают использовать тесты способностей. См. также Практика найма рабочих и служащих, Промышленная психология, Тесты для отбора кандидатов Л. Р. Эйкен

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Способности

Способности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности (Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. — М.; Ростов н/Д,1996.-С.381). Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Основные черты способностей

Основные черты способностей отличают одного человека от другого; имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Методики психодиагностики общих способностей

Психодиагностика способностей осуществляется с помощью тестов интеллекта и тестов специальных способностей.
Тесты интеллекта (тесты общих способностей) представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. Тесты интеллекта стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Особые тесты структуры интеллекта (например, Д. Векслера, Р. Амтхауэра и др.) позволяют при этом соотнести степень развитости различных компонентов (или видов) общего интеллекта. Тесты специальных способностей направлены на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретной области деятельности (Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987.-С. 512).
Достоинства и недостатки тестов интеллекта приводятся в табл.5

Таблица 5. Достоинства и недостатки методик диагностики общих способностей

Достоинства

Недостатки

Неотчетливость содержательного наполнения, что затрудняет планирование коррекционно-развивающей работы

Способности - индивидуально – психологические особенности личности, являющиеся условием успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Специальные способности рассматриваются по двум основаниям:

во-первых, по видам психических функций (моторным, сенсорным);

во-вторых, по видам деятельности (конторским, артистическим, художественным и др.)

Психодиагностика способностей осуществляется с помощью тестов интеллекта и тестов специальных способностей.

Тесты интеллекта (тесты общих способностей) представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. Тесты интеллекта – стандартизированные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Особые тесты структуры интеллекта (например: Ю.Д. Векслера,

Р. Амтхауэра и др.) позволяют при этом соотнести степень развитости различных компонентов общего интеллекта.

Тесты специальных способностей направлены на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретной области деятельности.

Достоинства и недостатки методик диагностики общих способностей.

Достоинства: простота применения, легкость обработки, наглядность представления результатов, высокие показатели надежности, минимальное влияние психодиагноста на результат обследования

Недостатки: неотчетливость содержательного наполнения, что затрудняет планирование коррекционно – развивающей работы.

Способности - индивидуально – психологические особенности личности, являющиеся условием успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Специальные способности рассматриваются по двум основаниям:

во-первых, по видам психических функций (моторным, сенсорным);

во-вторых, по видам деятельности (конторским, артистическим, художественным и др.)

Психодиагностика способностей осуществляется с помощью тестов интеллекта и тестов специальных способностей.

Тесты интеллекта (тесты общих способностей) представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. Тесты интеллекта – стандартизированные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Особые тесты структуры интеллекта (например: Ю.Д. Векслера,

Р. Амтхауэра и др.) позволяют при этом соотнести степень развитости различных компонентов общего интеллекта.

Тесты специальных способностей направлены на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретной области деятельности.

Достоинства и недостатки методик диагностики общих способностей.

Достоинства: простота применения, легкость обработки, наглядность представления результатов, высокие показатели надежности, минимальное влияние психодиагноста на результат обследования

Недостатки: неотчетливость содержательного наполнения, что затрудняет планирование коррекционно – развивающей работы.

Читайте также: