Антинаучные тенденции естествознания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ермолаева Екатерина Львовна 1 , Илюшина Елена Сергеевна 1 , Торопова Анастасия Игоревна 1 , Федосеева Любовь Алексеевна 1
1 ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)


Аннотация
Всю историю рациональной науке противостояла лженаука как её искажённое отражение. В разные времена это противостояние приобретало различные формы. При этом страдающей стороной неизменно выступала наука, а вместе с ней и общественный прогресс. После нескольких десятилетий затишья проблема снова стала чрезвычайно актуальной. В наши дни лженаука, создающая обширное пространство для заблуждений, считается опасностью для науки, образования и для общества в целом.

С древних времен наука неузнаваемо изменилась: открыты новые законы, появилось множество методов и теорий, подтверждающихся практикой, а антинаучные представления остались на прежнем уровне[1].

Средства массовой информации оказывают сильное воздействие на людей. Во время существования Союза Советских Социалистических Республик мистицизм и околонаучные представления сдерживались с помощью властей и прямой цензурой. После распада СССР сократилось финансирование научных исследований, резко уменьшились тиражи учебных и научных изданий, а средств на приобретение научных журналов и книг не хватало, появился мощный поток антинаучной информации. Значительно повысился интерес к сверхъестественному, ко множеству негативных проявлений иррациональности и мистицизма. Поэтому увеличилось количество публикаций о парапсихологии, экстрасенсорике, ясновиденье и астрологии, снежных людях, НЛО, которые печатались в газетах, а зачастую и в научных изданиях. В конце 90-х размах антинаучной деятельности достиг таких пределов, что для борьбы с ней при Президиуме Российской академии наук создана комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований[1].

На пути научного познания законов и явлений природы возможны два ошибочных подхода. В первом из них отрицается все ранее изведанное, предлагаются новые теории. С таким подходом навряд ли можно полностью согласиться: в процессе развития науки отвергается и заменяется далеко не всё. Например, классическая механика, основанная на законах Ньютона и принципе относительности Галилея, верна, но для скоростей, значительно меньших скорости света в вакууме, т. е. только для сравнительно медленных движений. Таким образом, она не отвергнута. Во втором подходе предлагаемые идеи рассматриваются в совершено другой плоскости. Преимущественно такой подход и приводит к антинаучным тенденциям. Околонаучные представления возникают в том случае, когда гипотезу принимаются за истинную теорию, которая будто легко доказывается экспериментом, но по факту ещё никем не проведённым.

Наука, как истинная ценность, “не нуждается в рекламе”, а антинаука умеет себя продавать. К сожалению, лженаука подчас приносит огромные денежные суммы, и она уже превратилась в самостоятельную отрасль бизнеса.

Большой интерес к неизвестному вёл человечество по пути великих открытий, но иногда – к ошибочным положениям. Однако винить людей в том, что такие истинно человеческие мотивы поведения иногда приводили их в заблуждение. В настоящее время широко распространилось увлечение культами и верованиями, особенно среди молодежи, которой не хватает культурной грамотности и образованности. Поэтому сегодня мы должны уделять больше внимания распространению и укреплению научных представлений о мире, а фундаментальные научные знания формировать основную базу мировоззрения [3].

Мировоззрение-это система взглядов, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции программы деятельности людей. Оно всегда находится в движении. Субъектом мировоззрения может быть как отдельный человек, так и социальные группы, и религиозные общности, и общество в целом. Мировоззрение выражает взаимоотношения личности и мира. Эти отношения начинаются с осознанного существования индивида – в семье.

Научное мировоззрение — это прежде всего объяснение фактов, осмысление их во всей системе соответствующей науки. Оно вскрывает причинные и закономерные связи вещей, а также предполагает предвидение и раскрытие грядущих явлений и процессов. Характерной чертой научного мировоззрения является его системность, то есть такая совокупность идей, образующая некую целостность на основании определенных теоретических принципов [1].

В каждом человеке заложено некое иррациональное начало. Иррациональная составляющая мировоззрения, а именно: познание искусства, культуры, художественных литературных ценностей-даёт человеку наибольшую радость, ощущение прелести жизни.

В мировоззрении накапливается опыт усвоения смысловой основы человеческой жизни, новые поколения людей, ознакомившись с духовным миром прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно хранят, а от чего-то решительно отказываются. Поэтому в мировоззрении человека всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности. Для расширения границ нашего познания, имеется множество различных образовательных систем, книг, телепередач. Необходимо постоянно упражнять свой ум в объяснении возникновения и существования человека, общества, мира, расширять собственные творческие знания, повышать культурную грамотность [1].

Если рассматривать состояние науки на отдельном этапе истории, то можно видеть, как изменяются представления человека о науке и научных методах познания. Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта, или осознанно, через теоретические разработки фундаментальных идей и принципов. Мировоззрение тесно связано с совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество, социальные группы и отдельная личность, а также с переживаемыми обществом стадиями его развития.

Когда человек сталкивается впервые с новым явлением, то он пытается его объяснить, используя научные доводы, а если ему не удается найти научное объяснение, то он применяет так называемые ненаучные методы, которые всегда могут объяснить всё. В процессе поиска истины важна способность человека отличать достоверный факт ото лжи.

С самого своего зарождения наука противостояла незнанию и заблуждениям, боролась с уже существующим мировоззрением людей. В средние века науку вовсе считали “лженаукой”: объясняя рациональным способом процессы, происходящие в природе, она тем самым подрывала многовековые догмы церкви, надёжно укоренившиеся в сознании людей. Может быть, и само существование лженауки тоже в чём-то полезно для рациональной науки, ведь антинаука даёт огромный толчок для дальнейшего развития правильного миропонимания.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

В последнее время многие ученые считают, что наука – производительная сила; при этом имеется в виду прежде всего естествознание. Хотя наука и не производит непосредственно материальную продукцию, но всем понятно, что в основе производства любой продукции лежат научные разработки.Поэтому, когда говорят о науке как о производительной силе, принимают во внимание не конечную продукцию того или иного производства, а ту научную информацию – своего рода продукцию, – на базе которой организуется и реализуется производство материальных ценностей.

Учитывая такой важный показатель, как количество научной информации, можно сделать не только качественную, но и количественную оценку временного изменения данного показателя и таким образом определить закономерность развития науки.

Результаты количественного анализа показывали, что темп развития науки, как в целом, так и для таких отраслей естествознания, как физика, биология и т. п., а также для математики характеризуется приростом научной продукции на 5–7 \% в год на протяжении последних 300 лет. При анализе учитывались конкретные показатели: число научных статей, изобретений и т. д. Такой темп развития науки можно охарактеризовать и по-другому. За каждые 15 лет (половина средней разницы в возрасте между родителями и детьми) объем научной продукции возрастает в е раз (е =2,72 – основание натуральных логарифмов). Это утверждение составляет сущность закономерности экспоненциального развития науки.

Что касается развития отечественной науки, то представляют интерес следующие цифры. В 1913г. в России было не более 12 тыс. научных сотрудников.

К 1976 г. их численность в СССР составила около 1,2 млн., т. е. за 63 года выросла в 100 раз.

Совершенно очевидно, что в пределах рассмотренных показателей (их, конечно, нельзя считать исчерпывающими характеристиками для сложной проблемы развития науки) экспоненциальное развитие науки не может продолжаться сравнительно долго, иначе в ближайшем будущем все население земного шара превратилось бы в научных сотрудников. При этом следует иметь в виду, что не каждый исследователь вносит существенный вклад в подлинную науку и даже в большом числе научных публикаций содержится сравнительно небольшое количество по-настоящему ценной научной информации. Дальнейшее развитие науки будет продолжаться и в будущем, но не за счет экстенсивного роста числа научных сотрудников и числа производимых ими научных публикаций, а за счет привлечения прогрессивных методов и технологий исследования, а также повышения качества научной работы.

На пути естественно-научного познания законов и явлений природы возможны два ошибочных подхода. В первом из них отрицается все ранее известное и предлагаются новые теории, которые, по мнению авторов, способны наиболее полно и правильно описать исследуемый объект. С таким подходом вряд ли можно полностью согласиться: в процессе развития науки, как правило, отвергается и заменяется чем-то новым далеко не все. Обычную систему научных понятий расширяют, выдвигают более общие теории. При этом подразумевается: все то, что мы знали раньше, – только часть того, что мы знаем теперь. Например, классическая механика Ньютона верна, но только для сравнительно медленных движений, т. е. для скоростей, значительно меньших скорости света в вакууме. Таким образом, ее место уточнено, но она не отвергнута, не выброшена, не забыта и не объявлена шарлатанством.

Во втором подходе к познанию законов окружающего мира нет полного отрицания того, что известно, но предлагаемые идеи рассматриваются в совершено другой плоскости. Преимущественно такой подход и приводит к антинаучным тенденциям, которые активизируются в последнее время и являются одним из многих следствий безысходности и разочарованности людей во всем происходящем.

Наука и антинаучные тенденции сосуществуют с древних времен. Наука с тех пор неузнаваемо изменилась: открыты новые законы, появилось множество методов и теорий, подтверждающихся практикой, а околонаучные представления остались на прежнем уровне.

Суеверия, культы и мистика с поразительной неизбежностью возникали и возникают во время кризиса в обществе. Сегодня это – парапсихология и экстрасенсы, ясновиденье и астрология, снежные люди и летающие тарелки. Удивление вызывает поразительный интерес ко всему неочевидному и невероятному. Именно такой интерес становится индикатором неустроенности общества, свидетельствует об уходе от действительности, о потере смысла и цели жизни как обществом, так и отдельной личностью.

Особый счет следует предъявить средствам массовой информации. В странах бывшего Советского Союза продуктом гласности стало раскрепощение общественного сознания, в котором по существу произошли глубокие и плодотворные перемены. Однако наряду с исключительно важными и принципиально значимыми переменами оказались развязанными силы потустороннего и мистического, силы, которые долгие годы сдерживались как мощью власти и прямой цензурой, так и верой в правоту официальной линии.

На все происходящее можно взглянуть и с другой стороны. По сути дела происходит смена одной системы мифов другими, которые по-прежнему отражают лишь альтернативное мифологическое мышление. Отступление к мифологическому мышлению, некритическому восприятию наблюдаемых явлений никоим образом не означают создание какой-то новой альтернативной науки, системы знаний, отличных от знаний, сложившихся в процессе длительного развития мировой науки. Мы видели печальные результаты такого опыта в биологии при утверждении так называемого учения Т. Лысенко, насаждавшегося уже политическими методами. К сожалению, опасность подобного рода событий не исключена и сегодня. Хотелось иметь уверенность в том, что наука в итоге устоит в борьбе со всеми, кто посягнет на ее завоевания.

В то же время, многие учения с целью создания авторитета называются наукой. Таковы, например, научная астрология и научный коммунизм. Состояние методологической культуры многих представителей отечественной научной и технической интеллигенции, несомненно, связано с общим кризисом, постигшим нашу официальную философию, науку и идеологию, да и культуру в целом.

В настоящее время широко распространилось увлечение культами и верованиями, в основном восточного толка, с поразительным упорством насаждающееся среди молодежи и интеллигенции, особенно той, которой не хватает культуры и образованности. Поэтому так удивляет отсутствие (за редким исключением) аргументированной критики всего происходящего со стороны настоящей интеллигенции и серьезных изданий.

Глубокий интерес к неизвестному, будь то наше личное будущее или поведение далеких миров, вел человечество по пути великих открытий. Мы не можем винить людей в том, что такие истинно человеческие мотивы поведения иногда приводили к ошибочным положениям и никогда не были столь прямыми и последовательными, как в дальнейшем представляется логическому уму и холодному рассудку. Но сегодня, более чем когда бы то ни было, мы должны уделять внимание распространению и укреплению научных представлений о мире и о себе, видя в фундаментальных научных знаниях основную базу для формирования мировоззрения.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Предисловие
Читать: Часть i. естествознание и современный мир
Читать: Глава i. естествознание и окружающий мир
Читать: 1.1. роль естествознания в формировании профессиональных знаний
Читать: 1.2. естествознание в изменяющемся мире
Читать: 1.3. фундаментальные и прикладные проблемы естествознания
Читать: 1.4. естествознание и математика
Читать: 1.5. развитие естествознания и антинаучные тенденции
Читать: 1.6. естествознание и нравственность
Читать: 1.7. рациональная и реальная картина мира
Читать: 1.8. естественно-научные и религиозные знания
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Глава ii. естественно-научное познание окружающего мира
Читать: 2.1. естественно-научное познание - процесс постижения истины
Читать: 2.2. формы естественно-научного познания
Читать: 2.3. методы и приемы естественно-научных исследований
Читать: 2.4. научное открытие и доказательство
Читать: 2.5. эксперимент - основа естествознания
Читать: 2.6. современные средства естественно-научных исследований
Читать: 2.7. важнейшие достижения современного естествознания
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Часть ii. фундаментальные законы и концепции естествознания
Читать: Глава 3. фундаментальные принципы и законы
Читать: 3.1. физика - фундаментальная отрасль естествознания
Читать: 3.2. концепция атомизма и универсальность физических законов
Читать: 3.3. фундаментальные взаимодействия
Читать: 3.4. концепции материи, движения, пространства и времени
Читать: 3.5. принцип относительности и инвариантность
Читать: 3.6. свойства пространства, времени и законы сохранения
Читать: 3.7. фундаментальные законы ньютона
Читать: 3.8. статистические и термодинамические свойства макросистем
Читать: 3.9. термодинамические законы
Читать: 3.10. электромагнитная концепция
Читать: 3.11. корпускулярно-волновые свойства света
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Глава 4. атомный и нуклонный уровни организации материи
Читать: 4.1. эволюция представлений о строении атомов
Читать: 4.2. постулаты бора
Читать: 4.3. корпускулярно-волновые свойства микрочастиц
Читать: 4.4. вероятностный характер микропроцессов
Читать: 4.5. элементарные частицы
Читать: 4.6. строение атомного ядра
Читать: 4.7. ядерные процессы
Читать: 4.8. перспективы развития физики микромира
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Часть iii. естественно-научные концепции развития
Читать: Глава 5. концепция развития и эволюция вселенной
Читать: 5.1. сущность концепции развития
Читать: 5.2. эволюция вселенной
Читать: 5.3. структура вселенной
Читать: 5.4. средства наблюдения объектов вселенной
Читать: 5.5. проблема поиска внеземных цивилизаций
Читать: 5.6. солнечная система - часть вселенной
Читать: 5.7. земля - планета солнечной системы
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Глава 6. эволюция естественно-научных знаний о веществе
Читать: 6.1. развитие химических знаний
Читать: 6.2. управление химическими процессами
Читать: 6.3. синтез химических веществ
Читать: 6.4. современный катализ
Читать: 6.5. образование земных и внеземных веществ
Читать: 6.6. природные запасы сырья
Читать: 6.7. органическое сырье
Читать: 6.8. новые химические элементы и изотопы
Читать: 6.9. перспективные химические процессы
Читать: 6.10. синтетические материалы
Читать: 6.11. традиционные материалы с новыми свойствами
Читать: 6.12. перспективные материалы
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Глава 7. биосферный уровень организации материи
Читать: 7.1. основополагающие жизненные системы
Читать: 7.2. равновесие биохимических процессов
Читать: 7.3. носитель генетической информации
Читать: 7.4. генетические свойства
Читать: 7.5. белки - основа живых систем
Читать: 7.6. строение и разновидности клеток
Читать: 7.7. современное представление о происхождении жизни
Читать: 7.8. предпосылки эволюционной идеи
Читать: 7.9. эволюция жизни
Читать: 7.10. растительный и животный мир
Читать: 7.11. человек - феномен природы
Читать: 7.12. жизнеобеспечение человека
Читать: 7.13. продление жизни организма
Читать: 7.14. формирование ноосферы
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Часть iv. естественно-научные основы современных технологий, энергетики и экологии
Читать: Глава 8. концепции развития современных технологий и энергетики
Читать: 8.1. развитие технических средств информационных технологий
Читать: 8.2. современные средства накопления информации
Читать: 8.3. мультимедийные системы и виртуальный мир
Читать: 8.4. микро- и наноэлектронная технологии
Читать: 8.5. лазерные технологии
Читать: 8. 6. современные биотехнологии
Читать: 8.7. генные технологии
Читать: 8. 8. проблемы клонирования
Читать: Контрольные вопросы
Читать: глава 9. естественно-научные проблемы энергетики
Читать: 9.1. современное представление об энергии
Читать: 9. 2. преобразование и потребление энергии
Читать: 9.3. эффективность производства и потребления энергии
Читать: 9.4. тепловые электростанции
Читать: 9.5. повышение эффективности энергосистем
Читать: 9.6. гидроисточники и геотермальные источники энергии
Читать: 9.7 гелиоэнергетика
Читать: 9.8 энергия ветра
Читать: 9.9. атомная энергетика
Читать: 9.10. особенности развития отечественной энергетики
Читать: 9.11. энергии мирового океана
Читать: 9.12. энергетика будущего
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Глава 10. естественно-научные аспекты экологии
Читать: 10.1. глобальные катастрофы и эволюция жизни
Читать: 10.2. биосфера и предотвращение экологической катастрофы
Читать: 10.3. природные катастрофы и климат
Читать: 10.4. парниковый эффект и кислотные осадки
Читать: 10.5. сохранение озонового слоя
Читать: 10.6. водные ресурсы и проблемы их сохранения
Читать: 10.7. потребление энергии и среда нашего обитания
Читать: 10.8. радиоактивное воздействие на биосферу
Читать: 10.9. естественно-научные проблемы защиты окружающей среды
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Глава 11. гармония трудовой деятельности людей и природы
Читать: 11.1. обновление энергосистем
Читать: 11.2. промышленность, автотранспорт и окружающая среда
Читать: 11.3. города и природа
Читать: 11.4. решение проблем утилизации
Читать: 11.5. перспективные материалы, технологии и окружающая среда
Читать: Контрольные вопросы
Читать: заключение
Читать: словарь специальных терминов
Читать: Указатель имен

В недалеком прошлом естествознание считалось производительной силой. Хотя оно и не производит непосредственно материальную продукцию, но очевидно, что в основе производства любой продукции лежат естественно-научные разработки. В последнее время естественно-научные знания принято считать базовым ресурсом экономики, по своей значимости превосходящим традиционные капитал, рабочую силу и материальные ресурсы. При такой оценке принимают во внимание не столько конечную продукцию того или иного производства, сколько естественно-научную информацию, на базе которой организуется и реализуется производство материальных ценностей.

Учитывая такой важнейший показатель, как объем научной информации, можно сделать не только качественную, но и количественную оценку временного изменения данного показателя и таким образом определить закономерность развития науки.

Результаты количественного анализа показывают, что темп развития науки как в целом, так и для таких отраслей естествознания, как физика, биология и т. п., а также для математики, характеризуется приростом научной продукции на 5–7 % в год на протяжении последних 300 лет. При анализе учитывалось число научных статей, изобретений и т. п. Такой темп развития науки можно охарактеризовать и по-другому. За каждые 15 лет (половина средней разницы в возрасте между родителями и детьми) объем научной продукции возрастает в е раз (е = 2,72 – основание натурального логарифма). Это утверждение отражает закономерность экспоненциального развития науки.

Из нее вытекают следующие выводы. За каждые 60 лет научная продукция увеличивается примерно в 50 раз. За последние 30 лет такой продукции создано приблизительно в 6,4 раза больше, чем за всю историю человечества. В этой связи к многочисленным характеристикам XX в. вполне оправданно можно добавить еще две – век знаний и век науки.

Что касается развития отечественной науки, то представляют интерес следующие цифры. В 1913 г. в России было не более 12 тыс. научных работников. К 1976 г. в СССР их было около 1,2 млн, т. е. за 63 года численность научных работников выросла в 100 раз.

Совершенно очевидно, что в пределах рассмотренных показателей (их, конечно, нельзя считать исчерпывающими для характеристики сложной проблемы развития науки) экспоненциальный рост науки не может продолжаться сравнительно долго, иначе в ближайшем будущем все население земного шара превратилось бы в научных работников. При этом следует иметь в виду, что не каждый исследователь вносит существенный вклад в подлинную науку и даже в большом числе научных публикаций содержится сравнительно небольшое количество по-настоящему ценной научной информации. Дальнейшее развитие науки будет продолжаться и в будущем, но не за счет экстенсивного роста числа научных работников и числа производимых ими научных публикаций, а за счет привлечения прогрессивных методов и технологий исследования, а также повышения качества научной работы.

На пути естественно-научного познания законов и явлений природы возможны два ошибочных подхода. В первом из них отрицается все ранее известное и предлагаются новые теории, которые, по мнению их авторов, способны наиболее полно и правильно описать исследуемый объект. С таким подходом вряд ли можно полностью согласиться: в процессе развития науки, как правило, отвергается и заменяется чем- то новым далеко не все. Обычную систему научных понятий расширяют, выдвигают более общие теории. При этом подразумевается: все то, что мы знали раньше, – только часть того, что мы знаем теперь. Например, классическая механика Ньютона верна, но только для скоростей, значительно меньших скорости света в вакууме. Таким образом, ее место уточнено, но она не отвергнута, не выброшена, не забыта и не объявлена шарлатанством.

Во втором ошибочном подходе к познанию законов окружающего мира нет полного отрицания того, что известно, однако предлагаемые идеи рассматриваются в совершенно другой плоскости. Преимущественно такой подход и приводит к псевдонаучным тенденциям, которые активизируются в последнее время и являются одним из многих следствий чувства безысходности и разочарованности людей во всем происходящем.

Наука и псевдонаучные тенденции сосуществуют с древних времен. Наука с тех пор неузнаваемо изменилась: открыты новые законы, появилось множество методов и теорий, подтверждающихся практикой, а псевдонаучные представления остались на прежнем уровне.

Псевдонауку можно определить как область деятельности, которая при поверхностном взгляде имеет сходство с наукой, но принципиально отличается от нее внутренним содержанием и сферой приложения. В частности, она не является средством естественно-научного познания и не создает базы для развития технологий. Псевдонаука стремится быть похожей на науку, она маскируется под нее, но решает в обществе другую, психологическую задачу.

Главные потребители продукции псевдонауки – государство (для проектов чудо-оружия) и граждане (для волшебных лекарств и литературы на псевдонаучные темы). Что же толкает человека в объятия колдунов в третьем поколении, специалистов по отвороту и привороту, гарантирующих успех в 500 % случае (это не шутка, так в одной газете и было написано)? Это прежде всего личные и общественные неудачи. Человек в такой ситуации чаще всего обращается к псевдонауке, к мистике. Как показывают социологические исследования, сегодня по степени интереса к псевдонауке Россия занимает одно из первых мест в мире, далеко обогнав страны Запада.

Другой противоположный аргумент – любая новая теория принималась не сразу, сначала ее считали псевдонаукой, а наиболее революционные – например теория относительности – завоевали признание очень нескоро. Такой аргумент тоже неверен. Новые теории, выдвинутые в рамках науки, не имеют признаков псевдонауки и не считаются ею. Конечно, если положение новых теорий выглядит непривычно, то для их широкого признания нужны достаточно весомые основания – предсказанные результаты экспериментов и их объяснение.

Есть ли вред от псевдонауки? Человек, приучившийся все воспринимать некритически, отучившись думать, становится легкой добычей всяческих жуликов, т. е. тех, которые обещают сделать несметные деньги прямо из воздуха, построить завтра рай на земле и решить все проблемы, и тех, которые берутся за тридцать часов научить всему – хоть иностранному языку, хоть каратэ.

В естествознании иногда бывает так, что полученные результаты измерений не вписываются в рамки старой теории. Вопрос о том, в рамки какой теории они не вписываются. Если речь идет, например, о необычных магнитных свойствах или необычно низком сопротивлении керамического образца, изготовленного из оксидов меди и лантана, то это странно (мы привыкли, что керамика – это диэлектрик) и надо бы разобраться тщательно и перемерить семь раз. Ho зато тот, кто разобрался (а не прошел мимо), открыл высокотемпературную сверхпроводимость. Неожиданности в науке бывают. Более того, в неожиданных результатах есть особая прелесть – к их достижению всегда стремятся.

На пути естественно-научного познания законов и явлений природы возможны два ошибочных подхода. В первом из них отрицается все ранее известное и предлагаются новые теории, которые, по мнению авторов, способны наиболее полно и правильно описать исследуемый объект. С таким подходом вряд ли можно полностью согласиться: в процессе развития науки, как правило, отвергается и заменяется чем-то новым далеко не все. Обычную систему научных понятий расширяют, выдвигают более общие теории. При этом подразумевается: все то, что мы знали раньше, – только часть того, что мы знаем теперь. Например, классическая механика Ньютона верна, но только для сравнительно медленных движений, т. е. для скоростей, значительно меньших скорости света в вакууме. Таким образом, ее место уточнено, но она не отвергнута, не выброшена, не забыта и не объявлена шарлатанством.

Во втором подходе к познанию законов окружающего мира нет полного отрицания того, что известно, но предлагаемые идеи рассматриваются в совершено другой плоскости. Преимущественно такой подход и приводит к антинаучным тенденциям, которые активизируются в последнее время и являются одним из многих следствий безысходности и разочарованности людей во всем происходящем.

Наука и антинаучные тенденции сосуществуют с древних времен. Наука с тех пор неузнаваемо изменилась: открыты новые законы, появилось множество методов и теорий, подтверждающихся практикой, а околонаучные представления остались на прежнем уровне.

Суеверия, культы и мистика с поразительной неизбежностью возникали и возникают во время кризиса в обществе. Сегодня это – парапсихология и экстрасенсы, ясновиденье и астрология, снежные люди и летающие тарелки. Удивление вызывает поразительный интерес ко всему неочевидному и невероятному. Именно такой интерес становится индикатором неустроенности общества, свидетельствует об уходе от действительности, о потере смысла и цели жизни как обществом, так и отдельной личностью.

Особый счет следует предъявить средствам массовой информации. В странах бывшего Советского Союза продуктом гласности стало раскрепощение общественного сознания, в котором по существу произошли глубокие и плодотворные перемены. Однако наряду с исключительно важными и принципиально значимыми переменами оказались развязанными силы потустороннего и мистического, силы, которые долгие годы сдерживались как мощью власти и прямой цензурой, так и верой в правоту официальной линии.

На все происходящее можно взглянуть и с другой стороны. По сути дела происходит смена одной системы мифов другими, которые по-прежнему отражают лишь альтернативное мифологическое мышление. Отступление к мифологическому мышлению, некритическому восприятию наблюдаемых явлений никоим образом не означают создание какой-то новой альтернативной науки, системы знаний, отличных от знаний, сложившихся в процессе длительного развития мировой науки. Мы видели печальные результаты такого опыта в биологии при утверждении так называемого учения Т. Лысенко, насаждавшегося уже политическими методами. К сожалению, опасность подобного рода событий не исключена и сегодня. Хотелось иметь уверенность в том, что наука в итоге устоит в борьбе со всеми, кто посягнет на ее завоевания.

В то же время, многие учения с целью создания авторитета называются наукой. Таковы, например, научная астрология и научный коммунизм. Состояние методологической культуры многих представителей отечественной научной и технической интеллигенции, несомненно, связано с общим кризисом, постигшим нашу официальную философию, науку и идеологию, да и культуру в целом.

В настоящее время широко распространилось увлечение культами и верованиями, в основном восточного толка, с поразительным упорством насаждающееся среди молодежи и интеллигенции, особенно той, которой не хватает культуры и образованности. Поэтому так удивляет отсутствие (за редким исключением) аргументированной критики всего происходящего со стороны настоящей интеллигенции и серьезных изданий.

Глубокий интерес к неизвестному, будь то наше личное будущее или поведение далеких миров, вел человечество по пути великих открытий. Мы не можем винить людей в том, что такие истинно человеческие мотивы поведения иногда приводили к ошибочным положениям и никогда не были столь прямыми и последовательными, как в дальнейшем представляется логическому уму и холодному рассудку. Но сегодня, более чем когда бы то ни было, мы должны уделять внимание распространению и укреплению научных представлений о мире и о себе, видя в фундаментальных научных знаниях основную базу для формирования мировоззрения.

Читайте также: