Интересные факты о третьяковской галерее кратко

Обновлено: 05.07.2024

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.

Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797

Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.

Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.

В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.

Экспозиция Третьяковской галереи продолжается работами художников и скульпторов первой половины XIX столетия, эпохи романтизма. Среди первых полотен этого периода вы увидите картины Ореста Кипренского — в том числе знаменитый портрет Александра Пушкина.

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827

Кипренский создал этот портрет в 1827 году по заказу одного из близких лицейских друзей Пушкина — поэта Антона Дельвига. Александр Пушкин позировал художнику в Шереметевском дворце. Картина была готова всего за два месяца и в том же году уже участвовала в выставке Академии художеств.

На портрете Пушкин изображен с клетчатым шотландским пледом, перекинутым через правое плечо. Этой деталью Кипренский подчеркнул любовь поэта к творчеству Джорджа Гордона Байрона — английского поэта-романтика шотландского происхождения, одного из кумиров эпохи романтизма.

Себя как в зеркале я вижу
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Последние две строки в этом стихотворении намекали на то, что как раз в то время Кипренский готовился представить свои работы за рубежом.

Карл Брюллов. Всадница. 1832

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857

В зале №16 начинается новая часть экспозиции — здесь выставлены картины и скульптуры мастеров второй половины XIX столетия. Вы увидите работы Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, а также произведения других живописцев и скульпторов той эпохи.

Иван Крамской. Неизвестная. 1883

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891

Илья Репин однажды услышал в гостях у своего друга, историка Дмитрия Яворницкого, старинное предание о том, как запорожские казаки написали письмо турецкому султану Мехмеду IV. Правитель Османской империи, по легенде, прислал указ, согласно которому Запорожская Сечь должна была подчиниться ему. Однако казаки составили ответное послание и весьма грубо отказались подчиняться туркам. У Яворницкого хранилась копия этого письма, которую он зачитал гостям. Репин заинтересовался и вскоре начал картину по этому сюжету. Над эскизами он работал в Екатеринодаре и станице Пашковской, а затем в Черниговской губернии.

Художник создал два варианта картины. Самый известный из них хранится в Государственном Русском музее, второй, более поздний, выставлен в Харьковском художественном музее. В Третьяковке же представлен первый завершенный эскиз маслом, который Репин создал в 1887 году. Художник подарил его своему другу Дмитрию Яворницкому, а тот позже продал работу Павлу Третьякову.

tretgalava

Государственная Третьяковская галерея, расположенная в Москве на Лаврушинском переулке, является одним из самых крупных и значительных музеев мира. Он был создан Павлом Михайловичем Третьяковым, известным меценатом и ценителем искусства, который посвятил свою жизнь сбору коллекции картин русских художников и подарил собранные шедевры вместе со зданием музея городу. Сейчас это крупный современный музей, обладающий самой большой в России коллекцией изобразительного русского искусства, которая постоянно пополняется. Галерея ведёт активную просветительскую работу, помимо постоянной экспозиции, проводятся тематические выставки и различные образовательные мероприятия.

Третьяковская галерея является крупнейшим художественно – историческим музеем, посвященным изобразительному искусству в России. Он расположен в Москве в Лаврушинском переулке. Галерея поражает своим размером – в ней насчитывается более 100 000 различных экспонатов.


Коротко об истории создания Третьяковской галереи

Третьяковская галерея была создана в 1856 году. Ее создателем считается купец Павел Третьяков. Через 11 лет, в 1867 году галерею открыли для посетителей, а 1892 году хозяин подарил ее городу. Так из личного музея Третьяковка превратилась в государственную собственность.

Уже на тот момент поражал размах экспозиции – в 1892 году в коллекции насчитывалось более 1200 картин, 471 рисунков и около десятка различных скульптур.

В 1917 году, после окончания революции, Третьяковка была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям, как русским, так и зарубежным.

На текущий момент в галерее можно посмотреть около 180 тысяч различных экспонатов. В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.

Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год

Современная деятельность

Здание Третьяковской галереи располагается в Лаврушинском переулке, доме под номером 10. Среднее количество посетителей насчитывает более полутора миллионов людей в год. Третьяковская галерея имеет несколько филиалов, в состав которого входит Инженерный корпус, несколько домов – музеев и даже храм в Толмачах. В 2014 году начались работы по возведению еще одного филиала, который будет располагаться в районе Кадашевской набережной.
В самой галерее представлено несколько экспозиций:

  • Искусство Древней Руси 12-17 веков;
  • Искусство 18 века;
  • Искусство 19 века;
  • Искусство начала 20 века;
  • Искусство СССР и сокровищница.

Сама галерея состоит из 106 залов, экспозиции в каждом из них тщательно подобраны по живописцам и эпохам.


Интересные факты


Похожие записи:

Коротко о Третьяковской галерее : 1 комментарий

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Государственная Третьяковская галерея — одна из самых известных сокровищниц мировой живописи. Ее история насчитывает более 160 лет. За это время в биографии музея накопилось немало интересных фактов, которые сыграли важную роль в его судьбе.

Третьяковская галерея

Идея галереи

Создать в Москве коллекцию лучших произведений искусства пришла в голову молодому московскому купцу Павлу Третьякову после посещения петербургского Эрмитажа. 20-летнего сына владельца льняной мануфактуры вдохновляла мысль о том, что благодаря московскому музею большое количество людей сможет насладиться шедеврами художников и скульпторов. Для Третьякова было очень важно, чтобы произведения отечественных авторов были собраны в одном месте и служили, в первую очередь, просветительской миссии.

Территория и экспонаты

Сейчас площадь Третьяковской галереи составляет 35,6 тысяч квадратных метров. В музее работает 106 залов. Количество выставленных в них, а также хранящихся в запасниках музея картин, рисунков и скульптур превышает 180 тысяч экспонатов. Они располагаются в восьми филиалах Третьяковки, при этом главным корпусом считается здание в Лаврушинском переулке.

Картины, с которых началась галерея

Самое большое полотно

Самой большой картиной, представленной в галерейной коллекции, считается “Явление Христа народу”. Полотно принадлежит кисти Александра Иванова. Шедевр русского живописца имеет размеры 7,5 м на 5,4 метра. Как свидетельствуют исторические хроники, художник потратил на создание картины двадцать лет и смог завершить ее лишь в 1857 году.

Аскетизм коллекционера

Галерея могла погибнуть

Коллекции произведений искусства угрожала гибель, когда в 1908 году в Москве началось наводнение. Спасти хранившиеся в музее шедевры пытались, строя кирпичную стену вокруг здания. Для этого к музею были специально направлены две роты саперов. Одновременно со строительством стены работники Третьяковки переносили экспонаты с первого этажа на второй. Так удалось сохранить коллекцию в безопасности и уменьшить нанесенный зданию ущерб.

Закрытие из-за кражи

В 1891 году в Третьяковской галерее, которая к этому времени уже имела статус общенационального достояния, произошла кража четырех произведений искусства. Это событие крайне опечалило Павла Третьякова, и он решил закрыть музей для посетителей на два года. Через некоторое время, благодаря активным поискам две картины все-таки удалось обнаружить, а в 1893 году музей был вновь открыт для публики.

В одном из исследований, посвященных находящемуся в Третьяковке “Черному супрематическому квадрату” Казимира Малевича, утверждается, что картина на самом деле висит вверх ногами. Определить это удалось благодаря экспертизе слоев полотна с помощью рентгеновских лучей и микроскопического анализа. Реставраторы обнаружили под верхним слоем краски надпись “Битва негров ночью”, которая оказалась перевернута. Считается, что эта фраза является отсылкой к картине французского автора Альфонса Алле “Битва негров в пещере глубокой ночью”.

Четыре версии шедевра Малевича

Далеко не всем известно, что художник Казимир Малевич написал не один «Черный квадрат”, а целых четыре. В Третьяковке висит первое из полотен, написанное в стиле супрематизм в 1915 году. Следующую версию художник создал в 1923 году. Третий вариант появился в 1929, а четвертый был написан в 1932 году. Сейчас, кроме Государственной Третьяковской галереи, картины можно увидеть в Русском музее и Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Любопытно, что четвертую картину удалось обнаружить совершенно случайно: один частный коллекционер решил расплатиться ею за банковский кредит.

Редакция картины Репина об Иване Грозном

Иван Грозный и его сын

Известное полотно Ильи Репина “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года” могла выглядеть по-другому. В 1915 году выставленную в Третьяковской галерее картину изрезал ножом некто Абрам Балашов. Сторонники конспирологических теорий полагают, что на действия вандала могло повлиять отношение к картине императора Александра III, который не очень любил эту работу. Тем не менее, порча картины была воспринята как трагедия. Для работников музея это событие было настолько вопиющим, что тогдашний хранитель покончил жизнь самоубийством. Впоследствии восстанавливать фрагменты полотна приезжал сам Репин. Однако гамма, в которой он ее переписал, отличалась от сохранившихся фрагментов. Позднее реставраторы нашли возможность вернуть полотну его первоначальный вид.

Эвакуация во время войны

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов экспонаты Третьяковской галереи пришлось эвакуировать из столицы. Большую их часть в 17 вагонах отправили в Новосибирск. Остальное на время перевезли в уральский город Пермь, который в военные годы носил название Молотов. В Новосибирске коллекцию Третьяковки разместили в здании недостроенного Оперного театра, которому тут же присвоили статус филиала музея. В Молотове экспонаты выставили в местной картинной художественной галерее. Коллекции вернулись обратно в Москву уже в 1944 году.

Реставрация здания Третьяковки в Лаврушинском переулке

С 1986 по 1995 год здание по адресу Лаврушинский переулок, 10 было закрыто на реконструкцию. На протяжении почти 10 лет экспонаты галереи выставлялись в здании Центрального дома художника (ЦДХ) на Крымском валу. Тем временем строители не только восстановили старинное здание, но и соорудили новый корпус, а также включили в музейный ансамбль храм Святителя Николая в Толмачах. После реконструкции количество залов Третьяковки увеличилось, и многие экспозиции получили собственное выставочное пространство.

Искусство для народа

Несмотря на перипетии судьбы, Третьяковская галерея сохранила свое предназначение — делать искусство доступным для общества.

Сбылась мечта Павла Третьякова о просветительской миссии Третьяковки, и люди выстраиваются в длинные очереди перед входом в музей, чтобы увидеть шедевры лучших представителей изобразительного искусства. Ежедневно Государственную Третьяковскую галерею посещают около 12 тысяч человек.

Читайте также: