Смутное время в астрахани кратко

Обновлено: 08.07.2024

Летом 1606 года в северной земле началось одно из самых крупных восстаний эпохи Смутного времени на Руси. Главной силой восстания были закрепощенные крестьяне и холопы. Вместе с ними в восстании участвовали казаки, посадские люди, стрельцы пограничных городов. Особенностью восстания был его многонациональный характер. Среди восставших можно было встретить марийцев, мордву, чувашей, татар.

Одним из крупнейших центров борьбы была Астрахань. Астраханские события выходят далеко за рамки восстания под предводительством И. Болотникова. Правительству удалось подавить это движение лишь в 1614 году, начало же открытой борьбы в Астрахани относится еще к последнему году царствования Б. Годунова.

Годом начала восстания в Астрахани можно считать 1605 год. В это время в Астрахани вербовали на службу "гулящих людей". Их жалование задерживалось. Казаки голодали и роптали.
Восставшие казаки весной 1606 года, придя на волжские низовья. Решили идти на Москву.

В 1605-1606 годах в Москве царствовал Лжедмитрий I, который находился с казаками Илейки Муромца в переписке.
Астраханские низы приветствовали воцарение на престол Лжедмитрия I, считая его законным царем. "Святитель Феодосий мужественно противился тому, внушая народу, что именующий царем Дмитрием Ивановичем есть самозванец . ", - записано в Ключаревской летописи. Но слова архиерея лишь обозлили народ. Его хотели убить, но вскоре с бесчестием отправили в Москву.

Восстание в Астрахани было направлено не только против дворян, но и против торговых людей. Толпы народа начали громить торговые лавки. Движущей силой восстания была беднейшая часть горожан (холопы, ярыжки, работные люди) , кроме того, в восстании активно участвовали стрелки и казаки.
Силы восставших были разрозненны. Не было строгой дисциплины.
После смерти Лжедмитрия I в Москве боярину Федору Шереметьеву удалось подавить восстание в Астрахани.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.

Травникова Марина Николаевна

Восстание в Астрахани Летом 1606 г. в Северской земле началось восстание под предводительством И. И. Болотникова. Крепостные крестьяне Холопы, посадские люди Казаки, стрельцы

Восстание в Астрахани

Летом 1606 г. в Северской земле началось восстание под предводительством И. И. Болотникова.

Холопы, посадские люди

Астрахань стала одним из центров восстания Восстание в городе было направлено не только против дворян, но и против торговых людей.

Астрахань стала одним из центров восстания

Восстание в городе было направлено не только против дворян,

но и против торговых людей.

Начало восстания в Астрахани- 1605 год

 Силы восставших были разрознены Не было строгой дисциплины После смерти Лжедмитрия I в Москве боярину Федору Шереметьеву удалось подавить восстание .

Силы восставших были разрознены Не было строгой дисциплины

После смерти Лжедмитрия I в Москве боярину Федору Шереметьеву удалось подавить восстание .

Новый подъем восстания В 1612 г. к Астрахани подошли войска одного из атаманов Болотникова Ивана Заруцкого. К этому времени он служил и на стороне польского короля Сигизмунда III, и у Лжедмитрия II.

Новый подъем восстания

Заруцкий вместе с бывшей женой Лжедмитрия I Мариной Мнишек, ставшей его женой, прибыл в Астрахань

Заруцкий послал Ивану Андреевичу Голицыну письмо, чтобы он встретил Марину как подобает царице. В городе вспыхнуло восстание из-за подстрекательства монахов. Сил для обороны города было мало. Но Голицын действовал решительно. Он изгнал монахов Троицкого монастыря. Заманив в город 300 казаков Заруцкого, казнил их. Заруцкий не решился на штурм города.

Заруцкий послал Ивану Андреевичу Голицыну письмо, чтобы он встретил Марину как подобает царице.

В городе вспыхнуло восстание из-за подстрекательства монахов. Сил для обороны города было мало.

Но Голицын действовал решительно. Он изгнал монахов Троицкого монастыря. Заманив в город 300 казаков Заруцкого, казнил их. Заруцкий не решился на штурм города.

Астраханское царство являлось богатым торгово-промышленным и стратегически важным регионом России. Этот форпост России на юге был сильно отдален от центра страны и соседствовал с многочисленными татарскими народами, только недавно подчинившимися царской власти. Ввиду своей стратегической важности город был укреплен каменным кремлем и имел сильный стрелецкий гарнизон, включавший даже конный приказ. На усиление его раз в один-два года прибывали, сменяясь, московский и казанские приказы — сопровождая новых воевод. Стрельцы были необходимы для защиты купеческих и посольских караванов от разбойных нападений волжских, терских и донских казаков и татар.

Сегодня мы вам расскажем о небесном покровителе нашего города и первом астраханском митрополите Иосифе. Как его жизнь была наполнена неспокойными событиями, так и память о нем претерпевала весьма серьезные изменения. От полного отрицания и обвинений в предательстве до возведения в сан священномученика. Противоречивая, сложная, неоднозначная, но, несомненно, трагическая история, о которой стоит знать каждому астраханцу.


Митрополит Иосиф



Владыку Феодосия посадили под стражу, нескольких священников Успенского собора, попытавшихся заступиться за него, казнили. Разгар бунта был ужасен, а ненависть толпы неудержима: кого-то растерзали, кого-то сожгли на костре. Отец Иоанна Климент служил Феодосию и пользовался его особым расположением. Конечно, мятежники ворвались и в его дом. Рассердившись, что не застали хозяев, ударили по голове их маленького сына. Иоанн выжил, но в дальнейшем его мучили приступы головной боли и тремор головы.

Конечно, источники, повествующие о событиях тех лет, иногда друг другу противоречат. По некоторым материалам, на Иоанна чуть ли не пальцем указали с требованием сбросить с раската. Но мать спрятала его в Троицком монастыре. Так ли все происходило, мы точно не знаем, но достоверно известно, что Троицкий монастырь действительно заменил Иоанну родной дом. Сверстники часто смеялись над мальчиком из-за того, что его голова тряслась и из-за этого, возможно, Иоанн держался обособленно от других детей. В Троицком монастыре он обучался грамоте, все более проникаясь церковными идеями.

Иоанн еще был подростком, а через Астрахань уже прошел целый караван самозванцев: лжецаревич Август, якобы сын сына Ивана IV и Анны Колтовской, лжецаревич Лаврентий, якобы внук Грозного и сын царевича Ивана. В степной округе друг за другом являлись: царевич Федор, царевич Клементий, царевич Савелий, царевич Семен, царевич Василий, царевич Ерошка, царевич Гаврилка, царевич Мартынка – якобы сыновья царя Федора Ивановича (брата Ивана Грозного).


Иван Заруцкий

В 1654—1655 гг. разразилась самая крупная эпидемия чумы XVII века на Руси. Города охватила паника и по некоторым оценкам, число жертв достигало несколько сотен тысяч. Свирепствовала она и в Астрахани. 31 мая 1654 г. от нее скончался в Астрахани архиепископ Пахомий. Он до последних дней не покидал своей паствы — служил в храме и принимал народ. Священники, проводящие обряды отпевания, оказались легкой добычей для инфекции. Иосифа моровое поветрие застало в первопрестольной. Он прибыл с грузом помощи от Троицкого монастыря для русской армии, воюющей против поляков за присоединение Украины к России. Вернуться в Астрахань ввиду начавшейся эпидемии было невозможно — возле Москвы выставили заставы. Бедствие не прекращалось несколько месяцев. Пребывая на столичном подворье, он, как и многие священники, выполнял свою скорбную миссию. В столицу вернулся патриарх Никон, удалившийся из Москвы вместе с царской семьей. В поисках кандидата на опустевшую Астраханскую кафедру он обратил внимание на Иосифа. 4 мая 1656 г. состоялась хиротония архимандрита Иосифа в архиепископа Астраханского. В Москве в Успенском соборе кремля таинство рукоположения совершал сам патриарх Никон в сослужении большого числа духовенства, в том числе Антиохийского патриарха Макария. На хиротонии присутствовал и государь Алексей Михайлович.


Патриарх Никон

Но более всего Никон был не согласен с тем, что церковь должна подчиняться государству. В одном из своих богословских произведений он сравнил власть верховного архиерея (свою) с Солнцем, а власть царя с Луной, намекая на то, что луна лишь отражает солнечный свет. Отношения царя и патриарха постепенно охлаждались, пока не переросли в противостояние. В 1658 г. Никон покинул патриаршество в надежде, что царь будет вынужден просить его вернуться. Но напрасно. Восемь лет пустовала кафедра патриарха. Оставлять ситуацию в подобном виде было нельзя и Алексею Михайловичу пришлось применить довольно много усилий, дабы избавиться от непокорного владыки. В этом ему нужна была помощь священнослужителей.

Тем же вечером были разосланы по Воскресенскому монастырю стрельцы, чтобы всех допросить, грозя пытками и дальними ссылками. На всю монастырскую братию царские посланники навели такой ужас, что те были готовы отречься от патриарха. Сам же Никон все обвинения категорически отрицал и держался гордо, уверенный в своей правоте.

Иосиф оказался в составе комиссии не случайно. Именно Паисий Лигарид посоветовал царю Алексею Михайловичу пригласить восточных патриархов для суда над Никоном. А вот ответственную миссию их встретить возложили на плечи астраханского архиепископа. Пожалуй, это та ситуация, когда сделали предложение, от которого нельзя было отказаться. Хотя, может мы и заблуждаемся.


Патриарх Макарий Антиохийский. Миниатюра XVII века

Вместе с восточными патриархами apxиепископ Иосиф участвовал, как член собора, в суде над патриархом Никоном в ноябре и декабре месяцах 1666 г. и в низложении патриарха 12 декабря того же года. После суда и отлучения Никона его архирейскую мантию и посох отобрали, а вещи эти принял и отвез в Москву именно астраханский архиепископ. Этот факт ему еще припомнят, но об этом позже.


Интересен тот факт, что оба патриарха на тот момент считались в Константинополе лишёнными своих кафедр решением Собора в Константинополе (в вину им было вменено долгое отсутствие в своих патриархиях, которое произошло как раз из-за просьбы Алексея Михайловича посетить Россию и принять участие в Большом Московском соборе), но в Москве известие о том получили уже после суда над Никоном. Русскому государю пришлось хлопотать перед Константинопольским патриархом, дабы тот свои решения о лишении кафедр Александрийского и Антиохийского патриархов отменил.

Читайте также: