Первобытный коммунизм это в истории кратко

Обновлено: 02.07.2024

Единство и целостность раннепервобытной общины особенно ярко проявляют себя в распределении продуктов производства.

Члены раннепервобытной общины не обязательно должны были охотиться совместно - они могли действовать и группами в два, три человека и в одиночку. Но независимо от того, было добыто животное - продукт охоты - совместно или в одиночку, мясо распределялось между всеми членами общины. Такого рода расп-ределение нередко именуют уравнительным. Однако оно не предполагает с необходимостью распределения продукта между членами общины поровну, хотя и это могло быть.

Суть распределения, о котором идет речь, заключалась в том, что человек имел право на долю продукта (прежде всего, конечно, пищи), добытого членами его общины, в силу одной лишь принадлежности к общине. Никаких других оснований не требовалось. Не имело значения, участвовал человек в добывании данного продукта или не участвовал.

Что же касается размера получаемой доли, то она зависела, во-первых, от общего объема продукта, во-вторых, от потребностей данного индивида. Когда продукта было много, каждый получал, сколько хотел. Но и в период, когда продукта было недостаточно для полного удовлетворения нужд членов общины, он все равно распределялся в соответствии с реальными потребностями индивидов. Например, взрослые мужчины, занятые тяжелым физическим трудом, который требовал значительных затрат энергии, получали больше пищи, чем женщины и дети. В раннепервобытной общине распределение осуществлялось соответственно с потребностями, по потребностям.

Нетрудно понять, что описанные выше отношения распределения были ничем иным, как отношениями собственности, причем собственности общинной, общественной. Именно потому, что вся пища, совершенно независимо от того, кто ее добыл, принадлежала всем членам раннепервобытной общины вместе взятым, каждый член этой общины имел право на определенную долю этой пищи. Общинной собственностью на этой стадии была не только пища, но и все вообще предметы потребления и средства производства.

Раннепервобытная община была подлинным коллективом, настоящей коммуной. В ней действовал принцип: от каждого - по способностям, каждому - по потребностям. Соответственно отношения собственности, отношения распределения в этой коммуне следует называть коммунистическими (первобытно-коммунистическими), или коммуналистическими. Раннепервобытное общество было обществом первобытно-коммунистическим, или коммунали-стическим.

Таким образом, при рассмотрении раннепервобытной общины мы встретились с определенными отношениями распределения и тем самым - с определенными отношениями собственности. Напомню, что отношения собственности всегда существуют в двух видах. Один вид - экономические отношения собственности, существующие в форме отношений распределения и обмена. В обществе, где существует государство, экономические отношения собственности закрепляются в праве, в котором выражается воля государства. Так возникают правовые, юридические отношения собственности.

В первобытном обществе государства не было. Соответственно, не было и столь привычного для нас права. В раннепервобытном обществе не получило развитие и так называемое обычное право. Поэтому экономические отношения собственности закреплялись здесь в морали - выражении воли общества в целом. Важнейшей нормой первобытной морали было обращенное к каждому члену коллектива требование делиться пищей со всеми остальными его членами. Оно было столь само собой разумеющимся, что ни одному человеку не могло даже прийти в голову не посчитаться с ним. В этой норме выражалась и закреплялась общественная соб-ственность на пищу.

Итак, в раннепервобытном обществе также существовали не только экономические отношения собственности, но и волевые. Од-нако если в обществе с государством волевые отношения собственности были правовыми, юридическими, то в раннепервобытном обществе - моральными. Таким образом, в раннем первобытном обществе социально-экономические отношения определяли волю отдельных людей через общественную волю, мораль. Для людей раннепервобытного общества дележ продукта в масштабах общества, т.е. общины, выступал прежде всего как требование морали и осознавался как норма морали, а не как насущная экономическая необходимость, каковой в реальности он был.

Чтобы понять, почему в раннепервобытной общине существовали именно такие, а не иные отношения собственности, необходимо ознакомиться с целым рядом понятий науки о первобытной экономике - экономической этнологии. Главные из них - понятия "общественный продукт", "жизнеобеспечивающий продукт" и "избыточный продукт".

Общественный продукт - совокупность всего того, что создано обществом. В раннепервобытной общине он был общественным вдвойне: он не только создавался обществом, но и был собственностью общества. Основную массу общественного продукта не толь-ко в раннепервобытном, но и в позднепервобытном, а во многом также и в предклассовом обществе составляла пища. Как свидетельствуют данные этнографии, пища всегда была в центре внимания людей доклассового общества.

Из огромного количества высказываний этнографов по этому вопросу приведу лишь одно. “Она, - писал Ф.Белл о роли пищи в жизни меланезийцев островов Танга, - играет важную, если не самую важную роль в жизни этого примитивного народа. Их экономические усилия почти всецело направлены на производство пищи. Интересы индивида, так же как и общины, сконцентрированы главным образом на пище, и тот род жизни, который ведут эти лю-ди, в конечном счете определяется их нуждой в пище.”[17] Важно от-метить, что в этом высказывании речь идет о народе, давно пере-шедшем к земледелию и производившем довольно значительный избыточный продукт. Тем более велика была роль пищи у народов, находившихся на стадии раннепервобытного общества.

Жизнеобеспечивающий продукт - общественный продукт, абсолютно необходимый для поддержания физического существования членов первобытного коллектива. Весь общественный продукт, превышающий этот уровень, это продукт избыточный. Избыточен этот продукт вовсе не в том смысле, что не может быть потреб-лен членами общества, а лишь в том, что и без него возможно их нормальное физическое, а тем самым и социальное существование.

Пока весь общественный продукт был жизнеобеспечивающим, никакое другое распределение, кроме коммуналистического, не могло существовать. Любая другая форма распределения привела бы к тому, что часть членов общества получила бы меньше продукта, чем необходимо для поддержания их существования, и, в конце концов, погибла бы. А это привело бы к деградации и распаду самой общины. Появление сравнительно небольшого избыточного продукта также не могло сколько-нибудь существенно изменить ситуацию.

Таким образом, отношения полной собственности коллектива на весь общественный продукт, прежде всего пищу, диктовались объемом этого продукта в расчете на душу его члена, то есть продуктивностью общественного производства. А как уже указывалось, продуктивность общественного производства - это показатель уровня развития тех сил, которые создают общественный продукт, то есть производительных сил общества.

На примере раннепервобытного общества можно наглядно видеть, как уровень развития производительных сил определяет тип существующих социально-экономических отношений и как система этих отношений определяет сознание и волю людей, а тем самым - их поведение.

Если теперь сопоставить людей, находившихся на стадии первобытно-коммунистического общества, с животными, в том числе и с жившими в составе объединений, - то нетрудно заметить, что пищевой инстинкт у людей всецело находился под контролем общества. Пища среди людей распределялась в строгом соответствии с существующими в общине нормами. А так как эти нормы были коммунистическими, то каждый индивид получал долю соответственно своим потребностям.

Физически более сильные индивиды не имели никаких преимуществ перед слабыми. Они не могли ни завладеть пищей, причем даже той, что сами добыли, ни отстранить более слабых от участия в ее потреблении. Наоборот, физически более сильные и ловкие своим трудом обеспечивали существование более слабых и менее способных, а иногда и вообще не способных к труду людей. Ничего похожего на доминирование в этой сфере не существовало.

Первобытный расизм

Коммунизм

Специфический коммунизм?

Первобытный человек – наш современник

Каннибализм и коммунизм

Каннибализм и коммунизм

Военный коммунизм и нэп

Военный коммунизм и нэп Развал экономики был в значительной степени следствием политики большевиков периода гражданской войны. Стараясь сразу же установить социалистический экономический строй при одновременном выкачивании продуктов для Красной армии и голодающих

Национал-коммунизм

1. Военный коммунизм

ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО

ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО Процесс разделения труда, являющийся причиной нынешнего всеобъемлющего кризиса, также ни на минуту не дает нам понять причины сложившейся ужасающей ситуации. Мэри Лекрон Фостер (1990), несомненно, даже недооценивает проблему, допуская, что

Глава 10. Луна и первобытный счет времени

Глава 10. Луна и первобытный счет времени Где и когда впервые была осуществлена связь календаря с астрономическими факторами, археология и хронология… точного ответа не дают. Можно лишь утверждать, что произошло это в далекой древности. Каменцева, стр. 24. Я бы не стал

Глава VI Мусульманская Индия: коммунализм и универсализм

Глава VI Мусульманская Индия: коммунализм и универсализм Для мусульман Индии переход к современному обществу оказался нелегким испытанием, ни один другой мусульманский народ не испытывал таких проблем при выборе культурного и духовного наследия. Как мы уже видели,

Коммунализм

Коммунализм Конечно, далеко не все мусульмане были готовы принять национализм универсального типа. Некоторые идеалисты, правда, уже не аристократические сторонники восстановления власти Моголов, а настроенные пробритански деятели, все еще надеялись установить в Индии

Люди палеолита жили родовыми общинами, состоявшими из 20 — 30 человек, происходящих от одного предка, обычно по женской линии ( матрилинейная община ). Некоторые исследователи считают, что старшая женщина в роду была и главой общины, ее почитали и слушались как мать, непосредственно или через своих детей давшую жизнь всем членам общины ( матриархат ). Однако в наше время преобладает мнение, что в палеолитическую эпоху не было выраженного господства в обществе женщин или мужчин , и общество того времени характеризовало равноправие членов. Молодежь одинаково уважала и слушалась всех старших членов общины как более опытных: и мужчин, и женщин.

Тем не менее, археологические находки в виде выточенных из камня или вылепленных из глины статуэток в виде женщины, часто обнаженной, с резко выделенными грудью и животом (явно символизировавшими материнство), показывают, что все равно к женщине у позднепалеолитических людей было отношение особенное , она была окружена исключительным почитанием.

Родовая община напоминала одну очень большую семью: все ее члены прекрасно знали друг друга, жили под одним кровом, вместе питались одной и той же пищей, спали рядом друг с другом в соответствующей части жилища, вместе делали все хозяйственные и иные бытовые дела.

Понятие собственности практически отсутствовало: все орудия, одежда, добытая пища, прочие вещи принадлежали всей общине, и их мог брать любой из ее членов, кому в данный момент это больше других было нужно.

Сплоченность, коллективизм были важнейшим залогом выживания в постоянной суровой и безжалостной борьбе с природой. Каждый работал на благо всей общины, и все сообща защищали каждого человека из своего рода.

Добывший дичь охотник приносил ее в жилище, где ее готовили и делили за трапезой по потребности: больше кусков детям, больным, нуждающимся в постоянном поддержании сил добытчикам.

За свою работу никто не получал вознаграждения больше, чем обычную словесную похвалу, впрочем, каждый и так понимал, что от старания и упорства зависит его собственное выживание в суровых условиях того времени. Эта система общественного устройства называется первобытный коммунизм .

Как правило, отсутствовали и суровые наказания за нарушения неписаных обычаев, по которым жил род: все знали, что без поддержки общины, дружности и порядка в окружающем суровом мире не выжить, поэтому редко кто нарушал сложившиеся в роду правила. Так, у племен бушменов, живущих ныне в Южной Африке, единственным наказанием для нарушителя (как правило, это тот, кто ленится при выполнении работ) является демонстративно-насмешливое подражание всей общины его поведению.

Серьезные конфликтные ситуации внутри рода в палеолитическую эпоху встречались нечасто. Злостного ослушника решений общины или ее старших членов могли изгнать, если считали, что его расстраивающее общинную дисциплину поведение хуже, чем потеря лишних рабочих рук.

первобытный коммунизм или примитивный способ производства - это первый способ производства в истории человечества, в котором все члены сообщества обладают и разделяют основные средства жизни. Это концепция, которая берет свое начало в Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Эти мыслители утверждали, что общества охотников-собирателей традиционно основывались на равноправных социальных отношениях и общей собственности. Первобытный коммунизм предшествовал всем другим способам производства и ознаменовал появление общества, от чистого животного мира до человеческого общества..


В модели социально-экономических структур Маркса общества с примитивным коммунизмом не имели иерархических структур социального класса или накопления капитала. Энгельс предложил в 1884 году первое подробное теоретическое видение первобытного коммунизма с публикацией его книги. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

Следовательно, первобытный коммунизм - это коллективное право на основные ресурсы в социальных отношениях, таких как общество или семья, без какого-либо авторитарного режима..

  • 1 Характеристики
    • 1.1 Продуктивный недостаток
    • 1.2 Нет частной собственности на средства производства
    • 1.3 Отсутствие специализации
    • 1.4 Разделение труда
    • 1.5 Отношения производства
    • 1.6 Точка перегиба
    • 2.1 Полная демократия
    • 2.2 Отсутствие эксплуатации
    • 2.3 Хорошо спроектированные работы
    • 2.4 Уважение к окружающей среде
    • 3.1 Низкий уровень развития
    • 3.2 Очень простое производство
    • 3.3 Очень ограниченные потребности

    черты

    В примитивном коммунистическом обществе все физически здоровые люди заняты добычей пищи. Вся община делится едой, которую добывают на охоте, рыбалке или собирательстве.

    Продуктивный недостаток

    Первобытный коммунизм не производит излишков; все, что производится ежедневно, быстро расходуется, чтобы поддерживать жизнь членов общества..

    Труд не очень продуктивен и не создает никакого продукта сверх того, что строго необходимо. Равное распределение скудной пищи среди членов коммун ставит их всех на один уровень.

    Нет частной собственности на средства производства

    Это означает, что средства производства, такие как земля, инструменты и оружие, принадлежат сообществу, за исключением сугубо личной собственности, такой как одежда или личные вещи..

    То, что долгое время находилось в собственности, например, инструменты и жилье, также являлось общественной собственностью..

    Недостаток специализации

    Отсутствие специализации связано с тем, что все люди в обществе выполняют одну и ту же работу вместе. Среди выполненных работ - изготовление инструментов, сбор плодов, подготовка укрытий, охота и рыбалка..

    Разделение труда

    Существует разделение труда, при котором мужчины занимаются охотой, а женщины - добычей пищи..

    Однако в других аспектах, таких как лидерство, разделения труда нет, поскольку и мужчины, и женщины в равной степени участвуют в принятии решений..

    Беременные женщины или те, кто кормят грудью своих детей, защищены от опасностей охоты, чтобы сохранить следующее поколение.

    Производственные отношения

    В примитивном коммунизме орудия труда были настолько примитивны, что люди не могли в одиночку бороться с силами природы и диких животных. Вот почему они жили в группах или общинах, и их способ производства (охота и рыболовство) осуществлялся совместно.

    Точка перегиба

    Приручение животных и растений после неолитической революции через скотоводство и земледелие рассматривается как поворотная точка примитивного коммунизма для классового общества, поскольку за ним последовала частная собственность и рабство с неравенство, которое связано.

    Кроме того, большая часть населения стала специализироваться на различных видах деятельности, таких как ремесло, культура, философия и наука, что привело к развитию социальных классов..

    выгода

    Полная демократия

    Демократия воспринималась главным образом потому, что все члены сообщества участвуют во всех процессах принятия решений для достижения соответствующих решений, независимо от их пола..

    Отсутствие эксплуатации

    В примитивном способе производства нет никаких эксплуататоров или эксплуатируемых, поскольку существует полное равенство в производственных функциях, выполняемых всеми членами.

    Хорошо спроектированные работы

    Одни и те же профессии передаются из поколения в поколение. Поэтому роли в работе специально разрабатываются и распределяются заранее. Таким образом, меньше путаницы, и всем ясно, что они должны делать.

    Уважение к окружающей среде

    Нет воздействия на окружающую среду. Произведенные отходы почти равны нулю, и существует адекватное распределение полученных ресурсов..

    Племя и его собственность образуют некое единство, возникшее в результате способа производства, когда люди связаны друг с другом и с природой..

    недостатки

    Низкий уровень развития

    Уровень развития очень низкий. В том, что производится, нет излишков. Все, что производится, - это потреблять его практически сразу, а не для других целей..

    При ограниченных потребностях и отсутствии развития основным девизом членов первобытного коммунизма является выживание. Большая часть ежедневных усилий посвящена достижению и удовлетворению их основных потребностей. Производить больше, чем это трудно; следовательно, уровень жизни низкий.

    Очень простое производство

    Когда население сообщества увеличивается, на свободном участке формируется новое сообщество. Производство регулируется традицией, а не лидерством или рынками.

    Эта простота в способе производства дает ключ к секрету сохранения этих первобытных обществ, которые длились сотни тысяч лет.

    Ввиду того, что в инфраструктуре нет достижений, количество случаев смерти от смертельных исходов возрастает из-за болезней и нападений животных..

    Очень ограниченные потребности

    Это породило общество, которое поддерживалось в течение сотен тысяч лет таким же образом. Не было никакого прогресса или развития человека, который привел его к доминированию над природой. Это только взяло от природы то, что она предложила очень простым и элементарным способом.

    Первобытный коммунизм это способ описания экономика дарения охотников-собирателей на протяжении всей истории, где ресурсы и имущество, добытые и собранные, распределяются между всеми членами группы в соответствии с индивидуальными потребностями. В политическая социология и антропология, это также концепция, которую часто приписывают Карл Маркс и Фридрих Энгельс для происхождения, кто написал это охотник-собиратель общества традиционно основывались на эгалитарных социальных отношениях и общей собственности. [1] Основным источником вдохновения для Маркса и Энгельса были Льюис Генри Морганописания "коммунизма в жизни", практикуемые Нация ирокезов Северной Америки. [2] В марксовой модели социально-экономических структур общества с примитивным коммунизмом не имели иерархической структуры. социальный класс структуры или накопление капитала. [3]

    Энгельс предложил первую детальную разработку первобытного коммунизма в 1884 году, опубликовав книгу Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс и Энгельс использовали этот термин более широко, чем марксисты позже, и применяли его не только к охотникам-собирателям, но и к некоторым из них. натуральное сельское хозяйство сообщества. Среди более поздних ученых, включая марксистов, также нет согласия относительно исторической степени или долговечности первобытного коммунизма.

    Содержание

    Природа первобытных коммунистических обществ

    —Джон Скотт и Гордон Маршалл, 2007 г., Словарь по социологии.

    В первобытном коммунистическом обществе все трудоспособные люди занимались добычей пищи, и каждый участвовал в том, что производилось охотой и собирательством. Не было бы частной собственности, отличной от личной. [6] такие как предметы одежды и подобные личные вещи, потому что первобытное общество не производило излишков; то, что производилось, быстро потреблялось, и это происходило потому, что не существовало разделения труда, и люди были вынуждены работать вместе. Те немногие вещи, которые существовали долгое время (инструменты, Корпус) проводились коллективно, [7] по мнению Энгельса, в связи с матрилокальным местом жительства и матрилинейным происхождением. [8] Не было бы государственный.

    Одомашнивание животных и растений после Неолитическая революция через стадо и сельское хозяйство рассматривался как поворотный момент от первобытного коммунизма к классовое общество поскольку за ней последовала частная собственность и рабствос вытекающим из них неравенством. Кроме того, часть населения специализировалась на различных видах деятельности, таких как производство, культура, философия, и наука что, как говорят, приводит к развитию социальные классы. [7]


    Арнольд Петерсен использовал существование примитивного коммунизма, чтобы опровергнуть идею о том, что коммунизм идет вразрез с человеческой природой. [17]

    В одной из статей утверждается, что изображение охотников-собирателей как эгалитаристов вводит в заблуждение. Согласно статье, несмотря на то, что уровни неравенства были низкими, они все еще присутствовали, при этом средняя группа охотников-собирателей имела Коэффициент Джини 0,25 (для сравнения, это было достигнуто в Дании в 2007 году). [18] Маркс и Энгельс, однако, не утверждали, что коммунизм привел к равенству, поскольку, по их мнению, равенство было концепцией, не имеющей связи в физической реальности. [19]

    Читайте также: