Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Об особенностях организации содействия занятости инвалидов см. ст. 24.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1.

Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Порядок проведения специальных мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ мехоношина.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ТРУДОУСТРОЙСВО ИНВАЛИДОВ

Человек с ограниченными способностями, так же как и все остальные, обладает правом на получение официального места работы Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов – одна из важных сторон развития общества в каждой стране. Инвалиды так же являются членами общества, которым нужна работа. Так как инвалиды – это люди с ограниченными возможностями, имеющие нарушения здоровья, приводящее к ограничению жизнедеятельности. Это вызывает некоторые осложнения с трудоустройством и с профессиональной подготовкой. Цель государства – решить эти осложнения, предоставить инвалидам защиту и возможность трудоустройства.

Прогресс технологий на многих предприятиях автоматизирован и облегчает поставленную задачу в виде получение должностных обязанностей для инвалидов.

Зная, на какие профессии может устроиться инвалид 1,2 или 3 группы, ему будет легче найти работу. Таким образом, чем больше инвалидов знает как трудоустроиться, тем больше будет процент тех, кто работает.

Объект исследования: инвалиды 1,2 и 3 группы.

Предмет исследования: система трудоустройства в РФ.

Целью моей работы является исследование вопроса трудоустройства инвалидов в России. получение информации о особенностях трудоустройства. Что работодатель не имеет право делать по отношению к инвалиду, как происходит профессиональная подготовка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Узнать с какими ограничениями при трудоустройстве сталкивается инвалид

2. Узнать обязанности для работодателей по отношению к инвалидам

3. Узнать, как проходит профессиональная подготовка

Методы, использованные мною, для достижения цели:

1. Изучение и анализ специальной, методической и справочной литературы.

2. Анализ и синтез информации в единое целое

1.1. Возможные ограничения и обязательства для организаций

Согласно ст. 64 ТК РФ, организации не могут ограничивать права, определять косвенные или прямые преимущества при подписании трудового договора исходя из национальности, расы, оттенка кожи, статуса, возраста, пола, места жительства и других обстоятельств, которые не связаны с деловыми характеристиками инвалида.

1. Для органов исполнительной власти субъектов РФ – определять наименьшее число специализированных мест работы для трудоустройства инвалидов в каждой компании в пределах квоты

2. Для органов гос. Власти РФ – в законодательных актах определять организациям, где число специалистов превышает 100 человек, квоту для принятия инвалидов в процентном соотношении относительно среднесписочного количества специалистов должно быть не меньше 2-4%.

Квотирование не распространяется на компании с численностью сотрудников до 35 человек и фирмы, которые связанны с общественным объединением инвалидов.

1.2 Обязанности работодателя по обеспечению занятости инвалидов

Работодатели в соответствии с квотой, установленной для приема на работу инвалидов, обязаны (ч. 2 ст. 24 Закона 181-ФЗ):

1. – создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о таких рабочих местах;

2. создавать для инвалидов условия труда с учетом индивидуальной программы реабилитации (ст. 224 ТК РФ).;

3. представлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Кроме того, работодатели обязаны создавать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, если такая обязанность установлена на региональном уровне. Специальные рабочие места – это рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество таких рабочих мест определяется для каждой организации субъектами РФ в пределах установленной квоты (ст. 22 Закона N 181-ФЗ.). В случае неисполнения обязанностей по обеспечению занятости инвалидов работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

2.1 Особенности трудоустройства инвалидов 1 и 2 группы

При оформлении на работу инвалидов работодатель должен предусмотреть особые условия рабочего места для сотрудника с ограниченными возможностями. Во многих случаях шанс полного излечения таких граждан невелик и частично зависит от наличия/отсутствия профилактических и лечебных курсов. Условия труда на рабочем месте должны соответствовать:

1. Продолжительность трудовой недели для инвалидов I и II групп не должна превышать 35 часов

2. небольшое количество физических нагрузок и отсутствие стрессовых нагрузок

3. отсутствие или минимальный риск возникновения чрезвычайных ситуаций

4. меньшее количество отработанного времени оплачивается в полном объеме

Инвалиды 1 и 2 группы могут подрабатывать на сверхурочной занятости или выходить в ночное время, если это не запрещено по состоянию здоровья. Однако работники с ограниченными возможностями вправе отказаться от работ во внеурочное время.

В случае согласия на работу сверхурочно, длительность задержек для такой льготной категории не может превышать следующие нормативны:

1. 4 часа в течении 2 дней подряд;

2. 120 часов в год.

Сотрудник с ограниченными возможностями может подать заявления на два вида отпуска в год:

1. Ежегодный отпуск размером 30 календарных дней, подлежащий оплате

2. Отпуск длительностью до 60 календарных дней, но заработная плата за этот период не начисляется

К сотрудникам с ограниченными возможностями применяется 2 вида таких вычетов:

1. В размере 500 рублей. На такой вычет имеют право все представители данной категории вне зависимости от тяжести или вида заболевания или характера занятости

2. В размере 3000 рублей. На повышенную сумму вычета могут претендовать сотрудники с ограниченными возможностями 2 группы

3. Пострадавшие при испытании ядерного оружия или из-за радиационных аварий.

4. Получившие инвалидность в результате Великой Отечественной войны или военных операциях при защите страны.

Так же такие вычеты предоставляются дополнительно к стандартным вычетам за ребенка, если он начисляется.

Основные принципы при трудоустройстве инвалидов 2 группы являются:

1. Закон не запрещающий людям с ограниченными возможностями 2 группы работать и зарабатывать себе на жизнь

2. Работодатель и инвалид имеют налоговые преимущества, так как вычеты и пониженные взносы на травматизм

3. Работа не должна оказывать негативное влияние на состояние человека, а только способствовала возвращению человека к нормальной жизни.

1. Органы исполнительной власти обязаны назначать в организациях минимальное количество мест, которые предназначены для работников, имеющих инвалидность 3 или иной группы

2. Органы государственной власти обязаны в законодательном порядке устанавливать в организациях, имеющих свыше 100 сотрудников, минимальную квоту для работников-инвалидов 3 или иной группы.

За исполнением требований по трудоустройству инвалидов 1, 2, 3 групп частично следят территориальные центры занятости. Именно они владеют информацией о том, какие в организациях есть вакансии для инвалидов и действительно ли туда добросовестно устраивают лиц с ограниченными возможностями.

Территориальные центры занятости обязаны отслеживать исполнение условий квотирования. Иначе говоря, должны убеждать, что работодатели реализуют квоты, а выплаты поступают своевременно и в нужном объёме.

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. Инвалиды поступают в средние специальные или высшие учебные заведения с определенными льготами – их зачисление производится независимо от плана приема

Для инвалидов, которые нуждаются в особом уходе и в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов

При получении образования инвалидам предоставляется возможность работать по своему графику. Они могут быть зачислены на заочную форму обучения или на домашнее обучение. Так же в период обучения выплачивается стипендия в повышенном размере

Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться в специальных учебных заведениях системы Минздравсоцразвития России

Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться непосредственно на производстве\работе. Она имеет преимущество в виде наличия на предприятиях возможностей выбора профессий, сокращению сроков подготовки, более высокому обеспечению им реальной возможности получить работы с учетом состояния здоровья и степени потери трудоспособности

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации

Статья 19. Образование инвалидов

государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

3) интеграцию в общество.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Передовая система предоставления работы людям с инвалидностью действует в США, после закона 1990 года “Об американцах – инвалидах”. Люди рассматриваются как равноправные члены общества, поэтому внимание уделяется отсеиванию надуманных ограничений, которые могут помешать дальнейшей самореализации, продвижению по службе. В США нет специальных квот, вопрос решается методом налоговых льгот.

В Германии и Франции действует система квот. Предприятия, где сотрудников больше 20, по закону обязаны трудоустраивать у себя 2% людей с инвалидностью, при наличии у тех соответствующей квалификации. Так же в обеих странах уделяется внимание образованию инвалидов. Для работодателя предусмотрен ряд поощрительных мер. За каждого сотрудника – инвалида компании получают государственные единовременные выплаты.

В Великобритании людей с инвалидностью трудоустраивают специальные комиссии при социальных службах, либо государственное агентство по трудоустройству. После составления личной карты, куда входит состояние здоровья и психики, подбираются возможные варианты работы. Людям с инвалидностью выплачивают специальные пособия для оплаты услуг спецтранспорта или для оборудования рабочего места, а работодатели получают государственные денежные средства для приобретения специального оборудования, которое необходимо для работника с инвалидностью.

Так же благоприятная для инвалидов система существует в Швеции. Трудовое законодательство не предусматривает квоты. Вместо этого предприятиям и учреждениям выделяют государственные дотации за каждого работника с инвалидностью. Это система похожа на систему США. Работники с инвалидностью во время работы не лишаются пособий по инвалидности. Так же специальными средствами передвижения и оборудованием жилья занимается государство, оплачивая это за свой счет.

5.Анализ специальностей и профессий для инвалидов 1, 2 и 3 группы .

1 группа.

Нарушенных функций организма:

· проблемы внимания, памяти, мышления, интеллекта;

· расстройство языковых функций, заикание:

· слепота, глухота, отсутствие речи;

· проблемы сердца, органов дыхания, мочевыделительной функции, кожные заболевания;

Инвалидность первой группы признается самой тяжелой. Она присваивается в следующих случаях:

Внимание!

Данный сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает браузеры устаревших версий. Подробнее>>

Особенности трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Люди, частично утратившие работоспособность, хотят продолжать трудиться. Российским законодательством предусмотрен целый комплекс мер по содействию трудоустройству инвалидов, реализация которого контролируется органами исполнительной власти.

Законодательство Российской Федерации признает право инвалидов на труд и устанавливает ряд гарантий для обеспечения их трудовой занятости наравне с другими с помощью следующих мер:

  • установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, реабилитации инвалидов;
  • создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организация обучения инвалидов новым профессиям.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2013 г. № 94 регионам даны методические рекомендации по разработке мер, направленных на трудоустройство инвалидов и повышение их занятости. Органы исполнительной власти РФ обязаны разработать региональные программы по созданию условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах. Региональные программы должны включать следующие направления:

  • квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов;
  • создание условий для трудоустройства инвалидов на инклюзивном рынке труда;
  • развитие центров содействия в трудоустройстве студентов и выпускников, включая инвалидов, при государственных или муниципальных организациях профессионального образования;
  • взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность по сопровождению инвалидов при трудоустройстве, в том числе выпускников образовательных учреждений, в целях трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах.
  • организация взаимодействия с общественной палатой субъекта РФ по вопросам трудоустройства инвалидов;
  • проведение социологических опросов в целях выявления потребности инвалидов в трудоустройстве;
  • содействие самозанятости и предпринимательству инвалидов;
  • предоставление инвалидам государственных услуг в области содействия занятости населения;
  • содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ;
  • организация взаимодействия органов образования и органов службы занятости с учреждениями медико-социальной экспертизы и органами социальной защиты населения с целью реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида в части профессиональной реабилитации инвалида;
  • информирование населения о реализуемых мерах по содействию трудоустройству инвалидов.

В Челябинской области вопрос трудоустройства инвалидов находится на контроле губернатора:

Профессиональная реализация граждан с ограниченными возможностями здоровья возможна только при совпадении мотивации и интересов, как самого соискателя, так и работодателя. Порой участникам процесса мешают какие-то барьеры: отсутствие средств на оборудование рабочего места, уверенности в своих силах. Но когда есть желание – можно найти пути решения ситуации. Как раз для этого краевая служба занятости реализует ряд программ. Например, работодатели могут получить финансовую поддержку при создании условий труда, соответствующих потребностям сотрудника с инвалидностью, а граждане принять участие в различных тренингах.


Краевая служба занятости является лидером среди всех субъектов РФ по трудоустройству граждан с ограниченными возможностями здоровья. Системный подход и адресная помощь позволили трудоустроить в этом году уже более тысячи соискателей, имеющих дополнительные потребности.
Ниже развенчиваем основные мифы.

Миф 1. Инвалидам сложнее оформить документы при трудоустройстве

На самом деле, прием на работу инвалида не имеет никаких отличительных особенностей. При трудоустройстве предъявляются:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности (за исключением случаев, если работник трудоустраивается впервые);
  • документ об образовании или о квалификации, или наличии специальных знаний;
  • а также иные документы, с учетом специфики будущей работы;
  • инвалид при трудоустройстве может предъявить работодателю документы, подтверждающие его статус. Одним из таких документов является справка МСЭ, в которой обозначена группа инвалидности. Другим – индивидуальная программа реабилитации и абилитации. Этот документ содержит информацию об имеющихся ограничениях.

Миф 2. Работодатели не обязаны трудоустраивать инвалидов

Миф 3. Создание рабочих мест для инвалидов – это дорого

Миф 4. Инвалиду почти невозможно включиться в трудовой процесс, особенно – если он давно не работал

На самом деле, не стоит зря терять силы и время и оставаться наедине со своей проблемой. Лучше обратиться к специалистам, чтобы повысить свою самооценку, обрести уверенность в себе и своих силах. Это подходящая стратегия поведения для тех, кому важна занятость.
Для активизации процесса поиска работы, выработки оптимальной стратегии трудоустройства службой занятости населения инвалидам предоставляются услуги
по социальной адаптации на рынке труда, психологической поддержке, профессиональному обучению и повышению квалификации. На этих занятиях безработные граждане учатся грамотно составлять резюме, проходить собеседования и преодолевать стресс, обретают навыки самопрезентации. При этом используются разнообразные методики и приемы: арт- и телесно-ориентированная терапия, образно-рефлексивные процедуры, дискуссии, мини-лекции, упражнения на улучшение психологического состояния, избавление от тревоги и повышение мотивации к труду.
К жителям отдаленных территорий выезжают мобильные офисы службы занятости. Для желающих пройти курсовую подготовку организуется профессиональное обучение или повышение квалификации. Те, кто хотят открыть собственное дело, могут получить финансовую поддержку от 189,2 до 262 тыс. рублей в зависимости от места проживания на территории края.

Подробнее обо всех программах и услугах службы занятости можно узнать здесь или обратившись в ближайший центр занятости населения.

Читайте также: