Живопись при александре 3 кратко

Обновлено: 25.06.2024

Семья Александра III и искусство

Пятница, 05 Марта 2010 г. 11:19

Как уже отмечалось ранее, образование в семье Романовых было основательным и разносторонним. Эту традицию ввела еще Екатерина II, которая в силу своей мудрости и предусмотрительности, желала видеть своих внуков людьми высококультурными и способными грамотно управлять государством. Конечно, обучение девочек и мальчиков отличалось разными нюансами, так девочек не учили военной стратегии и тактике, они не занимались ружейными приемами и фортификацией, хотя лихо скакали на лошадях и прекрасно разбирались в формах и званиях военных, имея под своим покровительством разнообразные воинские формирования. Но вот изящным искусствам обучались и те и другие в полном объеме, который включал занятия танцами, игру как минимум на одном музыкальном инструменте, освоение навыков рисунка и живописи. Так воспитатель старшего сына Александра III Г.Г. Данилович во всеподданнейшей записке "Об устройстве учебных занятий великого князя Николая Александровича на предстоящий 1877-1878 учебный год" пишет: "Рисование и уроки на фортепиано вводятся с целью развития органов зрения и слуха; по всем вероятиям, занятия по этим предметам откроют впоследствии возможность преследовать в образовании и эстетические цели".


Laurits Regner Tuxen The Family of Christian IX and Queen Louise of Denmark 1885

(Семейство Кристиана IX и королевы Луизы Дании)


Неизвестный художник Портрет Великой княгини (императрицы) Марии Федоровны 1880


Неизвестный художник Портрет Александра III 1895

Рисунок и живопись были постоянными предметами в период обучения детей Романовых, а это по два часа в неделю в течение восьми лет. Под руководством опытных преподавателей все, в разной степени, овладевали техникой рисования и живописи. Сам будущий император Александр III обучался рисованию у профессора живописи Николая Ивановича Тихобразова. Сохранилось несколько очень приятных рисунков августейшей четы.


Император Александр III Вид на бухту и город


Император Александр III Морской пейзаж 1856


Императрица Мария Федоровна Старое дерево


Письмо императрицы Марии Федоровны с собственным рисунком (автопортрет), сыну цесаревичу Николаю Александровичу 30 октября 1890

Императрица Мария Федоровна (датская принцесса Дагмар) любовь к искусству и занятиям живописью унаследовала "от своей матушки королевы датской, которая сама писала очень усердно картины, почему и принцесса Дагмара занималась искусством со своей августейшей родительницей" (А.П.Боголюбов). После восшествия на престол в 1881 году Александр III оставил занятия живописью, сохранив на всю жизнь любовь к искусству

Крамской И. Н. Веер Марии Федоровны с портретами Александра III и их детей Николая, Георгия, Ксении, Михаила и Ольги 1886


Дети императора Александра III и императрицы Марии Федоровны:
Михаил, Ксения, Георгий и наследник Николай (без Ольги) 1886


Слева направо: цесаревичНиколай, великий князь Георгий, императрица Мария Федоровна, великая княжна Ольга, великий князь Михаил, великая княжна Ксения и император Александр III Ливадия, Крым. Май 1893

Все дети Александра III получили хорошее домашнее образование, в рамках которого прошли курс рисования у академика живописи Кирилла Викентьевича Лемоха. По примеру Марии Федоровны, которая часто украшала свои письма легкими акварельными набросками, они иллюстрировали свои письма и дневниковые записи. К именинам, дням рождений и другим праздникам дети дарили родителям свои рисунки с дарственными надписями.


Великий князь Михаил Александрович на уроке рисования


Великий князь Георгий Александрович Сельский пейзаж 1883 Источник

Думаю, 13-й по счёту Император Всероссийский в особом представлении не нуждается. Посему ограничусь справкой. Итак, Александр III Александрович. Родился 26 февраля 1845 года. Внук Николая I . Сын Александра II от брака его с принцессой Марией Гессенской (Марией Александровной). Со смертью старшего брата – наследник престола. Женат на датской принцессе Дагмар (Марии Фёдоровне). Император Всероссийский с 1 марта 1881 года. Царь Польский, Великий князь Финляндский. Коронован 15 мая 1883. Отец императора Николая II . Скончался в Ливадии 20 октября 1894 года…

Александр III. (1).

Зарянко С.К. Портрет вел. кн. Александра Александровича в свитском мундире. 1867. ГРМ.

Александр III. (2).

Худояров В.П. Портрет вел. кн. цесаревича Александра Александровича. Конец 1870-х – начало 1880-х гг. Эрмитаж.

Александр III. (3).

Александр III. (4).

Александр III. (5).

Туксен Л. Император Александр III с супругой Марией Фёдоровной и сыном Михаилом. 1893 (?).

Александр III. (6)

Туксен Л. Портрет семейства короля Кристиана IX и королевы Луизы Датской. 1883. Дворец Кристианборг. Копенгаген. Дания.

Александр III. (7).

Крамской И.Н. Портрет имп. Александра III . 1886. ГРМ.

Александр III. (8).

Репин И.Е. Приём волостных старшин имп. Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1885 – 1886. ГТГ.

Александр III. (9).

Крамской И.Н. Портрет имп. Александра III и имп. Марии Фёдоровны. 1885. Крепостной музей (?). Лаппеенранта. Финляндия.

Александр III. (10).

Неизвестный художник (?). Портрет имп. Александра III . Около 1890 (?) года.

Александр III. (11).

Сверчков Н.Е. Император Александр III и кайзер Вильгельм в открытом ландо. 1888.

Александр III. (12).

Заболотский П.П. Портрет имп. Александра III . 1889. ГРМ.

Александр III. (13).

Корзухин А.И. Портрет имп. Александра III . До 1894. Гос. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник.

Александр III. (14).

Келер И.П. (?) Портрет имп. Александра III . 1890-е гг.

Александр III. (15).

Неизвестный художник. Портрет имп. Александра III . 1895.

Александр III. (16).

Дмитриев-Оренбургский Н.Д. Портрет имп. Александра III . 1896. Гос. Исторический музей. Москва.

Александр III. (17).

Першаков А.Ф. Портрет имп. Александра III . 1890-е гг. Частное собрание.

Александр III. (18).

Серов В.А. Портрет имп. Александра III с рапортом в руках. 1900. ГРМ.

Александр III. (19).

Серов В.А. Император Александр III в форме Датского королевского лейб-гвардии полка на фоне северного фасада замка Фреденсборг. 1899. Собрание офицерского корпуса Датской королевской лейб-гвардии. Дания.

Александр III. (20).

Шильдер Н.Г. Портрет имп. Александра III . Конец XIX века. Центральный военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург.

Александр III. (21).

Зичи М. Панихида по имп. Александру III в его спальне в Малом дворце в Ливадии. 1895. Эрмитаж.

Александр III. (22).

Зичи М. Императрица Мария Фёдоровна рядом с телом Александра III . 1895. Эрмитаж.

Буду признателен уважаемым сообщникам за уточнение авторства и местонахождения тех или иных полотен.

Император российский Александр III был тонким ценителем искусства, очень хорошо разбирался в живописи и имел собственную коллекцию произведений русского и зарубежного искусства.

Основу его коллекции живописи составили картины, подаренные ему его отцом Александром II.В 1870-е годы Александр Александрович приобретает за сорок тысяч рублей картины русских художников у золотопромышленника В.А.Кокорева. Фамильная коллекция живописи включала в себя выдающихся художников семнадцатого – девятнадцатого веков: Д. Левицкого, В. Боровиковского, В. Тропинина, А. Венецианова, С. Щедрина, К. Брюллова, И. Айвазовского, Верещагина, К. Бруни, К. Маковского, И. Крамского,К. Савицкого.

Каждый из Романовых вносил в коллекцию картины своих любимых художников. Николай I больше всех ценил И.Айвазовского. Александр Александрович больше всего увлекался портретным искусством и пейзажем, любил изображения батальных сцен, но больше всего ему нравилось собирать древнерусское искусство.

Александр старался представить в коллекции наиболее полную картину искусства своего времени. Император никогда не жалел денег на покупку картин самых дорогих и модных в конце девятнадцатого века художников – Айвазовского, Семирадского, Брюллова, Федотова. Коллекционировал Александр и нелюбимых им передвижников, и критикуемого им Репина.Его коллекция картин к 1894 году состояла из 130 работ различных художников.

13 апреля 1895 года сын императора Александра III, Николай II подписал указ об учреждении Русского музея. Три года спустя, 7 марта 1898 года открылись двери первого в России государственного музея национального изобразительного искусства.

К моменту открытия экспозиции, собрание музея насчитывало свыше 1,5 тысяч работ русских художников – 445 картин, 111 скульптур и 981 лист акварелей и рисунков. Основу коллекции Русского музея составили произведения, поступившие из Эрмитажа, Зимнего дворца, Академии художеств, Царскосельского Александровского дворца, Гатчинского дворца. Были дары и из частных собраний (коллекция князя А.Б.Лобанова-Ростовского (1824–1896), акварели и рисунки из собрания княгини М.К.Тенишевой). Большое значение имела коллекция картин Александра III.


Годы правления Александра III отмечены значительными успехами в укреплении могущества России, а также выдающимися достижениями в развитии отечественной культуры и науки, чему он лично немало способствовал.

В годы правления Александра III при его непосредственном участии в России были созданы русская опера, Русский музей, активно работало Русское императорское историческое общество, во главе которого стоял сам император. Было подготовлено создание русского национального театра во главе с драматургом Островским, состоялось открытие Императорского исторического музея, было учреждено Императорское православное палестинское общество.

Широкое церковное строительство, развернутое по всей стране в пореформенный период, требовало привлечения наиболее талантливых архитекторов, понимавших требования эпохи.

Одним из создателей так называемого русского стиля в архитектуре был выдающийся русский архитектор Давид Иванович Гримм (1823–1898), немец по происхождению, лютеранин по вероисповеданию.

По проектам Давида Ивановича было сооружено значительное количество архитектурных памятников на территории России, в том числе Владимирский собор в Херсонесе, Александро-Невский храм в Тифлисе, храм Святого Николая в Брестской крепости, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Егерской слободе в Гатчине, церковь Святой Ольги близ Стрельны в Петергофе и др.

В 1881 году по заказу императора Шредер создал памятник Екатерине II для Царского Села.

С Фаберже началась новая эра в ювелирном искусстве – эра императорских пасхальных яиц, продолжавшаяся более тридцати лет.

Фаберже оставил потомкам и еще одно творение, посвященное императору, – модель знаменательного памятника Трубецкого, воздвигнутого на Знаменской площади в 1910 году. Яйцо было сделано из горного хрусталя, на вершине – из платины. Внутри помещалась выполненная из золота конная статуэтка Александра III.

Россия ни в коей мере не была тюрьмой народов, как пытались убедить нас некоторые советские историки, а она была плавильным котлом для людей разных национальностей и вероисповедания, чему в немалой степени способствовала императорская власть. Ибо общее культурное пространство могло действительно объединить Россию. Многие выдающиеся деятели российской культуры не были русскими по крови, но они остались в памяти потомков как ярчайшие представители русской культуры XIX века.

Величайшие произведения русской культуры периода царствования Александра III являются национальным достоянием нашей страны и по сей день.

Зимние гулянья

Наверное, многим известно, что она была художницей, но то, что рисованием увлекались и другие Романовы, скорее всего, для кого-то, как еще недавно для меня, станет неожиданностью.

Супруга Александра II, Мария Александровна, принимавшая в образовании своих детей самое непосредственное участие, обожала изобразительное искусство и постаралась привить к нему любовь своей семьи.

Великий князь Александр Александрович с юных лет увлекался живописью, его первым учителем рисования был Николай Тихобразов. После заключения брака цесаревича Александра и датской принцессы Дагмар, перешедшей в православие с именем Мария Федоровна, ко двору был приглашен Алексей Боголюбов, который давал совместные уроки живописи молодым супругам (художника Боголюбова ценили Николай I, Александр II).

Интерес к живописи был тем немногим, в чем вкусы цесаревича Александра Александровича и Марии Федоровны совпадали, это помогло им сблизиться в первые годы брака. Однако за трагической смертью Александра II последовало вступление на престол Александра III, и занятость государственными делами не оставила времени на живопись. Но император любил и ценил художественные произведения и был увлеченным коллекционером (впоследствии большая часть его коллекции вошла в состав коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге).

Императрица Мария Федоровна, интересовавшая живописью с детства и, несомненно, как и ее мать, королева датская Луиза, обладавшая художественным талантом, занятий не оставила. Алексей Боголюбов отзывался о ее работах с уважением, отмечал вкус и чувство цвета императрицы. Однако известный маринист вскоре оставил придворную деятельность и занялся устроением народного музея в Саратове. В 1889 году Мария Федоровна предложила роль своего наставника академику живописи , но их занятия не были продолжительными.

Был увлечен живописью всю свою жизнь и рисовал в юные годы младший брат Александра III — великий князь Сергей Александрович. Он интересовался гуманитарными науками, хорошо знал историю живописи и иконописи, античную историю и археологию. Уроки рисования ему давали Бейдеман, Клодт и Нефф (последний даже организовывал экскурсии великого князя по Эрмитажу). Сергей Александрович также увлекался коллекционированием, причем собирал такие предметы искусства, как иконы, античную терракотовую скульптуру, картины передвижников. Его любимыми живописцами стали Васнецов, Серов, Айвазовский, Нестеров.

Его супруга Елизавета Федоровна, урожденная принцесса Гессен-Дармштадская, обожала цветы, зачастую она сама составляла букеты и любила их зарисовывать. Интересовал ее и стиль модерн, известен созданный ею автопортрет, рисунок — подражание Альфонсу Мухе. Конверты с письмами к младшей сестре Аликс (принцессе Дармштадской, а затем — императрице Александре Федоровне), великая княгиня украшала своими рисунками, изображавшими сказочные сюжеты или бытовые сценки. Однако ее самым известным произведением можно назвать портрет юной Александры Федоровны, в котором отразились не только нежные сестринские чувства Елизаветы Федоровны, но и ее художественное дарование.

Возвращаясь к семье императора, стоит сказать, что уроки рисования получали все дети Александра III и Марии Федоровны. Но особенно императорскую чету радовала своим увлечением живописью младшая дочь — Ольга. В раннем детстве ее восхитил альбом, показанный отцом, императором Александром, повествующий о жизни некого города — Мопсополя, где жили мопсы. Этот альбом рисовали сам Александр (тогда еще великий князь) и его старший брат Николай (в то время — наследник престола) во время Крымской войны, когда они были еще подростками. По сути альбом был сатирического характера — мопсы намекали на противников России в войне, англичан и французов.

С детства Ольга Александровна делала попытки рисовать, император признал их удачными, и для нее был приглашен преподаватель живописи. В разные годы ее учителями были Маковский, Виноградов, Жуковский. Как оказалось, рисуя, великая княжна лучше усваивала материал дающихся ей уроков, поэтому ей было разрешено пользоваться карандашом в часы географии и арифметики.

Ольга Александровна не оставляла рисование ни в годы своего первого неудачного брака, ни в трудные годы революционных потрясений и всегда признавала, что самым нарядным считает льняное платье, которое надевает, когда встает к мольберту. В 1919 году Ольга Александровна со своим вторым мужем Петром Куликовским и двумя маленькими сыновьями покинула Россию. С 1920 года ее семья жила в Дании, но в 1948 Куликовские перебрались в Канаду и поселились неподалеку от Торонто.

Ольга Александровна написала более двух тысяч акварелей. Для нее рисование стало не только увлечением, но и возможностью заработка. От продажи ее картин в семейный бюджет поступали средства, на которые Куликовские жили и имели возможность заниматься благотворительностью.

Читайте также: