Зиккурат в уре кратко

Обновлено: 06.07.2024

Несмотря на то, что этот зиккурат не удалось сохранить полностью, имеются данные, записанные клинописью, где подробно описана структура этого здания; Это памятник с прямоугольным основанием, разнесенным по этажам. В последнем из них была построена часовня для поклонения божеству.

Стоит отметить, что здесь нет ни одного зиккурата, а построено несколько памятников этого стиля. Однако лучше всего сохранился зиккурат Ура.

Сохранились также остатки зиккурата Урук и Ниппур. По мнению историков, в каждом крупном городе региона был хотя бы один зиккурат. С другой стороны, в городе Аккад их было три. Однако местонахождение этого города остается загадкой.

Некоторые историки сравнивают зиккураты с соборами средневековья и с современными небоскребами, поскольку силуэт этих зданий доминировал в ландшафте великих и древних городов. Другими словами, зиккураты были главным центром внимания городов.

В 2016 году зиккурат Ур был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия, что позволило разделить храм на две категории: как археологический ландшафт Месопотамии и как защита биоразнообразия ахвар.

Происхождение и история

Идеологическая стратегия монархов Ура

По словам Вивианы Гомес, в ее тексте Идентичность и архитектура идентичности в Древнем царстве Ура III (2009), династии Ура III решили усилить коллективную идентичность своих подданных, чтобы избежать социальной напряженности и политических разногласий.

Для этого королевская власть взяла на вооружение концепции Кур Y калам. Таким образом, подчеркивалась дифференциация, существовавшая между периферией, определяемой как хаотическая и дикая:Кур- и царство Ур, урбанизированная и упорядоченная равнина -калам-.

Из этой дихотомии была построена идеология, основанная на идее о том, что истинное политическое разделение происходило не между тем или иным городом, а между единым месопотамским целым и диким варварским миром вокруг него.

Поскольку нео-числовым королям необходимо было восстановить монархический институт, они использовали архитектуру как один из основных каналов распространения своего идеологического послания, направленного на укрепление социальной идентичности и создание коллективного течения, которое узаконило бы суверенитет королевства и удержало его у власти.

В период Ура III территории королевства приобрели необычайный рельеф с архитектурной точки зрения. Фактически, урбанизация достигла значительного развития. Кроме того, крупные строительные проекты были стратегически разработаны для выполнения символической и в то же время практической функции, которая через свою монументальность распространяла идею идентичности.

Город Ур

По словам Аны Мальдонадо, в ее тексте Урбанизм древних городов (2003), Ур был гегемонистским городом с органическим типом урбанизма, поскольку он естественным образом возник из первоначального ядра.

Кроме того, этот автор утверждает, что муниципалитет Ура состоял из трех основных элементов: священного участка, внешнего города и города, окруженного стеной. Обнесенный стеной город состоял из группы малоэтажных домов, так как они достигали всего двух этажей. Чем выше социальная категория семей, тем ближе дом был к центру города.

Внешний город состоял из двух больших проспектов, которые соединяли дворцы с остальной частью муниципалитета. Вся эта территория была построена из самана, поэтому ничего от нее не сохранилось, однако предполагается, что на этой территории были тротуары, канализация и небольшие домики.

Религиозные постройки (священный участок) занимали центр города. У них была своя стена, и они следовали ортогональной организации. В эту категорию входит зиккурат Ура.

Зиккураты

Среди многочисленных религиозных и гражданских построек (таких как храмы, дворцы, реконструкция домов и водная инфраструктура) возникло самое значительное сооружение месопотамского бассейна: зиккураты; особенно тот, который был воздвигнут Ур-Намму в Уре, столице королевства. Он также выделил Эриду, завершенный во время мандата Амар-Сина.

Зиккураты представляли собой ступенчатые башни, которые выполняли две основные функции: олицетворять могущество не только князя, но и города, и отдавать дань уважения величию бога-покровителя (бога, которому было посвящено строительство). Кроме того, эти здания также функционировали как своего рода духовная лестница, которая позволяла им соединяться с миром своих богов.

Благодаря своим большим размерам и расположению зиккураты стали самым ярким городским элементом в регионе. Зиккураты возводились рядом с королевским дворцом, казначейством, судом и резиденциями священников, что делало их частью тела граждан.

Точно так же его монументальные лестницы позволяли подданным делать подношения по особым случаям, например, по случаю наступления Нового года.

В то же время гигантизм этих зданий, построенных из глиняных кирпичей, отражал силу царя как благочестивого строителя, поскольку это было одной из характеристик, которыми должен обладать каждый месопотамский монарх, что отражено в Стела Ур-Намму.

Строение зиккуратов стало очень популярным, поэтому его стиль сохранялся на протяжении 1500 лет. Это привело к созданию архитектурного комплекса, основанного в основном на пирамидальной форме с тремя ступенями.

По некоторым данным, можно сказать, что шумеры считали, что высокие здания могли использоваться только для религиозных культов. Следовательно, население могло жить только в невысоких зданиях.

Место расположения

Зиккурат Ура расположен в Республике Ирак или Ирак, которая ранее была известна как Месопотамия. Он был построен в муниципалитете Ур, который сегодня находится примерно в 24 километрах от города Насирия. Как и любой большой город, город Ур был построен на берегу реки, в данном случае Евфрата, которая впадала в Персидский залив.

характеристики

- Зиккурат Ура был построен в основном из кирпича и самана. Последний представляет собой необработанный кирпич из глины и соломы, отлитый в прямоугольную форму и высушенный за счет тепла Солнца.

- Что касается размеров, то этот зиккурат имеет высоту 15 метров, а его основание имеет расширение 61 метр в ширину и 45,7 метра в длину.

- Его архитектурный стиль соответствует шумерскому дизайну, в котором был урбанистический и гармоничный подход. Шумеры использовали битум для заделки каналов труб и делали все их конструкции из самана, поэтому постройки приходили в упадок быстрее.

- Руины этого памятника были обнаружены в 1850 году Уильямом Кеннетом, хотя раскопки проводил Джон Джордж Тейлор. После Первой мировой войны при Генри Холле проводились и другие раскопки.

Впоследствии Пенсильванский университет в сотрудничестве с Британским музеем в 1922 году под руководством Леонарда Вулли провел и другие археологические работы.

- Зиккурату Ура около 4000 лет, но благодаря реставрациям он находится в хорошем состоянии. В 1991 году здание пострадало в результате Первой войны в Персидском заливе, поскольку огнестрельное оружие вызвало четыре трещины в конструкции, которые все еще можно увидеть.

Запчасти

Зиккурат имеет прямоугольную форму и парадную лестницу, ведущую в центральную часовню. В нем также были две второстепенные лестницы, по которым испытуемые поднимались со своими предложениями.

Можно сказать, что у памятника было семь больших террас, однако сохранились только три. Точно так же в здании было несколько водовыпусков для предотвращения затопления. Наконец, некоторые цифровые реконструкции показывают некоторые сады, которые использовались для украшения террас.

Реконструкция

Согласно историографическим источникам, зиккурат Ура был открыт в 21 веке до нашей эры. C. царем Ур-Намму. Однако здание было разрушено эламитами, общиной с территорий Ирана. Спустя годы Зиккурат был восстановлен царем Навуходоносором II, правителем Вавилона.

После этого памятник оставался скрытым до его открытия в 1850 году. Позже политик Саддам Хусейн во время своего правления приказал восстановить весь первый уровень вместе с главной лестницей. Эта реставрация проходила в 1970-х годах и была направлена ​​на привлечение туристов в город Насирия.

Зиккурат

Историческая справка

Остатки цивилизации шумеров

Шумеры трудились, постепенно у них возникли города: Ур, Лагаш, Киш и Урук, в которых возводили царские дворцы и храмы древним богам. Боги шумеров – воплощение суровых сил природы. В каждом городе – свой главный бог, которому строили храм и обращались за помощью. Шумеры строили храмы на платформе: в них жили цари, наблюдая с высоты за городом.

Восточная архитектура

В столицах возводили грандиозные здания из кирпича-сырца, укрепляя слоями тростника, снаружи облицовывали обожженным кирпичом. Из глины возводили храмы, дома, даже стены города. Разрушенные дождем и ветром сооружения периодически обновляли, поэтому со временем они становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция.

Храмы украшали пестрой мозаикой, вставленной в сырцовую стену. Шумеровские зиккураты схожи с египетскими пирамидами тем, что они тоже – лестница в небо, но с постепенным, плавным подъемом.

Позднее строили башни с многоярусными выступающими террасами. Уровни башни различались размером и цветом раскраски. Купол здания храма, расположенного наверху, делали позолоченным.

Зиккурат, пример

Вершину зиккурата украшало святилище, куда рядовому посетителю вход был недоступен. Иногда сюда поднимались жрецы для астрономических наблюдений за звездами. Архитектура зиккуратов утверждала могущество богов и важность касты жрецов, призванных беседовать с ними от имени народа.

Зиккурат в Уре

В 2112 году до н.э. царь Урнамму создает облик великого города Ура. По его повелению здесь возводится зиккурат в честь покровителя города бога луны Нанна. Строительство, начавшееся при Урнамме, не завершилось. Сооружение достроил в 550-х годах до н.э. царь Вавилона Небонид, сделав семиярусным.

Башня, построенная в виде трехъярусной пирамиды из кирпича-сырца, облицована обожженным кирпичом на толщину 2.5 метра. В основании пирамиды – прямоугольник со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса 15 метров, верхние ярусы – чуть пониже. На верхней террасе находился храм Нанна. Наверху – площадка, с которой жрецы наблюдали за звездами, а цари осматривали город.

Нижняя терраса раскрашена в черный цвет, средняя – в красный, верхняя – в белый. Высота гиганта достигала 53 метров. Для создания иллюзии высоты и могущества здания мастера Месопотамии сделали стены кривыми. Такой ход заставляет взгляд подниматься кверху и рассматривать находящийся там храм.

Зиккурат в Уре

В стенах – глубоко уходящие внутрь прорези, предназначенные для осушения постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги. На террасах, покрытых землей, росли деревья. Для орошения храмовых плантаций и уменьшения влияния влаги на здание использовалась система водоотвода.

Стены из кирпича

Зиккурат в Уре – не только храм, но и общественное учреждение, и царский дворец. К центральному входу ведут три длинные и широкие лестницы в 100 ступеней. Город окружен мощными крепостными стенами. Зиккурат в Уре заставляет удивляться стремлениям людей древности.

Зиккурат в Вавилоне

В нижнем течении рек Тигр и Евфрат сохранились ветхие кирпичные строения – все, что осталось от древнего и загадочного города Вавилона. Жители Месопотамии создали Вавилон пять с половиной тысяч лет назад. Храмы здесь строили в виде ступенчатых пирамид-зиккуратов. Каждая башня возводилась в честь определенного божества.

Особенности и характеристики

Вавилонский зиккурат (Этеменанка) прославлял Мардука – главного бога Вавилона, к которому относились с таким почтением, что башню неоднократно перестраивали, и она превратилась в самое высокое здание в долине Двуречья. Архитекторы обнаружили фундамент таинственной вавилонской башни – земляную насыпь квадратной формы, каждая сторона которой равнялась 90 метрам.

Этеменанка, план

Пика величия 90-метровая башня достигла во время правления царя Навуходоносора (605-562 гг. до н.э.). Для перестройки башни созвали весь народ Вавилонской державы. Храм строили из обожженного кирпича, выкрашенного в синий цвет, в основание положили золото, серебро и драгоценные камни, добытые в горах и в море.

Башня, которая спорит с небом

В центре высилась статуя верховного бога Вавилона, отлитая из чистейшего золота и весившая 23700 килограммов. Убранство храма составляли 16-метровый стол из золота, золотая скамейка и трон. Второй этаж красного цвета – 18 метров в высоту, этажи с третьего по шестой, расписанные в яркие цвета, – шестиметровой высоты.

Вавилонская башня

Последний, седьмой, 15-метровый этаж – верхний храм Мардука – облицован бирюзовыми глазурованными плитками и украшен по бокам золотыми рогами. Золотое ложе, кресло и стол, находящиеся в храме, предназначались для Самого Бога, когда тот приходил сюда отдохнуть.

Путь от подножия к вершине непрямой. Подъемы, длинные переходы и многочисленные повороты делали восхождение долгим. За это время жрецы должны были избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном.

На строительство башни потратили 85 миллионов кирпичей. Навуходоносор гордился тем, что башня сияла, подобно солнцу, и позволяла общаться с верховным богом на равных. Стены башни отделаны золотом, серебром, медью и разноцветными камнями, эмалированным кирпичом, пихтой и сосной.

Вавилонский зиккурат

Окруженная домами жрецов, рукотворная гора, равная по высоте 30-этажному небоскребу, удивляла жителей Месопотамии и вызывала трепет. Вавилонский зиккурат окружали сады. Тень деревьев, аромат цветов, плеск фонтанов создавали ощущение райской безмятежности – свидетельства благосклонности божеств, обитающих на вершине.

Символичное значение башни

Башню разрушили в 478 году до н.э., когда Вавилон захватил персидский царь Ксеркс. Царь оставил храм без присмотра: пусть он превратится в грязь, из которой сооружен.

Храма Мардука ныне нет, но почему же для истории так важен этот давно разрушенный храм? Потому что это знаменитая Вавилонская башня, о которой рассказывается в Ветхом завете так.

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, люди нашли в земле Сеннар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли.

Так видят зиккурат историки

Страшное наказание постигло человечество, решившее идти своим путем, не зависимым от бога и вопреки его воле – потоп – было забыто. Люди вновь предпочли жить и действовать без Бога ради тщеславия и гордыни. Бог не одобрил гордого замысла: смешав языки, прервал исполнение человеческих планов. Не желая смириться перед творцом, люди вновь начали строить зиккурат там же, где строительство приостановил Сам Господь.

Зиккурат в Вавилоне

Иисус Христос не насилует человеческую свободную волю, желая, чтобы люди увидели, к чему приводит упорное неповиновение Небесному Отцу. С болью Христос взирал, как люди упорно сооружали башню – центр поклонения лжебогам, который приведет к гибели.

Роскошная башня и таинственные служения в ней призваны заворожить и подчинить себе чувства и разум человека. Как это отличается от служения, пример которого дал Иисус Христос во время земной жизни, проводимого на природе и в скромных домах.

Идеи архитекторов нашего времени

Идеи древних зиккуратов сегодня

Идеи древних зиккуратов живут и сегодня. Недаром в Библии богоотступнические силы названы Вавилоном. Читая страницы истории, мы видим, что разные правители в разные времена пытаются прославить и возвеличить свое имя.

Зиккурат в современной архитектуре

Жизнь убеждает в том, что ни цари, ни императоры, ни премьер-министры, ни президенты, ни генсеки и ни философы не построили рай на земле без Бога. Безуспешные попытки заканчиваются миллионными жертвами людей.

месопотамский зиккурат в городе уре

Одна из крупнейших цивилизаций древности зародилась в Двуречье. Много веков назад первые люди здесь начали возводить свои дома и храмы. Основным материалом для строительства в Месопотамии использовался кирпич-сырец. Из глины здесь возводилось все: от центрального храма и окружающих его домов жителей, до стен города.

Зиккураты в древнем Междуречье

Храмы в Двуречье возводились на каменной платформе. Со временем эта технология выросла в возведение огромных зиккуратов, известных нам по сооружениям в Уре и Вавилоне. Зиккурат представляет собой большую башню с многоярусными выступающими террасами. За счет уменьшения площади вышестоящих блоков создается впечатление нескольких башен. Количество таких подъемов доходило до семи, но обычно держалось около четырех. Традицией было раскрашивать разные уровни в разные цвета — черный, кирпичный, белый и т. д. Кроме раскраски проводилось озеленение террас, что еще больше выделяло постройку из общего фона. Иногда купол здания храма, расположенного на самом верху, делался позолоченным.

зиккурат в уре

Шумерские зиккураты подобны египетским пирамидам. Они тоже являются своеобразной лестницей в небо, только подъем здесь постепенный, поуровневый, а не как в знаменитых гробницах фараонов.

месопотамский зиккурат

Зиккураты Месопотамии и пирамиды Египта

Вершину зиккурата украшало святилище, вход в который был закрыт для обычного посетителя. Убранство жилища бога было скромным, здесь обычно располагались лишь ложе и стол из золота. Иногда на вершину постройки восходили жрецы для проведения важных астрономических наблюдений, направленных на прогнозирование сельскохозяйственной жизни страны. Предполагают, что именно здесь зародились современная астрология, названия созвездий и даже знаков Зодиака.

Великий зиккурат в Уре – сохранность на тысячелетия

Один из самых известных зиккуратов, доживших до наших дней, является знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре.

зиккурат в уре фото

История зиккурата

Сам город Ур знаменит с незапамятных времен. Именно здесь согласно библейскому учению родился отец многих народов Авраам. В 2112-2015 годах до нашей эры во время правления III династии Ур входит в пик своего могущества, и именно в этот период основатель династии царь Урнамму со своим сыном Шульги берется за создание великого облика города.

По его инициативе примерно в 2047 году до нашей эры в честь покровителя города бога Луны Нанна создается зиккурат, по своим размерам ничуть не уступающий Вавилонской башне.

Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIX века этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.

зиккурат в городе уре

Описание зиккурата

После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя — черная, средняя — красная, верхняя — белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.

зиккурат этеменнигуру в уре

Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.

Интересные факты

При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте — храме.

Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.

Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.

Вавилонская башня не дожила до наших дней, поэтому для ее представления стоит обратить внимание именно на зиккурат в Уре. Он, конечно, пострадал от времени. Но то, что от него осталось, заставляет еще раз удивиться стремлениям людей древности.

Видео про зиккурат в Уре

Шумерская цивилизация подарила миру первую письменность и первые образцы литературного творчества. В древнем городе Ур, обнаруженном на территории современного Ирака, найдены странные и зловещие гробницы шумерских царей. Также археологи исследовали великолепный образчик древней архитектуры – загадочную башню зиккурат. Она сохранилась до наших дней, пережив несколько очень бурных тысячелетий.

На самом деле шумерских городов было много – в долине довольно долго существовало несколько независимых друг от друга городов-государств, в каждом из которых правил свой владыка. Шумерская цивилизация пережила немало периодов, когда центр политической власти перемещался из с одного города в другой – те или иные правители, набирая силу, начинали диктовать свою волю. До тех пор, пока им не смену не приходил более сильный и искушенный в борьбе за власть соперник. В общем, ничего нового — все так, как было всегда и практически везде. Однако при этом, какие бы политические ветра не дули, все шумерские города имели общую культурно-историческую взаимосвязь - единую письменность, схожие методы ведения торговли, одну и ту же религию. В каждом городе строился свой храм в виде многоступенчатой пирамиды, которая называлась зиккуратом.

Много десятилетий ученые-археологи бились над разгадкой тайн шумерской цивилизации. По крупицам они воссоздавали образ древнего Ура – одного из самых крупных городов Месопотамии.


Безусловно, одними из самых значимых архитектурных творений того времени можно считать культовые архитектурные сооружения - зиккураты. В Уре, шумном и оживленном городе, улицы которого заполняли тысячи людей, зиккурат сохранился лучше, чем где бы то ни было. Городские постройки возводились преимущественно из грязевого кирпича. Из него же построили и огромный великолепный зиккурат, с вершины которого как на ладони открывался весь город.

В библейских сказаниях говорится о некой башне, хотя на самом деле зиккурат в Уре больше напоминает пирамиду. Но в отличие от египетских пирамид, стены этого сооружения не гладкие, у них и более пологий угол наклона. Также сооружение имеет три каскада ступенек, ведущих к террасам, где располагались здания различного предназначения – вот основное отличие зиккурата от пирамид. Археологи выяснили, что это, по всей видимости, был храмовый комплекс, в котором жрецы проводили свои ритуалы. Однако некоторые ученые считают, что зиккурат был не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и даже дворцом правителя. Но последнее утверждение весьма спорно: действительно, на некоторых террасах когда-то находились постройки, в которых, скорее всего, располагались святилище-храм и помещения, служившие, например, жрецам для наблюдений за звездами, жильем для священников и работников храма — но никак они не могли быть местом постоянного пребывания царственных особ.

Зиккурат в Уре строили так, чтобы он своей формой напоминал гору. Возвели его в священной части города, неподалеку от дворца короля Ур-Намму – одного из самых известных и могущественных царей шумерской цивилизации. Сегодня развалины зиккурата частично восстановлены. Сделали это, кстати, не так уж и давно - при Саддаме Хуссейне. И правильно поступили - по словам археологов, после раскопок был велик риск, что этот древний шумерский памятник окончательно разрушится. Размеры сооружения впечатляют и сегодня – можно только представить, как эффектно постройка выглядела когда-то. Площадь фундамента у основания составляет 63 на 43 метра — когда-то здание возвышалось над землей на высоту 30 метров.

Ирак. Зиккурат


Зиккурат до реставрации. Фото: sirius-star.ro


По нынешним меркам, если сравнивать зиккурат Ура с современным зданиями, сооружение кому-то может показаться не таким уж и высоким. Но это обманчивое впечатление, поскольку нужно учитывать, что зиккурат облицован небольшими кирпичиками – огромная армия рабочих потребовалась для того, чтобы построить эту махину. На самой верхней точке находилось убежище, где, как считалось, боги и общались с жрецами. Сюда же священники приносили им в дар пищу и вино. А самым главным из богов у шумеров считался бог Нанна, бог Луны – маленькие медные изображения луны археологи отыскивали повсюду при раскопках.

По большому счету зиккурат Ура – это вовсе и не здание, а цельный массив, так как здесь никогда не было внутренних помещений. На многих кирпичах, которыми облицован древний религиозный центр, высечены имена правителей – чаще упоминается имя царя Ур-Намму. Когда-то на этих кирпичах было начертано лишь его имя, но шло время, кирпичики изнашивались, их приходилось менять – вот и высекались новые имена шумерских правителей, живших в более поздние времена. На равнинах не было прочного камня – поэтому в строительстве использовались глиняные кирпичи. Сначала их просто сушили под солнцем, но под дождем и испепеляющими лучами солнца такой строительный материал долго не жил. Постепенно шумерские мастера стали применять в своей практике глиняные кирпичи, обожженные в печах, они оказались намного прочнее.


Про шумерского царя Ур-Намму сохранилось немало легенд. Известно, что это был один из самых могущественных правителей, власть которого распространялась на многие города древнего мира, а столицей империи являлся город Ури Урук. Царство властителя объединяло и земли, которые сегодня принадлежат Ирану. Административно империя Ур-Намму делилась на несколько десятков районов, каждым из которых управлял наместник Ур-Намму.


В первой четверти прошлого века британский археолог Леонард Вули сделал в Уре воистину великолепные открытия, которые позволили существенно расширить современные знания о шумерской культуре. Так, именно он отыскал царское захоронение, в котором обнаружил тонко обработанные золотые и серебряные ювелирные украшения, сосуды, выполненные из драгоценных металлов, прекрасно сохранившийся золотой шлем. Проанализировав свои находки, ученый рассказал современникам о довольно жуткой картине, сопровождавшей ритуальные похороны шумерских царей и цариц. Оказывается, когда умирал тот или иной правитель, то ритуал погребения предполагал массовые убийства слуг и приближенных особ. Предположительно, все эти люди добровольно принимали яд. В непосредственной близости с правителями располагались массовые захоронения самых близких им людей. Затем внутреннюю могилу замуровывали кирпичами, а вся погребальная процессия, в которую входили в том числе женщины и дети, шествовала наружу, где люди также принимали яд. Прочий люд империи несколько дней справлял тризну по усопшим.

Читайте также: