Происхождение живого вещества 10 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Гипотеза Опарина: Гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса: Опыты Пастера, доказывающие происхождение живого от живого:Идея самопроизвольного происхождения жизни.

Лишайники.

Они довольно многообpазны по внешнему виду и окpаске и насчитывают 26 тысяч видов, объединённых более чем в 400 pодов.

Лишайники – это пример облигатного симбиоза грибов с водоpослями. По хаpактеpу полового споpоношения лишайники относят к двум классам: сумчатые (pазмножаются споpами, созpевающими в сумках), к котоpым относятся почти все pазновидности лишайников, и базидиальные (споpы созpевают в базидиях), насчитывающие всего несколько десятков видов.

По строению тела (слоевища) различают накипные (коpковые), листоватые и кустистые лишайники. Вегетативное тело накипных лишайников наиболее пpимитивно, оно бывает зеpнистым, пористым или в виде коpочек. Более pазвиты листоватые лишайники, имеющие вид более или менее pассечённых пластинок. Высоко оpганизованы кустистые лишайники, имеющие вид кустиков, свисающих нитей или пpямостоящих выpостов. Pазмножение лишайников осуществляется половым и бесполым (вегетативным) способами

Билет 7

Круговорот веществ в биосфере. Механизмы устойчивости биосферы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Происхождение живого вещества

Описание презентации по отдельным слайдам:

Происхождение живого вещества

Происхождение живого вещества

Ранние гипотезы о происхождении жизни 1. Теологические гипотезы 2. Гипотеза п.

Ранние гипотезы о происхождении жизни 1. Теологические гипотезы 2. Гипотеза панспермии 3. Гипотеза стационарного состояния

Позиции ученых-материалистов Биогенез Абиогенез

Позиции ученых-материалистов Биогенез Абиогенез

Современные гипотезы о происхождении жизни Александр Иванович Опарин (1894-19.

Образование простых органических соединений на Земле

Образование простых органических соединений на Земле

Коацерваты – белковоподобные органические соединения, содержащиеся в «первичн.

Джон Холдейн (1892-1964гг). Английский биохимик. В 1929 г. выдвинул генетичес.

Джон Холдейн (1892-1964гг). Английский биохимик. В 1929 г. выдвинул генетическую гипотезу о происхождении живого, в которой говорилось, что первоосновой появления жизни послужило возникновение ДНК.

Протобионты – простейшие живые системы, в основе которых лежат нуклеиновые ки.

Протобионты – простейшие живые системы, в основе которых лежат нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), а не белки, т. к. они служат матричной основой для синтеза белка.

Согласно современным взглядам, жизнь зародилась как результат ХИМИЧЕСКОЙ эвол.

Согласно современным взглядам, жизнь зародилась как результат ХИМИЧЕСКОЙ эволюции (абиогенно), а ее усложнение - результат БИОЛОГИЧЕСКОЙ эволюции (биогенно).

Этапы возникновения жизни на Земле 1. Синтез простых органических соединений.

Этапы возникновения жизни на Земле 1. Синтез простых органических соединений из неорганических. 2. Возникновение сложных органических соединений в виде полимерных цепей белков и нуклеиновых кислот. 3. Образование обособленных агрегатов органических веществ в виде коацерватов. 4. Появление примитивных клеток, обладающих свойствами живого организма. Химическая эволюция Биологическая эволюция

~ 7-5 млрд лет назад началось формирование планеты Земля. ~ 3,6 млрд лет наза.

~ 7-5 млрд лет назад началось формирование планеты Земля. ~ 3,6 млрд лет назад появились первые формы живого на планете. ~ 4,5 млрд лет – возраст планеты Земля.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 510 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 8. Происхождение живого вещества

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.11.2016 10377
  • PPTX 1.8 мбайт
  • 387 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Клёц Елена Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель урока: Дать основные характеристики различных гипотез происхождения жизни (живого вещества) на планете Земля.

1. Дать понятия “биогенеза” и “абиогенеза”.

2. Выделить основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И.Опарина.

3. Рассмотреть этапы эволюции: физико – химический и биологический, их особенности и прогрессивность.

1. Захаров В.Б. Общая биология: учеб.для 10 кл.общеобразоват.учреждений \ В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.Н.Сонин. – М.: Дрофа, 2005.

2. Пономарева И.Н., Корнилова О.Л., Лощилина Т.Е. Общая биология: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И. Н.Пономаревой. – М.: Вентана – Граф, 2004.

3. Сухова Т.С.. Козлова Т.А.. Сонин Н.И.. Общая биология.10-11 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику / Под ред. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2000.

4. Лебедев А.Г. Биология. Руководство для подготовки к экзаменам / А.Г. Лебедев. – М.6 ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство АСТРЕЛЬ”, 2004.

5. Лекции курсов Коваленко Г.И., ГОУ ДПО “КРИРО и ПК” г. Сыктывкар, 2010 год.

Материалы и оборудование:

1. Компьютер с видеопроектором.

2. Мультимедийная программа “Биология” Издательство “1 С Репетитор”.

3. Фотографии живых организмов на магнитной основе “Круговорот азота и углерода в природе”.

4. Презентация урока.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Технология – интеллектуально – дискуссионная игра “Дебаты”.

Работа творческих групп (2 группы), в каждой группе по 3 человека, остальные учащиеся - зрители, приглашенные учителя - судьи.

“Дебаты” - это формальный спор по определенным правилам, где две команды, защищая свои интересы и позиции некоего спорного утверждения – тезиса (“За” и “Против”), пытаются убедить судей в том, что их позиция верна.

Принципы игры “Дебаты”:

1. Обучение – обучение правилам цивилизованного спора, т.е. обучение имеет большее значение, чем победа.

2. Обязательство честности – стержень дебатов.

3. Уважение - дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновений.

Правила игры “Дебаты”:

1. В каждой команде по три участника.

2. На обсуждение выносится чётко сформулированный тезис, который одна команда должна защитить, а другая – опровергнуть.

3. Команда, защищающая тезис условно называется “Утверждающая сторона”, а команда, опровергающая тезис условно называется “Опровергающая сторона”.

4. “Дебаты” - это командная игра, поэтому у каждого члена команды есть свои обязанности:

- обосновывает его актуальность

- представляет точку зрения команды

- представляет другие аспекты стороны

- опровергает аргументы, выдвинутые

- восстанавливает точку зрения

- приводит новые доказательства

- подробно развивает отрицающую позицию

- акцентирует узловые моменты своей позиции

- выявляет уязвимые места в отрицающей позиции

- сравнивает аргументы сторон

- акцентирует узловые моменты своей позиции

- выявляет уязвимые места в утверждающей позиции

- сравнивает аргументы сторон

Правила судейской этики:

1. Честно и справедливо судить игру, не отдавая предпочтение никакой команде;

2. Вести запись хода игры и дать чёткие письменные комментарии;

3. Заполнить протокол и сдать его сразу после игры организатору;

4. Судья всегда прав!

Протокол игры “Дебаты”

Важная задача участников игры “Дебаты” состоит в том, чтобы понять, что оба мнения в споре заслуживают внимательного изучения и тщательной проработки аргументов в их поддержку.

1. Организационный момент (цель, задачи и ход урока).

2. Активизация творческих групп на работу и спор.

Учитель: отрывок из стихотворения Ю.Линника “Краски Земли”.

Пусть у нашей земли – небольшие права полустанка:
Рядовой огонек на грохочущем Млечном Пути…
Но гляди, как порхают лимонница и голубянка,
Этой гаммы вовек на далеких мирах не найти.

(Внимание на экран и фотографии на доске).

3. Работа творческих групп по регламенту (на экране через видеопроектор)

Вопросы для обсуждения (даны заранее – подготовиться дома).

1. “Биогенез” и “абиогенез”.

2. Основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И.Опарина.

3. Этапы эволюции живой материи.

- представляет команду “ Биотоп””

- формулирует утверждение “абиогенез” и “биогенез”

- обосновывает актуальность теории А.И. Опарина.

- представляет команду “ Антропоид”

- отрицает тему “абиогенез” и “биогенез”, приводит примеры метафизической теории и заселения из космоса, НЛО.

- восстанавливает точку зрения по теории А.И. Опарина

- подробно развивает отрицающую позицию об относительности различных гипотез происхождения живой материи.

- акцентирует узловые моменты своей позиции

- на современных гипотезах эволюции живой материи на планете Земля.

- сравнивает аргументы о различных гипотезах эволюции органического мира .

4. Подведение итогов работы, ответ на поставленный вопрос по слайду “Что появилось раньше – яйцо или курица?”.

5. Домашнее задание: стр 41-51, Карточка № 1, письменный вопрос “ Влияние способов обработки молока на срок его хранения” - пастеризованное, стерилизованное и парное.

Карточка № 1

Многотысячелетняя история Homo sapiens знала не одну гипотезу о путях возникновения жизни и о месте человека в системе живых существ. В этом вопросе с древности существуют две противоположные точки зрения, одна из которых утверждает возможность происхождения живого из неживого – теория абиогенеза; другая – теория биогенеза – отрицает самопроизвольное зарождение жизни.

Современные воззрения позволяют только поставить этот спор на строгую научную почву и тем самым обосновать правильность теории абиогенеза. Они дают возможность наметить те факторы, которые привели к превращению неживой материи в живую. И те пути эволюции вещества, которые могли привести к возникновению живого.

Общий уровень знаний в древнем мире был невысок, и господствовавшие в то время представления отличались своей фантастичностью. Греческий филосов Эмпедокл (V в. до н.э.) приписывал деревьям способность нести яйца. Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал аналогичные взгляды, приписывал происхождение вшей из мяса, клопы - из соков тела животных, дождевые черви – из ила прудов.

Итальянский ученый Ф.Реди (середина XVII в.) показал, что справедливый принцип “все живое – из живого”, английский ученый В.Гарвей (XVII в.) провозгласил принцип “все живое – из яйца”. Работы Л.Пастера явились переломным моментом в истории учения о происхождении жизни. [1]

Автором коацерватной теории является известный русский биохимик А.И.Опарин (1924), к аналогичным выводам пришёл английский учёный Дж.Холдейн.

Опарин считал, что переход от химической эволюции к биологической требовал обязательного возникновения индивидуальных фазово-обособленных систем, способных взаимодействовать с окружающей внешней средой, используя ее вещества и энергию.

При определенных условиях водная оболочка приобретает четкие границы и отделяет молекулу от окружающего раствора. Молекулы, окруженные водной оболочкой, могут объединяться, образуя многомолекулярные комплексы – коацерваты.

Путем включения в коацерватные капли различных катализаторов (в том числе и ферментов) можно вызывать ряд реакций, в частности полимеризацию поступающих из внешней среды мономеров. За счет этого капли могут увеличиваться в объеме и весе, а затем дробиться на дочерние образования.[1]

Первыми и наиболее важными событиями биологической эволюции после возникновения фотосинтеза и аэробного типа обмена следует считать появление эукариот и многоклеточности.

В результате взаимополезного сожительства - симбиоза – различных прокариотических клеток возникли ядерные, или эукариотические организмы. Основной “базой” для симбиоза была гетеротрофная амебоподобная клетка. Образовавшиеся подвижные эукариоты путем симбиоза с фотосинтезирующими организмами дали водоросль, или растение.

Первая попытка разрешения вопроса о происхождении многоклеточных организмов принадлежит немецкому ученому Э.Геккелю (1874), который полагал, что каждая стадия онтогенеза повторяет какую- то стадию, пройденную предками данного вида во время филогенетического развития. Представления Э.Геккеля получили название теории гастреи.

Основу современных представлений о возникновении многоклеточности составляет гипотеза И.И.Мечникова (1886) – гипотеза фагоцителлы. По предположению ученого, многоклеточные произошли от колониальных простейших – жгутиковых. Пример такой организации – ныне существующие колониальные жгутиковые типа вольвокс.

Возникновение жизни на Земле носит закономерный характер, и ее появление связано с длительным процессом химической эволюции, происходившей на нашей планете.[1]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все существующие гипотезы о происхождении жизни объясняют и показывают возможные пути возникновения живого.

Происхождение живого вещества

Происхождение живого вещества

Содержание Ранние гипотезы Теории биогенеза и абиогенеза Современные гипотезы Химический состав живой материи Этапы возникновения жизни на земле Этапы развития живого мира

Креационизм

Стационарное состояние

Теория биогенеза и абиогенеза Биогенез Абиогенез Утверждение, что все живое происходит только от живого. В прошлом биогенез противопоставляли не научным представлениям о зарождении живого из неорганического вещества. Процесс превращения неживой природы в живую. В древности и Средневековье существовало представление постоянного самозарождения жизни из неживой природы

Теория биогенеза и абиогенеза

Утверждение, что все живое происходит только от живого. В прошлом биогенез противопоставляли не научным представлениям о зарождении живого из неорганического вещества.

Процесс превращения неживой природы в живую. В древности и Средневековье существовало представление постоянного самозарождения жизни из неживой природы

 Современные гипотезы Белково-коацерватная (Опарин) Жизнь возникла в результате длительной эволюции органических соединений. Процесс образования жизни разделён на три этапа: -Возникновение органических веществ -Возникновение белков -Возникновение белковых тел

Жизнь возникла в результате длительной эволюции органических соединений. Процесс образования жизни разделён на три этапа:

-Возникновение органических веществ

-Возникновение белковых тел

Современные гипотезы Генетическая (Холдейн) Теория, согласно которой жизнь возникла благодаря появлению ДНК. В основе создания пробионтов были нуклеиновые кислоты, т.к. они служат матрицей для синтеза белков.

Теория, согласно которой жизнь возникла благодаря появлению ДНК. В основе создания пробионтов были нуклеиновые кислоты, т.к. они служат матрицей для синтеза белков.

 Химический состав живой материи Хим. состав Органические вещества Неорганические вещества Белки, жиры, углеводы Вода, минеральные соли

Химический состав живой материи

Белки, жиры, углеводы

Вода, минеральные соли

Этапы возникновения жизни на земле Химическая эволюция Жизнь появилась из неорганических веществ путём длительной эволюции органических веществ Биологическая эволюция Коацерваты→ Пробионты→ Прокариоты→ →Эукариоты

Этапы возникновения жизни на земле

Химическая эволюция

Жизнь появилась из неорганических веществ путём длительной эволюции органических веществ

Читайте также: