Живопись конца 20 начала 21 века в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Темы и вопросы семинарских занятий;

Тема 1. Основные понятия искусствоведения и истории искусства.

Вопросы:

1.Проблема классификации видов искусств.

3. Сущность, цели, задачи искусства.

4.Функции и смысл искусства.

7. История возникновения и становления искусствоведения.

Вопросы для обсуждения:

1. Известны 5 определений искусства. Что характерно для каждого из них? Какого из определений Вы придерживаетесь? Можете ли Вы сформулировать Ваше определение искусства?

2. В чем состоит назначение искусства?

4. Перечислите 4 основные функции искусства (по И.П. Никитиной) и четыре

возможных понимания смысла искусства.

6. Перечислите и дайте краткую характеристику видам искусства: пространственные, временные, пространственно-временные и зрелищные искусства.

7. Что является предметом изучения истории искусства?

8. Как Вы думаете, какова роль музеев, выставок, галерей, библиотек для изучения произведений истории искусства?

15. Истоки отечественной мысли об искусстве. Сведения о художниках и художественных памятниках в русских средневековых летописных и эпистолярных источниках. Постановка вопросов об искусстве в общественно-политической жизни 16 в. (Стоглавый собор 1551 г. и др. соборы) как свидетельство пробуждения критического мышления и борьбы различных идейных направлений.

17. Активное формирование новых светских форм культуры в 18 в. Записки

Я.фон Штелина – первая попытка создания истории русского искусства.

18. Новое романтическое понимание искусства в критических статьях К.Н. Батюшкова, Н.И. Гнедича, В. Кюхельбекера, В.Ф. Одоевского, Д.В. Веневитинова, Н.В. Гоголя.

Рекомендуемая литература

1.Алексеев В.В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график и скульптор. – М.: Искусство, 1991.

2.Валери П. Об искусстве. Сборник. – М.: Искусство, 1993.

3.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1985.

4.Власов В.Г. Стили в искусстве.- СПб.: 1998.

5.Зись А.Я. Виды искусства. – М.: Знание, 1979.

6.Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. – М.: Сварог и К, 1998.

7.Мелик-Пашаев А.А. Современный словарь-справочник по искусству. – М.: Олимп – АСТ, 2000.

8.Янсон Х.В. Основы истории искусств. – М.: Искусство, 2001.

Тема 2. Искусство Древнего мира. Искусство эпохи первобытнообщинного строя и Древнего Востока.

Вопросы:

1.Периодизация искусства первобытного общества. Характеристика первобытного искусства эпохи: палеолита, мезолита, неолита, бронзы.

2.Понятие синкретизма в первобытном искусстве, его примеры.

3.Общие закономерности и принципы искусства Древнего Востока.

4.Искусство Древней Месопотамии.

5.Искусство древних шумеров.

6. Искусство древней Вавилонии и Ассирии.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте краткий обзор периодизации первобытного искусства. В чём особенности искусства каждого периода?

2. Охарактеризуйте основные черты первобытного искусства: синкретизм, фетишизм, анимизм, тотемизм.

3.Сравните каноны в изображении человека в художественном творчестве древнего Востока (Египет и Месопотамия).

4. В чём особенности изобразительного искусства Древней Месопотамии?

5.Расскажите об архитектуре Месопотамии на примере конкретных памятников:

зиккурта Этеменнигуру в Уре и зиккурата Этеменанки в Новом Вавилоне.

6.Расскажите о скульптуре Месопотамии на примере конкретных памятников: стенах вдоль дороги Процессий, воротах Иштар, рельефах из дворца Ашшурнасирпала в

7.Какова тематика скульптурных рельефных изображений Месопотамии?

8. Как назывались первые вавилонские памятники архитектуры? Каково было их

9. Какова особенность космогонии шумеро – аккадской культуры?

10. Перечислите достижения в искусстве шумеро – аккадской цивилизации.

Рекомендуемая литература

1.Виноградова Н.А. Традиционное искусство Востока. – М.: Искусство, 1997.

2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – М.: Искусство, 1985.

3. Искусство Древнего Востока (Памятники мирового искусства). – М.: Искусство, 1968.

4.Искусство Древнего Египта. Живопись, скульптура, архитектура, прикладное искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1972.

5.Искусство Древнего Мира. – М.: 2001.

6.История искусства. Первые цивилизации. – Барселона-Москва: ОСЭАНО – Бета-Сервис, 1998.

7.Памятники мирового искусства. Выпуск III, первая серия. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1970.

8.Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. – М.: Искусство, 1985.

9.Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М.: Искусство, 1985.

Ни для кого не секрет, что современная живопись относится к древнейшему виду изобразительного искусства и подразумевает передачу зрительных образов с помощью нанесения красок на определенную поверхность. Миру известно сотни талантливых художников, которые жили много сотен лет до нас. Однако и в современной живописи так же есть гениальные личности, творчество которых, к сожалению, не так известно.

Современная живопись 21 века во многом отличается от живописи даже 20 века, не говоря о более ранних периодах. Современным художникам, к примеру, немного легче продвигать свое творчество в массы. Картины современной живописи теперь можно увидеть не только в галереях и на выставках, но так же в интернете. Современное искусство, как и современная живопись в России, относится к термину “актуальное искусство”. Актуальность живописи и искусства подчеркивается новаторством, применением новых идей, а так же технических средств.

Современная русская живопись отличается радикальностью и новаторством. Кроме того, в современной живописи хорошо прослеживается социальная направленность

Современная живопись 21 века

Как и любой другой временной отрезок, 21 век ознаменовался возникновением некоторых новых направлений в живописи. Сюда можно отнести Искусство взаимоотношений, Софт-Арт, Стрит-Арт, Фанизм и Ви-Джей.

В современном мире, как и в современной русской живописи, больше нет границ. Любой человек, который умеет держать в руках кисть или баллончик с краской считается художником. Помимо галерей и салонов, картины современной живописи так же можно увидеть и на стенах домов, гаражей или в тоннелях.

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….

Смотреть на видео подборку картин современных художников

Современная живопись 21 века — это новые техники и приемы, новые иностранные названия. К примеру, Стрит-Арт, как искусство, зародился еще в начале 20 века и тогда это течение называлось граффити. А уже к началу 21 века распространилось по всему миру. Стрит-Арт довольно популярное и распространенное течение, поэтому в последнее время проводится все больше конкурсов и фестивалей, посвященных этому направлению современной живописи в России и во многих других странах мира.

Современная живопись в России

Сколько бы ни было современных направлений в живописи, новых техник и приемов, остались еще и те художники, которые отдают предпочтение классике — Классические пейзажи, натюрморты и портреты. Безусловно, картины современной живописи отличаются от картин времен Малевича, Ван Гога, Рембранта. Но темы, которые поднимались в тех картинах так же актуальны и сейчас.

Помимо этого, многие картины современной русской живописи выполнены маслом на холсте. Более продвинутые художники и деятели искусства вместо холста могут использовать пластик или оргалит, в вместо масляных красок — акриловые краски или рельефную пасту разных цветов. Современная живопись 21 века, как и современная живопись в России отличается социальной направленностью, экспрессией и удивительным сочетанием ярких красок.

Представляем творчество современных художников: Азама Атаханова, Галины Быстрицкой, Алексея Ваулина Виктора Лукина, Сергея Максютина, Александра Савко, Александра Сигутина, Елены Утёнковой-Тихоновой, Юрия Хоровского, Елены Щепетовой

Творчество Азама Разиюллоевича Атаханова формируется на стыке восточного и западноевропейского искусства. Присущие восточной живописи экспрессия и насыщенность цветового решения гармонируют с композиционным и образным строем западной изобразительной традиции. Так, восточные сюжеты воплощаются в художественной манере, напоминающей искусство модернизма: порой она уходит в пуантилизм, а иногда цитирует приемы фовистов и примитивистов. Работам Атаханова свойственны намеренная аппликативность, которой художник достигает при помощи чёткого линейного контура и локальных цветовых пятен, и декоративность, проявляющаяся в плоскостном изображении и детализации. Художник не ограничивает свои творческие эксперименты одним жанром и пробует свои силы в пейзаже, портрете, натюрмортах, бытовых сюжетах. Полихромная, насыщенная живопись Атаханова изображает чарующий мир Востока и отражает его богатые культурные традиции.

Произведения Галины Альбертовны Быстрицкой (1961) написаны широким пастозным мазком и наполнены бесконечным движением и энергией. От импрессионистов художница наследует стремление изобразить повседневную реальность, попытку уловить и передать жизнь как отражение своих впечатлений. Визуальные образы Быстрицкой всегда предметны, обычно это пейзажи и натюрморты, реальные персонажи, написанные с натуры. Особое значение художница уделяет цвету, предоставляя ему возможность существовать в качестве независимого композиционного элемента.

В абстрактной манере работает и художник Алексей Николаевич Ваулин (1974). Опираясь на опыт мастеров начала ХХ столетия, Ваулин создает выразительный образ с помощью динамичных форм и цветовых соотношений. Вместе с тем художник рассматривает цвет не только как средство выразительности, но и как инструмент самопознания, исследования реальности и человеческой души, в связи с чем его образы, смоделированные абстрактными цветовыми и световыми соотношениями, носят конкретный и узнаваемый характер.

Творчество Виктора Феоктистовича Лукина (1955) оперирует достижениями прошлого и обращается к философии русских авангардистов. В основе его произведений лежит абстрактный язык, наполненный символами и смысловыми кодами. В визуальных образах, созданных В. Ф. Лукиным, отсутствует патетика — его работы, подобно произведениям супрематистов, порождают ощущение бесконечного, абсолютного пространства. Движение и ритм художник задает при помощи цвета, плавно перетекающего из одной структуры в другую или играющего всевозможными контрастами.

Если ранние произведения художника Сергея Владимировича Максютина (1956) наполнены сложными визуальными метафорами, иносказаниями и символами, то на этапе зрелого творчества основным жанром становится пейзаж, существующий за пределами повествовательности и конкретики. Его фрагментарные этюды — это абстрактные образы, образы стихии, вечной природы и жизни. В работах художника, кажется, отсутствуют рисунок и схема построения, картины словно сразу же написаны маслом. Максютин избегает перспективных сокращений и разделения на планы: его интересует фрагмент, который он будто фотографирует глазом и переносит на полотно. Его внимание прежде всего концентрируется на взаимодействии воды и неба, когда вода включает в себя небо и землю не просто как отражения, но как образ единства. В простых сочетаниях неярких цветов художник передает живое дыхание, движение и в то же время постоянство. Художник считает, что его работы не должны обозначаться точными координатами, они не однозначны. Даже одно и то же произведение, кажется, изменяет свою суть, если взглянуть на него несколько раз, с небольшими перерывами. Цветовая и чувственная природа достаточно выражается даже на небольшом участке холста, который нередко можно рассматривать как полную эмоций абстракцию. Цветовое решение работ построено на сочетании чистых, природных оттенков, которые отражают органическую природу его произведений.

Характерной особенностью художественного метода Александра Андреевича Савко (1957) является карикатурность и сатиричность. Один из самых провокативных и абсурдистских мастеров постмодернизма в России, он сталкивает две конфликтующие идеологии: советскую и американскую. Абсурд в искусстве Савко заключается в том, что герой американской массовой сериальной культуры помещается в единичное и неповторимое событие русской исторической живописи, всегда обращенной в прошлое. По такой же схеме он действует с шедеврами мировой живописи, вставляя физиономии героев американских сериалов вместо моделей Пикассо или персонажей социалистического реализма.

Таким образом, создается фантасмагорическая картина сложных переплетений в современной истории и культуре. Помещая образы массовой культуры в контекст классического искусства, художник иронизирует над современным обществом и восприятием традиционного. Композиции, поражающие абсурдностью и алогичностью, далекие от привычной художественной стройности, на самом деле подчеркивают болезненность общества, подверженного зависимости от навязанных образов медийной культуры и ее стандартов. Китчевые элементы, намеренно введенные художником, не только привлекают внимание зрителя нарочитой яркостью и абсурдностью, но свидетельствуют о дуалистической природе человеческого сознания, обожествляющего произведения классического искусства и одновременно возводящего в культ популизм и визуальные образы массовой культуры.

Александр Васильевич Сигутин (1959) в работах 1990-х — 2000-х годов, проявляет себя как последовательный приверженец эстетики постмодернизма. Это выражается в игровом характере произведений, цитатности, заимствованиях, использовании различных художественных языков XX века.

Работы Елены Евгеньевны Утёнковой-Тихоновой (1965) представляют собой прозаические этюды, в которых запечатлены моменты и события повседневной жизни. Художница создает трогательные образы, которые, подобно воспоминаниям, словно выхвачены из памяти. Этому ощущению способствует техника сфумато и серебристая, пастельная цветовая гамма. Художник избегает напряженности, патетики и экспрессии — напротив, в ее работах царит атмосфера спокойствия и внутреннего равновесия. Несмотря на то, что большинство произведений выполнено в технике масляной живописи, кажется, что Утёнкова-Тихонова работает пастелью. Её работы отличает мягкость светотеневых переходов, богатство оттенков, акварельная манера письма, размытый контур и тонкий, полупрозрачный красочный слой, которого художница добивается при помощи лессировок.

В иронической манере работает и Юрий Алексеевич Хоровский (1946), главным направлением в творчестве которого является скульптура. Его работы, выполненные в металле, бронзе, пластике или папье-маше, отличаются разнообразием форм и сюжетов и варьируются от совершенно абстрактных до конкретных и индивидуальных. Если имперсонифицированные образы, скорее, напоминают визуальные метафоры, в которых главное предпочтение отдается форме и материалу, то фигуративные являют собой изображение хрестоматийных персонажей, при этом далеких от классического восприятия. Богатый смысловыми контекстами образный ряд, к которому прибегает скульптор, балансирует между комичностью и трагичностью, сарказмом и серьезностью.

Творчество Елены Александровны Щепетовой (1951) во многом сложилось благодаря обучению на геологическом факультете Московского института нефтехимической и газовой промышленности. Будущая художница проходила учебную практику в Западной Сибири и Коми, в оренбургских степях и на Кавказе, и потому ее работы являют собой образы мест, которые она посещала, воспоминания и впечатления о них. Тема странствий становится магистральной в творчестве художницы. Щепетова создает ощущение бесконечного пространства, используя параллельную перспективу. Этот прием, а также четкая, графичная манера письма, ритмическое строение композиционных элементов пейзажа и преобладание единой цветовой тональности напоминают произведения Николая Рериха, мастера горных пейзажей. Творчество Щепетовой, однако, охватывает более широкий спектр разновидностей этого жанра и находится на грани между традиционным предметным пейзажем и абстракцией, уходящей корнями в символизм. Бесконечная игра цвета и света, сочетание пастельных линий и насыщенных цветовых пятен рождают ощущение разнообразного и вечно меняющегося мира.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Культура 20-21 века. Живопись 20-21 веков. Презентация на заданную тему содержит 33 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Что есть красота? Этим вопросом задавались многие и многие. Красоту искали. И красоту находили. Её воспевали и её запечатлевали. Красота вокруг человека. Восторг и трепет вызывает она в наших душах..Как её удержать?Как выразить?Как запечатлеть? На помощь человеку приходит исскуство. Одним из самых сильных видов исскуства является живопись, отражающая действительность на плоскости с помощью красок.

Краткая история современной живописи. Как и современное исскуство, современная живопись в нынешнем своём виде сформировалась в 60-70-е гг ХХ века . Шли поиски альтернатив модернизму, часто вводились и противоположные ему принципы. Французские философы ввели термин “постмодернизм”, и к этому течению присоединились многие художники. Самыми заметными явлениями искусства 60-70х стали концептуальное искусство и минимализм. В 70-х произошло усиление социальной направленности художественного процесса.

Актуальное исскуство В России 90-х существовал термин “актуальное искусство”. Под ним подразумевалось новаторство в современном искусстве в идеях и технических средствах. Оно быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Во многом актуальному искусству приписывались четры авангардизма. Некоторые вмды современного искусства нередко были подвержены институциональной критике. В России этот вид деятельности практически отсутствует.

Метафизическая живопись. Родоначальником метафизической живописи является Джорджо де Кирико, который ещё в период своего пребывания в Париже в 1913-1914 годах создавал пестынные городские пейзажи; его серия “Площади Италии” придавала фантастическое изммерение условной итальянской классической архитектуре, воссозданной им на картинах. В городских пейзажах передавал ощущение тревожной застылости мира, его отчуждонности от человека.

Дж.де Кирико “Меланхолия улицы”(1914) “Меланхолия улицы” указывают на стремлдение автора наполнить самые обыденные ситуации ощущением опастности и ирреальности.

Абстракционизм. Направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма – достижение “гармонизации”, создание определённых цветовых сочетнаий и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

Кандийский. Казаки(Деталь Композиции IV).1910 Художник говорил, что она основана на впечатлениях от въезда казаков в Москву во время революционных событий 1905-1906 годов. Эта работы относится к полуабстрактным. В левомверхнем углу – двое казаков с саблями. Справа – двое с пиками и один с саблей на фоне синего холма, на котором стоит дом. Радуга – это мост.

Малевич.Черный квадрат. Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете - “Черного квадрата”. Несложным движением кисти он раз и навсегда провёл непроходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью. По его собственным словам, он “свёл всё в нуль”. Нуль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие – одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования.

Кубизм. Авангардистское направление в живописи 20 века, характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением “ раздробить” реальные объекты на стереометрические примитивы. Возникновение кубизма традиционно датируют 1906-1907 г. И с вязывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин “кубизм” появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака “кубическими причудами”.

Рене Магритт.Сын человеческий 1964 Магритт писал эту картину как автопортрет. На ней изображен мужчина в пальто и шляпе-котелке, стоящий около стены, за которой видно море и облачное небо. Лицо человека практически полностью закрыто парящим перед ним зелёным яблоком. Своим названием картина, как полагают, обязана образу современного бизнесмена, оставшегося сыном Адама, и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире.

Модерн (Модернизм) Художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века.. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика.

Читайте также: