Журналист это кратко для детей

Обновлено: 05.07.2024

Задачи кружка – развитие коммуникативности и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада; создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения.

Деятельность кружка включает различные виды и формы деятельности:

В начале учебного года отбирается состав детей старшего дошкольного возраста в кружок. Основными характеристиками детей являются инициативность, ярко выраженная активность, стремление находить контакты с окружающими, наличие познавательных интересов. Для таких детей работа в кружке предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления таких детей используются следующие методы:

  • беседа с воспитателями, родителями;
  • направленное наблюдение за ребенком, его общением с взрослыми и детьми, выполнение им различных видов деятельности;
  • беседа с самим ребенком, выявляющая его интересы, а также желание участвовать в кружке.


Для закрепления знаний о деятельности журналиста мы составляем модель:

  • дети посещают интересные мероприятия в ДОУ;
  • обрабатывают письма, пришедшие в редакцию;
  • берут интервью, сочиняют свои статьи;
  • печатают вместе с редактором обработанную информацию;
  • художественно оформляют газету;
  • делают верстку газету.

После того как у детей сформировался целостный образ журналиста, мы приступаем собственно к созданию газеты: распределяем роли, берем интервью, ходим в творческие командировки, которые могут быть организованными в ДОУ – это посещение мероприятий детского сада, встречи с интересными людьми, гостями детского сада, также могут проходить и вне ДОУ (экскурсии, творческие мероприятия).

Перед интервью предшествует предварительная работа. Она состоит из обсуждения вопросов, которые можно задать в данной ситуации. После того как дети составили статьи, я как редактор набираю их на компьютере, и мы приступаем к монтажу и дизайну газеты: клеим, рисуем иллюстрации, печатаем фотографии.


Большое значение придается развитию эмоционально-волевой сферы детей. Занятия с элементами тренинга направлены на развитие коммуникативных способностей и эмоциональной сферы, содержат игры и упражнения на представление о языке эмоций, как знаках подаваемых человеком о себе, знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний, понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения.

Родители не остаются в стороне. Анкетирование родителей детей, которые посещают кружок, показало, что они хотят принимать участие в издании газеты и отметили, наиболее удобную для себя роль внештатных корреспондентов.


Цель: Знакомство детей с профессией журналист.

Задачи:

  • развитие наблюдательности к окружающему,
  • совершенствование умения строить диалог,
  • развитие психических познавательных процессов (слуховой памяти, словесно-логического мышления, внимания)

Оборудование: микрофон, карточки, изображающие человеческие эмоции.

Ведущий: Сегодня мы поговорим с вами о журналистах.

Чем они занимаются? Журналисты занимаются поиском наиболее значимых и важных событий, которые происходят в мире.

Как они рассказывают о них? Они рассказывают о них устно или письменно – в газетах, журналах или на телевидении и радио.

Что должен уметь журналист? Он должен много знать, хорошо говорить, писать, запоминать.

Зачем журналисту хорошая память? Он должен записывать и запоминать, то, что ему говорят.

Почему журналист должен быть наблюдательным?

Журналист описывает события. Он много видит и должен не пропустить ни единую деталь, иначе события окажутся не достоверными.

Ведущий: Чтобы описать событие в газете или журнале, журналист должен знать много слов русского языка. Проверить словарный запас помогут следующие задания:

Ведущий: Журналист должен не только знать много слов, но и уметь правильно и понятно для слушателя строить предложения. В каждом предложении слова строятся в определенном порядке. Попробуйте построить предложение из следующих слов, переставив их местами:

  • мама, магазин, конфеты, и, зашла, купила, в
  • Оля, одежда, шкаф, убрала, в
  • Саша, блюдце, котенок, молоко, в, налил

Ведущий: Журналист умеет правильно, кратко и понятно объяснять. Это мы проверим при помощи следующей игры.

Ребенок выступает в роли инопланетянина. Он показывает предмет и просит объяснить, что это такое, остальные отвечают.

Ребенок выступает в роли Рассеянного, он забыл, как называется предмет и может только его описать, остальные должны отгадать о каком предмете он говорит.

Ведущий: Журналисту приходится общаться с незнакомыми людьми. Поэтому он должен понимать настроение своего собеседника по выражению лица и интонации, с которой он произносит ту или иную фразу. Я буду показывать фотографии людей, вы определите, какие чувства, эмоции испытывает этот человек.

Игра

Выбирается ведущий, который должен взять интервью у остальных детей. Они выбирают настроение, которое должны передать через ответы журналисту. Журналист, в свою очередь, должен определить настроение собеседника по интонации, с которой отвечают.

Рефлексия

  • Что должен уметь журналист?
  • Какие задания вам понравились?
  • Какие задания было трудно выполнять?
  • В какие игры вы еще хотели бы поиграть?

Домашнее задание

Почитать с родителями интервью журналистов в газетах и журналах. Посмотреть телепередачи, где корреспонденты берут интервью.

В чём заключается работа журналиста, где готовят лучших специалистов и сколько журналист зарабатывает.

Обозревать культурные события или делать расследования? Стать корреспондентом и писать репортажи или работать с большими данными? Всё это могут делать (и делают) — журналисты. Разбираемся в сути этой профессии, в её актуальных направлениях и в том, кому стоит попробовать себя в этом деле.


Суть профессии журналиста

Журналист собирает информацию и распространяет её в средствах массовой информации — СМИ. Он пишет тексты, создаёт аудио- и визуальные программы: репортажи, статьи, интервью.

Отличительные черты журналистики

Журналист всегда опирается на реальные события. В отличие от писателей, журналисты не должны ничего выдумывать. Они обязаны брать сюжеты из жизни, рассказывать о реальных людях и конкретных обстоятельствах. По этому признаку, например, нельзя отнести к журналистике постановочные телешоу.

Журналист всегда создаёт информационное послание, устное или письменное. Это может быть объёмная статья, новостная заметка, видеорепортаж или видеоролик продолжительностью от одной минуты до нескольких часов.

Журналисты, как правило, работают с актуальной информацией. Если журналист обращается к прошлому, он выступает как историк, биограф, публицист, однако грань между этими ипостасями довольно тонка. Часто к событиям прошлого необходимо обращаться, чтобы глубже проанализировать текущие события. Если материал так или иначе привязан к современности, его обычно относят к журналистике.

Какие бывают журналисты

По типу создаваемых материалов журналисты делятся на такие категории:

  • Сотрудники печатных СМИ
  • Работники радио и телевидения
  • Сетевые журналисты
  • Специалисты по пиару или связям с общественностью

По направлению деятельности различают:

  • Журналистов, работающих в новостях — это корреспонденты, репортёры, редакторы новостных лент, сотрудники информационных агентств;
  • Журналистов сферы экономики и финансов — они составляют экономические обзоры, пишут аналитические статьи; часто у них есть высшее экономическое образование;
  • Криминальных журналистов — они сотрудничают с полицией, прокуратурой, публикуют журналистские расследования, делают обзоры криминальной хроники и репортажи о работе силовых структур;
  • Журналистов в сфере политики и государственного управления — это политические обозреватели, постоянные корреспонденты в государственных и муниципальных структурах;
  • Журналистов-международников — они работают за границей, например, освещают деятельность крупных международных организаций.

В последние годы активно развивается новый вид журналистики — дата-журналистика. Она подразумевает работу с большими объёмами информации, доступной через интернет и СМИ, её изучение, обработку и создание на её основе новых материалов. Дата-журналист работает с данными статистики, обрабатывает и анализирует базы данных, визуализирует информацию, создавая презентации и инфографику.

Какие качества необходимы журналисту

❤️ Любовь к людям. Журналисту очень часто приходится работать с людьми, взаимодействовать с ними, писать о них. Чтобы делать это уважительно, он должен относиться к ним с сочувствием и симпатией. Равнодушие к чужой боли и цинизм в журналистике считаются признаками эмоционального выгорания.

💬 Общительность и коммуникабельность. Журналист должен уметь расположить к себе людей, разговорить их. Кроме того, для успешной работы ему необходимо поддерживать большое количество контактов, а для этого необходимы хорошие коммуникативные навыки.

🗣️ Умение связно излагать свои мысли устно и письменно.

✍️ Грамотность. Журналист, работающий в печатных изданиях, должен грамотно писать, то есть соблюдать все правила грамматики и синтаксиса. Корреспонденту на телевидении или радио, диктору, видеоблогеру необходимо помнить и правила орфоэпии, то есть постановки ударений.

🎤 Хорошая дикция. Актуальна не только для сотрудников аудиовизуальных СМИ, но и для журналистов, которые общаются с людьми, например, собирают информацию или берут интервью.

💻 Умение получать информацию. Это значит — находить источники информации, получать к ним доступ, задавать правильные вопросы.

🤓 Умение анализировать информацию, то есть отличать достоверные данные от недостоверных, обобщать, выделять главное, выстраивать сведения в логическую последовательность и делать выводы.

🧠 Широкий кругозор. Журналист должен ориентироваться в самых разных сферах человеческой деятельности, хорошо знать историю и культуру, на базовом уровне разбираться в политике, экономике, юриспруденции.

Где учиться и какие предметы сдавать на журналистику

В 2018 году Министерство связи и массовых коммуникаций РФ провело опрос среди работодателей. Были опрошены эксперты более 100 московских и региональных компаний, работающих в сфере массовых коммуникаций. По итогам опроса составили рейтинг лучших вузов России, где готовят журналистов. В топ-10 вошли:

  • МГУ им. Ломоносова
  • СПГУ
  • МГИМО
  • Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
  • НИУ ВШЭ
  • Российский университет дружбы народов
  • Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина
  • Российский государственный гуманитарный университет
  • НИ Томский государственный университет
  • Московский государственный лингвистический университет

Как правило, для поступления на факультет журналистики необходимо сдавать русский язык, литературу, английский язык, а также пройти дополнительное творческое испытание (творческий конкурс).

Востребованность профессии журналиста

🪜 Карьерная лестница

Основные ступеньки — корреспондент, редактор рубрики, начальник отдела, выпускающий редактор, главный редактор СМИ.

Возможный вариант карьеры — работа в качестве корреспондента, автора статей, а потом эксперта по той или иной теме в разных СМИ.

⌛ График работы

Зависит от направления, в котором специализируется журналист, конкретного места работы или должности. Это может быть:

  • Работа в офисе с 10 до 19 — так работают многие сотрудники крупных печатных и сетевых СМИ, в чьи обязанности входит посещение мероприятий, встречи с людьми, написание статей;
  • Сменный график работы, включающий ночные дежурства — так работают редакторы новостных каналов, репортёры, теле- и радиоведущие;
  • Свободный график, при котором журналист сам распределяет своё время, работает из дома и при необходимости появляется в редакции;
  • Ненормированный рабочий день — так работают корреспонденты на месте происшествия, военные корреспонденты.

💸 Зарплата журналиста

Зависит от места работы, направления, в котором он специализируется, его известности и опыта. Если журналист официально оформлен в качестве сотрудника издания, он получает фиксированную зарплату. В Москве она составляет в среднем от 40 до 60 тысяч рублей. Редактор отдела или главный редактор получает 80–100 тысяч рублей.

В зависимости от условий трудового договора журналист дополнительно получает гонорары за опубликованные статьи или вышедшие репортажи.

Журналист, который сотрудничает с редакцией внештатно, получает только гонорары за подготовленные материалы. Размер гонорара зависит от издания и опыта работы: известному автору статей в крупном столичном СМИ заплатят больше, чем начинающему корреспонденту небольшой местной газеты. Суммы гонораров варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей за материал.

Плюсы и минусы профессии журналиста

➕ Это возможность выразить себя. Журналист — творческая профессия. Создавая авторский материал, журналист самостоятельно выбирает форму изложения: стиль, иллюстрации, ракурс, пропускает информацию через себя и доносит до читателя или зрителя собственную позицию.

➕ Это возможность изменить мир. Журналисты раскрывают тайны, проводят расследования, добиваются справедливости. В истории немало примеров, когда благодаря работе журналистов в буквальном смысле слова менялся ход истории. Журналисты имеют возможность формировать и изменять общественное мнение, влиять на людей, подталкивать их к тем или иным решениям и поступкам.

➖ Среди минусов профессии обычно говорят про высокий уровень стресса, ненормированный график, большую конкуренцию, эмоциональную перегрузку, психологическое напряжение, а так же ответственность за любые слова.

Изображение на обложке: Taryn Oshiro-Wachi / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Память – то качество, которое необходимо людям профессии, о которой сегодня мы поговорим.

На свете множеству профессий рады

Нужны и лекарь, и актёр, и программист.

Но кто нам скажет в этом мире правду,

Когда её не скажет журналист?

Усвоение новых знаний

(отводится время 1 мин, после чего главный редактор представляет свою команду и эмблему).

На выполнение задания отводится 1 минута.

Пока команды выполняют задания

И первый вопрос: Как вы думаете, для чего существует журналистика, какую роль она играет в жизни общества? Верно. Именно информация и является основой деятельности журналиста.

Информация – от лат. infomatio – разъяснение, изложение, первоначально означало сведения, передаваемые устным, письменным и другим способом.

Значит, журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке, хранению и периодическому распространению актуальной социальной информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение и т.д.).

А успешный журналист – это тот человек, который доносит эту информацию более полно, своевременно и эмоционально.

Сегодня мы разделимся на 2 группы журналистов и рискнем померяться силами в столь нелегком ремесле. Кто наберет больше стикеров, та команда и победит.

Я предлагаю Вам присесть за столы и придумать название своей команды, создать эмблему команды и нарисовать ее на листе бумаги. Необходимо распределить и запомнить свои обязанности:

1. Главный редактор _____________

2. Журналист (тот, который пишет) ______________

3. Оператор (тот, который снимает) _______________

4. Монтажер ( тот, который монтирует сюжет) __________

5. Информационный менеджер ( тот, кто подбирает темы, идеи сюжетов)

Чья команда более ярко представит героев – маму и ребенка, та и победит. От каждой команды должен работать оператор.

2 задание. Эмоциональная память

В игре принимают участие индивидуальные игроки. Им раздаются тексты, которые надо будет озвучить с наиболее выразительными интонациями. После того, как будут прочитаны все предложенные тексты, определяется победитель - тот, чья информация наиболее полно отразилась в памяти слушателей.

Сказки. как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают.

Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.

-выразительный, точный текст – половина успеха сюжета на телевидении. Важно, что произносят и как произносят.

3 задание мини-викторина

Игра с командами:

Как называется предприятие, которое осуществляет подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и т.д.? (Издательство).

Предприятие, которое выпускает телевизионные передачи ( телестудия)

Совместная принадлежность авторского права на произведение нескольким лицам. (Соавторство).

Вымышленное имя, которым писатель, журналист и т.д. заменяет своё настоящее имя. (Псевдоним).

Контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением журналистской продукции. (Цензура).

Традиционное название славянской азбуки. (Кириллица).

Издание особой формы в виде одного листа, сложенного в неразрезанную тетрадь. (Буклет).

Вовсе необязательно, что все телевизионные передачи скучные. Они могут быть и веселыми, а что самое главное: они всегда чему-нибудь учат! Ребята, давайте вспомним те передачи, которые являются качественной журналистикой!

Угадайте, о какой передаче идет речь.

История, которая произошла: "Мальчик пропустил школу, его из-за этого наругали родители. Он пришел на ток-шоу жаловаться" (называют).

История, которая произошла. В городе N произошло массовое отравление. В расследовании заинтересованы все, прежде всего – журналисты.

журналистское расследование Аркадия Мамонтова.

Говорил он, между прочим,
"Красивее", "Мы так хочим",
"Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билитень",
"Поверх плана выполняем",
"Агент звонит цельный день"

(Дети должны ответить, что журналистика существует для того, чтобы обеспечивать общество информацией.)


Каждое утро в нашем почтовом ящике появляется свежая газета. И сейчас уже трудно представить себе те времена, когда не было ни газет, ни журналов, ни радио, ни телевидения. Люди не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя годы.




Почти пятьсот лет назад такая же рукописная газета появилась и у нас в стране. Она была совсем маленькая, меньше тетрадного листочка. Первыми её читателями были царь и его слуги – бояре.

Газета была очень популярна, но переписывать её было очень долго и трудно, поэтому решили печатать газеты в специальных помещениях – типографиях.


Сегодня у нас в стране выходит очень много газет: больших и маленьких, тонких (всего на одну страницу) и толстых (10 страниц и больше). Есть газеты чёрно-белые, а есть цветные. Но все они очень важны и нужны. Они помогают нам узнавать новое, повышают наш интеллект. Благодаря газетам мы узнаём, что происходит в нашей стране и в других странах.


Читайте также: